Механизм обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов в Российской Федерации в условиях финансовой нестабильности
Диссертация
Исследования. Накануне глобального финансового кризиса в системе межбюджетных отношений России произошли кардинальные изменения, которые проявились в исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ с профицитом за период 2004;2007 гг. Это было обусловлено положительными макроэкономическими тенденциями в стране, благоприятными внешнеэкономическими условиями для экспорта российских товаров… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретическая трактовка механизма финансовой обеспеченности субфедеральных органов власти в многоуровневых бюджетных системах
- 1. 1. Развитие концептуальных основ межбюджетных отношений
- 1. 2. Сочетание принципов централизма и децентрализма в механизмах выравнивания бюджетной обеспеченности субнациональных органов власти в многоуровневых бюджетных системах
- 1. 3. Ограниченность межбюджетных трансфертов в качестве инструмента вертикального бюджетного выравнивания в условиях финансового кризиса
- ГЛАВА 2. Структурные элементы механизма обеспечения сбалансированности субнациональных бюджетов в РФ в условиях кризиса и экономической нестабильности
- 2. 1. Формирования доходной базы территориальных бюджетов
- 2. 2. Межбюджетные трансферты в механизме сокращения дефицита субнациональных бюджетов в условиях финансовой нестабильности
- 2. 3. Наращивание региональных и муниципальных долгов в системе мер по сокращению дефицитов субфедеральных бюджетов
- 2. 4. Оценка эффективности механизма обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов в РФ в условиях финансовой нестабильности
- ГЛАВА 3. Повышение эффективности механизма сбалансированности территориальных бюджетов в системе мер контрциклической фискальной политики государства в РФ
- 3. 1. Совершенствование форм и методов управления бюджетными доходами на территориальном уровне
- 3. 2. Увеличение бюджетной эффективности системы распределения межбюджетных трансфертов
- 3. 3. Обеспечение сбалансированности и устойчивости территориальных бюджетов в модели ответственного управления долгом региональными и муниципальными органами власти
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М.: АКАЛИС, 1997. 174с.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584
- Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.
- Налоговый кодекс Российской Федерации 4.1 и ч.2 официальный текст по состоянию на 1 января 2007 г. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2007. — 460 с. Изменения http://www.nalog.ru
- Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 216 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 39.
- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154 // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 35.
- Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». 27.12.91 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. -№ 11.
- Закон РФ «О Федеральном бюджете на 1999 2007 гг.» http://www.minfin.ru/
- Закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 2000 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. — №.42.
- Указ Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» № 685 от 8 мая 1996 года // Российская газета от 23.05.1996, № 96.
- Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 «О гарантии местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета от 25.12.1993, № 237.
- Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999—2001 годах» // Российская газета от 08.08.1998, № 151.
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2003 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2008 г. // Российская газета от 21 августа 2005 г., № 161.
- Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2006 г. «О социальных нормативах и нормах» // Собрание законодательства РФ от 15.07.2006, № 29, ст. 3504.
- О бюджетной политике на 2007 год и на среднесрочную перспективу // Финансы. — 2006. № 5.
- Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации //Российская газета. 2006. 4 апреля.
- Методика распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2001 2007 гг. — www.minfin.ru.
- Об итогах реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 2001 году и о проекте Программы развития бюджетного федерализма в России на период до 2008 года. — www.minfin.ru.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ.
- Федерального закона от 27.12.2005 № 198-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений» от 27 декабря 2005
- Закон Московской области № 170/2004−03 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении им полного государственного обеспечения»
- Законы о бюджете Московской области на 2003−2007 гг.
- Закон Московской области № 187/2005−03 «О внесении изменений в статью 1 Закона Московской области «О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области».
- Постановление Правительства Московской области от 17.03.2006 № 194/8 «Об организации и сроках разработки прогноза социально-экономического развития Московской области на 2007 год.
- Проект закона Московской области «О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2007 год».
- Проект закона Московской области «О бюджете Московской области на 2007 год».39. «Параметры прогноза социально-экономического развития Московской области до 2009 года и перспективного финансового плана Московской области до 2009 года».
- Закон Московской области № 220/2005−03 «О межбюджетных отношениях в Московской области».
- Постановление Правительства Московской области от 18.07.2006 № 681/27 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства по делам территориальных образований Московской области»
- Постановление Правительства Московской области от 07.03.2006 № 55/8 «О внесении изменений в Положение, структуру и штатную численность Министерства экономики Московской области».
- Постановление Правительства Московской области от 07.02.2006 № 71/2 «Об утверждении структуры и штатной численности Главного управления региональной безопасности Московской области».
- Постановление Правительства Московской области от 19.07.2006 № 688/27 «О внесении изменений в Положение о Главном управлении региональной безопасности Московской области, утверждении структуры и штатной численности указанного Главного управления».
- Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
- Агапцов С.А., Евсеев С. Ю., Перекрестова Л. В., Сазонов СП. Формирование, тенденции и перспективы развития регионального рынка ценных бумаг. Волгоград: Изд-во ВОЛГУ, 2002.
- Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации//Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2006. № 6 (102).
- Анисгшов A.C. Государственный долг России. М.: Экономика, 2000.
- Бердникова Т.Е. Оценка ценных бумаг. М.: Инфра-М, 2003.
- Бутов В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М.: Книжный дом «Университет». Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2004.
- Бухвалъд Е., Федоткин В. Муниципальная реформа и межбюджетные отношения в регионе // Федерализм, № 2, 2005. С. 133−160.
- Богачева О.В., Амиров В. Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления // Финансы, № 9, 1997.
- Бондарь Т.А. Зачем и как управлять региональным долгом?//Рынок ценных бумаг. 2001. № 24.
- Быокенен Док-., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии: Соч. М.: Таурус-Альфа, 1997.
- Борескова Е.В., Кшпова E.H. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы. -2000. № 5.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской С.-Пб.: Изд-во: С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2006.
- Бюджетная система России / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- Былое Г. В. Возможность использования различных индикаторов для оценки региональной социально-экономической асимметрии. http: // ieie.nsc.ru / -tacis / bylov.htm.
- Бюджетный федерализм. Российско-канадский проект «Федерализм в сотрудничестве». М.: Московское отделение Российского научного фонда, 1995.
- Бюджетный федерализм: проблемы, теория, опыт. М.: Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, 2001.
- Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М.: Городец, 2001.
- Вавилов Ю.Я. О формах государственного кредита в глобальной экономике//Финансы и кредит. 2004. № 23.
- Валентей С Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Институт экономики РАН, 1998.
- Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. — М.: Гардарики, 2005.
- Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США: Материалы российско-американских семинаров / Под ред. Ю. И. Любимцева, 1. Ш. Б. Мадд. М., 1996.
- Воронин Ю.М., Кабашшн В. А. Управление государственным долгом // Экономист. 2006. № 1
- Воронин В.П., Сапожникова Н. Г. Учет ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Вторая международная конференция по федерализму (Москва, 16— 17 декабря 1997 г.): Труды конф. / Под ред. С. С. Артоболевского, В. В. Климанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
- Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма М.: Изд-во «Экзамен», 2002 г. 128 с.
- Гаганова Н. Принцип субсидиарности в российском федерализме //Федералзм, № 4, 2006. С. 127−140.
- Глигич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма. М., 2006. С. 302−303.
- Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2001.
- Государственный долг Российской Федерации: проблемы управления и контроля. Материалы круглого стола от 4 декабря 2002 г./под ред. Б. Г. Преображенского (Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). М.: Изд-во Совета Федерации, 2003.
- Государственные и территориальные финансы / Под ред. Л. И. Сергеева. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
- Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
- Децентрализация бюджетной системы в Российской Федерации: тенденции, проблемы, рекомендации / Консорциум университета штата Джорджия. Москва, 1998.
- Дгшитриади Г. Г. Государственные и корпоративные долговые обязательства как финансовые пирамиды. Моделирование и прогнозирование. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2004.
- Игудин А. Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы 1998, № 8, с. 7.
- Златкис Б. И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации//Финансы. 2001. № 4.
- Какшайская Е.А. Финансовое обеспечение местного самоуправления (на примере Волгоградской области).- Автореф. дисс. к.э.н. М.: ВЗФЭИ, 2005 г.
- Коков В., Любимцев Ю. Российский бюджетный федерализм: опыт и перспективы // Экономика и жизнь, № 38, 1996, с. 34.
- Лавров А. М. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма. М.: Магистр 1997.
- Лавров А. Развитие бюджетного федерализма // Федерализм. 2000. №
- Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России // Рынок ценных бума г. 1999. № 10. С. 38—54.
- Лавров А., Литвак ДжСазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «Федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики.
- Лавровский Б. Измерение региональной асимметрии на примере России // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С.42−52.
- Лавров А., Христенко В. Новый этап реформы межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 2
- Лавров A.M. Бюджетная реформа в России. От управления затратами к управлению результатами. М.: КомКнига, 2005 г.
- Лекснн В. Н., Швецов А. Н. Бюджет и межбюджетные отношения: Системная модернизация российской модели бюджетного федерализма. Концепция и рекомендации. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
- Лекснн В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2010.
- Лекснн В. Н., Швецов А. Н. О системной модернизации российского бюджетного федерализма: Вторая Международная конференция по федерализму, 16—17 декабря 1997 г. М.: Эдиториал УРСС, 2006.
- Лексин В. Н., Швегрв А. Н. Региональные бюджетно-налоговые системы //Рос. экон. журн. 1993. № 12- 2004. № 1.
- Любимцев Ю. Противоречия в сфере бюджетного федерализма. -Власть, № 5, 2007, с. 16−17.
- Любимцев Ю., Коков В. Концепция финансовой безопасности (общегосударственный и региональный аспекты) // Экономист. 1998. — № 3.
- Мерсиянова И. Главы муниципалитетов о приоритетных национальных проектах // Федералзм, № 4, 2006. С. 53−74.
- Местные бюджеты как механизм региональной политики. -wvvw.rocich.ru
- Макроэкономические и региональные аспекты российских реформ (на примере Сибири и Дальнего Востока): Сб. науч. статей / Под ред. В. Е. Селиверстова, В. И. Клисторина. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006.
- Материалы семинара—совещания по проблемам совершенствования межбюджетных отношений / Под ред. С. Н. Хурсевича. М.,
- Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста / Под ред. А. Г. Воронина, В. Н. Ивановой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
- Методические рекомендации по подготовке региональных программ социально- экономического развития малых и средних городов субъекта Федерации, М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
- Мешалкина Г. «Конструкторские проработки бюджетного федерализма в России» // Федерализм 12 007, № 42 001. № 4.2000.2005
- Мшеева H.H. Макроэкономический анализ на основе региональных счетов. Владивосток: Дальнаука, 1998.
- Методические рекомендации по регулированию межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации, 2005 // www.minfin.ru.
- Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов на основе социальных стандартов // Финансы. 1999. — № 12.
- Мокрый B.C. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления // Финансы, 2001. -№ 1.
- Мудрова Н.В. Формирование и регулирование доходов местных бюджетов в условиях реформирования межбюджетных отношений. Автореф. дисс. к.э.н. — М.: ВЗФЭИ, 2006 г.
- Никифорова В.Д., Островская В. Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. СПб.: Питер, 2004.
- Нуреев P.M. Теория общественного выбора. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
- Обзоры расходов и качество управления бюджетами субъектов Российской Феде рации / Под ред. В. В. Онищенко, В. В. Климанова. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.
- ОЭСР: Обзор экономики Российской Федерации. Гл. 3 «Бюджетный федерализм». М.: Весь мир, 2006.
- Обеспеченность населения средствами обязательного медицинского страхования в регионах России // Экономика и жизнь, 2005, № 14. С. 6.
- Общая характеристика межбюджетных отношений в федеративных государствах (на примере Соединенных Штатов Америки, Канады, Германии, Австрии, Австралии и Индии) // http://www/nasledie/ru/politvne/18 32/1 .html.
- Одинцова JI. Территориальное управление во Франции // Вопросы экономики, 2001.
- Об итогах реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 2001 году и о проекте Программы развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года. -www.minfin.ru.
- Перфильев C.B. Методология и финансовые механизмы регулирования территориального развития. Автореф. дисс. д.э.н. — М.: ВЗФЭИ, 2002 г.
- Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы, 2005 г., № 10.
- Поляк Г. Б. Финансовые проблемы развития регионов // Финансы. 2001. № 9. С.14−15.
- Поляк Г. Б. Территориальные финансы. М.: Вузовский учебник, 2003 г.
- Пронина Л. И. О разграничении налоговых полномочий и увеличении налоговых доходов местных бюджетов // Финансы. 2001. № 5. С. 30—33.
- Пронина JI.И. Федеральное законодательство и его воздействие на формирование местных бюджетов// Бюджетные отношения в Российской Федерации: Новые подходы к анализу и правовому регулированию. М.: Формула права, 2005.
- Потапов В.И. Объекты налогообложения в некоторых зарубежных странах // Налоговый вестник, № 8, 2007. С.42−47.
- Потокова Л.Р. Взаимодействие федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Автореф. дисс. к.э.н. — М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ. — 2005.
- Программы реформирования региональных финансов: первые результаты / Под ред. A.M. Лаврова. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- Пыренков П. Б. Основные задачи региональной социально-экономической политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 1999. № 1. С. 4—13.
- Регионы России. 2008. Статистический ежегодник. Т. 1,2. М.: Росстат, 2009.
- Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза/ Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг- М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2010.
- Россия в цифрах. Статистический ежегодник. — М.: Росстат, 2010.
- Улюкаев A.B. Проблемы государственной бюджетной политики. -М.: Изд-во «Дело», 2004 г.
- Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. -М.: Дело, 2005.
- Усиление бюджетного федерализма и региональных аспектов политики налогообложения: Аналитический доклад / Совет Европы- Министерство региональной политики РФ. М., 2003.
- Управление государственным бюджетом. Учебное пособие. Курс II «Бюджетная политика». Модуль, А «Составление бюджета в России и других странах». Баренц Груп, JIJIC. 2005.
- Управление государственным бюджетом. Учебное пособие. Курс II «Бюджетная политика». Модуль В «Бюджетный федерализм», Баренц Груп, ЛЛС. 2005.
- Усиление бюджетного федерализма и региональных аспектов политики налогообложения: Аналитический доклад / Совет Европы- Министерство региональной политики РФ. М., 2004.
- Финансы / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
- Фискальная политика и управление государственным долгом. Сборник статей. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
- Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В. К. Сенчагова. — М.: Дело, 2004.
- Федерализм: Энциклопедический словарь / Ин-т экономики РАН. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Чнркнн В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юристъ, 2005.
- Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. -М.: Дело, 2002.
- Христенко В.Б. Нужен такой климат в народном хозяйстве, который побуждал бы предприятия к активной модернизации // Москва. 2008. № 9. С. 6—8.
- Христенко В.Б. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи // Вопросы экономики. 2005. № 8. С. 4—14.
- Христенко В.Б., Лавров A.M. Новый этап реформы межбюджетных отношений // Финансы. 2005. № 2. С. 3—9.
- Эйгелъ Ф., Кочанов 77. Финансы регионов в ожидании Бюджетного кодекса России // Кредит. 2000. № 1. С. 1—8.
- Экономическая трансформация: цели, направления, динамика./ под.ред. Проценко О. Д. М.: Изд-во РАГС, 2005 г.
- Экономические проблемы становления российского федерализма / Отв. ред. С. Д. Валентей. М.: Наука, 2005.
- Яндиев М.И. Финансы региональных органов власти. М.: Финансовый издательский дом. 2006.
- Эффективность государственного управления: Пер. с англ./ Общ. Ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, Издательство АО «Консалтбанкир», 2008. — 848 с.
- Юылл Дуглас. Основные характеристики региональной политики: Европейский опыт // http://ieie/nsc/ru:8101 /-tasic/yull.htm.
- Ясюнас В.А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения. М., 2005.
- Ященко А. С. Теория федерализма: опыт систематической теории права и государства. Юрьев, 1912.
- Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Bird Richard, М. «Setting the Stage: Municipal and Intergovernmental Finance, In: Fraike and Stren, 2000, Supra, p. 114.
- Elazar, Daniel J. Federal system of the world: a handbook of federal, confederal and autonomy arrangements. London: 1994.
- Fukasaku K., de Mello L. R., Jr. Fiscal Decentralization and Macroeconomic Stability: The Experience of Large Developing Countries / In K. Fukasaku, R. Hausmann (eds.) Democracy, Decentralization and Deficits in Latin America. Paris: OECD, 1998.
- Litvack D., Rizzo F. Municipal Default Risk. Fitch IBCA, Public
- Finance Special Report, 1999, September 15, S. 1—12.
- Local government in Europe. Trends and developments. Ed. by R.Batley. G. Stoker. London, 1991.
- McKinnon R. /. Market-Preserving Fiscal Federalism in the American Monetary Union, in M. I. Blejer, T. Ter-Minassian (eds.) Macroeconomic Dimensions of Public Finance. N. Y.: Routledge, 1997.
- Montinola, G., Qian Y.Y., Weingast B.R. Federalism, Chinese Style The Political Basis for Economic Success in China // World Politics. 1995.
- North D., Weingast B. R. Constitutions and Commitment: The Evolution of Institutions Governing Public Choice in Seventeenth-Century England // Journal of Economic History. 1989.
- Olson M. Distinguished lecture on Economics in Goverment, Big Bills left on the Sidewalk: Why some nations are rich and other poor «The journal of Economic perspectives N2 1996.
- Shah A. Intergovernmental Fiscal Relations in Canada: an Overview, in R. Jayanta (ed.) Macroeconomic Management and Fiscal Decentralization. The World Bank, 1995.
- Shah A. The Reform of Intergovernmental Fiscal Relations in Developing and Emerging Market Economies. The World Bank, 1994.
- Shah A. The Reform of Intergovernmental Fiscal Relations in Developing and Emerging Market Economies. The World Bank, 2006.
- Tiebout Charles M., A Pure Theory of Local Government Expenditures // Journal of Political Economy. 1996, № 64 (4).