Формирование лексической системности в речевом развитии младших школьников: На материале экологического образования
Диссертация
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников. Разработан конкретный материал, позволяющий формировать лексическую системность в аспекте экологического образования. Отобранные нами наиболее эффективные методы и приемы работы над словом как элементом лексико-семантической системы указывают пути… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. Л. Лингвистические основы исследуемой проблемы
- 1. 2. Психолингвистическое и физиологическое обоснование проблемы
- 1. 3. Психологические предпосылки формирования лексической системности в речи младших школьников
- 1. 4. Методическое обоснование проблемы
- 1. Л. Лингвистические основы исследуемой проблемы
- 2. 1. Организация и методика исследования
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- 3. 1. Теоретическое обоснование методической работы по формированию лексической системности. ф
- 3. 2. Направления методической работы
- 3. 3. Система упражнений
- 3. 4. Анализ результатов экспериментального обучения
Список литературы
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966.-с. 236−310.
- Акумова И.В. Компас в мире деревьев. Рязань: Горизонт, 1996. -130 с.
- Амосова Н.Н. К вопросу о лексическом значении слова // Вестник ЛГУ, 1957, № 2.-с. 152−168.
- Амосова Н.Н. Слово и контекст // Учебные записки ЛГУ. Серия филологических наук. 1958. — № 243, вып. 42. — с. 3−23.
- Аничков И.Е. Об определении слова // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л.: АН СССР, 1963. — с. 146−159.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. (Синонимические средства языка). М.- Наука, 1974. — 368 с.
- Арбатский Д.И. Основные способы толкования значения слова // Русский язык в школе, 1970, № 3. с. 26−31.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. — М.: Высшая школа, 1973. 303 с.
- Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. Рязань: РГПУ, 1996.- 170 с.
- Ахманова О.С. и др. Основы компонентного анализа. М.: МГУ, 1969.- 98 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1974, — 607 с.
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.-448 с.
- Ахутина Т.В. Организация словаря по данным афазии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: КГУ, 1981. -с. 3−12.
- Ахутина Т.В., Наумова Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция JI.C. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. -М.: Наука, 1983. с. 196−209.
- Бабкин A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. — 263 с.
- Бадмаев Б.Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
- Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в IV VIII классах: Автореф. дис.. д-рапед. наук. -М., 1985. -32 с.
- Бархин К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе: Учебник для высших педагогических учебных заведений и пособие для преподавателей. 3-е изд. -М.: Учпедгиз, 1937. — 304 с.
- Бельчиков Ю.А., Панюшева М. С. Трудные случаи употребления од-нокоренных слов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 296 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1965. 227 с.
- Бережан С.Г. Теория семантических полей и синонимия // Проблемы языкознания: Доклады и сообщения лингвистов, Бухарест, 28/VIII -2ЛХ, 1967.-с. 165−169.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Будагов Р. А. Система и антисистема в науке о языке // Вопросы языкознания, 1978, № 4. с. 3−17.
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М.: Учпедгиз, 1958. 435 с.
- Булахов М.Г. Особенности интерференции белорусского и русского языков // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — с. 217 224.
- Булаховский J1.А. Введение в языкознание. М.: Учпедгиз, 1953. -117 с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941.-248 с.
- Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
- Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1982. — 176 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.-336 с.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). -М.: МГУ, 1969. 160 с.
- Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. -М.: Наука, 1975. 559 с.
- Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях // Вопросы языкознания, 1960, № 5. с. 3−17.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. — с. 162 -189.
- Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1986. — 639 с.
- Виноградова О.С., Эйслер Н. А. Выявление систем словесных связей при регистрации сосудистых реакций // Вопросы психологии, 1959, № 2. с. 101−116.
- Винокур Г. О. Проблемы культуры речи // Русский язык в школе, 1929, № 5.-с. 82−92.
- Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. М.: Русский язык, 1987. — 279 с.
- Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1958.-631 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
- Гак В.Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы структурной лингвистики. -М.: Наука, 1972. с. 367−396.
- Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М.: Международные отношения, 1977. — 264 с.
- Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексика: Курс лекций для вузов. М.: МГУ, 1954. — 204 с.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1965.-408 с.
- Гольцева О.Н. Методика работы по овладению значением слова на занятиях практического курса русского языка факультета дошкольного воспитания педвузов: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1991. -240 с.
- Григорьева А.Д. Заметки о лексической синонимии // Вопросы культуры речи, вып. 2. М., 1959. — с. 7−30.
- Григорян К.К. Опыт экспериментального исследования операциональной структуры образного мышления // Вопросы математического моделирования и структурного исследования психической деятельности. Владимир: ВГПИ, 1972.-с. 183−205.
- Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальной школе // Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: Сб. статей / Сост. П. А. Грушников. М.: Просвещение, 1973. — с. 7−24.
- Демидова Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников. Рязань: РГПИ, 1992. — 107 с. с рис.
- Демичева В.В. Использование элементов семантического и этимологического анализов на уроках чтения // Начальная школа, 1998, № 1.-е. 4548.
- Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1980. — 253 с.
- Добромыслов В.А. Словарная работа в 5−7 классах // Русский язык в школе, 1940, № 5. с. 28−32.
- Еремеева А.А. Проблема разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей /Под. ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. -с. 8−15.
- Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1969. -262 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жирмунский В.М. О границах слова // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л.: АН СССР, 1963. — с. 6−33.
- Закожурникова М.Л. Методика развития речи и обучения грамматике в начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1946. — 140 с.
- Закон об охране окружающей природной среды. М., 1991. — 45 с.
- Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. Калинин: КГУ, 1978. -88 с.
- Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: КГУ, 1981. -159 с.
- Зачесова И.А. О структуре словесной памяти и ее роли в усвоении языка // Психологический журнал, 1984, № 4. с. 138−142.
- Звегинцев В.А. Семасиология. М.: МГУ, 1957. — 332 с.
- Исакова А.И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. 21 с.
- Исакова А.И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. -207 с.
- Калинин А.В. Лексика русского языка. М.: МГУ, 1978. — 232 с.
- Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. -355 с.
- Караулов Ю.Н. Словарь как компонент описания языков // Принципы описания языков мира. М.: Наука, 1976. — с. 313−341.
- Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля // Научные доклады высшей школы / Филол. науки, 1970, № 2. с. 56−76.
- Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.: Наука, 1975.- 160 с.
- Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. -Минск: Высшая школа, 1970. 260 с.
- Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Минск, Высшая школа, 1977. — 108 с.
- Климентьева О.В. Система дидактических и методических средств реализации задач экологического образования школы первой ступени: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 198 с.
- Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М.: Просвещение, 1984. -145 с.
- Колесников Н.П. Семонимические словари: Словарь паронимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д: Феникс, 1995. -508 с.
- Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Тбилиси: ТГУ, 1972. — 314 с.
- Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. Ростов н/Д: Феникс, 1995.-672 с.
- Комиссаров В.Н. Словарь антонимов современного английского языка. М.: Международные отношения, 1964. — 288 с.
- Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М.: МГУ, 1969.-192 с.
- Костромина Н.В. Словарная работа на уроках чтения в 1 классе // Развитие речи младших школьников. М., 1983. — с. 31−39.
- Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость (к формализации в языкознании). JL: Наука, 1957. — 162 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 303 с.
- Кубрякова Е.С., Панкрац Ю. Г. О типологии процессов деривации // Теоретические аспекты деривации. Пермь: ПГУ, 1982. — с. 7−20.
- Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1982.- 152 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). -М.: УРАО, 1998. 176 с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М.: Педагогика, 1974. 256 с.
- Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М.: Прогресс, 1978.-543 с.
- Лексические минимумы современного русского языка. М.: Русский язык, 1985. — 608 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика. М.: Наука, 1967. — 118 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
- Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики. ~М.: Наука, 1983. с. 5−20.
- Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действия с предметами в раннем детстве. М.: Медгиз, 1949. — 76 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 е., ил.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-416 с.
- Лурия А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1974. — с. 27−63.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л. А. Новикова. М.: Русский язык, 1984. — 384 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: РОСТ-СКРИН, 1997. — 256 с.
- Львов М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 472 с.
- Львов М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М.: Просвещение, 1987. 414 с.
- Любимов Ю.В. Природа ассоциации- структура словесной памяти и понятие ассоциативного значения // Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: Изд. МГУ, 1977. — с. 25−36.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Максимов Л.Ю. Антонимия как один из показателей качественности прилагательных // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, М.: МГУ, т. 132, вып.8, 1958.-е. 211−223.
- Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. М.: Русский язык, 1977. — 133 с.
- Мельников Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики. -М.: Сов. Радио, 1978. 368 с.
- Мельничук А.С. Понятие системы и структуры языка в свете диалектического материализма // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. -М.: Наука, 1970.-е. 38−70.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
- Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. -192 с.
- Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики (анализ слов со значением времени в русском языке). М.: МГУ, 1977. — 165 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 456 с.
- Неусыпова Н.М. Дидактические условия усвоения младшими школьниками слова как единицы речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1980.-19 с.
- Никитина Н.К. Активизация словаря учащихся 3 класса при изучении темы «Имя прилагательное»// Развитие речи младших школьников. М., 1983.-е. 39−47.
- Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М.: МГУ, 1973. — 290 с.
- Новиков Л.А. Лексикология // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Азбуковник, 1999. — с. 190 286.
- Новиков Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982. — 272 с.
- Новикова Ю.В. Обогащение словаря учащихся в период обучения грамоте // Развитие речи младших школьников: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. М. Р. Львов. -М.: МГПИ, 1983.-е. 20−31.
- О соотношении синхронного анализа и исторического изучения языков / Под ред. М. М. Гукман и Е. А. Бокарева. М.: АН СССР, 1960. — 160 с.
- Общая психология / Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976.-479 с.
- Ожегов С.И. Лексика // Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974. — с. 46−72.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 53 ООО слов. 8-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1970. — 900 с.
- Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1974.-367 с.
- Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения родного языка. 4.1. — Спб, 1907. — 368 е.- 4.2 — Спб. 1908. — 427 е.- Ч.З. — Спб., 1909. -438 с.
- Палевская М.Ф. Проблемы синонимического ряда, его границ и возможности выделения доминанты // Лексическая синонимия. М.: Наука, 1967. -с. 94−104.
- Петросова Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 176 с.
- Пешковский A.M. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. Л, — М. Гоз. изд., 1925. — 190 с.
- Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М., АН СССР, 1959.-382 с.
- Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних языков // Избранные работы по языкознанию. М.: АН СССР, 1959. — с. 61−170.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения). Воронеж: ВГУ, 1984.-148 с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
- Преемственность и перспективность в развитии речи школьников: Межвуз. сб. науч. тр. /ЛГПИ им. А.И. Герцена- Отв. ред. Т. Н. Чижова. Л., 1983.- 134 с.
- Принципы и методы семантических исследований / Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Наука, 1976. — 379 с.
- Приступа Г. Н. Пути повышения эффективности уроков русского языка в начальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Рязань: РГПИ, 1988.-100 с.
- Приступа Г. Н. Краткий курс методики русского языка. Рязань, 1975.-380 с.
- Приступа Г. Н. Развитие речи учащихся. М.: Высшая школа, 1985.64 с.
- Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л. А. Вохмянина. М.: Дрофа, 1998. — 256 с.
- Прохорова В.Н. Полисемия и лексико-семантический способ словообразования в современном русском языке. М.: МГУ, 1980. — 88 с.
- Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
- Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. -286 с.
- Рамзаева Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах . М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
- Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 1998.-536 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
- Русский ассоциативный словарь / Рос. АН, Ин-т русского языка- Ю Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. М.: ИРЯ РАН, Кн. 3.: Прямой словарь: от стимула к реакции. — 1996. — 212 с.
- Русский ассоциативный словарь / Рос. АН, Ин-т русского языка- Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. М.: ИРЯ РАН, Кн. 4.: Обратный словарь: от реакции к стимулу. — 1996. — 324 с.
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. 383 с.
- Сидоренков В.А. Лингвометодические основы лексического разбора в школе: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1979. — 250 с.
- Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М.: Русский язык, 1980. — 182 с.
- Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: МГУ, 1977. -191 с.
- Словарь синонимов русского языка / Сост. Александрова З. Е. М.: Русский язык, 1999. -495 с.
- Словарь синонимов русского языка. В 2-х томах / Под ред. Евгенье-вой А.П.-Л.: Наука, 1970.
- Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. 2-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1983. — 688 с.
- Смирницкий А.И. К вопросу о слове (Проблема «отдельности слова») // Вопросы теории и истории языка. М.: АН СССР, 1952. — с. 182−203.
- Смирницкий А.И. К вопросу о слове (Проблема «тождества слова») // Труды ин-та языкознания АН СССР. М.: АН СССР, 1954. — т.4. — с. 3−49.
- Смирнов В.Я. Методика русского языка. М., 1916. — 192 с.
- Сниткина Г. И. Основные направления работы над значением слов в начальных классах // Развитие речи младших школьников. М., 1983. — с. 1320.
- Сниткина Г. И. Установление смысловых связей как средство обогащения словаря детей // Начальная школа, 1980, № 12. с. 61−64.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1985. 1600 е., ил.
- Соколов Н.И., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. П., 1917. -400 с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.-192 с.
- Соколовская Ж.П. Система в лексической семантике. Киев: Вшца школа, 1979. — 189 с.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1971.-292 с.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — 327 с.
- Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка и особенно в детском возрасте. -Спб., 1861. 183 с.
- Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Просвещение, 1975.-271 с.
- Супрун А.Е., Клименко А. П. Исследование лексики и семантики // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — с. 188−219.
- Сысоева С.В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Рязань, 1999. 19 с.
- Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, A.M. Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — с. 5−147.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1970. — 605 с.
- Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики) / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1968. — 271 с.
- Тимченко О.Г. Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. Рязань, 1999. — 221 с.
- Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка в начальной школе. М., 1884. — 109 с.
- Толстой Н.И. Из опытов типологического исследования славянского словарного состава // Вопросы языкознания, 1963, № 1. с. 29−45.
- Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М.: Наука, 1962.-287 с.
- Уфимцева А.А. Проблемы системной организации лексики: Авто-реф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1970. — 29 с.
- Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М.: Наука, 1968.-272 с.
- Уфимцева А.И. Теории «семантического поля» и возможности их применения при изучении словарного состава языка // Вопросы теории анализа в современной зарубежной лингвистике. М.: АН СССР, 1961. — с. 30−63.
- Ушакова Т.Н. Функционирование структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979. — 248 с.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М: Наука, 1989.-192 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. т.6. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1949.
- Фадеев В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособие. Рязань: РГПУ, 1993. — 140 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1964. — 255 с.
- Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развитая речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
- Филин Ф.А. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. -335 с.
- Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Язиковедски изследования в чест на акад. Ст. Младенов. София, 1957. — 650 с.
- Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М.: Высшая школа, 1990. — 415 с.
- Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. -М.: Просвещение, 1981. 159 с.
- Фомичева Г. А. Словарная работа при изучении глагола // Русский язык в школе, 1965, № 5. с. 29−36.
- Ходякова Л.А. Приемы обогащения словаря учащихся // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сб. статей / Сост. А.Ю. Купало-ва. М.: Просвещение, 1981. — с. 77−80.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972. — 382 с.
- Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М.: Просвещение, 1980. — 110 с.
- Чудинова И.С. Методика обогащения словарного запаса учащихся на основе учета семантической сочетаемости слов: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1981.- 192 с.
- Чудинова И.С. Организация работы по обогащению словарного запаса школьников // Методические рекомендации по педагогической практике (работы по развитию речи учащихся). Стерлитамак: СГПИ, 1981. с. 9−12.
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1972. — 327 с.
- Шахнарович A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — с. 148−233.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990. — 165 с.
- Шереметевский В.П. Сочинения. М., 1897. — 320 с.
- Шехтман Н.А. Системность и система. Единица системности // Актуальные проблемы лексикологии. Новосибирск: НГУ, 1969, вып. 2. — с. 14−15.
- Шипицына Г. М. Русский язык (изложения и сочинения) 5 класс. -Москва, 2000. 208 с. 209. «Школа 2000.» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. М.: ВЛАДОС, 1997. — 208 с.
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М. Просвещение, 1977.-335 с.
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: (на материале русского языка). М.: Наука, 1973. — 281 с.
- Шубин Э.П. Ассоциативная структура слова: Структур, и стат. свойства английского языка // Ассоциативная структура слова. (На материале английского языка). УЗ КГПИ, 1969, т.64, вып. 2. — с. 3−86.
- Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — с. 39−59.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974, — 428 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
- Эль-Сарраж A.M. Типологическая характеристика слова по данным частотного словаря: (На материале русского языка): Дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1996.-180 с.
- Lakoff R.T. The logic of politeness // Pap. IX Region. Meet. Linguist. Soc. Chicago, 1973, p. 292−305.
- Linde C., Labov W. Spartial networks as a site for the study of language and thought// Language. 1975. Vol. 51. p.924−939.
- Meyer D.E. On the representation and retrieval of stored semantic information//Cogn. Psychol. 1970. Vol.16, p.242−300.
- Miller G.A. The organization of lexical memory: Are word associations sufficient? // The pathology of memory, N.Y., 1969, p.226−248.
- Rumelhart D.E., Lindsey P.H., Norman D.A. A Process model for long-term memory // Organization and memory / Ed. E. Tulving, W. Donaldson, N.Y., 1972, p. 198−346.
- Schegloff E.A. Notes on a conversational practice: Formulation place // Studies in social interaction / Ed. D.N.Sudnov, N.Y., 1972, p. 75−119.
- Smith E.E., Shoben B.J., Rips L.J. Structure and process in semantic memory: A featural mode for semantic decision // Psych. Rev. 1981, p.214−241.
- Tulving E. Episodic and semantic memory // E. Tulving, W. Donaldson (eds). Organization and memory. N.Y., 1972, p. 94−147.