Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Структурно-содержательные характеристики функциональных компонентов психической регуляции в разных типах профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования психической регуляции профессиональной деятельности определяют происходящие в обществе социально-экономические изменения, предъявляющие новые требования к профессионализму субъектов трудовой деятельности. На современном этапе развития психологической науки практически отсутствуют сравнительные исследования, посвященные выявлению факторов объединяющих и разъединяющих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое исследование проблемы психической регуляции профессиональной деятельности
    • 1. 1. Психологический анализ проблемы психической регуляции деятельности
    • 1. ^.Функциональные компоненты структуры психической регуляции
      • 1. 3. Понятие «профессионализма» и концепции профессионализации
  • Глава 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методики исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. Анализ профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников
    • 3. 1. Профессиографическое исследование особенностей профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников
    • 3. 2. Экспертный анализ функциональных компонентов психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников
  • Глава 4. Эмпирическое исследование структурно-содержательных характеристик функциональных компонентов психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников
    • 4. 1. Характеристики мотивационного компонента
    • 4. 2. Характеристики операционального компонента
    • 4. 3. Характеристики компонента саморегуляции
    • 4. 4. Взаимосвязи между функциональными компонентами структуры психической регуляции профессиональной деятельности
  • Глава 5. Эмпирическое исследование функциональных компонентов психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников с разным уровнем профессионализма
    • 5. 1. Характеристики мотивационного компонента
    • 5. 2. Характеристики операционального компонента
    • 5. 3. Характеристики компонента саморегуляции

Структурно-содержательные характеристики функциональных компонентов психической регуляции в разных типах профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость рассмотрения психической регуляции профессиональной деятельности как сложного и непрерывно развивающегося явления отмечают многие исследователи (C.JI. Рубинштейн (1957, 1998), О. А. Конопкин (1980), Б. Ф. Ломов (1984, 2006), В. И. Моросанова (1995, 2002, 2007), Ю. Я. Голиков (1996), А. Н. Костин (1996), К А. Абульханова-Славская (2002), В А. Бодров (2001, 2007), Л. Г. Дикая (2003), АА. Обознов (2003) и др.). Системный и субъекгно-деятельностный подходы позволили ученым реализовать в экспериментальных исследованиях регуляции профессиональной деятельности принципы системности, активности, развития и обосновать, что регуляция составляет ядро психотеской деятельности человека. Широкий круг исследований посвящен изучению общих закономерностей и индивидуальных особенностей регуляции профессиональной деятельности, процесса формирования профессиональной пригодности, регуляции психических состояний и т. д.

Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам содержания и структуры регуляции произвольной активности личности, в том числе и профессиональной деятельности, недостаточно исследований, направленных на выявление особенностей регуляции профессиональной деятельности в разных типах профессий. Научные исследования регуляции профессиональной деятельности в отечественной психологии касаются, в основном, деятельности человека-оператора (Б.Ф. Ломов, 1984; В. Д. Шадриков, 1982; Г. С. Никифоров, 1989; Ю. Я. Голиков, 1996; А. Н. Костин, 1996; Л. Г. Дикая, 2003; А. А. Обознов, 2003 и др.). Так Б. Ф. Ломов, опираясь на материалы исследований операторской деятельности и руководствуясь принципами системного исследования, решает вопрос о механизме психической регуляции деятельности, который представляется им как многоуровневая система, компонентами которой выступают: мотив, цель, концептуальная модель, план деятельности, действия, а также процессы переработки текущей информации, принятия решения, проверки результатов и коррекции действий. Л. Г. Дикая предлагает системное рассмотрение проблемы саморегуляции функциональных состояний (ФС), где наряду с когнитивным, эмоциональным и регулятивным компонентами присутствует и активационно-энергетический компонент. На теоретическом уровне ею предпринята попытка развития психологической теории саморегуляции как целостной системы взаимодействия профессиональной деятельности, экстремальных условий, личности и психологических механизмов регуляции функционального состояния как системного свойства личности и как самостоятельного вида деятельности субъекта. А. А. Обознов, разрабатывая системную модель психической регуляции операторской деятельности, объединяет регуляторные функции в четыре класса: мотивационно-целевыепланирования и программированияситуационно-обстановочныеисполнительные, включая контрольные. В то же время, на современном этапе отсутствуют сравнительные исследования, посвященные выявлению особенностей психической регуляции профессиональной деятельности у представителей социономического и технономического типов профессий. Профессиональные группы менеджеров по продажам и автомехаников являются типичными представителями социономических и технономических профессий и, в свою очередь, малоисследованными в отечественной психологии, в то время как широкое распространение этих профессий на рынке труда обуславливает актуальность их специального изучения.

При этом существенное значение имеет уровень рассмотрения регуляции профессиональной деятельности. Основания для выделения уровней психической регуляции достаточно разнообразны: уровень психического отражения (Б.Ф. Ломов), предметная направленность (А.А. Обознов), класс проблемностей, возникающих по ходу профессиональной деятельности (Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин), критерий-дискриминатор 5 уровней организации в общей структуре деятельности (А.В. Карпов) и др. С общепсихологических позиций большинство современных концепций регуляции профессиональной деятельности направлены на анализ уровня регуляции профессиональных действий. В то время как уровень регуляции деятельности в целом (А.Н. Леонтьев, 1977), на наш взгляд, оказывается недостаточно изученным. Являясь высшим в общей структуре деятельности, этот уровень одновременно интегрирован в еще более сложную системусистему личности. C.JT. Рубинштейн отмечал, что психологический анализ деятельности не должен целиком сводиться к изучению функций и процессов и исчерпываться им. «Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы» (Рубинштейн, 1958, с. 135). Настоящее исследование направлено на сравнительное изучение психической регуляции профессиональной деятельности представителей социономических и технономических профессий на уровне анализа деятельности в целом.

Цель диссертационного исследования: изучить и провести сравнительную оценку особенностей содержания, степени выраженности и взаимосвязей функциональных компонентов структуры психической регуляции профессиональной деятельности представителей разного типа профессий (социономического и технономического).

Объект исследования: структура психической регуляции деятельности менеджеров по продажам и автомехаников как представителей профессий социономического и технономического типов.

Предмет исследования: характеристики состава, степени выраженности и взаимосвязей мотивационного, операционального и саморегулятивного 1 компонентов структуры психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников в зависимости от.

I типа профессии и уровня профессионализма.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

1. Провести теоретический анализ исследований психической регуляции профессиональной деятельности.

2. Обосновать принципы и методы исследования психической регуляции профессиональной деятельности представителей социономических и технономических профессий.

3. Изучить психологические особенности профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников, относящихся к разным типам профессий. На основе анализа теоретических данных и психологического анализа деятельности определить компонентный состав структуры психической регуляции деятельности этих профессионалов.

4. Эмпирически исследовать характеристики структур психической регуляции (состав, степень выраженности компонентов и взаимосвязи между компонентами) профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников.

5. Изучить специфику психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников на разных уровнях профессионализма.

Гипотезы исследования:

— различия в психической регуляции профессиональной деятельности представителей социономических и технономических профессий проявляются в степени выраженности, специфическом содержании мотивационного, операционального и саморегулятивного компонентов и специфике их взаимосвязей, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности;

— характер изменений функциональных компонентов психической регуляции профессиональной деятельности на разных уровнях профессионализма имеет отличительные особенности у представителей социономических и технономических профессий.

Теоретико-методологической основой исследования выступают основные положения деятельностного подхода об уровневом строении деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, А.В. Крылов) — структурно-функциональный подход к изучению психической регуляции профессиональной деятельности человека, предполагающий выделение компонентного состава регуляции и взаимосвязей отдельных компонентов (Б.Ф. Ломов, О. А. Конопкин, Л. Г. Дикая, А. А. Обознов и др.) — концепции профессионального становления, выделяющие наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся компоненты в структуре субъекта труда, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности (А.К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков и др.) — основные положения профессиогенетического подхода в психологии профессиональной деятельности, основанного на изучении закономерностей развития субъекта труда на различных этапах профессионального пути (В.Д. Шадриков, В. А. Бодров и др.) — концепция стиля саморегуляции произвольной активности человека (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова) — профессиографический метод психологического изучения профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Е. М. Иванова, В. Е. Гаврилов, М. А. Дмитриева и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии представлений о психической регуляции на уровне анализа профессиональной деятельности в целом. Обоснована возможность применения структурно-функционального подхода для изучения психической регуляции профессиональной деятельности представителей социономических и технономических профессий. Раскрыты специфические особенности и взаимосвязи мотивационного, операционального, саморегулятивного компонентов структуры психической регуляции профессиональной деятельности в зависимости от типа профессии и уровня профессионализма.

Научная новизна полученных результатов:

На основе сравнительного анализа особенностей регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников как представителей социономических и технономических профессий выявлены сходные и различающиеся характеристики в составе, степени выраженности, взаимосвязях мотивационного, операционального и саморегулятивного компонентов структуры регуляции. Обнаружена специфичность характеристик мотивационного компонента, проявляющаяся в иерархии профессиональных мотивов и факторной структуре мотивационного компонента: для менеджеров по продажам преобладающими являются внутренние мотивы («разнообразие и перемены», «рост и развитие» и др.), для автомехаников — внешние («заработная плата», «хорошие условия» и «четкое структурирование деятельности»). Специфичность характеристик операционального компонента проявляется во взаимодействии с объектом труда, средствами труда и профессиональном взаимодействии с коллегами, более высоком уровне сформированности и структурированности операционального компонента для автомехаников. Специфичность характеристик компонента саморегуляции проявляется в более высоком уровне сформированности общего уровня саморегуляции и отдельных регуляторных свойств (самостоятельности и гибкости) для менеджеров по продажам и более высоком уровне сформированности регуляторного процесса оценки результатов для автомехаников, а также факторной структуре компонента саморегуляции.

Раскрыты особенности взаимосвязей функциональных компонентов структуры психической регуляции профессиональной деятельности t менеджеров по продажам и автомехаников, показана тесная связь мотивационного, операционального компонентов и компонента саморегуляции как в группе менеджеров по продажам, так и в группе автомехаников. Установлено, что операциональный компонент и компонент 9 саморегуляции у автомехаников связаны значительно сильнее, чем у менеджеров по продажам.

Показано, что более существенную роль в регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам выполняет мотивационный компонент и компонент саморегуляции, а в деятельности автомеханиковоперациональный компонент.

Установлено, что на разных уровнях профессионализма у представителей социономических профессий происходят изменения во всех трех функциональных компонентах, а у представителей технономических профессий — прежде всего, в операциональном компоненте.

Практическая значимость работы заключается в создании «карт оценивания» для диагностики операционального компонента регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников. Полученные результаты исследования, а также процедуры оценки и анализа могут быть использованы в работе служб управления персоналом при проведении процедур отбора, аттестации и профессионального развития менеджеров по продажам и автомехаников. Сопоставление функционально-регуляторных требований профессий со сложившимися способами регуляции деятельности человека позволит судить и о его готовности к овладению выбранной специальностью, и о направлениях формирования индивидуального стиля деятельности.

Надежность и достоверность результатов обеспечивается глубокой теоретической проработкой существующих подходов к изучению психической регуляции профессиональной деятельности, соответствием методов исследования целям и задачам работы, соблюдением требований валидности и надежности используемых методик, представительностью выборки испытуемых, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, применением современных методов статистической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Различия в психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников как представителей социономических и технономических профессий проявляются в специфическом содержании мотивационного, операционального и саморегулятивного компонентов структуры психической регуляции, степени их выраженности и особенностях взаимосвязей.

Более существенную роль в регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам выполняет мотивационный компонент и компонент саморегуляции, а в деятельности автомехаников — операциональный компонент.

2. Изменения психической регуляции профессиональной деятельности на разных уровнях профессионализма у представителей социономических профессий происходят во всех трех функциональных компонентаху представителей технономических профессий, прежде всего, в операциональном компоненте.

ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Теоретический анализ современных подходов к проблеме регуляции профессиональной деятельности и психологический анализ профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников как представителей социономического и технономического типа профессий на уровне анализа профессиональной деятельности в целом позволяет выделить в структуре психической регуляции мотивационный, операциональный и саморегулятивный компоненты.

2. Установлено, что специфичность мотивационного компонента регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам проявляется в преобладании внутренних мотивов в мотивационном профиле («разнообразие и перемены», «рост и развитие») — в отличие от этого, специфичность мотивационного компонента регуляции профессиональной деятельности автомехаников проявляется в преобладании внешних мотивов («заработная плата», «хорошие условия» и «четкое структурирование деятельности»).

3. В результате факторного анализа выявлены различия в факторной структуре мотивационного компонента. Факторная структура мотивационного компонента менеджеров по продажам включает фактор коммуникативности и влиятельности (18%), фактор активности (17%), фактор структурирования (15%), фактор роста и развития (12%) — у автомехаников — фактор влиятельности и активности (20%), фактор разнообразия и роста (18%), фактор стабильности (17%), фактор достижения (14%). Обнаруженные различия обуславливают необходимость использования различных подходов в управлении мотивацией менеджеров по продажам и автомехаников.

4. В результате сравнительного анализа обнаружена специфичность операционального компонента регуляции, которая проявляется в том, что в группе автомехаников уровень сформированности операционального компонента, адекватность самооценки, корреляционная связь между блоками взаимодействия с объектом труда и средствами труда являются значимо более высокими (при р<0,01, р<0,05), чем в группе менеджеров по продажам.

5. Специфичность компонента саморегуляции обнаруживается в уровне сформированности регуляторных процессов и свойств: у менеджеров по продажам значимо выше уровень сформированности общего уровня саморегуляции (р<0,05), регуляторного свойства гибкости (р<0,05) и самостоятельности (р<0,05) — у автомехаников выше уровень сформированности способности к оценке результатов деятельности (р<0,05).

6. В результате факторного анализа выявлены специфические сочетания регуляторных процессов и свойств. Факторная структура компонента саморегуляции менеджеров по продажам включает фактор адаптации (29%), фактор высокого уровня саморегуляции (28%), фактор самостоятельности (17%) — у автомехаников — фактор высокого уровня саморегуляции (38%), фактор оценивания (20,3%) и фактор целеполагания (16,5%).

7. Анализ корреляционных связей между функциональными компонентами психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников обнаруживает тесную взаимосвязь мотивационного, операционального компонентов и компонента саморегуляции (при р<0,01), связь между операциональным компонентом и компонентом саморегуляции автомехаников значительно сильнее (г = 0.800), чем у менеджеров по продажам (г = 0.527) (р<0,01).

8. Анализ специфичности характеристик мотивационного, операционального компонентов и компонента саморегуляции, а также взаимосвязей между компонентами позволяет выявить особенности психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников: более существенную роль в регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам выполняет мотивационный компонент и компонент саморегуляции, а в деятельности.

155 автомехаников — операциональный компонент,.

9. Установлено, что на разных уровнях профессионализма у представителей социономических профессий происходят изменения во всех трех функциональных компонентах, а у представителей технономических профессий, прежде всего, в операциональном компоненте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность исследования психической регуляции профессиональной деятельности определяют происходящие в обществе социально-экономические изменения, предъявляющие новые требования к профессионализму субъектов трудовой деятельности. На современном этапе развития психологической науки практически отсутствуют сравнительные исследования, посвященные выявлению факторов объединяющих и разъединяющих различные профессиональные группы на уровне механизмов регуляции их трудового поведения. В то время как выявление специфических характеристик регуляции профессиональной деятельности для различных групп профессий является актуальной задачей для оптимизации психологического сопровождения процедур отбора, аттестации и обучения персонала. Социономический и технономический типы профессий являются наиболее различающимися и, в то же время, наиболее массовыми на современном рынке труда, что и обусловило выбор представителей этих типов профессий в качестве объекта нашего диссертационного исследования. Менеджеры по продажам и автомеханики являются малоисследованными профессиональными группами в отечественной психологии, в то время как широкое распространение этих профессий на рынке труда, высокая текучесть и недостаток профессионалов высокого уровня определили необходимость проведения настоящего исследования. Цель его заключалась в изучении и проведении сравнительной оценки особенностей содержания, степени выраженности и взаимосвязей функциональных компонентов структуры психической регуляции профессиональной деятельности представителей разного типа профессий (социономического и технономического). Настоящее исследование было построено на предположении, что различия в психической регуляции профессиональной деятельности представителей социономических и технономических профессий проявляются в специфическом содержании мотивационного, операционального и саморегулятивного компонентов, степени их выраженности и специфике взаимосвязей, что обусловлено особенностями профессиональной деятельностиа также, что характер изменений функциональных компонентов психической регуляции профессиональной деятельности на разных уровнях профессионализма имеет отличительные особенности у представителей социономических и технономических профессий.

Анализ литературы определил необходимость применения структурнофункционального подхода к изучению многомерного явления психической регуляции профессиональной деятельности человека и необходимость раскрытия компонентного состава регуляции и взаимосвязей отдельных компонентов, что даст представление о структуре регуляции, о ее внутренней организации. Опираясь на представления об уровневом строении деятельности, выделен уровень рассмотрения структуры психической регуляции в данном диссертационном исследовании. Структурносодержательные характеристики функциональных компонентов психической регуляции профессиональной деятельности рассматривались нами на уровне анализа профессиональной деятельности в целом или «автономной», отдельной" профессиональной деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Карпов).

Основные положения субъектно-деятельностного подхода обосновали необходимость изучения взаимообусловленности субъекта, его процессов, состояний и свойств, влияющих на эффективность и качество деятельности, и деятельности, ее предмета, средств, условий как детерминанты процессов, состояний и свойств субъекта. Исследование было построено на предположении, что, невзирая на сходство компонентов регуляции, лежащих в основе различных видов профессиональной деятельности, их содержание и взаимосвязи будут различаться в условиях разных конкретных деятельностей. Профессиогенетический подход определил необходимость изучения закономерностей развития субъекта труда на этапах профессионального пути, характеризующихся различным уровнем развития.

145 профессионализма субъектов профессиональной деятельности.

В соответствии с указанными гипотезами и теоретическими принципами исследования основными задачами при изучении регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников являлись следующие: на основании теоретического анализа, а также психологического анализа деятельности определить компонентный состав регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников на уровне анализа профессиональной деятельности в целомвыявить характеристики психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников (содержание и структуру компонентов, взаимосвязи между компонентами), а также изучить специфику психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников с разным уровнем профессионализма.

На основании анализа литературы были выделены основные интегральные компоненты структуры психической регуляции профессиональной деятельности: мотивационный, операциональный компоненты и компонент саморегуляции. Представление о трехкомпонентной структуре получило свое отражение в психологическом анализе деятельности менеджеров по продажам и автомехаников. Анализ результатов экспертной оценки, предметом которой было выделение основных детерминант (регуляторов) профессиональной деятельности специалистов, а также анализ типичных ошибок в профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников подтвердил предположение о том, что регуляция профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников обуславливается операциональным, мотивационным компонентами и компонентом саморегуляции в структуре субъекта труда.

Подбор методического инструментария для диагностики каждого из компонентов опирался на наиболее важные исходные посылки:

— представление о мотивации как поликомпонентном динамическом образовании, состоящем из множества иерархически организованных мотивов, характер изменений которой обусловлен особенностями профессиональной деятельности;

— представление об операциональном составе деятельности как системе типовых модулей (блоков), отражающих особенности содержания профессиональной деятельности;

— представление о саморегуляции как способности личности на высоком уровне сознательно инициировать и произвольно управлять своей активностью в выбранной сфере профессиональной деятельности. Модель системы осознанного саморегулирования включает в качестве основных функциональных звеньев цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценку результатов и коррекцию действий, реализующихся соответствующими регуляторными процессами (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова).

Диагностика функциональных компонентов регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников осуществлялась с помощью комплекса методик. В качестве методики изучения мотивационного компонента была выбрана методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль». Данная методика призвана диагностировать иерархию профессиональных мотивов, поскольку согласно инструкции, испытуемый должен делать выбор, ориентируясь на собственные желания и на реальные условия профессиональной деятельности, в то же время она может быть использована как универсальная для разных типов профессий, что для сравнительного исследования является чрезвычайно важным.

Наибольшую методическую трудность представляла разработка инструментария для диагностики операционального компонента, поскольку он является наиболее специфическим, а сравнительный анализ предполагает некоторую универсальность сравниваемых компонентов. Для изучения.

147 операционального компонента регуляции профессиональной деятельности были разработаны «карты оценивания», основанные на представлении о модульном (блочном) составе деятельности (В.Е.Гаврилов, М.А.Дмитриева). В содержании «карт оценивания» отражены основные модули (блоки) профессиональной деятельности: взаимодействие с объектом труда, предметом труда и профессиональное взаимодействие с коллегами, включающие описание специфических профессиональных действий менеджеров по продажам и автомехаников, выделенных в результате психологического анализа деятельности. В качестве метода диагностики операционального компонента использовалась экспертная оценка.

Выбор методики изучения компонента саморегуляции профессиональной деятельности обусловлен опорой на структурно-функциональный подход к изучению саморегуляции, разрабатываемый в лаборатории саморегуляции под руководством О. А. Конопкина в Психологическом институте Российской академии образования (ПИ РАО). В качестве методики изучения компонента саморегуляции выбран опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ».

Полученные результаты эмпирического исследования обнаруживают характерные особенности психической регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников, проявляющиеся в специфических характеристиках функциональных компонентов регуляции, их внутренней структуре, а также взаимосвязях между компонентами, что обусловлено, главным образом, особенностями профессиональной деятельности в исследуемых профессиональных группах.

Результаты изучения профессиональной мотивации специалистов свидетельствуют, что специфичность мотивационного компонента регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам проявляется в преобладании внутренних мотивов в мотивационном профиле разнообразие и перемены", «рост и развитие», «социальные контакты», власть и влияние", «креативность») — в отличие от этого, специфичность.

148 мотивационного компонента регуляции профессиональной деятельности автомехаников проявляется в преобладании внешних мотивов («заработная плата», «хорошие условия» и «четкое структурирование деятельности»). Обнаруженные различия доказывают наибольшую значимость мотивационного компонента регуляции для профессиональной деятельности менеджеров продажам, так как внутренние профессиональные мотивы обладают наибольшей устойчивостью и наибольшим побуждающим потенциалом. Кроме того, установлено, что факторная структура мотивационного компонента менеджеров по продажам включает фактор коммуникативности и влиятельности, фактор активности, фактор структурирования, фактор роста и развитияу автомехаников — фактор влиятельности и активности, фактор разнообразия и роста, фактор стабильности, фактор достижения. Обнаруженные различия обуславливают необходимость использования различных подходов в управлении мотивацией менеджеров по продажам и автомехаников.

Результаты изучения операционального компонента свидетельствуют о том, что его специфичность проявляется в более высоком уровне сформированности блоков (модулей) его составляющих, более тесной взаимосвязи блоков взаимодействия с объектом и средствами труда, более адекватной самооценке операционального компонента для автомехаников, что подтверждает более высокую значимость операционального компонента в регуляции профессиональной деятельности автомехаников.

Результаты эмпирического исследования компонента саморегуляции обнаруживают, что специфичность компонента саморегуляции проявляется в уровне сформированности регуляторных процессов и свойств, а также факторной структуре компонента саморегуляции. Факторная структура компонента саморегуляции менеджеров по продажам включает фактор адаптации, фактор высокого уровня саморегуляции, фактор самостоятельностиу автомехаников — фактор высокого уровня саморегуляции, фактор оценивания и фактор целеполагания. Более высокий.

149 уровень сформированности общего уровня саморегуляции и большинства частных регуляторных процессов и свойств для менеджеров по продажам свидетельствует о большей значимости компонента саморегуляции в регуляции профессиональной деятельности представителей социономического типа профессий.

Анализ корреляционных связей между функциональными компонентами регуляции обнаруживает тесную взаимосвязь мотивационного, операционального компонентов и компонента саморегуляции, при этом связь между операциональным компонентом и компонентом саморегуляции автомехаников значительно сильнее, чем у менеджеров по продажам.

Полученные результаты подтверждают теоретическое положение о взаимообусловленности характеристик субъекта труда и особенностей профессиональной деятельности. Характерным для регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам является более существенная роль мотивационного компонента и компонента саморегуляции. Характерным для регуляции профессиональной деятельности автомехаников является более существенная роль операционального компонента.

Изучение особенностей психической регуляции менеджеров по продажам и автомехаников на разных уровнях профессионализма предполагало выделение групп специалистов с различным уровнем профессионализма. Анализ показал, что в работах, посвященных проблемам профессионализации, профессиональное становление рассматривается как целостный процесс, продолжающийся непрерывно на всем протяжении жизни человека. При этом, как правило, стадиальность профессионального становления соотносится с этапами жизненного пути личности и ориентируется на характеристики возраста и стажа профессиональной деятельности. В то время как выделение уровня профессионализма специалистов собственно на этапе самостоятельной профессиональной деятельности, не являющегося функцией возраста и стажа, является.

150 уровень сформированноети общего уровня саморегуляции и большинства частных регуляторных процессов и свойств для менеджеров по продажам свидетельствует о большей значимости компонента саморегуляции в регуляции профессиональной деятельности представителей социономического типа профессий.

Анализ корреляционных связей между функциональными компонентами регуляции обнаруживает тесную взаимосвязь мотивационного, операционального компонентов и компонента саморегуляции, при этом связь между операциональным компонентом и компонентом саморегуляции автомехаников значительно сильнее, чем у менеджеров по продажам.

Полученные результаты подтверждают теоретическое положение о взаимообусловленности характеристик субъекта труда и особенностей профессиональной деятельности. Характерным для регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам является более существенная роль мотивационного компонента и компонента саморегуляции. Характерным для регуляции профессиональной деятельности автомехаников является более существенная роль операционального компонента.

Изучение особенностей психической регуляции менеджеров по продажам и автомехаников на разных уровнях профессионализма предполагало выделение групп специалистов с различным уровнем профессионализма. Анализ показал, что в работах, посвященных проблемам профессионализации, профессиональное становление рассматривается как целостный процесс, продолжающийся непрерывно на всем протяжении жизни человека. При этом, как правило, стадиальность профессионального становления соотносится с этапами жизненного пути личности и ориентируется на характеристики возраста и стажа профессиональной деятельности. В то время как выделение уровня профессионализма специалистов собственно на этапе самостоятельной профессиональной деятельности, не являющегося функцией возраста и стажа, является.

150 актуальным и чрезвычайно значимым для решения вопросов трудового обучения и оптимизации процесса профессионализации специалистов. Выделение уровней профессионализма менеджеров по продажам и автомехаников опиралось на интегральную экспертную оценку, содержащую оценку продуктивности, надежности деятельности, степени выраженности профессиональной мотивации, организованности.

Изучение особенностей регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам обнаружило существенные различия в мотивационном профиле специалистов в зависимости от уровня профессионализма. Изменения иерархии профессиональных мотивов менеджеров по продажам носят нелинейный характер: при сравнении низкого и среднего уровня в иерархии профессиональных мотивов повышаются позиции внешних мотивов («заработная плата», «хорошие условия работы», «перемены, стимуляция»), а при сравнении среднего и высокого уровня повышаются позиции внутренних мотивов («креативность», «сложные цели», «рост и развитие»).

Иерархия профессиональных мотивов автомехаников не обнаруживает существенных различий в зависимости от уровня профессионализма специалистов, что свидетельствует о некоторой стабильности мотивационного профиля автомехаников. То есть в профессиональной группе автомехаников не произошло «дрейфа» мотивов (по В.Д. Шадрикову) с ростом профессионализма и мотивационная сфера специалистов характеризуется относительной устойчивостью.

Результаты изучения особенностей операционального компонента регуляции профессиональной деятельности обнаруживают синхронное развитие всех операционных блоков как для менеджеров по продажам, так и для автомехаников, а также повышение адекватности самооценки операционального компонента специалистов по мере профессионализации.

Результаты изучения компонента саморегуляции свидетельствуют о том, что наиболее значительные различия обнаружены в компоненте.

151 саморегуляции менеджеров по продажам с разным уровнем профессионализма: повышается способность к моделированию и регуляторное свойство гибкости при сравнении испытуемых со средним и высоким уровнем профессионализма. В то время как различия в компоненте саморегуляции автомехаников с разным уровнем профессионализма не столь значительны.

Таким образом, можно говорить о том, что изменения психической регуляции профессиональной деятельности на разных уровнях профессионализма у представителей социономических профессий происходят во всех трех функциональных компонентаху представителей технономических профессий — прежде всего, в операциональном компоненте.

Обобщая результаты настоящего диссертационного исследования, необходимо отметить, что важнейшей предпосылкой овладения профессией служат индивидуальные особенности субъекта труда, отраженные в характеристиках мотивационного, операционального компонентов и компонента саморегуляции в структуре психической регуляции профессиональной деятельности. Это с одной стороны. С другой стороны, результаты эмпирического исследования показывают, что требования различных профессий к регуляторным особенностям человека неоднозначны.

Другими словами, особенности профессиональной деятельности определяют закономерности ее психической регуляции, обуславливаемой мотивационным, операциональным компонентами и компонентом саморегуляции. Следовательно, конкретная профессия, ее «регуляторные требования» должны находиться в достаточном соответствии с теми индивидуальными особенностями регуляции деятельности, которые свойственны человеку, осуществляющему данную профессиональную деятельность. Таким образом, результаты изучения особенностей психической регуляции конкретной профессиональной деятельности могут послужить основой для сопоставления регуляторных требований профессии со сложившимися способами регуляции деятельности человека, что даст.

152 возможность судить и о его готовности к овладению выбранной специальностью и о направлениях формирования индивидуального стиля деятельности.

В рамках данного диссертационного исследования в самом общем виде можно сформулировать рекомендации, касающиеся основных стратегий психологического обеспечения профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников. Методический инструментарий, используемый в диссертации для диагностики компонентов регуляции, может быть использован для процедур отбора и аттестации персонала. Полученные результаты исследования могут служить основой для разработки стратегий психологического сопровождения профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников.

Полученные в ходе изучения регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников данные свидетельствуют о целесообразности дальнейших исследований, посвященных более детальному изучению вопросов, касающихся динамики становления профессионализма, проверки полученных результатов в рамках лонгитюдных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 1 / Под ред. В. А. Бодрова и A.JI. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.- 615с.
  2. И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. -144 с.
  3. И.Р. Структура и развитие мотивов социального поведения. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 112 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики, 1997. С. 56−74.
  6. Абульханова-Славская К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения //Психология индивидуального и группового субъекта /Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 34−50.
  7. Абульханова-Славская К.А. C.JI. Рубинштейн — ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2002. С. 13−26
  8. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  9. П.К. Опережающее отражение действительности //Вопросы философии. 1962. № 7. С. 97−111.
  10. Л.И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1998.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
  12. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Монография. -Омск: Б.и., 1998.- 181 с.
  13. Г. А. «Мотив»: Уточнение понятия // Психол. журн., 2004, т.25, № 4.- С. 56−65.
  14. М. Стоу Организационная психология и стремление к тому, чтобы работники были продуктивными и счастливыми. // Антология организационной психологии / Барри М. Стоу- Пер. с англ.: С. Е. Пале. М.: ООО «Вершина», 2005. — С. 108−122.
  15. Ю.В. Формирование профессиональной мотивации спасателей: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03, М., 2003. 242 с.
  16. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. 168 с.
  17. В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. -С. 517−523.
  18. В.А. Профессиональная зрелость человека (психологические аспекты) // Феномен и категория зрелости в психологии /Отв. ред. АЛ. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.-С. 174−198.
  19. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб. науч. трудов.- М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991 С.3−26.
  20. В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 623 с.
  21. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для ВУЗов. М., ПЭР СЭ, 2001. 511 с.
  22. В.А., Сыркин Л. Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психол. журн. 2003.т.24 № 1.- С. 73−81.
  23. В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационно сферы личности // Психол. журн. 2001. том 22 № 2.- С. 90−100.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: ИПП, Воронеж: «Модэк», 1997. 362 с.
  25. В.П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Деятельность: структура и регуляция /Под ред. Волкова A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. -Издательство Московского ун-та, 1987.- С. 40−54.
  26. А.В. Деятельностный подход и психологическая наука// Вопросы философии. 2001.- С. 89−95.
  27. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН, 1994.- 109 с.
  28. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. 144 с.
  29. В.В. Психологические особенности мотивации личности руководителя органов внутренних дел : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 Москва, 1999. 206 с.
  30. Л.А., Карелина И. М. Психология потребностей и1мотивация персонала. 2-е изд. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2005.) -156 с.
  31. В. Психология развития мотивации.- СПб.: Речь, 2006.- 458ii
  32. Ю.В. Социально-психологические механизмы формирования профессиональной компетентности менеджеров по продажам в условиях внутрифирменного обучения: автореферат дисс.. канд. психол. наук: 19.00.05, 19.00.03 Ярославль, 2007 24 с.
  33. Л.С. Психология. М.: Апрель пресс, 2000. 1006 с.
  34. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. — Пермь, 2002. 352 с.
  35. В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации. // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 111−117.
  36. В.Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий.// Вопросы психологии.- 1975. № 3. — С. 84−91.
  37. Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
  38. Ю.Я., Костин А. Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В .А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С.481−492
  39. Ю.Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления психикой.- М.: Институт психологии РАН, 1996 г. — 160 с.
  40. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М.: Политиздат, 1989, — 319 с.
  41. Д., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / Пер. с англ.: О. В. Бредихина, В. Д. Соколова. М.: ООО «Вершина», 2004.- 912 с.
  42. A.M. Ассесмент: принципы подготовки и проведения. СПб.: Речь, 2005.-235 с.
  43. Е.В. Психологические факторы эффективности труда продавцов книжных магазинов в условиях вторичной профессиональной адаптации: Дис.. канд.психол. наук: 19.00.03 Санкт-Петербург, 2004. -216 с.
  44. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология. Учебное пособие для ВУЗ. -СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  45. А.А. Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пособие / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 248 с.
  46. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). М.: МААА, 1998. 178 с.
  47. Дикая Л. Г Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке // Психол. журн. 2002. том 23 № 6 С. 18−37.
  48. Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 318 с.
  49. Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.03, М., 2002.-342 с.
  50. М.А., Дворцова Е. В. Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова,
  51. М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова.- Санкт-Петербург СПб.: Речь, 2003. -С.28−39.
  52. О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания : автореф. дис.. кандидата психол. наук: 19.00.03 М., 2008. 27 с.
  53. С.А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. Том. 3. — С. 153−157.
  54. С.А. Психологический синдром профессионализма // Материалы научно-практич. конф. «Ананьевские чтения 2003». СПб.: Изд-во СПбГУ / Под общей ред. JI.A. Цветковой, JI.A. Головей. 2003. — С. 131 133.
  55. В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М: МНЭПУ, 1996. 168 с.
  56. .А., Смирнов Б. А., Королев А. В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б.А.Душкова- прил. Т. А. Гришиной. — 3-е изд.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.- 848 с.
  57. Е.П. Психология социальной реализации профессионала. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 347 с.
  58. Д.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности // Психол. журн. 2003. том 24 № 6 С. 5−15
  59. В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: Изд-во НИИ ВШ, 1993. — Вып. 6 — 48 с.
  60. JI.A. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 Ростов н/Д, 2006. 185 с.
  61. А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
  62. С.С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. / С. С. Занюк, Киев: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001. -349 с.
  63. Д.А. Управление чужим поведением. Дубна, 1997. 252 с.
  64. JI.H. Личность и профессия.- Н. Новгород: НГЦ, 1994.
  65. Л.Н. Психология управления.- Н. Новгород: Изд. Гладкова. 2005.
  66. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов.-2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-336 с.
  67. Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.
  68. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций: Учеб. пособие для вузов.- М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.
  69. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. -С. 122−132.
  70. В.А. Подходы к анализу деятельности // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева/ Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. — С. 38−47.
  71. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  72. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., МГУ, 1987. — 342 с.
  73. Е.М. Профориентационная профессиография: Методическое пособие. М.: Высшая школа психологии, 2005. — 96 с.
  74. С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? / С. В. Иванова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 — 288 с.
  75. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. — 512 с.
  76. С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 224 с.
  77. Карпов А. В Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2000−584 с.
  78. А.В. Психология профессиональной дятел ьности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. С. 136−142.
  79. А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.
  80. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998. — 350 с.
  81. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Московского университета- Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  82. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  83. Е.А. Психология профессионального самоопределения.-Ростов-на Дону, Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
  84. В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. Ред. А. А. Бодалев, М.: Наука, 1988. 191 с.
  85. И.С. Мотивация профессиональной деятельности военнослужащих-женщин вузов МО РФ : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 Москва, 2004. 202 с.
  86. М.И., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5.- С. 158−164
  87. О.А. Проблема осознанного регулирования деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С. 441- 448.
  88. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Издательство «Наука», 1980. 256 с.
  89. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995.№ 1. С.5−12.
  90. О.А. Саморегуляция // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. Ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 590−592.
  91. В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации : Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.04, 19.00.03 Санкт-Петербург, 2001. 555 с.
  92. В. А. Мотивационные детерминанты служебно-боевой деятельности офицеров внутренних войск МВД России : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 СПб., 1998. 220 с.
  93. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского- ред.-сост. Л. А. Карпенко. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 512 с.
  94. , Т. Б. Психология профессионального обучения и воспитания/ Т. Б. Кудрявцев. —М.: Изд-во МЭИ, 1986. 108 с.
  95. , Т.Б. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. Б. Кудрявцев, А. Б. Сухарев// Вопр. психологии. 1985. № 1. С. 86−93.
  96. Т.Б. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения / Т. Б. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопр. психологии. 1983. № 2. — С. 51−59.
  97. И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2000. 25 с.
  98. А. С. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности : дисс.. канд. психол. наук: 19.00.03, М., 1993.-271 с.
  99. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  100. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 464 с.
  101. Н.М. Ценностно — мотивационная структура личности в русской культуре // Психол. журн. 2001. том 22 № 3 С. 26−36.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1977. 304 с.
  103. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ, 1971. 38 с.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
  105. Д.А. Гордон Олпорт архитектор психологии личности // Психол. журн. 2002. том 23 № 3 — С.23−30.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. 444 с.
  107. .Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 624 с.
  108. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998.- 496 с.
  109. А.К. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С. 536−543.
  110. А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996.- 308 с.
  111. А.К. Профессионализм, компетентность, квалификация // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С. 334−341.
  112. А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. -352 с.
  113. .Г. Психология. Тематический словарь / Б. Г. Мещеряков. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2007. — 439, 9. с.
  114. В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности//Вопросы психологии. 1991, № 1 С. 71−80.
  115. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. -200 с.
  116. Е.Б. Организационно-психологические детерминанты развития профессионализма работников: дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.03 Москва, 2006. 446 с.
  117. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журнал. 1995. № 4. С.26−35
  118. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001.192 с.
  119. В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн. 2002. Т. 23 № 6 С. 5−17.
  120. В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) // Методическое пособие. М.: Когито-Центр, 2004. 42 с.
  121. В.И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 213 с.
  122. Г. С. Самоконтроль человека.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. 192 с.
  123. Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г. С. -СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1991 — 152 с.
  124. . Мотивация, действие и перспективы будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608с.
  125. А.А. На пути построения системной модели психической регуляции операторской деятельности // Идея системности в современной психологии /Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — С. 385−404.
  126. А.А. Психическая регуляция операторской деятельности в1 особых условиях: дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.03i Москва, 2003.-283 с. t 168
  127. Т.Г. Формирование и развитие системы трудовой мотивации: Дис. .д-ра экон. наук: 08.00.05, Иркутск 2002.- 340 с.
  128. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии, № 5, 1989. С. 27−34.
  129. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5−19.
  130. Н.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения. //Вопросы психологии. 1998. № 3, С. 136−148.
  131. Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986 448 с.
  132. Е.Ю. Динамика мотивационной сферы сотрудников правоохранительных органов:: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 Хабаровск, 2005.- 175 с.
  133. В.В. Проблема осмысленного действия (по решению творческих задач).// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева/ Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. — С. 235−262.
  134. Ю.В. Профессиональное становление личности: Дис.. д-ра психол. наук / Ю. В. Поваренков. М., 1999. — 450 с.
  135. Ю.В. Системогенетическая концепция профессионального становления человека // Идея системности в современной психологии /Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — С. 360−384.
  136. В.А. Психология духовности профессионала / В. А. Пономаренко. — М.: Изд-во Гос. науч.-исслед. испыт. ин-та МО РФ, 1997. — 296 с.
  137. Н.С. Психологический смысл труда. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  138. Н.С., Пряжникова Е.Ю, Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480 с.
  139. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева и др. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  140. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е изд.- М.: «ЧеРо», — 776 с.
  141. Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов Пер. с англ. Под ред. Проф. Е. А. Климова. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с.
  142. А.А. Развитие профессионализма: проблемы изучения // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. С. 564−571.
  143. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  144. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т II. -М.: Педагогика, 1989.- 328 с.
  145. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
  146. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.- 688 с.
  147. Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Наталья Самоукина. М.: Вершина, 2006. 224 с.
  148. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2005. 240 с.
  149. В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. — 266 с.
  150. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / А. П. Ситников. М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. — 428 с.
  151. В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаев // Вопр. психологии. 1996. № 4. С.72−78.
  152. A.M. Общая и профессиональная психология: Учеб. пособие для средних профессиональных учеб. заведений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-382 с.
  153. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001. 360 с.
  154. В.А. Динамика профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 Москва, 2003.- 154 с.
  155. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во.АПН РСФСР, 1961.-535 с.
  156. В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 479 с.
  157. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.- 199 с.
  158. Д.Н. Психологические исследования.- М., 1966. — 158 с.
  159. А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А. Р. Фонарев. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. 560 с.
  160. Фрейд. 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2 кн./ З.Фрейд. Тбилиси: Мерани, 1991.-Кн. 1.-398 с.
  161. JI.M., Кулагин И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 274 с.
  162. Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003. — 651 с.
  163. X. Мотивация и деятельность: В 2 т.- Пер. с нем. /Под ред. Б.М.Величковского- Предисловие Л. И. Анцыферовой, Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986.- 392 с.
  164. Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман- пер. с англ. Д. А. Куликов. Москва: Вершина, 2007. — 240 с.
  165. Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: Дис.. канд. Психол. наук: 19.00.03 Ярославль, 2005. 196 с.
  166. В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни. //Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 82−89.
  167. П.А. Психология профессионального самоопределении — М., 1981.-96 с.
  168. В.Д. Деятельность и способности. — М., Издат. корпорация «Логос», 1994. 320 с.
  169. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  170. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.- 320 с.
  171. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журнал, 1996, том 1, № 1. С. 19−34
  172. А.Г., Одинцова В. В. и др. Методика «Структура трудовой мотивации» и перспектива ее применения // Психол. журнал, 2006, том 2, № 3. С.86−105
  173. Д., Шульц С. Психология и работа 8-е изд.СПб.: Питер, 2003.560 с.
  174. Д., Шульц С. Э. История современной психологии /пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1998. 528 с.
  175. Хекхаузен X.. Мотивация и деятельность. 2-е изд. — СПб.- М.: Питер-Смысл, 2003.
  176. Р.Д., Джексон Р. В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. М.: Филинъ, 1996. — 368 с.
  177. Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох снидерман- пер. с англ. Д. А. Куликов. М.: Вершина, 2007.- 240 с.
  178. Т. Классическое руководство по продажам / Том Хопкинс. -Пер. с англ. К. Ткаченко. М.: «Издательство ФАИР», 2007. — 384 с.
  179. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, инженерная психология и эргономика / Под ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 462 с.
  180. Ю.Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек»: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03, Москва, 2004. 175 с.
  181. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior. Psychological Review, 1957, 62. P. 359−372
  182. Dweck C.S. Motivational Processes Affecting Learning // American Psychologist, 1986, V. 41 (10). P. 1040−1048
  183. Dweck C.S. Self-teories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. -195 p.
  184. Hall G. Psychology of Motivation. N.Y., 1961.
  185. Herzberg F., Mauser B., Snyderman B.B. The motivation to work. New York: Willey, 1959.-270 p.
  186. Hong R.Y., Tan M.S., Chang W.C. Locomotion and assessment: self-regulation and subjective well-being //Personality and individual differences. 2004/ Vol.37. № 2 P. 325−332
  187. Lewin K. Resolving social conflicts. L., 1973. 423 p.
  188. Maslow A. Motivation and personality / A. Maslow. N.Y.: Harper and Row, 1954.-41 lp.
  189. McClelland D.C. Assessing human motivation. N.Y., 1971. 20 p.
  190. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowell E.L. The achievement motive. New York: Appleton, 1953.
  191. Murrey H.A. Thematic Apperception Test manual. Cambridge, Mass.: Harvard Univer. Press, 1943. 20p.
  192. Sternberg RJ. Successful Intelligence. New York: Simon & Schuster, 1996.
  193. Super D.E. Career development: self concept theory / D.E. Super. N. Y: Harper & Row publ., 1963. 362 p.
  194. Vroom V.H. Work and motivation. New York: Wiley, 1964. 280 p.
Заполнить форму текущей работой