Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально-драматического спектакля

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение уровня творческой активности детей сказывается на качестве импровизаций, которое проявляется в оригинальности создаваемых образов: яркости, индивидуальности портретов персонажей, неожиданности поворотов сюжетной линии, выразительности ритмических, мелодических оборотов, подчёркивающих характерность героев. Способность ребёнка активно реагировать на новые идеи, появляющиеся по ходу… Читать ещё >

Формирование творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально-драматического спектакля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа по педагогике На тему: «Формирование творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально-драматического спектакля»

Оглавление Введение

1. Необходимость творческого развития детей через музыкально — драматический спектакль

2. Педагогика творчества, ее задачи и вопросы

3. Анализ и взаимосвязь понятий «творчество», «творческая деятельность» и «творческие способности»

4. Формирования творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально — драматических произведений. Направления и методы Заключение Список литературы Введение Нетворческих людей нет! И распространённое мнение о том, что способность к творчеству — привилегия немногих избранных людей, одарённых особым талантом, ошибочно и неверно. И беда тем родителям, которые считают своих детей не способными к искусству. Способность к творчеству есть у любого человека, а уж тем более у детей. А «неспособность» человека почти всегда объясняется тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного творческого воспитания.

Для того чтобы развивать творческие способности ребёнка, необходимо создать условия, заниматься с ним тем или иным видом творческой деятельности, дать возможность самовыражения. И одной из таких возможностей самовыражения, я предлагаю рассмотреть, музыкально-драматический спектакль. Реализации творческих способностей детей через музыкально-драматический спектакль, а главное затрагивание педагогического подхода, стало предметом моих рассуждений в этой работе.

педагогика творческий ребенок спектакль

1. Необходимость творческого развития детей через музыкально — драматические произведения Творческое развитие — необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума. Появляется большое количество центров детского и юношеского творчества. С каждым годом увеличивается интерес ученых и педагогов в разных сферах образования к творческому развитию детей с раннего возраста.

Пути наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении ХХ века искали многие психологи, ученые, педагоги: М. Арнаудов, Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, Б. М. Кедров, В. А. Левин, А. Н. Лук, О. И. Никифорова, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др. Большой вклад в разработку психологических принципов творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и др.

Огромную роль в развитии чувственной сферы ребенка, его художественно-творческих способностей играет искусство. Оно обогащает внутренний мир ребенка, его переживания, участвует в формировании сознания, личностных качеств. Пути обновления методов обучения в системе художественного воспитания привели к симбиозу различных видов искусств, органично взаимодополняющих друг друга. Музыкально — драматические произведения являются примером такого симбиоза, на которых можно рассматривать пути творческого развития.

Основываться можно на уже написанных для детей музыкально-сценических произведениях. Видную роль в процессе формирования интегрированных принципов творческого музыкального развития детей сыграли композиторы — зарубежные (Б. Бриттен, К. Орф, З. Кодай, П. Хиндемит) и отечественные (Ц. Кюи, А. Гречанинов, М. Красев, М. Коваль, Д. Кабалевский, М. Минков и др.). В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-сценических произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для восприятия современными детьми, могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях ребенок способен проявить, реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Пение, пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля — все это компоненты, без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.

Изучение и исполнение музыкально-сценических произведений в рамках той или иной методической системы побуждает детей разного возраста к творческой активности и может привести к самостоятельному созданию ими музыкального спектакля в качестве суммирующего результата различных видов деятельности. Однако методы целостного освоения музыкально-сценического произведения и его постановки с детьми не разработаны. И этот огромный пласт музыкального искусства — детские оперы, мюзиклы, оперетты, музыкальные сказки недостаточно используется в педагогической практике.

2. Педагогика творчества, ее задачи и вопросы В 70-е годы прошлого века М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер к основным элементам общего образования (система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, о способах деятельности; система общих интеллектуальных и практических навыков и умений; опыт эмоционально-волевого отношения к миру и друг к другу), указали на важность и еще одного — опыта творчества. В процессе получения общего образования у каждого школьника необходимо развивать творческие способности и обеспечивать приобретения опыта и творческой деятельности.

Практическая учебно-воспитательная деятельность таких педагогов как И. П. Волков, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, чьи достижения широко освещены в педагогической литературе 80-х годов, подтвердили реальную возможность включения каждого школьника в созидательную творческую деятельность.

Для понимания значения таких основных понятий как «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность», обосновать их взаимосвязь, выявить основные особенности и в психофизиологическом развитии ребенка, а главное методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе постановки мюзикла, нужно обратиться за помощью к педагогике творчества. Так можно назвать область педагогического знания и практики, в которой решались бы основные проблемы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его.

Главным предметом педагогики творчества должна стать творческая личность как педагогическая цель. Эта область педагогики должна служить в первую очередь целям преобразования жизни и самого человека. Вопросы педагогики творчества могут и должны охватывать все возрастные группы, обучаемых в системе непрерывного образования, где мы ограничиваемся в основном задачами школьного обучения и воспитания. Задачи педагогики творчества:

1. педагогическое осмысление творческого процесса;

2. систематизация качеств творческой личности как педагогической цели;

3. раскрытие системы педагогических творческих ситуаций;

4. определение основных направлений формирования творческой личности;

5. реализация творческих способностей ребенка Для реализации этих задач, необходимо решение некоторых вопросов: подготовка педагогических кадров для решения задач творческого развития дошкольников и младших школьников; педагогическая интерпретация современных научных знаний о человеке и его творческих возможностях; использование инновационных технологий для развития и усиления способностей ребенка. Разберемся в основных понятиях.

3. Анализ и взаимосвязь понятий «творчество», «творческая деятельность» и «творческие способности»

Для того чтобы правильно организовать развитие творческих способностей, я предлагаю проанализировать понятие «творчество» как ключевое и его составные, чтобы проследить их взаимосвязь.

Существуют разные представления о том, что такое творчество. Обыденное представление — это «удел не многих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники». Но подобное представление не вполне соответствует научному пониманию этого слова, ведь творчество существует не только там, где создаются великие шедевры, но и везде, где человек задействует своё воображение, способность комбинировать, изменять и создавать что-либо новое. Если рассуждать, таким образом, то получается, что огромная часть из того, что создало человечество, принадлежит безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей.

Научное понимание данного понятия, заставляет нас смотреть на творчество как на правило, а не как на исключение. Безусловно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям, но в повседневной окружающей нас жизни творчество — это необходимое условие существования и всё, в чём заключается малая доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Творчество представляет собой деятельность, порождающую нечто новое, небывалое. Таким образом, творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Являясь по своей сути культурно-историческим явлением, оно имеет психологический аспект: личностный и процессуальный, то есть, предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Следующее ключевое понятие, которое необходимо рассмотреть в работе — творческая деятельность. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Она является противопоставлением воспроизводящей или репродуктивной деятельности. Данная деятельность тесно связана с нашей памятью и её сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия, не производя при этом ничего нового.

Задачей творческой деятельности человека является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Она даёт человеку возможность видоизменять своё настоящее и созидать будущее.

В основе творческой деятельности лежат комбинирующие способности человеческого мозга, которые в психологии называются воображением или фантазией. Оно проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Таким образом, всё, что окружает нас, сделанное руками человека, весь мир культуру, в отличие от мира природы, является продуктом творчества, основанного на воображении, а творческая деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т. д.

Основными предпосылками творческой деятельности являются:

1. гибкость мышления;

2. критичность;

3. способность к сближению понятий;

4. цельность восприятия и др.

Важно помнить! Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Главным составляющим творческой деятельности являются творческие способности. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Творческие способности — это индивидуальные качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница — в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

· Беглость мысли — количество идей, возникающих в единицу времени.

· Гибкость мысли — способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другом. Гибкость — это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам.

· Оригинальность — способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

· Любознательность — способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

· Точность — способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

· Смелость — способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей — Торренс — говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и педагогов. Семья и школа способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка. Именно по — этому необходимо уделять вопросам педагогики большое значение, т.к. зачастую она является решающей.

4. Формирования творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально — драматических произведений. Направления и методы Главный плюс музыкально — драматического жанра — это разнообразие тем для постановки, неограниченность в выборе средств выражения для актеров. И, следовательно, при большом наличии этих средств выразительности (актерское искусство, вокал, танцы, акробатика и многие другие), возможностей раскрытия творческих способностей у детей очень много. Происходит раскрепощение ребенка на сцене, сначала перед другими детьми и участниками постановки, а потом и перед большой аудиторией. Ребенок приобретает артистическую смелость, характерность. Развивается сценическое внимание, чувство партнерства, умение работать в коллективе. Происходит большое музыкальное обогащение: ощущение ритма, развитие слуха, улучшение интонаций голоса и непосредственно самого вокала. Напрямую от педагога зависит воспитание музыкального вкуса у детей. Важно привить ощущение именно музыкального коллективизма — умение петь не только сольно, а ансамблем, «не перетягивая одеяло» на себя, слушая других, создавая тем самым силу и мощь коллектива. Развивается, пожалуй, самое сложное для детей умение, координировать моторику тела, слуха и голоса. Исполнять не только вокально, но и актерски песню, и при этом танцевать, стоит долгих репетиций и тщательного педагогического подхода, чтобы это было интересно, не нудно и не просто потому-то надо.

И здесь на помощь, как главный развивающий фактор, приходит игра. Территория игры является самой безопасной средой, где индивидуум не загипнотизирован важностью цели и наслаждается самим процессом. Именно на этой территории его творческие способности могут раскрыться невзначай и в полной мере. Именно в этой фазе закладывается творческий объем личности. Здесь же формируется действующий вектор интуиции, подсказывающий нам верные ходы и отбрасывающий бездарные. В зоне игры каждый имеет право на ошибку и это не блокирует энергию. А ошибка, как известно, может впоследствии обернуться «изюминкой». В зоне игры царит дух свободы, формирующий действительно непредсказуемую личность. От легкости, свободы мы двинемся к глубине и непредсказуемости.

Именно поэтому, постигая истины актерского мастерства, важно, и я бы сказала необходимо, делать акцент на различные игры, тренинги и упражнения в формировании творческой личности. Обратимся к методам.

Разработаны три группы методов работы с детьми, получающими музыкальное и артистическое развитие. Эти методы обусловлены различными типами игр-импровизаций:

· вокально-инструментальные (методы выбора, речевого интонирования, импровизации на текст, свободный импровизатор, ритмическая импровизация);

· музыкально-пластические (методы вокально-пластического интонирования, пластической импровизации, «живых картин» и др.);

· актёрские (методы озвучивания сказочных персонажей, пластической драматизации, «актёр сказочного театра» и др.).

Данные методы направлены на освоение ребенком мира музыкального театра в единстве жизненного и художественного опыта в опоре на закономерности драматургии параллельно осваиваемых музыкальных произведений в процессе многопозиционного общения с искусством.

Определены критерии динамики творческого развития детей (оригинальность образов, гибкость в творческих проявлениях, разработанность идей), характеризующие импровизационную деятельность ребенка в процессе освоения, сочинения и постановки музыкально-сценического произведения.

Разработанная методика вызывает интерес и поддерживает творческую активность детей благодаря интеграции видов эстетической деятельности в триединстве творчества: композитора — исполнителя — слушателя, что даёт возможность ребёнку проявить личную заинтересованность и реализовать свой творческий потенциал. Благодаря совмещению учебного процесса с ведением концертной деятельности ребёнок имеет возможность не только закрепить полученные знания, продемонстрировать весь комплекс умений, но и почувствовать собственную значимость, публично представляя плоды творческой деятельности.

Внедрение в педагогическую практику музыкально-сценических произведений для детей является мощным стимулом творческого развития. Освоение музыкально-сценического произведения расширяет палитру творческой деятельности ребенка, поскольку вышеупомянутое триединство собственно музыкального творчества совмещается и взаимодействует с формами творчества, характерными для театральной деятельности (режиссер, литератор, хореограф, актер, художник и др.). Стратегию творческого развития детей от 3 до 10 лет определяют идеи организационно — деятельной игры, которые реализуются через систему методических принципов: принципа комплексности, предполагающего включение ребенка в разные виды деятельности, что обеспечивает многогранность развития; принципа увлеченности, побуждающего ребёнка к активной креативной деятельности и определяющего ее импровизационный характер; принципа продуктивности, ориентирующего на «конечный результат» и способствующего созданию условий для самостоятельных открытий, творчества и созидания. Развитие непростой импровизационной деятельности ребенка отражена в методах «вокально-пластического интонирования», «музыкально-пластической импровизации», а также «музыкально-сценического воплощения».

В синтезе различных видов художественной деятельности (вокал, поэзия, инструментальная музыка, пластика и танец, изобразительное искусство) заложен огромный потенциал творческого развития человека и, прежде всего, формирующейся личности ребёнка. С одной стороны, для него естественно сочетать самые разные виды деятельности. При обращении к музыкально-сценическим произведениям, в которых все составляющие — слово, танец, вокал, игра на инструментах в единстве с музыкой — объединяются в игре на сцене, педагогика получает идеальный материал для творческого развития ребёнка. С другой стороны, благодаря синтезу пения, движения, элементов актёрской игры освоение музыкально-сценического произведения помогает ребенку найти тот вид деятельности, который ближе именно ему и в совершенствовании которого впоследствии он может проявить себя наиболее ярко.

Обратимся к истокам и предпосылкам возникновения жанров детской оперы, музыкальной сказки, детской оперетты, которые складывались в конце ХIХ века в творчестве отечественных и зарубежных педагогов-композиторов (А. Гречанинов, Ц. Кюи, М. Иорданский, А. Никольский, В. Ребиков и др., Э. Хумпердинк, А. Бюхнер, Фр. Абт и др.). Расцвет жанра приходится на вторую половину ХХ столетия — с момента появления Московского театра Н. И. Сац (1965 г.). На протяжении десятилетия жанр складывается окончательно, закрепляются черты, связанные с особенностями восприятия и исполнительских возможностей ребёнка. Это выражается в опоре на фольклор (выбор сказочного сюжета, цитирование народных песен, сочинение мелодий, близких народным образцам и т. п.); миниатюрных «параметрах» произведений (от длительности отдельных номеров до протяжённости действия и всего спектакля); внутрижанровых особенностях номеров (трансформация привычных оперных форм, наполнение их действенным содержанием, «плакатность» музыкальных характеристик героев); в специфике музыкальной драматургии (концентрированность одной сюжетной линии, калейдоскопичность в чередовании разноплановых, контрастных картин действия).

Вот почему, в сфере детского музыкального театра, в силу специфики собственно театральной деятельности, особую значимость приобретает игра. Включение в музыкально-театральное представление детской игры в разных ее проявлениях и вариантах органично и адекватно природе музыкального спектакля. Формирование психологического раскрепощения и повышения творческой активности ребёнка за счет игры — эффективный путь усвоения и, самое главное, закрепления наработанной информации. Опора на основные идеи организационно-деятельностной игры дает ключ к анализу и совершенствованию деятельности ребенка в процессе освоения музыкально-сценических произведений, способствуя пробуждению его креативности, гармонизации деятельности, вплоть до создания своего музыкального спектакля, его постановки и публичного исполнения.

Синтетическая природа музыкального спектакля обусловила выдвижение совокупности принципов организации музыкально-педагогического процесса: комплексности, увлеченности, продуктивности. Многогранность творческого развития детей обеспечивается, во-первых, включением в разные виды деятельности, отвечающие специфике жанра, а именно интеграции вокала, танца, пластики, инструментального исполнительства и др.; во-вторых, пониманием спектакля как единства целого и отдельных его частей, что стимулирует активность детей и расширяет амплитуду их импровизационной деятельности; в-третьих, установкой на «конечный продукт» (результат), которая поднимает процессы восприятия, исполнения, создания спектакля на качественно новый уровень.

Главным в процессе освоения музыкально-сценических произведений является опора на принцип триединства творчества композитора-исполнителя-слушателя. В многопозиционном общении с музыкой ярко проявляется индивидуальность ребёнка. Он сочиняет текст, музыку, хореографию, выступает в роли художника и даже скульптора «живых картин». Оригинальность создаваемых ими образов, гибкость в творческих проявлениях, разработанность идей явились в исследовании основными критериями диагностирования творческого развития детей. Эти критерии рассматриваются в исследовании как универсальные, поскольку с их помощью можно оценивать действенность предлагаемых путей творческого развития детей в процессе многопозиционного общения ребенка с музыкой.

Разберем конкретные этапы импровизационной деятельности детей освоения музыкально-сценических произведений.

Первый этап — подготовка к вокально-импровизационной деятельности. Методы, использующиеся на данном этапе, рассчитаны на детей 3−4 лет, которые только начинают заниматься: метод «выбора», направленный на развитие интонационно-слухового опыта ребенка, на создание у него собственной «интонационной базы», развитие речевого аппарата, необходимыми для дальнейшего творческого развития; метод «речевого интонирования», способствующий психологическому раскрепощению ребёнка, снятию различного рода «зажимов».

На втором этапе — этапе готовности ребенка к творческой деятельности после его адаптации в коллективе — эффективно применение следующих методов: метода «импровизации на текст», который позволяет приобщить ребёнка к вокально-импровизационной деятельности, развивает фантазию; метода «озвучивания персонажей» и метода «вокально-пластического интонирования», которые способствуют развитию способности импровизации на фиксированный текст. Сюда же, ко второму этапу, относятся методы «ритмической импровизации», «музыкально-пластической импровизации», которые развивают физические данные ребёнка, формируют навыки, необходимые для преодоления различных исполнительских трудностей. После выполнения таких тренингов, дети четче слышат музыкальный ритм, легко придумывают различные несложные ритмические фигуры.

Третий этап ориентирован на детей, как правило, занимающихся несколько лет. Они уже обладают некоторыми основными навыками вокально-импровизационной деятельности, элементарными актерскими навыками, умением создавать яркие образы. На данном этапе применяются: метод «слушатель-создатель», «актёр сказочного театра», метод «свободный импровизатор». Все они развивают творческую самостоятельность детей, помогают эмоциональному раскрепощению, стимулируют импровизационную деятельность ребёнка. Вышеназванные методы тесно взаимосвязаны с последовательным освоением композиторского наследия, разбором музыкально-сценических произведений и созданием собственного спектакля.

Параллельное освоение произведений профессиональных композиторов с целью постижения закономерностей музыкальной драматургии придает целостность творческому процессу создания спектакля (от замысла до его исполнения перед публикой), активизирует весь накопленный музыкально-сценический опыт детей, обеспечивает преемственность содержания и методов музыкальных занятий.

В целом выстраивается общая стратегия творческого развития детей, основанная на импровизационной деятельности и нацеленная на стимулирование творческой активности детей, воспитание самостоятельности мышления, умения рассуждать и анализировать; на развитие образно-эмоционального, пространственного воображения, фантазийной сферы; на всестороннее эстетическое формирование личности, в том числе повышение уровня музыкально-пластического, вокального и инструментального исполнительства. Применение данного подхода связано, с одной стороны, с выявлением способности ребёнка к разным видам творческой деятельности, с другой — с развитием креативных способностей в музыкальной, поэтической, драматургической, хореографической областях, прикладном искусстве.

Повышение уровня творческой активности детей сказывается на качестве импровизаций, которое проявляется в оригинальности создаваемых образов: яркости, индивидуальности портретов персонажей, неожиданности поворотов сюжетной линии, выразительности ритмических, мелодических оборотов, подчёркивающих характерность героев. Способность ребёнка активно реагировать на новые идеи, появляющиеся по ходу создания произведения, выдвигать большое число своих версий (мелодий, рифм, сюжетных линий на одну тему), свободное переключение с одного вида деятельности на другой, свидетельствует о возрастании гибкости их творческих проявлений. О большей разработанности идей детьми экспериментальных групп свидетельствует свобода привлечения музыкально-сценического опыта и знаний; чувство формы, отражающееся в целостности, продуманности, законченности сочинённого; тщательность, детальность образных характеристик.

Постоянное «погружение» в триединство творчества композитор — исполнитель — слушатель способствует многогранному творческому развитию детей в процессе интегративной художественно-эстетической деятельности.

Как известно, категория творчества многоаспектна, она издавна разрабатывается в различных областях науки: в философии, рассматривающей суть, смысл творческого созидания; в психологии, исследующей составляющие творческого процесса; в педагогике, первоочередная задача которой — подготовка творчески мыслящих людей во всех областях жизнедеятельности человека. Значимость творческого развития личности и, прежде всего, формирования интереса к творческой деятельности с самого раннего возраста подчеркивали известнейшие «классики педагогики»: Я. А. Коменский, Г. И. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Проблематикой детского творчества занимались Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, М. Р. Гинзбург, Л. В. Горюнова, В. П. Грибанов, А. В. Запорожец, И. В. Имедадзе, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Лукошкин, А.А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, В. А. Петровский, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн и др. Проблемам творческого развития детей в музыкальном воспитании посвящены многие исследования отечественных и зарубежных ученых (Б.В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, А. Маслов, Б. Л. Яворский и др., Э. Жак-Далькроз, К. Орф, З. Кодай и др.). В современной музыкальной педагогике используется множество интегративных программ, направленных на развитие детей (Л.М. Абелян, И. В. Груздова, В. В. Евгущенко, Л. Н. Комиссарова, С. И. Мерзлякова, Л. Р. Меркулова, Н. А. Терентьева, и др.).

Заключение

В результате моих исследований влияния постановки музыкально — драматического произведения на формирование творческой личности у ребенка, могу выделить несколько конкретных аспектов, которые подтверждают важность и полезность применения этого метода.

Эффективное, всестороннее развитие ребёнка, как творческое, так и социальное. Ребёнок приобретает опыт межличностного общения, умение работать и взаимодействовать в коллективе, у него формируются ценные личностные качества: воля, уверенность в себе и т. д.

Выделение важной стратегии организационно-деятельностной игры, которые реализуются через взаимодействие разработанных в исследовании принципов: комплексности, позволяющей включать детей в разные виды деятельности и обеспечивающей многогранность их развития; увлеченности, стимулирующей импровизационный характер деятельности и побуждающей ребёнка к активной созидательной деятельности; продуктивности, направленной на создание конечного результата — сочинение и постановку музыкально-сценического произведения.

Развития импровизационной деятельности ребенка при создании музыкально-сценических произведений и основанные на различных видах игр-импровизаций.

Развитие музыкальности и всех ее составляющих.

Внедрение более глубоких педагогических установок, помогает достигнуть высоких результатов в развитие творческих способностей детей. А эти способности, как известно, очень помогают в дальнейшей жизни в целом.

Список используемой литературы

1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2012.

2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб, 1994.

3. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. М., 2007.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 199

5. Прохорова Л. С. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание, 1996, № 5.

6. Лук А. Н. Психология творчества//Наука, 1992.

7. Кокорин А. «Вам привет от Станиславского». М, 2010.

8. Гиппиус С. В. «Актерский тренинг. Гимнастика чувств». СПб, 2011

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой