Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев и ее психокоррекция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психоаналитическое направление по изучению агрессивности складывалось из ранних исследований базальных эмоций (У. Джеймс, Т. Рибо), инстинктов (У. Мак-Даугал). Одновременно разрабатывались психодинамические модели агрессивности, связанные с философским обоснованием существования деструктивного влечения (3. Фрейд), с выделением функции садистически-агрессивных компонентов влечения в развитии… Читать ещё >

Содержание

  • Ведение
  • ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы исследования проявления агрессивности
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к исследованию агрессивности
    • 1. 2. Социально-психологические факторы проявления агрессивности
    • 1. 3. Методика исследования проявления агрессивности суворовцев
  • ГЛАВА 2. Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев в межличностных отношениях
    • 2. 1. Дифференциация проявления агрессивности суворовцев в учебных группах
    • 2. 2. Динамика агрессивности суворовцев в межличностных отношениях
    • 4. 2.3. Проявления агрессивности суворовцев в различных сферах деятельности
  • ГЛАВА 3. Предупреждение и психологическая коррекция проявления агрессивности суворовцев
    • 3. 1. Основные направления предупреждения проявления агрессивности суворовцев
    • 3. 2. Сущность и содержание психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности суворовцев
    • 3. 3. Динамика преодоления проявления деструктивной агрессивности суворовцев в процессе проведения психологической коррекции

Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев и ее психокоррекция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выполнение задач по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержанию гуманистических взаимоотношений между военнослужащими нацелено на предупреждение и снижение проявления деструктивной агрессивности в межличностных отношениях и оказывает влияние на становление будущих офицеров — суворовцев военных училищ.

Актуальность настоящего исследования обусловливается следующими положениями.

Во-первых, потребностями практики, необходимостью поддержания конструктивных межличностных отношений в суворовских учебных группах без проявления в них деструктивной агрессивности. К сожалению, сегодня отмечается высокий уровень правонарушений среди суворовцев. В 2004 году их число возросло на 4,8% по сравнению с 2003 годом: 23% полученных травм и 15% превышений должностных полномочий является следствием проявления деструктивной агрессивности суворовцами (16).

Во-вторых, нерешенностью проблемы психологической коррекции деструктивной агрессивности на стадии становления будущих офицеров, необходимостью проведения как индивидуальной психологической коррекции личности суворовца, склонного к агрессивным действиям, так и нейтрализации негативных межличностных отношений, провоцирующих проявления деструктивной агрессивности, с помощью проведения групповых психокоррекционных мероприятий.

В-третьих, особой значимостью разработки и научного обоснования программы психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности суворовцев в межличностных отношениях.

В-четвертых, недостаточной научной разработанностью проблемы исследования, необходимостью раскрытия содержания агрессивности суворовцев, социально-психологических особенностей ее проявления, дифференциации и динамики, влияния социально-психологических факторов на проявления агрессивности суворовцев в межличностных отношениях в учебной группе и семье.

Проблемой контроля проявления человеческой агрессивности заняты специалисты в различных областях психологии. Основные направления изучения агрессии и агрессивности человека сложились в середине XIX века: агрессивность как инстинктивное поведение, агрессия — проявления побуждения и агрессивность как приобретенное социальное поведение.

Психоаналитическое направление по изучению агрессивности складывалось из ранних исследований базальных эмоций (У. Джеймс, Т. Рибо), инстинктов (У. Мак-Даугал). Одновременно разрабатывались психодинамические модели агрессивности, связанные с философским обоснованием существования деструктивного влечения (3. Фрейд), с выделением функции садистически-агрессивных компонентов влечения в развитии характера и личности (К. Абрахам), с раскрытием значения деструктивности в социализации ребенка (М. Кляйн), с определением деструктивных и конструктивных функций агрессивности в адаптации личности (Д. Аммон), с анализом деструктивности и проявления агрессивности в широком социальном контексте (Э. Фромм).

Выделившаяся из психоанализа теория фрустрации, исследующая агрессивность как результат фрустрации (Д. Доллард), породила ряд экспериментальных подходов (С. Розенцвейг, Г. Аммон), позволивших на основе созданной ими концепции рассматривать проявления агрессивности в межличностных отношениях.

Подтверждением интереса психологов к изучению агрессии и агрессивности является увеличение количества диссертационных исследований: с 1989 по 2004 г. в отечественной психологии по данной проблеме было защищено 1 докторская и 30 кандидатских диссертации. в б 4 3 2 1 0.

1989 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004: .. 1. ч;

Рис. 1. Количество кандидатских и докторских диссертации по проблеме агрессии и агрессивности в психологической науке.

Вклад в изучение особенностей проявления агрессивности в жизнедеятельности военнослужащих по призыву и контрактной службы внесли военные психологи, исследовавшие психологические основы воинской дисциплины (Э. П. Утлик, 1997), проблемы конфликтности в воинских коллективах (А. Я. Анцупов, 1990; В. М. Крук, 1988; А. И. Шипилов, 1993; Е. Г. Баранов, 1995), агрессивное поведение военнослужащих по призыву (С. Б. Дохолян, 1998).

Однако следует отметить, что, несмотря на наличие определенного количества теоретических и экспериментальных исследований, нераскрытыми остаются вопросы содержания агрессивности, в которых находилось бы научное объяснение социально-психологических причин и факторов проявления агрессивности суворовцев.

Необходимо в теоретическом и эмпирическом исследовании раскрыть социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев в межличностных отношениях в учебной группе, а также факторы формирования мотивов агрессивного поведения. Это позволит выработать меры предупреждения проявления деструктивной агрессивности суворовцев, ориентации ее в просоциальное русло, вооружить командиров подразделений и офицеров-воспитателей теоретическими данными и практическими методами психологической диагностики и психологической коррекции.

Высокая практическая значимость проблемы познания социально-психологических особенностей проявления агрессивности суворовцев, ее недостаточная научная разработанность обусловили выработку объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объект исследования — агрессивность суворовцев в межличностных отношениях.

Предмет исследования — социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев.

Цель исследования — на основе теоретического и эмпирического исследования раскрыть содержание агрессивности суворовцев, особенности ее проявления в межличностных отношениях и разработать программу психологической коррекции деструктивной агрессивности.

Задачи исследования:

1. На основе проведения теоретического анализа раскрыть содержание агрессивности, характер влияния социально-психологических факторов на проявления агрессивности суворовцев в межличностных отношениях.

2. Выявить социально-психологические особенности проявлений агрессивности суворовцев в межличностных отношениях, ее дифференциацию и динамику в зависимости от возрастных особенностей и адаптационных способностей, социального происхождения и условий воспитания в семье.

3. Разработать и научно обосновать программу психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности, позволяющую оптимизировать межличностные отношения суворовцев.

Гипотеза исследования:

1. Агрессивность — социально-психологическое свойство личности суворовца, которое выражается во враждебном и нравственно-мотивированном поведении, базируется на бессознательном (Ид), субъектном (Эго) и социокультурном (Супер-Эго) уровнях функционирования психического, приобретено в процессе социализации, проявляется в зависимости от влияния адаптационных способностей, социального статуса, возрастных особенностей и условий воспитания в семье, а агрессия выступает в качестве конкретной формы реализации агрессивности.

2. Степень выраженности агрессивности суворовцев связана с их положением в системе межличностных отношений. Суворовцы, имеющие низкий социометрический статус, преимущественно проявляют деструктивную агрессивность и прибегают к агрессивным действиям для достижения своих целей, что приводит к конфликтным ситуациям в межличностных отношениях в учебной группе.

Динамика проявлений агрессивности суворовцев на разных курсах обучения определяется направленностью и степенью выраженности реакции при фрустрационных ситуациях и зависит от особенностей коллективной организации учебной, служебной и общественной сфер их деятельности.

3. Механизм преодоления проявлений деструктивной агрессивности суворовцев в процессе психологической коррекции заключается в осознании содержания проявлений агрессивности, формировании адекватного отношения к своим проблемам в социальном окружении — в семье и учебной группе в процессе учебной, служебной и общественной деятельности, конструировании позитивных вариантов дальнейшего, преимущественно самостоятельного преодоления проявления деструктивной агрессивности и достижения конструктивных межличностных отношений в группе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи современного психоанализа — теории объектных отношений, концепции гуманистического психоанализа (Г. Салливан, К. Абрахам, М. Кляйн) — целостного развития личности (В. Н. Мясищев) — Эго-психологии — теория о внутренней обусловленности индивидуальной избирательности по отношению к внешней детерминации (Д. Аммон) — концепция особенностей межличностного восприятия (А. А. Бодалев) — теоретические положения о деструктивной и конструктивной агрессивности (Э. Фромм).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Раскрыто содержание агрессивности суворовцев, которое выражается во враждебном и нравственно-мотивированном поведении, базируется на бессознательном (Ид), субъектном (Эго) и социокультурном (Супер-Эго) уровнях функционирования психического и проявляется в процессе социализации в зависимости от воздействующих биофизических и социально-психологических факторов, имеет конструктивную и деструктивную направленность проявления в межличностных отношениях и является социально-психологическим свойством личности суворовца.

2. Выявлены социально-психологические особенности проявлений агрессивности суворовцев, которые определяются предметао-деятельностным содержанием межличностных отношений, их социометрическим статусом, социальным происхождением и условиями воспитания в семье, возрастными особенностями и адаптационными способностями суворовцев. Установлено, что степень выраженности проявлений конструктивной и деструктивной агрессивности суворовцев зависит от сформированности мотивов учебной деятельности, успешной адаптации к служебной деятельности, социальной активности в общественной деятельности. Суворовцы, имеющие низкий социометрический статус, преимущественно проявляют деструктивную агрессивность и прибегают к агрессивным действиям для достижения своих целей, что приводит к конфликтным ситуациям в межличностных отношениях.

3. Установлено, что динамика преодоления проявлений деструктивной агрессивности суворовцев в ходе реализации программы психокоррекции выражается в изменении направленности проявления агрессивности суворовцев через позитивное реагирование, закрепление желаемых навыков межличностного взаимодействия и высокую заинтересованность проведением психологической коррекции.

4. Обосновано использование программы психологической коррекции деструктивной агрессивности суворовцев, включающей психоаналитическое объяснение и консультирование, а также психологический тренинг создания чувства общности и развития способности к установлению конструктивных межличностных отношений суворовцев, направленные на осознание содержания проявления агрессивности, формирование готовности адекватного отношения к своим проблемам и конструирование позитивных вариантов дальнейшего преимущественно самостоятельного преодоления проявления деструктивной агрессивности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Агрессивность — социально-психологическое свойство личности суворовца, выражающееся во враждебном и нравственно-мотивированном поведении, базирующееся на бессознательном (Ид), субъектном (Эго) и социокультурном (Супер-Эго) уровнях функционирования психического и проявляющееся в процессе социализации в зависимости от воздействия биофизических и социально-психологических факторов, имеющее конструктивную и деструктивную направленность проявления в межличностных отношениях.

К конструктивным проявлениям агрессивности суворовцев относятся биологически адаптивная и нравственно-мотивированная агрессивность. Биологически адаптивная агрессивность призвана защищать жизненно важные интересы, а нравственно-мотивированная — это проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме, допускающей развитие и изменение личности суворовца в коллективе и способствующей формированию конструктивных учебно-служебных отношений.

Деструктивная агрессивность суворовцев представляет собой сознательные и бессознательные действия, которые оказывают негативное влияние на установление конструктивных межличностных отношений в повседневной учебной, служебной и общественной сферах их деятельности.

Проявления агрессивности суворовцев зависят от влияния биофизических и социально-психологических факторов. К биофизическим факторам относятся физиологические особенности подросткового возраста и уровень физического развития. Определяющими в формировании и становлении личности суворовца являются социально-психологические факторы: воспитание и социальное происхождение, социальное окружение и положение в группе сверстников.

2. Основные социально-психологические особенности проявления агрессивности выражаются в следующем:

— проявления агрессивности суворовцев определяются предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений и социометрическим статусом суворовцев в учебной группе. Степень выраженности проявлений конструктивной и деструктивной агрессивности суворовцев зависит от сформированное&tradeмотивов учебной деятельности, успешности адаптации к служебной деятельности, социальной активности в общественной деятельности. Суворовцы, имеющие низкий социометрический статус, преимущественно проявляют деструктивную агрессивность и прибегают к агрессивным действиям для достижения своих целей, что приводит к конфликтным ситуациям в межличностных отношениях;

— проявления агрессивности зависят от адаптационных способностей суворовцев, социально-психологических условий воспитания в семье и социального статуса родителей. Суворовцы — выходцы из среды руководящих работников, торговых работников, военнослужащих, воспитывающиеся в неполных семьях, чаще прибегают к агрессивным проявлениям, направленным на внешнее социальное окружение, по сравнению с суворовцами из полных семей, выходцев из среды рабочей среды и сельских тружеников;

— степень выраженности проявлений агрессивности и направленность реакции при фрустрационных ситуациях изменяется в зависимости от приобретаемого опыта межличностного взаимодействия и на разных курсах обучения проявлений агрессивности суворовцев отличаются разной степенью выраженности и направленности. Суворовцы 1-го курса по сравнению с суворовцами 2 — 3-их курсов преимущественно проявляют деструктивную агрессивность, прибегают к агрессивным действиям для достижения своих целей, что приводит к конфликтным ситуациям в межличностных отношениях в учебной группе.

3. Реализация программы психологической коррекции проявлений деструктивной агрессивности суворовцев предполагает осознание ими содержания агрессивности, формирование адекватного отношения к проблемам в социальном окружении в различных сферах деятельности, конструирование позитивных вариантов самостоятельного преодоления проявления деструктивной агрессивности суворовцами и достижения конструктивных межличностных отношений в учебной группе. i1 Основные психологические условия эффективной реализации программы психологической коррекции деструктивной агрессивности суворовцев заключаются в психологической готовности к принятию помощи, заинтересованном отношении командования к деятельности психолога по проведению психологической коррекции, социально-психологической поддержке семьи суворовца, обеспечении контроля со стороны коллег за деятельностью психолога училища в процессе супервизирования.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Исследование и полученные результаты проявлений агрессивности в межличностных отношениях в суворовских учебных группах в различных сферах деятельности могут применяться в дальнейших научно-прикладных исследованиях по изучению проявления агрессивности и других личностных труд ностей военнослужащих.

2. Выводы и рекомендации диссертационного исследования частично внедрены в практику войсковых психологов и необходимо в последующем использовать их в деятельности по диагностике агрессивности и оказанию помощи в снижении проявлений деструктивной агрессивности военнослужащих.

3. Командованию суворовских военных училищ в целях гармонизации межличностных отношений в учебных группах рекомендовано учитывать дифференциацию и динамику проявлений агрессивности суворовцев, влияние на нее социально-психологических факторов и использовать программу психологической коррекции деструктивной агрессивности.

Методика исследования: констатирующий и формирующий экспериментнаблюдениеопросдиагностическое интервьюметод экспертных оценокбеседасоциометрияметодика исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейгапроективная методика свободного изложения — написание сочинений по предложенной теме: «Как я представляю свои права и возможности наказать другого суворовца за его неправильные действия, слова и поступки?" — подростковый вариант методики «Личная агрессивность» В. П. Ковалеваметодика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.

Эмпирическое исследование проводилось с суворовцами 1−3-х курсов Московского, Тверского, Санкт-Петербургского суворовских военных училищ. Общая выборка составила 397 суворовцев, что позволило получить достоверные данные исследования в соотношении с генеральной совокупностью.

Достоверность полученных результатов и надежность выводов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, многоаспектным анализом научных публикаций по проблеме исследования, последовательностью изучения его предмета, всесторонним сопоставлением полученных данных, разнообразием применяемых исследовательских методик, проведением процедур качественного и количественного анализа, статистической значимостью полученных результатов, репрезентативной выборкой испытуемых.

Основные этапы исследования:

1. Изучение литературы по проблеме агрессивности, определение теоретического подхода к ее исследованию. Постановка целей и задач эмпирического исследования (2000 — 2001 гг.).

2. Пилотажное исследование агрессивных ситуаций в группах, имеющих место в межличностных отношениях между суворовцами в процессе учебной, служебной и общественной деятельности. Проведение констатирующего и формирующего экспериментов (2001 — 2003 гг.).

3. Обобщение, обработка и анализ данных исследования. Написание диссертационного исследования и внедрение программы психологической коррекции по преодолению деструктивной агрессивности в деятельность психолога и офицеров-воспитателей суворовского военного училища (2001 — 2004 гг.).

Апробация результатов исследования осуществлялась на симпозиумах «Агрессивное поведение как междисциплинарная проблема» и «Проблема экстремизма в России», научно-практических конференциях Российского психологического общества и Приволжского дома знаний в 2000;2003 гг., на клинических и теоретических семинарах Русского психоаналитического общества в 2002;2005 гг., при проведении занятий по программе психологической подготовки суворовцев в Московском, Санкт-Петербургском и Тверском суворовских военных училищах в 2000;2002 гг., на сборах профессиональной подготовки военных психологов Московского военного округа, во время проведения занятий с заместителями командиров воинских частей по воспитательной работе Московского, Наро-Фоминского и Алабинского гарнизонов, с офицерами управлений Московского военного округа в 2002;2004 гг., в ходе проведения занятий со слушателями и курсантами Военного университета в 2004;2005 гг.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава 1. Теоретические и методические основы исследования проявления агрессивности. Глава 2. Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев в межличностных отношениях. Глава 3. Предупреждение и психологическая коррекция проявления агрессивности суворовцев. Объем основного текста — 143 печатных страницы, 9 приложений, содержит 12 таблиц, 17 рисунков. Библиография насчитывает 265 источников, 35 из которых — на иностранном языке.

Выводы по 3-й главе:

Реализация программы психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности суворовцев предполагает осознание ими содержания агрессивности, формирование адекватного отношения к проблемам в социальном окружении в различных сферах деятельности: учебной, служебной и общественной, конструирование позитивных вариантов самостоятельного преодоления проявления деструктивной агрессивности суворовцами и достижения конструктивности в межличностных отношениях в учебной группе и семье.

Основные психологические условия эффективной реализации программы психологической коррекции деструктивной агрессивности суворовцев заключаются в психологической готовности к психологической помощи, заинтересованном отношении командования к деятельности психолога по проведению f психологической коррекции, социально-психологической поддержке семьи и самого суворовца, обеспечении контроля в процессе супервизирования со стороны коллег за деятельностью психолога училища и офицеров-воспитателей.

Диагностика проявления агрессивности суворовцев должна проводиться регулярно, с определенной периодичностью, с учетом дифференциации и динамики проявления агрессивности, возрастных особенностей и развитости суворовского коллектива в целях выяснения необходимости проведения психокоррекционных мероприятий.

Реализация программы психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности суворовцев предполагает:

— повышение нормативно-ценностной представленности в сознании суворовцев идеалов и норм межличностных отношений, поощрении альтернативных, несовместимых с гневом и агрессией форм поведения;

— повышение эффективности в деятельности по управлению основными процессами в суворовском коллективе, содействие созданию атмосферы сочувствия и снятия эмоционального напряжения в конфликтных ситуациях.

В виду сложности и многоуровневости проявления агрессивности, подход к психологической коррекции должен носить комплексный и системный характер на каждом из уровней функционирования психического, с учетом факторов биофизического и социально-психологического порядка.

Нами разработана психокоррекционная программа, исходя из результатов психодиагностического исследования, а также на протяжении всего цикла проведения психологической коррекции отслеживалась динамика преодоления проявления деструктивной агрессивности суворовцев.

Индивидуальная психологическая коррекция проявления деструктивной агрессивности проводилась в ходе психоаналитического объяснения и консультирования. Во время психоаналитического объяснения нами раскрывались суворовцам неясные проблемы, касающиеся субъектного (Эго) и социокультурного (Супер-Эго) уровней проявления агрессивности. Психоаналитическое консультирование было нацелено на самоанализ личности суворовцев, направлено на раскрытие источника проблем в их прошлом опыте, формирование у них адекватного отношения к своим проблемам в различных сферах деятельности: учебной, служебной и общественной, интерпретации бессознательной мотивации, скрывающиеся за спонтанно «прорывающимися» агрессивными действиями.

В ходе проведения групповой психологической коррекции у суворовцев наблюдались снижение агрессивных проявлений через адекватное поведенческое реагирование в межличностных отношенияхзакрепление конструктивных навыков в межличностных отношениях через заинтересованность взаимодействияснижение конфликтных ситуаций в учебных группах.

Проверка эффективности механизма психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности осуществлялась с помощью проведения формирующего эксперимента. Динамика проведения психокоррекционных мероприятий показала достаточную эффективность, а также необходимость периодического проведения мероприятий по индивидуальной и групповой психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности.

Выраженность агрессивности у суворовцев в различных сферах деятельности зависит от особенностей коллективной организации их жизнедеятельности. При недостаточной упорядоченности процесса деятельности создается множество социально-психологических предпосылок для реализации проявления деструктивной агрессивности суворовцев.

В целом же проведенная психокоррекционная работа показывает, что апробированная программа психокоррекции обладает достаточным потенциалом, и рекомендуется для осуществления психологической коррекции и в других образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

Заключение

.

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, усложнение их задач, определяют более высокие требования к компетентности организа-торско-управленческой деятельности офицеров суворовских военных училищ. Одной из важнейших проблем в этой связи является повышение эффективности управленческого взаимодействия офицеров в целях установления и поддержания конструктивных межличностных отношений в суворовских коллективах, без проявления в них деструктивной агрессивности.

В ходе диссертационного исследования выдвинутые гипотезы подтвердились. Теоретико-методологический анализ проблемы, а также результаты эмпирических исследований позволяют утверждать, что агрессивность является социально-психологическим свойством личности суворовца, выражается во враждебном и нравственно-мотивированном поведении, она приобретена в процессе социализации в зависимости от воздействующих биофизических и социально — психологических факторов и имеет деструктивную и конструктивную направленность в межличностных отношениях в учебной группе.

К конструктивным проявлениям агрессивности суворовцев относятся биологически адаптивная и нравственно-мотивированная. Биологически адаптивная агрессивность призвана защищать жизненно важные интересы, а нравственно-мотивированная — это проявления агрессивных побуждений в социально приемлемой форме, допускающей развитие и изменение личности суворовца в коллективе и способствующей формированию конструктивных учебно-служебных отношений.

Деструктивная агрессивность суворовцев представляет собой сознательные и бессознательные действия, которые оказывают негативное влияние на установление конструктивных межличностных отношений в повседневной учебной, служебной и общественной сферах их деятельности.

Проявления агрессивности суворовцев зависят от влияния биофизических и социально-психологических факторов. Биофизическим факторам относятся физиологические особенности подросткового возраста и уровень физического развития, но определяющими в формировании и становлении личности суворовца являются факторы воспитания и социального происхождения, социального окружения и положения в группе сверстников.

Изучение проблемы и данные опытно-эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Основные социально-психологические особенности проявления агрессивности выражаются в следующем: проявления агрессивности суворовцев определяются предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений и социометрическим статусом суворовцев в учебной группе. Степень выраженности проявления конструктивной и деструктивной агрессивности суворовцев зависит от сформированное&tradeмотивов учебной деятельности, успешной адаптации к служебной деятельности, социальной активности в общественной деятельности. Суворовцы, имеющие низкий социометрический статус, преимущественно проявляют деструктивную агрессивность и прибегают к агрессивным действиям для достижения своих целей, что приводит к конфликтным ситуациям в межличностных отношениях.

— проявления агрессивности зависят от возрастных особенностей и адаптационных способностей суворовцев, от социального происхождения и условий воспитания в семье. Суворовцы выходцы из среды руководящих работников, торговых работников, военнослужащих, воспитывающиеся в неполных семьях, преимущественно прибегают к агрессивным проявлениям, направленным на внешнее социальное окружение, по сравнению с суворовцами из полных семей, выходцев из среды рабочей среды и сельских тружеников.

— степень выраженности проявления агрессивности изменяется в зависимости от приобретаемого опыта межличностного взаимодействия и на разных курсах обучения проявления агрессивности суворовцев отличаются разной степенью выраженностью. Суворовцы 1-го курса по сравнению с 2 — 3-ми курсами преимущественно проявляют деструктивную агрессивность и прибегают к агрессивным действиям для достижения своих целей, что приводит к конфликтным ситуациям в межличностных отношениях в учебной группе.

2. Динамика проявления агрессивности суворовцев направленность реакции при фрустрационных ситуациях зависит от их курса обучения. Суворовцы выпускного курса преимущественно проявляют импунитивные реакции, а суворовцы младших курсов — экстрапунитивные и интрапунитивные реакции в межличностных отношениях.

3. Проявления агрессивности у суворовцев, имеющих высокие показатели в учебной, служебной и общественной сферах деятельности выражается: через преобладание наступательного стиля поведения и общения, необходимого для достижения высоких показателей в учебеповышенный уровень агрессивности в целях достижения высоких результатов в служебной сфере деятельностивыраженность интрапунитивной направленности агрессивности и проявление наступательного поведения в общественной сфере деятельности.

У суворовцев, имеющих средние показатели в различных видах деятельности, выявлено: проявление атакующего стиля поведения и бескомпромиссности в учебной деятельности, которая является внутренним препятствием для достижения высоких показателей в учебепреобладание в служебной сфере деятельности обидчивости и импунитивной направленности агрессивности, указывающего на слабую активность в выполнении служебных и общественных порученийвыраженность агрессивной черты личности — неуступчивости направляющее их на участие общественной жизни.

У суворовцев, имеющих низкие показатели в учебной, служебной и общественной деятельности установлено: выраженность агрессивных составляющих личность — обидчивости и подозрительности, указывающего на низкую мотивацию их в учебной сфере деятельностипроявления агрессивности в служебной и общественной деятельности имеет импунитивную направленность и в решении служебных вопросов реже прибегают к агрессивным действиям.

4. Реализация программы психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности суворовцев предполагает осознание и понимание ими содержания агрессивности, формирование адекватного отношения к проблемам в социальном окружении в различных сферах деятельности: учебной, служебной и общественной, конструирование позитивных вариантов самостоятельного преодоления проявления деструктивной агрессивности суворовцами и достижения конструктивности в межличностных отношениях в учебной группе и семье.

Основные психологические условия эффективной реализации программы психологической коррекции деструктивной агрессивности суворовцев заключаются в психологической готовности к психологической помощи, заинтересованном отношении командования к деятельности психолога по проведению психологической коррекции, социально-психологической поддержке семьи и самого суворовца, обеспечении контроля в процессе супервизирования со стороны коллег за деятельностью психолога училища и офицеров-воспитателей.

Проверка эффективности механизма психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности осуществлялась с помощью формирующего эксперимента. Динамика проведения психокоррекционных мероприятий показала достаточную их эффективность, а также необходимость периодического осуществления их в целях по индивидуальной и групповой психологической коррекции проявления деструктивной агрессивности.

Выраженность агрессивности у суворовцев в различных сферах деятельности зависит от особенностей коллективной организации их жизнедеятельности. При недостаточной упорядоченности процесса деятельности создается множество социально-психологических факторов для реализации проявления деструктивной агрессивности суворовцев.

В целом проведенная психокоррекционная работа показывает, что апробированная программа психокоррекции обладает достаточным потенциалом и командованию суворовских военных училищ в целях гармонизации межличностных отношений в учебных группах рекомендовано учитывать дифференциацию и динамику проявления агрессивности суворовцев, влияние социально-психологических факторов и необходимость использования программы психологической коррекции деструктивной агрессивности психологами и офицерами подразделений суворовских училищ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов Ростов-н/Д, 1998. — 412 с.
  2. Н. В. Возрастные психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Киев, 1989. 17 с.
  3. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1995. — № 3 — 4. С. 13 -19.
  4. П. В. Проблема агрессивности и деструктивности в психоаналитической социологии: Автореф. дис. канд. социол. наук. М, 2000. — 27 с.
  5. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии.-1996. № 1. -С. 131−143.
  6. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
  7. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. — Т. 13, № 5. — С. 111−117.
  8. Антонян Ю М. Общий очерк о преступном насилии // Человек против человека. Преступное насилие. С-Пб., 1994.
  9. А. В. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. ~ 1992. № 1−2.
  10. JI. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Издательство КГУ, 1987. — 264 с.
  11. Ю. П. Искусство воспитывать. М. 1985.
  12. Г. М. Психология социального познания. М., 1997. — 356 с.
  13. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977. 184 с.
  14. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
  15. И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. -Л.: Наука, 1975.
  16. Анализ состояния воинской дисциплины и профилактика правонарушений. -М.: Управление военного образования (отд. довузовского образования), 2003.
  17. Д. Р., Гольберг Т. Творческая агрессия: Перев с англ.—Новосибирск, 1988.
  18. Р., Ричардсон Д. Агрессия. С/Пб: Питер, 1998.-26 с.
  19. JT. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. Э. Ш. Особенности проявления агрессивного поведения старших дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.: 1998. 27 с.
  21. К. Жить с агрессивными детьми: Перевод с нем. М.: Педагогика, 1991.- 144 с.
  22. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр. М., 1987. — С. 67−80.
  23. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
  24. А. Проблемно-ориентированная психотерапия. М. 1998. — 321 с.
  25. П. П. Развитие мышления школьника // Болонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В Т. 2 — М., 1979. Т. 2
  26. С. Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт конструктивный в психологии. Красноярск, 1990. — 187 с.
  27. А.О. и др. Общая психопатология Ростов-н/Д., 1998. — 274 с.
  28. Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. М.:Нез. фирма «Класс», 1994.-112 с.
  29. Вагнес Элисоес Динамика агрессивного поведения у школьников в условиях различных стилей воспитания: Автореф. дис. психол. наук. -М., 1995. 18 с.
  30. Н. В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека: Автореф. дис. канд. психол. Наук СПб.: 1998. — 25 с.
  31. Г. С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников. Пермь, 1976. — 80 с.
  32. JI. С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-499 с.
  33. Л. С. Собр. соч.: В Т. 4. М., 1984. Т. 4.
  34. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 236 с.
  35. Гуггенбюль-Крейг А. Благо Сатаны. Парадоксы психологии. СПб., 1997. — С. 64−78.
  36. А. А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1983. № 6. С. 18−24.
  37. В. Д. Русская культура и феномен насилия // Вопросы философии. 1985. № 1. — С. 17−21.
  38. А., Ральф Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994.- 491 с.
  39. П. Б. Сладострастие, жестокость, религия // Избранные труды / Под ред. Кербикова О. В. М.: Медицина, 1984. — С. 80 — 94.
  40. С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1997. — 456 с.
  41. В.Я. Лексикон малой психиатрии. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. — 378 с.
  42. Гуманистические проблемы психологической теории // Отв. ред. Абульханова Славская А. В. — М., 1995.
  43. Детский психолог / Под ред. Е. И. Рогова. Ростов-н/Д., 1992. — С. 5−20.
  44. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.:ИН-ФРА-М, 1997.-256 с.
  45. С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих призыву в повседневной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук-М., 1998. 23 с.
  46. А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: МГУ, 1984.
  47. В. В. Виды общения в обучении. М., 1972. — 424 с.
  48. М. И., Феденко Н. Ф. Основы психологии: Учебное пособие. — М.: ВПА, 1962. -295 с.
  49. Ю. В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1995. 17 с.
  50. С. Н. Некоторые результаты исследований агрессии / Под ред. Ра-тинова. -М., 1979. -С.100- 109.
  51. С. Н. Агрессия и мы. М., 1991. — 250 с.
  52. С. Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников -М., 1984.
  53. А. Р. Кросс культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1999. — 148 с.
  54. .Ф. Об эксперименте в школе К. Левина // Вестник Мое. универ. Сер. 14. № 1. 1987. — С. 47 — 60.
  55. Г. Конфликт современной культуры. — СПб., 1973. 124 с.
  56. Г. Человек как враг // Социолог, журнал. 1994. — № 2. — С. 114−119.
  57. О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореф дис. канд. психол. наук. Таганрог, 1999. — 25 с.
  58. В. Н. Военно-профессиональная адаптация в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб.: ВМА, 1995. — 26 с.
  59. Квятковская — Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних как объект педагогического изучения и воздействия: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. -23 с.
  60. П. В. Агрессивность и ее психологофармакологическая коррекция у больных с деменциями в позднем возрасте: Автореф. дис. канд. мед. наук. -СПб, 1991.-24 с.
  61. С. JI. Психологические особенности агрессивности детей 5−7 летнего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 23 с.
  62. П. В. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996. 21 с.
  63. А. Г.Психологические особенности человека. — Л., 1960.
  64. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  65. Е. В. Преступная агрессивность подростков: социокультурный контекст: Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 1999. — 28 с.
  66. О. Н. Формы агрессивного поведения учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2001. — 28 с.
  67. Ю. В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1999. — 24 с.
  68. Н. К. Виктимеологические проблемы тяжких насильственных преступлений: Автореф. дис. канд. юридич. наук. -М., 1999. 38 с.
  69. Е. Е. Детская агрессивность как свойство личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 19 с.
  70. А. С. Педагогическое воздействие как средство коррекции агрессивного поведения младших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Саратов, 2001.-28 с.
  71. Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999. 321 с.
  72. Ю. Е. Клинико-патогенетические механизмы агрессивных форм парафилей: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1994. — 28 с.
  73. М. П. Предупреждение агрессивных подростков средствами семейного воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 22 с.
  74. И. Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 20 с.
  75. М. А. Психические расстройства у женщин, совершивших агрессивные действия: Автореф. дис. док. мед. наук. М., 1999. — 36 с.
  76. Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 21 с.
  77. В. Н. Криминальная мотивация. М.: Наука, 1986. — 304 с.
  78. Кузнецов, Лебедев, Лукичев: Социальный-перцептивный тест и его применение // Психол. журнал. 1986. Т. 7. — № 1. — С. 124−135.
  79. В. П. Самоутверждение курсантов: социально-психологический анализ: Учебное пособие. М., ВПА, 1983. — 76 с.
  80. А. Г. Личность и ее структура // Общая психология. М.: Просвещение, 1981.-С. 70−72.
  81. О. Агрессия при расстройствах личности. М., 1998. С. 35 -110.
  82. В. М. Эволюция диктата. М., 1997. С. 94 -152.
  83. А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 245−263.
  84. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  85. Н. И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1982. 19 с.
  86. Курс военной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. Ф. Железняка и др. --М.: ГА ВС, 1993. ч.1. -175 с.
  87. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 304 с.
  88. Г. Психология народов и масс. СПб, 1995. — 313 с.
  89. А. И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 19 с.
  90. Н. Д. О психических состояниях человека. — М., 1946.
  91. Н. Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. 1990. -Т.П. — № 5. С. 116−120.
  92. Левитов Н Д. Психологическое состояние агрессии II Вопросы психологии. — 1972.- № 6. С. 168−173.
  93. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. — № 6. С. 118−129.
  94. Н. Д. Психологическое состояние агрессии. М., 1986. — 316 с.
  95. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. — 208 с.
  96. К. Агрессия. М., 1994. -272 с.
  97. С. Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. — СПб., 1993.-65 с.
  98. И. Межличностные конфликты во взаимоотношениях у суворовцев и способы их конструктивного разрешения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.-24 с.
  99. ., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. М.: Высшая школа, 1996. — 623 с.
  100. А. Физическая динамика структуры характера. М., 1997. — 197 с.
  101. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
  102. Д. Социальная психология // Перев. с англ. СПб.: Питер, 1997. — 688 с.
  103. Мак-Кей М., Роджерс П., Укрощение гнева СПб.: Питер Пресс, 1997. -352 с.
  104. Мид М. Развитие ребенка. М., 1968. С. 4 — 97.
  105. А. В. Психологическая подготовка // Программа военной, физической и психологической подготовки суворовцев. М.: Аппарат управления вузов Сухопутных войск, 1992. С.116−134
  106. А. В. Психологические основы развития личности суворовца (теория, эксперимент, практика) — М. (монография), 1996. 383 с.
  107. А. В., Носс И. Н., Игнаткин В. Н. Военно-профессиональная ориентация суворовцев М.: Аппарат управления вузов СВ, 1991. — 371 с.
  108. Р. М. Особенности агрессии у девочек подростков с делинквентным поведением: Автореф. дис. канд. мед. наук. Челябинск, 1998. — 28 с.
  109. Мак Кей М., Роджерс П. Укрощение гнева. СПб.: Питер Пресс, 1997. -352 с.
  110. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М. 1998. — 367 с.
  111. Мак-Фарленд Д. Принцип развития психологической науки. М.: Наука, 1978.-367 с.
  112. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этиология и эволюция.-М., 1988.- 187 с.
  113. Н. Г. Клинико-патогенетическая характеристика прогнозирования и психофармакологическая коррекция агрессивного поведения у больных психическими заболеваниями: Автореф. дис. д-ра. мед. наук. — СПб., 1994. 38 с.
  114. Н. В. Особо опасные проявления агрессивных действий у больных в аспекте его профилактики: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1990. — 28 с.
  115. Н. Г., Соловьева С. JI. Экспериментально психологические аспекты профилактики агрессивного поведения. // Судебно — медицинская экспертиза. 1996. № 1. С. 30−31.
  116. Нравственность, агрессия и справедливость // Вопросы психологии. — М., 1992. № 2. -18 с.
  117. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  118. А. В. Социальное представление об агрессии на материалах газеты «Комсомольская правда» о военном конфликте в Чеченской республике: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-н/Д., 1998. — 28 с.
  119. Н. Н. Характеристика агрессивности у деликвентных подростков: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1999. 24 с.
  120. Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд // Российский психоаналитический вестник.-1994. № 3−4. С. 136−144.
  121. Е. В. Агрессия как фактор социальной адаптации: Автореферат дис. канд. психол. наук. -М., 1999. 22 с.
  122. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельче-нок. Минск: Харвест, 1999. — 656 с.
  123. Психология: Словарь / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. — М.: Политиздат, 1990.
  124. Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.: Воениздат, 1989.
  125. В. П. Экспериментальная психоформакалогия агрессивного поведения. -Л., 1986.
  126. Г. Агрессия наших детей. — М., 1997. 152 с.
  127. В. Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1999. — 22 с.
  128. В. К. Психология неадаптивной активности. М., 1992. — 223 с.
  129. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учебное пособие. -Самара: Издательский Дом «БАРАХ», 1998. 672 с.
  130. В. Р. Особенности агрессивного поведения и способы его коррекции у психически больных женщин: Автореф. дис. канд. мед. наук. — СПб, 1992.- 14 с.
  131. Я. А. Отражение в языке агрессивных состояний человека: Автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 1998. — 14 с.
  132. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева1993.-№ 1. С. 75−77.
  133. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции.-М., 1990. С. 54−72.
  134. А.В., Велисер У. Ф., Прохаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение // Вопросы психологии. 1994, — № 2. С. 113 -122.
  135. Психоанализ и культура. // Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. -М.: Юристь, 1995. 624 с.
  136. Психоаналитический вестник.-1994. № 3 — 4. С. 187−191.
  137. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  138. Пулкинен JL Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психология личности и образ жизни. — М., 1987. С. 132−137.
  139. К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. 256 с.
  140. Н. А. Экспериментальное исследование агрессивности. М., 1989. С. 59−60.
  141. Е.С., Потемкин О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. — 256 с.
  142. В. С., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1989.
  143. Т. Г. Философский анализ методологических и концептуальных оснований теории человеческой агрессии. Автореф. дис. канд. филос. наук. -Минск, 1991.-25 с.
  144. Н. А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно насильственных преступлений: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998. — 26 с.
  145. А. Ф. Насилие, агрессия жестокость. // Сборник научных статей. М., 1990. — 149 с.
  146. А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996.-№ 5.-15 с.
  147. Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. -М., 1991. С. 89−133.
  148. Т.Г. Критический анализ концепций «человеческой агрессивности» Минск.: БГУ, 1982.
  149. Т. Г. Агрессивность и контроль // Вопросы психологии. 1992. № 5−6. С. 35−40.
  150. Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. — № 1. С. 81−88.
  151. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы развития личности // Пер с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  152. С. JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  153. С. JI. Основы общей психологии. М., 1946.
  154. Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова и др. М., 1983. — 478 с.
  155. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991, С. 168−179.
  156. Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: ВЕИП, 1995. — 288 с.
  157. И., Подпер П. Секреты личности. М., 1983. С. 125−135.
  158. Т.А. Анализ теорий поло-ролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 1987. N 2. С. 158- 165.
  159. М. В. Представления о семейных конфликтах в подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990. — № 4. С. 91−99.
  160. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  161. Е.С., Потемкин О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. — 256 с.
  162. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990. — 368 с.
  163. В. Функции оргазма М., 1997, — 356 с.
  164. Р. К вопросу подсознательной агрессивности.// ОНС. 1993. — № 3. С. 183 -190.
  165. Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: Метод, рекомендации в помощь педагогам-практикам. М., 1991. -16 с.
  166. С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 23 с.
  167. В. Д. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных с различными типами агрессивного поведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 2000. 27 с.
  168. С. Ф. Агрессивность детей как объект педагогической оценки: Автореф. дис. пед. наук. Ижевск, 1996. — 17 с.
  169. С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1997. — 42 с.
  170. С. И. Формирование проф. готовности студентов к работе с агрессивными детьми: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  171. И. Д. Диагностика агрессивных тенденций у больных пропредиент-ной шизофрении: Автореф. дис. канд. мед. наук. Тарту, 1998. — 17 с.
  172. П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии. 1982. -№ 6. С. 44−56.
  173. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.- 800 с.
  174. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии.-1995, № 3. С. 139−150.
  175. А. Н. Клиническая оценка различных форм агрессивного поведения при некоторых пограничных психических заболеваний у подростков: Автореф. дис.канд. мед. наук. -М., 1991 20 с.
  176. М. Тренинг уверенности в себе. — СПб., 1997. 331 с.
  177. Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технология разрешения.-М.: ИСАИ, 1991.-Вып. 1.
  178. С. В. Аутоагрессивное поведение у военнослужащих срочной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1999. 18 с.
  179. М. Г. Воспитание и самовоспитание школьников. — М., 1982.
  180. В. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН, 1961. — 536 с.
  181. Р.Л., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития Екатеринбург, 1998,-235 с.
  182. X., Кехеле X. Современный психоанализ М., 1996. — т. 1,2.
  183. Н. Поведение животных. М.: Мир, 1985. — 192 с.
  184. Э. П. Психологическая закалка и воинская дисциплина // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М., 1989, С. 112−121.
  185. Р. А. Психология эволюции. — Киев, 1998. С. 62−86.
  186. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Минск, 1996. 192 с.
  187. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 489 с.
  188. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 384 с.
  189. Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. — 243 с.
  190. А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991. — 292 с.
  191. А. Психология Я и защитные механизмы,— М.: Педагогика, 1993.-144 с.
  192. Фрейд 3. Недовольство культурой: Пер с нем. // Фрейд: Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1991. — 134 с.
  193. Фрейд 3. Введение в психоанализ / Пер с нем. М.: Наука, 1989. — 456 с.
  194. Фрейд 3. Толкование сновидений / Пер с нем. Ереван: Камар, 1991. — 448 с.
  195. Фрейд 3. Очерки по психосексуальности (1905): Пер с нем // Фрейд 3. «Я» или «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991. — Кн. 2. — 56 с.
  196. Фрейд 3. Положения о двух принципах психической деятельности: Пер. с нем. // Фрейд. 3. Основные психологические теории в психоанализе. — СПб.- М.: Госиздат, 1923. С. 83−189.
  197. Фрейд 3. Печаль и меланхолия (1915): Пер с нем. // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М., Госиздат, 1923. с. 174−190.
  198. Фрейд 3. Характер и анальная эротика (1908): Пер с нем. // Психоанализ и учения о характерах. -М.: Госиздат, 1923. С. 17−23
  199. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. В 2 кн. Тбилиси: Мерани, 1991.-Кн.1. — 399 е.- Кн. 2. — 428 с.
  200. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.
  201. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. — 569 с.
  202. Фрейд 3. Работы о мазохизме // Венера в мехах. М.: РИК «Культура», 1992. С. 314−379.
  203. Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб, 1999. — 346 с.
  204. Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1990.
  205. Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина: Монография. М.: ВПА, 1966. — 226 с.
  206. Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. М.: РОУ, 1991. Вып. 1.- 116 е.- Вып. 2.- 136 с.
  207. Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой /психоаналитическое исследование.- М.: Наука, 1995. 376 с.
  208. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. М.: 1996. — 192 с.
  209. К.Э. Игра у животных. М.: Знание, 1985. — 63 с.
  210. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1971, — № 4, С. 6 -20.
  211. Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  212. Эволюция психотерапии. М.: 1998, Т. 1−4.
  213. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы / Пер. с нем СПб: ВосточноЕвропейский институт психоанализа, 1994. — 416 с.
  214. Юнг К. Г. Вотан (1936): Пер с нем. // Юнг К. Г. О современных мифах: Сборник трудов М.: Практика, 1994. — 252 с.
  215. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1995, — 267 с.
  216. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс — Универс, 1993. — 480 с.
  217. А.Н. Преодоление психосексуальных трудностей офицеров методикой психоанализа: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 22 с.
  218. А. Н., Андрюшин И. И. Семейное психоаналитическое интервью как способ профилактики напряженности в семьях офицеров // Психологические проблемы профилактики экстремизма в российском обществе — Пенза: Приволжский дом знаний, 2002.
  219. Э., Ровелл Д. Агрессия как черта личности: индивидуальные различия" // Реферативный журнал по психологии. — 1990. № 3. — 14 с.
  220. Е. В. Социально исторические детерминанты агрессивного поведения: психолого — историческая реконструкция на материале 20-ых годов XX в. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1999. — 27 с.
  221. X. Мотивация и деятельность. М., 1986, — Т. I. — с. 365−405.
  222. А.Б. Психотерапия шизофрении за рубежом // Московский психотерапевтический журнал.-1993. -№ 1. С. 77−112.
  223. К. Женская психология. СПб.: ВЕИП, 1993. — 222 с.
  224. В. Человек и агрессия — М.: Прогресс, 1975. 134 с.
  225. И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  226. Шибутани Социальная психология М.: Прогресс, 1969. -356с.
  227. Человек и агрессия // ОНС. 1993. — № 2. — 98с.
  228. А. В. Клиническая характеристика лиц с агрессивными формами аномального сексуального поведения: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1996. 30 с.
  229. В. А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности). Институт РАН: Добросовет, 2003. — 456 с.
  230. Adler A. Das Problem der «Distanz».- Munchen: verlad Von J. F. Bergman, 1980. S. 21−34.
  231. Abraham K. Psychoanaltische Studien Gesfmmelte Werke in zwei Banden. F // M Fiseher Verland, 1971. Bd. 2. s. 197−225.
  232. Averill J. R. Anger and addression. An essay on emotion. New York // Heidelberg Springer-Verliag, 1982. P. 107−124.
  233. Abraham K. Beitrag zur Tic Deskussion // Abraham К Psychoanalytische Studien. Gesammelte Weike in zwei Banden. — F // M S. Tischer Verlad, 1971, — Bd 1. S. 64−68.
  234. Aggression myths and models. Chikago Nelson — Hall, 1976.
  235. Bandura A. Aggression A social learning analysis. Englewood Cliffs N. J. Prentice Hail, 1973. s. 83−98.
  236. Baron R. A. Human aggression. New York. Plenum, 1977. P. 113 128.
  237. Berkowitz L. On the formation and regulation of anger and aggression. A cognitive neoassociationistic analysis. American Psychologist, 1990. P. 117−136.
  238. Dodde K. A. Social cognitive biases and deficits in aggressive boys. Child Development, 1982. S. 620 635.
  239. Eron L. D. Learnind of aggression in children. Bonston, 1971. S. 217−232.
  240. Freud S. Studiehausgabe F/M Fischer Verlag, 1989. — Bd. 3 S. 267−272.
  241. Felson R. B. Aggression as impression management. Social Psychology, 1978. s. 205−213.
  242. Geen R. G. Human aggression. Milton Keynes. England. 1987. P. 211−237.
  243. Huesmann L. R. Television and the aggressive child. F cross-national comparison. Hillsdale. 1986. P. 43−58.
  244. Lanton H. Films, group fantasy and the Persion Gulf war: Home alone and The Silence of the Lambs // Journal of Psychohistoiy, 1992, V. 20. № 1. P 39−46.
  245. Leyens J. P. Aggression as an interpersonal phenomenon. In H. Tijfel (Ed.). Vol.1. Cambridge England, 1983. P. 192.
  246. Lorenz K. On aggression. New York. Harcourt. Brace & World. 1966.
  247. Man and aggression // Ed by Ashley Montadu New York. 1973.
  248. Marler P. On animal aggression. The roles of strangeness and familiarity. American Psychologist 31. 239 -246.
  249. Moyer К. E The psychohistory aggression. New York. Harper & Row. 1976.
  250. Mummenday H. D. Modeling instrumental aggression in adults in a laboratory setting. Psychological Research, 40. P 189 193.
  251. Palino A. F. Dreams: sex differences in aggressive cotent // Jourhal of projectie Teschnics 1964, V. 28. P. 219−226.
  252. Pagelow M. D. Family violence. New York. Praeger 1984.
  253. Reich W. Character-Analysis N.Y. Farrar Straus and Giroiix, 1970. 516 p.
  254. Palino A. F. Dreams: sex differences in aggressive cotent // Jourhal of projectie Teschnics 1964, V. 28. P. 219.
  255. Perls F. Ego, hunger, and aggression. New York. Pandom House. 1984.
  256. Freud S. Studiehausgabe F // M Fischer Verlag, 1989. — Bd. 3. s. 278.
  257. O. «The psyhoanalytic theory of neurosis». New York. 1945.
  258. W. «Character analysis». New York. 1972.
  259. Reich W. Chara cter Analysis N.Y. Farrar Straus and Giroux, 1970, 516 p.
  260. H. S. «The psychiatric interview». New York, 1945, 123 p.
  261. Scott J. P. Aggression. Chicago: Univ of Chicago Press, 1958. s. 293.
  262. Taylor S. L. Anger arousal deindividuation and aggression. Aggressive Behavior, 1991, № 17. P. 193−206.
  263. Wann D. L. Person aggressive or nonaggressive sports are primed. Aggressive Behavior, 1990. -№ 16, P. 27−32.ч к о о g в в о о, а й, а о о" а1. I i! H iill’Sl.Sf!!а Iв ГЧ S' В"0 о I-1*41. О ?31. JEa ss1. О OS8 Г5о
Заполнить форму текущей работой