Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие социально-аксиологического потенциала кадров управления как условие снятия отчуждения в системе государственной службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе установлены ценностные основания и аксиологическая значимость развития потенциала кадров управления для снятия состояния «отчужденности» государственных служащих и преодоления отчуждения органов государственного управления от общества, подтверждено возрастание роли профессионального образования в формировании нового типа государственного служащего, выявлено его значение в обеспечении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социальная природа отчуждения
    • 1. 1. Историко-философский анализ феномена отчуждения в обществе
    • 1. 2. Специфика отчуждения в системе государственного управления
  • Глава II. Развитие креативных, профессиональных и нравственно аксиологических возможностей кадров управления — условие снятия отчуждения в системе государственной службы
    • 2. 1. Творческая деятельность как необходимый элемент управления, условие снятия отчуждения
    • 2. 2. Развитие профессионализма государственных служащих как способ снятия отчуждения
    • 2. 3. Нравственная надежность и ответственность как условие эффективности государственного управления

Развитие социально-аксиологического потенциала кадров управления как условие снятия отчуждения в системе государственной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях, когда происходит становление новой модели государственного управления, идет поиск путей выхода из кризиса, следствием которого является потеря социальных, ориентиров, а также усилившееся отчуждение общества от власти, а государственного аппарата от народа, исследование проблемы отчуждения в системе государственной службы и выработка механизма его снятия становятся весьма своевременными и актуальными.

Исследование процессов отчуждения является одной из основных проблем современного философского знания. Актуализация этой проблематики детерминирована развитием техники и информации, увеличившими масштабы отчуждения и самоотчуждения человека, в том числе и в системе государственной службы как социального института.

Понятие «Государственная служба» (State Serviceпо общепринятому названию в мировой практике государственная/гражданская служба — Civil Serviceиногда именуемая правительственной службой — Government Service) -используется в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле этим понятием обозначают любую профессиональную деятельность в любых органах государственной власти, на государственных предприятиях и в государственных учреждениях. В узком смысле — государственная службааппаратная деятельность в органах государственной власти.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» понятие государственной службы используется только в узком смысле и определяется только как «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов управления"1.

Результат теоретических исследований, обзор опыта и тенденций развития государственной службы в нашей стране и за рубежом позволяют.

1 Федеральный закон. 4.1. Ст. 2.1. очертить круг проблем, с которыми российское общество сталкивается в связи с развитием рыночных отношений, вхождением в новое социально-экономическое пространство, возрастанием влияния теневого капитала на государственное управление. К ним относятся:

— коррупция чиновников как следствие элиминации их ценностных ориентаций при приеме на государственную службу;

— противостояние внедрению новых кадровых технологий диагностики персонала, позволяющих определить профессиональную направленность личности, творческие способности, инновационное мышление и т. д.;

— отсутствие карьерной стратегии, мотивации развития и реализации личностного потенциала государственных служащих и др.

Поэтому государственная служба подвержена процессам отчуждения, с одной стороны, как социальный институт общества и с другой — как взаимодействие людей, осуществляющих управление. Эти процессы требуют анализа и выработки путей преодоления, снятия отчуждения.

В философской литературе уделялось и уделяется определенное внимание вопросам отчуждения в обществе, более всего рассматриваются аспекты экономического, политического и нравственного отчуждения.

Исследователи феномена отчуждения по-разному интерпретировали этот термин, но все размышления в конечном итоге были об одном и том же — об обществе и человеке, о потере им смысла и цели своей конкретной деятельности и, подчас, смысла жизни в целом. «Невозможно составить себе полное представление о деятельном творческом человеке, который своими руками создает и осваивает предметный мир, без понятия «отрицание продуктивности», или «отчуждения"1, — писал Э.Фромм.

Историко-философский анализ феномена отчуждения свидетельствует, что в процессе развития теории термин отчуждение получал в разные эпохи различную содержательную наполненность. Систематизируя основные характеристики этого феномена, мы имеем возможность акцентировать.

1 Фромм Э. Ф. Душа человека. -М., 1998. С. 616. внимание на том обстоятельстве, что отчуждение затрагивает все стороны человеческой жизнедеятельности. В сознании и самосознании отчуждение выступает как аберрация сознания, девальвация духовных ценностей, экзистенциальная фрустрацияв деятельности — как порочная практика имитации управления, манипулирования сознаниемв отношенияхнарастание индивидуализма, страх, утрата доверия.

Состояние теоретической разработки. Философский анализ отчуждения имеет давнюю традицию, уходящую своими корнями в античную философию. Ещё Гераклит, Платон, Аристотель, не употребляя этого термина, уделяли процессам отчуждения большое внимание.

Перешедший из латинского в современные европейские языки термин «альенация», переводимый как отчуждение, стал одним из распространенных философских терминов. Как категория отчуждение первоначально складывалась на базе общественно-политической проблематики государства и собственности в работах философов XVII и XVIII вв. Т. Гоббса, Д. Локка, К. А. Гельвеция, Г. Мабли, Г. Фостера, И. Г. Фихте и др.

Научная разработка понятия «отчуждение» связана прежде всего с такими именами, как Ж.-Ж.Руссо, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и т. д.

В историческом, ретроспективном плане концепцию отчуждения наиболее полно и всесторонне разработали Гегель и Маркс. Различия и даже противоположность мировоззренческих позиций и методологии исследования социальных явлений не помешали им создать теорию отчуждения, которая содержит классические моменты.

Гегель трактовал отчуждение предельно широко: в процессе жизнедеятельности человека мир, который его окружает, включая природу и произведенные продукты, становится для него чуждым, отторгнутым. Более того, в результате деятельности людей совершается превращение (переход) их имманентных созидательных сил и способностей в иную форму существования (бытия), а именно — в форму предмета. Такое опредмечивание Гегель отождествлял с отчуждением. Весь объективный мир тем самым выступает как отчужденный дух, самопознание которого — предпосылка снятия отчуждения.

Исходя из учения К. Маркса, отчуждение человека имеет своим непосредственным основанием общественное и техническое разделение труда и обусловленную этим частную собственность. По его мнению, отчуждение труда есть причина и основа всех других форм отчуждения.

Проблематику отчуждения с разных сторон исследовали виднейшие представители экзистенционализма (М.Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П.Сартр, К. Ясперс), зарубежной социологии (М.Вебер, Г. Маркузе), теоретики психоанализа (З.Фрейд, Э. Фромм), политологии и других общественных наук.

Специфическая методология исследования отчуждения прослеживается в работах русских философов В. Соловьева, Н. Бердяева, Л.Шестова.

Эта солидная философская традиция продолжена в работах И. Нарского, Т. Ойзермана, А. Миголатьева, М. Мамардашвили, А. Грицанова, В. Овчаренко, С. Ковалева и др.

Отчуждение проявляется в различных сферах существования и развития общества и имеет различные модификации. Сложно дать исчерпывающий ответ на вопрос «что такое отчуждение?», ибо отчуждение рассматривается как процесс (Гоббс, Маркс, Гегель) и как наличное состояние общества (Ф.Ницше, Х. Ортега-и-Гассет). Своеобразную интерпретацию отчуждения дают представители экзистенциализма, когда говорят о самоотчуждении личности, «мучительном расщеплении сознания человека». Таким образом, исходным пунктом для создания концепции исследования проблемы развития социально-аксиологического потенциала как условия преодоления отчуждения в государственной службе послужили идеи и философские традиции понимания отчуждения в классической и неклассической парадигме философствования.

Опираясь на эту традицию, мы исследовали отчуждение в одном из социальных институтов общества — государственной службе и выявили пути его снятия и преодоления. В связи с этим мы обращаемся к многочисленным научным исследованиям, посвященным государственной службе как профессиональной, творческой, когнитивно-аксиологической деятельности, к работам Г. Атаманчука, Г. Водолазова, В. Граждана, А. Деркача, А. Емельянова, В. Мальцева, В. Матирко, В. Мельникова, Е. Охотского, С. Пирогова,.

A.Понеделкова, В. Сулемова, А. Яковлева и др.

При всем многообразии и многоплановости исследований системы государственного управления следует отметить, что ряд аспектов, касающихся эффективности государственного управления во взаимосвязи с преодолением феномена отчуждения в системе государственной службы практически не находят отражения. Так, существует ряд подходов к оценке эффективности управления, в которых эффективность государственного управления оценивается по степени защищенности интересов общества и государства (В.Г.Игнатов, И.С.Харченко), по уровню жизни населения (А.И.Яковлев,.

B.М.Ермаков) или во взаимосвязи с модернизацией общественного устройства (Г.Г.Водолазов), легитимности власти (О.Ф.Шабров).

В обобщенном виде критерии эффективности деятельности управленческих органов и должностных лиц (критерии конкретной социальной эффективности) даны в работе Атаманчука Г. В. «Теория государственного управления», где наряду с критериями, отражающими компетентность, законность решений и действий, реальность управляющих воздействий, правдивость и целесообразность управленческой информации, последним критерием рассматривается «нравственный, состоящий в морально-идеологическом влиянии управленческой деятельности на внешнюю среду, на людей, с которыми управленческие лица соприкасаются, взаимодействуют, совместно решают различные проблемы"1. Таким образом, государственная служба исследуется в большей мере как социальный институт, как процесс взаимодействия людей.

Наиболее близко к проблеме отчуждения в системе государственного управления подошли В. Бойков, С.Шихлинский. В то же время следует отметить, что, например, С. Шихлинский в работе «Некоторые проблемы.

1 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. -М., 1997. С. 364. реформирования государственной службы", анализируя природу отчуждения в государственной службе, отмечает, что процессу отчуждения подвержены все социальные институты и субъекты, и государственная служба в том числе, не выделяя специфику отчуждения именно в государственной службе, не исследует досконально способы снятия отчуждения в государственной службе, ограничиваясь декларативными суждениями о том, что способами преодоления отчуждения в государственной службе являются установление цивилизованных отношений между государством и гражданским обществом, демократизация государственной службы. Нам представляется это недостаточным, поскольку не изучены особенности отчуждения в государственной службе, не раскрыт механизм снятия отчуждения. Это послужило основанием для формирования проблемы исследования и формулировании гипотезы о зависимости эффективности государственного управления от снятия отчуждения в системе государственной службы посредством развития социально-аксиологического потенциала кадров управления.

Цель и задачи исследования

Цель и задачи, поставленные в работе, вытекают из понимания и постановки проблемной исследовательской ситуации, на которую ориентировался автор. Эта проблемная ситуация может быть сформулирована в форме вопросов о том, какова ситуация отчуждения в системе государственной службы как социальном институте, в чём специфика его проявления и каковы пути и способы, механизмы снятия этого отчуждения.

Решение данной проблемы предопределило цель исследования, которая заключается в разработке механизма снятия отчуждения в системе государственной службы на основе философско-методологических, теоретических и прикладных исследований, а также анализа кадрового потенциала органов государственного управления.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— выявить специфику отчуждения в системе государственной службы, основываясь на традициях осмысления отчуждения в классической и неклассической философской парадигме;

— определить ключевые аксиологические характеристики, позволяющие снимать отчуждение в системе государственной службы;

— разработать механизм снятия отчуждения путем обращения к социально-аксиологическому потенциалу кадров управления;

— раскрыть роль когнитивно-деятельностной ориентации кадров управления как условия снятия отчуждения;

— показать роль профессионального развития кадров управления как способа снятия отчуждения;

— разработать рекомендации по развитию профессионализма кадров управления, опираясь на теоретические и практические результаты исследования;

— обосновать зависимость эффективности государственного управления от социально-аксиологического потенциала кадров государственной службы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает феномен отчуждения в обществе в сопряжении с экономическими, политическими и социокультурными ситуациями.

В качестве предмета исследования рассматриваются специфика отчуждения в системе государственной службы и механизм его преодоления.

Теоретико-методологическое основание. Теоретическую и методологическую основу исследования составили общефилософские принципы дополнительности и моделирования, системный и деятельностный подходы, различные методы изучения социальных явлений, в том числе сравнительно-исторический, гипотетико-дедуктивный, логикоэкспериментальный, социологический (формализованный опрос), а также инструментальные методы диагностики персонала (психологическое тестирование и др.). Единство теоретических и методологических принципов, комплексное использование вышеназванных методов, позволили выявить и осознать разные стороны кадровых процессов и отношений в системе государственной службы.

Основным методологическим средством явился системно-интегративный анализ. Это значит, что мы анализируем общество как сложную целостную систему, выявляя в этой системе срез, исследуемый нами. Этим срезом являются кадры управления, государственная служба как социальный институт, с его особенностями и перспективой развития. Этот подход позволил выявить системообразующие, интегративные факторы, обуславливающие развитие отчуждения, пути и способы его снятия.

В диссертации исследованы работы представителей различных школ и направлений в философии, социологии, теории управления, психологии и акмеологии.

Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований, психодиагностики, нормативная модель государственного служащего, анкетный опрос на предмет изучения ценностных ориентаций, нравственной культуры государственных служащих, их мотивации эффективной деятельности, потребности в профессиональной подготовке.

Экспериментальная работа по теме проводилась в органах исполнительной власти субъекта Федерации и местного самоуправления.

Исследование включало три взаимосвязанных этапа:

1-й этап — разработка концептуальных основ профессионального развития управленческих кадров как основного способа снятия отчуждения в системе государственной службы;

2-й этап — формирование исходных позиций исследования, начало обучающего эксперимента;

3-й этап — систематизация и интерпретация материалов исследования, адаптация новых кадровых технологий, разработка рекомендаций для внедрения в практику.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые выдвинут концептуальный вариант зависимости эффективности государственного управления от преодоления феномена отчуждения в системе государственной службы посредством развития социально-аксиологического потенциала кадров управления. Это заключается в следующем:

— выявлена специфика отчуждения в системе государственной службы, которая проявляется в личностно-психологическом, профессиональном и социальном (коллективном) отчуждении кадров управления, вызванном глобальными и локальными (поведенческими) аномалиями;

— рассмотрены особенности отчуждения в системе государственной службы через дефиниции «социальной напряженности», «гражданского самочувствия народа», «бюрократизма», «конформизма» и т. д.;

— исследовано отчуждение в системе государственной службы как выражение противоречия между компетенцией и компетентностью;

— применен акмеологический подход к анализу социально-аксиологического потенциала кадров управления;

— сформулированы способы снятия отчуждения посредством развития когнитивно-деятельностной ориентации кадров управления.

В результате на защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность государственного управления существенно зависит от субъективного фактора — снятия личностно-психологического, профессионального отчуждения государственных служащих, обеспечивающего преодоление отчуждения государственной службы как института управления государством и обществом от народа.

2. Механизмом снятия отчуждения является актуализация общечеловеческих, нравственно-аксиологических и акмеологических принципов в системе государственной службы, а также когнитивность, самоидентификация и самореализация личности государственного служащего.

3. Основным способом снятия отчуждения выступает научная и профессиональная подготовка, обеспечивающая развитие социально-аксиологических возможностей кадров управления.

Теоретическая и практическая значимость работы. Положения, сформулированные в диссертационном исследовании, имеют принципиальное общетеоретическое и прикладное значение.

Основные положения и выводы, полученные в диссертации, способствуют углублению понимания проблем, связанных со спецификой отчуждения в системе государственной службы и способах его снятия.

Теоретическое значение результатов исследования состоит в том, что они могут послужить основой для дальнейших исследований проблемы отчуждения в обществе и могут быть использованы как теоретико-методологические основания преодоления отчуждения конкретно в системе государственной службы.

Развитие в работе подхода к формированию социально-аксиологического потенциала кадров государственного управления получили реализацию при разработке концепции среднесрочной программы подготовки управленческих кадров, создании экспериментальных площадок по адаптации и внедрению новых кадровых технологий, подготовке учебно-методических и практических пособий для системы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих.

Практическое использование результатов исследования осуществлено соискателем в преподавании спецкурса «Теория и организация государственной службы» для студентов международного факультета управления Томского государственного университета и слушателей Томского филиала Сибирской Академии государственной службы.

Апробация работы. Отдельные положения работы и материалы прикладного характера отражены в пятнадцати научных публикациях, в том числе три — в центральных журналах и трех учебно-методических пособиях. Результаты исследования, проводившегося с 1990 года на кафедрах философии,.

13 культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического университета излагались на научных семинарах и конференциях, в частности:

— «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы». // Научно-методический семинар преподавателей региональных учебных заведений Российской Академии государственной службы (Москва, апрель 1997 г.);

— «Формирование кадрового потенциала государственной и муниципальной службы: проблемы разработки и реализации образовательных программ и технологий». // Международная научно-методическая конференция (Новосибирск, июнь 1997 г.);

— «Качество — стратегия XXI века». // Международная научно-практическая конференция (Томск, ноябрь 1998 г.);

— «Человек, рынок, образование на рубеже XXI века». // Международная научно-практическая конференция (Томск, ноябрь 1999 г.) и др.

Работа обсуждалась на методическом совете международного факультета управления Томского государственного университета, на кафедре культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического университета.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.

Заключение

.

Подводя итог рассмотрению вопросов, связанных с преодолением отчуждения как феномена в системе государственной службы, влияющего на эффективность государственного управления, отметим, что сущностной характеристикой становления государственной службы является развитие и реализация социально-аксиологического потенциала как руководящих кадров, так и всего персонала. Тенденция и принципы формирования нового типа государственного служащего не рядорасположены среди других, а являются основной тенденцией и принципом становления государственной службы.

Создание условий для творчества и самоактуализации личности, способствующих снятию отчуждения, — есть форма и средство реализации этой концепции.

В связи с этим мы провели категориальный анализ сущностных и специфических характеристик государственной службы, причин, порождающих личностно-психологическое, профессиональное отчуждение государственных служащих и институтов государственного управления от общества, и выделили основные подходы к определению путей преодоления этого феномена в системе государственной службы.

Стержневой идеей является развитие социально-аксиологического потенциала кадров управления, что оказывает воздействие на снятие отчуждения в системе государственной службы и позволяет формировать новый тип государственного служащего, способного в рамках закона проявлять самостоятельность, творчество, брать ответственность за результаты своей деятельности и обладающего высокими нравственными качествами, ценностными ориентациями, направленными на служение государству и обществу.

Главной задачей философского исследования феномена отчуждения становится переосмысление положения и роли человека, исполняющего государственную службу, стратегии развития его потенциала, что порождает ряд конкретных задач перед органами государственного управления в изменении кадровых технологий работы с персоналом и механизма мотивации эффективности управленческой деятельности, среди которых можно выделить такие:

— отбор и подбор персонала на основе диагностики наличия профессионально важных качеств и личных характеристик, учета их ценностных ориентаций, способности к творческой, инновационной деятельности;

— организация профессиональной подготовки, ориентированной на развитие социально-аксиологического потенциала государственных служащих;

— разработка карьерной стратегии как основного направления создания условий для самореализации и самовыражения личности и многие другие.

В качестве такового рассмотрены, с одной стороны, проблема некомпетентности кадров управления, порождающая отчуждение, с другойпроблема обеспечения развития и реализации их потенциала.

В работе установлены ценностные основания и аксиологическая значимость развития потенциала кадров управления для снятия состояния «отчужденности» государственных служащих и преодоления отчуждения органов государственного управления от общества, подтверждено возрастание роли профессионального образования в формировании нового типа государственного служащего, выявлено его значение в обеспечении эффективности управления. Особое внимание уделено значению ценностных ориентаций, факторов, обеспечивающих креативность управленческой деятельности, гуманизации и гуманитаризации профессионального образования государственных служащих.

Исследование в своем содержании в значительной мере носит инновационный, поисковый характер, в нем сформулировано авторское понимание потенциала государственных служащих, дана трактовка понятия «социально-аксиологический потенциал кадров управления», развитие которого рассматривается в качестве основного механизма преодоления отчуждения в системе государственной службы.

На основании синтеза научного знания в разных областях (философии, теории управления, социологии, психологии и аксиологии) в ракурсе кадровой проблематики осуществлена интеграция этого знания применительно к государственной службе.

Анализ кадровой ситуации в органах государственного управления в России и за рубежом позволил определить важнейшие элементы механизма снятия отчуждения в системе государственной службы как социальном институте, реализующем функции государственного управления обществом. Определены основные направления профессионального развития государственных служащих, ведущие тенденции и новые формы образовательной деятельности. Показана важность гуманитарного, инновационного и проблемно-ориентированного образования для развития социально-аксиологического потенциала кадров управления.

Для проектирования преобразований в системе государственного управления большую значимость имеет учет ценностных ориентаций субъектов управленческой деятельности. С этой целью выявлены ценностные ориентации, нравственные установки, факторы мотивирующие и демотивирующие развитие персонала, потребности в обучении.

В работе показано, что в процессе реформирования системы государственного управления должны произойти радикальные изменения статуса государственного служащего, имиджа чиновника, положительно воспринимающегося населением, облеченного доверием общества. Сформулированы подходы к определению требований к уровню компетентности государственных служащих, их профессиональной подготовки, что является важным для обеспечения эффективности управления, преодоления всех форм отчуждения.

Анализируя материалы, касающиеся частных и общих вопросов государственной службы, можно сделать вывод, что теоретической разработке проблем становления государственной службы в последние годы придается большое значение, успех связывается с утверждением государственной кадровой политики. От признания кризиса в области государственного управления и осознания его последствий, таких, как резкое сокращение производства, падение уровня жизни населения, общество переходит к исследованию путей повышения эффективности государственного управления, преодоления непрофессионализма кадров, его осуществляющих.

Идеи и цели развития социально-аксиологического потенциала кадров управления являются частью нового мышления, еще очень свежие и недостаточно раскрыты. Они декларируются, им уделяют внимание пресса, радио, телевидение, но они не стали реализуемой целью государственной кадровой политики. Реализация социально-аксиологического потенциала позволит обеспечить эффективность государственного управления и тем самым снять в той или иной мере социальную напряженность, которая способствует разрастанию отчуждения органов государственного управления от народа.

В то же время следует отметить, что не все из поставленных автором задач удалось решить в полной мере, так как социально-философский анализ специфики отчуждения в системе государственной службы и определение путей его преодоления сопряжены с большими трудностями. Факторы, характеризующие наличие отчужденности государственных служащих от своей профессиональной деятельности, столь сложны и неоднозначны, что затрудняют объективную характеристику и заслуживают дальнейшего исследования. Но важным является постановка проблемы, определение подходов к её решению, исследовательских контуров. К тому же при формулировке концептуальных позиций исследования феномена отчуждения в системе государственной службы возможны различные авторские подходы, что неизбежно на этапе научного поиска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М.: Славянский диалог, 1994. — 286 с.
  2. А. Технология власти. М.: Слово, 1991. — 638 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 291 с.
  4. Е. Главная дисциплина. /7 Служба кадров. 1998. — № 9. -С.23−24.
  5. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  6. Альбуханова-Славская К.А., Александров Ю. И. Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека. // Вестник Российского гуманитарного фонда. 1996. — № 3. — С.11−19.
  7. .Г. Психология и проблема человекознания: избр. психол. тр. -М.: Воронеж, 1996. 382 с.
  8. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.: — Н-Новгород, 1995. — 272 с.
  9. Аристотель. Политика. Афинская политика. М.: Мысль, 1997. — 458 с.
  10. В.Ф. История античной философии. М.: Высш. школа, 1965. -320 с.
  11. Г. В. Управление социальная ценность и эффективность. -М.:РАГС, 1995.- 145 с.
  12. А.С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России). // Вопросы философии. 1988. — № 2. — С.3−17.
  13. Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора. -М.: ИПК Госслужбы, 1995. 144 с.
  14. М.А. Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности. // Вопросы философии. — 1990. — № 12. — С.53−66.
  15. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. // Проблема человека в современной философии. М., 1969. -С.73−144.
  16. Г. С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру: Автореф. диссертации на соискание степени доктора философских наук. М.: ИФ АН СССР, 1989. — 52 с.
  17. Дж., Уильяме Р. Этика в правительственном аппарате (по результатам опроса государственных служащих США). // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. -С.48−55.
  18. Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Мысль, 1993.-382 с.
  19. Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. — С.456−474.
  20. Н.А. Смысл истории. -М.: Республика, 1990. 173 с.
  21. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 607 с.
  22. Н.А. Судьба России. М.: ЭКСМО-пресс, 1998. — 734 с.
  23. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 479 с.
  24. Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. 1989. — № 2. -С.143−162
  25. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  26. Е.Ю. Коммуникативный аспект формирования творческой личности. // Философия и проблема человека. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.-Т.7.-С.19−21.
  27. С. Разработка моральных кодексов. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998.- С.70−76.
  28. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 174 с.
  29. А.П. Гуманизм и ценности: антропологические и социальные проблемы. // Философия и проблема человека Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997, — Т.7. С.388−390.
  30. В.Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета. // Социологические исследования. 1997. — № 6. — С.99−108.
  31. В.Э. Политические ценности и гражданские позиции Россиян. // Научные труды РАГС. М, 1999. — С. 122−133.
  32. В.Э., Тощенко Ж. Т. Отчуждение. // Диалог. 1990. — № 13. — С.51−57.
  33. Ф. Характеристика конфликта в государственном управлении. // Государственная служба. Социо-психологические аспекты. Зарубежный опыт. -М.: РАГС, 1997. С.24−33.
  34. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления. // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С.99−111.
  35. А.В., Воловикова М. И., Есенгазиева Б. О. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М.: Наука, 1982. 387 с.
  36. Л.И. Духовно-нравственные основы института государственной службы. // Человек и власть (социо-культурный аспект). Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. М., 1998. -№ 1.-С.78−89.
  37. М. Политика как признание и профессия. // Избр. произведения. -М.: Прогресс, 1990. С.644−706.
  38. Э. Мотивация государственных служащих. // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. -С.107−111.
  39. В.П. Аксиологический ракурс в философской антропологии. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. — Т.7. -С.201−204.
  40. В.В. История древней философии. / Пер. с нем. Киев: Тандем, 1995.- 366 с.
  41. Г. Г. Путь к эффективности как социально-политическая проблема. // Эффективность государственной власти и управления в современной России. / Под ред. Игнатова В. Г., Понеделкова А. В., Охотского Е. В. Ростов-на-Дону, 1998. — С.7−11.
  42. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб.: Наука, 1993.-479 с.
  43. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. -М.: Мысль, 1971. Т.2. — 421 с.
  44. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: В 4 т. М.: Соцэкгиз., 1959. — Т.4. — ч.1.: Феноменология духа. — 440 с.
  45. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — Т.2. — Философия природы. — 695 с.
  46. К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974. -Т.1.-647 с.
  47. Гераклит // Фрагменты ранних древнегреческих философов. М.: Наука, 1989. — С.183−187.
  48. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 427 с.
  49. А. Конфликты между управлением и гражданами. // Государственная служба. Социо-психологические аспекты. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1997. — С.34−44.
  50. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. / Пер. с англ. и лат. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1991. -Т.2. — С.3−546.
  51. Ю.В. Политика и нравственные отношения. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. — Т.7. — С.212−213.
  52. В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации. // Социологические исследования. 1997. — № 3. — С.60−67.
  53. О.И. Личность в социально-культурной среде: репродукция и диалог. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. — Т.7. — С.213−216.
  54. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. / Под ред. С. В. Пирогова. М.: РАГС, 1995. -253 с.
  55. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. / Под ред. Г. В. Атаманчука. М.: РАГС, 1997. — 215 с.
  56. В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж: Квадрат, 1997. -128 с.
  57. В.Д. От чего зависит действенность управления. // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1. — С.48−52.
  58. С.Ф., Исаев И. В., Сергеев Г. М. О соотношении факторов кадрового потенциала исполнительной власти. // Человек и власть (социокультурный аспект). Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. М., 1998. — № 1. — С.40−48.
  59. М.С. Проблемы надежности кадрового состава государственной и муниципальной службы. // Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Новосибирск: СибАГС, 1997. — С.59−60.
  60. А.А., Овчаренко В. И. Человек и отчуждение. Минск: Изд-во Высшая школа, 1991. — 126 с.
  61. А. Этические нормы поведения государственных служащих США. // Служба кадров. 1998. — № 1. — С.27−28.
  62. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. — 129 с.
  63. А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993. — 71 с.
  64. Г. У. Социология управления. // Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1994. — С. 111−119.
  65. С., Льюис К. Правительство, этика и доверие населения. // Государственная служба. Социо-психологические аспекты. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1997. — С.72−77.
  66. Н.Ф. Философия образования в современном социально-политическом контексте. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. — Т.7. — С.45−47.
  67. Дидьер Ж.-П. Этические аспекты французской государственной службы. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. -М.: РАГС, 1998. С.35−41.
  68. B.C., Дзядуков К. И. Проблемы формирования российской модели государственной службы. Новосибирск: СибАГС, 1997. — 39 с.
  69. Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М.: Манускрипт, 1994. — 160 с,
  70. В.А. Вопросы общей теории наук. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1974. — 143 с.
  71. Г. Концепция антропосоциального управления обществом. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С.62−67.
  72. Е.И. Философия образования: Россия и Запад. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. — Т.7. -С. 47−49.
  73. В.М. Научное мировоззрение в системе духовной культуры личности. // Философия и проблема человека. СПб. Изд-во СПб ун-та, 1997. — Т.7. — С.49−51.
  74. О.В. Очерки по философии образования. М.: Компания «Кворум», 1995. — 239 с.
  75. С. Власть и конфликт. // Государственная служба. Социопсихологические аспекты. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1997. — С.12−23.
  76. Й. Кадры двадцать первого века. // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998.- С.5−15.
  77. П. Новые реальности. М.: Бук Чембер Интернэшнл, 1994. — 377 с.
  78. Ф. Государственной службе необходим этический кодекс. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. -М.: РАГС, 1998. С.118−121.
  79. Ф. Концепция системы подготовки и повышения квалификации кадров на государственной службе. // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. — С.40−46.
  80. Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. / Пер. с фр. -М.: Канон, 1995. 352 с.
  81. Ю.И. Актуальные проблемы философии реформирования гуманитарного образования в условиях кризиса. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7. — С.51−57.
  82. С.В. Ценностное отношение к человеку как средство развития его потенциала. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та.- 1997. Т.7. — С.444−445.
  83. В. Новые формы повышения квалификации административных работников. // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. С.78−85.
  84. A.JI. Уровни профессионализма в управленческой деятельности. // Современное управление. 1999. — № 6. — С.33−45.
  85. Э.С. Человек в соотношении ценностей: земных и духовных. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7.- С.243−244.
  86. В.М. Образ жизни в системе социального управления. Курск: КГПИ, 1994.- 332 с.
  87. А.В., Паффер Ш., Маккарти Д. Этика и социальная ответственность в американском корпоративном менеджементе. // Управление персоналом. 1997. — № 3. — С.3−16.
  88. В.Г. Психология проницательности. М.: РАГС, 1997. — 92 с.
  89. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: Психологические секреты профессии. М.: Изд-во ЦИТП, 1992. — 168 с.
  90. Здравомыс-лов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  91. Г. П. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995. — 317 с.
  92. Ю.Я. Философия и гуманитаризация образования/Философия и проблемы человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7. — С.69−71.
  93. Ю.И. Последипломное образование управленческих кадров в современных условиях. -М.: Луч, 1993. 256 с.
  94. В.В. Классика-He классика-Неоклассика: три эпохи в развитии науки. // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1993. -№ 2. — С. 16−34.
  95. И.А. О сущности правосознания. М.: «Рагорь», 1993. — 238 с.
  96. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. // Политические исследования. 1997. — № 4. — С. 16−28.
  97. В.Г. За пределами экономического общества. М., 1998. -С.215−287.
  98. Н.О. Методологический аспект исследования социальной справедливости как общефилософской категории. // Философия и проблемы человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7. — С.74−76.
  99. С.В., Пименова Ж. В. Самоценность творческого процесса. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7.- С.79−82.
  100. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Камю А. Бунтующий человек.- М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  101. И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1965. — Т.4. — ч.1.~ Т.6. — 529 с.
  102. Н.В. Преобразование образования. // Вопросы философии. 1998. -№ 11. — С.3−18.
  103. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. -М.: Мысль, 1986. -332 с.
  104. Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики. (Вопросы теории и методологии) В 2 кн. / Томск: Изд-во ТГУ, 1994. Кн. 1. С. 142.
  105. Д. Знание как новая парадигма управления. // Проблема теории и практики управления. 1998. — № 2. — С.68−73.
  106. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. // Психология индивидуальных различий. Тесты. -М., 1986. С.74−78.
  107. Е.А. Психология профессионала: Избр. психол. тр. М.: Воронеж, 1996.-400 с.
  108. Ш. Ковалев С. М. О человеке, его порабощении и освобождении. М.: Политиздат, 1970. — 303 с.
  109. А.В. Политическое отчуждение, политика и государство. // Политические проблемы теории государства. М.: Республика, 1993. -С.86−96.
  110. Ю.В. Что есть мера всех вещей? // Служба кадров. 1997. -№ 6. — С.24−25.
  111. М. И. Борзунов В.Ф. Социология власти. М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. — 55 с.
  112. Е.И. Культура управления: измерение и изменение. // Управление персоналом. 1997. — № 3. — С.32−38.
  113. Е.И. Терминаторный менеджмент как искусство уничтожения компетентных работников. // Управление персоналом. 1996. — № 2. -С.5−11.
  114. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  115. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. 361 с.
  116. В.М. Власть, демократия, перестройка. М.: Мысль, 1990. -237 с.
  117. Кох Р. Профессиональная этика государственных служащих. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. — С. 27−34.
  118. Ю.А. Гражданско-нравственное возрождение общества. // Политические исследования. 1997. — № 3. — С.27−29.
  119. А. Власть и элита в обществе без гражданского общества. // Социологические исследования. 1996. — № 4. — С.19−29.
  120. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С.57−70,
  121. В.И. Ценности гуманизма в противоречивом социуме на рубеже XXI века. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. -1997. — Т.7. — С.413−415.
  122. К. Бюрократическая организация, бюрократия, бюрократизм как социологическая проблема. /У Государственная служба. Социопсихологические аспекты. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1997. — С. 101 107.
  123. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  124. Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социо-культурной реформации. // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.29−41.
  125. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социологические исследования. 1996. — № 6. — С.3−23.
  126. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // Социологические исследования. 1997. — № 3. — с. 14−24.
  127. М. Корпоративная культура. // Кадры. 1997. — № 1. — С. 1−3.
  128. В.К. Динамика социально-политической ситуации в России: опыт социального мониторинга. // Социологические исследования. 1997. -№ 11. -С.13−25.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  130. В.И. Шаг вперёд, два шага назад. // Полн. собр. соч. 2 изд. доп. -Т.8.- С. 185−414.
  131. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. — 17 с.
  132. И.П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. Йошкар-Ола, 1998. — 157 с.
  133. В. Административные реформы: вызов и решения. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. — С.56−60.
  134. В. США: Административная этика и государственная служба. // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 4. — С.68−72.
  135. Д. Сочинения: В 3 т. // Два трактата о правлении. М.: Мысль, 1988.- Т.З. С.135−406.
  136. .Ф. Изучение человека на основе системного подхода. // Человек в системе науки. М.: Наука, 1989. — С.5−13.
  137. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  138. Д. К онтологии общественного бытия: пролегомены. М.: Прогресс, 1991. -40 с.
  139. А.Е. Персонал государственного аппарата: проблема управления и становления. -М.: Союз, 1997. 280 с.
  140. Лучшие психологические тесты для профессионального отбора и профориентации. / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992.-318 с.
  141. Лэн 3. Теория конфликтов и государственное управление. // Государственная служба. Социо-психологические аспекты. Зарубежный опыт. -М.: РАГС, 1997. С.5−11.
  142. Р., Эдель М. Новые требования к повышению квалификации кадров. // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. -М.: РАГС, 1998. С. 55−62.
  143. Н. Государь. М.: Планета, 1990. — 79 с.
  144. Л.М. Русская философия и поиск ценностных ориентаций современного образования. // Философия и проблемы человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7. — С.107−109.
  145. В.А. Государственный служащий современного типа. М.: Н-Новгород, 1995.- 185 с.
  146. В.А. Социологические аспекты развития государственной службы. // Научные труды РАГС. М.: РАГС, 1996. — С.98−109.
  147. М.К. Превращенные формы. // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. — С. 315−328.
  148. А.В. Философия образования стратегия анализа. // Философия и проблемы человека, — СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7. — 105−107.
  149. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный и гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  150. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Соч. 2-е изд. — Т.З. — С.7−544.
  151. К. К критике гегелевской философии и права. // Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд.- Т.1. — С.414−423.
  152. К. Отчуждённый труд. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд-Т.42. — С.86−99.
  153. К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К. Т.42.- С.41−174.
  154. Г. Эссе об освобождении. М., 1969.
  155. Х.М. О сближении морали и права на государственной службе. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. — С.64−69.
  156. С.Н., Степанов С. Ю., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика. Рефлепрактические методы. М.: Луч, 1993. — 63 с.
  157. А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтера Ю. Б., Пузырея А. А. -М., 1982. С.108−117.
  158. В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате.- М.: Дело, 1996. 287 с.
  159. Р. Новое в кадровой работе на государственной службе в Великобритании. // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. -М.: РАГС, 1998. С.16−22.
  160. В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. Н-Новгород, 1995. -229 с.
  161. И. Коррупция в конце века. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. — С. 103 111.
  162. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. -М.: Дело, 1992. Гл. 5. — С.141−159.
  163. А.А. Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия. // Социальные гуманитарные знания. 1999. — № 1. — С.71−83.
  164. Т.М. В чести ли нравственность сегодня? // Служба кадров. -1998.-№ 2.-С.2−3.
  165. Т.М., Невраева И. В. Потенциал кадров управления. // Служба кадров. 1999. — № 4. — С.25−27.
  166. Мониторинг кадров госслужбы. / Информационно-аналитический бюллетень «Социология власти». М.: РАГС, 1998. — 186 с.
  167. М., Стивене X. Новое в системе отбора и обучения кадров на государственной службе в Великобритании. // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. — С.117−123.
  168. И.С. Западноевропейская философия XIX в. М.: Высшая школа, 1976. — 584 с.
  169. И.С. Отчуждение и труд. М.: Мысль, 1983. — 144 с.
  170. Невельская-Гордеева Е. П. Философский анализ самоопределения личности. // Философия и проблемы человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. -1997. — Т.7. — С.301−303.
  171. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. / Пер. с нем. -М.: ИЧП «Жанна», 1994. 362 с.
  172. В.В. Недостаток товаров. // Вестник финансов. 1926. — № 2. -С.90−104.
  173. М. Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия. //Вопросы философии. 1997. — № 11. — С.90−115.
  174. Н.Н. Типы личности, темперамент, характер. СПб.: ВАС, 1993. -36 с.
  175. Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юрист, 1996.-208 с.
  176. .В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. — 235 с.
  177. А.В., Понеделков А. В. Лидер. Элита. Регион. Ростов-на-Дону, 1995.- 176 с.
  178. Т.П. Формирование философии марксизма. М.: Мысль, 1974. -572 с.
  179. Т.И. К критике современной псевдомарксистской теории олигархии. // Философские науки. 1986. — № 4. — С.20−34.
  180. Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме, позитивизме. //Вопросы философии. 1989. — № 2. — С.60−72.
  181. Н.К. Жизненные ценности. II Философия и проблема человека. -СПб.: Изд-во СПб ун-та. 1997. — Т.7. — С. 423−425.
  182. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. // Вопросы философии. 1989. — № 3. -С. 119−154.
  183. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991. — 403 с.
  184. Е.В. Нравственная культура государственных служащих. // Государственная служба России: Научные труды РАГС. М.: РАГС, 1997. — 189−204.
  185. Е.В., Смольков В. Г. Бюрократия и бюрократизм. Ханты-Мансийск, 1996. — 129 с.
  186. Е.В., Соколов В. М. Духовно-нравственные качества государственного служащего. // Человек и власть (социо-культурный аспект). Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. -М., 1998. -№ 1. -С.61−77.
  187. Д. Конфликты ценностей в странах транзиции. // Социологические исследования. 1997. — № 6. — С.24−36.
  188. В. О применении социологических теорий. // Социологические исследования. 1996. — № 1, 2.
  189. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа. Томск: Изд-во НТЛ, 1997.- 396 с.
  190. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. — T.l. — С.308.
  191. Ю.А. Образ философии в рефлексивном мышлении человека. // Философия как учение о человеке. Томск: «Изд-во НТЛ». — 1994. -С.20−48.
  192. Г. И. Постановка проблемы человека в философии. // Философия как учение о человеке. Томск: «Изд-во НТЛ». — 1994. — С.49−58.
  193. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. — 798 с.
  194. А.В. Компетентность востребована (социологический аспект). М.: Луч, 1991.- 172 с.
  195. Я.А. К вопросу об исследовании психологического механизма «Принятие решения» в условиях творческих задач. // Проблема принятия решения. М.: Наука, 1976. — С.82−104.
  196. Л.Н. Профессиональная компетентность персонала государственной службы. // Кадровая политика и государственная служба. -М.: РАГС, 1997. С.247−271.
  197. .Т. Методология и методы научного анализа кадровых процессов. // Государственная кадровая политика и механизмы её реализации: Кадроведение. 2-е изд. перераб. и доп. М.: РАГС, 1998. -С.85−101.
  198. Л., Уингфилд М. Чиновники местных органов власти Великобритании и изменение их этических норм. // Государственная служба. Социо-психологические аспекты. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1997. — С.78−86.
  199. Проблема этики на государственной службе. Международный аспект. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. — С.78−86.
  200. Е.Д. О некоторых аспектах философии образования. // Философия и проблемы человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7.- С.124−125.
  201. Роз-Акерман С. Демократия и коррупция. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998.- С.112−117.
  202. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
  203. В.А. Психология управления. М.: Журнал «Управление персоналом», 1996/97. — 171 с.
  204. В.А. Управленческие конфликты и возможности их разрешения. // Управление персоналом. 1997. — № 6. — С.73−85.
  205. М.А. Знание как объект исследования. // Вопросы философии. -1998. -№ 1. С.105−109.
  206. Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993. — 193 с.
  207. Романов B. J1. Коррупция, власть и нравственность. // Служба кадров. -1998,-№ 7. С.2−6.
  208. B.JI. Моральные основания генезиса и преодоления аномалий государственной службы. / Научные труды РАГС. !. 1999. — С.39−51.
  209. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа? Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1996 г. / Под ред. Осипова Г. В., Левашова В. К., Локосова В. В., М.: Республика, 1997. — 302 с.
  210. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  211. В.О. Динамика социальной напряженности и политическое отчуждение в современной России. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. — № 3. — С.37−45.
  212. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: Каннон-Пресс. -1998,-416 с.
  213. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества. // Социологические исследования. 1997. — № 7. — С.3−19.
  214. Е.Ф., Кулешова Л. Н. Потенциалы личности и трансспектива жизненного пути. // Философия и проблема человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та. — 1997. — Т.7. — С.335−338.
  215. В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С.75−79.
  216. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произв. М.: Республика, 1994. — 496 с.
  217. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов. — М.: Мысль, 1990. -С.319−334.
  218. Э., Лининджер М. Нравственный кризис американской государственной службы и пути его преодоления. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998.
  219. Э.М. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. М.: Ц.В.П.Ш., 1982.- 116 с.
  220. Служебная карьера. / Под ред. Охотского Е. В. М.:Экономика, 1998. -302 с.
  221. В.М. Нравственные основы кадровой политики. Мораль государственных служащих. // Кадровая политика и государственная служба. / Под ред. Охотского Е. В. М.: РАГС, 1997. — С.186−212.
  222. В.М. Общественные оценки государственных служащих. / Социология власти. М., 1998.
  223. В.М. Общественные оценки государственных служащих. // Человек и власть (социо-культурный аспект). Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. М., 1998. — № 1. — С.89−99.
  224. B.C. Кризис западной философии. // Собр. соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988.-Т.2.- 822 с.
  225. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.
  226. Социология: Словарь-справочник. / Под ред.Г. В. Осипова. М., 1998. — Т.1. -С.63.
  227. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского унта, 1996. — 453 с.
  228. С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. -М.: Петрозаводск, 1996. 156 с.
  229. С.Ю., Полищук О. А., Семенов И. И. Развитие рефлективной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1990. — 81 с.
  230. Р. История западного мышления. / Пер. с англ. Т. А. Заркович. М.: Крон Пресс, 1995.-444 с.
  231. Р. Факторы карьерного продвижения. // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. — С.97−101.
  232. Р. Этические принципы в государственных учреждениях. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. -М.: РАГС, 1998. С. 13−18.
  233. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Флинта, 1998. — 272 с.
  234. И.С. Современное образование в изменяющихся научном и философском мирах. // Философия и проблемы человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та., 1997. — Т.7. — С.153−155.
  235. Л. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955.-Т.1. -676 с.
  236. Философская энциклопедия: В 5 томах. М.: Сов. энциклопедия, 19 601 970. — Т.4. — С.98.
  237. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. — 576 с.
  238. И.Г. Сочинения: (Работы 1792−1801 гг.). М., 1995. — 656 с.
  239. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии. / Пер. с нем. JL: Красный пролетарий, 1930. — 59 с.
  240. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. — 456 с.
  241. Фрейд 3. Заметки о психоанализе. М.: Наука, 1911. — 67 с.
  242. Фролов И.Т.О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. — 558 с.
  243. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  244. Э. Бегство от свободы. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 271 с.
  245. Э. Душа человека. М.: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1998. — 664 с.
  246. Э. Психоанализ и этика. / Сост. П. С. Гуревич М.: ACT, 1998. -566 е. .(Классики западной психологии).
  247. В.О. Как заинтересовать административных работников процессами реформирования госуправления? // Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт.-М.: РАГС, 1998. С. 112−116.
  248. B.C. Проблема человека и образование. /Философия и проблема человека. СПб.: Р1зд-во СПб ун-та, 1997. — Т.7. — С.160−163.
  249. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 448 с.
  250. М. Письмо о гуманизме. // Проблема человека в западной философии. М.: Наука, 1988. — С.314−356.
  251. В.Ф. Власть и совесть. //Диалог. 1995. — № 5−6. — С.22−26.
  252. М. Этика и государственная служба. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. — С.5−12.
  253. Р. Концепция договоренности. Правительство и коррупция. / Государственная служба. Социо-психологические аспекты. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1997. — С.66−71.
  254. А., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер-Пресс, 1998. — 608 с.
  255. Человеческий потенциал (доклад о развитии человека за 1995 г. Программы развития ООН). // Общество и экономика. 1996. — № 5. -С.133−171.
  256. Шансы российской экономики. / Под ред. Ю. М. Осипова, Е. С. Зотовой. -М.: ТЕИС, 1997. 605 с.
  257. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. — 246 с.
  258. JI. Сочинения. / Сост. Л. В. Поляков. М.: Раритет, 1995. — 432 с.
  259. В. Подготовка менеджеров: морально-этические аспекты. // Теория и практика управления. 1997. — № 2. — С.122−125.
  260. О.С. Некоторые философские проблемы реформирования государственной службы. // Государственная служба: организация, кадры, управление. М., 1997. — С.195−213.
  261. О.С. Метафизический «прорыв» и проблема отчуждения. // Философская антропология. М.: РАГС, 1993. — С.191−198.
  262. ILTvKinvHOB Е.В., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романов Л. И. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структуры научного обеспечения). // Высшее образование в России 1994. — № 2. -С.13−28.
  263. П.А. Очерки по философии образования. М., 1993. — 156 с.
  264. Г. П. Избранные труды. М.: Изд-во школы культурной политики, 1995. — 760 с.
  265. Ф. Анти-Дюринг. Отд. 1, гл.9: Мораль и право. Вечные истины. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.20. С.85−97.
  266. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Под ред. Батчикова С. А., Глазьева С. Ю. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998. — 842 с.
  267. Э.Г. Некоторые особенности развития системных исследований. // Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1986. — С.7−23.
  268. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Назрань, 1998. — 397 с.
  269. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С.3−17.
  270. А. И. Эффективность государственной службы и черты ее повышения. // Эффективность государственной власти и управления в современной России. / Под ред. В. Г. Игнатова, А. В. Понеделкова, Е. В. Охотского. Ростов-на-Дону, 1998. — С.88−95.
  271. А.В. Особенности философского подхода к сфере комплексного исследования человека. // Философия и проблемы человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997, — Т.7. — С.379−382.
  272. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
  273. Kohlberg L. Moral stages and moralization. New York. 1976.
  274. Margerison Charles J. Action learning and Excellence in Management Development. // J. Management Development. 1998. — N5.
  275. Politics in American States Edit. 1990. — N4.
  276. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York Lnd. The Free Press. -1973.
  277. Sorokin P.A., London W.A. Power and Morality. Boston. 1959.
  278. Wart M. Van. The sources of Ethical Decision Making for individuals in the Public Administration. 1996. -N6.
  279. Voelkher J. Projektfortbildung Motor der Verwaltungs — innovation. Verwaltung und Fortbidung. — 1996. — N2. — S. 123−136.
Заполнить форму текущей работой