Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы
По-видимому. очевидным ответом на этот вопрос будет утверждение о том .что это некоторый сокращенный и свернутый способ фиксации достигнутого человечеством опыта. предназначенного для передачи в ходе обучения и воспитания. Программа как бы утверждает: делай то-то и то-то .и будет достигнут успех в подготовки такого-то специалиста. Другими словами .в учебной программе хранится в определенном виде… Читать ещё >
Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учебная программа — это документ. в котором в соответствии с требованиями к личности будущего специалиста определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Приведенное определение понятия «учебная программа «соответствует сложившемуся практическому представлению о ней в нашей педагогической деятельности. В этом определении все правильно. но оно недостаточно полно раскрывает нам существо и педагогический смысл программы и. что особенно важно. не показывает путей ее совершенствования.
Рассмотрим определение сущности учебной программы не с ее внешне очевидной стороны. а со стороны решаемых ею педагогических задач. Используя некоторые научнопедагогические понятия и представления .
Во-первых. зададим себе вопрос: для чего создаются различные учебные программы ?
По-видимому. очевидным ответом на этот вопрос будет утверждение о том .что это некоторый сокращенный и свернутый способ фиксации достигнутого человечеством опыта. предназначенного для передачи в ходе обучения и воспитания. Программа как бы утверждает: делай то-то и то-то .и будет достигнут успех в подготовки такого-то специалиста. Другими словами .в учебной программе хранится в определенном виде (или форме) как общечеловеческий опыт. так и опыт обучения и воспитания. т. е. педагогический опыт .В каком же виде хранится этот опыт? Сегодня мы можем сказать вполне определенно — в виде информации. т. е. различных сведений, данных, описаний, которые должен усвоить будущий специалист. а также сведений и данных о том. как этот опыт передать в ходе обучения.
Таким образом, учебная программа — это модель человеческого опыта деятельности, или информационная модель этого опыта. Информационная модель, потому что в учебной программе хранится не сам опыт, а лишь его описание. А почему «модель»? Потому что в программе хранятся, не объекты, продукты этого опыта. а лишь их описание. Поэтому можно утверждать, что сам опыт — это оригинал, а программы — его отображение определенным методом — информационным моделированием. Такие отображения, как известно, называют моделями. Вот почему любая программа — это информационная модель вполне определенного опыта человеческой продуктивной и педагогической деятельности. Модель эта не полная и не подробная, а укрупненная, эскизная, в которой основные виды изучаемой деятельности лишь названы, но их содержание не раскрыто. Последнее — задача учебных пособий, являющихся полными информационными моделями педагогических систем.
Следовательно, в программе кроме специального опыта, которому учат, должен моделироваться еще и сам процесс обучения, т. е. еще и определенный педагогический опыт. Отсюда становится понятным, что программа — это далеко не простая модель человеческого опыта, а чрезвычайно сложная. комплексная, совмещающая в себе существенно разные виды этого опыта. При этом очень важно. что в этой модели всегда также отображается известный педагогический опыт, и этот факт является главным для понимания сущности учебной программы.
В педагогической науке давно установлено, что качество процесса обучения зависит от совокупности целого ряда факторов, условий и взаимодействий, в которых он осуществляется. Эта совокупность факторов, условий и взаимодействий называются педагогической системой, а явления, происходящие в системе, — педагогическим процессором. Именно свойствами и особенностями сложившейся педагогической системы, в которой осуществляется процесс обучения и воспитания, можно объяснить любые успехи и неудачи образовательной и воспитательной работы как отдельных преподавателей, так и учебных заведений в целом.
Отсюда в программе как модели общечеловеческого педагогического опыта всегда моделируется какая-то определенная педагогическая система. Этот факт имеет определяющее значение как для построения программы обучения, как и для ее совершенствования.
Если программа — модель педагогической системы, то ее совершенство зависит от педагогической системы, которая в ней смоделирована. Вопрос же о совершенных и несовершенных педагогических системах в современной педагогике уже разработан достаточно подробно. Единственный недостаток моделирования педагогической системы в виде учебной программы — это эскизность, неполная развернутость модели, допускающая неоднозначность реализации модели на практике.