Сюрреализм и поэтика Г. Аполлинера
Другой важной чертой сюрреализма является эпатаж. Унаследовав эту черту в первую очередь от дадаизма, сюрреалисты усилии ее до предела. Скандал и шок становятся не только художественным методом, но и образом жизни. Так, например, в 1924 году сюрреалисты памфлетом «Труп» откликнулись на смерть Анатоля Франса. Осыпая покойного всевозможными оскорблениями, торопясь «дать пощечину мертвецу», Бретон… Читать ещё >
Сюрреализм и поэтика Г. Аполлинера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сюрреализм и поэтика Г. Аполлинера
Возникновение сюрреализма
Сюрреализм (фр. surrйalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920;х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого использовалось абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов. Многие сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Так, во «Втором манифесте сюрреализма» было сказано следующее: «Сюрреализм не побоялся стать догмой абсолютного бунта, тотального неподчинения, саботажа, возведенного в правило, и если он чего-либо ожидает, то только от насилия. Простейший сюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьвером в руке выйти на улицу и стрелять наугад, сколько можно, в толпу»
Впервые сам термин «сюрреализм» появился в 1917 году, в манифесте Г. Аполлинера «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад»: «В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа». К 1924 году сюрреализм окончательно оформился организационно, отделившись от предшествовавших течений, что ознаменовалось «Манифестом сюрреализма» А. Бретона. Однако еще до этого сюрреализм, первоначально возникший в Париже, начал распространяться и за его пределы, к шестидесятым годам распространившись практически повсеместно и став предковой формой для новых течений.
Эстетика сюрреализма
Эстетика сюрреализма основана на абсурде и иррациональности, на отрицании рациональной эстетики, поскольку источником творчества сюрреалисты провозглашали подсознание. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческого человека. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда, выразить их в произведениях. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста, мистические видения; «с помощью линий, плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и вечного». «Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики, и прежде всего — чудо» — писал Бретон.
Эффект эстетического воздействия произведений сюрреализма строится чаще всего на сознательной абсолютизации принципа художественных оппозиций. Памятуя, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей» (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадокса, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая только произведениям сюрреализма. Они погружают зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы совершенно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Это какие-то параллельные миры подсознания и сверхсознания, в которых бывало или бывает человеческое «Я», когда разум (или, скорее, рассудок) ослабляет по той или иной причине свой контроль над ним; когда дух человека устремляется в творческом порыве на поиски своей духовной родины.
В своем творчестве сюрреалисты стремились добиться эффекта, подобного тому, что описывал американский антрополог Лорен Эйели. «Встреча с другим миром, — говорит он, — это не только выдумка. Это может случиться с людьми реально. С животными так же. Порою границы скользят или пересекаются: достаточно быть на месте в нужный момент. Я видел, как это случилось с вороной. Эта ворона — моя соседка. Я никогда не причинял ей ни малейшего зла, но она заботится о том, чтобы держаться на вершинах деревьев, летать высоко и избегать людей. Ее мир начинается как раз там, где останавливается мое слабое зрение. Однако как-то утром все было погружено в исключительно густой туман, и я брел к вокзалу ощупью. Неожиданно на высоте моих глаз появились дна огромных черных крыла, впереди которых торчал гигантский клюв, — и все произошло молниеносно: ворона издала крик ужаса, такой, подобного которому я никогда больше не желал бы услышать. Этот крик мучил меня всю вторую половину дня. Мне пришлось смотреть в зеркало и спрашивать себя: что же во мне такого возмутительного.
В конце концов я понял. Граница между нашими двумя мирами соскользнула из-за тумана. Ворона, думавшая, что летит на обычной для себя высоте, вдруг увидела потрясающее зрелище, которое для нее противоречило всем законам природы. Она увидела человека, идущего по воздуху, в самом центре вороньего мира. Она встретилась с демонстрацией самой абсолютной странности, какую только может вообразить ворона — увидела летающего человека…" Именно к такому ошеломлению, шоку и стремились сюрреалисты, добиваясь эффекта тем же самым способом, что и в описанном случае — стиранием границ, смешением двух миров.
Самым дальним своим историческим предшественником сюрреалисты считают Босха. Более близкие художественные истоки сюрреализма восходят к романтизму вообще и к немецкому романтизму в особенности, где всегда жила тяга к необыкновенному и иррациональному.
Некоторые постулаты эстетики романтизма перекликаются с сюрреализмом. Так, например, Новалис полагал, что только поэт с помощью интуиции может разгадать смысл жизни. Чувство поэзии имеет для Новалиса много общего с чувством мистического, неизведанного, сокровенного. Поэт, согласно Новалису, творит в беспамятстве. Он представляет собой в собственном смысле субъект — объект, единство души и мира. По этому поводу французский критик Морис Надо в книге «История сюрреализма» пишет: «С романтизмом французским, английским и главным образом немецким началось вторжение в литературу и искусство вкуса не только к старинному, причудливому, неожиданному, но и к противопоставлению уродливого прекрасному, к снам, мечтаниям, меланхолии, ностальгии по потерянному раю, и в тоже время возникало желание выразить невыразимое». Истоки сюрреализма его основатели находили в истории искусства: в романтизме и в произведениях, культивировавших страшное, абсурдное, неожиданное.
Общность исходных эстетических постулатов романтизма и сюрреализма все же относительна, во многом внешняя и не захватывает их художественных концепций. В отличие от романтической, художественная мысль сюрреалистов алогична, в ней царят произвольно — капризные ассоциации и причудливые сравнения. Здесь вполне уместно вспомнить слова Повеля и Бержье о «фантастическом реализме»: «Фантастическое — это наглядная демонстрация естественных законов, непосредственный контакт с действительностью, не профильтрованный через покрывало интеллектуального оцепенения, привычек, предрассудков, конформизма.» Основой творческого метода был, по определению Бретона, «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений… Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли. Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших проблем…»
Оккультизм, мистика, экзотические культы, фрейдизм — все это сюрреалисты использовали в своем творчестве, зачастую в самых неожиданных сочетаниях. Особое место занимало «сближение двух реальностей, более или менее удаленных», в соответствии с рекомендацией очень почитавшегося сюрреалистами поэта Пьера Реверди, близкого кубистам и Аполлинеру. Сюрреалистический образ — результат сближения реальностей, максимально удаленных, что создает впечатление абсолютной произвольности, господства чистой случайности при его возникновении.
Эта подчеркнутая бессмысленность, даже, если можно так выразиться, «антисмысл», является наследием дадаизма. Так, совет дадаистов: «Возьмите газету. Возьмите ножницы. Подберите в газете статью такой длины, какой будет ваше стихотворение. Вырезайте статью. Затем старательно отрезайте составляющие эту статью слова и ссыпайте их в мешок. Тихонько помешайте. Потом извлекайте каждое слово в любом порядке и тщательно приставляйте одно к другому» вполне применим и к поэзии сюрреалистов. Эффект эстетического воздействия произведений сюрреализма строится на сознательной абсолютизации принципа художественных оппозиций. Чем дальше от реальности текст, чем он причудливее и бессмысленнее — тем лучше с точки зрения сюрреалистов.
Другой важной чертой сюрреализма является эпатаж. Унаследовав эту черту в первую очередь от дадаизма, сюрреалисты усилии ее до предела. Скандал и шок становятся не только художественным методом, но и образом жизни. Так, например, в 1924 году сюрреалисты памфлетом «Труп» откликнулись на смерть Анатоля Франса. Осыпая покойного всевозможными оскорблениями, торопясь «дать пощечину мертвецу», Бретон, Арагон, Элюар, Супо возвестили о «празднике похорон» традиционализма и реализма. И «Манифест» написан в тоне обвинительного заключения по делу таких «преступников», как логика, реализм, роман. В качестве примера устаревшего стиля «простой информации» Бретон привел не что иное, как отрывок из романа Достоевского «Преступление и наказание», а в качестве образца сюрреалистического стихотворения «насколько возможно произвольное соединение вырезанных из газет заголовков и их частей». И здесь наблюдается то же самое наследие дадаистов, хотя и основательно расширенное. Дадаизм, весь смысл деятельности которого представлялся в отрицании, в «протесте против всего», в разрушении и уничтожении, близко подходит к представлению о терроризме как о сюрреалистическом акте, высказанном Бретоном.
Наиболее распространенным методом сюрреализма было «автоматическое письмо» — неконтролируемая сознательно запись возникающих образов, часто производившаяся в измененном состоянии сознания. Мозг, как известно, не знает стыда, и «сумрачный гений» выплескивался на бумагу потоком причудливых и бессмысленных образов, в которых, все же зачастую была какая-то система, пусть и невероятно искаженная. В этом потоке нагромождаются горы разных объектов, иногда обыденных, каждодневных, иногда — редких, экзотических, друг от друга удаленных, порой конкретных, порой абстрактных. Так, например, это происходит у Т. Тцара:
…Я шагал по небу голову склонив
меж дымных кустарников водорослей тропинки
молочные
морские отмели термометров и планет
где растут фуражки маяки и павильоны
с граммофоном
цепь гор в золото на животе
солнце часы и витрина мира
ножницы игл режут тень до ночи
человек укорачивается со временем бесконечно…
сюрреализм абсурд поэтика аполлинер Несмотря на полную бессмысленность, текст этот создает впечатление некого иного измерения, Зазеркалья, живущего по своим законам, лежащим за пределами человеческого восприятия.
Поскольку препятствием, стоящим между высшей реальностью и «чистым» сознанием, сюрреалисты полагали знания, приобретенные представления, правила и установки, носителями чистого видения и объектом подражания, с их точки зрения, могут быть дети, «дикари» и душевнобольные. Подобный подход открывал еще один путь к подсознанию — «грезы», то есть сны и галлюцинации.
Чаще всего практиковалась запись снов, о чем писал и сам Бретон: «В 1919 году мое внимание привлекли фразы…, которые в полном одиночестве, при приближении сна, становились доступными для сознания…». В «небывалых комбинациях бывалых впечатлений» сюрреалистов привлекала именно «небывалость», отсутствие привычных логических связей. По той же причине ими проявлялся повышенный интерес к различным психическим нарушениям. Одно из многих свидетельств особого интереса сюрреалистов к патологии — произведение Бретона и Элюара «Непорочное зачатие» («L'immaculee conception», 1930). Это полутеоретическое произведение, откровенно экспериментальная проза, «лаборатория» сюрреалистических опытов. Намеренность и обдуманность здесь не скрыты: авторы, напротив, предупреждают читателя, что, будучи людьми нормальными, сознательно, не посягая на «равновесие разума», предлагают варианты болезненного состояния. Предложены всего-навсего «симуляции», а «симуляции» похожи на изображение, воспроизведение, они, следовательно, не являются всемогущим принципом письма, особой литературной техникой. Таким образом, в задаче «Непорочного зачатия» таится отступление от сюрреалистического догмата, таится уступка «традиционному» пониманию задач искусства.
Далее следуют «попытки симуляции» дебильности, маниакальности, общего паралича и т. д. Сюрреалистичны здесь темы, то значение, которое придается болезненному состоянию, патологии, извращениям, состоянию, при котором бессилен разум. Сюрреалистична пронизывающая «потоки сознания» одержимость, как правило, эротически окрашенная. От подобных экспериментов сюрреалисты — вполне логично — переходили и к употреблению наркотиков. Некоторым из них подобные «эксперименты» в итоге стоили жизни, как, например, Роже Жильбер-Леконту.
Нельзя не заметить, что идеи сюрреализма во многом созвучны идеям их современников-оккультистов, в частности — идеям Алистера Кроули (который, в свою очередь, с одобрением высказывался о сюрреализме).Сам Бретон зачастую искал вдохновения в алхимии и сатанизме, его современник Рене Домаль самостоятельно изучил санскрит и вновь открыл индийскую эстетику; более того, он был убежден, что в Гурджиеве, загадочном кавказском «Учителе», он нашел давнюю, изначальную традицию, давно забытую на Западе. Вполне близки сюрреализму и многие высказывания уже упоминавшихся авторов «Утра магов», один из которых — Повель — даже числил Бретона среди своих друзей. И это не должно удивлять. Выводя творчество за пределы рационального мышления, сюрреалисты стремились к эстетике хаоса. Но на практике это оборачивалось эстетическим хаосом. «Сверхреальность» неизбежно оказывалась Варпом От англ. Warp (искажение) — населенное демонами подпространство в игре Warhammer 40 000, и это неудивительно, ведь в своем творчестве сюрреалисты отказывались от разума, а сон разума, как известно, порождает чудовищ. И зачастую эстетические приемы сюрреализма и становились такими чудовищами.
Основные принципы поэтики Г. Аполлинера
Гийом Аполлинер (настоящее имя — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 26 августа 1880, Рим — 9 ноября 1918, Париж) — французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.
Гийом Аполлинер умел находить разнобразные художественные решения, используя эстетику кубистов и провозглашая новый способ воспроизведения действительности — сюрреализм, создавая эпические хроники и задушевные лирические стихи, изучая традиции и ища «новых путей в Неизвестное». Разнообразие подходов позволило поэту максимально «приблизиться к жизни и сознанию человека», показав богатство и сложность их проявлений.
Будучи в значительной степени предшественником сюрреализма (и автором самого термина «сюрреализм»), Аполлинер, нем не менее, не может быть отнесен к сюрреалистам. Слишком обширным был его художественный арсенал в сравнении с последователями Бретона.
Прежде всего, Аполлинер не стремился к полному разрыву с существующей художественной традицией, что было необходимым в сюрреализме. Напротив, он активно обращался к ней. Он утверждал также новаторские принципы: возвращение к природе, однако не копирование ее, поэтику удивления, освобождения духа искусства от всяческих ограничений и канонов, сочетание объективного и субъективного, эпоса и лирики, мифа и современности.
Так, ранние стихи Аполлинера вполне традиционны по форме и зачастую близки к символизму. Соединив достижения фольклора, французской поэзии ХIХ века, немецких романтиков и новейшие формы, Аполлинер заставляет звучать стихотворение по-новому — свежо и непринужденно. Вышедший в 1911 году «Бестиарий» также не представляет собой коренного разрыва с традициями и, что любопытно, имеет некоторое сходство с ранними стихами У. Йейтса.
В дальнейшем творчество Аполлинера меняется, отходя от традиционных форм. Наглядной демонстрацией этого изменения служит вышедший в 1913 году сборник «Алкоголи».
Тогда как часть произведений в нем еще сохраняет традиционную форму, другие представляют собой нечто иное. Полностью лишенные знаков препинания, эти стихотворения представляют собой поток сознания, сочетание причудливых образов, сочетающихся не вполне понятным образом. Словом, такие стихотворения, как «Зона», предвосхищают творчество сюрреалистов. Однако отнести их к сюрреализму все же нельзя. Прежде всего потому, что никакой «сверхреальности» в них еще нет. Аполлинер просто необычным образом сочетает между собой вполне реальные впечатления от окружающего мира. Он ориентирует стих на ассоциативный образ, вводит в ткань текста некнижное слово, поэтичность поддерживается как с помощью рифмы, так и через изменение внутренней содержательности. Поэт называл свою реформу стиха, его формальный и содержательный уровни, как не покажется парадоксальным, «натурализмом высшего порядка» .
В дальнейшем эта тенденция усиливается. Желая точнее передать ход событий — их одновременность, внезапность, динамизм и т. д., — он нередко отказывается от пунктуации, использует отрывочные строки, именительный предложения. Современные реалии сочетаются с историческими, мифологическими понятиями, поэзия часто приближается к прозе. Все это было не просто экспериментаторство, а прежде всего стремлением Аполлинера воссоздать сложный «поток жизни», в котором все связи разрываются и одновременно все фрагменты — «осколки реальности» — соединены невидимой цепью, познать которую призвана поэзия. Остаются столь же причудливыми образы, но Аполлинер по-прежнему не делает их самоцелью. В отличие от сюрреалистов, для него это лишь средство. Позднее Аполлинер прибегает к приему графического стиха, введя при этом для его обозначения новый термин — каллиграмма.
Французский поэт называл свое искусство «новым реализмом», «надреализм», «сюрреализмом». Термин «сюрреализм» впервые прозвучал в 1917 г. из уст Г. Аполлинера и определил появление нового, модернистского течения. Для поэта сюрреализм был прежде всего средством познания «не снов, не грез, а реальности» (в отличие от символизма), однако познания, более глубокого чем простое воспроизводение жизни (в отличие от реалистов). В сюрреализме он призвал поэтов быть Икаром, проводниками общества, идти впереди него. По его мнению, поэт должен бороться со старыми поэтическими штампами, творить неожиданное, экспериментировать. Поэзия — своеобразное «удивление» от восприятия жизни и человека, поиски новых, необычных форм отражения бытия. «Когда человек захотел воссоздать ходьбу, он изобрел колесо, которое совсем не похоже на ногу, то есть он поступил по-сюрреалистически, сам того не понимая», — писал Г. Аполлинер.
Но, как уже говорилось, сюрреализмом в более позднем понимании это не было, базируясь на принципах, хотя и близких, но отличных. Он не стремился к разрыву с художественной традицией и отрицанию ее, как это делали сюрреалисты. Сочетая самые, казалось бы, несочетаемые образы, Аполлинер стремился не просто захватить внимание читателя, но передать свои ощущения от какого-то явления с максимальной точностью. И, наконец (в чем он и сюрреалисты в значительной мере сходятся), Аполлинер стремится к «удивлению» читателя, имея при этом цель, воздействовать на его воображение и сделать, в большей или меньшей степени, соавтором произведения.
Материалы
Жаклин Шенье-Жандрон. Сюрреализм. (Энциклопедия культур Deja Vu, http://www.ec-dejavu.net/s-2/Surrealism.html)
Бычков В. В. Эстетика.
Зарубежная литература ХХ века Под редакцией Л.Г.Андреева
Авангард (Новая Философская Энциклопедия. Т. 1)
Сюрреализм (Энциклопедия искусства, http://www.artprojekt.ru/XX/031/031.html)
«Сюрреализм» (опубликованный реферат, http://www.neuch.ru/referat/31 588.html)
Хозиев М. Сюрреализм (http://artarv.iriston.com/STATI_Hoziev_Surreal.htm)
Мириманов В. Сюрреализм (Открытая Энциклопедия Words-Info.com, http://www.words-info.com/ru/sjurrealizm.html)
Сюрреализм (Библиотека по культурологи, http://www.countries.ru/library/twenty/surrealism.htm)
Гийом Аполлинер: сюрреалист своего времени (GorodInfo, http://gorodinfo.org.ua/blog/racshiryem_krugozor/2178.html)