Развитие и взаимосвязь познавательных и когнитивно-музыкальных способностей студентов музыкальных специальностей
Диссертация
Среди всех современных направлений образования, принадлежащих к сфере искусства, наиболее распространена отрасль профессионального музыкального образования, которая накопила уникальный опыт подготовки специалистов-музыкантов. Одной из особенностей обучения студентов музыкальных специальностей является сочетание фундаментальной теоретической и специальной профессиональной подготовки… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ."
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОГНИТИВНО-МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- 1. 1. Теоретический анализ проблемы познавательных способностей в психологической науке
- 1. 1. 1. История изучения и основные подходы к определению познавательных способностей
- 1. 1. 2. Проблема развития и формирования познавательных способностей
- 1. 1. 3. Особенности развития познавательных способностей в юношеском возрасте
- 1. 2. Изучение проблемы способностей музыкальной деятельности
- 1. 2. 1. Определение и структура когнитивно-музыкальной деятельности
- 1. 2. 2. Анализ места когнитивно-музыкальных способностей в структуре профессиональной деятельности
- 1. 2. 3. Роль познавательных способностей в структуре музыкальной деятельности
- 1. 1. Теоретический анализ проблемы познавательных способностей в психологической науке
- 2. 1. Организация, методы и этапы экспериментального. исследования
- 2. 1. 1. Проблема диагностики и целенаправленного развития познавательных способностей
- 2. 1. 2. Организация и методики диагностического этапа исследования
- 2. 1. 3. Содержание и структура формирующего этапа исследования
- 2. 2. 2. Взаимосвязь познавательных и когнитивно-музыкальных способностей студентов
- 2. 3. Целенаправленное развитие познавательных способностей студентов музыкальных специальностей в ходе формирующего психологопедагогического эксперимента
- 2. 3. 1. Анализ эффективности психолого-педагогического эксперимента по формированию познавательных способностей студентов музыкальных специальностей
- 2. 3. 2. Воздействие целенаправленного развития познавательных способностей на компоненты профессиональной музыкальной деятельности студентов
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе ее жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981.- С. 20−37
- Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К.А.Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1985.- № 5.-С.3−19
- Алексеева, Л.Г. Развитие и диагностика способностей / Л. Г. Алексеева, А. Н. Воронин. М.: Наука, 1991. — 177 с.
- Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. -М.: Музгиз, 1961.-272 с.
- Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности / Б. Г. Ананьев // Проблемы способностей: материалы конференции 22−24 июня 1960 г. -М.: Изд-во Акад пед. наук РСФСР, 1962. С. 21−33
- Ананьев, Б.Г. Склонности и способности / Б. Г. Ананьев.- Л.: Б. и., 1962.- 75с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- Л.: Б. и., 1968.-339 с.
- Ананьев, Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний / Б. Г. Ананьев // Вестник высшей школы. 1972. — № 7. — С. 1726
- Ананьев, Б.Г. Психодиагностические методы (в комплексно-лонгитюдном исследовании студентов) / Б. Г. Ананьев.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 248 с.
- Ю.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- П.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 230 е., Т.2 — 287 с.
- Анохин, П.К. Избранные труды / П. К. Анохин. М.: Просвещение, 1978.-233 с.
- З.Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.- М.: Медицина, 1975. 447 с.
- Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева.- М.: Наука, 1977.- 184 с.
- Артемьева, Т.И. Проблема способностей: личностный аспект / Т. И. Артемьева // Психологический журнал. 1984. — № 3.- С. 46 — 55
- Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения: пер. с франц. / Р. Аткинсон.- М.: Прогресс, 1980. 528 с.
- Бадмаева, Н.Ц. Мотивационные факторы формирования мыслительных и мнемических способностей / Н. Ц. Бадмаева. Улан-Удэ: Изд-во ВСПУ, 2000.- 175 с.
- Баева, Т.Е. Акмеологические аспекты самостоятельной учебной деятельности студентов физкультурных вузов: дисс.. канд. пед. наук / Т. Е. Баева. СПб., 1999. — 179 с.
- Барабанщиков, В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990. — 238 с.
- Баранова, JI.A. Интеллект и его измерение / JI.A. Баранова, М. Д. Дворяшина // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). JL: Изд. Лен. ун-та, 1976. — С. 165−175
- Бельтюков, В.И. Программа овладения детьми произношения звуков речи / В. И. Бельтюков // Вопросы психологии.- 1979.- № 4. -С.11−14
- Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В. И. Бельтюков // Вопросы психологии. 1984.- № 1.- С. 141−146
- Берулава, Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков / Г. А. Берулава.- Бийск: Науч.- изд. центр Бийского пединститута, 1993. -238 с.
- Бехтерева, Н.П. О мозге человека. Размышления о главном / Н. П. Бехтерева. СПб.: Нотабене, 1994. — 244 с.
- Бине, А. Измерение умственных способностей: пер. с англ. / А. Бине.-СПб.: Союз 1998.-430 с.
- Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П. П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т.-М.: Педагогика- 1979.-Т. I, — С. 127−143
- Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков: сб. ст.- М.:Б. и., 1972.-С. 55−63
- Бондаренко, Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Е. В. Бондаренко. Ставрополь, 2002. — 20 с.
- Борисова, М.Н. Индивидуальные особенности в сенсорном различении как проявление концентрированности процесса возбуждения / М. Н. Борисова // Проблемы дифференциальной психофизиологии.-М.:Акад. пед. наук РСФСР, 1977.- Т. VII.- С. 19−23
- Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский.- М.:ИПРАН, 1994.- 138 с.
- Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский.- М.: Знание, 1983. 96 с.
- Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский.- М.: Прогресс, Б. г. 357 с.
- Венгер, JI.A. Восприятие и обучение / JI.A. Венгер, — М.: Просвещение, 1969.-365 с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А. А. Вербицкий.- М.: Высшая школа, 1991.-204 с.
- Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. В. Гамезо и др.- М.: Прсвещение, 1984. 256 с.
- Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости: сб. ст. / Ред. колл. Я. И. Петров, JI.H. Фоменко. М.: АПН, 1984.-88 с.
- Возрастные особенности умственной деятельности взрослых: сб. научн. тр. / Под ред. Е. И. Степановой.- JL: Б. и., 1974. 89 с.
- Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов: межвуз. сб. начн. тр.- М.: МГПИ, 1988. 219 с.
- Вопросы психологии способностей: сб.ст. / Под ред. В. А. Крутецкого.-М.: Педагогика, 1973. 216 с.
- Вудвортс, Р. Экспериментальная психология: пер. с англ.- М.: Изд-во иностр. лит., 1950. 799 с.
- Вундт, В. Очерки психологии: пер. с нем. / В. Вундт.- М.: «Московское кн-во», 1912. 300 с.
- Выготский, JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития / J1.C. Выготский // Вопросы психологии.- 1972.- № 2.- С. 114 124
- Выготский, JT.C. Психология искусств / JI.C. Выготский.- М.: Искусство, 1965.- 379 с.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин.- М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
- Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, C.JI. Кабыльницкая.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. -101 с.
- Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. 3 изд., доп. и испр. — М.: Пед. общ-во России, 1999. — 275 с.
- Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М. В. Гомезо, B.C. Герасимова, Г. Г. Горелова, JT.M. Орлова.-М.: Пед. общ-во России: Ноосфера, 1999. 269 с.
- Гиббсон, Дж. Перцептивное научение дифференциация или обогащение? / Дж. Гиббсон, Э. Гиббсон // Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.- С. 232−245
- Головатый, Н.Ф. Студент: путь к личности / Н. Ф. Головатый.- М.: Молодая гвардия, 1982. 142 с.
- Голубева, О.А. Комплексное исследование способностей / О. А. Голубева // Вопросы психологии.- 1986.- № 5.- С. 18−31
- Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф. Н. Гоноболин.- М.: Педагогика, 1972. 160 с.
- Готсдинер, A.JI. К проблеме многосторонних способностей / А. Л. Готсдинер // Вопросы психологии.-1991.- № 4.- С. 82−88
- Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер.- М.: Малое изд. предприятие NB «Магистр», 1993.- 190 с.
- Грановская, Л.Н. Межфункциональные связи и возрастная изменчивость в различные периоды зрелости / Л. Н. Грановская, Е. И. Степанова // Возрастная психология взрослых.- Л.: Б. и., 1971.-Вып.1.- С.67−78
- Дворяшина, М.Д. О социализации интеллекта взрослого человека / М. Д. Дворяшина, Л. А. Баранова // Человек и общество: Сб. ст.- Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1971.-Вып. 8.- С. 169−175
- Дворяшина, М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения / М. Д. Дворяшина // Человек и общество: сб. ст. -Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1973. Вып. 13.- С. 97−105
- Дворяшина, М.Д. Психодиагностика и консультирование в сфере познавательной деятельности студентов / М. Д. Дворяшина // Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова, — Л.:Изд-во ЛГУ, 1984.- С. 57−112
- Деркач, А.А. Психология развития личности: развитие познавательных способностей / А. А. Деркач, B.C. Лазаренко, — Луганск: Шлях, 1998. -175 с.
- Добрынин, Н.Ф. Внимание в процессе регуляции психической деятельности личности / Н. Ф. Добрынин // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси: Б.и., 1971, — С. 9−10
- Добрынин, Н.Ф. Внимание и память / Н. Ф. Добрынин.- М.: Знание, 1958.-32 с.
- Дормашев, Ю.Б. Психология внимания. Учебник / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов .- 3-е изд., исправл. М.:Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2002.-371 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. 2 изд. — СПб.: Питер, 1999. — 356 с.
- Дружинин, В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: автореф. дисс.. докт. психол. наук / В. Н. Дружинин.-М., 1991.-37.
- Дусавицкий, А.К. Мотивы учебной деятельности студентов / А. К. Дусавицкий.- Харьков: ХГУ, 1987.- 53 с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: учебн. пос. для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. 2-е изд, перераб. и доп.- Минск: БГУ, 1981.-383 с.
- Заика, Е.В. Комплекс игр для развития логической памяти учащихся / Е. В. Заика // Вопросы психологии. 1991.- № 6.- С. 83−89
- Заика, Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников / Е. В. Заика // Вопросы психологии. 1994.- № 5.- С. 60−6773.3анков, JT.B. Дидактика и жизнь / JI.B. Занков.- М.: Просвещение, 1968.- 175 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 363 с.
- Измайлов, Ч.А. Практикум по общей психологии. Измерение в психологии / Ч. А Измайлов, М. Б. Михайлевская.- М.: Изд-во МГУ, 1983.-218 с.
- Ильин, Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1987.- № 2.- С. 37−47
- Ильин, Е.П. Перестройка и проблемы теоретической подготовки физкультурных кадров / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры.- 1989.-№ 8.- С. 6
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин .- 2-е изд. доп. СПб. и др.: Питер, 2001. — 454 с.
- Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера и др. М.: Педагогика, 1971.-391 с.
- Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. М.: Воскресенье, 2000. — 308 с.
- Калинин, С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / С. И. Калинин. СПб.: Речь, 2002. — 133 с.
- Карпов, А.В. Принципы психологической диагностики интегральных познавательных способностей / А. В. Карпов // Диагностика способностей и личных черт учащихся в учебной деятельности.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.- С. 14−37
- Кирнарская, Д.К. Музыкальное восприятие / Д. К. Кирнарская.- М.: Б.и., 1997.- 157 с.
- Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности. / Д. К. Кирнарская.- М.: Таланты XX в. 2004. — 493с.
- Климанова, Н.Г. Динамика интеллектуальных (общих и специальных) способностей у старшеклассников и студентов: дис.. канд. психолог, наук / Н. Г. Климанова.- Казань, 2000.- 153 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 509 с.
- Ковалев, А. Г. Мясищев В.Н. Психологические особенности человека / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев.- Л.: Изд-во Лен. ун-та, I960.- Т.2. -221с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979.- С. 35−38
- Корлякова, С.Г. Музыкальная психология / С. Г. Корлякова. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2005. 115с.
- Коссов, Б.Б. Информационные основы технико-тактического мастерства спортсмена / Б. Б. Коссов // Познавательные процессы у спортсменов. Труды. -М.: Б. и., 1973.- Т.1.- С. 7−38
- Коссов, Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие / Б. Б. Коссов. -М.: Академич. проект, 2000. 240 с.
- Коссов, Б.Б. Проблемы психологии восприятия / Б. Б. Коссов.- М.: Высш. шк., 1971.-320 с.
- Коссов, Б.Б. Современная концепция высшего образования и проблемы психодиагностики / Б. Б. Коссов // Концептуальные вопросы высшего образования: сб. науч. тр. М.: НИИВО, 1991.- С. 18−28
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. Спб.: «Питер», 2000. -987с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Прогресс, Б.г. 358 с.
- Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий.- М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: «МОДЭК», 1998.-411 с.
- Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1961. — 98 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развития человека от рождения до полной зрелости: учебн. пос. для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Творч. центр Сфера, 2001. — 463 с.
- Куликов, Л.В. Психологическое исследование: метод, рек. / Л. В. Куликов.-СПб.: Речь, 2001.- 183 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. -М.: Педагогика, 1971. 111 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 41−44
- Кулюткин, Ю.Н. Профессионально-педагогическая направленность как предмет анализа / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская // Методыизучения профессиональной направленности личности учителя: сб. ст.- Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1980. С. 3−8
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин.- М.: Просвещение, 1985. 128 с.
- Лазаренко, B.C. Развитие познавательных способностей у будущих учителей: учебно-метод. пос. / B.C. Лазаренко. Луганск: Элтон-2, 1998.- 107 с.
- Левитов, Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей / Н. Д. Левитов // Проблемы способностей: материалы конф. 22−24 июня 1960 г. Ленинград.- М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1962.-С. 32−42
- Лейтес, Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека / Н. С. Лейтес // Принцип развития в психологии: сб. ст. М.: Наука, 1978. — С. 71−82
- Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес.-М.: Педагогика, 1971. 279 с.
- Леонтьев, А.Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С. 7−18
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1965.-572 с.
- Лисовский, В.Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1974. — 183 с.
- Личность студента 2001 / Под ред. Е. С. Гуртового и Б. Б. Коссова.- Шуя: ШГПУ, 2001.-200 с.
- Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1981. — № 5. — С. 3−22
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 449 с.
- Ломов, Б.Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та, Воронеж: МОДЭК, 2003. 422 с.
- Лурия, А.Р. Проблема внимания / А. Р. Лурия // Курс общей психологии. Лекция 13−18 / А. Р. Лурия. М.: Б. и., 1964. — С. 68−136
- Ляудис, В.Я. К проблеме формирования учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: сб. научн. трудов.- М.: НИИОП, 1980.-С. 114−121
- Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 255 с.
- Марищук, В. Л. Методика психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиненко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -191 с.
- Матюгин, И.Ю. Зрительная память / И. Ю. Матюгин, Е. И. Чикаберия. М.: Эйдос, 1992. -73 с.
- Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−17
- Матюшкин, A.M. Основные направления исследования мышления и творчества / A.M. Матюшкин // Психологический журнал. 1984. -№ 1.-С. 9−18
- Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский.- М.: Музыка, 1976.- 254 с.
- Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. -М.: педагогика, 1989.-218 с.
- Метельский, Г. М. О некоторых психологических факторах учебной успешности студентов института физической культуры / Г. М. Метельский // Психолого-педагогические аспекты учебной испортивной деятельности: сб. научн. трудов. Омск.: ОГИФК, 1990. -С. 40−45
- Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С.Миллер.- СПб. и др.: Питер, 2002. 463 с.
- Мясищев, В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В. Н. Мясищев // Проблемы способностей: мататериалы. конф. 22−24 июня 1960 г. Ленинград.- М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1962. С. 8.
- Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М. С. Старчеус. -М.: Б. и., 1992.-210 с.
- Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Назайкинский Е. В. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
- Невельский, П.Б. Память, внимание и информация / П. Б. Невельский // Тезисы доклада на II съезде общества психологов. -М.: Изд. Акад. пед. наук СССР, 1963. Вып.1. — С. 38−39
- Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. -М.: Музыка, 1982.-300 с.
- Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3 кн / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.:ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1.686 с.
- Нечаев, А.П. Очеркъ- по психологии для воспитателей и учителей / А. П. Нечаев. СПб.: тип. П. П. Сойкина, 1911. — 352 с.
- Обозов, Н.Н. Психология взрослого человека: методическое пособие / Н. Н. Обозов. СПб.: Б. и., 1997. — 62 с.
- Образ жизни современного студента / Отв. ред. В. Т. Лисовский. -Л.: Изд. ЛГУ, 1981.- 206 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова.-М.: Роспедагентство, 1996. 372 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. 303 с.
- Общие способности студенческого возраста. Пятигорск: ПГИИЯ, 1981.-93 с.
- Озеров, В.П. Диагностика и формирование познавательных способностей / В. П. Озеров, О. В. Соловьева. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 112 с.
- Озеров, В.П. Психомоторное развитие спортсменов / В. П. Озеров.- Кишинев: Штинца, 1983. 139 с.
- Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В. П. Озеров. Дубна: Феникс +, 2002. — 346 с.
- Озеров, В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников / В. П. Озеров.- Кишинев: Лумина, 1989. 109 с.
- Осипова, Е.К. Структура педагогического мышления как основа проекта интеллектуализации педагогического процесса вуза / Е. К. Осипова // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973.- С. 72−73
- Основные современные концепции творчества и одаренности: Сб. ст. / Под ред. Д. Б. Богоявленской.- М.: Молодая гвардия, 1997. 402 с.
- Основы концепции и программы воспитания студентов вузов: метод, пос. / Под ред. В. Г. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. -206 с.
- Ошанин, Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии / Д. А. Ошанин // Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977. — С. 131−145
- Педагогика и психология высшей школы: учебн. пос. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.-544 с.
- Пейсахов, Н.М. Изучение личности студента / Н. М. Пейсахов // Психологические и психофизиологические особенности студентов. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1977. С. 56−82
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже.- М., Л.:ОГИЗ, 1932.-412с.
- Пиаже, Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / Ж. Пиаже // Психологическая наука и образование. 1997. -№ 4. — С. 56−64
- Платонов, В.Н. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования / В. Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 4. — С. 7−10
- Платонов, К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-303 с.
- Понукалин, А.А. Психология, педагогика, акмеология высшего образования: учебн. пос. для преподавателей вузов / А. А. Понукалин. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. 32 с.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь: Сфера, 2001.- 681 с.
- Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Манычева. СПб.: Питер, 2002.-559 с.
- Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Отв. ред. А. А. Бодалев и др.- Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1976.-248 с.
- Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 2000.-583 с.
- Пясковский, И.Б. Логика музыкального мышления / И. Б. Пясковский. Киев: Муз. Украша, 1987. — 179с.
- Равич-Щербо, И. В. Генетические аспекты психологической диагностики / И.В. Равич- Щербо // Психологическая диагностика. -М.: Педагогика, 1981.- С. 99−111
- Развитие и диагностика способностей / Отв ред. В. Н. Дружинин и
- B.Д. Шадриков.- М.: Наука, 1991. 177 с.
- Раппопорт, А. Системный подход в психологии / А. Раппорт // Психологический журнал.- 1994. № 3. — С. 3 — 16
- Ратанова, Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности / Т. А. Ратанова. М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: МОДЭК, 1999.- 94с.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности / X. Ремшмидт.- М.: Мир, 1994. 319 с.
- Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — С. 66−102
- Ронгинский, М.Ю. Психология обучения в вузе / М. Ю. Ронгинский.- Л.: ЛИАП, 1991. 46с.
- Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования /
- C.Л.Рубинштейн.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб. и др.: Питер, 1998. 705 с.
- Рубинштейн, C. J1. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. -354 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. -1960.-№ 3.-С. 3−15
- Русалов, В.М. Дифференциальная психофизиология: основные достижения и перспективы изучения человека / В. М. Русалов // Психологический журнал. 1980.- № 2. — С. 61−76
- Самарин, Ю.А. Знания, потребности и умения как динамическая основа умственных способностей / Ю. А. Самарин // Проблемы способностей: материалы, конф. 22−24 июня 1960 г. Ленинград.- М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1962. С.47
- Семеновская, Е.Н. Изменения в зрительном анализаторе при произвольном напряжении внимания / Е. И. Семеновская // Проблемы физиологической оптики: сб.ст.- М.:Изд-во Акад. наук СССР, 1947. С. 168−189
- Серкова, Н.В. Особенности динамики развития внимания и психической ригидности студентов в дистанционном и традиционном обучении: дисс. канд. психолог, наук / Н. В. Серкова. Томск, 2000. -165 с.
- Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М.: Гос. изд. полит. Лит., 1947. — 413с.
- Сеченов, И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М.: Изд. Акад. наук СССР, 1952. — 772 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 349 с.
- Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. М.: Педагогика, 2001.- 156 с.
- Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. -М.: Просвещение, 1966.-423 с.
- Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. — 687 с.
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: межвуз. Сб.- Л.: Изд. ЛГУ, 1978. Вып. 4. — 131 с.
- Соколов, Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения / Е. Н. Соколов.-М.: Наука, 1981.- 140 с.
- Соловьева, О.В. Тренинг по развитию познавательных способностей: Практикум по психологии / О. В. Соловьева, М. М. Мишина.- Ставрополь: Сервисшкола, 1998. 80 с.
- Соловьева, О.В. Развитие познавательных способностей школьников / О. В. Соловьева. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.-383 с.
- Способности и склонности: Комплексные исследований / Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 197 с.
- Станиславский, К.С. Работа актера над собой. В 2-х ч. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1948.- 4.1.-508 е., Ч.2.- 347 с.
- Степанова, Е.И. Возрастные характеристики интеллекта / Е. И. Степанова // Советская педагогика. 1972. — № 10. — С. 69−76
- Степанова, Е.И. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых / Е. И. Степанова, Л. Н. Грановская // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 30−38
- Степанова, Е.И. Роль аттенционного фактора в мыслительной деятельности взрослого человека / Е. И. Степанова, Л. Н. Фоменко // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: Сб. ст. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1974.- С.233−245
- Стоковский, Л.Я. Музыка для всех / Л. Я. Стоковский. М.: Сов. композитор, 1963. -216 с.
- Страхов, В.И. Воспитание внимания школьников-гимнастов / В. И. Страхов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1969. — 28 с.
- Структуры познавательной деятельности: межвуз. сб. научн. трудов. Владимир: ВГПУ, 1989. — 140 с.
- Студент на пороге XXI века: сб. ст / Отв. ред. Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1990. — 149 с.
- Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей: автореф. дисс.. докт. психолог, наук / К. В. Тарасова. М., 1987. -53 с.
- Теплов, Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1985.-Т. 1. — 329 с.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-536 с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — ТI. — С. 253−269
- Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — С. 281−286
- Тихомиров, В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России / В. П. Тихомиров // Дистанционное образование. 1998. — № 1. -С. 4−9
- Тихомиров, O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М.: Прогресс, Б. г. — 271 с.
- Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 304 с.
- Толстых, А.В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. М.: Молодая гвардия, 1988.-221 с.
- Уиппл, Г. Руководство к исследованию физической и психологической деятельности детей школьного возраста / Г. Уиппл. -М.: Мир, 1913.-594 с.
- Ушакова, Т.Н. Принцип целостности в исследовании психологических объектов / Т. Н. Ушакова // Принцип системности в психологических исследованиях: сб.ст. / Отв. ред. Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990. — С.54−67
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред.
- B.Я.Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
- Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1993.- № 1.1. C. 32−39
- Холодная, М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб. и др: Питер, 2002. — 264 с.
- Хрестоматия по психологии: учебн. пос. для студентов пед. ин-тов. / Сост. В. В. Мироненко / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.-446 с.
- Цзен, Н.В., Пахомов, Ю.В. Психотренинг. Игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 268 с.
- Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цуккерман. М.: Сов. композитор, 1970. — 559 с.
- Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г. М. Цыпин. М.: Фирма «Интерпракс», 2003. -373с.
- Чудновский, В.Э. Актуальные вопросы психологии способностей / В. Э. Чудновский //Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 78−89
- Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. М.: АО «Столетие», 1997. — 478с.
- Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2002. — 159 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков.- М.: Изд. корп. «Логос», 1994.-315 с.
- Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1983. — № 5.-С. 3−11
- Шадриков, В.Д. О структуре познавательных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1983. — № 5. — С. 7- 9
- Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982.- № 5. — С. 11- 14
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Изд. корп. «Логос», 1996. — 318 с.
- Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талан / В. Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.- С. 7−22
- Шай, У. К. Интеллектуальное развитие взрослых / У. К. Шай // Психологический журнал. 1998. -. № 6. — С. 72−88
- Шатилова, Е.В. Влияние различных форм обучения на развитие познавательных способностей будущих практических психологов: автореф. дисс.. канд. психолог, наук / Е. В. Шавтилова.- Ставрополь, 2003.-23 с.
- Штарке, К. Студенты. Становление личности: пер. с нем. / К.Штарке. М.: Прогресс, 1982. — 135 с.
- Шуман, Р. О музыке и музыкантах: сб. ст. В 2 т. / Р. Шуман. М.: Музыка, 1975.-Т.2.-327 с.
- Юсупов, Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта / Ф. М. Юсупов // Психологический журнал. 1995. — № 1. — С. 102−106
- Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. М.: Педагогика, 1994. — 156 с.
- Cattell, R.B. Abilities: their structure, growth and action / R.B. Cattell -Boston: Mifflin company. 1971. — 79 p.
- Clark, E.V. On the acquisition of the meaning of before and after / E.V.Clark // J. of Verbal Learn, and Verbal Behav. -1971.- № 10. -P. 3
- Cohn, S.J. Speed information processing in academically gifted youths / S.J. Cohn, J.S. Carlson, A.R. Jensen // Person, and Individ. Differences. -1985. N6. P. 5
- Cronlak, L. Individual differences in learning to reproduce forms: a study in attention / L. Cronlak.- Chicago, 1940. 222 p.
- Fuson, K.C. The acquisition and elaboration of the number word sequence / K.C. Fuson, J. Richards, D.J. Briars // Brainerd C.J., Pussley M. (eds.) Children logical and mathematical cognition.-N. Y.—Heidelberg— Berlin, 1982.-P. 33−92
- Gagne, R. M. Contribution of learning to human development / R.M.Gagne // Psychol. Rev.- 1968. № 3.- P.75
- Gardner, H. Frames of mind. The Theory of multiple intelligence / H. Gardner/- N.Y.: Basic Sucks, 1983.- 94 p.
- Gibson, E. Principles of perceptual learning and development / E. Gibson.-N. Y., 1969.- 132 p.
- Goodenough, D.R. The role of individual differences in field dependence as a factor in learning and memory / D.R. Goodenough // Psychol. Bull. 1976. — № 4.- P. 83
- Greene, A.L. Great expectations: Constructions of the life course during adolescence / A.L. Greene // Journal of the Youth and Adolescence.- 1973.-P. 289−303
- Guilford, J.P. The analysis of intelligence / J.P. Guilford, R. Hoepfner.-N.Y., 1971.- 155 p.
- Heiler, M. Attention, expectation and cortical evoked potentials / M. Heiler // Biologocal and physiologocal problems of psychology.- В., 1966.-155 p.
- Jensen, A.R. Reaction time and psychometric «g» / A.R. Jensen // Eysenck H. J. (ed.) A model for intelligence.- Berlin, Heidelberg, N.Y., 1982.-P. 93—132
- Keating, D.P.Individual a Keating, and developmental differences in cognitive- processing component of mental ability / D.P. Keating, B.L.Bobbit // Child Devel. -1978. 49 p.
- Kristoferson, A.B. Attention in time discrimination and reaction time / A.B. Kristoferson, .- Washington.- 1965.- 136 p.
- Kristoferson, A.B. Attention in and physiological time. In: «Biological and physiological problems of psychology» / A.B. Kristoferson.-Washington, 1966.- 153 p.
- Nelson, K. Concept, word and sentence: Interrelations in acquisition and development / K. Nelson // Psychol. Rev.- 1974. № 8. — 4
- Nelson, K. The conceptual basis for language / K. Nelson // T.B.Sceilen, W. Wannenmacher (eds.) Concept development and the development of word meaning. Berlin, Heidelberg, N.Y., Tokyo, 1983. -P. 173−188
- McCall, R. Fundamental Statistics for Psychology / R. McCall. -N.Y., Harcont, Brace E. World, 1970.- 418 p.
- O’Connor The role of general ability and specific talents in information processing / O’Connor, B. Hermelin // Brit. J. of Devel. Psychol., 1983 (Nov). -V. I (4). P. 389−403
- Schaie, K.W. Training the elderly on the ability factors of spatial orientation and inductive reasoning / K. W/ Schaie // Psychology and Aging.-1986.-№ l.-P. 239−247
- Schaie, K.W. The Seattle Longitudinal Studies of adult intelligence / K.W. Schaie // Current Directions. 1993. — V.2. — P. 171−175
- Sternberg, R. Inside intelligence / R. Sternberg // American scientist.-1986.-V.74.-№ 2.-P. 137−143
- Sternberg, R.J. A three facet model of creativity / R. J. Sternberg // R. Sternberg, T. Tardif (eds). The nature of creativity.- Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 125−147
- Spearman, C. General intelligence, objectively determined and measured / C. Spearman.- London: «Amer. J. Psychol.», 1904.- 15 p.
- Spearman, C. The abilities of man. Their nature and measurement /
- C.Spearman.- London: Chapter, 1927.- P. 259−269.
- Thurstone, L.L., Thurstone Т.О. Factorial studies of intelligence / L.L.Thurstone, Т.О. Thurstone // Psychometric Monographs. 1941. — № 2.-P. 5−7
- Vernon, P.E. The structure of human abilities / P.E. Vernon. N.Y.: Wiley, 1950.-56 p.
- Wechsler, D. The measurement and appraisal of adult intelligence /
- D.Wechsler.- Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.- 79 p.
- Werner, H. Comparative psychology of mental development / H.Werne.-N. Y., 1957.- 134 p.
- Witkin, H.A. et al. Psychological differentiation. Studies of development / H. A .Witkin.- N. Y., 1974. 47 p.
- Witkin, H.A., Goodenough D.R. Cognitive styles: Essence and origins. Field dependence and field independence / H. Witkin. N. Y., 1982.- 99 p.