Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Философское мировоззрение А. Н. Скрябина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует ряд исследований, в которых фрагментарно рассматривается и философское наследие Скрябина, проводятся параллели между мировоззрением композитора и его музыкальным творчеством. Среди авторов таких работ следует особо отметить выдающихся деятелей Серебряного века Константина Бальмонта и Вячеслава Иванова. Среди современных исследователей это, прежде всего, И. Л. Ванечкина и Б. М. Галеев… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава I. Основные принципы мировоззрения Скрябина
    • 1. 1. Основные черты культуры Серебряного века
    • 1. 2. Онтология и космогония А. Н. Скрябина
    • 1. 3. Тема эсхатологизма в философии Скрябина
  • 3. Глава II. Философия творчества А. Н. Скрябина
    • 2. 1. Творчество как фундаментальный принцип философии А. Н. Скрябина
    • 2. 2. Проблема личности художника-творца
    • 2. 3. Концепция музыкального творчества А. Н. Скрябина

Философское мировоззрение А. Н. Скрябина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования.

Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был Серебряный век, границы которого определены глубочайшими переменами в общественной жизни, происходившими на рубеже XIX — XX веков. Это было время, богатое достижениями, как в области художественного творчества, так и в области мировоззренческого поиска.

Серебряный век — период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.

В авангарде данного процесса находились деятели художественной культуры, многие из которых были личностями возрожденческого масштаба. В своем духовном поиске они нередко выходили за рамки собственно художественного творчества в область глобальных философских обобщений.

Философские размышления деятелей Серебряного века дали небезынтересные результаты, не потерявшие своего значения и в наши дни как характерные для отечественной культурной традиции формы отклика на ценностный кризис, обусловленный наступлением жесткой технизированной социальной реальности. Современная ситуация видоизменения ценностного сознания сближает piac с первой половиной XX века, с наследием русских мыслителей, которые пытались в условиях разрушения привычной им картины мира найти устойчивую основу человеческого существования. В современном технизированном российском обществе также ощущается кризис ценностной системы. Это во многом связано с историческими реалиями последнего столетия, когда Россия дважды проходила кардинальную смену ценностного вектора. На современном этапе развития вновь оказались потрясены духовные основы общества. Присутствие в современном российском обществе состояния духовной растерянности, смятенности делает актуальным обращение к русской философской мысли рубежа XIX — XX вв.

Одним из выдающихся деятелей этой эпохи был А. Н. Скрябин, великий русский композитор (1872 — 1915). Его произведения искусства явились ярким примером новой культуры начала XX века. Однако музыкальное творчество композитора во многом фундировалось философскими размышлениями. Скрябин глубоко осознавал необходимость новых мировоззренческих оснований художественного творчества. Это осознание нашло выражение в его философских размышлениях, которые содержат весьма ценные идеи, касающиеся природы художественного творчества, личности художника-творца. Актуальность обращения к философскому наследию А. Н. Скрябина обусловлена его стремлением к нравственному возрождению, к оздоровлению духовности современного ему общества, к трансляции определенных нравственных установок.

Идеи Скрябина не потеряли актуальности и в наши дни в контексте проблематики развития искусства, его роли в общественной жизни, взаимосвязи художника и социальной среды.

Степень научной разработанности проблемы.

Существует целый ряд глубоких исследовательских работ, посвященных Серебряному веку. Новый всплеск интереса к этому периоду приходится на последние десятилетия. Анализ представленной литературы выявил наличие двух аспектов разработанности проблемы.

Во-первых, это исследования, посвященные изучению Серебряного века как особого типа русской культуры, в частности, поискам истоков данного феномена, осмыслению мировоззрения, выделению характерных черт. Интерес к Серебряному веку проявился практически сразу после падения этого типа культуры в России. Однако историческая ситуация в советский период (препятствовала как адекватной оценке названной эпохи, так и ее исследованиям. Об этом периоде писали в рамках общего анализа истории культуры. Подобные исследования (например, монография Jl. Е. Кертмана1), проводившиеся в советскую эпоху, отличаются идеологической ангажированностью, хотя в них зачастую содержался достаточно репрезентативный анализ культуры Серебряного века. Такие русские философы, как С. JT. Франк, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, А. В. Флоровский, эмигрировавшие из России, продолжали изучать культуру Серебряного века за рубежом.

В современной России активизировался интерес к проблеме Серебряного века в различных ее аспектах: искусствоведческом, эстетическом, философском, социально-историческом. Исследования данной эпохи представляют в своих работах общую оценку культуры «русского ренессанса». Труды направлены на изучение картины мира культуры Серебряного века, на определение характерных черт данной культуры. Такие исследователи, как И. В. Кондаков, Ю. Р. Кричевская, A. JI. Русакова, JI. А. Рапацкая2 и др. в своих работах обращаются к характерным чертам картины мира данной эпохи. Ученые расходятся в некоторых нюансах, однако общая логика определения характерных черт мировоззрения Серебряного века сохраняется. Особенности, выделенные ими, органически продолжают одна другую и фактически складываются в единую целостную мировоззренческую картину.

В рамках культурологического и искусствоведческого исследования Серебряного века существуют работы российских и зарубежных авторов Е. А.

1 Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. — М., 1987.

2 Кондаков И. В.

Введение

в историю русской культуры — М.: Аспект-пресс, 1997. Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века. — М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. Русакова А. Л. На повороте столетий // Искусство Ленинграда. — 1991. — № 3. — С. 48−63- Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века». -М.: Просвещение, 1996.

Борисовой и Г. Ю. Стернина, А. Пайман, Е. И. Кириченко1, исследующих конкретные явления и формы культуры данной эпохи. К ним, в первую очередь относятся труды, в которых дан содержательный анализ русской культуры.

Второй аспект разработанности проблемы представлен исследованиями, посвященными различным сторонам русской религиозной философии — как общего мировоззренческого фона, так и отдельных философских систем. Особенно активизировался интерес к религиозно-философскому наследию в посткоммунистическую эпоху, когда стали наблюдаться объективные попытки его непредвзятого прочтения современными исследователями. Среди авторов подобных исследований нельзя не отметить работы таких известных ученых, как В. В. Сербиненко, С. С. Хоружего, И. И. Евлампиева, В А. Ку-вакина, Н. С. Семенкина, И. И. Семаевой, С. С. Аверинцева, С. Д. Титаренко, Б. В. Емельянова, А. И. Новикова, представивших основные принципы мышления творческих личностей эпохи рубежа XIX — XX вв., а также основную идеологию Серебряного века, вписав ее в контекст мировой философии.

Основная проблема, затрудняющая исследования данного периода, — отсутствие четких концептуальных основ, устойчивого терминологического аппарата. Несмотря на обилие исследований, посвященных эпохе рубежа.

1 Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. — М., 1998. Пайман А. История русского символизма. — М., 1998. Кириченко Е. И. Русский стиль: поиски выражения национальной самостоятельности. Народность и национальность. — М., 1997.

2 Сербиненко В. В. История русской философии XI—XIX вв. — М., 1993; Сербиненко В. В. Русская философия. — М., 2006. Сербиненко В. В. В. С. Соловьев. — М., 2000; Хоружий С. С. О старом и новом. — М., 2000; Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. — М., 1994; Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках: В 2 частях. — М., 2000; Евлампиев И. И. История русской философии. — М., 2002; Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Н. Бердяева. — М., 1976; Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX в. -М., 1980; Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьёва. — М., 1986; Семёнкин Н. С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. — М., 1986; Аверинцев С. С. Собрание сочинений. Связь времен. — М., 2005. Титаренко С. Д. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания. — Кемерово, 1996; Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века. — Екатеринбург, 1995.

XIX — XX вв., вопрос об однозначном восприятии данного феномена остается дискуссионным.

Философско-мировоззренческую основу Серебряного века составляют труды русских религиозных мыслителей, представляющих теоретическую ветвь философии Серебряного века. Наряду с «философами-профессионалами», занимавшимися теоретическими исследованиями, существовали так называемые «философы-практики». Этот термин исследователи применяли для обозначения деятелей искусства рубежа XIX — XX вв., которые творили художественные произведения на основе собственных философских воззрений. Для них произведение искусства становилось своего рода экспериментом, возможностью реализовать теоретические положения в художественной практике. К подобным мыслителям можно отнести Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Константина Бальмонта и других культурных деятелей. К ним же принадлежит Александр Скрябин. Их философские взгляды изучены недостаточно, не в той мере, как их художественное наследие. Данная работа призвана показать значимость философской деятельности Скрябина, обнаружить органическую связь философствования композитора с его художественным творчеством.

Исследовательских работ о Скрябине более чем достаточно. Однако практически все они посвящены его биографии, анализу музыкального стиля, подробному музыкальному «разбору» конкретных произведений, эволюции Скрябина как исполнителя и композитора. Таковы, например, исследования музыковедов А. А. Алыпванга, И. Ф. Бэлзы, JI. В. Данилевича, В. Ю. Дельсона, А. И. Николаевой и др.1 Такого рода труды можно отнести скорее к исследованиям по теории и истории музыки.

1 Альшванг А. А. А. Н. Скрябин. — М.-Л., 194-. Альшванг А. А. Избранные сочинения. В 2 т. — М., 1964; Альшванг А. А. Место А. Н. Скрябина в истории русской музыки // Советская музыка. — 1961. — № 1- Бэлза И. Ф. Александр Николаевич Скрябин. — М., 1982; Данилевич Л. В. Александр Николаевич Скрябин. — М., 1953; Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. — М., 1971; Николаева А. И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина. — М., 1983.

Существует ряд исследований, в которых фрагментарно рассматривается и философское наследие Скрябина, проводятся параллели между мировоззрением композитора и его музыкальным творчеством. Среди авторов таких работ следует особо отметить выдающихся деятелей Серебряного века Константина Бальмонта и Вячеслава Иванова. Среди современных исследователей это, прежде всего, И. Л. Ванечкина и Б. М. Галеев, а также исследователи, чьи статьи сформировали сборники «Ученые записки», выпускаемые Мемориальным домом-музеем А. Н. Скрябина в г. Москве.1 Авторы вышеупомянутых работ оценивают по достоинству философское наследие мыслителя, однако, они стремятся изложить отдельные постулаты философии Скрябина, сравнить их с воззрениями современных композитору деятелей искусства, как русских, так и зарубежных (В. Кандинским, М. Чюрленисом и др.). Глубокий анализ философских воззрений Скрябина в трудах этих авторов практически отсутствует. Эти труды представляют попытку описать мистическое или поэтическое понимание мировоззрения мыслителя, работы направлены на поиски предзнаменований, предсказаний, параллелей и совпадений.

Исследований, в которых мировоззрение А. Н. Скрябина подвергалось бы глубокому философскому анализу, практически нет. К этой проблеме обращался лишь известный и уважаемый философ А. Ф. Лосев. Его статья «Мировоззрение Скрябина», посвященная памяти композитора, стала одной из опорных работ для данной диссертации. В ней А. Ф. Лосев раскрывает некоторые аспекты картины мира Скрябина, выявляет историко-философские предпосылки его мировоззрения.

1 Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. — М., 1996; Иванов В. И. Скрябин. -М., 1996; Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Поэма огня. — Казань, 1981; Ученые записки. Выпуск первый / Сост. О. Т. Томпакова. — М., 1993; Ученые записки. Выпуск второй / Сост. О. Т. Томпакова. — М., 1995; Ученые записки. Выпуск третий / Ред. В. В. Рубцова, Т. В. Рыбакова, О. Т. Томпакова. — М., 1993; Ученые записки. Выпуск четвертый / Сост. Т. В. Рыбакова. — М., 1993.

2 Лосев А. Ф. Мировоззрение Скрябина // Лосев А. Ф. Форма — стиль — выражение. — М., 1995. — С. 733−779.

Таким образом, философское мировоззрение А. Н. Скрябина не получило пока достаточного анализа. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого являются мировоззренческие основы Серебряного века как специфической эпохи в русской культуре, а предметом — философское мировоззрение А. Н. Скрябина.

Цель и задачи исследования

: Целью диссертации является исследование философского мировоззрения А. Н. Скрябина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

— определить социокультурные и философские истоки формирования философского мировоззрения А. Н. Скрябина;

— установить основные положения концепции творчества Скрябина;

— исследовать понимание Скрябиным личности художника-творца;

— изучить влияние философских воззрений А. Н. Скрябина на его музыкальное творчество.

Источники исследования представлены двумя видами текстов. Во-первых, к источникам относятся работы самого Скрябина, в которых являют себя его философские воззрения по вопросу о природе и сущности творчества, творческом процессе и результате творчества, таком, как создание «идеального произведения искусства». Необходимо отметить малочисленность и малодоступность авторских текстов Скрябина. К ним можно отнести переписку1 и теоретические записи мыслителя2, которые он вел на протяжении всей жизни. В письмах к возлюбленным, друзьям и коллегам Скрябин нередко делился своими воззрениями о природе творчества, о творческой личности, отмечал положительные или отрицательные стороны произведений, со.

1 Письма А. Н. Скрябина [к Н. В. Секериной] I Ред. Л. Л. Сабанеев. — М., 1923; Письма А. Н. Скрябина к Л. К. Лядову // Орфей. Книги о музыке. — Кн. I. — СПб, 1922. — С. 153−178- Скрябин А. Н. Письма. — М., 1965; Скрябин А. Н., Беляев М. П. Переписка. — Пг., 1922.

2 Материалы по истории русской музыки и литературы / Скрябин А. Н. — Русские пропилеи. — Т. 6. — Ч. 2. -М., 1919.-С. 97−208. чиненных его знакомыми и им самим. Теоретические записи дают возможность выявить эволюцию мировоззрения мыслителя и сформировавшиеся основные постулаты его философии.

Во-вторых, к источникам работы следует отнести воспоминания о Скрябине его родных, современников и единомышленников.1 Они дополняют представление о мировоззрении мыслителя и о его творческом пути. Учитывая особенности мышления Скрябина, который предпочитал сначала сформировать целостную концепцию, и лишь затем ее записывать, воспоминания как источники представляют несомненную ценность, поскольку на их основе представляется возможным проследить достаточно подробную эволюцию взглядов мыслителя, а также те идеи, которые он не успел развить.

Методологические основы исследования определялись особенностями темы и структурой работы. В диссертационном исследовании применялись общенаучные методы исследования: системный подход, герменевтическая стратегия анализа, сравнительный и структурно-функциональный анализ.

Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и иллюстраций. Общий объем диссертации -142 страницы.

Заключение

.

Философия А. Н. Скрябина представляет собой одно из наиболее значительных достижений эпохи Серебряного века, выражающих его дух и основные интенции.

Скрябин продемонстрировал убежденность этого времени в том, что человек-творец вовлечен в мировой процесс, является его важнейшей стороной, более того, участником и той силой, которая придает мировому процессу смысл и внутреннюю логику. Эта идея с настоящее время находит свое новое выражение как в концепциях, посвященных развитию земной жизни, биосферы и ноосферы, так и в размышления о месте человека в космосе, одним из результатов которых является антропный принцип.

Противостояние материального и идеального, согласно А. Н. Скрябину, завершается победой Духа, на основе которого только и возможно совершенствование как мира, так и человека. Гармонизация Духа как творческого принципа является смыслом существования Вселенной, осознание творческого принципа человеком, по мнению мыслителя, становится смыслом существования личности.

По Скрябину, человек-личность обретает свою истинную сущность в творчестве. Человек творящий для мыслителя способен стать движущей силой вселенских процессов. Для того, чтобы проявить себя участником мирового процесса, личность должна достичь некоего идеала.

Концепция «идеальной личности-творца» является квинтэссенцией философской антропологии мыслителя. Его идеи сродни общим тенденциям Серебряного века, где «идеальная личность» представляет собой личность, соответствующую определенным критериям. Суммируя размышления деятелей искусства, мыслителей Серебряного века, можно выделить следующие критерии «идеальной личности». Во-первых, это мера индивидуализма, то есть, наличие собственного «я», осознание особенностей своей «формы» (внешности, жизненного пути) и «содержания» (мировоззрения). Во-вторых, способность личности «творить на грани», синтезировать знания из разных областей жизни. Скрябин определял идеальную личность формулой «философ — музыкант — поэт». В-третьих, это степень приближения личности по могуществу к Богу. Философы Серебряного века и Скрябин в частности внесли большой вклад в понимание личности современной наукой. Дефиниция «личность» сегодня также определяется наличием индивидуальной внешности и сформировавшегося мировоззрения. Остальные критерии характерны, скорее, для современного определения вундеркинда или гения.

Вышеперечисленные критерии не только полностью разделялись Скрябиным. Мыслитель сам пытался соответствовать критериям идеальной личности. Он выделялся из толпы неординарной внешностью, манерой поведения и общения, нешаблонностью мышленияпроявил себя в философии, музыке, поэзии, даже механике. Думается, что вполне возможно считать Скрябина если не идеальной личностью, то, по крайней мере, достойной подражания, представляющей собой альтернативу современным «идолам» массовой культуры.

Смыслом существования «идеальной личности-творца, по замыслу философа являлось создание «идеального произведения искусства», посредством которого свершится победа Духа, продвижение мирового процесса.

Особо важным Скрябин считал должное определение критериев «идеального произведения». В своих размышлениях он приходит к выводу о необходимости для создания идеального произведения наличия «творческого лица», индивидуальностинешаблонности мышления, некой иной логики построения произведения, отсутствия зацикленности, поиска иной структуры, иных средств выраженияи, наконец, о необходимости философской основы, глубокого смысла, цельности идеи.

Идеальное произведение искусства" сам Скрябин пытался создать, действуя в духе Серебряного века. Основой его произведения стал принцип синтеза, предполагавший соединение звука, слова, танца, света, даже запаха. Это произведение искусства было названо композитором «Мистерия». Оно должно было исполняться один раз и, по замыслу мыслителя, призвать человечество к воссоединению, восстановлению в памяти всего положительного, что было создано человечеством на протяжении его существования. В процессе прослушивания «Мистерии» должен был следовать всеобщий подъем, «всплеск энергии, завершающийся экстазом и. смертью, дематериализацией, гибелью материального мира». «Мистерия» по замыслу композитора должна была стать настоящим идеальным произведением искусства, выполняющим свои функции и приводящим к завершению мирового цикла, к выходу на новую ступень развития Вселенной.

На современном этапе идеи Скрябина получают новое развитие. С одной стороны, становятся все более востребованными его практические достижения, в современном искусстве актуализируются идеи синтеза, сознательного отступления от канонов. В настоящее время в большей степени разрабатывается идея слияния музыки и цвета/света (лазерные и световые шоу, видеоклипы). «Погружение в эпоху», основанное на синтезе музыки, живописи, архитектуры и слова, современные методики единогласно считают наиболее продуктивным (беседы-концерты М. Кончаловского).

С другой стороны, идеи Скрябина о творческом принципе как основе Вселенной, о потенциале личности-творца, о преобразовательных возможностях произведения искусства актуальны и привлекаются пока как теоретические пути преодоления духовного кризиса современного человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Неменова-Лунц М. С. Из воспоминаний об А. Н. Скрябине / М. С. Не-менова-Лунц // Искусство трудящимся. — 1925. № 22. — С. 3−4.
  2. Неменова-Лунц М. С. Памятные встречи со Скрябиным / М. С. Неменова-Лунц // Музыкальная жизнь. 1965. — № 10. — С. 5−6.
  3. А. В. Скрябин. (Характеристика творчества и личные воспоминания) / А. Б. Оссовский: Доклад 22.02.1941 г. / стенограмма/. — ЛГАЛИ. Фонд 82, оп. 3, дело 129. — 49 с.
  4. А. В. Юный Скрябин // Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования. Л., 1986, с. 66−90.
  5. А. Н. Скрябина к Н. В. Секериной. / Ред. Л. Л. Сабанеев. -М.: Новая Москва, 1923. 56 с.
  6. А. Н. Скрябина к А. К. Лядову / Сост. А. В. Оссовский // Орфей. Книги о музыке. Кн. 1. — СПб, 1922. — С. 153−178.
  7. М. П. Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина / Сост. М. П. Пряшникова и О. М. Томпакова. -М.: Музыка, 1985. -296 с.
  8. Л. Л. Воспоминания о России / Л. Л. Сабанеев. М.: Классика-XXI, 2004. — 268 с.
  9. Ю.Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине / Л. Л. Сабанеев. М.: Классика — XXI, 2003. — 400 с.
  10. П.Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине / Л. Л. Сабанеев. М.: Муз-сектор Госиздата, 1925. — 318 с.
  11. JI. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. — М.: Работник просвещения, 1922.-31 с.
  12. Л. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. — М.-Пг.- Госиздат, 1923. — 197 с.
  13. Н.Сабанеев Л. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. Пг.: Скорпион, 1916. -264 с.
  14. А. Н. Альбом / Сост. Е. Н. Рудакова. М.: Музыка, 1979. -215 с.
  15. А. Н. Письма / А. Н. Скрябин. М.: Музгиз, 1965. — 719 с.
  16. А. Н., Беляев М. П. Переписка / Сост. и коммент. В. М. Беляева. — Пг.: Изд-во филармонии, 1922. — 194 с.
  17. А. С. Творчество, устремленное в будущее / А. С. Скрябин // Специалист. 1992. — № 4. — С. 27−29.19.1Илецер Б. Ф. От индивидуальности — к всеединству / Б. Ф. Шлецер // Аполлон. 1916.-№ 4/5. — С. 48−63.
  18. А. Н. Скрябин: Сб. статей. К 100-летию со дня рождения. 1872 1972 / Ред. В. А. Цуккерман. — М.: Сов. композитор, 1973. — 548 с.
  19. С.С. Собрание сочинений. Связь времен / С. С. Аверин-цев. М.: Дух и литера, 2005. — 448 с.
  20. И. А. Диалог искусств в Серебряном веке / И. А. Азизян. М.: Прогресс-традиция, 2001. — 400 с.
  21. Александр Николаевич Скрябин. 1915−1940: Сб. к 25-летию со дня смерти. M.-JL: Музыка, 1940. — 247 с.
  22. А. Н. Об А. Н. Скрябине / А. Н. Александров // Александров А. Н. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Советский композитор, 1979.-С. 78−81.
  23. JI. С. Образы и люди Серебряного века / JI. С. Алешина, Г. Ю. Стернин. М.: Галарт, 2002. — 272 с.
  24. А. А. А. Н. Скрябин / А. А. Алынванг. — M.-JL: Музгиз, 1945.-52 с.
  25. А. А. Избранные сочинения. В 2 т. / А. А. Алынванг. М.: Музыка, 1964.
  26. А. А. Место А. Н. Скрябина в истории русской музыки / А. А. Алыпванг. // Советская музыка. 1961. — № 1.
  27. А. А. Симфоническое творчество А. Н. Скрябина / А. А. Алыпванг. М.: Московская филармония, 1938. — 4 с.
  28. В. А. Истоки и сущность философии А. Н. Скрябина / В. А. Апрелева // Человек и вселенная. 2003. — № 5 (26). — С. 5−23.
  29. Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 520 с.
  30. . В. Скрябин: Опыт характеристики / Б. В. Асафьев. Пг., 1921.-62 с.
  31. . В. Таинство пленения мечты / В. Б. Асафьев // Дом искусств. 1921. — № 1.-С. 60−63.
  32. В. Ф. А. Н. Скрябин (к 20-летию со дня смерти) / В. Ф. Асмус // Известия. 1935.- 17 апреля.
  33. А. К. «Там флейты фебовой серебряные звуки, там и проклятых сребреников звон.»: Серебряный век как отражение революции / А. К. Баженов // Москва. 2001. — № 1. — С. 186−210. — № 2. — С. 202 223.
  34. К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина / К. Д. Бальмонт. М.: ИРИС-ПРЕСС, 1996. — 24 с.
  35. А. И. Структура тонких миров в музыкальной космогонии А. Н. Скрябина / А. И. Бандура // Искусство как способ познания: Мат-лы международной общественно-научной конференции 1998 г. М.: Международный центр Рерихов, 1999. — С. 112−119.
  36. И. Скрябин и русский симфонизм / И. Барсова // Советская музыка. 1958. — № 5. — С. 65−71.
  37. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: Сборник: В 2 т. / А. Белый. М.: Искусство, 1994.
  38. Белый Андрей. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. — 525 с.
  39. В. М. «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина / В. М. Беляев // Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. М.: Музыка, 1972. — С. 55−86.
  40. Н. А. Вхождение машины / Н. А. Бердяев // Природа и человек. 1989. — № 8. — С. 112−115.
  41. Н. А. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев. М.: Канон+, 1998.-400 с.
  42. Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. М.: СП «Интерпринт», 1990. — 47 с.
  43. Н. А. Мое философское миросозерцание / Н. А. Бердяев // Философские науки. 1990. -№ 6. — С. 87−90.
  44. Н. А. О познании человека / Н. А. Бердяев. — М.: Республика, 1993.-382 с.
  45. Н. А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев. -М.: Флинта, 1999. 312 с.
  46. Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. 1999. — № 2. -С. 102−108.
  47. Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. — 1990.-№ 2.-С. 133−138.
  48. Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1991. -622 с.
  49. Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — М.-Харьков: Фолио: ACT 2002. 679 с.
  50. Н. А. Сочинения / Н. А. Бердяев. М.: Раритет, 1994. — 416 с.
  51. Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. М.: ИМА-Пресс, 1990.-288 с.
  52. Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
  53. Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Н. А. Бердяев. — М.: Искусство, 1994.
  54. В. О. Некоторые вопросы гармонии Скрябина / В. О. Берков // Берков В. О. Избранные статьи и исследования. — М., 1977. — С. 354 365.
  55. Бестужев-Лада М. В. Искусство XX века: агония или родовые муки / М. В. Бестужев-Лада // Полигнозис: Философия. Наука. Культура Религия. 1998. — № 4. — С. 78−82.
  56. В. Э. Герой серебряного века / В. Э. Бойков // Наше наследие. 1991.-№ 4.-С. 52−54.
  57. Е. А. Русский модерн / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. М.: Галарт: ACT, 1998. — 360 с.
  58. Т. Н. Отражение идей космизма в творчестве А. Н. Скрябина / Т. Н. Борисова, Н. А. Иванцова // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвузовск. сб. науч. тр. Вып. 4. — Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. — С. 123−128.
  59. Н. Я. Два пути музыкальной мысли. Шопен и Скрябин / Н. Я. Брюсова//Мелос, кн.1 СПб., 1917. — С. 73−77.
  60. И. Ф. Александр Николаевич Скрябин / И. Ф. Бэлза. М.: Музыка, 1982.- 175 с.
  61. Р. Кольцо Нибелунгов: Избранные работы / Р. Вагнер. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, TERRA FANTASTICA, 2001. 797 с.
  62. Р. Моя жизнь / Р. Вагнер. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, TERRA FANTASTICA, 2003.-860 с.
  63. И. JI. Комплексный подход к изучению светомузыкального замысла А. Н. Скрябина / И. JL Ванечкина // Проблема комплексности изучения художественного творчества. — Казань, 1980. С. 107−113.
  64. Ванечкина И. JL О светомузыкальных замыслах Скрябина / И. JI. Ванечкина // Ученые записки казанского пед. ин-та. — 1972. вып. 104. — С. 119−152.
  65. И. JI. Поэма огня / Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1981. — 168 с.
  66. А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. / А. Вежбиц-кая. -М.: Русское слово, 1997. -416 с.
  67. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 340 с.
  68. М. А. Символизм как мировоззрение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX — XX вв. / М. А. Воскресенская. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. — 226 с.
  69. Воспоминания об Андрее Белом: Сост. В. М. Пискунов. М., 1995. -573 с.
  70. В. Имена музыки: Слово у истоков петербургского музыкального модерна / В. Высоцкий // Скрипичный ключ. — 1996. № 1. — С. 34−37.
  71. . М. От натурфилософских концепций «видения музыки» к искусству светомузыки / Б. М. Галеев // Философские науки. 1982. -№ 3. — С. 140−142.
  72. Е. Ф. Из моих воспоминаний / Е. Ф. Гнесина // Советская музыка. 1964. — № 5. — С. 45−59.
  73. А. Музыка как художественная математика / А. Голубев // Музыкальная академия. 1997. -№ 2. — С. 133−137.
  74. А. Б. О музыкальном искусстве / А. Б. Гольденвейзер. -М.: Музыка, 1975. 97 с.
  75. Г. Вагнер / Г. Грей. Челябинск: Урал LTD, 2000. — 174 с.
  76. А. Я. Категории средневековой культуры / А. Ф. Гуревич. -М., 1984.-236 с.
  77. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1980. — Т. 4.
  78. Л. В. Александр Николаевич Скрябин / Л. В. Данилевич. — М.: Музыка, 1953.- 169 с.
  79. В. Ю. Время, личность, искусство / В. Ю. Дельсон // Музыка в школе. 2002. — № 2. — С. 18−22.
  80. В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества / В. Ю. Дельсон. М.: Музыка, 1971 — 430 с.
  81. В. М. Век поэтов и философов: Три тезиса о серебряном веке / В. М. Димов // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 4. — С. 66−72.
  82. И. И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках: В 2 частях / И. И. Евлампиев. СПб.: Алетейа, 2000. — 4.1 — 415 е.- 4.2 -413 с.
  83. И. И. История русской философии/ И. И. Евлампиев. М.: Высшая школа, 2002. — 584 с.
  84. . В. Русская философия серебряного века / Б. В. Емельянов, А. И. Новиков. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. 312 с.
  85. Н. Глебов о Скрябине / Н. Жиляев // Из истории руссой музыкальной культуры. Памяти Александра Ивановича Кандинского. М., 2002.-С. 167−177.
  86. В. И. Скрябин / Вяч. И. Иванов М.: ИРИС-ПРЕСС, 1996. -96 с.
  87. В. Скрябин русский гений / В. Иванов // Музыкальная жизнь. — 1997. -№ 1.-С. 16−18.
  88. А. Рихард Вагнер, его жизнь и творения / А. Ильинский. -М.: Вузовская книга, 2001. 80 с.
  89. История русской музыки: В 10 т. Т. 10А. — М.: Музыка, 1997.
  90. С. Последний опус А. Н. Скрябина: Дематериализация звучания / С. Исхакова // Звук, интонация, процесс: Сб. тр. Вып. 148. -М.: Министерство культуры РФ, 1998. — С. 93−108.
  91. JI. Е. История культуры стран Европы и Америки / JI. Е. Кертман. М.: Высшая школа, 1987. — 304 с.
  92. Е. И. Русский стиль: поиски выражения национальной самостоятельности. Народность и национальность / Е. И. Кириченко. -М.: Галарт: ACT, 1997.-432 с.
  93. М. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX начала XX вв. / М. Киселев // Человек и восприятие мира. — М.: Знание, 1992.-134 с.
  94. А. А. Театр и музыка в журнале «Аполлон» / А. А. Колга-нова, Левина Л. Р. // Мир библиографии. 2001. — № 5. — С. 42−51.
  95. И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. М.: Аспект-пресс, 1997. — 687 с.
  96. И. В. Рихард Вагнер в русской культуре Серебряного века / И. В. Кондаков, Ю. Корш // Общественные науки и современность. -1996.-№ 1.-С. 159−170.
  97. Юб.Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Н. Бердяева / В. А. Кува-кин. М.: Мысль, 1976. -357 с.
  98. В. А. Религиозная философия в России. Начало XX в. / В. А. Кувакин. -М.: Мысль, 1980.-496 с.
  99. В. А. Философия Вл. Соловьёва / В. А. Кувакин. М.: Мысль, 1986.-417 с.
  100. Культура и искусство: Сборник научных трактатов. Тверь: ТГУ, 1995.- 197 с.
  101. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. / Ред. С. Я. Левит. -СПб.: Университетская книга, 1997.111 .Кюриян Т. «Первовестник светозвука» / Т. Кюриян // Музыкальная академия. 2002. — № 2. — С. 1−4.
  102. Ю. Уроки «Вех» / Ю. Латынина // Знание сила. — 1991. -№ 2.-С. 82−85.
  103. В. Ю. Ламинарные культуры (к постановке проблемы) / В. Ю. Лебедев // Hermeneutics in Russia // www.hermeneuticsurline.net. -2002. № 2.
  104. А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / А. Лиштан-берже. — М.: Алгоритм, 1997. 478 с.
  105. Г. Музыка и диалектика: О творчестве Скрябина / Г. Ловц-кий // Музыкальная академия. 1997. — № 2. — С. 147−148.
  106. А. Ф. Форма — стиль — выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. — 944 с.
  107. С. К. На Парнасе Серебряного века / С. К. Маковский. — М.: XXI век Согласие, 2000. — 396 с.
  108. Д. С. Собрание сочинений: В 4 т. / Д. С. Мережковский М.: Правда, 1990. — Т. 4. — 672 с.
  109. Л. Скрябин и стиль модерн / Л. Михайленко // Музыкальная академия. — 2002. — № 2. — С. 4−8.
  110. М. К. А. Н. Скрябин (1872- 1915): Попул. моногр. / М. К. Михайлов. М.: Музыка, Ленингр. отдел., 1982. — 112 с.
  111. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  112. И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни / А. И. Муравьева. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. — 270 с.
  113. А. И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина / А. И. Николаева. — М.: Советский композитор, 1983.-104 с.
  114. И. «Самый лучезарный из творцов», (из личного архива Е. Гунста) / И. Никольская // Музыкальная академия. 1993. — № 4. -С. 168−175.
  115. Ф. Рождение трагедии из духа музыки: Предисловие к Рихарду Вагнеру / Ф. Ницше. СПб.: Азбука, 2000. — 231 с.
  116. Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. — Харьков: Фолио, 1999.-342 с.
  117. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2000. — Т. 4. 128. Овчинников Р. А. Мистериальные аспекты музыки А. Н. Скрябина / Р.
  118. А. Овчинников // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Мат-лы международной науч. конф. (3−6 октября 2002 г.). Новосибирск: Изд-во Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, 2004. С. 584−596.
  119. С. И. Словарь русского языка: Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1990.
  120. А. История русского символизма / А. Пайман. М.: Республика, 1998.-512 с.
  121. С. П. А. Н. Скрябин (К 100-летию со дня рождения) / ПС. П. Панкратов. М.: Знание, 1971. — 32 с.
  122. С. В. А. Н. Скрябин и Ф. Ницше / В. С. Погорелая. Владимир, Владимирский гос. ун-т, 2001. — 12 с.
  123. Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ и. Гнесиных. -Вып. 130.-М., 1994.-135 с.
  124. Разные известия // Русская музыкальная газета. 1914. — № 30−31. — С. 650.
  125. Л. А. Искусство «серебряного века» / JI. А. Рапацкая. — М.: Просвещение, 1996.— 191 с.
  126. К. Вагнер и Скрябин два творца «Gesamtkunstwerk'a» своей эпохи / К. Рихтер // Рихард Вагнер и Россия. — СПб.: Санкт-Петербургский Вагнеровский союз, 2001. — С. 109−125.
  127. С. Б. Истоки, расцвет и трагедия философии «серебряного века» / С. Б. Родинский // Социал-политический журнал. 1997. -№ 6. — С. 80−97.
  128. A. JI. На повороте столетий / A. JI. Русакова // Искусство Ленинграда. 1991. — № 3. — С. 48−63.
  129. Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. В. М. Блок и К. П. Португалов. — М.: Музыка, 1977. -347 с.
  130. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гочевой. — М.: Педагогика-пресс, 1993.-365 с.
  131. Н. С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов / Н. С. Семёнкин. М.: Мысль, 1986. -512 с.
  132. В. В. В. С. Соловьев / В. В. Сербиненко. М.: НИМП, 2000. — 120 с. (серия: «Эрудит. Русская философская мысль»).
  133. В. В. История русской философии XI—XIX вв.. / В. В. Сербиненко. -М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1993. 148 с.
  134. В. В. Русская философия / В. В. Сербиненко. М.: Омега-Л, 2006.- 191 с.
  135. А. М. Россия и мир (культура философия — метафизика) / А. М. Сергеев. — Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1997. — 215 с.
  136. Серебряный век в России: Избранные страницы. — М.: Радика, 1993. — 340 с.
  137. Е. В. О генетической связи творчества А. Н. Скрябина с философией «русского Возрождения» / Е. В. Славине // М.: Моск. пед. унт, 1995.- 17 с.
  138. Д. О тайнах творческого процесса в музыке / Д. Смирнов // Музыкальная академия. 2002. — № 2. — С. 39−48.
  139. Советский энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1979.
  140. В. С. Оправдание добра: нравственная философия / В. С. Соловьев. -М.: Республика, 1996. 479 с.
  141. В. С. Сочинения: В 2 т. / В. С. Соловьев. -М.: Мысль, 1988.
  142. Справочник школьника. История мировой культуры / Ред. Ф. С. Капица. — М.: Филологическое общество «Слово», 1996. 732 с.
  143. И. Ф. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / И. Ф. Стравинский. JL- Музыка, 1971. — С. 46−47.
  144. С. Д. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания / С. Д. Титаренко. Кемерово: Изд-во Кемер. унта, 1996.-296 с.
  145. О. М. «Иду сказать людям, что они сильны и могучи»: (Учение А. Н. Скрябина и современные ему философы) / О. М. Томпа-кова // Музыкальная академия. 1993. — № 4. — С. 180−185.
  146. О. М. Патетический прорыв и магическая сила: из истории духовной триады: Скрябин, Бердяев, Вышеградский / О. М. Томпакова // Музыкальная академия. 1999. — № 4. — С. 234−237.
  147. О. М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX- начала XX вв. Новые течения / О. М. Томпакова. М.: Музыка, 1997.-38 с.
  148. И. Миф о Серебряном веке // И. Уварова // Знание сила. -1992.-№ 1.-С. 123−127.
  149. Ученые записки. Выпуск второй / Сост. О. Т. Томпакова. — М.: ИРИС-ПРЕС", 1995.- 148 с.
  150. Ученые записки. Выпуск первый / Сост. О. Т. Томпакова. М.: Издательское объединение «Композитор», 1993. — 160 с.
  151. Ученые записки. Выпуск третий / Ред. В. В. Рубцова, Т. В. Рыбакова, О. Т. Томпакова. М.: ИРИС-ПРЕСС, 1993. — 222 с.
  152. Ученые записки. Выпуск четвертый / Сост. Т. В. Рыбакова. — М.: СО-РЕК-ПОЛИГРАФИЯ, 1993. 288 с.
  153. Философский энциклопедический словарь / Ред. Е. Ф. Губский. — М.: ИНФРА-М, 1998.
  154. Философский энциклопедический словарь / Ред. С. С. Аверинцев. -М.: Советская энциклопедия, 1989.
  155. В. В. Эволюция музыкального мышления Скрябина / В. В. Фирсов. СПб.: СПб ГУКИ, 2001. — 99 с.
  156. И. Г. Сочинения: В 2 т. / Сост. и примечания В. Волжского. — СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. — 687 с.
  157. Н. Л. Скрябин о себе. Об издании писем А. Н. Скрябина / Н. Л. Фишман // Советская музыка. 1966. — № 1.-е. 127−131.
  158. П. А. Оправдание космоса / П. А. Флоренский. СПб.: РХГИ, 1994.-224 с.
  159. С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии / С. Л. Франк. // Философские науки. 1990. — № 5. — С. 92−105.
  160. Л. Б. Художественное формообразование в русском модерне как невербальная философия / Л. Б. Фрейверт // Музыка и время. — 2000.-№ 5.-С. 25−27.
  161. Хан И. «Мистицизм звука» / И. Хан // Наука и религия. — 1997. -№ 9. С. 22−24.
  162. Хейзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры / И. Хейзин-га. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 413 с.
  163. А. А. Между религией и революцией: духовные искания русской интеллигенции / А. А. Ходоров // Общественные науки и современность. 2000. — № 1. — С. 151−162.
  164. С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейа, 2000.-476 с.
  165. С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейа, 1994. — 445 с.
  166. Черновые записи Вл. Соловьева / В. С. Соловьев // Вопросы философии.-2000.-№ 10.-С. 112−120.
  167. О. Е. Молодой Скрябин / О. Е. Черный. М.: Советский композитор, 1974.-229 с.
  168. Р. В. Серебряный век / Р. В. Щербаков // Знание — сила. — 1991.-№ 2.-С. 89−94.
  169. Ю. Д. Глазами современника. М.: Музыка, 1971. — 57 с.
  170. JI. А. Александр Скрябин // Энтелис JI. А. Силуэты композиторов XX века / Л. А. Энтелис. Л.: Советский композитор, 1971. — С. 155−164.
  171. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 82 т. — Т. 37, 69. — СПб.: Изд-во Брокгауза и Эфрона, 1901.
  172. А. М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории серебряного века / А. М. Эткинд. М.: ИЦ-Гарант, 1996. — 389 с.
  173. Е. Единство «серебряного века» / Е. Эткинд // Звезда. 1989. -№ 12.-С. 185−195.
  174. Berman G. Synesthesia and the art // Leonardo. 1999. — Vol. 32. — №. — P. 15−22.
  175. Brent-Smith A. Some reflections on the work of Scriabin // Musical Times. 1926. — LXVII. — P. 593−597, 692−694.
  176. Garsia S. Scriabin’s symbolist plot archetype in the late piano sonatas // 19th century Music. -2000. Vol. 23. -№ 3. — P. 273−300.
  177. Hughes M. Tonal orientation in Skriabin’s preludes an analysis on the basis of information theory. — Current Musicology. — 1966. — № 2. — P. 82−86.
  178. Keikel M. Alexandre Skriabin, elements biographiques, l’esoterism et le langage musical dans les dernieres oeuvres, depuis Promethee. 2 vol. Paris, 1974.
  179. Keikel M. Les esquisses musicales de l’acte prealable de Skriabin. Revue de musiquologie. — 1971. -№ 57. — P. 40−48.
  180. Pecaud D. Essai: le temps d’un espase Scriabin — Kandinsky. (Chro-niques). -Musique en jeu. — 1977. — № 26. — P. 109−113.
  181. Wai-Ling Ch. Scriabin’s octatonic sonata // Journal of the Royal Musical Association. 1996. — Vol. 121. — № 2. — P. 206−228.139 Ил л.1. Илл. 2141 Илл. 31. А. Н. Скрябин
  182. Карандашный набросок храма для исполнения Предварительного действа
Заполнить форму текущей работой