Преддошкольный возраст детей от 1-го года до 3-х лет.
Режим дня.
Нервно-психическое развитие.
Профилактика заболеваний
Уход Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой; оптимальная температура воздуха около 20°. Все окружающие детей вещи и предметы надо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 11/2 лет можно учить его полоскать рот, с 3… Читать ещё >
Преддошкольный возраст детей от 1-го года до 3-х лет. Режим дня. Нервно-психическое развитие. Профилактика заболеваний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области
" Александровский медицинский колледж"
Реферат на тему: «Преддошкольный возраст детей от 1-го года до 3-х лет. Режим дня. Нервно-психическое развитие. Профилактика заболеваний»
Выполнила: студентка I курса,
13 группы Пугачева Мария Проверила: Соколова Татьяна Леонидовна
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Преддошкольный возраст от 1-го года до 3-х лет
2.2 Режим дня детей преддошкольного возраста
2.3 Нервно-психическое развитие (НПР) детей с 1-го года до 3 лет
2.4 Профилактика заболеваний у детей в преддошкольном возрасте Выводы Список литературы
1.
Введение
Во все времена человечеству, в частности медикам, было интересно изучать развитие ребёнка, и как следствие этого было получение определённых данных, характеристик и показателей в том или ином возрасте. В моём реферате особое внимание уделяется преддошкольному возрасту, начиная с 1 года до 3-х лет.
Одним из важных возрастных периодов является именно ясельный возраст, он составляет первые 3 года жизни.
Целью данного реферата стало рассмотрение общих вопросов о преддошкольном возрасте детей (1−3 лет), правильно построенном режиме дня, нервно-психическом развитии и профилактике заболеваний в этот период. Здесь подразумевается то, как ребёнок развивается в первые три года жизни в физическом и психическом смысле. Также особое внимание в данном реферате нужно обратить на профилактику заболеваний, строго следуя рекомендациям.
2.Основная часть
2.1 Преддошкольный возраст от 1-го года до 3-х лет
Наиболее сложный этап развития малыша — преддошкольный возраст (от 1 года до 3-х лет.). На этом этапе происходит новый вид общения, который основывается на базе интенсивного развития речи.
Наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. К двум годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, то есть ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако только на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится более постоянной. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У вашего малыша не только резко возрастает число понимаемых им слов, но он начинает действовать с предметами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов, стихов, то есть понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.
К трём годам ребенок должен общаться с окружающими развёрнутыми фразами. Активный словарь возрастает значительно. Ребёнок должен уметь комментировать свои действия, начать задавать вопросы.
Развитие речи на этом этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.
Темп развития речи в норме в преддошкольном возрасте является очень высоким. Если к концу второго года ребенок употребляет до трехсот слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000−1500 слов.
Что касается звукопроизношения, то оно остается еще далеко несовершенным: многие дети опускают или замещают близкими по артикуляции или звучанию звуками. Ребенок при произнесении слов, прежде всего, будет ориентироваться на интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику. Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить предложения из трех-четырех слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах.
Отдифференцировать отставание речевого развития, а особенно понять причину на этом возрастном этапе крайне сложно, так как индивидуальные сроки нормального развития широко варьируются и, кроме того, любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот наиболее чувствительный период в развитии может привести к отставанию речевого развития.
Причины, приводящие к отставанию в речевом развитии различны. Это могут быть различные соматические заболевания, ослабляющие организм ребенка, психические травмы, недостаточность эмоционального общения, нервно-психические заболевания и отклонения в развитии.
К трехлетнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. На этом этапе ваш малыш начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», то есть он выделяет себя из окружающего мира.
Особенности поведения ребенка в этот период развития во многом зависит от вашего к нему отношения. Упрямство и негативная форма поведения направлены в первую очередь против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком и чрезмерно его опекают. Часто этот этап развития рассматривается как первый возрастной кризис, кризис трех лет.
На этом этапе очень важно, чтобы родители и педагоги были максимально внимательны к ребенку. Резкое отдаление ребенка от матери, например детский сад, может травмировать психику малыша и привести к срывам нервной системы. В одних случаях это может проявляться в страхах, замкнутости, «уходе в себя», в других — в агрессии, нарушениях поведения. Кроме того, может нарушиться сон, возникнуть трудности с кормлением, туалетом, может появиться заикание, как результат стресса. В некоторых случаях может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравномерное развитие речи. А родители, стремясь способствовать этому, зачастую совершают ошибку, перегружая ребенка чрезмерной словесной информацией. Это может привести к эволютивному заиканию. При этом типе заикания имеет место выраженная неравномерность в развитии речевых и психических средств общения. При высокой потребности к общению, достаточном словарном запасе, хорошей речевой памяти у малышей часто отмечается недостаточность общей и речевой моторики, регуляторной деятельности, координаторных функций, что приводит к этой особой форме заикания. Родители должны быть особенно внимательны к ребенку в этот период интенсивного речевого развития.
И в то же время необходимо соблюдать меру. Есть категория родителей, которые начинают обучать ребенка чтению, письму, иностранным языкам, не владея методиками обучения на ранних этапах развития, в результате редко у кого налицо результат, а вот психическая травма ребенку обеспечена, а это приводит к срыву интенсивно формирующейся речевой функции. Особенно надо обратить внимание на детей с повышенной нервной возбудимостью, леворукостью, моторной неловкостью, соматической ослабленностью.
2.2 Режим дня детей преддошкольного возраста (1−3 лет) Основной формой развития в этом возрасте является игра. Ведущая деятельность — предметная. Особенно важны для этого периода устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Рацион питания при этом становится более разнообразным.
Питание В 1−3 года по мере прорезывания молочных зубов и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребенка вводят все больше твёрдой пищи и осуществляют постепенный переход к все более «взрослому» рациону питания.
В возрасте после 1-го года ребенка обычно переводят на четырехразовое питание, но иногда до 11/2 лет приходится оставлять пятое кормление (обычно это 150−200 мл кефира или молока в 22−23 ч или рано утром). Суточный объем питания в 1−11/2 года равен 1000−1100 мл, в 11/2−3 года 1200−1500 мл. При четырехразовом питании суточная калорийность обычно распределяется так: завтрак — 25%, обед — 35−40%. Полдник -10−15%. ужин — 25%.
В возрасте 1−11/2 года пищу дают в протертом виде: с 11/2 лет вводят разваренные каши, запеканки, тушеные овощи; с 2 лет можно давать салаты, овощное рагу, рыбу (кусочками) без костей.
Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Суточная потребность в воде составляет в 1 год 120−140 мл/кг, в 2 года — 115−125 мл/кг (включая жидкость, содержащуюся в пище).
Из продуктов для детей предпочтительны нежирные сорта говядины, курицы, молоко и молочные продукты, крупы (гречневая, овсяная, рисовая, манная), рыба, овощи и фрукты, соки. С целью профилактики аллергического диатеза яйца нужно давать не чаще 1−2 раз в неделю; не рекомендуются шоколад, крепкие куриный и мясной бульоны, апельсины, мандарины, икра. Сосиски, вареные колбасы начинают давать с 21/2−3 лет. Необходимо правильно составлять меню ребенка.
Кормить ребенка необходимо примерно в одно и то же время; это помогает выработать условный рефлекс (в определенное время происходит выделение пищеварительных соков, и пища лучше переваривается).
К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т.к. при запорах аппетит заметно ухудшается. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и чашку, а в 11/2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам.
Режим Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества. Примерные часы приема пищи: завтрак — 7 ч 30 мин — 8 ч, обед — 12 ч -12 ч 30 мин, полдник — 15 ч 30 мин — 16 ч, ужин 19 ч-19 ч 30 мин. Ребенок должен спать не менее 12 ч в сутки, в том числе 2 ч днем после обеда (с 13 до 15 ч).
Укладывать детей спать нужно в одно и то же время. Ребенка следует постепенно подготовить ко сну: успокоить после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветривают комнату.
Уход Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой; оптимальная температура воздуха около 20°. Все окружающие детей вещи и предметы надо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 11/2 лет можно учить его полоскать рот, с 3 лет — чистить зубы. Мыло, полотенце, зубную щетку располагают так, чтобы он мог легко достать их. Обязателен ежедневный туалет половых органов ребенка (подмывание теплой водой), особенно у девочек. Купают ребенка 1−3 лет 2−3 раза в неделю. Температура воды должна быть 36°. Продолжительность купания на 2-м году жизни -8−10 мин. на 3-м — 10−20 мин.
С 2 лет детей можно приучать самостоятельно одеваться. Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка. Желательно, чтобы мебель соответствовала его росту.
2.3 Нервно-психическое развитие (НПР) детей с 1-го года до 3 лет В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. Уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличивается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расширяются двигательные возможности, усложняются психологические навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета.
В этот период начинают формироваться социальные связи. Трёхлетний ребенок это личность. Для него характерен — эгоцентризм. Амбиции должны быть, из них вырастают личности. Они любознательны, нет предела любознательности (почемучки). Нельзя сюсюкаться.
Таблица 1 Показатели НПР (двигательные навыки, речь и психика) детей с 1 года до 3-х лет
Возраст ребёнка | Двигательные навыки | Общение с окружающими, развитие и понимание речи | Ощущение формы и цвета предметов | |
1 год 3 месяца | Долго ходит самостоятельно, меняет позу (поворачивается, на-клоняется, садится): воспроизводит простые действия (например, кормит куклу); самостоятельно ест ложкой густую пищу. | Называет отдельные предметы, упрощая их произношение (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т. д.); понимает названия многих окружающих предметов; сообщает о желаниях и потребностях: держится рядом с родителями | Различает 2 разных по величине предмета (например, 2 мяча) | |
1 год 6 месяцев | Перешагивает через небольшое, лежащее на полу препятствие (например, палку); повторяет часто наблюдаемые действия; самостоятельно ест ложкой жидкую пищу, учится бегать | Называет заинтересовавший его предмет; находя среди нескольких предметов одинаковые по значению; знает около 10 слов | Среди 3−4 предметов разной формы показывает одинаковый по форме с образцом | |
1 год 9 месяцев | Может ходить по поверхности шириной 15−20 см и приподнятой над полом на 15−20 см (например, сиденье скамейки); составляет из 3−4 кубиков простые конструкции; может раздеваться с помощью взрослого | В общении использует предложения из 2 слов; отвечает на вопросы по содержанию картинки в книге | Различает 3 разных по величине предмета | |
2 года | Хорошо бегает, воспроизводит несколько логически связанных действий (например, моет куклу и затем вытирает ее); может одеваться с помощью взрослого; складывает пирамиду из 6 кубиков | В общении использует предложения, содержащие до 3 слов, понимает короткий рассказ, слушает чтение книг, особенно ярко иллюстрированных | Находит предмет названного или показанного цвета | |
2 года 6 месяцев | Приставным шагом перешагивает через несколько небольших препятствий; одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки; прыгает; складывает пирамиду из 8 кубиков | Строит предложения из 3 и более слов; знает свое имя, говорит о себе «я»; выполняет определенную роль в игре | Подбирает предметы 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующие показанному образцу | |
3 года | Перешагивает через предметы высотой 10−15 см, чередуя шаг: одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки; катается на трехколесном велосипеде; может стоять на одной ноге; складывает пирамиду из 9 кубиков | В общении использует сложные предложения, словарный запас увеличивается примерно до 1200−1500 слов; может пересказывать небольшие стихотворения; знает свой возраст и пол; считает до трех; играет в простые игры | Называет 4 цвета; красный, желтый, зеленый, синий | |
Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 2-го года жизни Оценка НПР детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:
1 — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);
2 — сенсорное развитие (С);
3 — игра и действия с предметами (И);
4 — движения (Д);
5 — навыки (Н).
Таблица 2 Показатели НПР 2-го года жизни
Возраст | Понимание речи (Рп) | Активная речь (Ра) | Сенсорное развитие (Ср) | Игра и действия с предметами (Ип) | Движения (Дв) | Навыки (Н) | |
1 год 3 месяца | Запас понимаемых слов резко расширяется | Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | |
1 год 6 месяцев | Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи (в «конфликтной ситуации») | Словами облегченными и произнесенными правильно называет предметы и действия при сильной заинтересованности | Ориентируется в 3−4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик) | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | |
1 год 9 месяцев | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы | Во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см | Воспроизводит сложные сюжетные постройки — перекрытия типа ворот, скамейки | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15−20 см, приподнятой над полом на 15−20 см | Частично раздевается с помощью взрослого (снимает шапку, ботинки) | |
2 года | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых | Пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения. | Подбирает по образу и словам взрослого три контрастных предмета разных цветов | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Частично надевает одежду (шапку, ботинки) | |
Показатели НПР детей в возрасте 2−3 лет Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2−3 лет осуществляется по следующим показателям:
1 — активная речь: грамматика (Г), вопросы (в);
2 — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);
3 — игра (И);
4 — конструктивная деятельность (КД);
5 — изобразительная деятельность (Изоб);
6 — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);
7 — движения (Д).
Таблица 3 Показатели НПР детей 3-го года жизни
Возраст | 2 года 6 месяцев | 3 года | ||
Активная речь | Грамматика (Г) | Говорит многословными предложениями (более трех слов) | Начинает употреблять сложные предложения с придаточными | |
Вопросы (В) | Появляются вопросы: «Где?», «Куда?» | Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?» | ||
Сенсорное развитие | Воспроизведение формы (Ф) | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале | В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению | |
Воспроизведение цвета (Цв) | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов | Называет четыре основных цвета | ||
Игра (И) | Игра носит сюжетный характер | Появляются элементы ролевой игры | ||
Конструкторская деятельность | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | Появляются сложные сюжетные постройки | ||
Изобразительная деятельность (Изо) | ; | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их | ||
2.4 Профилактика заболеваний у детей в преддошкольном возрасте (1−3 лет) Преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Дети этого возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия.
В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании, ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.
Диспансерное наблюдение Детей второго года жизни педиатр осматривает не реже 1 раза в квартал, стоматолог — однократно. На третьем году жизни они должны быть осмотрены педиатром не менее 2 раз (1 раз в полгода), хирургом и стоматологом — 1 раз. При необходимости проводятся осмотры врачами других специальностей. Частота осмотров детей с отклонениями в состоянии здоровья определяется индивидуально. Обязательно ежегодно проводят клинические анализы крови и мочи, исследование кала на гельминты. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены главным образом на правильную организацию режима дня и питания, физическое воспитание и закаливание, санацию очагов хронической инфекции. В ясельном возрасте продолжается плановая вакцинация детей, ежегодно проводятся туберкулиновые пробы.
Физическое воспитание Правильно подобранные и соответствующие возрасту упражнения способствуют гармоничному физическому и умственному развитию, предупреждению многих заболеваний, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом. Физические упражнения лучше проводить через 11/2−2 ч после завтрака или дневного сна, вечером — не позднее, чем за 1 час до сна. Занятия физическими упражнениями следует проводить в форме игры. К каждому ребенку нужно подходить индивидуально, с учетом его двигательных навыков, следить, чтобы он не переутомился. Обязательны подвижные игры, особенно летом, на открытом воздухе. В 3−4 года можно учить ребенка кататься на лыжах с мягкими креплениями (на ноги надевают валенки). Катанию на трехколесном велосипеде обучают с трех лет. Необходимо, чтобы размеры велосипеда соответствовали росту ребенка: ноги должны свободно доставать до педалей, а руль поднят настолько, чтобы спина была прямой. На санках дети могут кататься самостоятельно с 3−4 лет.
Закаливание
Процедуры должны соответствовать возрасту ребенка, проводиться регулярно в одно и то же время: силу и интенсивность воздействия на организм (температуру, время и др.) следует изменять осторожно и постепенно; необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.
Комнату, где находится ребенок, зимой проветривают 3−4 раза в день, в том числе перед сном, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть открыты постоянно. Зимой дети дошкольного возраста должны проводить на улице не менее 3−4 ч в день, а летом — большую часть дня. Одежду подбирают в зависимости от характера прогулки и времени года.
Одним из элементов закаливания воздухом являются воздушные и солнечные ванны, обтирание.
Перед сном можно проводить еще одну водную процедуру — обливание ног. Благотворное влияние оказывает купание в открытых водоемах, при котором на организм воздействуют воздух, солнце и вода.
Выводы В своем реферате я постаралась понятным образом изложить волнующие вопросы, касающиеся особого преддошкольного возраста с 1 года до 3-х лет. Как выяснилось, данный период немаловажен для ребенка, так как в это время быстрыми темпами совершенствуется речь, психика и двигательные навыки. Ясельный возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется также и активным ростом. Ребёнок очень подвижен, любознателен, основной формой развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2 — 3 годам предложения становятся многословными. Ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 2 лет дети спят днем около 3 ч, а ночью -11 ч. В преддошкольном периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий внешней среды. В связи с увеличивающимися контактами между собой, а также с утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия).
Список литературы
преддошкольный рацион психический
1) Сестринское дело в педиатрии, часть I / Севостьянова Н. Г. — М.:АНМИ,
2002. — 603 с.
2) От колыбели до школы и далее: Домаш. руководство по уходу за здоровым и больным ребёнком / Дерюгина М. П. — Мн.: Беларусь, 1993. — 678 с.