Эстетика танца
В средние века искусство хореографии подвергалось гонениям официальных властей, но народное танцевальное искусство продолжало развиваться. В эпоху Возрождения танец вновь обретает популярность. В XVI в. возникают новые танцевальные формы: павана, куранта (медленные) и галярда, вольта (быстрые). В 1661 г. во Франции создается Королевская академия танца, разработавшая систему классической… Читать ещё >
Эстетика танца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Искусство танца
- 1.1 Понятие «танец»
- 1.2 Возможности хореографии в раскрытии эмоций человека
- 1.3 Виды и жанры хореографии
- 1.4 Балет
- 1.5 Единство духа и тела в музыкальной пластике
- Заключение
- Список использованной литературы
С древнейших времен танец украшает жизнь человека. В нем человек выражает свои мысли, чувства, переживания. И нет такого народа, который бы не гордился своими национальными танцами.
В переводе с греческого «хореография» означает «запись движения». Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя все то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные — все это хореография.
Танец — это выражение мысли и чувства средствами условных движений — жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает свое содержание.
С другими видами искусств хореографию объединяет задача отражения жизни, внутреннего мира человека.
Танец в жизни, и жизнь в танце неразрывно связаны.
Классический балет — это одна из форм хореографии. Определение «классический» относится к совершенству формы и содержания. В скульптуре классические пропорции торса, головы, рук и ног дают понятие об идеальном сложении человека, то же самое относится целиком и к балетному искусству.
Балет, как вид искусства, гораздо более доступен пониманию народной массы, чем опера и даже многие драмы. Язык мимики и пантомимы понятен всем и каждому.
В танце заложено гуманистическое начало. Искусство, и балет в частности, способны влиять на развитие хорошего вкуса. Именно это и является главной задачей классического балета.
1. Искусство танца
1.1 Понятие «танец»
Танец — один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует.
Танец — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В танцевальной музыке движенческая основа определяет структуру, размер и другие ее параметры. В ряде случаев танец может исполняться без музыки — в сопровождении музыкальных инструментов, кастаньет, хлопков, выстукивания каблуками и т. д.
Трудовые процессы, имитация их в обряде сыграли большую роль в зарождении танца. Истоками его стали, кроме того, пляска, стихийно выражающая в движениях кульминацию эмоционального состояния человека, а также ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику. Отбор движений, оттачивание их пластической формы, организация в эстетически и этически обусловленную общность способствовали постепенной кристаллизации искусства танца.
В танце запечатлены важные черты национального характера, духовного мира того или иного народа.
Различается танец бытовой (народный, бальный) и сценический. Возможны также сценические формы и бытового — народного, бального — танца. Сценический танец, корни которого уходят в фольклорное искусство, имеет множество разновидностей: классический, «модерн», джаз-танец, диско-танец и др.
В европейском искусстве видное место принадлежит классическому танцу. В его формировании важную роль сыграла Французская Академия танца (создалась в 1661 году). Были установлены основные правила классического танца, ставшие затем нормативными: выворотность и четкие позиции ног, вполне определенные положения рук, установлен перечень главных поз и т. д. постепенно танцевальная техника усложнялась, появлялись новые движения и приемы. Наряду с действенным танцем, в котором присутствовали сюжетные мотивы, развивались также инструментальные формы «чистого» танца и соответствующие приемы структурной организации его.
Танец в специальной обуви — «на пуантах» — получил образное осмысление, стал одной из принятых форм классического. Развитие инструментальных форм классического танца привело к рождению симфонического танца, способного передавать высокое поэтическое и философское содержание. В начале XX века возникла необходимость обновления классического танца, поиска форм, соответствующих времени.
Творчество американской танцовщицы А. Дункан утверждало новые эстетические принципы танца-" модерн". Это направление, противопоставлявшее себя классическому танцу, получило широкое распространение и дальнейшее развитие в последующие годы. Однако, классический танец не только не был вытеснен, но и впитал находки соперничающих с ним новых художественных системе, обогащал и развивал свои выразительные возможности.
1.2 Возможности хореографии в раскрытии эмоций человека
Хореография — эхо музыки. Танец — мелодичный и ритмичный. Звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. п.).
Основоположник балетного театра Ж. Ж. Новерр писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства — братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху» .
Эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений. Даже походка человека может быть стремительна, радостна, печальна. Движения человека в повседневной жизни и в труде всегда так или иначе эмоционально интонированы, выразительны и подчинены определенному ритму. Танец веками шлифовал и обобщал эти выразительные движения, и в результате возникла целая система собственно хореографических движений, свой художественно выразительный язык пластики человеческого тела. Танец национален, он в обобщенной форме выражает характер народа.
Как и музыка, танец сначала существовал одновременно как творческое и исполнительское искусство (автор одновременно был и исполнителем). Позже, с усложнением этих искусств, сочинитель (композитор, балетмейстер) отделился от исполнителя (музыканта, танцора).
Танец возник в древности, еще в условиях первобытнообщинного строя, как художественное воспроизведение охоты и других трудовых процессов, как средство объединения людей. У австралийских племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требующее массового действия: сбор плодов, начало охоты, посвящение юношей, военный поход.
В Древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В Дрек-нем Египте танец входил в ритуал богослужения. У древних греков танец был также частью культа -(экстатические пляски в честь Диониса, плавные, торжественные — в честь Аполлона). Кроме того, были развиты «пиррические» (военные), атлетические (спортивные) танцы, способствовавшие гармоничному воспитанию молодежи. Лукиан так описывает греческие танцы: «…ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения, — позднее они пригодятся ему на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол вести хоровод благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь из скромности и доблести». В Древнем Риме танец имел государственно-народное значение; среди высшего слоя общества были также распространены развлекательные (в частности, эротические) танцы.
В средние века искусство хореографии подвергалось гонениям официальных властей, но народное танцевальное искусство продолжало развиваться. В эпоху Возрождения танец вновь обретает популярность. В XVI в. возникают новые танцевальные формы: павана, куранта (медленные) и галярда, вольта (быстрые). В 1661 г. во Франции создается Королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии, которая сыграла большую роль в развитии балетного искусства. В конце XVII в. в Европе приобретают широкое распространение бальные танцыгавот, полонез, менуэт. Французское Просвещение (Вольтер, Руссо, Дидро), выступая против аристократии и абсолютизма, подвергло критике и их порождение — придворный балет за украшательство, культ бездумного развлечения, фривольность, штампы, рутину. В XVIII в. танец обретает развитую сюжетно-драматическую эмоциональную основу, что способствует развитию балетного искусства.
В России первое танцевальное представление «Балет об Орфее и Эвридике» было поставлено в 1673 г. Музыка П. И. Чайковского, творчество балетмейстеров Ш. Дидло и М. Петипа, танцевальное искусство А. Истоминой и А. Павловой сформировали самобытную школу русского балета.
Советский балет продолжил замечательные традиции прошлого в творчестве Г. Улановой, М. Плисецкой, В. Чабукиани и др. Одновременно большое развитие получило искусство народного танца в ряде народных ансамблей (" Березка", «Рэро» и др.). В современном балете хореография органически связана с действием и от него неотделима; это не украшение сюжета танцевальными номерами, а выявление его интонированной пластикой человеческих движений.
Хореография — искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение несет в себе задачу одухотворенного воздействия на воспринимающего его зрителя с целью изменения его душевного существа, — это уже искусство. Хореография не имеет такого подчинения ритму, как танец. Танец подчинен, очень строго подчинен ритмооснове и существует вне человека (опять же, в том облике, в котором он существует сейчас на Земле). Хореография — это изобретение человека земного, но, как это ни парадоксально, хореография это более всеобъемлющее понятие.
Основные направления танцевального искусства: народный, классический (академический), современный, историко-бытовой.
Хореографическое танцевальное искусство мира в этой связи сильно напоминает ситуацию разделения человечества. Есть чернаянегроидная раса, белаяевропеидная, желтаяазиатская, краснаяамериканская. В процессе эволюции представители этих рас смешиваются и от этих смешений происходят «гибриды», с одной стороны отличающиеся от своих «прародителей», но с другой — заключающие в себе особенности и той, и другой рас. Такое примитивное, на первый взгляд, сравнение, точно отражает суть происходящих смешений в танцевальном искусстве.
1.3 Виды и жанры хореографии
танец хореография балет пластика В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.
В хореографическом искусстве выделяют:
1) народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа;
2) бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т. д.;
3) профессиональное искусство танца — (включающий и классический танец) — вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.
Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов.
Во-первых, от рисунка танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях.
Во-вторых, от танцевальной формы, которая может быть представлена в виде вариации, дуэта, трио, квартета, дивертисмента, действенного танца, кордебалета.
В-третьих, любой танец должен включать в себя следующие компоненты: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.
1.4 Балет
Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе с 16 века на базе придворно-бального и бытового танца. Основные особенности школы европейского классического балет и традиции балетного спектакля были заложены во Франции в 17 веке; вслед за ней наиболее значительная балетная школа сложилась в России. В 19 — 20 вв. европейский классический балет стал явлением интернациональным. В последние десятилетия на его образной базе и технике возникли школы современного танца, подчас значительно отличающиеся от классической первоосновы. Ряд стран Востока также имеет свой балет, основанный на собственной национальной системе танца и пантомимы. Искусство балета сегодня часто называют хореографическим.
Балет включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство, объединяя разные искусства, балет обнаруживает родство с ними. Это создает возможность преимущественного развития в отдельных случаях драматических музыкальных, живописных начал, накладывающих отпечаток на все синтетическое целое, что наблюдается в различных исторических направлениях.
Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения действительности, воплощения больших философских идей, мыслей и чувств, раскрытия существенных сторон и конфликтов народной жизни.
Профессиональный классический балет вырос на основе народного танцевального искусства. Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты темами и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных странах, но и в разных краях, областях.
1.5 Единство духа и тела в музыкальной пластике
Если музыка сама по себе обладает огромной силой духовного воздействия на человека, то во сколько же крат увеличивается ее сила, когда она естественно и органически соединяется с человеческим голосом и пластикой движений человеческого тела. Именно на этом естественном и органическом соединении и, следовательно, усилении духовного заряда музыки и возник в XVI веке оперный театр, а в XVI—XIX вв.еках балетный театр или оперное и хореографическое искусство. Постепенно осваивая глубинные основы музыки, человечество пришло к осознанию того факта, что человеческий голос является самым совершенным инструментом, с помощью которого можно передать самые тончайшие движения души человеческой. Дело в том, что человеческий голос способен к таким нюансировкам интонаций, передачи душевных переживаний и духовных состояний, к каким не всегда способна даже скрипка — одно из величайших творений человеческого гения. Людям не известны такие радости, страсти, боли, гнев и негодование человеческое, которые не могли бы быть интонационно выражены голосом человеческим. Один из крупнейших теоретиков и практиков музыки, известнейший и крупнейший русский композитор Борис Асафьев разработке интонационной основы музыки уделил основное внимание и в теории и в музыке балетов «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа», «Барышня-крестьянка», «Весенняя сказка», «Кавказский пленник», «Красавица Радда», «Милица», «Ночь перед рождеством», «Партизанские дни», «Суламифь», «Утраченные иллюзии», «Франческа да Римини». Как крупнейший музыкант Б. Асафьев исходил из того, что интонированную музыку с неменьшим успехом, чем голосом, человек может передать и пластикой человеческого тела, движением, жестами и мимикой.
В XIX веке возникла и еще одна разновидность музыкального театра — оперетта или музыкальная комедия, которая органически соединила интонационные возможности музыки, человеческого голоса и хореографии, или пластики и выразительности человеческого тела и движения.
Легкий и живой музыкальный, вокальный, пластический и хореографический язык оперетты довольно свободно усваивается почти всяким пришедшим в музыкальный театр. И из этого же языка постепенно прорастает в чувствах, сознании человека понимание той же музыкальности, вокальности, пластичности и хореографичности языка оперы и балета. Тем более что в оперном и балетном театре также имеется немалое количество лирических опер и балетов, движущей силой музыки, пластики и движения которых также является Любовь и все необъятное богатство человеческой чувственной жизни, развернутой во времени, в движении чувств, мыслей, дел человеческих.
Заключение
Танец — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально-хореографический образ.
Хореография — искусство сочинения и постановки танца, балета.
В хореографическом искусстве выделяют:
- народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа;
- бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т. д.;
- профессиональное искусство танца.
Балет — спектакль, который соединяет музыку, хореографию, танец и пантомиму, изобразительное искусство, декорации, костюмы, освещение. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения, поступки. Искусство артистов балета — балерин и танцовщиков — делает его одухотворенным, осмысленным, поэтически содержательным. Декорации и костюмы воссоздают время и место действия, атмосферу, в которой происходят события.
Единство духа и тела в музыкальной пластике заключается в том, что особенности восприятия человеком музыки, наслаждение ею во многом определяется характером собственных биоритмов каждой личности. Биоритмы характеризуют и двигательные пластические реакции личности на музыку.
Ритмические движения групп людей, двигающихся в соответствующем темпе и ритме, и породили, наряду с обрядовыми групповыми движениями, танец как единство ритмизованных пластических движений, соответствующих им жестов и мимики. У каждого рода и племени, а позже и народа появились свои неповторимые танцы со специфическими и характерными движениями, соответствующими темпераменту и характеру каждого конкретного народа.
1) Барышникова Т. К. Азбука хореографии. — СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 1996. — 256 с.
2) Беляев А. А, и др. Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
3) Бореев Ю. Б. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
4) Григорович Ю. М. Балет: Энциклопедия. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. — 623 с.
5) Киященко Н. И. Эстетика жизни. — М.: ИНФРА — М; ФОРУМ, 2000. — 118 с.
6) Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — 240 с.