Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности
Диссертация
Тогда учебный процесс будет представлять собой последовательное решение учебных задач, которые выстраиваются в систему по принципу преемственности: решение одной задачи является основанием для постановки и решения следующей задачи. Выстроенный таким образом учебный процесс и стал предметом нашего педагогического эксперимента. В процессе решения учебных задач в четвёртом классе в течение учебного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 1. 1. Анализ стратегии модернизации содержания российского образования
- 1. 2. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов
- 1. 3. Основные подходы и принципы, определяющие современные тенденции в развитии образования
- 1. 3. 1. Общая теория деятельности
- 1. 3. 2. Деятельностный подход в образовательных технологиях
- 1. 3. 3. Структура учебной деятельности в образовательной системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
- 1. 4. Учебные задачи как педагогическая проблема
- 1. 4. 1. Определение понятия «учебная задача»
- 1. 4. 2. Учебная задача в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
- 1. 5. Анализ методик обучения в физической культуре, основанных на теории учебной деятельности
- Резюме по 1 главе
- ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы педагогического контроля и эксперимента
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 3. 1. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям
- 3. 2. Понятия, принципы, организация учебного процесса по физической культуре в начальной школе
- 3. 3. Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе
- Резюме по 3 главе
- ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 4. 1. Результаты сформированности ЛУУД у учеников младшего школьного возраста
- 4. 2. Результаты сформированности РУУД у учеников младшего школьного возраста
- 4. 3. Результаты сформированности ПУУД у учеников младшего школьного возраста
- 4. 4. Результаты сформированности КУУД у учеников младшего школьного возраста
- 4. 5. Динамика результатов физической подготовленности у учеников младшего школьного возраста
- 4. 6. Динамика результатов усвоения эмпирических и теоретических знаний у учеников младшего школьного возраста
- 4. 7. Результаты исследования величины внутренней нагрузки у учеников младшего школьного возраста на уроках с применением метода решения учебных задач
- 4. 8. Эффективность формирования двигательных действий
- 4. 9. Динамика сформированности мотива учебной деятельности у младших школьников
- Резюме по 4 главе
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.- под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Анохин П.К. Социальное и биологическое в мотивации человека / П. К. Анохин / Соотношение биологического и социального в человеке: матер. к симпозиуму. М.: Всерос. науч. о-во невропатологов и психиатров- ИП АН СССР, 1975. — С. 301−318.
- Балл Г. А. О системе понятия теории задач. Теория задач и способов их решения / Г. А. Балл. Киев: Радьянская шк., 1974. — 68с.
- Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В. К. Бальсевич, В. Г. Болыпенков, Ф. П. Рябинцев / http://www.infosport.ru/press/fkvot/1996N2/pl3−18.htm
- Бардин К.В. Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения (Родителям о детях.) / К. В. Бардин. М.: Народное просвещение, 1973. — 356 с.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — С. 277.
- Бернштейн H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. М.: Мед-гиз, 1947.-362 с.
- Бернштейн H.A. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов / H.A. Бернштейн // Вопросы психологии. 1957. — № 6.
- Бернштейн H.A. О ловкости и её развитии / H.A. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
- П.Берцфаи J1.B. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение I / J1.B. Берцфаи, В. Г. Романко // Новые исследования в психологии. 1981. — № 2. — С. 68−72.
- П.Берцфаи J1.B. Специфика учебного действия контроля / JI.B. Берцфаи // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 55−61.
- Берцфаи J1.B. Функция действия моделирования в учебной деятельности младшего школьника / JI.B. Берцфаи, К. И. Поливанова // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. В. Давыдов. М., 1983. — С. 70−78.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
- Богданова Д.Я. Осознание движений в процессе овладения двигательным навыком / Д. Я. Богданова. Канд. дисс. — М., 1955.
- Быков K.M. Учение И. П. Павлова и современное естествознание / K.M. Быков // Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии. -М., 1952.
- Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьёв / http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N3/P2−7.htm
- Вишневский В.А. Проблемы формирования навыков здорового стиля жизни в условиях школы / В. А. Вишневский с соавт. // Сб. материалов
- Всерос. научно-практ. конф. «Анализ наркоситуации в образовательных учреждениях города Сургута. Сургут: изд-во СурГУ. — 2002 — С. 39−42.
- Выготский JI.C. Мышление и речь / J1.C. Выготский // Психология. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 262−510.
- Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения / П. Я. Гальперин // Новые исследования в пед. науках. Вып. 4. М., 1965.
- Гальперин П.Я. Доклад, обобщающий исследования, представленные на соискание учёной степени доктора пед. наук / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1965.
- Гальперин П.Я., Сачко Н. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин. Изд. МГУ, 1968. — С.З.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. — М.: Мир, 1992. — С. 239−296.
- Давыдов В.В. Взаимосвязь идей научных школ JT.C. Выготского и H.A. Бернштейна / В. В. Давыдов // Теория и практика физ. культуры. 1996. -№ 11.-С. 10−14.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
- Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности (доклад на IV Международном конгрессе по теории деятельности) /В.В. Давыдов // Развивающее образование. Том I. Диалог с В. В. Давыдовым М.: АПК и ПРО, 2002. — С.24−35.
- Давыдов B.B. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. Томск, 1992. — С. 7., 38−55.
- Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. — С. 78.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-554 с.
- Данилина JI.H. Психология физического воспитания / JI.H. Данилина // Психология: Учеб. для ин-тов физ.культ. / Под ред. В. М. Мельникова. -М.: Физкультура и спорт, 1987.-С. 189−192.
- Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков и др. М.: ФиС, 1967.
- Дьячков В.М. Критерии технического мастерства в спорте / В. М. Дьячков // Вопросы управления процессом совершенствования технического мастерства. М.: ФиС, 1972. — С. 41−54.
- Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров // Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. М.: «Академия», 2001. — 264 с.
- Зб.Занков JI. В. Дидактика и жизнь / JI. В. Занков. М.: Просвещение, 1968.- 101с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. -Развитие произвольных движений. — М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512 с.
- Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин // Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 384 с. (С. 118−119).
- Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, H.A. Галатенко // Пособие для преподавателей М.: Изд. корпорации «Логос», 1994. — 208 с.
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / O.A. Конопкин. М: Наука, 1980. — 256 с.
- Конопкин O.A. Саморегуляция деятельности в условиях временной неопределённости исполнительных сигналов / O.A. Конопкин, А. Степан-ский // Вопросы психологии. 1972 — № 4.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. № 1 (12). — 2002. — С. 32−42.
- Коссов Б.Б. Познавательные процессы у спортсменов. Т.1. / Б. Б. Коссов // Сенсорная основа спортивного мастерства. М.: 1973.
- Крупенин A.JI. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995 — 480 с.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии / Г. Ю. Ксензова // Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
- Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М. Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 7. — С. 55−57.
- Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / Кудрявцев М. Д. // Учебно-метод. пос. М.: АПКиПРО, 2003. — 105 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 98 с. 5?.Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. проф. Г. Д. Драча. Ростов н/Д: Феникс, 2008. -570 с.
- Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: ВАЛГУС, 1980. — 333 с.
- Леонтьев А. Н. Глава о способностях / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. -2003. -№ 2. -С. 7−13.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1965.-372 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-С. 217, 584.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности / А. Н. Леонтьев // Психология: Учебник для пединститутов. М.: Учпедгиз, 1962. — С. 362−383.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев // Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 38 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 12. — С. 129−140.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер // Научное творчество. М.: Наука, 1969.-С. 34−47.
- Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Лесгафт П. Ф. М.: Физкультура и спорт, 1987.-359 с.
- Лисина М.И. О некоторых условиях превращения реакции из непроизвольных в произвольные / М. И. Лисина // Доклады АПН РСФСР. -1957.-№ 1.
- Ломов Б.Ф. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельности: Познавательные процессы у спортсменов /Б.Ф. Ломов, Б. Б. Коссов, O.A. Конопкин / Под ред. Коссова Б. Б. М.: ВНИИФК, 1976.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 205 с.
- Лубышева Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) / Л. И. Лубышева, В. А. Магин //Теория и практика физической культуры. 2003. — № 12. — С. 13−16.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 1117.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М., 1992. — 120 с.
- Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография / В. П. Лукьяненко. Советский спорт, 2005. — 256 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р Лурия. МГУ, 1973. — 374 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н. Г. Лусканова // Психодиагностика детей и подростков. М. — 1993. — 153 с.
- Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-XI классов / Лях В. И., Зданович A.A. // Физическая культура в школе. -№ 1.-2004.-С. 30−34.
- Маланов C.B. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: учеб. пособие / C.B. Маланов.
- М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЕК», 2004. 480 с.
- Маркова А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьников / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1972. — № 4.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: учеб. пособ. для студ. сред. спец. учеб. заведений / А. П. Матвеев. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 248 с.
- Матвеев Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и спорта / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. 1980.-№ 12.-С. 11−15.
- Машбиц Е. И. Психологический анализ учебной задачи / Е. И. Машбиц // Советская педагогика. 1973. — № 2. — С. 58−65.
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования // www.ed.gov.ru/d/ob.edu/noc/rub/standart/mp/22doc.
- Морозов A.B. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие / A.B. Морозов, Д. В. Чернилевский. М.: Академический Проект, 2004. — 2-е изд., испр. и доп. — 560 с. — («Gaudeamus»).
- Неверкович С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: автореф. докт. дис. / С. Д. Неверкович. М.: ГЦО-ЛИФК, 1988.-31 с.
- Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 7.
- Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. № 8. -1998.-С. 2−10.
- Озеров В.П. Самоконтроль технических действий у легкоатлетов различной специализации / В. П. Озеров // Познавательные процессы у спортсменов. Т. 2. — Самоконтроль и мастерство в спорте / Под ред. Б. Б. Коссова. — М.: 1976. — С. 75−85.
- Озеров В.П. Самоконтроль движений у школьников / В. П. Озеров // Физическая культура в школе. 1975. — № 10. — С. 7.
- Озеров В.П. Оценка двигательной (психомоторной) эрудиции школьников / В. П. Озеров // Физическая культура в школе. 1989. — № 1. -С.ЗЗ.
- Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В. П. Озеров. -Дубна: Феникс+, 2002. 320 с. 89.0синцев В. В. Лыжная подготовка в школе: 1−11 кл.: Методическое пособие / В. В. Осинцев. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001. — 272 с.
- Павлов И.П. Павловские среды / И. П. Павлов 1949. — Т. 1. — 337 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Пономарев Л.А. Психология творчества и педагогика / Л. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280с.
- Примерная программа по физической культуре для учащихся основной школы // Физическая культура в школе. 2002. — № 4. — С. 46−48- 2002. -№ 5.-с. 35−38.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — 4-е изд., пере-раб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. АПН СССР. -М.: Педагогика, 1983.-448 е.- С. 198.
- Пуни А.Ц. Об осознаваемости и неосознаваемости движений в заученных действиях / А. Ц. Пуни // Вопросы психологии и спорта. М.: ФиС, 1955.
- Пуни А.Ц. Значение оценки и самооценки исполнения физических упражнений / А. Ц. Пуни // Физкультура в школе. 1959. — № 6.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Романко В.Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение II / В. Г. Романко // Новые исследования в психологии. 1983. — № 1. — С. 52−56.
- Ротенберг B.C. Мозг. Обучение. Здоровье / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -М.: Учпедгиз, 1940. 596 е.- - 1946. — 704 е.- - С. 542.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн -В 2 т. М.: Высшая шк, 1989. — 634 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селихова Г. В. Учебные задачи как средство формирования речевой деятельности учащихся 6−7 классов на прим. предметов гуманитар, цикла: дис.канд.пед.наук / Г. В. Селихова. М., 1992. — 23с.
- Сеченов И.М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 205с.
- Соловьёва И.А. Теория и практика на уроках физической культуры / И. А. Соловьёва // Физическая культура в школе. 2003. — № 8. — С. 20−21.
- Степанов E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E.H. Степанов, J1.M. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.- 101 с.
- Сурков E.H. Психомоторика спортсмена / E.H. Сурков. М.: ФиС, 1984.-210 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
- Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Исследовательская разработка для учителя / С. Т. Танцоров. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. — 39 с.
- Учебная программа по физической культуре для учащихся 1−1V классов // Физическая культура в школе. 2002. — № 1. — С. 35−38- 2002. -№ 2. -С. 43−47.
- Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование. / Приказ об утверждении стандарта начального общего образования зарегистрирован в Минюсте России № 17 785 от 22 декабря 2009 г.
- Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Н. И. Алексеев, В. З. Афанасьев, А. И. Бессуднов и др. / Под ред. А. П. Матвеева. М.: Радио и связь, 1995.-216 с.
- Фокин Г. Ю. Уроки лёгкой атлетики в школе III класс / Г. Ю. Фокин // Физическая культура в школе. 2003. — № 1. — С. 13−20.
- Фокин Г. Ю. Уроки лёгкой атлетики в школе IV класс / Г. Ю. Фокин // Физическая культура в школе. 2004. — № 1. — С. 20−25.
- Фридман JI.M. Логико-психологический план анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208с.
- Хуторской A.B. Современная дидактика: учеб. для вузов / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
- Цукерман Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. Москва-Рига: Издательский центр «Эксперимент», 1999. — 133 с.
- Шаулин В.Н. Развивающее обучение на материале физической культуры / В. Н. Шаулин // Физическая культура в школе. 1994. — № 6. -С. 9−12.
- Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл и содержание / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. — М., 1995.
- Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1994. — № 3−4. — С. 76−121.
- Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. М., 1995. — С. 115 142.
- Энциклопедический словарь / Под ред И. Е. Андреевского: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб, 1897. — Т. 39. — С. 480.
- Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Элько-нин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-С. 157−167.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Newman D. Laboratori and classroom tasks: social constraints and the evaluation of children’s performance / D. Newman, P. Griffin, M. Cole // Everyday cogntion: its development in social context. Cambridge (Mass.). -1988.-P. 111−134.
- Moll L.C. Towards an interactional pedagogical psychology: a bilingual case study / L.C. Moll, S. Diaz. San Diego, 1983.
- Wertsch J.V. The Concept of activity in soviet psychology / J.V. Wertsch. -N.Y., 1981.