1. «Профессиональная пригодность» есть концептуальное представление о содержании данного феномена на данной исторической стадии развития человеческого общества. Эти представления отражают множество условий реального состояния общественного производства, профессиональных технологий, типичной организации труда, уровня профессиональной подготовленности людей, их личностной зрелости, а также имплицитные теории ученых.
2. Оценка возможностей субъекта деятельности должна включать изучение его истории (родительской семьи, условий воспитания, всего его социального опыта), его актуального состояния (уровня знаний, умений, навыков, опыта работы, личностной зрелости, состояния физического, психического и духовного здоровья), возможностей и границ его развития в ближайшем и отдаленном будущем.
3. В процессе развития человеческого сообщества, развития социальных объектов (отдельных лиц и групп людей, социальных институтов) будет возрастать число составляющих феномена «профессия» и связей между ними; можно также ожидать периодических изменений характера связей между ними и структур феномена.
Практические задания
1. Провести описание профессии «врач» и некоторых специализаций (педиатр, терапевт, хирург) по предложенной схеме: «профессия — специальность — рабочие места — субъекты — субпрофессиональная сфера — условия социальной метасреды».
2. Провести описание профессии «психолог» и специализаций (научный сотрудник, преподаватель вуза, консультант по организационному развитию, психотерапевт) по предложенной схеме: «профессия — специальность — рабочие места — субъекты — субпрофессиональная сфера — условия социальной метасреды».
3. Используя методику Р. Б. Кеттелла (см. параграф 4.2 и прил. 2), предложить подбор профессий (специализаций), наиболее подходящих лицам со следующими симптомокомплексами:
а) А+, С+, Е+, Н+ (т. е. получивших стандартные оценки — стены 7, 8, 9, 10 по факторам А, С, Е, Н;
б) А—, С—, Е—, F+ (т. е. получивших стандартные оценки — стены 1, 2, 3, 4 по факторам А, С, Е и оценки — стены 7, 8, 9, 10 по фактору F);
в) В +, F—, G +, М + ;
г) В +, F—, G +, N + ;
д) А+, М+, 0 +, Q1 + .
4. Ориентируясь на наборы терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича (прил. 1), сделать прогноз предпочтения (порядок рангов), которые бы сделали:
а) лучшие парикмахеры;
б) лучшие воспитатели детских дошкольных учреждений;
в) лучшие учителя средней школы;
г) лучшие преподаватели высшей школы.