Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Диссертация
На научно-практическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется обнаруженным несоответствием между параллельно идущими исследованиями в области фундаментальной психологической науки и практики. Так, в теоретических исследованиях рассматриваются вопросы развития коммуникативной сферы личности человека в целом, структура его коммуникативных способностейв практических… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей дошкольников: нормально развивающихся и с расстройствами аутистического спектра
- 1. 1. Психологическая сущность коммуникативных способностей
- 1. 2. Особенности коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста: нормально развивающихся и с расстройствами аутистического спектра
- 1. 3. Анализ психодиагностического инструментария по выявлению особенностей развития коммуникативных способностей у дошкольников
- 1. 4. Особенности коррекционной работы психолога при нарушениях развития коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Содержание экспериментально — психологического исследования особенностей развития коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра и его результаты
- 2. 1. Организация и условия выявления особенностей коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра
- 2. 2. Направления коррекционной работы специального психолога, способствующие развитию коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
- 2. 3. Анализ динамических изменений развития коммуникативных способностей в процессе коррекционной работы и оценка динамики на контрольном этапе эксперимента
- 2. 4. Методические рекомендации по работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра, способствующей развитию у них коммуникативных способностей
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Алвин, Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом Текст. / Дж. Алвин, Э. Уорик. М.: Теревинф, 2004. — 208 с.
- Алмазова, О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма Текст. / О. В. Алмазова, СЛ. Мазалова // Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2002 — № 1 — с.47−54
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет воспитания Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1980. — т.2. — с 10−25
- Андреева, Г. М. Психология социального познания Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Изд. второе, перераб. и доп. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000.- 288с.
- Андреева, Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности Текст. / Г. М. Андреева, Я. Яноушек // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-301 с
- Анцыферова, JI. И. Методические проблемы психологии развития Текст. / Л. И. Анцыферова // Принципы развития в психологии. М.: Наука, 1997. -368 с.
- Ю.Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма Текст. / Ф. Аппе — М.: Теревинф, 2006. 216с.
- Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе Текст.: материалы к спецкурсу) / под ред. С. А. Морозова. М.: СигналЪ, 2002. — 246 с.
- Баенская, Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития Текст.: методическое пособие / Е. Р. Баенская, M. М. Либлинг -М.: «Экзамен», 2004. 128 с.
- Баенская, Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста Текст. / Е. Р. Баенская //Дефектология. 1999. — № 1, — С. 47 — 54.
- Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей Текст.: учебное пособие. / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский М.: УМК «Психология», 2003. — 320 с.
- Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности Текст. / А. В. Батаршев М.: ВЛАДОС, 2001. — 176с.
- Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению Текст. / А. В. Батаршев СПб.: Питер, 2006. — 176с.
- Башина, В. М. Аутизм в детстве Текст. / В. М. Башина М., Медицина, 1999.-240 с.
- Башина, В. М. Ранняя детская шизофрения Текст. / В. М. Башина М., Медицина, 1980.-248 с.
- Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я Текст. / Б. Беттельхейм. — М.: Академический Проект: Традиция, 2004. — 784с.
- Бодалёв, А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалёв // Избр. тр.— М.: Педагогика, 1983. 271с.
- Бойков, Д. И, Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности Текст.: учебно-методическое пособие. / Д. И. Бойков -СПб.: КАРО, 2005. -288с.
- Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, Зинченко, Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
- Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Бэрон, Р. Агрессия Текст.: пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон СПб. Изд-во «Питер», 1997. — 352 с.
- Васильев, Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Г. С. Васильев М., 1977. — 26 с.
- Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации Текст. / М. Ю. Веденина // Сообщение 1 Дефектология, 1997, — № 2. с 31−40
- Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации Текст. / М. Ю. Веденина, О. Н. Окунева // Сообщение 2 — Дефектология, 1997.- № 3. с 15−20
- Веденина, М. Ю. Терапевтическая роль игры в формировании механизмов экспансии у аутичного ребенка Текст. / М. Ю. Веденина // Дефектология, 1991. -№ 1
- Вейс, Т. Й. Как помочь ребенку? Текст. / Т. И. Вейс М.: Московский Центрвальдорфской педагогики, 1992. 168 с.
- Вердербер, К. Психология общения Текст. / Р. Вердербер, К. Вердербер -СПб: прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. 320 с.
- Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии Текст. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер М.: Просвещение, 1967 — 207 с.
- Вроно, М. Ш. Шизофрения у детей и подростков Текст. / М. Ш. Вроно -М. 1971.- 128 с.
- Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии Текст. / Л. С. Выготский // Сост. Т. М. Лифанова М.: Просвещение. 1995. — 527с.
- Выготский, Л. С. Проблемы развития психики Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский // Собр. соч., М .: Педагогика, 1983. — т. 3. — 368 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии Текст.: в 6 т. // Собр. соч., М.: Педагогика, 1983 — т.4. — с. 243 — 385
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. № 6. — С, 62 — 76.
- Выготский, Л. С. Психология Текст. / М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии М.: Наука, 1966. — С. 236 — 277.
- Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П. Я. Гальперин М.: МГУ, 1985.- 45 с.
- Гилберт, К. Аутизм у детей: медицинские и педагогические аспекты Текст. / Гилберт К., Питере Т СПб., ИСП и П, 1998. — 144 с.
- Глозман, Ж. М. Личность и нарушения общения Текст. / Ж. М. Глозман -М.: Изд-во Московского Ун-та, 1987. 148 с.
- Гриншпун, Б. М. Развитие коммуникативных умений дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью Текст. /Б. М. Гриншпун, В. И. Селеверстов // Дефектология 1988.- № 3. — с.81−84
- Дети с нарушением общения Текст. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е.
- Р. Баенская и др.- М., Просвещение, 1989. — 95 с.
- Дети с нарушениями развития Текст.: Хрестоматия. / Сост. В. М Астапов М: Международная педагогическая академия, 1995. — 264 е.
- Детский аутизм. Хрестоматия Текст.: Издание 2-е переработанное и дополненное. / Сост. Л. М. Шипицына СПб. Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. -368 с.
- Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 104 с.
- Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников Текст. / М. Ермолаева //Дошкольное воспитание. 1995. № 9. — с.21−28
- Зейгарник, Б. В. Патопсихология Текст. / Под. ред. А. С. Спиваков-ской М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 576с.
- Каган, В. Е. Аутизм у детей Текст. / В. Е. Каган Л., Медицина, 1981.- 190 с.
- Каган, В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье Текст. / В. Е. Каган-СПб: Фолиант, 1996. 155 с.
- Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование Текст.: автореф. канд. дис. / А. А. Кидрон Л., 1981.-22 с.
- Климась, Д. Г. Эмоциональная регуляция у детей с расстройствами аути-стического спектра в 6−10 лет Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Д. Г. Климась М.: Изд-во МГУ, 2008 — 30 с.
- Клюев, Е. В. Речевая коммуникация Текст. / Е. В. Клюев М.: Приор, 1998,-224 с.
- Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста Текст. / В. В. Ковалёв М.: Медицина, 1979.- 608 с.
- Ковалев, Г. А. О психологическом содержании социально-перцептивных способностей в контексте возможностей их оптимизации Текст. / Г. А. Ковалёв // Психолого-педагогические проблемы общения М., 1979. С. 35—42.
- Коммуникативная деятельность педагога Текст.: учебное пособие / Сост. Е. В. Яфарова — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 60 с.
- Коханов, Е. Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз) Текст. / Е. Ф. Коханов // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. № 5 с. 26−27
- Кравцова, Е. Тышенбаева А., Степанова В. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении Текст.: метод, рекоменд. / Е. Кравцова, А. Тышенбаева, В. Степанова // Школьный психолог, 2004. № 39, 40,41, 42, 44, 45, 46
- Кузьмина, М. Аутизм: История с бобрами Текст. / М. Кузьмина // Школьный психолог, 2000. № 47,48.
- Кучинский, Г. М. Психология внутреннего диалога Текст. / Г. М. Ку-чинский Минск: Университетское. 1988. — 304 с.
- Лебедева, Л. Д. Практика атрттерапии: подходы, диагностика, система занятий Текст. / Л. Д. Лебедева // СПб.: Речь, 2003. 256с.
- Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма Текст. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология, 1987. № 6. Сообщение 1, с. 10−16
- Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма Текст. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология, 1988. № 2. Сообщение 2, с. 10−15
- Лебединская, К.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма Текст. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1994. — № 2. -С. 3−8.
- Лебединская, К. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма Текст. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей М.: АПН СССР, 1988. -188 с
- Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма Текст. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская М: Просвещение, 1991.- 96 с.
- Лебединская, К. С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм Текст. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская М.: Просвещение, 1989. — 95 с.
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей Текст. / В. В. Лебединский М.: МГУ, 1980. — 165 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев /2-е изд., испр. идоп. / — М.: Смысл, 1997. — 351 с.
- Леонтьев, А. Н. Глава о способностях Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии, 2003. № 2 — с. 7−13
- Либлинг, M. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка Текст. / M. М. Либлинг // Дефектология, 1996.-№ 3. с. 56−67
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения Текст. /М. И. Лисина М.: Педагогика, 1986. — 148 с.
- Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии М., 1975, с. 124−135
- Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) Текст. / В. И. Лубовский М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Текст. / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина СПб, Изд-во «Речь», ТЦ «Сфера», 2001. — 190с.
- Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) Текст. / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина СПб, Изд-во «Речь», ТЦ «Сфера», 2001. -175с.
- Макаров, В. В., Психотерапия нового века Текст. / В. В. Макаров М.: Академический проспект, 2001. — 497 с.
- Мак-Кендлесс, Ж. Дети, у которых голодает мозг Текст. / Ж. Мак-Кендлесс 2005
- Максимова, Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности Текст.: автореф. канд. дис. / Р. А. Максимова-Л., 1981.-22 с.
- Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии Текст. / И. И. Мамайчук СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
- Мамайчук, И. И. Психокоррекционнные технологии для детей с проблемами в развитии Текст. / И. И. Мамайчук СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
- Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы родителям и педагогам по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии Текст. / Е. М. Мастюкова М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
- Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб.: 1994. — с. 178 — 186, 248 — 254.
- Микиртумов, Б. Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста
- Текст. / Б. Е. Микиртумов, А. Г. Кощавцев, С. В. Гречаный СПб: Питер, 2001. — 256 с.
- Моржииа, Е. История Никиты Текст. / Е. Моржина // Школьный психолог, 2004 № 43
- Морозов, С. А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу) Текст. / С. А. Морозов М: СигналЪ, 2002. — 108 с.
- Морозова, С. С. Методические указания по работе с детьми с осложненными формами аутизма Текст.: в 2 ч. // Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции / Под ред. С. А. Морозова // М, 2001.ч. 1 -116 с.
- Морозова, С. С. Методические указания по работе с детьми с осложненными формами аутизма Текст.: в 2 ч. // Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции / Под ред. С. А. Морозова // М, 2001.ч. 2 — 92 с.
- Морозова, С. С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии Текст. / С. С. Морозова // Аутизм: Методические рекомендации по коррекционной работе М., 2002. — С. 120 — 151.
- Морозова, Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме Текст. / Т. И. Морозова // Дефектология, 1990, № 5.- с. 59−66.
- Морозова, Т. И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичной школьной дезадаптации Текст. / Т. И. Морозова // Социальная и клиническая психиатрия -1992.-Т.2, вып.2.-С. 93 -96.
- Морозова, Т. И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме Текст. / Т. И. Морозова // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции М., 2001. — С. 102 — 131.
- Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребёнка Текст. / Э.
- Мэш, Д. Вольф СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
- Никольская, О. С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / О. С. Никольская М., 1985. — 22 с.
- Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей Текст. / О. С. Никольская // Дефектология. 1995.- № 2.- С. 8−17.
- Никольская, О.С. Аутизм дома и в школе Текст. / О. С. Никольская // Школьный психолог, 1998. № 7 10.
- Никольская, О. С. Аутизм дома и в школе Текст. / О. С. Никольская // Школьный психолог, 2002. № 7 11.
- Никольская, О. С. Об аутизме Текст. / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг // Школьный психолог, 2004. № 43
- Никольская, О. С., Аутичный ребенок. Пути помощи Текст. / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг М.: Теревинф, 1997. — 227с.
- Никольская, О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение Текст. / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская — М.: Теревинф (Особый ребенок), 2005.—224 с.
- Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей Текст. / Л. Г. Нуриева -Теревинф, 2003. 122 с.
- Общение в детском саду и семье Текст. / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стёркиной М.: Педагогика, 1990.- 152с.
- Организация специализированной помощи при РДА (методические рекомендации) Текст. / Сост. Башина В. М. и др. М.: Исцеление, 1989 — 26с.
- Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин М., «Мысль», 1978. — 348 с.
- Парыгин, Б. Д. Социальная психология Текст. / Б. Д. Парыгин Проблемы методологии, истории и теории — СПб, 1999. — 616 с.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении Текст. / Л. А. Петровская
- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216с.
- Петровский, А. В. Индивид и его потребность быть личностью Текст. / В. А. Петровский, В. А Петровский // Вопросы философии, 1982, № 3.
- Питере, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию Текст. Книга для педагогов-дефектологов / под науч. ред. JI. М. Шипи-цыной, Д. Н. Исаева М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
- Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Текст.: в 8 кн. / М. Питерси, Р. Трилор -М., 1998. кн. 2- 116 с.
- Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Текст.: в 8 кн. / М. Питерси, Р. Трилор -М., 1998. кн. 3 — 100 с.
- Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Текст.: в 8 кн. / М. Питерси, Р. Трилор -М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. кн. 8 — 86 с.
- Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития Текст.: Методическое пособие / под ред. О. С. Никольской М., «Теревинф», 2001.128 с.
- Проблема общения в психологии Текст. / Под ред. А. А. Бодалева М.: АН СССР, 1981 —278 с.
- Программа по обучению родителей аутичных детей навыкам эффективного общения и развития игры Текст. / Сост. И. А. Львова, Н. И. Пра-ведникова М., 1995. — 18 с.
- Райт, В. Руководство по аутизму Текст. / В. Райт Центр Лювена, VSO -2003.-115 с.
- Развитие общения у дошкольников Текст. / Под ред. А. Г. Рузской М: Педагогика, 1989. — 288 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста Текст. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович М.: Педагогика, 1986. — 172 с.
- Ремшмидт, X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение Текст. / X. Ремшмидт М.: Медицина, 2003 — 120 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн М., 1989. -Т.1.-485 с.
- Рубинштейн, С. Л, Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн М., 1989. — Т.2. — 322 с.
- Рычкова, Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика Текст. / Н. А. Рычкова М. «Гном-Пресс», 1998. — 100 с.
- Сатмари, П. Дети с аутизмом / П. Сатмари СПб.: Питер, 2005. — 224 с.
- Семаго Н.'Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога Текст. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- Семаго, Н. Я Диагностический комплект: Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов" Текст: диагностический альбом. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго М.: «АРКТИ», 2003.-46 с.
- Семаго, Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования Текст.: методическое пособие. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго -М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
- Соколов, А. В. Введение в теорию социальной коммуникации Текст. / А. В. Соколов СПб., 1996. С. 24—28
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Психология развития человека: развитие субъектной реальности в онтогенезе.- М., Школьная пресса, 2000. — 416 с.
- Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья Текст. / А. С. Спиваковская // В 2 т. М. ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.-Том 1.-304 с.
- Спиваковская, А. С. Нарушение игровой деятельности Текст. / А. С. Спиваковская М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980 — 132с.
- Способности и склонности: Комплексные исследования Текст. / под ред.
- Э. А. Голубевой // Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста Текст. / под общей редакцией С. Ю. Циркина СПб.: Издательство «Питер», 1999.-752 с.
- Старкова, 3. А. Из опыта работы учителя дефектолога с аутичным ребенком Текст. / 3. А. Старкова // Дефектология. 2000. № 6. — с. 75−77
- Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста Текст. / Г. Е. Сухарева М., Медицина, 1974. — 320 с.
- Теплов, Б. М. Способности и одаренность Текст.: в 2 т. / Б. М. Теплов // Избр. тр.— М.: Наука, 1985. Т.1.- 402 с.
- Терещук, Р. К. Общение и избирательное взаимоотношение дошкольников Текст. / Р. К. Терещук Кишинев, 1989 — 99с.
- Ткачева, В. В. К вопросу о создании системы психолого педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Текст. / В. В. Ткачёва //Дефектология, 1999. — № 3 — с. 30−36
- Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Текст. / В. В. Ткачёва // Дефектология 1998. № 1 — с. 3 — 9
- Ульянова, Р. К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми Текст. / Ульянова Р. К. // газета «Педагогический поиск», 1999. № 9
- Феррари, Пьер. Детский аутизм Текст. / Пьер Феррари М.: РОО «Образование и здоровье», 2006 — 128с.
- Хаустов, А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом Текст.: Дис. канд. психол. наук / А. В. Хаустов М., 2005. — 176 с.
- Хацапфель, В. Дети, нуждающиеся в особом уходе Текст. / В. Хацапфель Калуга. Духовное познание. 1999.
- Хейссерман, Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка Текст. / Э. Хейссерман — М., 1964. 404 с.
- Христидис, Т. В. К проблеме развития коммуникативных способностей и коммуникации специалиста социально-культурной сферы Текст. / Т. В. Христидис // Культура: управление, экономика, право 2002, № 2 — с. 27−28
- Шадриков, Е. Д. Введение в психологию способностей Текст. / Е. Д. Шадриков М.: Логос, 2002. — 160 с.
- Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога Текст. / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 320 с.
- Шорохова, Е. В. Общение и социальная регуляция поведения индивида Текст. / Е. В. Шорохова, А. Г. Журавлёва, Б. Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — 368 с.
- Экслайн, В. Развитие личности в игровой терапии (Дибс в поисках себя) Текст.: Пер. с англ. / В. Экслайн М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2000. — 256 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология Текст. / Д. Б. Эльконин М.: Просвещение, 2004.-384 с.
- Эльконин, Д. Б, Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Эльконин, Д, Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Избранные психологические труды. Под ред. Д. И. Фальдштейна. М.: Просвещение, 1995.-414 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция Текст. / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг М., Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.
- Юхансон, И. Особое детство Текст. / И. Юхансон М.: Центр лечебной педагогики, 2001 — 168 с.
- Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия Текст. / Е. А. Янушко М.: Теревинф, 2004 — 136 с.
- Baron-Cohen, S. Autism and symbolic play Text. / S. Baron-Cohen // British Journal of developmental psychology. 1987. — Vol.5. — pp. 139 — 148.
- Frith U. Autism: explaining the enigma Text. / U. Frith Oxford, UK: Blackwell, 1989. — 204 p.
- Rutter M. Autism and pervasive developmental disorders: concepts and diagnostic issues Text. / M. Rutter, E. Schopler // Journal of autism and developmental disorders. 1987. — Vol.17. — pp. 159 — 186.
- Wing L. The autistic spectrum Text. / L. Wing London: Constable, 1996. -578 p.