Развитие представлений о современной информационной картине мира как фактор готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности
Диссертация
Это возможно в том случае, когда специалист адекватно оценивает те информационные системы и модели, в которых реализуются профессионально — значимые информационные процессы. Как показано рядом исследований (С.А. Бешенков, Е. А. Ракитина, К. К. Колин и др.) адекватная оценка информационных систем и моделей, в конечном итоге, опирается на фундаментальные принципы, составляющие содержание… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Информационная подготовка в вузах и факторы, влияющие на ее эффективность
- 1. Информатизация общества и информационная подготовка в вузе
- 2. Специфика информационной деятельности в открытых системах
- 3. Особенности современной информационной картины мира и ее использование в оценке моделей
- Глава 2. Методика освоения информационных технологий в контексте основных положений современной информационной картины мира
- 1. Методика построения и оценки информационных моделей принятия решения с опорой на информационную картину мира
- 2. Информационная среда вуза как модель современного информационного пространства
- Заключение 92 Библиография
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
- Абдрахманова Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. -22 с.
- Абросимов В.Н. Мониторинг качества образования. Абакан.: Изд-во ХакИб, 2001.-30 с.
- Абросимов В.Н. Мониторинг качества образования. Абакан.: Изд-во ХакИб, 2002.-25 с.
- Автоматизация управления высшей школой/Под ред. В. З. Ямпольского, О. М. Петрова, И. Л. Чудинова. Воронеж.: Изд-во Воронежского университета, 1987.- 176 с.
- Аладышев С.С. Проектирование системы информационно-аналитической деятельности руководителя общеобразовательной школы на основе ЭВМ: Дис. канд. пед. наук. Барнаул., 2001. — 179 с.
- Алексеева М.Б. Многоцелевое управление высшим образовательным комплексом. СПб., 2000. — 205 с.
- Анисимов С.Ф. Человек и машина: Философские проблемы кибернетики. М., 1958.-158 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: «Высшая школа», 1976. — 200 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: «Высшая школа», 1974. — 384 с.
- Архангельский С.И. Основы методики Информационного обеспечения// В кн.: Методологическое знание в педагогике. Сб. статей./Под ред. Б. С. Гершунского, Н. Д. Никандрова. М.: Знание, 1986. — С.37−54.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: «Высшая школа», 1980. — 368 с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. Изд. 2-е доп. М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
- Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: Политиздат, 1975. 408 с.
- Афанасьев В.Г., Урсул А. Д. Об эффективности социального управления// Вопросы философии. 1982. — № 7. — С.57−69
- Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения//Народное образование. 1987. — № 1. — С.105−111
- Баннов Я.М. Об организации современной и объективной информации в управлении школой// В кн.: Вопросы внутришкольного управления. Сб. статей/ Под ред. чл.-кор. АНСССР Н. С. Сунцова. М.: НИИ ШКОЛ. — 1975. — Вып. 1.-С.142−147
- Беклимешева В.Е. Учет школьной работы//В кн.: Практика учета школьной работы. Хрестоматийный сборник/Под ред. Н. И. Иорданского. J1-М, 1926. — С.70−80
- Белова JI. J1. Обеспечение информационных потребностей руководителей народного образования//Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах. М., 1987. — С.70−128
- Берг А.И., Черняк Ю. М. Информация и управление. М.: «Экономика», 1966.-64 с. 131
- Бешенков С.А., Ракитина Е. А. Информатика 10. Систематический курс, — М.: ЛБЗ, 2004.-315 с.
- Богданов Н.М. Статистика и отчетность в школе. Петорград: Госиздат, 1992. — 63 с.
- Большухина А. Участие учащегося в педагогической работе шко-лы//Школа и жизнь. 1924. -№ 7−8. — С Л 8−21
- Васильев В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж, 1990. — 140 с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент: учебное пособие в схемах. М.: Белые аль-вы, 1999.-164 с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1997. — 384 с.
- Винер Н. Кибернетика М.: «Советское радио», 1968. — 200 с.
- Виноградова З.И., Виноградов И. Е., Щербакова В. Е. Логика науки управления. М., 1998 — 208 с.
- Внутришкольное управление: Вопрос теории и практики/Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
- Вопросы совершенствования управления народным образованием на основе применения вычислительной техники. Сб. научных трудов. М., 1984. -91 с.
- Воробьев Г. Г. Информация в работе руководителя. М.: «Экономика», 1968.-54 с.
- Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988.-303 с.
- Гейн А.Г. и др. Информатика -10. М.: Просвещение, 2006. 318 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987 — 264 с.
- Глазунов А.Т., Зиновьев И. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в условиях начального профессионального образования. М.: Старый Ос-кол, Профессиональное образование, 1999. — 96 с.
- Глазунов А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профобразования: проблема развития и эффективность управления. Издательский центр АПО Моеква, 2002.-104 с.
- Годин В.В., Корнеев И. К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник. М.: Мастерство «Высшая школа», 2001. — 240 с.
- Гришкин И.И. Понятие информации. М.: «Наука», 1973. — 159 с.
- Гуревич И.М. Законы информатики основы исследований и проектирования сложных систем связи и управления, методическое пособие. — М. ЦООНТИ, Экое., 1989. 128 с.
- Демина Т.В. Новая технология управления дала результат// Профессиональное образование. 2001. — № 4. — С.5−6
- Ельчанинов О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений//Научное управление обществом. -1969.-Вып. 3.- С.231
- Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования (Информатизация образования). Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990. — 58 с.
- Есенкова Т.В. Система информационного обеспечения управления институтом повышения квалификации работников образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.-226 с.
- Есенкова Т.Ф., Петрова Л. Ю., Чеснокова Н. А. Информационное обеспечение в ИПК: организация работы с учебно-нормативной и учебно-отчетной документацией: Методич. рекомендации. Ульяновск, 1999. — 60 с.
- Заболотский В.П., Юсупов P.M. Научно-методические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. — 455 с.
- Земляков B.C. Управление профлицеем: Проблемы информационного обеспечения//Профессиональное образование. 2002. — № 4. — С.24
- Иванова И. Учет школьной работы////В кн.: Практика учета школьной работы. Хрестоматийный сборник/Под ред. Н. И. Иорданского. Л-М, 1926. -С.8−17
- Игнатенко Ж.В. Методической службе УПНО Ресурсы Интернет/Профессиональное образование. — 2003. — № 3. — С.27−28
- Извозчиков В.А., Тумалеева Е. А. Школа информационной цивилизации: «Интелект XXI». — М.: Просвещение, 2002. — 108 с.
- Иорданский Н.И. Руководство школой. Формы, задачи и методы общественного контроля инструктирования школы. М.: Задруга, 1918. — 58 с.
- Исайкин О.А. Строим информационное пространство школы. Трудности и достижения. Вопросы Интернет-образования, www.cnews.ru/edu/ interview/roos.
- Ислентьева С.В. Информационное обеспечение как средство повышения качества педагогического управления учреждениями дополнительного образования детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001 — 17 с.
- Казаринов М.Ю. Детерминизм в сложных системах управления и организации. Л.: Издательство ЛГУ, 1990. — 166 с.
- Кельдюшев А.И., Левон Г. А. Проектирование управления и организация инновационной деятельности в профессиональном училище// Профессиональное образование. 2000. — № 8. — С.23−24
- Кибирнетика и Вуз: Межвузовский научно-технический сборник/Под ред. В. З. Ямпольского. Томск: ТПИ. — Вып. 22,1987. — 185 с.
- Киселев Ю.М. Системный подход к автоматизации управления школой//В кн.: Педагогическое образование. М.: Прометей, 1992. -С.56−59.
- Клиланд Д.И., Кинг В. Р. Системный анализ в целевое управление: Пер. с англ. М.: Советское радио, 1974. — 208 с.
- Князева Е.Н., Кудюмов С. П. Синергетика как новое мировидение. Диалог с Препожиным И.//Вопросы философии. 1992. — № 2.
- Коган В.З. Теория информационного воздействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1992.-320 с.
- Коган В.З., Уханов В. А. Человек: Информация, потребность, деятельность. Томск, 1991. — 192 с.
- Колесников Л.Ф., Турченко В. И., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Пеагогика, 1991.- 269 с.
- Колин К.К. Информатизация образования: новые приоритеты. www.smolensk.ru/user/sgma/mmorph/M7-thml/kolin.thml.
- Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов. «Alma mater» (Вестник высшей школы). — М., 1999. — № 10.
- Комарова С.С. Условия совершенствования системы информационного обеспечения управления дошкольным образованием (На муниципальном уровне): Автореф. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 19 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. Псков: Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика», МП «Новая школа, 1993. — 134 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учено-воспитательного процесса и управление школой. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: Управление Образованием. — Вып.1., 1996.- 439 с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Члябинск: ЧТПИ, 1986. — 135 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
- Концепция реформирования системы НПО от 21 июля 1997 № 908
- Кочергин А.Н. Моделирование мышления. М.: Политиздат, 1969.200 с.
- Кочергин А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе: Философско-социологический анализ. М.: Изд-во «Наука», 1980.- 176 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -ЛГУ, 1970- 114 с.
- Лазарев Г. И., Мальцева Г. И. Управление ВУЗом. Экономические методы и технологии. Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2002. — 292 с.
- Лейбович А.Н. Применение ЭВМ для календарного планирования учебного процесса в ПТУ, школах и техникумах: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 160 с.
- Майоров А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием//Народное образование. 2000. — № 8. — С. 21−28
- Макарова Н.В. Информатика. М.: Финансы и статистика, 2 002 768с.
- Манжос Б.С. Учет школьной работы//Пути просвещения. 1923. — № 3.-С.115−144
- Матвеева Н.В. Методика формирования системно-информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.1997. 18 с.
- Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.- 70 с.
- Методы изучения профессиональной направленности учителя/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. Л.: НИИ ООВ, 1980.- 81 с.
- Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие/Под. ред. Н. В. Кузьминой. ЛГУ, 1980.
- Мизенцев В.П. Количественная и качественная оценка эффективности и качества учебного процесса: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1987. — 32 с.
- Мозолин В.В. Развитие основных содержательных линий общеобразовательного курса информатики в учебных дисциплинах непрофильных вузов. Авторефер.дис. док. пед.наук. М. 2005. — 36 с.
- Мозолин В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения. Автореф. дис. док. пед. наук. -М. 2000.-38 с.
- Наливайко Т.Е. Теоретические основы операционально-деятельностных технологий образования. М.: «Прометей», 2000. — 146 с.
- Научно-информационная деятельность в системе профтехобразова-ния/Ю.И. Виноградов, Н. А. Рослик, А. А. Папина и др./Под общ. ред. Ю. И. Виноградова. М.: Высшая, школа, 1986. — 152 с.
- Неганова С.В. Управление негосударственным учебным заведением в системе государственного образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.
- Ненов Н. Информационно-коммуникативные связи как основа управленческих решений директора школы. М., 1975.
- Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография. М.: Издательский центр АПО, 2001. — 221 с.
- Никонов К.Д. Учет работы в школе. Изд. 2-е. М.: «Работник просвещения», 1929. — 53 с.
- Новиков И.К. Из опыта работы по руководству средней школы. -Алма-Ата: Тип МП, 1949. 139 с.
- Новиков И.К. Организация учебно-воспитательной работы в школе.
- Из опыта работы 110-й мужской средней школы Москвы. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М., 1952.
- Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход/Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. М., 1995.- 199 с.
- Образование и XXI в.: Информация и коммуникационные технологии.-М., 1999.-220 с.
- Опыт использования общесоюзных автоматических баз данных для информационного обеспечения в высшей школе. М.: НИИВШ, 1987. — 35 с.
- Орлов А.А. Внутришкольное управление: поиск путей эффективности// Советская педагогика. 1986. — № 4. — С.72
- Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в общеобразовательной школе общества развития социализма: Дис. док. пед. наук. Тула, 1985.-364 с.
- Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. -М.: Прометей, 1991.-181 с.
- Основы общей теории систем: логико-методический анализ. М., 1974.
- Основы управления социалистическим производством/Под ред. Н. В. Цапкина. Лениздат, 1976. — 237 с.
- Планирование работы в школе/Под ред. И. К. Новиковой. М., 1947.
- Попов Г X. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985. — 335 с.
- Поспелов Г. С., Гериков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Советское радио, 1976.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей образовательных учрежде-ний/Рос.акад.образования, Ин-т упр. образованием. М.: Новая школа, 1996. -317 с.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой: В вопросах, и ответах: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Рос.акад.образования, Ин-т упр. образованием М.: Новая школа, 1997. -350 с.
- Практика учета школьной работы/Под ред. Н. И. Иорданского. М., 1926.- 110 с.
- Приказ от 10.05.2000 № 2015 «Перечень изменений, вносимых в программу развития СПО России на 2000−2005 годы»
- Применение ЭВМ в учебном процессе/Под ред. Берга А. И. М., 1969 -248 с.
- Пушкин В.Г. Кибернетические принципы самоорганизации: спецкурс по философским проблемам кибернетики. JL, 1974.
- Радченко А. А. Народное образование в 70−80-е годы: история и проблемы развития сельской общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. ист. наук. Воронеж, 1992. 24 с.
- Растригин JI.A. Вычислительные машины, системы, сети. М.: Наука, 1982.-224 с.
- Ровенский 3., Уемов А., Уемов Е. Машина и мысль. М.: Наука, 1960.-189 с.
- Рыкунов В.И. Основы управления: Монография. М.: «Изограф», 2000.-112 с.
- Савинова С.В. Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 240 с.
- Садовский B. JL Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. М., 1974.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная технология управления. 2-е изд. Л., 1989.- 9 с.
- Сериков Г. Н. О перспективах информационного обеспечения образования/Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Сборник научно- методических материалов/Под ред. С. А. Репина, Г. Н. Серикова. Челябинск, 1999. — Вып 1(9). — С.121−127
- Сериков Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.
- Сироткина И. Интересный опыт по учету работы//В кн.: Практика учета школьной работы. Хрестоматийный сборник/Под ред. Н. И. Иорданского. -Л-М, 1926. С.50−53
- Системы и средства информатики. Институ проблем информатики РАН.-М., 2006. 490 с.
- Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1982.- т.2. — 430 с.
- Словарь-справочник менеджера/Под ред. М. Т. Лапусты. М.: ИН-ФРА-М, 1996. — 608 с.
- Соколов А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. -М.: Высшая школа, 1998. 183 с.
- Сорока-Росинский В. А. Учет в производстве и в педагогике//В кн: Учет педагогической работы как метод научной организации. Изд. 2-е. М.: Госиздат, 1927. — С.35−48
- Справочное приложение к приказу Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию № 363 от 13.03.95. «Об утверждении отраслевого стандарта ОСТ ВШ 01.001−94.
- Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 2. Концепция квалиметрии. Система категорий и понятий. Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М., 1991.-121 с.
- Сундуков А.А. Учреждения профессионального образования: проблемы и характеристики менеджмента//Новые исследования в профессиональном образовании: Сб. научных статей. Краснодар: «Северный Кавказ», 2001.1. С.28−29.
- Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
- Татару Н.Д. Управление УСПО на основе информационных технологий// Профессиональное образование. 2002. — № 8. — С. 14
- Татур Ю.Г. Образовательная система России: Монография. М.: Высшая школа, 2000.
- Типовые средства автоматизации управления Вузом. Б. Л. Агранович, В. В. Валентинов, В. Е. Коваленко и др./Под общ. ред. И. П. Чучалина, Б. Л. Аграновича. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 188 с.
- Тихомиров Ю.А. Управление делами общества. М., 1984. — 11 с.
- Ткаченко Е.В., Гайнанова О. В. Педагогический колледж в территориальной системе образования. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.-192 с.
- Токарев А.Н., Ермакова А. Н. Информационные технологии в образовательном процессе и управленческой деятельности//Профессиональное образование. 2001.-№ 11.-С.25
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 179 с.
- Третьяков П.И. Школа: управление по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320 с.
- Тюхин B.C. Отражение, системы, кибернетика. М.: «Наука», 1972.270 с.
- Украинцев Б.С. Информация и отражение/ Вопросы философии. -1963.- № 2.- С.17−18
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа. — 1995. -464 с.
- Управление социалистическим производством. Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1974 — 67 с.
- Урсул А.Д. Проблемы информации в современной науке: Философские очерки. -М.: Наука, 1975.- 287 с.
- Урсул А.Д. Информация. М.: Наука, 1971. — 290 с.
- Урсул А.Д. Информация: Методологические аспекты. М.: Наука, 1971.- 295 с.
- Федеральная программа развития образования от 10 апреля 2000 № 34-Ф3
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» Постановление 28.08.2001 № 630.
- Федеральный Закон об образовании № 12-ФЗ от 13.01.96 1
- Фридланд А.Я. Информатика. Процессы, системы, ресурсы. БИНОМ 2003
- Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 404 с.
- Цацковский 3. Регуляция, информация, создание//Вопросы философии.- 1973. № 5. — С.90
- Чернов Ю.В. Информационное обеспечение управления учебно-воспитательным процессом в средней образовательной школе. М., 1980. -31 с.
- Чернов Ю.В. Организация внутришкольной системы информации в общеобразовательной школе. Магнитогорск, 1978.
- Чернов Ю.В. Совершенствование информационного обеспечения управления учебным процессом в школе//Вопросы внутришкольного управления. Сб. статей/Под ред. чл.-кор. АНСССР Н. С. Сунцова. Вып. 1. — М.: НИИ ШКОЛ, 1975.
- Чернышов К.А. Информационное обеспечение образовательного процесса высшей школы: Дис. канд. пед. наук. Таганрог, 2000. — 242 с.
- Черняк Ю.М. Концепция экономической информации./Материалы к Всесоюзной научно- технической конференции. М.: «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью», секция № 5, 1966. -С. 116−117
- Шалаев И.К. Повышение профессионализма руководителя школы наоснове знания мотивационного программно- целевого управления.//В сб.: Повышение профессионализма руководителя школы в условиях перестройки. -М.: Барнаул, 1992. С.20−31
- Шалаев И.К. Программно- целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. М.:МГПИ, 1987. — 136 с.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: ВИИН «Полином», 1992. — 189 с.
- Шамова Т.И., Немова Н. В. Менеджмент в управлении школой. М.: ВИИН «Полином», 1992. — 231 с.
- Шамова Т.И., Перминова JI.M. Использование компьютера в управлении школой. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 78 с.
- Шамова Т.И., Тюлю Т. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителя школы. Методическое пособие. Вологда, 1995. -75 с.
- Шелепаева А.Х. Работа в сети Интернет как средство формирования системно-информационной картины мира в 8 -9 классе общеобразовательной школы. Автореф. ученой степени канд. пед. наук. -М., 2002 19 с.
- Экономика и организация управления вузом/Под. ред. В. В. Глухова. -Лань, 1999.-447 с.
- Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИП, 1956. — 260 с.
- Юзвишин И.И. Информациология, или Закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М.: Меж-дунар. изд-во «Информациология», 1996. — 212 с.
- Юрасов В.Г. Моделирование и синтез развивающихся телекоммуникационных сетей и компьютерных систем управления вузом: Дис. д-ра. тех. наук. Воронеж, 1999. — 339 с.