Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социально-психологические аспекты ассесмента резерва руководителей банковских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обнаружено сходство у ведущих специалистов изучаемых показателей мировосприятия и мироотношения, высокая степень профессиональной интегрированное&trade-, сходная профессиональная мотивированность и сложившаяся профессиональная культура. Это подтверждается высокой мерой общности их основных смысложизненных ориентацийпроявляется в сходстве основных компонентов индивидуальной управленческой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ социально-психологических аспектов 14 формирования резерва руководителей банков
    • 1. 1. Эффективность управления как одна из центральных проблем 14 современной социальной организационной психологии
    • 1. 2. Социально-психологические аспекты профессионализма в 36 управлении
    • 1. 3. Социально-психологический ассесмент как форма отбора 54 руководителей в банке
  • Глава 2. Постановка проблемы, методология и методы исследования
    • 2. 1. Формирование и развитие резерва руководителей в банковских 67 структурах как научно-практическая проблема
      • 2. 1. 1. Практика профессионального обучения в банковских 67 структурах и постановка проблемы формирования и развития резерва руководителей банков
      • 2. 1. 2. Предмет, задачи, методология и ход исследования
    • 2. 2. Разработка и апробация методики «самооценка 78 профессиональной подготовленности»
    • 2. 3. Создание и апробация методики исследования самооценки 82 профессионального статуса работников сберегательных банков
    • 2. 4. Методы исследования отдельных социально-психологических 84 компонентов профессионализма работников банка
  • Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических 97 особенностей профессионализма: сравнительный анализ руководителей и резерва на повышение
    • 3. 1. Изучение социально-психологических компонентов 97 профессионализма у руководящего звена банковских структур
    • 3. 2. Изучение социально-психологических аспектов 110 профессионализма у резерва на повышение
    • 3. 3. Сравнительный анализ развития социально-психологических 123 особенностей руководителей и резерва
    • 3. 4. Социально- психологические особенности руководящего звена и 128 резерва на повышение с разной самооценкой профессиональной подготовленности и профессионального статуса
      • 3. 4. 1. Изучение взаимосвязей самооценки профессиональной 128 подготовленности и социально-психологических особенностей личности у специалистов банковских структур
      • 3. 4. 2. Изучение связей профессионального статуса (самооценки и 140 объективного) с социально-психологическими особенностями личности у специалистов банковских структур

Социально-психологические аспекты ассесмента резерва руководителей банковских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена теоретическому анализу и эмпирическому исследованию социально-психологических аспектов ассесмента резерва руководителей структурных подразделений региональных филиалов Сберегательного банка России.

Актуальность темы

исследования. Современная социальная ситуация развития нашего государства характеризуется радикальными изменениями, в первую очередь, в политической и экономической сфере жизни общества. Интерес к деятельности банков в условиях российской экономики значителен, о чем говорят исследования, обращенные, в первую очередь, к изучению банковского менеджемента (С.В. Архипова, 1998; С. В. Блохина, 1996; Т. В. Грицюк, 2001; Т. Н. Лобанова, 2000; В. Н. Молодожонова, 1999; Т. В. Никитина, 2000), формированию.

4 мотивационного механизма повышения эффективности труда работников банка (О.В. Васильева, 1999), развитию организационного консультирования как фактора повышения эффективности деятельности банковских учреждений (Т.Н. Лобанова, 1997; Л. Г. Шац, 1997).

Деятельность банка как любой организации определяется профессионализмом его сотрудников. Однако изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма банковских служащих находится в стадии начальной разработки. Наиболее актуальными вопросами здесь можно считать вопросы формирования кадровой политики банков (Н.В. Пушкарев, 1998) и изучения влияния психологических свойств личности на эффективность деятельности банковских служащих (И.В. Морозова, 1996).

Одной из центральных фигур в организации является ее руководитель. От профессионализма руководителя банка во многом зависит не только внешняя успешность функционирования организации, но и преобладающий морально-психологический климат в коллективе работников банка и отношение сотрудников к своей деятельности. Личность руководителя является, вне сомнений имиджевой фигурой банка, его своеобразной «визитной карточкой».

Именно поэтому проблема формирования резерва и подготовки руководителей в банковских структурах становится предметом современного научного анализа как в методологическом, так и методическом плане (Е.А. Бибиков, 1998). Однако внедренные на практике технологии по отбору и подготовке резерва руководителей не опираются на научные исследования специфики социально-психологических компонентов профессионализма у банковских служащих.

Актуальность, научная и практическая значимость проблемы и определили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: формирование резерва руководителей системы Сберегательного банка России.

Предмет исследования: социально-психологические аспекты оценки и подбора резерва руководителей банковских структур.

Цель настоящей работы состоит в определении и обосновании социально-психологических качеств перспективных работников подразделений банков для повышения эффективности подбора и подготовки резерва руководителей.

Задачи исследования: на основе теоретико-методологического анализа выявить состояние научного изучения проблемы формирования резерва руководителей банковских структур, в отечественной и зарубежной социальной психологии;

— рассмотреть практику формирования резерва руководителей банковских структур;

— разработать и предложить модель исследования системы социально-психологических особенностей профессионализма руководителей банковских структуропределить социально-психологические особенности перспективных руководителей банковских структур;

— провести сравнительных анализ уровня развития социально-психологических особенностей руководителей и сотрудников из группы резерва на повышение;

— разработать технологию социально-психологического ассесмента при формировании резерва руководителей банковских структур.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что определение необходимых социально-психологических качеств руководителей подразделений банка может стать основой для проведения эффективного отбора и подготовки резерва руководящего состава. В связи с этим:

— Социально-психологический отбор и профессиональная подготовка резерва руководителей банковских структур должны быть направлены на изучение основных социально-психологических компонентов их профессионализма, а именно особенностей мировосприятия и мироотношений, профессионально-групповой интегрированности, профессиональной мотивированности, развития качеств профессиональной культуры, особенностей профессиональной подготовленности, профессиональной устойчивости и профессионального самосознания сотрудников.

— Выявление отличий в уровне развития социально-психологических качеств у резерва по сравнению с руководителями может способствовать определению направлений их профессионального роста.

Методологическую основу исследования составили общие методологические принципы отечественной материалистически ориентированной психологической науки: системности, детерминизма (в частности социальной детерминации личности), историзма, единства сознания и деятельности, развития, объективности, комплексности и др.

Теоретической базой диссертационного исследования выступают основные положения:

— социальной психологии управления (В.Л. Абрамкин, B.C. Агапов, О. С. Анисимов, Т. Ю. Базаров, Е. Е. Вендеров, О. В. Горлов, Т. С. Кабаченко, А. И. Китов, Е. А. Климов, P. J1. Кричевский, Б. Ф. Ломов, В. В. Новиков, А. Л. Свенцицкий, Ю. В. Синягин, В. Ф. Рубахин, А. В. Филиппов, Р. Х. Шакуров, и др.), социальной психологии организации и психологии профессиональной деятельности (К.М. Гуревич, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев Л.И. Меньшиков, А. В. Петровский, В. Д. Шадриков, Л.И. Уманский),.

— социальной психологии личности (К.А. АбульхановаСлавская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Парыгин, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, А. М. Столяренко, П. Н. Шихирев, В. А. Ядов и др.).

— психолого-акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Н. И. Конюхов, Л. Г. Лаптев и др.).

Для достижения цели и решения задач исследования разработана специальная методика исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы и документов, моделирование, включенное наблюдение, тестирование, опросы, экспертные оценки, изучение результатов деятельности.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методики психодиагностки: 1. Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев, 2000), позволящей оценить цели, отношение к процессу, удовлетворенность самореализацией, локус контроля и меру управляемости жизни- 2. Тест «Ценностные ориентации руководителя» (Т.С. Кабаченко, 2000), предназначенный для изучения индивидуальной управленческой концепции руководителя- 3. Многофакторный личностный опросник (16-PF) Р. Кеттелла- 4. Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) — 5. Тест «Оценки мотивации достижения успеха или избегания неудач» (А. Мехрабиана) — 6. «Мотивы трудовой деятельности» (Д.Я. Райгородский, 1998) — 7. Тест «Склонность к риску» (Г.Шуберт), «Стремление к риску» (Т. Элерс) и «Стремление к самозащите» (Т. Элерс) — 8. Тест «Прогноз».

В работе использовались разработанные и апробированные авторские опросники: «Самооценка профессиональной подготовленности» (Шестаков А.А., 2001) и «Профессиональный статус работника банка» (Шестаков А.А., 2001).

Эмпирической базой исследования послужило изучение социально-психологических свойств и профессионально важных качеств перспективных сотрудников банка. Исследование проводилось с 1999 по 2002 г. на базе Новомосковского отделения № 2697 Сбербанка России. В нем приняли участие 153 человека — ведущих специалистов и руководителей подразделений отделения, из них 43 в пилотажной части работы (апробация разрабатываемых методик) и 110 человек в основной серии исследования. Группа «руководителей» в основной части работы включала 50 человек, группа «резерва» — 60. Все работники имели специальное образование и опыт работы в банках не менее 5−7 лет.

Выборки выравнивались по половозрастным признакам, поэтому при анализе результатов отдельных методик в сравнительном аспекте сопоставлялись меньшие выборки (43 человека — резерв и 32 руководителя). I.

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап исследования состоял в определении обоснованности и актуальности темы, осуществлении выбора объекта и предмета, формулировании цели и задач исследования, разработке плана (структурно-логического замысла) диссертации.

На втором этапе осуществлялось изучение проблемы на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по психологии управления, социальной психологии личности, психологии служащих банков, а также была проанализирована сложившаяся система формирования резерва управленческого состава в банках. На данном этапе была составлена программа, подобраны и разработаны необходимые методы эмпирического исследования.

На третьем этапе проведено эмпирическое исследование.

На заключительном этапе осуществлялась обработка, анализ и обобщение результатов, сделаны основные теоретические выводы, сформулированы практические рекомендации. Результаты всей работы были оформлены в виде диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования.

— Предложена модель системы социально-психологических основ профессионализма руководителя банковских структур и разработана технология диагностики уровня их развития.

— Установлено, что у ведущих специалистов банка (руководителей и резерва) совпадает уровень развития ряда основных характеристик системы социально-психологических компонентов профессионализма, таких как смысложизненные ориентации, управленческие концепции, доминирующие мотивы трудовой деятельности, особенности самосознания, а также ряд личностных качеств профессиональной культуры специалиста.

— Выявлена более высокая социальная зрелость руководителей, проявляющаяся в высокой ответственности, ориентации на социальную значимость труда, направленности на людей и в высокой коммуникативной компетентности.

Обнаружены более высокие значения степени целеустремленности, планирования будущего и ответственности за реализацию целей, сформированности представления о себе как о сильной личности и ответственности за построение жизни у руководителей по сравнению с резервом.

Обосновано, что руководители более чем подчиненные консервативны и терпимы к традиционным трудностям, уважают принципы, более склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людейболее зависимы от группы и ориентируют свое поведение на людей.

— Выявлено, что для руководителей более выражен такой мотив трудовой деятельности, как социальная и общественная значимость своего труда. При проведении стратегического анализа деятельности организации им более свойственна, чем резерву, установка на учет социальных процессов. Они владеют более широким репертуаром способов взаимодействия с сотрудниками.

Показана более высокая степень социализации резерва, проявляющаяся в том, что они более социально адаптивны, более * эмоционально устойчивы, спокойны и в то же время активны, уверенны в себе и своих способностях, более решительны, предприимчивы и гибки, чем руководители.

— Обнаружена связь уровня самооценки профессиональной подготовленности сотрудников банков со стремлением к карьерному ростуцелеполаганием, осмысленностью и наполненностью жизни, представлением о себе как о сильной личности, и ощущением управляемости жизни.

Определено, что самооценка уровня субъективного профессионального статуса и мера расхождения объективного и субъективного статуса связаны с самоутверждением «я», самоуверенностью, независимостью, удовлетворенностью самореализацией, ощущение осмысленности, продуктивности и управляемости жизни.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложенная нами модель основных социально-психологических компонентов профессионализма банковских служащих, с одной стороны, позволяет изучить особенности их развития у перспективных руководителей банков, а с другой стороны, становится основой технологии социально-психологического ассесмента резерва руководителей.

2. Выявленный в эмпирическом исследовании сходный уровень развития изучаемых показателей мировосприятия и мироотношения, степени профессиональной интегрированности, профессиональной мотивированности и профессиональной культуры, оценки и самооценки профессиональной подготовленности, ориентации на более высокий профессиональный статус у резерва в сравнении с руководителями подтверждает успешность осуществленного нами формирования резерва руководителей.

3. Действующим руководителям подразделений банка свойственны более высокая, чем специалистам из группы резерва социальная зрелость, проявляющаяся в высокой степени целеустремленности и планирования будущего, высокой ответственности за реализацию целей, ориентации на социальную значимость труда, направленности на людей и в высокой коммуникативной компетентности.

4. Специалисты группы резерва более, чем руководители социально адаптивны, поскольку они более эмоционально устойчивы, спокойны и в то же время активны, доверчивы, уверенны в себе и своих способностях, более решительны, предприимчивы и гибки.

5. Основные направления развивающего обучения резерва должны быть нацелены на развитие у них более высоких показателей социальной зрелости, формирование ориентации на социальные процессы, интересы людей, при сохранении более высоких показателей их социальной адаптированности.

6. Предложена технология социально-психологического ассесмента резерва руководителей подразделений банков, суть которой состоит в выявлении сильных и слабых сторон специалистов, состоящих в резерве по сравнению с действующими руководителями. Теоретическая значимость работы состоит в определенном вкладе в развитие социально-психологической теории управления, социально-психологической концепции личности руководителя, социально-психологической теории организации, психологии профессионализма. Практическая значимость и внедрение в практику.

Результаты исследования положены в основу отбора резерва руководящего состава и программы их профессионального развития, которые используется в практической работе в Новомосковском отделении № 2697 Сбербанка России.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась избранной методологической и теоретической базой, применением единых апробированных методик, сбалансированностью групп по возрасту, полу и профессиональной подготовке, корректным применением методов статистической обработки данных.

Анализ эмпирических данных проводился диссертантом в статистическом пакете Statistics. Для обработки данных применялись методы математической статистики: частотный, корреляционный и групповой анализ. Достоверность различий средних значений в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента, f — Фишера.

Апробация. Полученные в ходе работы данные обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ, на семинарах аспирантов МГСУмежвузовской научно-теоретической конференции РХТУ им. Д. И. Менделеева (2001) — учебно-методических конференциях ТГПУ им. Jl. Н. Толстого (2001;2002) — научно-педагогических чтениях МГСУ (2002). Материалы исследования использовались на семинарских и тренинговых занятиях для сотрудников отделений Сбербанка России (1997 — 2000 г), совещаниях управляющих на базе Новомосковского отделения № 2697 Сбербанка РФ (1999;2000), обсуждались на семинаре «Развитие банковского и реального секторов экономики в условиях преодоления финансового кризиса» в АНХ при Правительстве Российской Федерации (1999) — выездном семинаре управляющих ОСБ территориальных банков СБ РФ на базе Калининградского банка СБ РФ (2000). Результаты исследования нашли свое отражение в пяти опубликованных работах автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав: 1. Теоретический анализ социально-психологических аспектов формирования резерва руководителей банков- 2. Постановка проблемы, методология и методы исследования- 3. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей профессионализма: сравнительный анализ руководителей и резерва на повышение;

Результаты исследования положены в основу ассесмента резерва руководящего состава и программы их профессионального развития, которые используется в практической работе в Новомосковском отделении № 2697 Среднерусского банка Сбербанка России (г. Новомосковск Тульской области).

Могут применяться в работе служб персонала банковских учреждений, руководителей банков по работе с резервом, оценке и подбору персонала, использоваться в программах подготовки студентов факультетов банковского менеджмента и экономических факультетов вузов, финансово-экономических колледжей.

Для практических работников при подготовке материалов на курсах повышения квалификации, различных семинарах по совершенствованию работы с персоналом в банковских структурах.

На основе проведенного исследования считаем, что целесообразно: 1) Рекомендовать кадровым службам банков для формирования внутреннего и внешнего резерва, использовать разработанную в диссертации и апробированную в Новомосковском ОСБ № 2697 Сбербанка России технологию подбора сотрудников, которая включает: 1) заявку на участие в конкурсе на замещение вакантных мест- 2) социально-психологическую анкету кандидата, выдвигаемого в кадровый резерв- 3) лист экспертной оценки кандидата в кадровый резерв- 4) план-задание стажировки.

2) Для повышения эффективности отбора и оценки рекомендовать ^ кадровым и психологическим службам банков при формировании резерва руководителей банковских структур учитывать развитие профессионально важных в социально-психологическом плане особенностей мировосприятия и мироотношения, профессионально-групповой интегрированности, профессиональной мотивированности, профессиональной культуры, профессиональной подготовленности, профессиональной устойчивости и самооценки кандидатов. В первую очередь это: социальная зрелость кандидата, его ориентация на социальные процессы в коллективе, направленность на людей, высокая коммуникативная Р^ компетентность, организаторские способности и др.

3) Рекомендовать руководителям психологических служб банков использовать при формировании резерва руководителей банковских структур апробированную в диссертации систему психологической диагностики, включающую описанный нами набор психодиагностических методик. Для изучения социально-психологических особенностей самооценки специалиста как профессионала использовать разработанные нами: методику «Самооценка профессиональной подготовленности» и методику «Профессиональный статус работника банка» (А. Шестаков, 2001).

4) При подготовке банковских специалистов в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации, центрах профессиональной подготовки банковских работников предусматривать в учебных программах изучение социально-психологических компонентов профессионализма руководителей банков и технологии отбора и оценки с учетом его социально-психологических аспектов.

5) Рекомендовать практическим психологам, работающим в банках, считать основным направлением развивающего обучения резерва руководителей развитие у них более высоких показателей социальной зрелости, формирование ориентации на социальные процессы, интересы людей, при сохранении более высоких показателей их социальной адаптированности.

6) Рекомендовать руководителям банковских организаций внедрить систему непрерывного обучения сотрудников банка без отрыва от работы, уделив особое внимание включенным в резерв на повышение. При этом руководителю, отвечающему за подготовку резервиста, необходимо определить совместно с кадровой службой рабочий план подготовки специалиста на основании полученных результатов исследования социально-психологических особенностей профессионализма сотрудника. При подготовке плана необходимо учитывать мнения работающих в тесном контакте с сотрудником людей. Регулярно (ежемесячно, ежеквартально) проводить с сотрудником собеседования, в ходе которых освещать достижения и успехи, осуществлять комплексный анализ, готовить заключение и рекомендации по дальнейшему плану подготовки.

7) Рекомендовать Советам директоров коммерческих банков при численности персонала более 200 человек ввести в штатное расписание единицу психолога с целью оказания практической помощи по улучшение качественного состава руководителей всех уровней управления, обеспечения объективности при подборе и расстановке кадров, ротации персонала, создания реальной перспективы карьерного роста работников, раскрытия и эффективного применения их профессионального потенциала и творческих возможностей, сокращения периода адаптации в должности вновь назначенных руководителей, создания мотивационных факторов для профессионального развития работников. В коммерческих банках с численностью менее 200 чел. приглашать для этих целей профессиональных психологов на договорной основе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ СОИСКАТЕЛЯ:

1) Профессионализм в управлении//Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого.- Тула: Изд-во ТГПУ, 2000;2001гг. -0,3 п.л.

2) Профессионализм в управлении//Материалы межвузовской научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». -Новомосковск: Изд-во РХТУ, 2001. 0,13 п.л.

3) Социально-психологические основы ассесмента руководителей банковских структур: научное издание. — Новомосковск: Изд-во «Реком», 2002 г. (в соавторстве) — 8 п.л. (авторских — 4 п.л.).

4) Профессиограммы менеджеров банковских структур//Тез. докладов XXIX учебно-методической конференции: «Состояние и развитие внутривузовской системы оценки качества подготовки специалистов при реализации государственного образовательного стандарта в региональной системе непрерывного профессионального образования». — Тула: Изд-во ТГПУ, 2002 г. — 0,6 п.л.

5) Работа по привлечению, отбору, развитию и оценке персонала банка//Сборник научных трудов аспирантов МГСУ. — М.: «Союз», 2002 — 0,4 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило достигнуть поставленной целиизучить социально-психологические особенности профессионализма перспективных руководителей подразделений банков для повышения эффективности ассесмента резерва руководителей.

В результате теоретического анализа и эмпирического исследования была подтверждена исходная общая гипотеза исследования о том, что изучение социально-психологических компонентов профессионализма перспективных руководителей подразделений банка должно стать основой для проведения эффективного отбора (ассесмента) и подготовки резерва руководящего состава.

Подтвердилась гипотеза о том, что:

1) Проведенный теоретико-аналитический обзор литературы по проблеме формирования резерва руководителей банковских структур как научно-практической проблемы позволяет констатировать, что используемые на практике технологии отбора и оценки резерва руководителей банковских структур в России не включают оценку основных социально-психологический компонентов их профессионализма, что на наш взгляд, связано с недостаточным осознанием их роли в управлении банком.

2) Система социально-психологических компонентов профессионализма включает особенности мировосприятия и мироотношения, профессионально-групповой интегрированности, профессиональной мотивированности, профессиональной культуры, профессиональной подготовленности, профессиональной устойчивости и самосознания. Анализ особенностей профессионализма руководителя банка в социально-психологическом плане позволил выдвинуть гипотетическую модель социально-психологических качеств личности руководителя, входящих в эту систему, и предложить технологию ее исследования.

3) Обнаружено сходство у ведущих специалистов изучаемых показателей мировосприятия и мироотношения, высокая степень профессиональной интегрированное&trade-, сходная профессиональная мотивированность и сложившаяся профессиональная культура. Это подтверждается высокой мерой общности их основных смысложизненных ориентацийпроявляется в сходстве основных компонентов индивидуальной управленческой концепцииобнаруживается как в содержании мотивов трудовой деятельности, так и мотивации достижения личностираскрывается в ряде социально-психологических качеств личности, отвечающих за профессиональную культуру специалиста (например, коммуникативные и организаторские склонности). Выявленный в исследовании сходный уровень развития обозначенных компонентов профессионализма подтверждает успешность примененной технологии формирования резерва руководителей.

4) Выявлена более высокая социально-психологическая зрелость руководителей, проявляющаяся в высокой степени целеустремленности и планирования будущего, высокой ответственности за реализацию целей, ориентации на социальную значимость труда, направленности на людей и в высокой коммуникативной компетентности. Для руководителей более важен такой мотив трудовой деятельности, как «осознание социальной и общественной значимости своего труда». При проведении стратегического анализа деятельности организации им более свойственна, чем резерву установка на учет социальных процессов. Они владеют более широким репертуаром способов взаимодействия с сотрудниками. Показано также, что руководители более консервативны и терпимы к традиционным трудностям, уважают принципы, более склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людейпри этом более зависимы от группы.

5) Специалисты группы резерва более социально адаптивны, поскольку они более эмоционально устойчивы, спокойны и в то же время активные, доверчивые, уверенные в себе и своих способностяхболее решительные, предприимчивые и гибкие, чем руководители.

6) Ведущим специалистам банковских структур свойственна высокая самооценка профессиональной подготовленности, которая связана у всех специалистов со стремлением к более высокому профессиональному статусуосмысленностью и наличием целей высокой наполненности жизни (эмоциональной, смысловой), представлением о себе как о сильной личности, способной построить жизнь в соответствии со своими целями и, наконец, ощущением управляемости жизни. Уровень самооценки профессиональной подготовленности детерминирован реальным опытом руководства людьми и имеет большее число значимых интеркорреляционных связей с социальнопсихологическими особенностями личности у специалистов из группы резерва.

7) Руководители и специалисты резерва на руководящие должности различаются по уровню субъективной оценки профессионального статуса. Резерву свойственна большая ориентация на карьерный рост. Самооценка уровня профессионального статуса и мера расхождения объективного и субъективного профессионального статуса связана со следующими социально-психологическими личностными особенностями специалиста: самоутверждение «я», самоуверенность, независимостьвысокая осмысленность жизни, удовлетворенность самореализацией, ощущение осмысленности, продуктивности и управляемости жизни.

8) Социально-психологический ассесмент заключаются, по нашему мнению, в проведении отбора резерва руководителей на основе оценки уровня развития важнейших социально-психологических качеств личности специалиста, влияющих на эффективность управленческой деятельности в банковских структурах. Разработанная нами технология оценки социально-психологических компонентов профессионализма банковских служащих отвечает этой задаче.

Практическая значимость и внедрение в практику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Развитие профессионализма государственных служащих. Методология и практика. М. Изд-во РАГС -1998.- 102 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская- М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителя дисс. д.психол.наук. -19.00.05, 19.00.13, М., 1999
  4. B.C. Критерии, показатели и уровни становления Я-концепции в управленческой деятельности руководителей (учебно-методическое пособие), М.: ГУУ, 1999. 21 с.
  5. B.C. Экспериментальное изучение я-концепции руководителей (учебно-методическое пособие), М.: ГУУ, 1999. 34 с.
  6. B.C. Алгоритм продуктивного становления Я-концепции в управленческой деятельности руководителей (учебно-методическое пособие), М.: ГУУ, 1999. 13 с.
  7. А. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя / А. Алексеев, В. Пигалов. М.: Экономика. 1985.- 111 с.
  8. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева: Изд-во МГУ.1988. 416 с.
  9. В.Е. Деятельность человека в системах управления / В. Е. Андрианова JL, 1974. — 55 с.
  10. О.С. Основы общей и управленческой акмеологии / О.С. АнисимовА.А. Деркач-Новгород, 1995.- 133 с.
  11. П.Архипова С. В. Менеджмент в коммерческих банках в условиях российской экономики. к. эконом, н ., 08.00.05. — М., 1998.
  12. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов.-Учебник. М., 1990. 367 с.
  13. Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих М., 1995 144с.
  14. Г. Стиль работы и образ жизни руководителя / Г. Байер, К. Бухгольц.- М.: Экономика. 1985.- 66 с.
  15. Г. Х. Психологические аспекты делового общения. Учебно-методическое пособие для слушателей межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров. Спб., СпбГИЭА, 1997.-90 с.
  16. Ф. Психика человека в труде и игре /Ф. Бартлет М.1959.- 78
  17. , Ф. Психотехника. Исследование пригодности к профессиональному труду / Ф. Баумгартен М, 1926.- 98 с.
  18. Я.А. Менеджмент как социальный институт . к.социол. н. 22.00.04. — Казань, 1994
  19. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя.- автореф. дисс. К.психол.наук.-19.00.05 М., 1994
  20. Е.А. Проблемы формирования и подготовки резерва руководителей в отделениях банка (методические и методологические подходы). Иваново, 1998
  21. И.В. Кадры управления: подбор и оценка. Учебное пособие- М., Экономика, 1998, 148 с.
  22. С.В. Приоритеты банковского кадрового менеджмента в условиях социально- ориентированной рыночной экономики. к.социал. н. 22.00.08.-М., 1996
  23. А.А. Личность и общество / А. А. Бодалев. М., 1983.- 272 с.
  24. А.А. Вершина в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев.- ФЛИНТА. НАУКА, 1998.
  25. Д. Менеджмент, предпринимательская деятельность в рыночной экономике / Л. Воротина. Гамбург. 1992.- 98 с.
  26. А.В. Психология управления кадрами. Конспекты лекций. -М., АСМС, 2000, 53 с.
  27. Н.И. Направленность и потенциал кадров государственного управления. Психолого- социологический анализ. автореф. дисс. К.психол.наук. — 19.00.05. — М., 1994
  28. О.В. Формирование мотивационного механизма повышения эффективности труда работников банков. автореф. к.экон.н. 08.00.07 — Саратов, 1999
  29. А.А. Оценка эффективности управленческого труда. М.: Компания Спутник, 1999. — 214 с.
  30. В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998 — 495 с.
  31. Н. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления / Н. Власова- Т. 1−3. — М.: ИНФА — М, 1994.
  32. И.П. О личном авторитете руководителя / И. П. Волков // Социальная психология личности. Л.: Знание. 1974, — С. 114−123
  33. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум / И. П. Волков.:Л.:Лениздат. 1989.- 66 с.
  34. , М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис- М., 1991.- 320 с.
  35. .Г. Психологическая компетентность будущего специалиста: на материале экономико-управленческих профессий. -автореф. дисс. К.психол.наук. -Казань 19.00.03, 1999
  36. , И.Д. Деловая игра «Профессиограмма и ее психологические возможности / И. Д. Гедельман. -Учебное пособие. -М, 1981. 321 с.
  37. , Ф. Психология управления / Ф. Генов- М, Прогресс, 1982 312с.
  38. И.Л. Менеджмент: управление персоналом. Учебное пособие. Краснодар, 1997. 60 с.
  39. П.В. Профессиональное самосознание как фактор психологической готовности к управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел — автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.01 Минск 2000
  40. Г. А. Психодиагностическое исследование индивидуальных особенностей управленческой деятельности на материале компьютерных тестов и тренажеров. автореф. дисс. К.психол.наук. — М., 19.00.01, 1994.
  41. Т.В. Банковский менеджмент. -М., Эслан, 2001. 167 с.
  42. Г. В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.05 М., 1994
  43. Н.В. Влияние деловых и личностных качеств руководителя на социальную напряженность в трудовом коллективе . автореф. канд. соц. н.-22.00.08-М., 1998
  44. В.И. Организация и техника личной работы менеджера. Учебное пособие. М.: Институт повышения квалификации гос. Служащих, 1999.-27 с.
  45. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич.- М., 1970.
  46. , Н.К. Опыт построения классификации профессий на основе профессиографических материалов ленинградской профконсультационной лаборатории / Н. К. Гусев.// Материалы профконсультации. Вып. 2 Л., 1935.
  47. О.Н. Развитие конфликтологической компетентности руководителей . автореф. дисс. канд. психол. н. 19.00.13. — М., 2001.
  48. , А.А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.:-2000 .- 123 с.
  49. , М.А. Цели профессиографии и структура профессиограммы \ методология исследования по инженерной психологии и психологии труда / М. А. Дмитриева.Ч. 1. Л., 1974.
  50. С.А. Психологические основы профессионализма и профессиональной культуры специалиста. Изд-во ИПК. — 2000, 127 с.
  51. Ф.Ю. Человек в системе современного российского экономического менеджмента. Социологический аспект. дисс. к.социол.н. 22.00.08. — М., 1997
  52. А.В. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей автореф. дисс. К. психол.наук. -19.00.05, М., 1998.-163 с.
  53. Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.01 Новосибирск, 1998
  54. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-165 с.
  55. , Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс. .д-ра психол. наук / Ю.Н. Емельянов- Л. 1991. 403 С.
  56. , А.Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива / А. Л. Журавлев.// Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука. 1988. — С.109−115.
  57. А.Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива / А. Л. Журавлев. М.: Наука, 1979.
  58. В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Конспекты лекций. М. Издат-во РАГС 1999. — 87 с.
  59. В.Г. Менеджер: Психологические секреты профессии / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышов.- М., 1992.- 163 с.
  60. В.Г. Политический конфликтгпсихологический взгляд на проблему / В. Г. Зазыкин, А. Л. Хрустачев. М., 1999.
  61. Н.А. Изучение личности современного менеджера в процессе профессионального отбора. дисс.. к. псих. н.19.00.011. — М., 1995- 186 с.
  62. А.Н. Организационная психология. Учебное пособие. -М.: Флинта: МПСИ, 2000. -648 с.
  63. Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности. автореф. дисс. д.психол.наук. -Новосибирск, 19.00.01, 1997.
  64. А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Спб: Союз, 1997. — 286 с.
  65. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова.- М, 1987.
  66. С.Д. Социальный менеджмент. Учебное пособие. М, Банки и биржи. — ЮНИТИ, 1998. — 270 с.
  67. С.С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям. Содержание, структура диагностика. -автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.13, М., 1999
  68. М.В. Стиль руководства как системообразующий фактор организационно-психологического климата автореф. дисс. К.психол.наук.-19.00.05, М., 1999
  69. , А.Н. Кадры управления в корпорациях / А. Н. Исаенко.США. М., 1988.
  70. Искусство управления конкретными ситуациями / Под ред. Г. Х. Попова. -М, 1987.
  71. Т.С. Психология управления. М: Пед. общество России, 200. — 384 с.
  72. И.В. Стратегия подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя. автореф. дисс. К.психол.наук. — 19.00.13. — Ульяновск. — 1995
  73. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., Экономические новости, 1998, 399 с.
  74. О.Ю. Профессионализация управления инфраструктурой организации непроизводственной сферы (на примере крупного города). -автореф. диссерт. Канд. эконом. Наук. 08. 00.05, М., 1997.
  75. М.А. Психосоциальная идентификация современного российского менеджера предпринимателя — к.псих. н. 19.00.05 — М., 1997
  76. , А.И. Психология хозяйственного управления / А. И. Китов. -М.1982. 521 с.
  77. , А.И. Экспериментальное исследование процесса руководства / А. И. Китов. М.: АПН СССР. 1974. -84 с.
  78. , И.П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум / И. П. Ковалев Л.:Лениздат.1989.
  79. , С. Руководитель и подчиненный / С. Ковалевский. М.: Экономика. 1973.
  80. , С. Семь навыков лидера.: Пер. с англ. / С. Кови.- Минск, 1996.
  81. С.Н. Личностное самоопределение в формировании индивидуального стиля деятельности кадров государственной службы. -к.псих. н. 19.00.13 М&bdquo- 1996
  82. В.И. Деловая оценка управленческого персонала при отборе в кадровый резерв на примере машиностроительного предприятия . автореф. дис. Канд. экон. н. 08.00.05 — М., 1997.
  83. Коммуникационный менеджмент. Сб. докладов. международная академия бизнеса и банковского дела. — Тольятти. — 2000. — 139 с.
  84. М.А. Формирование команд субъектов управленческой деятельности. — М., Пятигорск, РАГС, 2000 — 171 с.
  85. Т.А. Управленческий учет в системе современного менеджмента. — к.экон.н. 08.00.05. Самара, 1997
  86. Е.Д. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера в контексте организационной культуры на примере торговых организаций автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.03, Тверь 1999
  87. Е.П. Психодиагностика в системе отбора, подготовки и переподготовки кадров госслужбы. автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.13, М., 1995
  88. Г. М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.05 М., 1992
  89. С.В. Организационно психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей — автореф. дисс. д. психол.наук. -19.00.11, СПб, 1997
  90. , А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А. И. Кочеткова.- М., Зерцало. 1999.-373 с.
  91. Крегер, 0. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. С англ. / О. Крегер, Дж. Тьюсон М., 1995.
  92. , P.JI. Если вы руководитель / -P.JI. Кричевский М., 1993−352 с.
  93. Кудряшова, J1.Д. Каким быть руководителю / Л. Д. Кудряшова. Л., 1986.- 160 с.
  94. В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях. -автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.13. -М., 1995
  95. С.В. Формирование рефлексивных приемов саморегуляции практического мышления кадров государственной службы. автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.13. -М., 1995
  96. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина.-М.: Высшая школа, 1989. 167 с.
  97. Д.Ю. Менеджмент как социальный институт. Социологический анализ. к. социол. н. 22.00.04- М., 2000
  98. , М. Рассмотрение компетентности в психической концепции совершенствования управления производственной организацией. \ Актуальные проблемы психологии труда: Труды по психологии / М. Кяэрст. Тарту, 1980. -С.40−45.
  99. В.А. Стратегия социального управления. Учебное пособие. Спб., СПбГТУ. — 1998. — 91 с.
  100. А.С. Оценка и развитие управленческого персонала . -Иваново, Ивановский гос.университет. 1999. — 185 с.
  101. А.В. Формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций — автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.01 М., 1997
  102. А.Л. Оптимизация личностно- профессионального развития практического психолога. автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.01, 19.00.13, М, 1999
  103. Т.Н. Организационное консультирование как фактор эффективности деятельности банковских учреждений автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.03 М. — 1997
  104. Т.Н. Банки : организация и персонал. учебно-практическое пособие М., Городец 2000 — 399 с.
  105. О.В. Лидерство в управлении организации. автореф. к.экон.н. 08.00.05.-М., 1997
  106. К.И. Акмеологическое особенности психологической -саморегуляции кадров управления к.психол.н. 19.00.13. -М., 2000
  107. , Л.П. Стиль руководства коллективом / Л. П. Любиш. Л.: Наука. 1986.
  108. М.И. Оценка работы персонала. Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. М., «Бизнес — школа «Интел- синтез», 2001, 144 с.
  109. , Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности / Ю. Ф. Майсурадзе. // Научное управление обществом. Вып. 10. М.: Мысль, 1976. — С.277−311.
  110. , С.Ф. Менеджер за работой / С. Ф. Макаров.- М., 1989.
  111. Т.Н. Развитие конструктивного поведения в конфликтной ситуациях у кадров государственной службы. автореф. дисс. К. психол.наук. — 19.00.13. — М., 1996
  112. Г. И. психолого- акмеологическое консультирование как средство повышение психологической культуры кадров управления. -автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.13, М., 1995
  113. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М. -1996.-308 с.
  114. , У. Управление конфликтными ситуациями и развитие оргнизации / У. Мастенбрук М.: ИНФА — М, 1996.
  115. Менеджмент организации / ред.З. П. Румянцевой М. ИНФА М. 1995.
  116. Менеджмент персонала: подбор и расстановка кадров (учебное пособие)/сост. Ильясов С. М. Махачкала, 1997, 51 с.
  117. , М.Х. Основы менеджмента.: Пер. С англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело ЛТД, 1995. — 702 с.
  118. Методические аспекты подготовки менеджеров информационных и коммерческих служб. Сборник статей. М., Моск. Гос. Ун- т культуры -1998.- 73 с.
  119. Методы практической психологии общения / Ред. Н. В. Кузьминой.- Л. 1990.
  120. А.Н. Культура управления . Учебное пособие для студентов и слушателей. Екатеринбург. 2000. 526 с.
  121. Е.Г. Психология управленческой карьеры дисс. д.психол.наук. -19.00.03. СПб 1994
  122. В.Н. Банковский менеджмент . Учебное пособие. -Волгоград, Политехник. 1999. — 71 с.
  123. И.О. Влияние общих способностей на эффективность решения креативных задач в деятельности банковских служащих -автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.03 Тверь 1996
  124. Л.И. Регионально психологические факторы профессиональной подготовки управленческих кадров на примере системы образования. — к.псих. н. 19.00.05 — М., 1997
  125. Д.Е. Социально-психологические аспекты комплексной оценки персонала организации автореф. дисс. К.психол.наук. 19.00.05 М., 1999
  126. Ч.Ч. Деловое общение руководителя : содержание, структура, процесс реализации (теоретико методологический аспект) -автореф. дисс. К.психол.наук. -М., 19.00.05, 1993
  127. С.Г. Совершенствование организации труда персонала коммерческих банков. автореф. к. экон.н. — 08.00.07 — М., 1998.
  128. О.А. Исследование лидерских качеств руководителей в управлении промышленными предприятиями автореф. дисс. К.эконом.наук. -08.00.05 Новосибирск, 2000
  129. Т.В. Банковский менеджмент . Учебное пособие. СПб, изд — во Спб ГУ Экономики и финансов. — 2000. — 130 с.
  130. А.Г. Компетентность и её значение в управлении производством. // А. Г. Никифоров. Вестник МГУ, сер.13 Теория научного комму низма. ЖЗ, 1980- С. 9 -15
  131. О.А. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника- автореф. дисс.К.психол.наук. -19.00.05, М., 1999
  132. , A.M. Предприимчивость руководителя ./ A.M. Омаров-М., 1990. -56с.
  133. , А.Ю. Управленческое общение / А. Ю. Панасюк,-М., 1990.-112 с.
  134. , Л.А. Кадры управления производством: деятельность, формирование / Л. А. Папулов.- М., 1985.
  135. , Дж. Люди сделают то, что нужно вам. Психология для 90-х. / Дж. Паркинсон.- М., 1996.
  136. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.Мысль. 1971.
  137. Е.В. Анализ соответствия руководящих кадров требованиям профессиональной деятельности . автореф. дисс.к.социолог.наук. — 22.00.04. — Спб, 2000
  138. , Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. Уотерман М., 1986.
  139. , К.К. Структура развития личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986−254 с.
  140. Ю.Д. Совершенствование профессиональной компетентности кадров государственной службы. автореф. дисс. К.психол.наук. — 19.00.13. — М., 1997
  141. , В.А. Технология карьеры / -В.А. Поляков. М., Дело ЛТД. 1995
  142. В.В. Психодиагностика рефлективности как метод социально- психологического исследования управленческой деятельности автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.01, 19.00.05 Ярославль 2000
  143. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. С.-Пб., 2000. — 298 с.
  144. Практикум по психологии менеджемента и профессиональной деятельности/ под ред. Г. Сю. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова С.-Пб., 2001. 448с.
  145. Проблемы подготовки управленческих кадров в современных условиях: состояние и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции 10 апреля 1998 г. / ред. Федоров Н. В. Чебоксары 180 с.
  146. Психология в управлении. Сборник. / Сост. А. М. Зимичев Л.: Лениздат. 1983.
  147. Психология менеджмента. (Конфликт) (учебное пособие)/ сост. Ежов С. Н. Владивосток. — 1997. — 138 с.
  148. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы/ сост. Анисимов О. С. М., РАГС, 1998 .- 198 с.
  149. Психологическая работа с персоналом в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия/ сост. Винокуров Л. В. Спб: ПИТЕР. — 2001. 510с.
  150. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом . учебное пособие. -М.: Аспект пресс, 2000. -284 с.
  151. В.Г. Коммуникативные качества руководителей -автореф. дисс. К.психол.наук. -СПб, 1994, 19.00.05
  152. Пушкина Беляева И. Г. Аттестационо- оценочная деятельность психолога в кадровом менеджменте — автореф. дисс. К.психол.наук. — 19.00.03 Тверь, 2000
  153. Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000 — 157 с.
  154. Н.Ф. Формирование кадровой политики коммерческого банка: отечественный и зарубежный опыт. Учебное пособие. — М.: Хронограф, 1998- 186 с.
  155. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Монография. М., 1999. — 263 с.
  156. Робер, М.-А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман М., 1988.
  157. П.В. Менеджмент как форма социальной практики. -д.социол.н. 22.00.08. Саратов, 2000.
  158. Е.С. Психология профессионального становления личности . автореф. дисс. д.психол.наук. -19.00.01, 19.00.07. М., 1992
  159. Садовникова Крысик Л. Б. Психологические основы подбора и подготовки управленческих кадров. — д.психол.н. — М., 1999
  160. А.Л. Социальная психология управления / А. Л. Свенцицкий Л.:ЛГУ. 1986. — 176 с.
  161. Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования автореф. дисс. д.психол.наук. -19.00.13.-М., 1997.
  162. Ю.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера автореф. дисс. к.психол.наук. -19.00.03.- Спб, 1993.
  163. Современные проблемы и методы совершенствования управления. сборник научных работ. — Спб., под ред. А. В. Федотова, учебный центр подготовки руководителей Издательство Спб ГТУ, 1997 — 198 с.
  164. Современный руководитель: проблемы формирования. Материалы региональной научно-практической конференции. 28−30 апреля 1998
  165. Ш- Магнитогорск. Екатеринбург. Центр подготовки кадров и персонала ОАО
  166. ММК» / под ред. Ошуркова Н. А. Уральская АГС. 1998 — 63 с.
  167. Э.Е. как управлять персоналом. М., «Интел-синтез» Бизнес школа. -1998. — 368 с.
  168. Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко Ростов-на-Дону. Феникс. 1997.
  169. Л.М. Формирование личностных качеств специалиста . Социально-технологический подход. диссерт. к. социолог, н. 22.00.08. -Белгород, 1998
  170. Л. Психологическое консультирование и менеджмент. Взгляд клинициста. М.: Клас. -1999. — 148 с.
  171. В.Н. Зависимость деятельности управленческих кадров от уровня их профессионального творчества . автореф.. к.психол.н. 19.00.13.-М., 1998
  172. В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты для кадровых служб ЧОП и СБ. М., Мир безопасности. — 2001. -111 с.
  173. Р. Эффективный менеджер. Школа бизнеса «Линк"международного менеджмента. Жуковский (Московская обл.) — 1999. — 29 с.
  174. В.В. Менеджмент персонала предприятия. М., Академия народного хозяйства при правительстве РФ «Дело», 1998. — 270 с. L
  175. А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития. теория и практика. М. Московский психолого-социальный институт. — Флинта 1998. 271 с.
  176. А.И. Профессионализация как деятельностная основа кадровой политики. Диссерт. Доктора социолог. Н. 22.00.08. М., 1998.
  177. , Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. Методология и методы социальной психологии / Л. И. Уманский. М. 1977. — 186 с.
  178. Е.Н. Технология обучения руководителей образовательных учреждений преодолению личностных затруднений в управлении автореф. дисс. К .пед.наук. -13.00.01- М., 1999
  179. С.Г. Личностно профессиональное развитие резерва руководящих кадров таможенных органов . Учебно-методическое пособие. — Спб., 2001
  180. А.Р. Профессиональный психологический отбор персонала для работы в сфере сервиса. автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.03 Тверь 1995
  181. И.В. Кадровый менеджмент в условиях формирования рыночных отношений. Диссерт. к социолог. Н. 22.00.03. Саратов, 1999
  182. В.П. Профессионально-психологический отбор персонала управления. Монография. Саратов, Изд-во поволжского межрегионального учебного центра. — 2001. — 31 с.
  183. В.А. Стратегия достижения профессионализма на материале изучения руководителей лечебно-профилактических учреждений автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.13 М., 1997
  184. , Г. А., Эррера Л. М. Управленческое консультирование и конфликтология / Г. А. Хрипков, Л. М. Эррера. Новомосковск. 1999.-133 с.
  185. М.В. Психологические средства повышения инновационного потенциала руководителя — автореф. дисс. К.психол.наук.-19.00.01 — Киев, 1989.
  186. К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности — автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.01, Ярославль 1996.
  187. В.В. Развитие интеллекта руководителя. Социально-психологический анализ на примере руководителей аппарата государственной службы автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.05, М., 1995
  188. Р.Х. Актуальные проблемы отбора, найма и оценки персонала. автореф. дисс. К.эконом.наук. -08.00.05 19.00.01 Ярославль 1999
  189. Шац Л. Г. Подготовка банковского персонала современной стратегии развития. автореф. дисс. К.эконом.наук. — 08.00.07., СПб., 1997.
  190. З.К. Направленность личности руководителя (Диагностика и коррекция на примере руководителя среднего звена государственного предприятия) автореф. дисс. К.психол.наук. -19.00.05, СПб, 1995
  191. Швальбе, Личность, карьера, успех. Психология бизнеса / Б. Швальбе, Х.Швалбе.-М., 1993.
  192. , В.М. Управленческая психология / В. М. Шепель.- М., 1984.
  193. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., Народное образование. — 1999. — 430 с.
  194. Г. В. Основы кадрового менеджмента, учебник для ВУЗа . -Киев 1999,280 с.
  195. М.А. Социально-психологические проблемы комплексной оценки руководящих кадров (на примере нефтяной промышленности) -к.социол.н. 22.00.03. — М., 1994
  196. , В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология / В. А. Ядов.-Л.: ЛГУ, 1979 с. 106−120.
  197. , Л. Карьера менеджера. М., 1990.
  198. Л.А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя. автореф. дисс. К.психол.наук.-19.00.05 СПб, 1988
  199. D.W. & Grant D.L. The assessment center in the measurement of potential for business management// Psychological Monographs, Vol. 80, № 625 1966
  200. Finkle R.B. Managerial assessment centers // Handbook of industrial and organization psychology / Ed. By M.D.Dunnette. Chicago: Rand McNally, 1976. P. 864−888.
  201. Guion R.M. Personnel testing. N.Y.: McGraw-Hill, 1 965 200. //Personnel Psychology, Vol. 39(4), 1986. P. 811−826
  202. Ghiselli E.E. The validity of aptitude tests in personnel selection. Personnel psychology, Vol. 26, 1973. P. 461−477.
  203. Gough H. Personality and Personality assessment// Handbook of industrial and organization psychology/ Ed. By M.D.Dunnette. Chicago: Rand McNally, 1976. P. 579
  204. M., Ghiselli E.E. & Porter L.W. Cultural Patterns in the Role of the Manager // Industrial Relations, N 2, 1963 P. 95−117
  205. Heneman R.L. The relationship between supervisory ratings and results-oriented measures of performance: A meta analysis Huck J.R. Assessment centers: A review of external and internal validities // Personnel psychology Vol. 26, p. 191−212, 1973
  206. Kraut A. I. Prediction of managerial success by peer and training -staff ratings // Journal of Applied Psychology, Vol.60, 1975. P. 14−19
  207. Landy F.J. Psychology of Work Behavior. 4th Ed. Brooks: Cole Publishing Company Pacific Grove, 1989 P.91
  208. G.H. & Stringer P.A. Motivation and organizational climate. Boston: Harvard Business School, Division of Research, 1966.
  209. W.J., Albright L.E., Glennon J.R. & Owens W.A. The prediction of research competence and creativity from personal history // Journal of Applied Psychology Vol.45,1961, P. 59−62.
  210. R.N. & Dunnette M.D. Influence of dogmatism, risk- taking propensity and intelligence on decision making strategies for a sample of industrial managers // Journal of applied psychology, Aug., 1974, P. 420- 423.
Заполнить форму текущей работой