Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тогда учебный процесс будет представлять собой последовательное решение учебных задач, которые выстраиваются в систему по принципу преемственности: решение одной задачи является основанием для постановки и решения следующей задачи. Выстроенный таким образом учебный процесс и стал предметом нашего педагогического эксперимента. В процессе решения учебных задач в четвёртом классе в течение учебного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Анализ стратегии модернизации содержания российского образования
    • 1. 2. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов
    • 1. 3. Основные подходы и принципы, определяющие современные тенденции в развитии образования
      • 1. 3. 1. Общая теория деятельности
      • 1. 3. 2. Деятельностный подход в образовательных технологиях
      • 1. 3. 3. Структура учебной деятельности в образовательной системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
    • 1. 4. Учебные задачи как педагогическая проблема
      • 1. 4. 1. Определение понятия «учебная задача»
      • 1. 4. 2. Учебная задача в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
    • 1. 5. Анализ методик обучения в физической культуре, основанных на теории учебной деятельности
  • Резюме по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы педагогического контроля и эксперимента
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 3. 1. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям
    • 3. 2. Понятия, принципы, организация учебного процесса по физической культуре в начальной школе
    • 3. 3. Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе
  • Резюме по 3 главе
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 4. 1. Результаты сформированности ЛУУД у учеников младшего школьного возраста
    • 4. 2. Результаты сформированности РУУД у учеников младшего школьного возраста
    • 4. 3. Результаты сформированности ПУУД у учеников младшего школьного возраста
    • 4. 4. Результаты сформированности КУУД у учеников младшего школьного возраста
    • 4. 5. Динамика результатов физической подготовленности у учеников младшего школьного возраста
    • 4. 6. Динамика результатов усвоения эмпирических и теоретических знаний у учеников младшего школьного возраста
    • 4. 7. Результаты исследования величины внутренней нагрузки у учеников младшего школьного возраста на уроках с применением метода решения учебных задач
    • 4. 8. Эффективность формирования двигательных действий
    • 4. 9. Динамика сформированности мотива учебной деятельности у младших школьников
  • Резюме по 4 главе
  • ВЫВОДЫ

Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любому государству для обеспечения своей безопасности постоянно приходится отвечать на вызовы, которые в достаточном количестве предоставляет любой исторический период времени. Достойный ответ же обеспечивается продуцированием новых идей, способов и технологий жизнедеятельности. В связи с изменениями в обществе и система образования вынуждена видоизменяться, так как школа в любом государстве выполняет его социальный заказ.

С введением в 2011 году Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) перед педагогами начальной школы встали задачи, решать которые ранее большинству из них не приходилось. «В результате изучения всех без исключения предметов, -говорится в примерной основной образовательной программе, — на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться [95, С. 15]. Таким образом, акцент в общем образовании со знаний, умений и навыков переносится на способы учебных действий, которые в совокупности обеспечивают обучающимся умение учиться. А достижение «умения учиться» предполагает, в свою очередь, полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)[1]. И в результате, подчёркивается в Стандарте, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования [120, С. 10].

Программы отдельных учебных предметов, разрабатываемые в каждом образовательном учреждении, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обязательно содержать личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета [120, С. 15]. Наши же опросы, проведённые на курсах повышения квалификации учителей физической культуры (п = 280 чел.), показали, что необходимость работы в соответствии со Стандартом актуализировалась в связи с требованиями образовательных учреждений, но к такой работе они не готовы.

Ограничение предмета преподавания физической культуры развитием двигательных качеств привело к изоляции от тех тенденций, которые происходят в общем образовании, где активно разрабатываются современные технологии, основывающиеся на новых дидактических методах и принципах, на совершенно иных, отличных от традиционных, формах взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Изменения в этом направлении происходят, и в исследованиях, концептуальных положениях Ю. М. Николаева (1976, 1998), H.H. Визитея (1986, 1989), В. К. Бальсевича (2002), M .Я. Виленского (1990), C.B. Дмитриева (2005), В. А. Пономарчука (1991), Л. И. Лубышевой (1992), H.H. Пономарёва (1996), А. П. Матвеева (1997) достаточно чётко прослеживается общая тенденция к смещению акцентов (приоритетов) в понимании физической культуры в большей мере с соматопсихического на социокультурный в человеке, не умаляя вместе с тем их равноценной значимости. А в работах М. Д. Кудрявцева (2003), С. Д. Неверковича (2004), A.M. Тихонова (2000, 2001), В. Н. Шаулина (1994) были предприняты попытки построения учебного процесса по физической культуре в системе развивающего обучения, которая и лежит в основе новых Стандартов.

Идеи и результаты этих работ соотносятся с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, который ставит перед современной системой образования задачу развития личности через формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин (ФГОС НОО). При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством А. Г. Асмолова, указывается, что потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий. В данной работе представлены примеры их формирования на всех предметах, изучаемых в начальной школе, кроме физической культуры [1]. И в вышедших с момента введения ФГОС НОО программах по физической культуре для начального общего образования представлены универсальные учебные действия как результат обучения, но в итоге диагностируются показатели сформированности двигательных умений, навыков и уровень физической подготовленности. Отсутствуют в научно-методической литературе и материалы, в которых были бы представлены механизмы их формирования и диагностики.

В связи с этим возникает необходимость разработки теоретических основ построения учебного процесса в начальной школе, направленного на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Таким образом, появилась научная проблема в преподавании физической культуры, актуальность которой определяется обострением противоречий между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и запросами практики.

С учётом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким путем организовать обучение по предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями Стандарта, не потеряв двигательный компонент урока.

Цель исследования: разработать основные положения преподавания физической культуры с позиций системно-деятельностного подхода, способствующие формированию универсальных учебных действий у младших школьников.

Объектом исследования является учебная деятельность учеников начальной школы на уроках физической культуры.

Предмет исследования — процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках физической культуры.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой универсальные учебные действия будут сформированы, если:

• учебный процесс по физической культуре осуществляется на основе системно-деятельностного подхода;

• содержанием образования по физической культуре является опыт практической деятельности;

• учебные задачи составлены с учётом научно обоснованных факторов, влияющих на эффективность формирования двигательных действий.

Задачи исследования:

1. Выявить основные подходы и принципы, определяющие современные тенденции в развитии образования.

2. Обосновать совокупность положений (суть, цель, содержание, методы, принципы обучения, предмет преподавания физической культуры), составляющих теоретико-методологическую основу формирования универсальных учебных действий в системе начального общего образования.

3. Разработать программу формирования универсальных учебных действий и экспериментально доказать её эффективность в процессе начального общего образования школьников по физической культуре.

Методологической основой исследования стали:

— диалектическая теория познанияобщие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общегоединство преемственности и поступательности (традиций и инноваций) — интерпретация целостности (конкретного) как единства многообразия;

— теория современной дидактики, разработанная отечественными педагогами — В. П. Беспалько, A.B. Хуторским, М. Н. Скаткиным, Н. В. Кузьминой, И. Я. Лернером, М. А. Даниловым;

— культурно-историческая теория и теория развития JT.C. Выготского;

— теория деятельности, разработанная российскими психологами школ JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева;

— теория учебной деятельности и её субъекта Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина;

— теория общения в обучении Г. А. Цукерман;

— теория построения движений, разработанная H.A. Бернштейном, подготовленная идеями И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского и A.A. Ухтомского;

— основные положения теории и методики физической культуры (П.Н. Анохин, Б. А. Ашмарин, В. К. Бальсевич, H.A. Бернштейн, М. М. Боген, И. М. Быховская, H.H. Визитей, М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев, А. П. Матвеев, Ю.М. Николаев).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач методико-практического характера обусловило выбор комплекса методов. При проведении исследования использовались методы трех уровней:

1. Метатеоретический уровень: конкретизация отдельных концептуальных положений педагогической теории, синтез ряда теоретических позиций из смежных областей научного знания.

2. Теоретический уровень: анализ научной литературы по проблеме исследованияанализ нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в учреждениях начального общего образования (Федеральные государственные образовательные стандарты, учебные планы, учебные программы и т. д.) — обобщение, сравнение, систематизация, классификация, синтез теоретических позиций, взглядов, оценок, педагогическое проектирование, моделирование систем и процессов обучения.

3. Эмпирический уровень: наблюдение, диагностика, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание, метод статистической обработки результатов исследования, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

• впервые представлен процесс начального общего образования по физической культуре, выстроенный с позиций системно-деятельностного подхода, основанием которого является концепция содержания образования как опыта решения учебных задач.

• систематизировано и эксплицировано понятийно-терминологическое поле исследования, включающее такие базисные понятия, как «цель образовательной физической культуры», «предмет преподавания физической культуры как учебной дисциплины" — «содержание образования по предмету «Физическая культура» «- «учебная задача по физической культуре».

• определены принципы развивающего образования, которые легли в основу разработки программы по физической культуре для четвёртого класса начальной школы, направленной на освоение системы универсальных учебных действий.

Теоретическая значимость исследования определяется научной новизной и результатами предпринятого исследования, идентифицирующего проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в общеобразовательной школе с позиций системно-деятельностного подхода с преподаванием по предмету «Физическая культура», связанные с дальнейшим совершенствованием процесса общего образования, и предложившего пути их решения, в частности, в виде общих подходов к преподаванию физической культуры в начальной школе, в рамках которых:

• определены теоретические положения, которые позволяют адекватно отразить научные представления о сущности, целях, содержании и методах совершенствования образовательного процесса в начальной школе. В работе на основе анализа подходов к образовательному процессу, тенденций развития содержания образования аргументируется, что сутью общего образования по физической культуре является созидание человека культуры, целью — освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).

• разработана программа по формированию универсальных учебных действий, ориентированная не столько на усвоение техники двигательных действий и развитие физических качеств, сколько на формирование способов их освоения и развития, характерной особенностью которой является личная включённость обучающихся в процесс познания. Предлагаемые изменения в учебном процессе основываются на изменении главного её звенасодержания образования. Выбранная концепция содержания образования как опыта решения учебных задач, по сравнению с другими обеспечивает развитие личности через формирование универсальных учебных действий без потери двигательной активности на уроке физической культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные по итогам работы результаты позволяют: организовать учебный процесс в общеобразовательной школе, решающий проблему формирования универсальных учебных действий, выступающих как основной результат обучения в общеобразовательной школеразработать и внедрить в учебный процесс рабочие программы и методические рекомендации, направленные на решение проблемы совершенствования учебного процесса по физической культуре. Результатом образовательного процесса, в основе которого лежит метод решения учебных задач явились способы формирования самооценки двигательного действия школьников, исследовательский метод в преподавании физической культуры, разработаны таблицы для работы над техникой видов лёгкой атлетики, гимнастики, баскетбола, лыжных гонок. Составлены учебные задания, позволяющие диагностировать сформирован-ность универсальных учебных действий. Эти материалы могут быть использованы в образовательном процессе по физической культуре в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями Стандартов нового поколения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Целевой направленностью школьной физической культуры является освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностейсодержанием обучения — опыт практической деятельности, а предметом преподавания — освоение основ физкультурной деятельности.

2. Образовательный процесс по физической культуре в начальной школе выстроенный на решении учебных задач способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивая развивающий уровень нагрузки на уроке.

3. Программа, разработанная с позиций системно-деятельностного подхода, обеспечивает сформированность универсальных учебных действий, положительно влияя на освоение техники двигательных действий, уровень двигательной подготовленности и на интеллект школьников.

Экспериментальной базой исследования явились Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, общеобразовательные школы города Перми и Пермского края. В исследовании на разных его этапах приняли участие 13 учителей и свыше 200 учеников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается достаточным объёмом выборки, применением комплекса современных, информативных и объективных методов, доказательностью научных положений, выводов и практических рекомендаций, подтверждённых полученными результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Представленные в работе результаты отражены в методическом пособии, методических рекомендациях, учебных программах и программах спецкурсов, научных статьях и тезисах общим объёмом более 5 печатных листов, в докладах и выступлениях на международных (Пермь, 2011, 2012), всероссийских (Омск, 2005; Ставрополь, 2006; Пермь, 2009, 2013) научно-практических конференциях, научных семинарах.

Материалы исследования используются в работе учителей начальной школы, в процессе подготовки студентов и на курсах повышения квалификации учителей физической культуры в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

Объём и структура диссертации. Основной текст изложен на 150 страницах стандартизированного текста. Работа состоит из введения, четырёх глав, выводов и заключения, библиографического списка, включающего 137 наименований отечественных и зарубежных авторов, приложения. Диссертация содержит 7 рисунков и 13 таблиц.

Выводы.

1. Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний и способов действий наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

2. Анализ факторов, влияющих на эффективность формирования двигательного навыка и соотнесение их с основными положениями развивающего обучения, показал, что они в большинстве случаев соответствуют друг другу. К ним относятся: субъектность деятельности, самоконтроль, действие по словесной инструкции и их составление, осмысленность действий, осознание ошибок и ощущений, чёткость сформированности образа предстоящих действий, условия для проявления творческих способностей обучающихся.

Смыслом национального образования является созидание человека культуры, понимаемой в деятельностной парадигме. В связи с системно-деятельностным подходом содержанием образования является педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Такое содержание предполагает использование в учебном процессе продуктивных методов обучения (исследовательский, проектный, эвристический), что, в свою очередь делает учебный процесс личностно ориентированным.

Учебная задача является неотъемлемым атрибутом учебной деятельности. Наличие её в учебном процессе является показателем наличия действительно деятельностного подхода в обучении.

3. Программа по физической культуре для 4-ого класса составлена таким образом, чтобы она могла обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Она разработана на основе: а) требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образованияб) программы формирования универсальных учебных действий.

Программа содержит:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики предмета «Физическая культура»;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

6) содержание учебного предмета;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

4. Реализация программы, представляющей собой последовательность учебных задач, которые выстраиваются в систему по принципу преемственности: решение одной задачи является основанием для постановки и решения следующей задачи, приводит к формированию личностных и метапредмет-ных универсальных учебных действий.

К личностным универсальным учебным действиям относится знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания Снижение числа нарушений дисциплины в экспериментальном классе является показателем сформированности этих личностных универсальных учебных действий. Переход на субъект-субъектные отношения в экспериментальном классе привёл к снижению и уровня агрессивности учеников. Изменения этих показателей в контрольном классе произошли на недостоверно значимом уровне.

В числе регулятивных универсальных учебных действий были сформированы целеполаганиедействие планированияпрогнозирования и контролясамооценка двигательного действия.

Произошли качественные изменения в умении классифицировать двигательные действия. Конечная диагностика умений постановки и формулирования проблемы показала значительный рост в его качестве в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

В графическом тесте, диагностирующем умения действовать в знаково-символической форме, количество ошибок в экспериментальной группе достоверно снизилось. В контрольной группе данное явление не проявилось.

Умения слушать и ясно выражать свои мысли относятся к коммуникативным универсальным действиям. Первое определялось количеством ошибок при выполнении и оценке двигательного действия по словесной инструкции, а второе — по количеству ошибок при составлении инструкций. За время эксперимента количество ошибок при выполнении учениками экспериментальной группы снизилось как при выполнении действия по заданной инструкции, так и при осуществлении контроля выполнения действий другими учениками. Улучшение этих показателей в контрольной группе произошло на недостоверно значимом уровне. При составлении инструкций количество ошибок в экспериментальной группе за время эксперимента достоверно снизилось.

Улучшение показателей физической подготовленности за учебный год произошло в обеих группах в одинаковой степени. Исключение составил прыжок в длину с места: в контрольной группе улучшение результата не произошло, в экспериментальной же он значительно улучшился (р < 0,05).

Уровень усвоения эмпирических знаний после проведения эксперимента оказался выше в обеих группах на достоверно значимом уровне. Уровень же теоретических знаний в экспериментальной группе в конце эксперимента оказался однозначно и значительно выше, чем в контрольной.

Снижение работоспособности школьников на уроках с применением метода решения учебной задачи в среднем зафиксировано на уровне развивающей нагрузки, а моторная плотность уроков в экспериментальной группе в среднем составила 73%.

По прошествии учебного года у учеников экспериментального класса в среднем сформировалась хорошая школьная мотивация. В отличие от контрольного класса, разница у них в результатах первичной и конечной диагностике находится на статистически достоверном уровне (р < 0,01).

Заключение

.

Направления развития общего образования были определены в Стратегии модернизации содержания общего образования в 2001 году. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, введённый в 2011 году, конкретизировал общие положения Стратегии, определил цели образования, его результаты, условия их достижения и содержание образования. За этот период не произошло заметных сдвигов в построении преподавания физической культуры в соответствии с деятельностным подходом: число разработок в этом направлении крайне мало и они не вполне соответствуют тем дидактическим системам, на основе которых авторы пытаются построить процесс обучения по предмету «Физическая культура». Федеральный государственный образовательный стандарт целью образования обозначил развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Содержанием образования становится социально адаптированный опыт практической деятельности, приобрести который можно только в процессе собственной деятельности. Поэтому основным среди применяющихся в образовании подходов обозначен системно-деятельностный. Под системой в нём понимается формирование универсальных учебных действий в их неразрывном единстве.

Для разработки программы, в основу которой закладывается системно-деятельностный подход, необходим был анализ общей теории деятельности с целью продвижения к частному её проявлению — к учебной деятельности. Дальнейшая работа в этом направлении привела к учебной задаче, которая является необходимым атрибутом учебной деятельности. Но учебная задача в том виде, в котором она представлена для использования на общеобразовательных предметах, не может использоваться в условиях спортивного зала, и возникла потребность в модификации её в соответствии с особенностями предмета «Физическая культура».

Для решения задач, выдвинутых Стандартом, нами были проанализированы соотносимые с ними факторы, которые без ущерба для двигательной активности решали бы и проблемы, связанные с формированием универсальных учебных действий. Мы выявили значимую роль речи, ориентировочной основы деятельности, самоконтроля и самооценки в эффективности формирования двигательного навыка. Результаты этого анализа и легли в основу разработки программы по формированию универсальных учебных действий.

Логика подсказывает, что с изменением цели общего образования должны измениться и цели учебных предметов, поэтому следующий шаг в исследовании — определиться в общих положениях и понятиях. Смыслом национального образования является созидание человека культуры, понимаемой в деятельностной парадигме. В связи с системно-деятельностным подходом содержанием образования является педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Такое содержание предполагает использование в учебном процессе продуктивных методов обучения (исследовательский, проектный, эвристический), что, в свою очередь, делает учебный процесс личностно ориентированным, потому как личность — это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт, значит осуществить акт творчества.

Поскольку главной целью и основным результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, то в соответствии с ней, целью физической культуры является освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.). Предметом преподавания физической культуры как учебной дисциплины в таком случае становится освоение основ физкультурной деятельности.

Так как учебная задача является неотъемлемым атрибутом учебной деятельности, то наличие её в учебном процессе является показателем наличия действительно деятельностного подхода в обучении. Модифицированный для физической культуры вариант этапов решения учебной задачи выглядит следующим образом: 1. Постановка и принятие учебной задачи. 2. Анализ ситуации. 3. Конструирование способа достижения результата и создание идеального образа предполагаемого результата. 4. Решение частных учебных задач. 5. Самоконтроль. 6. Самооценка.

Тогда учебный процесс будет представлять собой последовательное решение учебных задач, которые выстраиваются в систему по принципу преемственности: решение одной задачи является основанием для постановки и решения следующей задачи. Выстроенный таким образом учебный процесс и стал предметом нашего педагогического эксперимента. В процессе решения учебных задач в четвёртом классе в течение учебного года у учеников экспериментальной группы были сформированы соответствующие возрастным особенностям универсальные учебные действия: регулятивные (целеполага-ние, планирование, прогнозирование и контроль, самооценка), познавательные (классификация, постановка и формулирование проблем, знаково-символические действия), коммуникативные (действие по словесной инструкции и составление инструкций) и личностные (школьная мотивация, соблюдение конвенциальных норм взаимоотношений).

Анализ теории развивающего обучения показал, что в этой системе знания дифференцируются на эмпирические (описательные) и теоретические (объяснительные и предсказывающие явления и процессы) — и акцент в обучении ставится на освоении знаний теоретических, развивающих теоретическое мышление. Педагогический эксперимент показал, что уровень освоения теоретических знаний в экспериментальном классе оказался значительно выше, чем в контрольном. Учебный процесс в режиме решения учебных задач приводит к улучшению физической подготовленности на уровне контрольного класса, а в прыжках в длину с места даже превосходит его.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.- под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. П.К. Социальное и биологическое в мотивации человека / П. К. Анохин / Соотношение биологического и социального в человеке: матер. к симпозиуму. М.: Всерос. науч. о-во невропатологов и психиатров- ИП АН СССР, 1975. — С. 301−318.
  3. Г. А. О системе понятия теории задач. Теория задач и способов их решения / Г. А. Балл. Киев: Радьянская шк., 1974. — 68с.
  4. В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В. К. Бальсевич, В. Г. Болыпенков, Ф. П. Рябинцев / http://www.infosport.ru/press/fkvot/1996N2/pl3−18.htm
  5. К.В. Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения (Родителям о детях.) / К. В. Бардин. М.: Народное просвещение, 1973. — 356 с.
  6. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — С. 277.
  7. H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. М.: Мед-гиз, 1947.-362 с.
  8. H.A. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов / H.A. Бернштейн // Вопросы психологии. 1957. — № 6.
  9. H.A. О ловкости и её развитии / H.A. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  10. П.Берцфаи J1.B. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение I / J1.B. Берцфаи, В. Г. Романко // Новые исследования в психологии. 1981. — № 2. — С. 68−72.
  11. П.Берцфаи J1.B. Специфика учебного действия контроля / JI.B. Берцфаи // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 55−61.
  12. Берцфаи J1.B. Функция действия моделирования в учебной деятельности младшего школьника / JI.B. Берцфаи, К. И. Поливанова // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. В. Давыдов. М., 1983. — С. 70−78.
  13. М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
  14. Д.Я. Осознание движений в процессе овладения двигательным навыком / Д. Я. Богданова. Канд. дисс. — М., 1955.
  15. K.M. Учение И. П. Павлова и современное естествознание / K.M. Быков // Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии. -М., 1952.
  16. М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьёв / http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N3/P2−7.htm
  17. В.А. Проблемы формирования навыков здорового стиля жизни в условиях школы / В. А. Вишневский с соавт. // Сб. материалов
  18. Всерос. научно-практ. конф. «Анализ наркоситуации в образовательных учреждениях города Сургута. Сургут: изд-во СурГУ. — 2002 — С. 39−42.
  19. JI.C. Мышление и речь / J1.C. Выготский // Психология. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 262−510.
  20. П.Я. О психологических основах программированного обучения / П. Я. Гальперин // Новые исследования в пед. науках. Вып. 4. М., 1965.
  21. П.Я. Доклад, обобщающий исследования, представленные на соискание учёной степени доктора пед. наук / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1965.
  22. П.Я., Сачко Н. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин. Изд. МГУ, 1968. — С.З.
  23. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. — М.: Мир, 1992. — С. 239−296.
  24. В.В. Взаимосвязь идей научных школ JT.C. Выготского и H.A. Бернштейна / В. В. Давыдов // Теория и практика физ. культуры. 1996. -№ 11.-С. 10−14.
  25. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  26. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности (доклад на IV Международном конгрессе по теории деятельности) /В.В. Давыдов // Развивающее образование. Том I. Диалог с В. В. Давыдовым М.: АПК и ПРО, 2002. — С.24−35.
  27. B.B. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. Томск, 1992. — С. 7., 38−55.
  28. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. — С. 78.
  29. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-554 с.
  30. JI.H. Психология физического воспитания / JI.H. Данилина // Психология: Учеб. для ин-тов физ.культ. / Под ред. В. М. Мельникова. -М.: Физкультура и спорт, 1987.-С. 189−192.
  31. В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков и др. М.: ФиС, 1967.
  32. В.М. Критерии технического мастерства в спорте / В. М. Дьячков // Вопросы управления процессом совершенствования технического мастерства. М.: ФиС, 1972. — С. 41−54.
  33. Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров // Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. М.: «Академия», 2001. — 264 с.
  34. Зб.Занков JI. В. Дидактика и жизнь / JI. В. Занков. М.: Просвещение, 1968.- 101с.
  35. A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. -Развитие произвольных движений. — М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  36. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512 с.
  37. Е.П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин // Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 384 с. (С. 118−119).
  38. И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, H.A. Галатенко // Пособие для преподавателей М.: Изд. корпорации «Логос», 1994. — 208 с.
  39. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / O.A. Конопкин. М: Наука, 1980. — 256 с.
  40. O.A. Саморегуляция деятельности в условиях временной неопределённости исполнительных сигналов / O.A. Конопкин, А. Степан-ский // Вопросы психологии. 1972 — № 4.
  41. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. № 1 (12). — 2002. — С. 32−42.
  42. .Б. Познавательные процессы у спортсменов. Т.1. / Б. Б. Коссов // Сенсорная основа спортивного мастерства. М.: 1973.
  43. A.JI. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995 — 480 с.
  44. Г. Ю. Перспективные школьные технологии / Г. Ю. Ксензова // Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
  45. М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М. Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 7. — С. 55−57.
  46. М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / Кудрявцев М. Д. // Учебно-метод. пос. М.: АПКиПРО, 2003. — 105 с.
  47. Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 98 с. 5?.Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. проф. Г. Д. Драча. Ростов н/Д: Феникс, 2008. -570 с.
  48. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: ВАЛГУС, 1980. — 333 с.
  49. А. Н. Глава о способностях / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. -2003. -№ 2. -С. 7−13.
  50. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1965.-372 с.
  51. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-С. 217, 584.
  52. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  53. А.Н. Потребности и мотивы деятельности / А. Н. Леонтьев // Психология: Учебник для пединститутов. М.: Учпедгиз, 1962. — С. 362−383.
  54. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев // Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 38 с.
  55. А.Н. Деятельность и сознание / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 12. — С. 129−140.
  56. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  57. И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер // Научное творчество. М.: Наука, 1969.-С. 34−47.
  58. П.Ф. Избранные труды / Лесгафт П. Ф. М.: Физкультура и спорт, 1987.-359 с.
  59. М.И. О некоторых условиях превращения реакции из непроизвольных в произвольные / М. И. Лисина // Доклады АПН РСФСР. -1957.-№ 1.
  60. .Ф. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельности: Познавательные процессы у спортсменов /Б.Ф. Ломов, Б. Б. Коссов, O.A. Конопкин / Под ред. Коссова Б. Б. М.: ВНИИФК, 1976.
  61. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 205 с.
  62. Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) / Л. И. Лубышева, В. А. Магин //Теория и практика физической культуры. 2003. — № 12. — С. 13−16.
  63. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 1117.
  64. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М., 1992. — 120 с.
  65. В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография / В. П. Лукьяненко. Советский спорт, 2005. — 256 с.
  66. А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р Лурия. МГУ, 1973. — 374 с.
  67. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н. Г. Лусканова // Психодиагностика детей и подростков. М. — 1993. — 153 с.
  68. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-XI классов / Лях В. И., Зданович A.A. // Физическая культура в школе. -№ 1.-2004.-С. 30−34.
  69. C.B. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: учеб. пособие / C.B. Маланов.
  70. М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЕК», 2004. 480 с.
  71. А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьников / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1972. — № 4.
  72. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  73. А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: учеб. пособ. для студ. сред. спец. учеб. заведений / А. П. Матвеев. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 248 с.
  74. Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и спорта / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. 1980.-№ 12.-С. 11−15.
  75. Е. И. Психологический анализ учебной задачи / Е. И. Машбиц // Советская педагогика. 1973. — № 2. — С. 58−65.
  76. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования // www.ed.gov.ru/d/ob.edu/noc/rub/standart/mp/22doc.
  77. A.B. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие / A.B. Морозов, Д. В. Чернилевский. М.: Академический Проект, 2004. — 2-е изд., испр. и доп. — 560 с. — («Gaudeamus»).
  78. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: автореф. докт. дис. / С. Д. Неверкович. М.: ГЦО-ЛИФК, 1988.-31 с.
  79. Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 7.
  80. Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. № 8. -1998.-С. 2−10.
  81. В.П. Самоконтроль технических действий у легкоатлетов различной специализации / В. П. Озеров // Познавательные процессы у спортсменов. Т. 2. — Самоконтроль и мастерство в спорте / Под ред. Б. Б. Коссова. — М.: 1976. — С. 75−85.
  82. В.П. Самоконтроль движений у школьников / В. П. Озеров // Физическая культура в школе. 1975. — № 10. — С. 7.
  83. В.П. Оценка двигательной (психомоторной) эрудиции школьников / В. П. Озеров // Физическая культура в школе. 1989. — № 1. -С.ЗЗ.
  84. В.П. Психомоторные способности человека / В. П. Озеров. -Дубна: Феникс+, 2002. 320 с. 89.0синцев В. В. Лыжная подготовка в школе: 1−11 кл.: Методическое пособие / В. В. Осинцев. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001. — 272 с.
  85. И.П. Павловские среды / И. П. Павлов 1949. — Т. 1. — 337 с.
  86. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  87. Л.А. Психология творчества и педагогика / Л. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280с.
  88. Примерная программа по физической культуре для учащихся основной школы // Физическая культура в школе. 2002. — № 4. — С. 46−48- 2002. -№ 5.-с. 35−38.
  89. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — 4-е изд., пере-раб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  90. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. АПН СССР. -М.: Педагогика, 1983.-448 е.- С. 198.
  91. А.Ц. Об осознаваемости и неосознаваемости движений в заученных действиях / А. Ц. Пуни // Вопросы психологии и спорта. М.: ФиС, 1955.
  92. А.Ц. Значение оценки и самооценки исполнения физических упражнений / А. Ц. Пуни // Физкультура в школе. 1959. — № 6.
  93. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  94. В.Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение II / В. Г. Романко // Новые исследования в психологии. 1983. — № 1. — С. 52−56.
  95. B.C. Мозг. Обучение. Здоровье / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  96. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -М.: Учпедгиз, 1940. 596 е.- - 1946. — 704 е.- - С. 542.
  97. С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн -В 2 т. М.: Высшая шк, 1989. — 634 с.
  98. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. Народное образование, 1998. — 256 с.
  99. Г. В. Учебные задачи как средство формирования речевой деятельности учащихся 6−7 классов на прим. предметов гуманитар, цикла: дис.канд.пед.наук / Г. В. Селихова. М., 1992. — 23с.
  100. И.М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  101. М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 205с.
  102. И.А. Теория и практика на уроках физической культуры / И. А. Соловьёва // Физическая культура в школе. 2003. — № 8. — С. 20−21.
  103. E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E.H. Степанов, J1.M. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
  104. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.- 101 с.
  105. E.H. Психомоторика спортсмена / E.H. Сурков. М.: ФиС, 1984.-210 с.
  106. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
  107. С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Исследовательская разработка для учителя / С. Т. Танцоров. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. — 39 с.
  108. Учебная программа по физической культуре для учащихся 1−1V классов // Физическая культура в школе. 2002. — № 1. — С. 35−38- 2002. -№ 2. -С. 43−47.
  109. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование. / Приказ об утверждении стандарта начального общего образования зарегистрирован в Минюсте России № 17 785 от 22 декабря 2009 г.
  110. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Н. И. Алексеев, В. З. Афанасьев, А. И. Бессуднов и др. / Под ред. А. П. Матвеева. М.: Радио и связь, 1995.-216 с.
  111. Г. Ю. Уроки лёгкой атлетики в школе III класс / Г. Ю. Фокин // Физическая культура в школе. 2003. — № 1. — С. 13−20.
  112. Г. Ю. Уроки лёгкой атлетики в школе IV класс / Г. Ю. Фокин // Физическая культура в школе. 2004. — № 1. — С. 20−25.
  113. JI.M. Логико-психологический план анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208с.
  114. A.B. Современная дидактика: учеб. для вузов / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  115. Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. Москва-Рига: Издательский центр «Эксперимент», 1999. — 133 с.
  116. В.Н. Развивающее обучение на материале физической культуры / В. Н. Шаулин // Физическая культура в школе. 1994. — № 6. -С. 9−12.
  117. Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл и содержание / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. — М., 1995.
  118. Г. П. Рефлексия в деятельности / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1994. — № 3−4. — С. 76−121.
  119. Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. М., 1995. — С. 115 142.
  120. Энциклопедический словарь / Под ред И. Е. Андреевского: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб, 1897. — Т. 39. — С. 480.
  121. Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Элько-нин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-С. 157−167.
  122. .Д. Психология развития: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
  123. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  124. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  125. Newman D. Laboratori and classroom tasks: social constraints and the evaluation of children’s performance / D. Newman, P. Griffin, M. Cole // Everyday cogntion: its development in social context. Cambridge (Mass.). -1988.-P. 111−134.
  126. Moll L.C. Towards an interactional pedagogical psychology: a bilingual case study / L.C. Moll, S. Diaz. San Diego, 1983.
  127. Wertsch J.V. The Concept of activity in soviet psychology / J.V. Wertsch. -N.Y., 1981.
Заполнить форму текущей работой