Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие представлений о современной информационной картине мира как фактор готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это возможно в том случае, когда специалист адекватно оценивает те информационные системы и модели, в которых реализуются профессионально — значимые информационные процессы. Как показано рядом исследований (С.А. Бешенков, Е. А. Ракитина, К. К. Колин и др.) адекватная оценка информационных систем и моделей, в конечном итоге, опирается на фундаментальные принципы, составляющие содержание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информационная подготовка в вузах и факторы, влияющие на ее эффективность
    • 1. Информатизация общества и информационная подготовка в вузе
    • 2. Специфика информационной деятельности в открытых системах
    • 3. Особенности современной информационной картины мира и ее использование в оценке моделей
  • Глава 2. Методика освоения информационных технологий в контексте основных положений современной информационной картины мира
    • 1. Методика построения и оценки информационных моделей принятия решения с опорой на информационную картину мира
    • 2. Информационная среда вуза как модель современного информационного пространства
  • Заключение 92 Библиография
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Развитие представлений о современной информационной картине мира как фактор готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Характерной чертой современного общества является возрастание роли информационного ресурса в развитии экономики и общества в целом. Как следствие этого, информация становится высшей ценностью и ведущим фактором общественного развития.

Концепция информационного общества была выдвинута в конце 70-х годов как теория постиндустриального варианта общественного развития. Основоположниками этой концепции считаются Д. Белл, Е. Масуда, Э.Тоффлер. Фундаментальное значение для понимания информационного общества сыграли книги Ф. Махлоупа: «Знание, его создание и экономическое значение» (Knowledge: its creation, distribution and economic significance), «Знание и производство знаний» (Knowledge and knowledge production), «Экономика информации и человеческий капитал» (The economics of information and human capital), которые вышли соответст-вкнно в 1980, 1982 и 1984 гг. В них подчеркивалась важность информации и информационных технологий для развития глобальной экономики и констатировался принципиальный факт превращения информации в товар.

Современное информационное общество характеризуется также постоянным притоком несистематизированной информации. Это ведет к росту «информационного хаоса», который оказывает существенное воздействие на современную информационную среду. Это подчеркивалось рядом фундаментальных исследований: А. А. Харкевича, П. Сорокина, И. Приго-жина, И. Стингерс и др.

Информационная подготовка в вузе является в настоящее время обязательным компонентом профессиональной подготовки специалистов практически по любым специальностям. Это составляет ядро концепции так называемой «двойной компетенции», принятой большинством вузов. Названые концепции рассматривались в исследованиях: Е. Бидайбекова, О. К. Филатова, О. К. Козлова, М. Н. Швецкого и др. Особое внимание информационной подготовке уделяется студентам экономических специальностей, поскольку современная экономика теснейшим образом связана с информационной сферой. В этом направлении было выполнено ряд докторских исследований: Н. В. Макаровой, А. Л. Денисовой, Б. А. Бекзатова, В. В. Мозолина и др.

Информационная подготовка в вузах традиционно имеет две составляющие: общеобразовательную и профессиональную. Большинство исследований, связанных с информационной подготовкой в вузах были посвящены, в основном, профессиональной составляющей (Ж.В. Иноземцева, Н. В. Молоткова, Р. А. Харченко, О. А. Козлов и др.).

Общеобразовательная подготовка специалистов исследовалась в меньшей степени, хотя и здесь были выполнены основополагающие работы (С.А.Бешенков, Е. А. Ракитина, Л. О. Филатова, В. В. Мозолин и др.).

Согласно этим исследованиям, общеобразовательную подготовку в вузе следует рассматривать как четвертый концентр общеобразовательной подготовки. Три первых концентра: начальное обучение, базовый курс, профильное обучение — реализуются в общеобразовательной школе. Содержание четвертого, вузовского концентра, согласно докторскому исследованию В. В. Мозолина составляют следующие вопросы.

Основное содержание общеобразовательной подготовки специалистов группируется вокруг двух основных направлений: «Информационные процессы», «Информационные основы управления». Центральным понятием в этом случае является понятие «Информационного ресурса», который раскрывается через следующие содержательные линии: «Информационные, социальные и экономические процессы», «Замкнутые и открытые системы», «Моделирование в экономике и социологии», «Управление процессами и системами». Согласно В. В. Мозолину, фундаментальную роль в общеобразовательной информационной подготовке, в частности, студентов социально-экономического профиля, играют межпредметные связи информатики и других учебных дисциплин.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся исследования соотношение между общеобразовательным и профессиональным компонентами информационной подготовки в вузе остается открытым. В частности, остается не решенным следующий вопрос.

Информационная подготовка студентов, ориентирована, в основном, на их последующую деятельность в социальных и экономических системах. С точки зрения протекающих в них информационных процессов они представляют собой открытые системы. Характерной чертой этих систем является то, что предсказать их поведение можно только в очень ограниченных пространственных и временных масштабах. Это значит, что решающим качеством специалиста становится умение оценивать окружающую среду, свою информационную деятельность и принимать обоснованные решения о возможных путях ее осуществления.

Это возможно в том случае, когда специалист адекватно оценивает те информационные системы и модели, в которых реализуются профессионально — значимые информационные процессы. Как показано рядом исследований (С.А. Бешенков, Е. А. Ракитина, К. К. Колин и др.) адекватная оценка информационных систем и моделей, в конечном итоге, опирается на фундаментальные принципы, составляющие содержание современной информационной картины мира. Таким образом, знание этих принципов становится одним из определяющих факторов профессиональной готовности специалиста, в частности, экономического профиля, к деятельности в современном информационном обществе. Освоение этих принципов вместе с основами формализации и моделирования должно с необходимостью войти в содержание общеобразовательного компонента информационной подготовки в вузе.

Все вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования как противоречие между необходимостью повышения эффективности информационной подготовки студентов к деятельности в открытых информационных системах и отсутствием необходимых исследований в этом направлении.

Цель исследования — разработать методические подходы, позволяющие развить представления об информационной картине мира как решающего фактора результативности профессиональной информационной деятельности в открытых информационных системах и разработать содержание и структуру информационной подготовки студентов экономических специальностей реализующую эти подходы.

Объект исследования: информационная подготовка в вузе.

Предмет исследования: формирование эффективной профессиональной информационной деятельности в рамках вузовской информационной подготовки.

Гипотеза исследования — подготовка в вузе к профессиональной информационной деятельности может быть сделана более эффективной, если у студента будет сформировано представление о современной информационной картине мира как системе основополагающих принципов, позволяющих оценить адекватность модели объекту и целям моделирования. Кроме того, это позволит:

— развить способность к информационной деятельности в нестандартных ситуациях, в частности умений принимать решения, что возможно только на основе ясного понимания общих принципов функционирования информационных систем, где осуществляется эта деятельность;

— полнее представить в обучении модельный подход, что является одной из основных задач современного профессионального образования;

— развить способность к созданию существенно новых алгоритмов и технологий;

— сформировать ценностные ориентиры, которые позволят оценивать информационную деятельность и ее результаты с экономической, и социальной точек зрения;

В соответствии с целью и гипотезой определяются следующие задачи исследования: анализ опыта современной информационной подготовки в вузе и выявления причин слабой подготовки выпускников к современной информационной деятельностивыявление путей влияния представлений об окружающем мире на характер и эффективность информационной деятельности, в частности на процесс принятия решенийопределение методов и форм введение модельного подхода как основного инструмента познанияопределение подходов к решению нестандартных информационных задач, в частности связанных с разработкой новых алгоритмов и технологийэкспериментальная проверка предложенных методических подходов.

Теоретико-методологической основой исследования являются теории системного, компетентностного подходов, теория непрерывного и профильного образования, идеи системно-комплексного подхода к изучению явлений действительности, рассмотрения их с позиций исторического развития и диалектической взаимосвязи.

В частности, использовались идеи о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности (И.Я.Лернер, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), о необходимости формирования ориентировочной основы деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.), об особенностях использования информационных технологий в обучении и концепции информатизации образования (С.А.Бешенков, А. А. Кузнецов, О. К. Филатов, И. В. Роберт, В. М. Монахов и др.), о принципиальных основах формирования содержания образования (В.С.Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.).

Выбор комплекса методов исследования определялся целями и задачами исследования. Применялись следующие методы: изучение и теоретический анализ научной, психолого-педагогической, методической, технической и специальной литературы по тематике исследованиясравнительный анализ учебных программ, учебно-методических пособий, учебников по информатике и информационным технологиямобобщение отечественного и зарубежного опыта информационной подготовкиэмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ результатов деятельности студентов), педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Организация и основные этапы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2002;2004 гг.) изучались и анализировались литературные источники по проблеме исследования, прежде всего, связанные с проблемой принятия решения в современной информационной среде.

На втором этапе (2004;2005 гг.) экспериментально исследовались пути создания повышения эффективности вузовской информационной подготовки студентов — экономистов за счет расширения технологической цепочки решения задачи и использовании модельного подхода.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) были разработаны содержание модуля «Формализация и моделирование» и были выделены существенные для информационной деятельности принципы современной информационной картины мира.

Научная новизна исследования заключается в определении принципов формирования умений осуществлять информационную деятельность, в открытых информационных системах, в которую включены элементы построения, анализа и использования информационных моделей, адекватность которых устанавливается на основе представлений, диктуемых современной информационной картиной мира.

Теоретическая значимость состоит в выявлении принципов, лежащих в основе современной информационной картины мира и их использовании при формировании навыков информационной деятельности.

Практическая значимость состоит в разработке модуля «Формализация и моделирование» в качестве компонента содержания общеобразовательной подготовки студентов — экономистов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наличие «точек бифуркации» в открытой информационной системе, приводит к тому, что информационная деятельность в этих системах, как правило, включает в себя, элемент, связанный с принятием решения по выбору одного из возможных путей дальнейшего осуществления деятельности.

2. Процесс принятия включает в себя построение, анализ и использование информационных моделей, которые, в свою очередь опираются на фундаментальные принципы, отражающие особенности современной информационной картины мира.

3. Для профессиональной информационной деятельности значимыми являются следующие принципы, составляющие фундамент современных информационных представлений: закон простоты сложных систем, закон конечности информационных характеристик сложных систем, закон необходимого разнообразия Эшби, закон Онсагера о максимизации убывания энтропии, принцип ла Шателье.

4. Освоение информационной деятельности с элементами принятия решений в контексте сформулированных выше принципов, позволяет сформировать готовность студента к творческой деятельности в современной информационной среде.

5. С методической точки зрения освоение элементов теории принятия решения, моделирования, целесообразно осуществлять в рамках проблемного обучения с опорой на основные принципы, определяющие содержание современной информационной картины мира.

Выводы по 2-ой главе.

1. Применение разработанной учебной информационной среды, включающей содержание, компьютерные программы, методические пособия для преподавателя, обеспечивает формирование у студентовэкономистов умение осуществлять процесс управления в открытых экономических системах, включая построение моделей и их оценку с использование представлений, вытекающих из современной информационной картины мира.

2. Систематизации знаний учащихся способствует использование классификаций моделей. Для студентовэкономистов целесообразно в качестве оснований классификации использовать такие признаки, как форма представления моделицель исследованияпрограммные средства, используемые при построении компьютерных моделейих функциональное назначениеучет фактора времени. 3. Преподавание модуля «Формализация и моделирование» в общеобразовательном концентре информационной подготовке целесообразно осуществлять с использованием методов проблемного обучения и компьютерного эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования были получены следующие основные результаты.

1. Согласно современным представлением информатика — это дисциплина, изучающая, в частности, возможность автоматизации информационных процессов, протекающих в системах различной природы. Большинство реальных систем, в частности, экономические системы являются открытыми информационными системами, в которых присутствует скрытая динамика. Особенностью этой динамики является наличии т.н. «точек бифуркации», которые обозначают границу детерминированного развития информационного процесса. В этих условиях полностью автоматизировать информационный процесс не представляется возможным.

2. Характерной чертой информационной деятельности в открытых системах становятся моменты принятие решений, определяющие путь дальнейшего развития этой деятельности.

3. Процесс принятия включает в себя построение, анализ и использование информационных моделей, что позволяет расширить информационно — технологическую цепочку решения задачи, включив в нее не только «алгоритмический», но и «модельный» компоненты.

4. Анализ и адекватность информационных моделей объекту и целям моделирования в конечном итоге опирается на фундаментальные принципы, определяющие современную информационную картину мира.

5. Для профессиональной информационной деятельности значимыми являются следующие принципы, составляющие фундамент современных информационных представлений: закон простоты сложных систем, закон конечности информационных характеристик сложных систем, закон необходимого разнообразия Эшби, закон Онсагера о максимизации убывания энтропии, принцип ла Шателье.

6. С методической точки зрения освоение элементов теории принятия решения, моделирования, целесообразно осуществлять в рамках проблемного обучения с опорой на основные принципы, определяющие содержание современной информационной картины мира.

7. Освоение информационной деятельности с элементами принятия решений в контексте сформулированных выше принципов, позволяет сформировать готовность студента к профессиональной деятельности в современной информационной среде, в частности, сформировать готовность не только к использованию стандартных информационных технологий, но и к созданию новых.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. -22 с.
  2. В.Н. Мониторинг качества образования. Абакан.: Изд-во ХакИб, 2001.-30 с.
  3. В.Н. Мониторинг качества образования. Абакан.: Изд-во ХакИб, 2002.-25 с.
  4. Автоматизация управления высшей школой/Под ред. В. З. Ямпольского, О. М. Петрова, И. Л. Чудинова. Воронеж.: Изд-во Воронежского университета, 1987.- 176 с.
  5. С.С. Проектирование системы информационно-аналитической деятельности руководителя общеобразовательной школы на основе ЭВМ: Дис. канд. пед. наук. Барнаул., 2001. — 179 с.
  6. М.Б. Многоцелевое управление высшим образовательным комплексом. СПб., 2000. — 205 с.
  7. С.Ф. Человек и машина: Философские проблемы кибернетики. М., 1958.-158 с.
  8. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: «Высшая школа», 1976. — 200 с.
  9. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: «Высшая школа», 1974. — 384 с.
  10. С.И. Основы методики Информационного обеспечения// В кн.: Методологическое знание в педагогике. Сб. статей./Под ред. Б. С. Гершунского, Н. Д. Никандрова. М.: Знание, 1986. — С.37−54.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: «Высшая школа», 1980. — 368 с.
  12. В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. Изд. 2-е доп. М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  13. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  15. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: Политиздат, 1975. 408 с.
  16. В.Г., Урсул А. Д. Об эффективности социального управления// Вопросы философии. 1982. — № 7. — С.57−69
  17. Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения//Народное образование. 1987. — № 1. — С.105−111
  18. Я.М. Об организации современной и объективной информации в управлении школой// В кн.: Вопросы внутришкольного управления. Сб. статей/ Под ред. чл.-кор. АНСССР Н. С. Сунцова. М.: НИИ ШКОЛ. — 1975. — Вып. 1.-С.142−147
  19. В.Е. Учет школьной работы//В кн.: Практика учета школьной работы. Хрестоматийный сборник/Под ред. Н. И. Иорданского. J1-М, 1926. — С.70−80
  20. Белова JI. J1. Обеспечение информационных потребностей руководителей народного образования//Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах. М., 1987. — С.70−128
  21. А.И., Черняк Ю. М. Информация и управление. М.: «Экономика», 1966.-64 с. 131
  22. С.А., Ракитина Е. А. Информатика 10. Систематический курс, — М.: ЛБЗ, 2004.-315 с.
  23. Н.М. Статистика и отчетность в школе. Петорград: Госиздат, 1992. — 63 с.
  24. А. Участие учащегося в педагогической работе шко-лы//Школа и жизнь. 1924. -№ 7−8. — С Л 8−21
  25. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж, 1990. — 140 с.
  26. Ю.В. Педагогическое управление в школе. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  27. В.Р. Менеджмент: учебное пособие в схемах. М.: Белые аль-вы, 1999.-164 с.
  28. В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1997. — 384 с.
  29. Н. Кибернетика М.: «Советское радио», 1968. — 200 с.
  30. З.И., Виноградов И. Е., Щербакова В. Е. Логика науки управления. М., 1998 — 208 с.
  31. Внутришкольное управление: Вопрос теории и практики/Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  32. Вопросы совершенствования управления народным образованием на основе применения вычислительной техники. Сб. научных трудов. М., 1984. -91 с.
  33. Г. Г. Информация в работе руководителя. М.: «Экономика», 1968.-54 с.
  34. Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988.-303 с.
  35. А.Г. и др. Информатика -10. М.: Просвещение, 2006. 318 с.
  36. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987 — 264 с.
  37. А.Т., Зиновьев И. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в условиях начального профессионального образования. М.: Старый Ос-кол, Профессиональное образование, 1999. — 96 с.
  38. А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профобразования: проблема развития и эффективность управления. Издательский центр АПО Моеква, 2002.-104 с.
  39. В.В., Корнеев И. К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник. М.: Мастерство «Высшая школа», 2001. — 240 с.
  40. И.И. Понятие информации. М.: «Наука», 1973. — 159 с.
  41. И.М. Законы информатики основы исследований и проектирования сложных систем связи и управления, методическое пособие. — М. ЦООНТИ, Экое., 1989. 128 с.
  42. Т.В. Новая технология управления дала результат// Профессиональное образование. 2001. — № 4. — С.5−6
  43. О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений//Научное управление обществом. -1969.-Вып. 3.- С.231
  44. А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования (Информатизация образования). Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990. — 58 с.
  45. Т.В. Система информационного обеспечения управления институтом повышения квалификации работников образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.-226 с.
  46. Т.Ф., Петрова Л. Ю., Чеснокова Н. А. Информационное обеспечение в ИПК: организация работы с учебно-нормативной и учебно-отчетной документацией: Методич. рекомендации. Ульяновск, 1999. — 60 с.
  47. В.П., Юсупов P.M. Научно-методические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. — 455 с.
  48. B.C. Управление профлицеем: Проблемы информационного обеспечения//Профессиональное образование. 2002. — № 4. — С.24
  49. И. Учет школьной работы////В кн.: Практика учета школьной работы. Хрестоматийный сборник/Под ред. Н. И. Иорданского. Л-М, 1926. -С.8−17
  50. .В. Методической службе УПНО Ресурсы Интернет/Профессиональное образование. — 2003. — № 3. — С.27−28
  51. В.А., Тумалеева Е. А. Школа информационной цивилизации: «Интелект XXI». — М.: Просвещение, 2002. — 108 с.
  52. Н.И. Руководство школой. Формы, задачи и методы общественного контроля инструктирования школы. М.: Задруга, 1918. — 58 с.
  53. О.А. Строим информационное пространство школы. Трудности и достижения. Вопросы Интернет-образования, www.cnews.ru/edu/ interview/roos.
  54. С.В. Информационное обеспечение как средство повышения качества педагогического управления учреждениями дополнительного образования детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001 — 17 с.
  55. М.Ю. Детерминизм в сложных системах управления и организации. Л.: Издательство ЛГУ, 1990. — 166 с.
  56. А.И., Левон Г. А. Проектирование управления и организация инновационной деятельности в профессиональном училище// Профессиональное образование. 2000. — № 8. — С.23−24
  57. Кибирнетика и Вуз: Межвузовский научно-технический сборник/Под ред. В. З. Ямпольского. Томск: ТПИ. — Вып. 22,1987. — 185 с.
  58. Ю.М. Системный подход к автоматизации управления школой//В кн.: Педагогическое образование. М.: Прометей, 1992. -С.56−59.
  59. Д.И., Кинг В. Р. Системный анализ в целевое управление: Пер. с англ. М.: Советское радио, 1974. — 208 с.
  60. Е.Н., Кудюмов С. П. Синергетика как новое мировидение. Диалог с Препожиным И.//Вопросы философии. 1992. — № 2.
  61. В.З. Теория информационного воздействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1992.-320 с.
  62. В.З., Уханов В. А. Человек: Информация, потребность, деятельность. Томск, 1991. — 192 с.
  63. Л.Ф., Турченко В. И., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Пеагогика, 1991.- 269 с.
  64. К.К. Информатизация образования: новые приоритеты. www.smolensk.ru/user/sgma/mmorph/M7-thml/kolin.thml.
  65. К.К. Человек и будущее: динамический вызов. «Alma mater» (Вестник высшей школы). — М., 1999. — № 10.
  66. С.С. Условия совершенствования системы информационного обеспечения управления дошкольным образованием (На муниципальном уровне): Автореф. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 19 с.
  67. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. Псков: Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика», МП «Новая школа, 1993. — 134 с.
  68. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
  69. Ю.А. Педагогический анализ учено-воспитательного процесса и управление школой. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
  70. Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: Управление Образованием. — Вып.1., 1996.- 439 с.
  71. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Члябинск: ЧТПИ, 1986. — 135 с.
  72. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
  73. Концепция реформирования системы НПО от 21 июля 1997 № 908
  74. А.Н. Моделирование мышления. М.: Политиздат, 1969.200 с.
  75. А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе: Философско-социологический анализ. М.: Изд-во «Наука», 1980.- 176 с.
  76. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -ЛГУ, 1970- 114 с.
  77. Г. И., Мальцева Г. И. Управление ВУЗом. Экономические методы и технологии. Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2002. — 292 с.
  78. А.Н. Применение ЭВМ для календарного планирования учебного процесса в ПТУ, школах и техникумах: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 160 с.
  79. А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием//Народное образование. 2000. — № 8. — С. 21−28
  80. Н.В. Информатика. М.: Финансы и статистика, 2 002 768с.
  81. .С. Учет школьной работы//Пути просвещения. 1923. — № 3.-С.115−144
  82. Н.В. Методика формирования системно-информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.1997. 18 с.
  83. Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.- 70 с.
  84. Методы изучения профессиональной направленности учителя/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. Л.: НИИ ООВ, 1980.- 81 с.
  85. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие/Под. ред. Н. В. Кузьминой. ЛГУ, 1980.
  86. В.П. Количественная и качественная оценка эффективности и качества учебного процесса: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1987. — 32 с.
  87. В.В. Развитие основных содержательных линий общеобразовательного курса информатики в учебных дисциплинах непрофильных вузов. Авторефер.дис. док. пед.наук. М. 2005. — 36 с.
  88. В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения. Автореф. дис. док. пед. наук. -М. 2000.-38 с.
  89. Т.Е. Теоретические основы операционально-деятельностных технологий образования. М.: «Прометей», 2000. — 146 с.
  90. Научно-информационная деятельность в системе профтехобразова-ния/Ю.И. Виноградов, Н. А. Рослик, А. А. Папина и др./Под общ. ред. Ю. И. Виноградова. М.: Высшая, школа, 1986. — 152 с.
  91. С.В. Управление негосударственным учебным заведением в системе государственного образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.
  92. Н. Информационно-коммуникативные связи как основа управленческих решений директора школы. М., 1975.
  93. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография. М.: Издательский центр АПО, 2001. — 221 с.
  94. К.Д. Учет работы в школе. Изд. 2-е. М.: «Работник просвещения», 1929. — 53 с.
  95. И.К. Из опыта работы по руководству средней школы. -Алма-Ата: Тип МП, 1949. 139 с.
  96. И.К. Организация учебно-воспитательной работы в школе.
  97. Из опыта работы 110-й мужской средней школы Москвы. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М., 1952.
  98. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход/Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. М., 1995.- 199 с.
  99. Образование и XXI в.: Информация и коммуникационные технологии.-М., 1999.-220 с.
  100. Опыт использования общесоюзных автоматических баз данных для информационного обеспечения в высшей школе. М.: НИИВШ, 1987. — 35 с.
  101. А.А. Внутришкольное управление: поиск путей эффективности// Советская педагогика. 1986. — № 4. — С.72
  102. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в общеобразовательной школе общества развития социализма: Дис. док. пед. наук. Тула, 1985.-364 с.
  103. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. -М.: Прометей, 1991.-181 с.
  104. Основы общей теории систем: логико-методический анализ. М., 1974.
  105. Основы управления социалистическим производством/Под ред. Н. В. Цапкина. Лениздат, 1976. — 237 с.
  106. Планирование работы в школе/Под ред. И. К. Новиковой. М., 1947.
  107. Попов Г X. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985. — 335 с.
  108. Г. С., Гериков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Советское радио, 1976.
  109. М.М. Инновационные школы России: Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей образовательных учрежде-ний/Рос.акад.образования, Ин-т упр. образованием. М.: Новая школа, 1996. -317 с.
  110. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой: В вопросах, и ответах: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Рос.акад.образования, Ин-т упр. образованием М.: Новая школа, 1997. -350 с.
  111. Практика учета школьной работы/Под ред. Н. И. Иорданского. М., 1926.- 110 с.
  112. Приказ от 10.05.2000 № 2015 «Перечень изменений, вносимых в программу развития СПО России на 2000−2005 годы»
  113. Применение ЭВМ в учебном процессе/Под ред. Берга А. И. М., 1969 -248 с.
  114. В.Г. Кибернетические принципы самоорганизации: спецкурс по философским проблемам кибернетики. JL, 1974.
  115. А. А. Народное образование в 70−80-е годы: история и проблемы развития сельской общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. ист. наук. Воронеж, 1992. 24 с.
  116. JI.A. Вычислительные машины, системы, сети. М.: Наука, 1982.-224 с.
  117. Ровенский 3., Уемов А., Уемов Е. Машина и мысль. М.: Наука, 1960.-189 с.
  118. В.И. Основы управления: Монография. М.: «Изограф», 2000.-112 с.
  119. С.В. Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 240 с.
  120. Садовский B. JL Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. М., 1974.
  121. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.
  122. А.Л. Социальная технология управления. 2-е изд. Л., 1989.- 9 с.
  123. Г. Н. О перспективах информационного обеспечения образования/Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Сборник научно- методических материалов/Под ред. С. А. Репина, Г. Н. Серикова. Челябинск, 1999. — Вып 1(9). — С.121−127
  124. Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.
  125. И. Интересный опыт по учету работы//В кн.: Практика учета школьной работы. Хрестоматийный сборник/Под ред. Н. И. Иорданского. -Л-М, 1926. С.50−53
  126. Системы и средства информатики. Институ проблем информатики РАН.-М., 2006. 490 с.
  127. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1982.- т.2. — 430 с.
  128. Словарь-справочник менеджера/Под ред. М. Т. Лапусты. М.: ИН-ФРА-М, 1996. — 608 с.
  129. А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. -М.: Высшая школа, 1998. 183 с.
  130. Сорока-Росинский В. А. Учет в производстве и в педагогике//В кн: Учет педагогической работы как метод научной организации. Изд. 2-е. М.: Госиздат, 1927. — С.35−48
  131. Справочное приложение к приказу Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию № 363 от 13.03.95. «Об утверждении отраслевого стандарта ОСТ ВШ 01.001−94.
  132. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 2. Концепция квалиметрии. Система категорий и понятий. Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М., 1991.-121 с.
  133. А.А. Учреждения профессионального образования: проблемы и характеристики менеджмента//Новые исследования в профессиональном образовании: Сб. научных статей. Краснодар: «Северный Кавказ», 2001.1. С.28−29.
  134. Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  135. Н.Д. Управление УСПО на основе информационных технологий// Профессиональное образование. 2002. — № 8. — С. 14
  136. Ю.Г. Образовательная система России: Монография. М.: Высшая школа, 2000.
  137. Типовые средства автоматизации управления Вузом. Б. Л. Агранович, В. В. Валентинов, В. Е. Коваленко и др./Под общ. ред. И. П. Чучалина, Б. Л. Аграновича. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 188 с.
  138. Ю.А. Управление делами общества. М., 1984. — 11 с.
  139. Е.В., Гайнанова О. В. Педагогический колледж в территориальной системе образования. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.-192 с.
  140. А.Н., Ермакова А. Н. Информационные технологии в образовательном процессе и управленческой деятельности//Профессиональное образование. 2001.-№ 11.-С.25
  141. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 179 с.
  142. П.И. Школа: управление по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320 с.
  143. B.C. Отражение, системы, кибернетика. М.: «Наука», 1972.270 с.
  144. .С. Информация и отражение/ Вопросы философии. -1963.- № 2.- С.17−18
  145. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа. — 1995. -464 с.
  146. Управление социалистическим производством. Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1974 — 67 с.
  147. А.Д. Проблемы информации в современной науке: Философские очерки. -М.: Наука, 1975.- 287 с.
  148. А.Д. Информация. М.: Наука, 1971. — 290 с.
  149. А.Д. Информация: Методологические аспекты. М.: Наука, 1971.- 295 с.
  150. Федеральная программа развития образования от 10 апреля 2000 № 34-Ф3
  151. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» Постановление 28.08.2001 № 630.
  152. Федеральный Закон об образовании № 12-ФЗ от 13.01.96 1
  153. А.Я. Информатика. Процессы, системы, ресурсы. БИНОМ 2003
  154. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  155. Цацковский 3. Регуляция, информация, создание//Вопросы философии.- 1973. № 5. — С.90
  156. Ю.В. Информационное обеспечение управления учебно-воспитательным процессом в средней образовательной школе. М., 1980. -31 с.
  157. Ю.В. Организация внутришкольной системы информации в общеобразовательной школе. Магнитогорск, 1978.
  158. Ю.В. Совершенствование информационного обеспечения управления учебным процессом в школе//Вопросы внутришкольного управления. Сб. статей/Под ред. чл.-кор. АНСССР Н. С. Сунцова. Вып. 1. — М.: НИИ ШКОЛ, 1975.
  159. К.А. Информационное обеспечение образовательного процесса высшей школы: Дис. канд. пед. наук. Таганрог, 2000. — 242 с.
  160. Ю.М. Концепция экономической информации./Материалы к Всесоюзной научно- технической конференции. М.: «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью», секция № 5, 1966. -С. 116−117
  161. И.К. Повышение профессионализма руководителя школы наоснове знания мотивационного программно- целевого управления.//В сб.: Повышение профессионализма руководителя школы в условиях перестройки. -М.: Барнаул, 1992. С.20−31
  162. И.К. Программно- целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. М.:МГПИ, 1987. — 136 с.
  163. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: ВИИН «Полином», 1992. — 189 с.
  164. Т.И., Немова Н. В. Менеджмент в управлении школой. М.: ВИИН «Полином», 1992. — 231 с.
  165. Т.И., Перминова JI.M. Использование компьютера в управлении школой. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 78 с.
  166. Т.И., Тюлю Т. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителя школы. Методическое пособие. Вологда, 1995. -75 с.
  167. А.Х. Работа в сети Интернет как средство формирования системно-информационной картины мира в 8 -9 классе общеобразовательной школы. Автореф. ученой степени канд. пед. наук. -М., 2002 19 с.
  168. Экономика и организация управления вузом/Под. ред. В. В. Глухова. -Лань, 1999.-447 с.
  169. У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИП, 1956. — 260 с.
  170. И.И. Информациология, или Закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М.: Меж-дунар. изд-во «Информациология», 1996. — 212 с.
  171. В.Г. Моделирование и синтез развивающихся телекоммуникационных сетей и компьютерных систем управления вузом: Дис. д-ра. тех. наук. Воронеж, 1999. — 339 с.
Заполнить форму текущей работой