Теория целостного педагогического процесса
Следующая закономерность, характеризующая целостность педагогического процесса, — психологическая закономерность решающей роли деятельности и общения в воспитании и обучении. Каково содержание и характер деятельности ученика — таков и результат его обученности и воспитанности. Характер деятельности обучающегося задает, формирует его способности, интересы, настойчивость, уверенность в себе… Читать ещё >
Теория целостного педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат По теории обучения и воспитания На тему:
Теория целостного педагогического процесса
1. Сущность педагогического процесса и его целостность
2. Законы, закономерности и принципы педагогического процесса
3. Образование как цель и содержание педагогического процесса. Многообразие образовательных программ
4. Компетентностный подход к построению педагогического процесса Литература
1. Сущность педагогического процесса и его целостность
Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение педагогических задач — развивающих и образовательных, это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. В содержательном аспекте педагогический процесс — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающие обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег). Единство воспитания и обучения в педагогическом процессе характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, которые способствуют наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. В педагогическом процессе взаимосвязаны те, кто его целенаправленно осуществляет, и те, ради развития которых он организован. Результатом педагогического процесса являются изменения, происходящие, прежде всего и главным образом в его объектах — в их социально-профессиональном опыте, в личностных качествах, в их усилиях по самообразованию и самовоспитанию. Обучая, воспитывая других, каждый из нас получает стимул для собственного развития.
Педагогический процесс может быть эффективен и в неявном виде: когда хоть и не целенаправленно, но фактически он осуществляется в неспециально созданных образовательно-воспитательных условиях (школа, вуз), а в реально сложившихся обстоятельствах взаимного влияния людей в социуме.
В конечном счете, можно говорить о педагогическом процессе и как о явлении, целенаправленно организованном в специально создаваемых условиях, и как о фактически осуществляемом взаимовлиянии людей друг на друга.
Сущность педагогического процесса составляют последовательная смена состояний, непрерывное действие в целях развития активности личности, группы, коллектива, их обучения и воспитания. Системообразующим фактором педагогического процесса как целостности выступает его цель, а сущностной характеристикой является внутреннее единство его компонентов. В условиях педагогических систем организованно взаимодействуют педагоги и воспитанники, обеспечивая постоянное движение, развитие, динамику образовательной деятельности. Тем самым педагогический процесс выступает как смена состояний системы этой деятельности.
Под педагогической системой следует понимать определенную совокупность взаимосвязанных компонентов, функционирующих в целостном образовательном процессе, необходимых для создания организованного, целенаправленного, преднамеренного педагогического влияния на формирование личности и объединенных единой целью ее развития.
Педагогический процесс, как отмечает В. А. Сластенин и другие теоретики педагогики, с позиций системного подхода представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Структурные элементы педагогической системы и целостного педагогического процесса в своей основе едины. Важнейшие из них — педагоги и воспитанники. Их взаимодействие оказывает наибольшее влияние на ход и результаты педагогического процесса. Содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические) — структурные компоненты педагогического процесса. Цель образования является, как указывалось выше, системообразующим фактором педагогического процесса. Педагогическая система создается с ориентацией на цель, способами ее функционирования в педагогическом процессе является обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых происходят те или иные внутренние изменения в субъектах педагогического процесса — педагогах и воспитанниках, утверждается приоритет воспитывающих, развивающих, здоровьесберегающих целей и результатов обучения и воспитания.
В системе целое не просто больше суммы составляющих его частей, но оно (целое) наделено такими общесистемными качествами, которыми не обладают отдельные компоненты, составляющие ее целостность. Однако и элементы в целостной структуре приобретают новые качества.
В целостном педагогическом процессе задается общая цель — гармоническое развитие личности. Содержание этой цели — развитие и формирование у ребенка (обучающегося) способности к творчеству, саморазвитию, социальной активности, ответственности за свои дела и поступки, высокой общей культуры и нравственности. Отсюда вытекает одно очень важное для современной школы положение: овладение предметными знаниями, умениями и навыками в современных условиях развития общества не должно становиться в работе школы самоцелью; школа должна создавать базу для творчества, созидания во имя общего блага. Главная задача современной школы — создание условий для преодоления традиционного разрыва между обученностью и воспитанностью. Рост обученности должен способствовать развитию культуры, воспитанности, а воспитанность должна расширять перед обучающимися познавательные горизонты и возможности совершенствования в разных областях деятельности, создавать условия для взаимопроникновения методов обучения и воспитания. Воспитанность, о чем свидетельствуют многочисленные педагогические исследования и педагогическая практика учителей-новаторов, позволяет более полно реализовать программно-целевой подход в проектировании и планировании работы образовательного учреждения.
Вышеизложенное объясняет, почему так важно определить общие закономерности и принципы организации деятельности педагогов и обучающихся, а уже затем выяснять и конкретизировать эти общие закономерности применительно к обучению и воспитанию. Только в этом случае можно вести разговор о развивающем и воспитывающем обучении и воспитании человека, способного к познанию и преобразованию мира и самого себя.
2. Законы, закономерности и принципы педагогического процесса
Основу теории целостного педагогического процесса составляют законы, закономерности и принципы педагогики как науки, между которыми существуют диалектическая взаимосвязь и взаимодействие. Там, где закон раскрывает объективно существующие и существенные связи и отношения между явлениями, независимо от субъекта, там он называется закономерностью. Там же, где закон становится исходной точкой приложения деятельности, сил и устремлений человека, там он рассматривается как принцип.
Основным законом педагогического процесса является присвоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений. Отечественные исследователи (Ю.К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин и др.) в соответствии с вышеизложенным основным законом выявили общие закономерности целостного педагогического процесса.
Прежде всего, это — обусловленность целей, содержания, методов, технологий педагогического процесса уровнем социальноэкономического и социокультурного развития общества, перспективами его развития в обозримом будущем и реальными возможностями общества. Эта закономерность, как и многие другие социально-педагогические закономерности, нередко декларируется государством в качестве приоритетных целей, но реально в образовательной практике она не получает своей реализации, что и приводит к кризису образования, его отставанию от нужд современности.
В ходе многолетних и многочисленных исследований российских и зарубежных психологов выявлена объективная взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности — закономерность целостного ее формирования. Суть этой закономерности заключается в том, что организация обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе, учитывая достигнутый актуальный уровень развития учащихся, должна опережать, «забегать вперед развития» (Л.С. Выготский), создавая «зону ближайшего развития», побуждая и приводя в движение целый ряд внутренних процессов и резервов. Единство (целостность) ребенка как объекта и субъекта в процессе его развития выражается обязательно в переходе воспитания и образования в самовоспитание и самообразование, обучения в самообучение.
Следующая закономерность, характеризующая целостность педагогического процесса, — психологическая закономерность решающей роли деятельности и общения в воспитании и обучении. Каково содержание и характер деятельности ученика — таков и результат его обученности и воспитанности. Характер деятельности обучающегося задает, формирует его способности, интересы, настойчивость, уверенность в себе и многие другие качества личности. Исполнительская деятельность, как известно, формирует ответственность, самоконтроль за работой по образцу, опыт воспроизводящей деятельности, умение действовать по заданному типу. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, стимулирует обучающегося проявлять инициативу, формирует у него поисковые умения и навыки, развивает вариативность и нестандартность мышления, чутье, догадку и другие качества, определяющие креативность личности, ее способность к творчески-преобразующей, созидательной работе.
Эффективность и качество образовательного процесса закономерно зависят от совпадений и устремлений, от направленности педагогов и воспитанников, их готовности к сотрудничеству и сотворчеству. Совместная деятельность, рассчитанная на эффект «педагогического резонанса» (Ю.К. Бабанский), стимулирует активность, инициативу, творческое самовыражение развивающейся личности.
Закономерным является многомерный, сложный характер целостного педагогического процесса. Как справедливо констатирует В. И. Загвязинский, это выражается в многообразии воздействующих на процесс и его результаты факторов, условий, тенденций, в неоднозначности результатов, в законе «параллельного педагогического действия» (А.С. Макаренко), в котором раскрывается, что любое действие педагога наряду со своим прямым назначением несет педагогический смысл. Например, А. С. Макаренко считал, что скатерть на обеденном столе — не просто красиво, а приучает к порядку; корзина для мусора в помещении, напротив, — стимул и сигнал к тому, что допустимо сорить.
Любые действия педагога в педагогическом процессе в идеале должны быть направлены на комплексное решение педагогических задач, поиск меры в сочетании многих противоположных тенденций и влияний: творчества и алгоритмизации, требовательности и уважения, коллективных и личных интересов и др. Задачи личностной ориентации развития личности, а именно они составляют содержание и характер целостного педагогического процесса, предполагают необходимость сочетать в действиях педагога тщательное изучение развития и воспитанности личности и постепенно нарастающих требований к ней.
Изложенные выше закономерности являются основанием для постулирования общих принципов конструирования и осуществления в реальной педагогической практике целостного педагогического процесса. К их числу относятся следующие принципы, наиболее корректно и научно доказательно, на наш взгляд, сформулированные В. И. Загвязинским. Кратко охарактеризуем их, так как подробнее и конкретнее они будут рассмотрены и конкретизированы в преломлении к воспитанию и обучению.
Принцип гуманно-личностной направленности обучения и воспитания предполагает направленность процесса на становление и развитие личности как основной цели образования, которой подчинено все: отбор содержания, организация деятельности и общения, традиционные и новые методы, новые технологии и информационные средства, коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения и воспитания, принятие ребенка таким, как он есть, и всяческое стимулирование его развития, коррекция поведения на основе включения в активную деятельность по решению задач, по разрешению проблем, помощь, поддержка в его становлении.
Принцип природосообразности требует обязательного учета возрастных и индивидуальных особенностей развития организма, врожденных задатков, особенностей здоровья и на этой основе дозирования нагрузки, поиска и коррекции (или компенсации) совместными усилиями педагогов, родителей, психологов отклонений и отставаний в развитии и здоровье ребенка.
Принцип культуросообразности и социокультурного соответствия направленности содержания образовательного процесса содержанию современной культуры предусматривает передачу культурных традиций исторической памяти наступившей или наступающей новой культурной эпохе, например в настоящее время — эпохе постиндустриальной культуры с ее вниманием к новым информационным и коммуникативным технологиям, к вариативности развития и особой роли индивидуальных черт, формирующихся в культуронасыщенной творческой среде.
Принцип стимулирования собственной активности и самостоятельности учащихся требует перманентного стимулирования педагогами внутренних резервов развития личности учащихся, их подготовки к самореализации, к переходу воспитания в самовоспитание, образования в самообразование.
Принцип сочетания уважения к человеку с разумной требовательностью выражен в формуле А. С. Макаренко «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». К школьнику, вообще к человеку надо, как отмечал А. С. Макаренко, подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Основной посыл педагога к обучающемуся (воспитаннику) — вера в его возможности.
Принцип благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации деятельности предусматривает спокойный, доброжелательный настрой, уважительное общение, уверенность в успехе и создание условий для его достижения. Это ведет к углублению и совершенствованию мотивов учебной, общественной, трудовой деятельности, укреплению веры в собственные силы, способствует успешному формированию личности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей требует обязательного учета ведущей деятельности, особенностей восприятия, характера, мышления, стиля деятельности и других черт возрастного развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка и взрослого, его типологических и индивидуальных характеристик (темперамента, характера, волевых качеств, темпа развития и др.).
Таковы в самых общих чертах основы теории целостного педагогического процесса, представленные в современной педагогической науке. Многое на сегодняшний день в этой области еще недоисследовано, теоретико-экспериментально недоопробировано, опытно-экспериментальным путем не доказано. Неслучайно в монографических работах, многочисленных статьях, учебных пособиях и учебниках по педагогике заметен разнобой в формулировках законов и закономерностей. В перечне принципов, их определениях есть разночтение, различается и их количество. Все это говорит о том, что само понятие «целостный педагогический процесс» — весьма сложное педагогическое явление и нуждается в дальнейшем уточнении, конкретизации и теоретическом обосновании на основе фундаментальных педагогических исследований в этой области педагогической науки.
педагогический образовательный воспитывающий компетентностный
2. Образование как цель и содержание педагогического процесса. Многообразие образовательных программ
«Образование» является более широким понятием, чем «педагогический процесс», поскольку достигается не только целенаправленным педагогическим процессом, но и изменениями личности, происходящими под воздействием других факторов природного и социального окружения. Эти влияния воспринимаются и трансформируются воспитанниками без контроля со стороны воспитателей и, поскольку не являются целенаправленными, не могут считаться педагогическими.
Вместе с тем процессуальность образования (сменяемость одного состояния другим, движение от целей образования к его результатам посредством педагогического взаимодействия его непосредственных участников) выражается через понятие «педагогический процесс», которое определяется как «целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей».
Если под образованием понимать физическое и духовное формирование личности, сознательно ориентированное на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании как социальные эталоны, то педагогический процесс — это форма организации преднамеренного, целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния педагогов и воспитанников.
Цель педагогического процесса — мысленное, заранее определяемое представление о его результате. Для того чтобы понять образование как процесс движения к некоей цели, определим результат этого движения как уровень образованности личности.
Образованность личности — это характеристика, показатель определенного уровня освоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, ценностных ориентаций и отношений, т. е. наличие у человека некоего индивидуализированного социокультурного облика.
Понятие цели образования всегда связано с образом (социально-одобряемым в данный исторический период в данной национальной и этнической культуре эталоном личности, образцом для подражания), который наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется как в отношении отдельного индивида (независимо от того, планируется это официально или содержание образования выступает формально общим, одинаковым для всех), так и в зависимости от возраста взаимодействующих субъектов, особенностей педагогических условий.
В российской истории, как и в любой другой, героями своего времени выступали в разные периоды разные люди, как положительные, так и отрицательные, наряду с этим неизменно существует и идеал русской народной педагогики: беззаветно любящий свою Родину, высоконравственный труженик.
В последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих нравственных норм, законов жизни, потребностей, прав и свобод.
Поскольку цель образования состоит в передаче культуры в виде социального опыта от одного поколения другому, причем этот опыт включает в себя знания, умения, способы деятельности (в том числе творческой), в совокупности обеспечивающие разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие, то естественно, что на индивидуально-личностном уровне результат достижения этой цели будет представлен уровнем и характером освоения человеком неких культурно-нравственных образцов, формирования своего нравственного облика. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества.
Если рассматривать образование как совокупность опыта, накопленного человечеством в ходе исторического развития и представленного в определенной форме для освоения индивидом и сообществом индивидов, то оно выступает содержанием педагогического процесса, поскольку педагогический процесс для того и организуется, чтобы это образование людьми было освоено.
Основной путь получения образования — воспитание и обучение. В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Обучение направлено на развитие, прежде всего, интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Воспитание — это деятельность, направленная на совершенствование, прежде всего, эмоционально-волевой сферы личности, на формирование отношений воспитанников к окружающим их людям, предметам и явлениям.
Как известно, человек получает образование:
а) под влиянием целенаправленных воздействий и б) вследствие непреднамеренных, в том числе случайных, влияний (спонтанных, нецеленаправленных воздействий).
Совокупность этих двух воздействий и дает в результате образованность как личностный уровень и показатель освоения и воспроизводства индивидуумом человеческой культуры. Воспитатели оказывают на воспитанников влияние, организуют их деятельность, создают условия для выполнения деятельности и проявления самостоятельности. Воспитанники под воздействием воспитателей в соответствии с собственными потребностями, интересами выполняют действия, участвуют в деятельности. На основе эмоционального восприятия окружающего мира, осмысления происходящего и участия в разнообразной деятельности они формируют свои представления о предметах, явлениях, своем месте в природе и обществе, развиваются физически и духовно, постепенно включаясь в систему общественных отношений.
Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.
Таким образом, образование как цель и содержание педагогического процесса — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, создаваемое для достижения человеком (обществом) некоего уровня образованности (образование как цель педагогического процесса), что, естественно, предполагает усвоение концентрированного опыта человечества в освоении природного и социального мира, на основе которого формируются, сохраняются, совершенствуются и передаются от поколения к поколению формы человеческой ментальности (образование как содержание педагогического процесса).
Образование как цель и содержание педагогического процесса находит свое отражение в многообразии образовательных программ.
Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования (т.е. то, чему учат) определенных уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относят программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
К профессиональным программам относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (ГОС) — основным нормативным документом, определяющим образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Являясь основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, ГОСы устанавливаются федеральным законом и включают в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты ГОСа определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, действующие на всей территории России, а национально-региональные компоненты определяют содержание образования, отражающее национальную или региональную специфику и действующие только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Образовательные программы могут осваиваться личностью (с учетом ее потребностей и возможностей) следующими способами:
— в образовательном учреждении — в формах очной, очно-заочной (вечерней) и заочной;
— вне образовательного учреждения — в формах семейного образования, самообразования и экстерната.
Семейное образование означает организацию образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, работающих на договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении.
Следует особо отметить, что ответственность за полноту и качество освоения несовершеннолетними обучающимися общеобразовательных программ несут их родители (законные представители) совместно с образовательным учреждением, осуществляющим соответствующий контроль.
Между родителями обучающегося в форме семейного образования и образовательным учреждением может быть заключен договор об организации освоения соответствующих общеобразовательных программ.
Для обеспечения прав граждан на выбор формы образования Министерство образования Российской Федерации утвердило Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях РФ, в котором экстернат определяется как самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
Результаты образовательной деятельности в большинстве своем всегда имеют отсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры воздействия или взаимодействия. Но тем не менее их можно прогнозировать, диагностировать и фиксировать, несмотря на эти и другие их параметры (разносторонность, сложность, противоречивость, диалектическую взаимосвязь и взаимодействие).
Фиксации с большей или меньшей степенью точности поддаются такие результаты образования, как знания, умения, навыки, а также показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень сформированности ее познавательных и других интересов и потребностей, сформированности устойчивой мотивации к познанию и уровень креативности личности, ее умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической и физической, экологической и других составляющих общей культуры).
В последнее время все больше и больше говорят о таких отрицательных эффектах (последствиях) образования, как перегрузка и переутомление, ухудшение физического и психического здоровья, возникновение стойкого нежелания учиться, дидактогении (негативное психическое состояние обучающегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога, которое проявляется во фрустрации, страхах, подавленном состоянии, сопротивлении воспитанию и т. п.).
Главным результатом образовательного процесса в современном мире признается готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и в целом за общество.
Таким образом, результатом направленности образования на выполнение целей, обозначенных выше, должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельным, компетентным и ответственным действиям в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и нестандартной мысли.
4. Компетентностный подход к построению педагогического процесса
Решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Переход общества от индустриального к постиндустриальному этапу развития сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания социальных процессов, многократным увеличением информационного потока. Очевидной становится бесперспективность увеличения объема знаний, поскольку выучить все невозможно. Современная действительность диктует необходимость формирования личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. В связи с этим происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Эти понятия являются базовыми категориями компетентностного подхода, тесно связанного с идеями личностного развития, сформулированными в психолого-педагогических концепциях развивающего и личностно ориентированного образования.
Компетентностный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, акцентирующая внимание на результате образования, рассматриваемом как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а компетентность — обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Содержание понятия «компетентность» включает в себя кроме когнитивной и операционной составляющих мотивационные, этические и социальные элементы.
В русском языке слово «компетенция» означает «совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица». Но из англоязычных источников к нам проникли другие его значения, например: область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Оттуда же пришла в русскую речь форма множественного числа — «компетенции».
Комплекс способов деятельности, полученных в разных предметных областях на разных возрастных этапах, в конечном счете должен привести к формированию у ребенка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области.
В Совете Европы был принят список ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы.
Он состоит из пяти разделов:
— политическая и социальная компетентность;
— способность к жизни в поликультурном мире;
— коммуникативная культура (в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке);
— информационно-коммуникативная грамотность;
— способность учиться всю жизнь.
Перечисленные компетенции описывают набор требований к выпускнику образовательного учреждения, которые позволят ему либо продолжить обучение, либо приступить к работе.
В «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагается распределять компетентность по сферам:
— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
— компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
— компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
— компетентность в бытовой сфере;
— компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
В докладе ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию для XXI в. этот процесс в содержательном отношении представлен как комплексное решение основополагающих задач образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.
Научить жить вместе можно, только осознав растущую взаимозависимость людей, стран, народов. Такая задача встает в связи с необходимостью осуществления совместных проектов по разумному и мирному решению неизбежных конфликтов.
Научить приобретать знания особенно важно в условиях быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности. Современному человеку необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа учебных дисциплин.
Научить работать, совершенствуясь в своей профессии, а в более широком смысле — приобретать компетентность — это означает в перспективе умение справляться с различными жизненными ситуациями.
Научить жить, лучше познавая самого себя, важно для наилучшего использования своего личностного потенциала.
В связи с этим В. В. Краевский предлагает основным результатом деятельности учебного заведения сделать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Овладение ими позволяет человеку решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или общественной жизни.
Таким образом, различают следующие виды компетентностей:
— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
— компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности — выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
— компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации;
— компетентность в бытовой сфере, включая заботу о собственном здоровье, умение устроить жизнь в семье и т. д.;
— компетентность в сфере досуга, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Такой подход соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация целей и содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это практически все развитые страны). Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).
Таким образом, под компетентностью понимают качество личности, проявляющееся в деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Компетентность учащегося — это способность решать различные проблемы в повседневной профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении (способность понимается не как предрасположенность, а как умение делать).
Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Под «образовательной компетенцией» понимается «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностью и социально значимой продуктивной деятельности».
С позиции компетентностного подхода перед учителем в отношении обучающихся стоят следующие задачи: научить учиться, т. е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни; научить ориентироваться в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора.
Способность решать проблему имеет несколько составляющих: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для осуществления определенных видов деятельности; теоретические и практические знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора пути ее решения.
Формирование компетентностей происходит не только через изучение учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни. С этой точки зрения образовательный процесс не ограничивается учебным процессом — он включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование учащихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Повышение уровня образованности заключается в расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в повышении сложности решаемых ими проблем и в расширении возможностей выбора эффективных способов их решения.
Большие возможности в реализации идей компетентностного подхода в школе заключены в информатизации образования, внедрении информационных и коммуникационных технологий. Эти технологии должны быть направлены как на формирование знаний и умений, так и в еще большей степени на формирование обобщенных умений.
1. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
2. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2012.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2011.
4. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М.: Академия, 2006.
5. Мижериков В. А.
Введение
в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2005.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А. В. Мудрик / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2004.
7. Орлов А. А.
Введение
в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А. А. Орлов, А. С. Агафонова. Под ред. А. А. Орлова. — М.: Академия, 2014.
8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 2005.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М., 2003.
10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2014.
11. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2011.
12. Роботова А. С.
Введение
в педагогическую деятельность/ Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. — М.: Академия, 2004. — 208 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2003. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2013.
14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 2008.
15. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2005.