Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование лексической системности в речевом развитии младших школьников: На материале экологического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников. Разработан конкретный материал, позволяющий формировать лексическую системность в аспекте экологического образования. Отобранные нами наиболее эффективные методы и приемы работы над словом как элементом лексико-семантической системы указывают пути… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Л. Лингвистические основы исследуемой проблемы
      • 1. 2. Психолингвистическое и физиологическое обоснование проблемы
      • 1. 3. Психологические предпосылки формирования лексической системности в речи младших школьников
      • 1. 4. Методическое обоснование проблемы
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
    • 2. 1. Организация и методика исследования
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
    • 3. 1. Теоретическое обоснование методической работы по формированию лексической системности. ф
    • 3. 2. Направления методической работы
    • 3. 3. Система упражнений
    • 3. 4. Анализ результатов экспериментального обучения
  • ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ

Формирование лексической системности в речевом развитии младших школьников: На материале экологического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Активное обновление содержания образования в начальной школе послужило мощным импульсом для серьезного переосмысления основных теоретических и практических подходов к обучению младших школьников русскому языку. На первый план вышли задачи реализации принципов развития речи, коммуникативной функции языка. «В качестве приоритетной цели ставится задача учить языку как особой системе и общественному явлению, максимально использовать внутренние ресурсы предмета в целях формирования личности ребенка и его творческих возможностей» (141,3).

Тема диссертационного исследования связана с общей проблемой развития речи учащихся.

Находясь в центре языковой системы, слово является незаменимым элементом в речевых построениях. Точный и уместный выбор каждого конкретного слова в момент любого речевого акта определяет исход всей ситуации общения. Умение владеть выразительной, содержательной, точной и грамотной речью позволяет человеку удовлетворить потребность в общении и добиться желаемого результата.

К сожалению, многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, часто оказываются в ситуации неуспеха, общаясь с окружающими, в силу ограниченного речевого опыта и весьма скудных лексико-семантических средств.

Одна из причин этого — несформированность лексической системности у младших школьников, позволяющей активно и разнообразно, уместно и ярко оперировать в собственной речи накопленным словарным запасом.

Работа над словом" - важный раздел методики русского языка, серьезно рассматривающийся в начальной школе с различных точек зрения на уроках русского языка, чтения и, особенно, развития речи. Однако, как показывают исследования, многие выпускники младшего школьного звена испытывают затруднения в подборе и правильном использовании адекватных лексических средств при построении связного высказывания.

Главная причина этого кроется в том, что в процессе речевого развития педагогами часто не учитывается системное строение лек-сико-семантического уровня языка. Другая причина — недостаточная разработанность методики формирования лексической системности, отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, какие приемы наиболее эффективны.

В методике развития речи широко освещаются вопросы обогащения и активизации словаря детей младшего школьного возраста. При этом проблема освоения учащимися начальных классов семантической стороны слова с позиций рассмотрения сложной системы связей данного слова с другими и, соответственно, адекватности функционирования указанного элемента целого в речевой деятельности (что отражает качественную сторону развития словаря) представлена в методической литературе недостаточно и требует дальнейшего изучения.

Актуальность исследования определяется также спецификой возраста, у семилетнего ребенка появляется ориентировка на системы родного языка, более того, он в состоянии общаться на уровне контекстной речи. Вместе с тем осмысленное ее построение сопряжено у ребенка с рядом проблем, особенно сложной оказывается необходимость постоянной рефлексии на работу в умственном плане по контролю замысла высказывания, по подбору необходимых слов, словосочетаний и построению связных предложений (116, 275).

Данные психологических исследований свидетельствуют, что формирование лексической системности находится в зоне ближайшего развития детей младшего школьного возраста. Нацеленность именно на эту зону в развитии ребенка и соответствующий выбор педагогической тактики необходимы в достижении высокого уровня речевого развития школьников младших классов.

Кроме того, система словарной работы в школе, как указывает М. Р. Львов, предполагает ежедневное усвоение от трех до десяти новых слов, а также постоянную работу по уточнению их значений, выразительных возможностей, активизации (104,201), что требует от ребенка умения упорядочивать, систематизировать накапливающуюся лексику, создавая разнообразные, сложные, весьма разветвленные сети словесных связей, семантических полей. Это еще раз подчеркивает необходимость создания методики, позволяющей формировать в языковом сознании детей систему семантических единиц и их отношений.

Изучение иностранных языков, часто начинающееся уже в начальной школе, осуществляется путем установления определенных соответствий между лексико-семантической системой родного языка и параллельно закладывающейся лексико-семантической системой незнакомого языка. Такое конструирование происходит легче и эффективнее, если лексическая системность базового языка прочно сформирована и активна, что вновь подчеркивает актуальность нашего исследования.

Проблема формирования лексической системности в процессе развития речи младших школьников тесно соприкасается с тремя взаимосвязанными аспектами: лингвистическим (а также психолингвистическим), психологическим и педагогическим.

Лингвистический аспект позволяет взглянуть на формирование лексической системности как на практическое постижение учащимися системных отношений в языке, в частности, на его лексическом уровне (Ф. де Соссюр, М. М. Покровский, Л. В. Щерба, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, А. А. Реформатский, Ю. Д. Апресян, А. А. Уфимцева, Д. Н. Шмелев, Н. М. Шанский, А. В. Калинин, Л. А. Новиков, Э. В. Кузнецова, Л. М. Васильев и др.).

Лингвистическое понимание лексической системы как пассивной, статичной, образованной регулярными отношениями своих единиц, не зависящей от пространственно-временных параметров, противопоставляется психолингвистическому. Последнее рассматривает динамический уровень применения лексической системы, опираясь на структуру общего речеязыкового механизма. В центре исследований оказывается изучение «вербальной сети» -" стабильной психофизиологической структуры, фиксирующей значения слов и связи между ними" (187,65), а также ее становление и развитие в индивидуальном сознании (А.А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, A.M. Шахнарович, А. Р. Лурия, А.П. Клименко).

Психологический аспект проблемы основывается на представлениях о закономерностях развития речи младших школьников, которые были сформулированы в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, B.C. Мухиной. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь, общаясь с окружающими. С момента поступления в школу спонтанное развитие речи упорядочивается систематической тщательно организованной методической работой. Ситуативный способ речевого общения постепенно замещается контекстным. Ведущую роль в развитии речи приобретает учебная деятельность.

Вопросы методики работы над словарем, в частности, объяснение значений слов, знакомство с синонимами, антонимами, многозначными словами, фразеологическими оборотами освещается во многих педагогических исследованиях Ф. И. Буслаева, К.Д. Ушин-ского, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, Л. П. Федоренко, М. Т. Баранова,.

J1.И. Айдаровой и др. Наша работа примыкает к этим исследованиям.

Продолжая их, мы вычленяем проблему формирования лексической системности у младших школьников на материале экологического образования.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования, с одной стороны, обусловлена необходимостью создания специальной методики формирования лексико-семантической системности и выяснения ее роли в процессе речевого развития младших школьников, с другой стороны, определяется недостаточной разработанностью данной проблемы в современной лингвистической и методической науке.

Объект исследования составляют лексические операции процесса порождения речевых высказываний у младших школьников.

Предмет исследования — принципы, методы и приемы работы, используемые при формировании лексико-семантической системности у младших школьников.

На основе изучения специальной литературы и школьного опыта, а также письменных и устных ответов школьников, бесед с учащимися и учителями, результатов экспериментальной деятельности нами выдвинуто предположение о том, что специально организованная методическая работа на основе психолингвистического подхода поможет детям осознать место слов в лексической системе родного языка, практически взглянуть на различные аспекты лексико-семантической системы (объем словаря, точность понимания и употребления слов, семантическую структуру значения слова, синтагматические, парадигматические и эпидигматические связи слова, организацию лексико-семантических полей), что в дальнейшем будет способствовать формированию лексической системности у младших школьников, улучшит понимание и использование в речевой деятельности лексических единиц и семантических отношений.

Специальная работа позволит качественно улучшить связную речь учащихся начальных классов, одновременно создаст условия для становления творческой личности. Это предположение принято нами в качестве рабочей гипотезы.

Цель исследования — определение оптимальных путей формирования лексической системности у младших школьников и рассмотрение некоторых аспектов относительно данной проблемы:

— теоретического — разноплановое исследование лексико-семантической системы языка;

— практического — разработка методики, в которой используется теория лексической системы языка.

Этой целью определяется круг задач, которые необходимо решить в процессе исследования:

— определить исходные теоретические позиции исследования;

— разработать на основе психолингвистического подхода научно обоснованную методику изучения особенностей организации лекси-ко-семантической системы младших школьников;

— обосновать необходимость реализации межпредметных связей при становлении лексической системности;

— разработать направления, содержание и методику формирования лексической системности у младших школьников на материале экологического образования;

— экспериментально проверить разработанную методическую систему, получить подтверждение ее эффективности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический (анализ и обобщение лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме);

— социально-педагогический (наблюдение за процессом обучения младших школьников, анализ письменной и устной речи учащихся);

— экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов) — статистический (математическая обработка результатов эксперимента);

— лингвистический (работа с толковыми, частотными, этимологическими, словообразовательными словарями, словарями синонимов, антонимов и другими).

Организация и этапы исследования. Исследование носило теоретико-экспериментальный характер, проводилось в течение шести лет (с 1995 по 2000 годы) в три этапа на базе начальных классов школ №№ 52, 53, 56 города Рязани.

Первый этап (1995;1996 годы) — изучение лингвистической, психолингвистической, психофизиологической, психологической и методической литературы по теме диссертациинаблюдение за педагогическим процессом на уроках русского языка, развития речи, чтения, природоведения в начальной школеотбор и систематизация лексического дидактического материала на тему «Деревья и кустарники моего окружения" — проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1996;1998 годы) — разработка экспериментальной программы и проведение опытно-экспериментального обучения в начальных классах школ №№ 52, 53, 56 города Рязани, обработка полученных результатов, внедрение системы упражнений в практику учителей города Рязани.

Третий этап (1998;2000 годы) — анализ и обобщение результатов исследования, методическая интерпретация и описание в диссертационной работе основных положений проверенной на практике методики.

Научная новизна диссертации заключается в том, что на основе полученных экспериментальных данных впервые.

— проведено специальное комплексное исследование уровня сформированности лексической системности у младших школьников на основе психолингвистического подхода;

— использован психолингвистический подход при формировании лексико-семантической системности у младших школьников на материале экологического образования;

— разработана и описана специальная методика работы по формированию системности лексики у учащихся начальных классов в рамках темы «Деревья и кустарники моего окружения» ;

— создана и апробирована авторская программа опытного обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что методические аспекты формирования лексической системности у младших школьников на материале экологического образования рассмотрены с учетом лингвистических, психолингвистических, психофизиологических и психологических позиций, на основе которых раскрывается специфика процесса становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Результаты работы доказывают, что в условиях специально организованных развивающих занятий значительно расширяются возможности младших школьников в овладении качественной стороной словаря и в сознательном использовании речевых умений при построении самостоятельных высказываний.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников. Разработан конкретный материал, позволяющий формировать лексическую системность в аспекте экологического образования. Отобранные нами наиболее эффективные методы и приемы работы над словом как элементом лексико-семантической системы указывают пути дальнейшего совершенствования учебных программ и учебников. Описанная в работе целенаправленная методика параллельно способствует развитию познавательной деятельности младших школьников, становлению активной творческой личности, обеспечивает более эффективную подготовку детей к изучению иностранного языка. Теоретические выводы и результаты экспериментального обучения могут быть использованы при подготовке методических пособий, разработке спецкурсов по методике развития речи на педагогических факультетах педагогических университетов и колледжей, а также на спецсеминарах по лингвистике и психолингвистике филологических факультетов университетов.

Обоснованность и достоверность научных положений, результатов и выводов исследования обеспечивается использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, соответствием задачам и целям исследования, использованием современных достижений лингвистики, психолингвистики, психологии, методики преподавания русского языка, и подтверждается полнотой и качеством собранных в процессе экспериментальной работы материалов, а также положительными результатами проведенных срезо-вых, обучающих и контрольных экспериментов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование психолингвистического подхода при изучении словарного запаса у младших школьников дает возможность выявить уровень сформированности лексико-семантической системности.

2. В основе словарной работы в школе должно лежать целенаправленное формирование лексической системности в речевом развитии младших школьников.

3. Применение в процессе обучения комплекса специальных упражнений, разработанных на основе системных связей лексических единиц, способствует оформлению хаотичного словарного запаса младших школьников в стройную, активно функционирующую лек-сико-семантическую систему.

4. Наиболее эффективный путь установления системных связей слов — изучение взаимодействия слова и контекста.

5. Использование межпредметных связей при формировании лексико-семантической системности позволяет интенсифицировать учебный процесс и значительно обогащает речевой опыт детей.

Апробация материалов диссертационного исследования в течение 6 лет осуществлялась в начальных классах школ №№ 52, 53, 56 города Рязани. Результаты работы были доложены на заседаниях методических объединений этих школ, в ходе обсуждения данного исследования на заседаниях кафедры методики русского языка и литературы, на мкжвузовских семинарах и конференциях в Рязанском государственном педагогическом университете в 1995;2000 годах. Основные положения и материалы диссертации публиковались в сборниках научных трудов университета и отражены в 6 публикациях автора по теме исследования.

Исходя из цели и задач исследования, нами определена структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы по 3 главе.

1. Проведенная аналитическая работа показала, что в качестве базовых при формировании системности лексики целесообразно использовать следующие дидактические принципы: принцип понимания языковых значений, принцип оценки выразительности речи, принцип развития чувства языка, принцип убыстрения темпа обучения, принцип системности, экстралингвистический принцип, синтагматический принцип, парадигматический принцип, речевой принцип, принцип деятельностного подхода, принцип коммуникативной направленности всего обучения, принцип формирования лексической системности в единстве с другими сторонами психического развития и познавательной активности, принцип учета межпредметных связей.

2. Содержательный компонент работы над становлением лексической системности у младших школьников в рамках экологической микротемы «Деревья и кустарники моего окружения» составили специально отобранные по ряду критериев слова. Среди большого разнообразия имеющихся в методической науке критериев нами выделены как наиболее значимые для достижения поставленных в диссертационном исследовании задач такие: тематический критерий, семантическая доступность, коммуникативная значимость, свойство разных значений (лексико-семантических вариантов) многозначного слова вступать в синтагматические, парадигматические, эпидигматические связи, парадигматический критерий, словообразовательный критерий, частотность и употребительность, учет типичных ошибок в словоупотреблении, образовательно-воспитательная направленность, критерий опережающего речевого развития.

3. Комплексная методика формирования лексической системности рассматривается нами как взаимосвязанная деятельность по совокупному становлению частных лексических умений учащихся, а именно: задумываться над значением словаграмотно толковать значение слов в различных жизненных ситуацияхосуществлять правильный, быстрый и точный отбор слов при построении связных высказыванийвключать новые слова в имеющуюся вербальную сеть по правилам синтагматики, парадигматики, эпидигматикиразграничивать лингвистические аспекты значения слов (денотативный, сигнификативный, коннотативный) — насыщать собственную речь выразительными средствами языка.

4. В качестве ведущих методических направлений в ходе экспериментального обучения мы определили следующие: развитие структурных аспектов лексического значения словаформирование парадигматических, синтагматических, эпидигматических связей слова, организация семантических полейрасширение объема словаря.

5. Технологичность обучения обеспечивается поэтапным предъявлением и осмыслением ЛСГ (аналитический, аналитико-синтетический, синтетический этапы), уровневой организацией методической работы (уровень слова и уровень связного текста), а также четкой градацией всего набора использующихся приемов и упражнений по группам методов (имитативные, конструктивные, коммуникативные), предложенных М. Р. Львовым.

6. Реализация коммуникативных приемов обучения на уровне связного текста существенно повышает активность учащихся и создает самые благоприятные условия для становления системности лексики.

7. Анализ результатов проведенного экспериментального обучения подтвердил эффективность предложенной методики и позволил наметить перспективы ее широкого внедрения в практику обучения в начальной школе.

Анализ результатов проведенного экспериментального исследования позволяет сделать итоговое заключение, содержащее как общие, так и частные выводы, а также — наметить перспективы дальнейшей работы по совершенствованию содержания учебного процесса в начальной школе при становлении системности лексики в ходе речевого развития учащихся.

Поставленные в диссертации проблемы решены следующим образом:

1. В результате анализа лингвистической, психолингвистической, педагогической и методической литературы было установлено, что теоретические основы методической работы по формированию лексической системности у младших школьников составляют данные лингвистики, интерпретирующей лексику как систему, где ее элементы-слова связываются в единую иерархическую структуру многочисленными нитями ассоциативно-семантических связейданные психолингвистики о функционировании индивидуальной «вербальной сети» — психологическая трактовка младшего школьного возраста как наиболее благоприятного для формирования системности лексики в ходе специально организованного обученияутверждение методики о перспективности и результативности обогащения словаря детей с учетом системного строения лексики языка.

2. При изучении лексической системности у младших школьников значимым является психолингвистический подход, позволяющий выявить ее особенности, уровень сформированности в различных ракурсах и способствующий в дальнейшем организации более эффективной методической работы по упорядочению и расширению словаря учащихся.

3. Анализ литературы по теме исследования и результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость рассмотрения в плане исследования содержания, принципов, направлений, методов и приемов формирования системности лексики у младших школьников.

4. В ходе эксперимента полностью подтвердилась рабочая гипотеза о том, что специальная работа по формированию системности лексики позволит качественно улучшить связную речь учащихся начальных классов и одновременно создаст условия для становления творческой личности.

5. Эффективность образовательной работы по формированию лексической системности достигается при условии, если она носит комплексный характер и осуществляется по следующим направлениям: во-первых, развитие структурных аспектов значения словаво-вторых, формирование парадигматических, синтагматических, эпидигматических связей слова, организация лексико-семантических полейв-третьих, расширение объема словаряв-четвертых, совершенствование познавательной деятельности детей.

6. Активное использование межпредметных связей способствует оптимизации процесса формирования лексической системности, и расширяет речевой опыт детей.

7. В системе обучения важно строить работу на двух уровнях: словарном и текстовом, применять разные методы (имитативные, коммуникативные, конструктивные) в освоении одного и того же языкового материала, что стимулирует процесс развития семантической стороны речи младших школьников.

8. Исследованием установлена перспективность многоаспектного методического подхода, практическим путем обнаружено, что наиболее интенсивно формирование системности лексики идет коммуникативными методами на уровне текста.

9. Теория и практика проведенного исследования, а также анализ сравнительных данных контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что учащиеся начальной школы в состоянии значительно улучшить уровень сформированности лексической системности в ходе специально организованного обучения без введения дополнительных теоретических сведений, если будет осуществлен тщательный отбор лексического материала по тематическому принципу и с учетом системной организации языка.

К перспективам исследования считаем необходимым отнести:

1) разработку словаря-минимума для младших школьников, структурированного по идеографическому типу;

2) определение обязательных лексических умений, отрабатываемых в начальной школе;

3) выявление наиболее эффективных методов и приемов работы по формированию системности лексики в зависимости от уровня речевого развития учащихся;

4) теоретическое и практическое выделение этапов работы над имеющимися у учащихся лексическими единицами с целью их упорядочения и активизации;

5) совершенствование учебников и учебных пособий в аспекте целенаправленного становления системности лексики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966.-с. 236−310.
  2. И.В. Компас в мире деревьев. Рязань: Горизонт, 1996. -130 с.
  3. Н.Н. К вопросу о лексическом значении слова // Вестник ЛГУ, 1957, № 2.-с. 152−168.
  4. Н.Н. Слово и контекст // Учебные записки ЛГУ. Серия филологических наук. 1958. — № 243, вып. 42. — с. 3−23.
  5. И.Е. Об определении слова // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л.: АН СССР, 1963. — с. 146−159.
  6. Ю.Д. Лексическая семантика. (Синонимические средства языка). М.- Наука, 1974. — 368 с.
  7. Д.И. Основные способы толкования значения слова // Русский язык в школе, 1970, № 3. с. 26−31.
  8. И.В. Стилистика современного английского языка. — М.: Высшая школа, 1973. 303 с.
  9. Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. Рязань: РГПУ, 1996.- 170 с.
  10. О.С. и др. Основы компонентного анализа. М.: МГУ, 1969.- 98 с.
  11. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1974, — 607 с.
  12. О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.-448 с.
  13. Т.В. Организация словаря по данным афазии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: КГУ, 1981. -с. 3−12.
  14. Т.В., Наумова Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция JI.C. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. -М.: Наука, 1983. с. 196−209.
  15. A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. — 263 с.
  16. .Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
  17. М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в IV VIII классах: Автореф. дис.. д-рапед. наук. -М., 1985. -32 с.
  18. К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе: Учебник для высших педагогических учебных заведений и пособие для преподавателей. 3-е изд. -М.: Учпедгиз, 1937. — 304 с.
  19. Ю.А., Панюшева М. С. Трудные случаи употребления од-нокоренных слов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 296 с.
  20. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1965. 227 с.
  21. С.Г. Теория семантических полей и синонимия // Проблемы языкознания: Доклады и сообщения лингвистов, Бухарест, 28/VIII -2ЛХ, 1967.-с. 165−169.
  22. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  23. Р. А. Система и антисистема в науке о языке // Вопросы языкознания, 1978, № 4. с. 3−17.
  24. Р.А. Введение в науку о языке. М.: Учпедгиз, 1958. 435 с.
  25. М.Г. Особенности интерференции белорусского и русского языков // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — с. 217 224.
  26. Булаховский J1.А. Введение в языкознание. М.: Учпедгиз, 1953. -117 с.
  27. Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941.-248 с.
  28. Л.М. Современная лингвистическая семантика. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
  29. Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1982. — 176 с.
  30. .М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.-336 с.
  31. Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). -М.: МГУ, 1969. 160 с.
  32. В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. -М.: Наука, 1975. 559 с.
  33. В.В. Об омонимии и смежных явлениях // Вопросы языкознания, 1960, № 5. с. 3−17.
  34. В.В. Основные типы лексических значений слов // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. — с. 162 -189.
  35. В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1986. — 639 с.
  36. О.С., Эйслер Н. А. Выявление систем словесных связей при регистрации сосудистых реакций // Вопросы психологии, 1959, № 2. с. 101−116.
  37. Г. О. Проблемы культуры речи // Русский язык в школе, 1929, № 5.-с. 82−92.
  38. О.В. Паронимы современного русского языка. М.: Русский язык, 1987. — 279 с.
  39. В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1958.-631 с.
  40. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  41. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  42. Гак В.Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы структурной лингвистики. -М.: Наука, 1972. с. 367−396.
  43. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М.: Международные отношения, 1977. — 264 с.
  44. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексика: Курс лекций для вузов. М.: МГУ, 1954. — 204 с.
  45. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1965.-408 с.
  46. О.Н. Методика работы по овладению значением слова на занятиях практического курса русского языка факультета дошкольного воспитания педвузов: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1991. -240 с.
  47. А.Д. Заметки о лексической синонимии // Вопросы культуры речи, вып. 2. М., 1959. — с. 7−30.
  48. К.К. Опыт экспериментального исследования операциональной структуры образного мышления // Вопросы математического моделирования и структурного исследования психической деятельности. Владимир: ВГПИ, 1972.-с. 183−205.
  49. П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальной школе // Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: Сб. статей / Сост. П. А. Грушников. М.: Просвещение, 1973. — с. 7−24.
  50. Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников. Рязань: РГПИ, 1992. — 107 с. с рис.
  51. В.В. Использование элементов семантического и этимологического анализов на уроках чтения // Начальная школа, 1998, № 1.-е. 4548.
  52. П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1980. — 253 с.
  53. В.А. Словарная работа в 5−7 классах // Русский язык в школе, 1940, № 5. с. 28−32.
  54. А.А. Проблема разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей /Под. ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. -с. 8−15.
  55. А.И. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1969. -262 с.
  56. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  57. В.М. О границах слова // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л.: АН СССР, 1963. — с. 6−33.
  58. М.Л. Методика развития речи и обучения грамматике в начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1946. — 140 с.
  59. Закон об охране окружающей природной среды. М., 1991. — 45 с.
  60. А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. Калинин: КГУ, 1978. -88 с.
  61. А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: КГУ, 1981. -159 с.
  62. И.А. О структуре словесной памяти и ее роли в усвоении языка // Психологический журнал, 1984, № 4. с. 138−142.
  63. В.А. Семасиология. М.: МГУ, 1957. — 332 с.
  64. А.И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. 21 с.
  65. А.И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. -207 с.
  66. А.В. Лексика русского языка. М.: МГУ, 1978. — 232 с.
  67. Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. -355 с.
  68. Ю.Н. Словарь как компонент описания языков // Принципы описания языков мира. М.: Наука, 1976. — с. 313−341.
  69. Ю.Н. Структура лексико-семантического поля // Научные доклады высшей школы / Филол. науки, 1970, № 2. с. 56−76.
  70. С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.: Наука, 1975.- 160 с.
  71. А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. -Минск: Высшая школа, 1970. 260 с.
  72. А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Минск, Высшая школа, 1977. — 108 с.
  73. О.В. Система дидактических и методических средств реализации задач экологического образования школы первой ступени: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 198 с.
  74. В.И. Рассказы о синонимах. М.: Просвещение, 1984. -145 с.
  75. Н.П. Семонимические словари: Словарь паронимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д: Феникс, 1995. -508 с.
  76. Н.П. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Тбилиси: ТГУ, 1972. — 314 с.
  77. Н.П. Словарь омонимов русского языка. Ростов н/Д: Феникс, 1995.-672 с.
  78. В.Н. Словарь антонимов современного английского языка. М.: Международные отношения, 1964. — 288 с.
  79. Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М.: МГУ, 1969.-192 с.
  80. Н.В. Словарная работа на уроках чтения в 1 классе // Развитие речи младших школьников. М., 1983. — с. 31−39.
  81. Н.З. Значение слова и его сочетаемость (к формализации в языкознании). JL: Наука, 1957. — 162 с.
  82. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  83. Е.С., Панкрац Ю. Г. О типологии процессов деривации // Теоретические аспекты деривации. Пермь: ПГУ, 1982. — с. 7−20.
  84. Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1982.- 152 с.
  85. И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). -М.: УРАО, 1998. 176 с.
  86. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М.: Педагогика, 1974. 256 с.
  87. Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М.: Прогресс, 1978.-543 с.
  88. Лексические минимумы современного русского языка. М.: Русский язык, 1985. — 608 с.
  89. А.А. Психолингвистика. М.: Наука, 1967. — 118 с.
  90. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
  91. А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
  92. А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики. ~М.: Наука, 1983. с. 5−20.
  93. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действия с предметами в раннем детстве. М.: Медгиз, 1949. — 76 с.
  94. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 е., ил.
  95. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-416 с.
  96. А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1974. — с. 27−63.
  97. М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  98. М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л. А. Новикова. М.: Русский язык, 1984. — 384 с.
  99. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: РОСТ-СКРИН, 1997. — 256 с.
  100. М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 472 с.
  101. М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М.: Просвещение, 1987. 414 с.
  102. Ю.В. Природа ассоциации- структура словесной памяти и понятие ассоциативного значения // Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: Изд. МГУ, 1977. — с. 25−36.
  103. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  104. Л.Ю. Антонимия как один из показателей качественности прилагательных // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, М.: МГУ, т. 132, вып.8, 1958.-е. 211−223.
  105. Э.М. Значение слова и методы его описания. М.: Русский язык, 1977. — 133 с.
  106. Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики. -М.: Сов. Радио, 1978. 368 с.
  107. А.С. Понятие системы и структуры языка в свете диалектического материализма // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. -М.: Наука, 1970.-е. 38−70.
  108. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  109. Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. -192 с.
  110. В.В. Опыт идеографического описания лексики (анализ слов со значением времени в русском языке). М.: МГУ, 1977. — 165 с.
  111. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 456 с.
  112. Н.М. Дидактические условия усвоения младшими школьниками слова как единицы речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1980.-19 с.
  113. Н.К. Активизация словаря учащихся 3 класса при изучении темы «Имя прилагательное»// Развитие речи младших школьников. М., 1983.-е. 39−47.
  114. Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М.: МГУ, 1973. — 290 с.
  115. Л.А. Лексикология // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Азбуковник, 1999. — с. 190 286.
  116. Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982. — 272 с.
  117. Ю.В. Обогащение словаря учащихся в период обучения грамоте // Развитие речи младших школьников: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. М. Р. Львов. -М.: МГПИ, 1983.-е. 20−31.
  118. О соотношении синхронного анализа и исторического изучения языков / Под ред. М. М. Гукман и Е. А. Бокарева. М.: АН СССР, 1960. — 160 с.
  119. Общая психология / Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976.-479 с.
  120. С.И. Лексика // Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974. — с. 46−72.
  121. С.И. Словарь русского языка: Около 53 ООО слов. 8-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1970. — 900 с.
  122. Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1974.-367 с.
  123. А.Я. Живое слово: книга для изучения родного языка. 4.1. — Спб, 1907. — 368 е.- 4.2 — Спб. 1908. — 427 е.- Ч.З. — Спб., 1909. -438 с.
  124. М.Ф. Проблемы синонимического ряда, его границ и возможности выделения доминанты // Лексическая синонимия. М.: Наука, 1967. -с. 94−104.
  125. Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 176 с.
  126. A.M. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. Л, — М. Гоз. изд., 1925. — 190 с.
  127. М.М. Избранные работы по языкознанию. М., АН СССР, 1959.-382 с.
  128. М.М. Семасиологические исследования в области древних языков // Избранные работы по языкознанию. М.: АН СССР, 1959. — с. 61−170.
  129. З.Д., Стернин И. А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения). Воронеж: ВГУ, 1984.-148 с.
  130. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
  131. Преемственность и перспективность в развитии речи школьников: Межвуз. сб. науч. тр. /ЛГПИ им. А.И. Герцена- Отв. ред. Т. Н. Чижова. Л., 1983.- 134 с.
  132. Принципы и методы семантических исследований / Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Наука, 1976. — 379 с.
  133. Г. Н. Пути повышения эффективности уроков русского языка в начальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Рязань: РГПИ, 1988.-100 с.
  134. Г. Н. Краткий курс методики русского языка. Рязань, 1975.-380 с.
  135. Г. Н. Развитие речи учащихся. М.: Высшая школа, 1985.64 с.
  136. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л. А. Вохмянина. М.: Дрофа, 1998. — 256 с.
  137. В.Н. Полисемия и лексико-семантический способ словообразования в современном русском языке. М.: МГУ, 1980. — 88 с.
  138. А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  139. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
  140. Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. -286 с.
  141. Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах . М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
  142. А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 1998.-536 с.
  143. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
  144. Русский ассоциативный словарь / Рос. АН, Ин-т русского языка- Ю Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. М.: ИРЯ РАН, Кн. 3.: Прямой словарь: от стимула к реакции. — 1996. — 212 с.
  145. Русский ассоциативный словарь / Рос. АН, Ин-т русского языка- Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. М.: ИРЯ РАН, Кн. 4.: Обратный словарь: от реакции к стимулу. — 1996. — 324 с.
  146. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. 383 с.
  147. В.А. Лингвометодические основы лексического разбора в школе: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1979. — 250 с.
  148. И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М.: Русский язык, 1980. — 182 с.
  149. Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: МГУ, 1977. -191 с.
  150. Словарь синонимов русского языка / Сост. Александрова З. Е. М.: Русский язык, 1999. -495 с.
  151. Словарь синонимов русского языка. В 2-х томах / Под ред. Евгенье-вой А.П.-Л.: Наука, 1970.
  152. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. 2-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1983. — 688 с.
  153. А.И. К вопросу о слове (Проблема «отдельности слова») // Вопросы теории и истории языка. М.: АН СССР, 1952. — с. 182−203.
  154. А.И. К вопросу о слове (Проблема «тождества слова») // Труды ин-та языкознания АН СССР. М.: АН СССР, 1954. — т.4. — с. 3−49.
  155. В.Я. Методика русского языка. М., 1916. — 192 с.
  156. Г. И. Основные направления работы над значением слов в начальных классах // Развитие речи младших школьников. М., 1983. — с. 1320.
  157. Г. И. Установление смысловых связей как средство обогащения словаря детей // Начальная школа, 1980, № 12. с. 61−64.
  158. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1985. 1600 е., ил.
  159. Н.И., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. П., 1917. -400 с.
  160. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.-192 с.
  161. .П. Система в лексической семантике. Киев: Вшца школа, 1979. — 189 с.
  162. В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1971.-292 с.
  163. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — 327 с.
  164. Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  165. И.И. Об изучении родного языка и особенно в детском возрасте. -Спб., 1861. 183 с.
  166. Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Просвещение, 1975.-271 с.
  167. А.Е., Клименко А. П. Исследование лексики и семантики // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — с. 188−219.
  168. С.В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Рязань, 1999. 19 с.
  169. Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, A.M. Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — с. 5−147.
  170. А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1970. — 605 с.
  171. Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики) / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1968. — 271 с.
  172. О.Г. Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. Рязань, 1999. — 221 с.
  173. Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка в начальной школе. М., 1884. — 109 с.
  174. Н.И. Из опытов типологического исследования славянского словарного состава // Вопросы языкознания, 1963, № 1. с. 29−45.
  175. А.А. Опыт изучения лексики как системы. М.: Наука, 1962.-287 с.
  176. А.А. Проблемы системной организации лексики: Авто-реф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1970. — 29 с.
  177. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М.: Наука, 1968.-272 с.
  178. А.И. Теории «семантического поля» и возможности их применения при изучении словарного состава языка // Вопросы теории анализа в современной зарубежной лингвистике. М.: АН СССР, 1961. — с. 30−63.
  179. Т.Н. Функционирование структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979. — 248 с.
  180. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М: Наука, 1989.-192 с.
  181. К.Д. Собрание сочинений. т.6. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1949.
  182. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособие. Рязань: РГПУ, 1993. — 140 с.
  183. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  184. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1964. — 255 с.
  185. Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развитая речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
  186. Ф.А. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. -335 с.
  187. Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Язиковедски изследования в чест на акад. Ст. Младенов. София, 1957. — 650 с.
  188. М.И. Современный русский язык. Лексикология. М.: Высшая школа, 1990. — 415 с.
  189. Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. -М.: Просвещение, 1981. 159 с.
  190. Г. А. Словарная работа при изучении глагола // Русский язык в школе, 1965, № 5. с. 29−36.
  191. Л.А. Приемы обогащения словаря учащихся // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сб. статей / Сост. А.Ю. Купало-ва. М.: Просвещение, 1981. — с. 77−80.
  192. Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972. — 382 с.
  193. Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М.: Просвещение, 1980. — 110 с.
  194. И.С. Методика обогащения словарного запаса учащихся на основе учета семантической сочетаемости слов: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1981.- 192 с.
  195. И.С. Организация работы по обогащению словарного запаса школьников // Методические рекомендации по педагогической практике (работы по развитию речи учащихся). Стерлитамак: СГПИ, 1981. с. 9−12.
  196. Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1972. — 327 с.
  197. A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — с. 148−233.
  198. A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990. — 165 с.
  199. В.П. Сочинения. М., 1897. — 320 с.
  200. Н.А. Системность и система. Единица системности // Актуальные проблемы лексикологии. Новосибирск: НГУ, 1969, вып. 2. — с. 14−15.
  201. Г. М. Русский язык (изложения и сочинения) 5 класс. -Москва, 2000. 208 с. 209. «Школа 2000.» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. М.: ВЛАДОС, 1997. — 208 с.
  202. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М. Просвещение, 1977.-335 с.
  203. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: (на материале русского языка). М.: Наука, 1973. — 281 с.
  204. Э.П. Ассоциативная структура слова: Структур, и стат. свойства английского языка // Ассоциативная структура слова. (На материале английского языка). УЗ КГПИ, 1969, т.64, вып. 2. — с. 3−86.
  205. Л.В. Очередные проблемы языковедения // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — с. 39−59.
  206. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974, — 428 с.
  207. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  208. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
  209. Эль-Сарраж A.M. Типологическая характеристика слова по данным частотного словаря: (На материале русского языка): Дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1996.-180 с.
  210. Lakoff R.T. The logic of politeness // Pap. IX Region. Meet. Linguist. Soc. Chicago, 1973, p. 292−305.
  211. Linde C., Labov W. Spartial networks as a site for the study of language and thought// Language. 1975. Vol. 51. p.924−939.
  212. Meyer D.E. On the representation and retrieval of stored semantic information//Cogn. Psychol. 1970. Vol.16, p.242−300.
  213. Miller G.A. The organization of lexical memory: Are word associations sufficient? // The pathology of memory, N.Y., 1969, p.226−248.
  214. Rumelhart D.E., Lindsey P.H., Norman D.A. A Process model for long-term memory // Organization and memory / Ed. E. Tulving, W. Donaldson, N.Y., 1972, p. 198−346.
  215. Schegloff E.A. Notes on a conversational practice: Formulation place // Studies in social interaction / Ed. D.N.Sudnov, N.Y., 1972, p. 75−119.
  216. Smith E.E., Shoben B.J., Rips L.J. Structure and process in semantic memory: A featural mode for semantic decision // Psych. Rev. 1981, p.214−241.
  217. Tulving E. Episodic and semantic memory // E. Tulving, W. Donaldson (eds). Organization and memory. N.Y., 1972, p. 94−147.
Заполнить форму текущей работой