Философское мировоззрение А. Н. Скрябина
Диссертация
Существует ряд исследований, в которых фрагментарно рассматривается и философское наследие Скрябина, проводятся параллели между мировоззрением композитора и его музыкальным творчеством. Среди авторов таких работ следует особо отметить выдающихся деятелей Серебряного века Константина Бальмонта и Вячеслава Иванова. Среди современных исследователей это, прежде всего, И. Л. Ванечкина и Б. М. Галеев… Читать ещё >
Содержание
- 1. Введение
- 2. Глава I. Основные принципы мировоззрения Скрябина
- 1. 1. Основные черты культуры Серебряного века
- 1. 2. Онтология и космогония А. Н. Скрябина
- 1. 3. Тема эсхатологизма в философии Скрябина
- 3. Глава II. Философия творчества А. Н. Скрябина
- 2. 1. Творчество как фундаментальный принцип философии А. Н. Скрябина
- 2. 2. Проблема личности художника-творца
- 2. 3. Концепция музыкального творчества А. Н. Скрябина
Список литературы
- Неменова-Лунц М. С. Из воспоминаний об А. Н. Скрябине / М. С. Не-менова-Лунц // Искусство трудящимся. — 1925. № 22. — С. 3−4.
- Неменова-Лунц М. С. Памятные встречи со Скрябиным / М. С. Неменова-Лунц // Музыкальная жизнь. 1965. — № 10. — С. 5−6.
- Оссовский А. В. Скрябин. (Характеристика творчества и личные воспоминания) / А. Б. Оссовский: Доклад 22.02.1941 г. / стенограмма/. — ЛГАЛИ. Фонд 82, оп. 3, дело 129. — 49 с.
- Оссовский А. В. Юный Скрябин // Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования. Л., 1986, с. 66−90.
- Письма А. Н. Скрябина к Н. В. Секериной. / Ред. Л. Л. Сабанеев. -М.: Новая Москва, 1923. 56 с.
- Письма А. Н. Скрябина к А. К. Лядову / Сост. А. В. Оссовский // Орфей. Книги о музыке. Кн. 1. — СПб, 1922. — С. 153−178.
- Пряшникова М. П. Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина / Сост. М. П. Пряшникова и О. М. Томпакова. -М.: Музыка, 1985. -296 с.
- Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России / Л. Л. Сабанеев. М.: Классика-XXI, 2004. — 268 с.
- Ю.Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине / Л. Л. Сабанеев. М.: Классика — XXI, 2003. — 400 с.
- П.Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине / Л. Л. Сабанеев. М.: Муз-сектор Госиздата, 1925. — 318 с.
- Сабанеев JI. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. — М.: Работник просвещения, 1922.-31 с.
- Сабанеев Л. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. — М.-Пг.- Госиздат, 1923. — 197 с.
- Н.Сабанеев Л. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. Пг.: Скорпион, 1916. -264 с.
- Скрябин А. Н. Альбом / Сост. Е. Н. Рудакова. М.: Музыка, 1979. -215 с.
- Скрябин А. Н. Письма / А. Н. Скрябин. М.: Музгиз, 1965. — 719 с.
- Скрябин А. Н., Беляев М. П. Переписка / Сост. и коммент. В. М. Беляева. — Пг.: Изд-во филармонии, 1922. — 194 с.
- Скрябин А. С. Творчество, устремленное в будущее / А. С. Скрябин // Специалист. 1992. — № 4. — С. 27−29.19.1Илецер Б. Ф. От индивидуальности — к всеединству / Б. Ф. Шлецер // Аполлон. 1916.-№ 4/5. — С. 48−63.
- А. Н. Скрябин: Сб. статей. К 100-летию со дня рождения. 1872 1972 / Ред. В. А. Цуккерман. — М.: Сов. композитор, 1973. — 548 с.
- Аверинцев С.С. Собрание сочинений. Связь времен / С. С. Аверин-цев. М.: Дух и литера, 2005. — 448 с.
- Азизян И. А. Диалог искусств в Серебряном веке / И. А. Азизян. М.: Прогресс-традиция, 2001. — 400 с.
- Александр Николаевич Скрябин. 1915−1940: Сб. к 25-летию со дня смерти. M.-JL: Музыка, 1940. — 247 с.
- Александров А. Н. Об А. Н. Скрябине / А. Н. Александров // Александров А. Н. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Советский композитор, 1979.-С. 78−81.
- Алешина JI. С. Образы и люди Серебряного века / JI. С. Алешина, Г. Ю. Стернин. М.: Галарт, 2002. — 272 с.
- Алыпванг А. А. А. Н. Скрябин / А. А. Алынванг. — M.-JL: Музгиз, 1945.-52 с.
- Алыпванг А. А. Избранные сочинения. В 2 т. / А. А. Алынванг. М.: Музыка, 1964.
- Алынванг А. А. Место А. Н. Скрябина в истории русской музыки / А. А. Алыпванг. // Советская музыка. 1961. — № 1.
- Алыпванг А. А. Симфоническое творчество А. Н. Скрябина / А. А. Алыпванг. М.: Московская филармония, 1938. — 4 с.
- Апрелева В. А. Истоки и сущность философии А. Н. Скрябина / В. А. Апрелева // Человек и вселенная. 2003. — № 5 (26). — С. 5−23.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 520 с.
- Асафьев Б. В. Скрябин: Опыт характеристики / Б. В. Асафьев. Пг., 1921.-62 с.
- Асафьев Б. В. Таинство пленения мечты / В. Б. Асафьев // Дом искусств. 1921. — № 1.-С. 60−63.
- Асмус В. Ф. А. Н. Скрябин (к 20-летию со дня смерти) / В. Ф. Асмус // Известия. 1935.- 17 апреля.
- Баженов А. К. «Там флейты фебовой серебряные звуки, там и проклятых сребреников звон.»: Серебряный век как отражение революции / А. К. Баженов // Москва. 2001. — № 1. — С. 186−210. — № 2. — С. 202 223.
- Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина / К. Д. Бальмонт. М.: ИРИС-ПРЕСС, 1996. — 24 с.
- Бандура А. И. Структура тонких миров в музыкальной космогонии А. Н. Скрябина / А. И. Бандура // Искусство как способ познания: Мат-лы международной общественно-научной конференции 1998 г. М.: Международный центр Рерихов, 1999. — С. 112−119.
- Барсова И. Скрябин и русский симфонизм / И. Барсова // Советская музыка. 1958. — № 5. — С. 65−71.
- Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: Сборник: В 2 т. / А. Белый. М.: Искусство, 1994.
- Белый Андрей. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. — 525 с.
- Беляев В. М. «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина / В. М. Беляев // Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. М.: Музыка, 1972. — С. 55−86.
- Бердяев Н. А. Вхождение машины / Н. А. Бердяев // Природа и человек. 1989. — № 8. — С. 112−115.
- Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев. М.: Канон+, 1998.-400 с.
- Бердяев Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. М.: СП «Интерпринт», 1990. — 47 с.
- Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание / Н. А. Бердяев // Философские науки. 1990. -№ 6. — С. 87−90.
- Бердяев Н. А. О познании человека / Н. А. Бердяев. — М.: Республика, 1993.-382 с.
- Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев. -М.: Флинта, 1999. 312 с.
- Бердяев Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. 1999. — № 2. -С. 102−108.
- Бердяев Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. — 1990.-№ 2.-С. 133−138.
- Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1991. -622 с.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — М.-Харьков: Фолио: ACT 2002. 679 с.
- Бердяев Н. А. Сочинения / Н. А. Бердяев. М.: Раритет, 1994. — 416 с.
- Бердяев Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. М.: ИМА-Пресс, 1990.-288 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
- Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Н. А. Бердяев. — М.: Искусство, 1994.
- Берков В. О. Некоторые вопросы гармонии Скрябина / В. О. Берков // Берков В. О. Избранные статьи и исследования. — М., 1977. — С. 354 365.
- Бестужев-Лада М. В. Искусство XX века: агония или родовые муки / М. В. Бестужев-Лада // Полигнозис: Философия. Наука. Культура Религия. 1998. — № 4. — С. 78−82.
- Бойков В. Э. Герой серебряного века / В. Э. Бойков // Наше наследие. 1991.-№ 4.-С. 52−54.
- Борисова Е. А. Русский модерн / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. М.: Галарт: ACT, 1998. — 360 с.
- Борисова Т. Н. Отражение идей космизма в творчестве А. Н. Скрябина / Т. Н. Борисова, Н. А. Иванцова // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвузовск. сб. науч. тр. Вып. 4. — Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. — С. 123−128.
- Брюсова Н. Я. Два пути музыкальной мысли. Шопен и Скрябин / Н. Я. Брюсова//Мелос, кн.1 СПб., 1917. — С. 73−77.
- Бэлза И. Ф. Александр Николаевич Скрябин / И. Ф. Бэлза. М.: Музыка, 1982.- 175 с.
- Вагнер Р. Кольцо Нибелунгов: Избранные работы / Р. Вагнер. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, TERRA FANTASTICA, 2001. 797 с.
- Вагнер Р. Моя жизнь / Р. Вагнер. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, TERRA FANTASTICA, 2003.-860 с.
- Ванечкина И. JI. Комплексный подход к изучению светомузыкального замысла А. Н. Скрябина / И. JL Ванечкина // Проблема комплексности изучения художественного творчества. — Казань, 1980. С. 107−113.
- Ванечкина И. JL О светомузыкальных замыслах Скрябина / И. JI. Ванечкина // Ученые записки казанского пед. ин-та. — 1972. вып. 104. — С. 119−152.
- Ванечкина И. JI. Поэма огня / Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1981. — 168 с.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. / А. Вежбиц-кая. -М.: Русское слово, 1997. -416 с.
- Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 340 с.
- Воскресенская М. А. Символизм как мировоззрение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX — XX вв. / М. А. Воскресенская. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. — 226 с.
- Воспоминания об Андрее Белом: Сост. В. М. Пискунов. М., 1995. -573 с.
- Высоцкий В. Имена музыки: Слово у истоков петербургского музыкального модерна / В. Высоцкий // Скрипичный ключ. — 1996. № 1. — С. 34−37.
- Галеев Б. М. От натурфилософских концепций «видения музыки» к искусству светомузыки / Б. М. Галеев // Философские науки. 1982. -№ 3. — С. 140−142.
- Гнесина Е. Ф. Из моих воспоминаний / Е. Ф. Гнесина // Советская музыка. 1964. — № 5. — С. 45−59.
- Голубев А. Музыка как художественная математика / А. Голубев // Музыкальная академия. 1997. -№ 2. — С. 133−137.
- Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве / А. Б. Гольденвейзер. -М.: Музыка, 1975. 97 с.
- Грей Г. Вагнер / Г. Грей. Челябинск: Урал LTD, 2000. — 174 с.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Ф. Гуревич. -М., 1984.-236 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1980. — Т. 4.
- Данилевич Л. В. Александр Николаевич Скрябин / Л. В. Данилевич. — М.: Музыка, 1953.- 169 с.
- Дельсон В. Ю. Время, личность, искусство / В. Ю. Дельсон // Музыка в школе. 2002. — № 2. — С. 18−22.
- Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества / В. Ю. Дельсон. М.: Музыка, 1971 — 430 с.
- Димов В. М. Век поэтов и философов: Три тезиса о серебряном веке / В. М. Димов // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 4. — С. 66−72.
- Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках: В 2 частях / И. И. Евлампиев. СПб.: Алетейа, 2000. — 4.1 — 415 е.- 4.2 -413 с.
- Евлампиев И. И. История русской философии/ И. И. Евлампиев. М.: Высшая школа, 2002. — 584 с.
- Емельянов Б. В. Русская философия серебряного века / Б. В. Емельянов, А. И. Новиков. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. 312 с.
- Жиляев Н. Глебов о Скрябине / Н. Жиляев // Из истории руссой музыкальной культуры. Памяти Александра Ивановича Кандинского. М., 2002.-С. 167−177.
- Иванов В. И. Скрябин / Вяч. И. Иванов М.: ИРИС-ПРЕСС, 1996. -96 с.
- Иванов В. Скрябин русский гений / В. Иванов // Музыкальная жизнь. — 1997. -№ 1.-С. 16−18.
- Ильинский А. Рихард Вагнер, его жизнь и творения / А. Ильинский. -М.: Вузовская книга, 2001. 80 с.
- История русской музыки: В 10 т. Т. 10А. — М.: Музыка, 1997.
- Исхакова С. Последний опус А. Н. Скрябина: Дематериализация звучания / С. Исхакова // Звук, интонация, процесс: Сб. тр. Вып. 148. -М.: Министерство культуры РФ, 1998. — С. 93−108.
- Кертман JI. Е. История культуры стран Европы и Америки / JI. Е. Кертман. М.: Высшая школа, 1987. — 304 с.
- Кириченко Е. И. Русский стиль: поиски выражения национальной самостоятельности. Народность и национальность / Е. И. Кириченко. -М.: Галарт: ACT, 1997.-432 с.
- Киселев М. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX начала XX вв. / М. Киселев // Человек и восприятие мира. — М.: Знание, 1992.-134 с.
- Колганова А. А. Театр и музыка в журнале «Аполлон» / А. А. Колга-нова, Левина Л. Р. // Мир библиографии. 2001. — № 5. — С. 42−51.
- Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. М.: Аспект-пресс, 1997. — 687 с.
- Кондаков И. В. Рихард Вагнер в русской культуре Серебряного века / И. В. Кондаков, Ю. Корш // Общественные науки и современность. -1996.-№ 1.-С. 159−170.
- Юб.Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Н. Бердяева / В. А. Кува-кин. М.: Мысль, 1976. -357 с.
- Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX в. / В. А. Кувакин. -М.: Мысль, 1980.-496 с.
- Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьёва / В. А. Кувакин. М.: Мысль, 1986.-417 с.
- Культура и искусство: Сборник научных трактатов. Тверь: ТГУ, 1995.- 197 с.
- Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. / Ред. С. Я. Левит. -СПб.: Университетская книга, 1997.111 .Кюриян Т. «Первовестник светозвука» / Т. Кюриян // Музыкальная академия. 2002. — № 2. — С. 1−4.
- Латынина Ю. Уроки «Вех» / Ю. Латынина // Знание сила. — 1991. -№ 2.-С. 82−85.
- Лебедев В. Ю. Ламинарные культуры (к постановке проблемы) / В. Ю. Лебедев // Hermeneutics in Russia // www.hermeneuticsurline.net. -2002. № 2.
- Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / А. Лиштан-берже. — М.: Алгоритм, 1997. 478 с.
- Ловцкий Г. Музыка и диалектика: О творчестве Скрябина / Г. Ловц-кий // Музыкальная академия. 1997. — № 2. — С. 147−148.
- Лосев А. Ф. Форма — стиль — выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. — 944 с.
- Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века / С. К. Маковский. — М.: XXI век Согласие, 2000. — 396 с.
- Мережковский Д. С. Собрание сочинений: В 4 т. / Д. С. Мережковский М.: Правда, 1990. — Т. 4. — 672 с.
- Михайленко Л. Скрябин и стиль модерн / Л. Михайленко // Музыкальная академия. — 2002. — № 2. — С. 4−8.
- Михайлов М. К. А. Н. Скрябин (1872- 1915): Попул. моногр. / М. К. Михайлов. М.: Музыка, Ленингр. отдел., 1982. — 112 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Муравьева И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни / А. И. Муравьева. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. — 270 с.
- Николаева А. И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина / А. И. Николаева. — М.: Советский композитор, 1983.-104 с.
- Никольская И. «Самый лучезарный из творцов», (из личного архива Е. Гунста) / И. Никольская // Музыкальная академия. 1993. — № 4. -С. 168−175.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки: Предисловие к Рихарду Вагнеру / Ф. Ницше. СПб.: Азбука, 2000. — 231 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. — Харьков: Фолио, 1999.-342 с.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2000. — Т. 4. 128. Овчинников Р. А. Мистериальные аспекты музыки А. Н. Скрябина / Р.
- А. Овчинников // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Мат-лы международной науч. конф. (3−6 октября 2002 г.). Новосибирск: Изд-во Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, 2004. С. 584−596.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1990.
- Пайман А. История русского символизма / А. Пайман. М.: Республика, 1998.-512 с.
- Панкратов С. П. А. Н. Скрябин (К 100-летию со дня рождения) / ПС. П. Панкратов. М.: Знание, 1971. — 32 с.
- Погорелая С. В. А. Н. Скрябин и Ф. Ницше / В. С. Погорелая. Владимир, Владимирский гос. ун-т, 2001. — 12 с.
- Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ и. Гнесиных. -Вып. 130.-М., 1994.-135 с.
- Разные известия // Русская музыкальная газета. 1914. — № 30−31. — С. 650.
- Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века» / JI. А. Рапацкая. — М.: Просвещение, 1996.— 191 с.
- Рихтер К. Вагнер и Скрябин два творца «Gesamtkunstwerk'a» своей эпохи / К. Рихтер // Рихард Вагнер и Россия. — СПб.: Санкт-Петербургский Вагнеровский союз, 2001. — С. 109−125.
- Родинский С. Б. Истоки, расцвет и трагедия философии «серебряного века» / С. Б. Родинский // Социал-политический журнал. 1997. -№ 6. — С. 80−97.
- Русакова A. JI. На повороте столетий / A. JI. Русакова // Искусство Ленинграда. 1991. — № 3. — С. 48−63.
- Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. В. М. Блок и К. П. Португалов. — М.: Музыка, 1977. -347 с.
- Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гочевой. — М.: Педагогика-пресс, 1993.-365 с.
- Семенкин Н. С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов / Н. С. Семёнкин. М.: Мысль, 1986. -512 с.
- Сербиненко В. В. В. С. Соловьев / В. В. Сербиненко. М.: НИМП, 2000. — 120 с. (серия: «Эрудит. Русская философская мысль»).
- Сербиненко В. В. История русской философии XI—XIX вв.. / В. В. Сербиненко. -М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1993. 148 с.
- Сербиненко В. В. Русская философия / В. В. Сербиненко. М.: Омега-Л, 2006.- 191 с.
- Сергеев А. М. Россия и мир (культура философия — метафизика) / А. М. Сергеев. — Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1997. — 215 с.
- Серебряный век в России: Избранные страницы. — М.: Радика, 1993. — 340 с.
- Славина Е. В. О генетической связи творчества А. Н. Скрябина с философией «русского Возрождения» / Е. В. Славине // М.: Моск. пед. унт, 1995.- 17 с.
- Смирнов Д. О тайнах творческого процесса в музыке / Д. Смирнов // Музыкальная академия. 2002. — № 2. — С. 39−48.
- Советский энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1979.
- Соловьев В. С. Оправдание добра: нравственная философия / В. С. Соловьев. -М.: Республика, 1996. 479 с.
- Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / В. С. Соловьев. -М.: Мысль, 1988.
- Справочник школьника. История мировой культуры / Ред. Ф. С. Капица. — М.: Филологическое общество «Слово», 1996. 732 с.
- Стравинский И. Ф. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / И. Ф. Стравинский. JL- Музыка, 1971. — С. 46−47.
- Титаренко С. Д. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания / С. Д. Титаренко. Кемерово: Изд-во Кемер. унта, 1996.-296 с.
- Томпакова О. М. «Иду сказать людям, что они сильны и могучи»: (Учение А. Н. Скрябина и современные ему философы) / О. М. Томпа-кова // Музыкальная академия. 1993. — № 4. — С. 180−185.
- Томпакова О. М. Патетический прорыв и магическая сила: из истории духовной триады: Скрябин, Бердяев, Вышеградский / О. М. Томпакова // Музыкальная академия. 1999. — № 4. — С. 234−237.
- Томпакова О. М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX- начала XX вв. Новые течения / О. М. Томпакова. М.: Музыка, 1997.-38 с.
- Уварова И. Миф о Серебряном веке // И. Уварова // Знание сила. -1992.-№ 1.-С. 123−127.
- Ученые записки. Выпуск второй / Сост. О. Т. Томпакова. — М.: ИРИС-ПРЕС", 1995.- 148 с.
- Ученые записки. Выпуск первый / Сост. О. Т. Томпакова. М.: Издательское объединение «Композитор», 1993. — 160 с.
- Ученые записки. Выпуск третий / Ред. В. В. Рубцова, Т. В. Рыбакова, О. Т. Томпакова. М.: ИРИС-ПРЕСС, 1993. — 222 с.
- Ученые записки. Выпуск четвертый / Сост. Т. В. Рыбакова. — М.: СО-РЕК-ПОЛИГРАФИЯ, 1993. 288 с.
- Философский энциклопедический словарь / Ред. Е. Ф. Губский. — М.: ИНФРА-М, 1998.
- Философский энциклопедический словарь / Ред. С. С. Аверинцев. -М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Фирсов В. В. Эволюция музыкального мышления Скрябина / В. В. Фирсов. СПб.: СПб ГУКИ, 2001. — 99 с.
- Фихте И. Г. Сочинения: В 2 т. / Сост. и примечания В. Волжского. — СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. — 687 с.
- Фишман Н. Л. Скрябин о себе. Об издании писем А. Н. Скрябина / Н. Л. Фишман // Советская музыка. 1966. — № 1.-е. 127−131.
- Флоренский П. А. Оправдание космоса / П. А. Флоренский. СПб.: РХГИ, 1994.-224 с.
- Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии / С. Л. Франк. // Философские науки. 1990. — № 5. — С. 92−105.
- Фрейверт Л. Б. Художественное формообразование в русском модерне как невербальная философия / Л. Б. Фрейверт // Музыка и время. — 2000.-№ 5.-С. 25−27.
- Хан И. «Мистицизм звука» / И. Хан // Наука и религия. — 1997. -№ 9. С. 22−24.
- Хейзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры / И. Хейзин-га. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 413 с.
- Ходоров А. А. Между религией и революцией: духовные искания русской интеллигенции / А. А. Ходоров // Общественные науки и современность. 2000. — № 1. — С. 151−162.
- Хоружий С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейа, 2000.-476 с.
- Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейа, 1994. — 445 с.
- Черновые записи Вл. Соловьева / В. С. Соловьев // Вопросы философии.-2000.-№ 10.-С. 112−120.
- Черный О. Е. Молодой Скрябин / О. Е. Черный. М.: Советский композитор, 1974.-229 с.
- Щербаков Р. В. Серебряный век / Р. В. Щербаков // Знание — сила. — 1991.-№ 2.-С. 89−94.
- Энгель Ю. Д. Глазами современника. М.: Музыка, 1971. — 57 с.
- Энтелис JI. А. Александр Скрябин // Энтелис JI. А. Силуэты композиторов XX века / Л. А. Энтелис. Л.: Советский композитор, 1971. — С. 155−164.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 82 т. — Т. 37, 69. — СПб.: Изд-во Брокгауза и Эфрона, 1901.
- Эткинд А. М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории серебряного века / А. М. Эткинд. М.: ИЦ-Гарант, 1996. — 389 с.
- Эткинд Е. Единство «серебряного века» / Е. Эткинд // Звезда. 1989. -№ 12.-С. 185−195.
- Berman G. Synesthesia and the art // Leonardo. 1999. — Vol. 32. — №. — P. 15−22.
- Brent-Smith A. Some reflections on the work of Scriabin // Musical Times. 1926. — LXVII. — P. 593−597, 692−694.
- Garsia S. Scriabin’s symbolist plot archetype in the late piano sonatas // 19th century Music. -2000. Vol. 23. -№ 3. — P. 273−300.
- Hughes M. Tonal orientation in Skriabin’s preludes an analysis on the basis of information theory. — Current Musicology. — 1966. — № 2. — P. 82−86.
- Keikel M. Alexandre Skriabin, elements biographiques, l’esoterism et le langage musical dans les dernieres oeuvres, depuis Promethee. 2 vol. Paris, 1974.
- Keikel M. Les esquisses musicales de l’acte prealable de Skriabin. Revue de musiquologie. — 1971. -№ 57. — P. 40−48.
- Pecaud D. Essai: le temps d’un espase Scriabin — Kandinsky. (Chro-niques). -Musique en jeu. — 1977. — № 26. — P. 109−113.
- Wai-Ling Ch. Scriabin’s octatonic sonata // Journal of the Royal Musical Association. 1996. — Vol. 121. — № 2. — P. 206−228.139 Ил л.1. Илл. 2141 Илл. 31. А. Н. Скрябин
- Карандашный набросок храма для исполнения Предварительного действа