Конъюнктура рынка
Изучением феномена рынка занимались многочисленные исследователи, поэтому сформировалось много подходов к определению рынка, в частности в XIX в. Английский экономист У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих… Читать ещё >
Конъюнктура рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Инженерно-экономический факультет Кафедра менеджмента КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Маркетинг на тему: КОНЪЮНКТУРА РЫНКА Выполнила студентка группы ЭЗ-82
очной формы обучения Тагунова Н.А.
Руководитель: к.э.н., доцент Федорова Н.В.
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
Красноярск 2012 г.
Оглавление Введение
1. Понятие и общая характеристика рынкa
1.1 Понятие рынка в маркетинге
1.2 Виды рынков и их классификация
1.3 Функции рынка и его проблемы
1.4 Рыночный спрос и классификация его формирующих факторов
1.5 Предложение и классификация влияющих на его величину факторов
2.Практическая часть Маркетинговый анализ предприятия на примере студии йоги и Аюрведы «Индия»
2.1 Формулирование целей предприятия
2.2 Характеристика услуг студии йоги и Аюрведы «Индия»
2.3 Характеристика потребителей
2.4 Конкуренты предприятия
2.5 Студия йоги и Аюрведы «Индия» и ее конкуренты
2.6 Определение рыночных сегментов
2.7 Определение позиций предприятия на каждом рыночном сегменте
2.8 Ценообразование
2.9 Реклама и пропаганда услуг предприятия
2.10 Разработка маркетинговой стратегии предприятия Заключение Список используемых источников Приложение 1 Логотип предприятия
Введение
Рынок является важным феноменом не только в сфере маркетинга, но и в любой другой области бизнеса. Все современные проблемы, изучаемые и анализируемые в маркетинге, базовые маркетинговые вопросы, например, ценообразование, потребительское поведение, базируются на функционировании рынка.
Рынок является неотъемлемой частью любой покупательской деятельности и включает взаимодействие между продавцами и покупателями.
Не смотря на то, что понятие рынка часто присутствует в различных маркетинговых теориях, часто необходимо более детально подойти к рассмотрению этого экономического феномена. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Цель данной научной работы состоит в определении понятия конъюктуры рынка и маркетинговом анализе выбранного предприятия.
Таким образом, к задачам относится:
· Изучение понятие рынка и его основных характеристик, в том числе и функций;
· Изучение видов рынка и особенность классификации;
· Определение понятия спроса и его детерминантов и определение понятия предложения и его детерминантов;
· Выбор организации для анализа;
· Маркетинговый анализ предприятия;
· Анализ деятельности конкурентов;
· Анализ потребителей предприятия;
Изучением феномена рынка занимались многочисленные исследователи, поэтому сформировалось много подходов к определению рынка, в частности в XIX в. Английский экономист У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. Поэтому к рассмотрению рынка можно подходить по мнению специалистов с разных сторон: рынок как взаимодействие продавцов и покупателей; рынок как система отношений между спросом и предложением; рынок совокупность отношений товарного обмена; рынок как сфера обмена, связывающая в единый механизм производителей и потребителей.
Рассматривая рынок с точки зрения маркетинга стоит отметить, что под маркетингом понимается концепция управления предприятием при котором оно ориентировано на овладение рынком. В таком случае под рынком «следует понимать совокупность реальных и потенциальных покупателей данного товара или услуги и больше ничего. Покупатель — вот основная составляющая рынка в маркетинге. Есть покупатель — есть и рынок».
1. Понятие и общая характеристика рынкa
1.1 Понятие рынка в маркетинге В современном мире один из важных объектов анализа стал рынок, как и в экономике, экономической социологии, так и в маркетинга. Рынок считается гениальной системой, созданной обществом, когда-либо.
Его изучение началось с момента появления, но несмотря на такой длинный срок существования, благодаря его динамике и живости этого феномена изучение продолжается и сейчас в XXI веке.
Понятия ранка эволюционировало с течением времени, но и сейчас существуют вопросы об адекватном определении рынка. Исследователи выделяют следующие концептуальные представления о рынке: рынок как место, как механизм обмена, процесс, сегмент.
В связи с этим, можно дать несколько определений рынка. Во-первых, «рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена». Рынокэто механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Для углубленного понимания феномена рынка требуется рассматривать его место во всей системе общественного производства, которая включает в себя четыре сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление. Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство, так и без его развития не может быть никакого рынка, потому что производство рождает товарную массу.
Основа всех изменений в сферах экономики лежит в производстве, это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникает.
Между производством и потреблением также находятся и другие сферы. За производством следует распределение — система, определяющая, кому достанутся результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений и определении материального положения слоев общества. Стоит отметить, что от распределения результатов труда зависит эффективность производственного процесса. И не смотря на то, что обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он оказывает сильное обратное воздействие на производство.
Сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, поэтому и рынок как совокупность отношений товарного обмена приобрел чрезвычайную значимость в процессе исторического развития. На одной стороне мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке, на другой обнаруживаем тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими сторонами располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур.
В маркетинговой литературе объяснению рынка как механизма обмена или как группы потребителей уделялось больше всего внимания. В 1960;е гг. предпринимались определенные попытки провести глубинный анализ понятия «рынок», однако к концу ХХ в. дискуссии на эту тему стали не такими интенсивными. Активность разработки и определения термина «рынок» в современной маркетинговой литературе постепенно угасает, концептуальные представления о рынке укрепились и предоставляют локусы для рассмотрения этого феномена.
Одна из старых концепций представляет рынок как место, в этом случае рынок представляет собой физическое место, географическую точку, где встречаются спрос и предложение, происходит обмен, или, в схожем смысле, рынок — это место месте, где люди/товары собираются вместе для совершения обмена. Данное определение рынка является наиболее старым и чаще всего не используется в научных трудах по маркетингу, но на практике и маркетинговых исследованиях встречается часто.
Понимание рынка как механизма обмена рассматриваемых сквозь призму обменных механизмов, особенно актуальным это является для современной В2В — маркетинговой литературе. Следуя такой логике, компания имеет несколько путей для организации своих экономических обменов с различными сторонами взаимодействия. «Другими словами, высказывается предположение о том, что существует несколько механизмов обмена, которые в то же время являются различными типами рынков». [21]
В рассмотрении такого подхода термин рынок используются для описания ситуации, где конкурентные рыночные силы определяют условия торговли между продавцами и покупателями. В рамках этого понимании рынок можно рассмотреть как ситуацию, близкую к теории идеальных рынков, где обмены между покупателями и продавцами совершаются как дискретные акты.
Другие типы ситуаций совершения экономического обмена представляют собой более реляционные обмены с установленными долгосрочными отношениями между продавцами и покупателями. Этот подход описывает рынок как деловые отношения и сети, построенные на таких отношениях.
Таким образом, совокупность различных механизмов обмена показывает, что термин рынок описывается процессами обмена. С другой стороны, более реляционные обмены описываются как возникающие в рамках деловых сетей и рассматриваются в этой связи как обменные отношения между множествами фирм.
«Третий способ определения термина „рынок“ — это понимание его как процесса». 21] Такой подход к определению широко применяется в течение многих десятилетий в рамках экономической науки. Основное внимание уделялось таким вопросам, как анализ предпринимателей в качестве участников рынка, потребительского поведения, ценового равновесия и т. д. Что касаемо маркетинговой литературы, то понимание рынка как процесса, в которых включаются обмены между участниками рынка, находило в ней отражение. Уже начиная с 1960;х гг в трудах исследователей по маркетингу можно встретить такой подход. В рамках маркетингового локуса рынок описывается как процесс приравнивания спроса и предложения в результате систематических и децентрализованных обменов.
Этот подход к определению рынка является более широких, чем два выше описанных, рассмотрение рынка как процесса предполагает принятие его как стимула, как информационной системы или даже координационного механизма.
В современной маркетинговой литературе понимание рынка как сегмента определяет современную ситуацию. «В таком понимании рынки предстают как люди, впоследствии группируемые для получения рыночных сегментов, при этом различные авторы предлагают всевозможные основания и алгоритмы для такого разбиения». [21]
Используя дифференцирующие переменные, исследователи получают различные классификации рыночных сегментов.
Одной из самых известных классических работ является труд Дж. Сиссорса, посвященных анализу сущности рынков с позиций представления о рынках как о группе людей.
Согласно автору, традиционно рынок идентифицируется с каким-либо общим классом товаров. Здесь имеются в виду продуктовые рынки, относящиеся к тем индивидам, которые покупали данный вид товара в прошлом. Для удобства все покупатели разделяются на сегменты по сходным характеристикам.
Использование товарного определения рынка исходит из одной очень важной гипотезы, которая не всегда имеет подтверждение. Итак, люди, которые купят определенный товар в будущем, будут похожи на людей, покупающих данный товар в настоящем.
Стоит отметить, что покупатели склонны повторять покупку того же самого товара в том случае, если их нужды были соответствующим образом удовлетворены. Так, данное предположение обычно соответствует действительности, но случается и так, что новые потребители отличаются от уже существующих.
При условии, что производитель будет привлекать к своей продукции новых потребителей, в таком случае эти люди могут иметь какие-либо новые черты. В этом случае вместо термина рынок Сиссорс предлагает использовать в отношении таких покупателей термин потенциальные покупатели. По определению потенциальные покупатели — это После того как производитель определил классом продуктов, необходимо начинать классифицировать потребителей по некоторому набору параметров, таких как размер рынка, географическое расположение потребителей, демографические характеристики потребителей, социально-психологические характеристики потребителей, причины для совершения покупок и др.
Рассмотрение рынка в качестве сегментов часто применяется и на сегодняшний день, основным приверженцем такого подхода можно считать Ф. Котлера, в чьем понимании рынок есть совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара.
Возникают ситуации, когда рынок необходимо определять иначе, чем по основаниям характеристик класса товаров. Более современной концепцией является определение рынка через потребительские нужды. В знаменитой статье «Маркетинговая миопия» автор Т. Левитт говорит о том, что рынок состоит из людей, которые имеют некоторые потребности. При идеальных условиях производитель выводит на рынок новый товар в том случае, если он может распознать эти потребности.
1.2 Виды рынков и их классификация Рынок — это развитая система отношений товарного обмена, поэтому он представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков. Рынок охватывает элементы материального и денежного обращения, так он связан не только с производственной сферой, но и со сферой духовной.
Рынки можно классифицировать по следующим основным признакам. Во-первых, в зависимости от объектов купли-продажи (по экономическому назначению рыночных объектов) выделяют: товарный рынок, финансовый рынок и рынок труда.
Товарный рынок включает в себя потребительский рынок, которых охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения; рынок средств производства, который состоит из рынка производственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых, и, рынок информации, куда входят рынок инноваций и рынок информационного продукта.
Под рынком инноваций понимается специфическая область купли-продажи, в которой объект торговли — технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. По сути, этот вид рынка является частью более обширного рынка интеллектуального продукта, который распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. К рынку интеллектуального продукта также относится купля-продажа услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности.
Финансовый рынок включает рынок капитала (инвестиционный), рынок кредита и ценных бумаг, валютно-денежный рынок. «Кредитный рынок — это рынок заемного капитала. На рынке ценных бумаг продаются акции, облигации, казначейские обязательства, сертификаты, векселя. Валютно-денежный рынок осуществляет куплю-продажу иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. Он также производит международные денежные расчеты». 17]
И рынок труда представляет собой рынок купли-продажи рабочей силы, выступающей как товар.
Следующий критерий — территориальный признак. В зависимости от зоны охвата рыночного пространства рынки делятся на местный, региональный внутри страны, национальный (внутренний), мировой (внешний).
По механизму функционирования рынки бывают свободными, монополизированными, регулируемыми.
Свободные основаны на свободной конкуренции, в результате прямых контактов независимые участники механизма куплипродажи сами устанавливают объем продаж и цены. При монополизированном рынке условия производства и обращения определяются одним или группой производителей. И в третьем виде рынков ведущая роль в регулировании рыночных отношений принадлежит государству, которое использует различные экономические рычаги воздействия.
По критерию степень насыщенности выделяют равновесный рынок, в котором объемы спроса и предложения примерно совпадают; дефицитный (где спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос).
По организации рыночного обмена рынки бывают оптовыми (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями), розничными (купля-продажа единичных товаров в небольшом количестве), экспортными и импортными.
По формам собственности различают частный, кооперативный и государственный рынки.
По степени соблюдения законности различают легальный (официальный, законный) и нелегальный рынки.
Нелегальный рынок — это торговля товарами, свободная продажа которых запрещена законом либо торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли.
Не смотря на многообразие критериев классификации и видов, отдельные рынки не одинаковы по своему значению. Большое экономическое значение имеет потребительский рынок, то есть рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. От состояния этого рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения, без его развития теряется общественный смысл отношений обмена.
Финансовый же рынок обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные, перспективные отрасли производства.
1.3 Функции рынка и его проблемы Утвердившиеся в обществе рыночные отношения воздействуют на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Через постоянное изменение цены, ставок на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждому производителю постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка, но еще более информация важна потенциальным участникам рыночных отношений. Стихийно протекающие операции позволяют рынку собирать и перерабатывать большие объемы информации и выдавать обобщенные данные, так выполняется информационная функция.
Рынок выполняет ценообразующую функцию, в результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции.
Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны находить друг друга и обмениваться результатами своей деятельности, так рынок выполняет посредническую функцию, без него практически нельзя определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. Кроме того, в нормальной рыночной экономике потребитель может выбрать оптимального поставщика, в то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Одна из самых важных функцийрегулирующая, связанная с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике, дает ответы на вопросы производителей о предмете и способе производства, покупателей. кроме того, рынок регулирует конкуренцию, которая стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Сохранение и поддержание конкурентной среды — одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
С помощью конкуренции рыночный механизм очищает национальную экономику от экономически слабых субъектов и активно поощряет развитие эффективных производств. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. В этом заключается санирующая функция рынка.
К примеру, в США, как свидетельствует П. Самуэльсон, средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, нередко уходят из конкурентной борьбы и более крупные фирмы. Разумеется, в условиях конкуренции производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка.
Стимулирующая функция рынка побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг посредством цен. Каждый предприниматель непосредственно на себе ощущает результаты своей деятельности, поэтому он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов, что ведет к более высокой эффективности производства.
Рынок делит производителей (дифференцирующая функция), усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Производители, обеспечившие себе высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, а остальные разоряются. Поэтому производители постоянно должны внедрять достижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять продукцию, повышать ее качество.
И, наконец, рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.
Выше перечисленные функции являются ярким свидетелем того, что рыночная организация экономики не может быть неэффективной, однако она имеет и свои недостатки. Прежде всего, это удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Общество не может обходиться без аппарата управления государством, национальной обороны, сил охраны общественного порядка, фундаментальной науки, природоохранных мероприятий, образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не в состоянии самостоятельно реализовать крупные инвестиционные проекты в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, обеспечить равномерность регионального развития, что приводит к диспропорциям в производстве.
Также, развитие рыночной системы происходит стихийно, часто случаются кризисные ситуации, что усиливает имущественное расслоение в обществе. Так, в рыночной экономике сама постановка вопроса о равенстве, социальной справедливости даже неуместна.
В первой главе были рассмотрены основные характеристик и понятия рынка. В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов маркетологов и исследователей других наук.
Итак, рынок — это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. К функциям рынка относятся воспитательная, информационная, дифференцирующая, ценообразующая, посредническая стимулирующая, санирующая и регулирующая, которая считает одной из самых основных и обеспечивает работу механизма рыночной экономики.
Рынки могут делиться по экономическому назначению, по территориальному признаку, по механизму функционирования, по степени насыщенности, по организации рыночного обмена, по формам собственности и по степени соблюдения закона.
1.4 Рыночный спрос и классификация его формирующих факторов В большом экономическом словаре понятие спрос определяется как «одно из фундаментальных понятий рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары». 17]
Таким образом, спрос как экономическая категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке, а как предмет коммерческой деятельности — это объем товаров (работ, услуг), который потребитель хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени.
К главным составляющим спроса относятся наличие потребностей в товарах или услуг и обеспеченность этих людей материальными средствами для приобретения данного отвара или услуги.
Для определения сущности спроса как экономической категории необходимо различать совокупный и индивидуальный спрос, каждый из которых имеет свои основные факторы, воздействующие на его величину. Факторы спроса также называются детерминанты спроса и влияют они на величину спроса. Несомненно, основным детерминантом является цена товара, которая влияет на спрос в соответствии с законом спроса. Также существует ряд неценовых факторов, то есть, не связанные с ценой товара, условно их разделяют на шесть групп: экономические, социально демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие.
К экономическим факторам относят денежные доходы населения и их распределение между отдельными слоями общества, также уровень цен и их соотношение на отдельные виды товаров или услуг, объем и структуру отечественного производства, объем импорта, структуру денежных доходов, возможность получения кредита, платными и бесплатными услугами и пр. Обычно спрос повышается при увеличении доходов потребителей, но может измениться структура потребления. К примеру, спрос на дешевые товары наоборот может упасть, так как люди раньше были вынуждены приобретать продукт низкого качества по материальной причине.
К группе социальнодемографических факторов входит социальная и профессиональная структуры общества и особенности их изменения, численность и половозрастной состав населения, состав семей и их изменение, уровень образования и культурного развития, форма распределения благ между членами общества, исторические и национальные традиции и обычаи, мода и др.
Например, численность покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение — сокращение спроса. «В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке».
В современных условиях наблюдается рост значения технологических факторов, основными из которых являются прогрессивные формы и системы товароснабжения, реализации и хранения товаров, послепродажное обслуживание на основе современных технологий, использование современных компьютерных информационных систем и т. д.
К неценовым факторам также относятся ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
Подводя итог можно сказать, что спрос не формируется под влиянием только одного фактора, важно понимать совокупность факторов и их воздействие на кривую спроса. Так, коммерческой практике особую роль занимает измерение воздействия факторов.
1.5 Предложение и классификация влияющих на его величину факторов Предложение — это способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризует количество товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене.
Предложение можно рассматривать как индивидуальное для конкретного продавца, так и общую величину предложения, которое в основном и изучается в экономической науке. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение — общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке.
Предложение товара подчиняется закону предложения, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Основным детерминантом, влияющим на предложение, является цена товара. Но также существует ряд других факторов, называются которые неценовые факторы предложения. «При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения».
Во-первых, к неценовым факторам относится уровень технологии, так как развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи — на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Действие этого фактора, однако, не сводится ко всем ситуациям.
Цена на ресурсы влияет на величину предложения и находится в обратной зависимости к ней. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары.
К немаловажному фактору относится величина налогов, так как они влияют на прибыль производителя. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом, например алкогольные напитки и табачные изделия.
Естественно, что при увеличении числа производителей какого-либо товара предложение будет расти, однако необходимо учитывать и ограниченность ресурсов, так как с ростом числа производителей исчерпываются дешевые ресурсы, и будущие компании будут вынуждены использовать более дорогие ресурсы. К примеру, завоз ресурсов в замен исчерпанных местных увеличивает затраты, и этот товар уже не выгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.
Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. Товар становится привлекательным для вложений при повышении его цены, так происходит приток капитала в сферу его производства. Поэтому одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат.
2. Практическая часть Маркетинговый анализ предприятия на примере студии йоги и Аюрведы «Индия»
2.1 Формулирование целей предприятия Студия йоги и Аюрведы «Индия» предоставляет населению комплекс услуг по занятиям йоги, а именно групповые и индивидуальные занятия с профессиональными инструктора по направлениям классическая йога, хатха-йога, йога для начинающий, йога для будущих мам, детская йога. Кроме того, студия оказывает полный перечень услуг по индийской медицине — Аюрведе, консультации с врачом Аюрведы, лечение аюрведическими препаратами, аюрведичиские массажи.
На базе студии работает специалист по ароматерапии, который предоставляет клиентам такие услуги как ароматестирование, массажи.
Студия йоги и Аюрведы «Индия» также является и магазинов аюрведических товаров и специй, которые являются неотъемлемой частью философии жизни йогов.
Студия йоги и Аюрведы «Индия» находится в городе Красноярске по адресу ул. Взлетная 24а, в окружении жилых зданий, а также ряжом с торговым центром «Взлетка-Плаза».
В последнее время йога получила большую популярность и распространение, как по земному шару, так и в России. Йога уникальный феномен, который не только позволяет человеку получить красивое тело, хорошее здоровье, но и спокойное и сильное сознание, приобщиться к философии. Так, студия йоги удовлетворяет потребности клиентов в физическом и психологическом здоровье.
К потребителям услуг студии йоги и Аюрведы относятся люди, желающие улучшить состояние своего организма и здоровья, приобщиться к индийской культуре, найти новое хобби, отдохнуть душой и телом после напряженного дня в уютной атмосфере.
Студия йоги и Аюрведы «Индия» нацелена на улучшение состояния своих клиентов не только посредством занятий йогой, но также и уникальными массажами и индийской продукцией. Начиная от спокойной атмосферы в тематическом интерьере, заканчивая профессиональными инструкторами и врачами, студия йоги обеспечивает полный комплекс услуг для своих клиентов.
Таким образом, цель студии йоги и Аюрведы заключается в продвижении философии и практики здорового современного образа жизни для уважающих себя людей.
2.2. Характеристика услуг студии йоги и Аюрведы «Индия»
рынок спрос услуга йога К основным видам услуг студии йоги относятся:
· Групповые занятия йогой для начинающих, классической йогой, хатха-йогой, йогой для беременных, детской йогой, танцем живота для взрослых и детей, пилатесом.
· Индивидуальные занятия по всем направлениям студии
· Полноценная консультация с врачем Аюрведы
· Все типы аюрведических массажей
· Ароматерапия
· Остеопатия для детей и взрослых
· Магазин аюрведических товаров и индийских специй
· Сауна (только для клиентов)
· Клуб будущим мам «Клубок»
· Тематические лекции и семинары Студия йоги и Аюрведы «Индия» оказывает услуги высшего качества, все инструктора прошли обучение и имеют долгий опыт работы инструкторами йоги, врачи и специалисты центра также являются сертифицированными и проходили обучение в институтах Аюрведы.
Просторный и светлый класс для занятий имеет все необходимое оборудование, зеркала с занавесками, магнитофон, диски и другие дополнительные материалы для всех видов тренировок, которое проводятся в студии.
Для приема у специалистов (Аюрведа, Остеопая, Ароматерапия) предусмотрен отдельный кабинет. Также специальная массажная комната, выполненная в традиционном индийском стиле с массажным аюрведическим столом и дополнительными материалами.
Клиенты могут воспользоваться удобным душем до или после занятия, провести время в финской сауне, полотенца и шапочки также могут быть предоставлены клиентам.
Услуги аюрведического массажа выполняются в строгих правилах, так как являются лечебной процедурой. В теплой комнате, на деревянном большой, столе с медитативной музыкой клиент отдыхает и наполняется энергией и здоровьем, массаж выполняет врач Аюрведы с использованием натуральных индийских масел. После массажа клиент должен посетить сауну и после принять душ, смывая масло натуральными смесями, приготовленными врачом.
Студия йоги и Аюрведы полностью обеспечена всем необходимым не только для проведения занятий по йоге, но также и для всех дополнительных услуг — Аюрведы, ароматерапии, остеопатии и др.
В продаже магазина студии всегда имеются аюрведические лечебные препараты, индийские специи, натуральная косметика, эфирные масла и др.
Качество всех услуг оправдывает свою стоимость и клиенты остаются довольны.
Запросы клиентов студии достаточно разнообразны, несмотря на ограниченный комплекс услуг. Но, для оперативной и эффективной работы студия составляет расписание, где каждый может найти для себя время прийти на занятие йогой. Клиентам предлагаются, как и ранние занятия, начало которых приходится на семь утра, так и дневные и вечерние. Кроме того, студия работает в субботний день, что позволяет занятиям людям найти время на себя и посетить тренировку. Система абонементов и предварительной отмены занятий позволяет клиенты стоить свой график и не бояться пропустить тренировку. Для клиентов всегда открыта запись на индивидуальные уроки с профессиональным инструктором.
Что касаемо аюрведических, ароматерапических услуг клиентам предлагается полный набор массажей и консультаций. Несмотря на распространение индийской, ведической культуры в городе Красноярске большинство потенциальных клиентов студии не подразумевают, что в городе существует студия, которая проводит лечебные аюрведические массажи по индийской традиции.
Магазин студии всегда открыт для заказов, если клиент не находит какой-либо аюрведический препарат, то администратор студии готовит заказ и при поступлении сообщает клиенту о наличии желаемого товара. Так, происходит постоянный мониторинг популярных товаров и расширение ассортимента магазина студии йоги и Аюрведы «Индия».
Основные услуги студии йоги и Аюрведы «Индия» находятся на стадии зрелости жизненного цикла, так как студия оказывает свои услуги в течении пяти лет, сформировалась база постоянный клиентов и друзей студии.
В целом студия йоги и Аюрведы «Индия» имеет оценку 4,25 баллов из пяти возможных, что говорит о ее профессионализме и высоком качестве предоставляемых услуг.
2.3 Характеристика потребителей Потребителями услуг студии являются физические лица, жители города Красноярска преимущественно центрального и Советского районов, большая часть клиентов являются постоянными на протяжении нескольких лет и в течение всего существования студии. Потребители основной услуги — занятия йогов также приобретаю товары из магазина, пользуются услугами врачей.
Расчет средней суммы за месяц исходит от приобретения абонементов на занятия. Стоимость абонементов варьируется в зависимости от времени тренировок, среднюю цену на каждый вид абонемента можно представить следующим образом. Абонемент для посещения четырех утренних занятий стоит 1100 рублей, для вечерних — 1500, стоимость абонемента на восемь занятий в утреннее время — 2000 рублей, вечером 2500, и абонемент на 12 занятий в утренние часы составляет 2600 руб., вечером 3300 руб. Итак, средняя цена за абонемент на 4 занятия 1300 рублей, на 8 занятий — 2250, на 12 занятий — 2950, в итоге средняя стоимость абонемента составляет 2200. Среднее количество приобретаемых абонементов в месяц — 20 штук, что составляет 44 000 рублей (20*2200). В данную сумме не включены возможности разовых посещений стоимость 400 рублей, а также дополнительные услуги Аюрведы и продажи магазина индийских товаров.
Клиентов можно разделить на три группы: первые — это те, кто пришел по рекомендации друзей и знакомых, вторая — клиенты, которые живут в районе и видели рекламные объявления студии, третьи — клиенты привлеченные через печатную рекламу в журнале «Выбирай».
2.4 Конкуренты предприятия К основным конкурентам студии йоги и Аюрведы «Индия» относятся студии йоги в ближайшем Центральном районе города Красноярска, а также в Советском районе. Важно отметить, что к потребителям студии относятся люди, которые привлекаются философией гармоничного развития человека и рассматривают йогу как заботу не только о теле, но и о разуме и душе. Поэтому различные фитнес центры, где предлагается йога, направленная только на растяжку тела и выработку выносливости не могут являться конкурентами данной студии.
Фирма | Услуги | Цена | Рынки | Потребители | Реклама | |
Студия йоги и аюрведы «Shanti» | Йога, медитации, SPA-процедуры | Средняя стоимость абонемента 1800 руб. | Йога, и аюрведа | Жители города Красноярска | Объявления, наружная реклама, печатная реклама в журналах города | |
Йога-центр «Кайлас» | Йога | Средняя стоимость абонемента 1700 руб. | Йога | Жители города Красноярска | Интернет | |
Центр фитнеса и йоги «Jaga» | Йога, фитнес | Средняя стоимость абонемента 1800 руб. | Фитнес | Жители районов Советский и Северный г. Красноярска | Объявления | |
Фирма-конкурент | Слабые стороны | Сильные стороны | |
Студия йоги и аюрведы «Shanti» | — представлены виды йоги только для взрослых — нет полного цикла аюрведических услуг | — расположение в центре города — профессиональные инструктора — доступная система цен — разнообразное расписание — сопутствующие услуги | |
Йога-центр «Кайлас» | — ограниченное расписание — отсутствие полноценной рекламы | — доступные цены — специальные условия для студентов и пенсионеров | |
Центр фитнеса и йоги «Jaga» | — нет своего интернет-сайта — неполноценный центр йоги, основная ставка приходится на фитнес | — доступные цены — разнообразие услуг | |
В городе Красноярске существует множество центров йоги, фитнеса с занятиями йоги и т. д. Клиент может найти наиболее удобный центр для себя по разным критериям, например, цена, расписание, инструктора, дополнительные услуги.
2.5 Студия йоги и Аюрведы «Индия» и ее конкуренты Основное отличие студии йоги и Аюрведы «Индия» от конкурентов состоит в том, что студия предлагает полный комплекс услуг для гармонизации тела и души. В одном месте человек может позаниматься йогой, пройти консультацию у Аюрведического врача, сделать цикл лечебных массажей и приобрести аюрведические лекарства. В течение года студия предлагает клиентам новый проект Курсы для будущих мам «Клубок», автор которых стала руководитель студии.
Слабые стороны студии заключаются во-первых, в невозможности расширения пространства, при наличии одного класса с полностью укомплектованным расписанием, открыть новые группы и направления становится затруднительным. Во-вторых, неудобное расположение относительно общественного транспорта, что затрудняет привлечь клиентов с «правого» берега Красноярска. В-третьих, не проводятся имеющие популярность в последнее время, курсы по йоге. В-четвертых по списку, но не важности — высокая стоимость абонементов и услуг студии.
Отдельные отличия | Преимущества отличия | Почему это отличие ставит фирму в невыгодное положение | |
Финская сауна бесплатно для клиентов | Сауна является приятной процедурой, которую необходимо проводить в оздоровительных целях. Приобретая абонемент или записавшись на массаж, клиент бесплатно получает этот приятный бонус. | ||
Магазин индийский товаров, натуральных средств гигиены и др. | Приходя в мир йоги, человек невольно задумывается на образом своей жизни, он начинает выбирать более совершенные формы питания и ухода за собой, особенно это касается женщин. Магазин позволяет приобрести индийские средства гигиены. БАДы и пр. прямо здесь, клиенту не приходится искать и заказывать желаемую продукцию из Москвы или Индии. | ||
Дифференцированная система абонементов | Позволяет клиентам работать над собой и просыпаться на утренние практики йоги, кроме того, позволяет сэкономить значительную сумму денег. | Стоимость утренних и вечерних абонементов сильно варьируется, что отмечают клиенты. Это способствует им реально оценить стоимость занятия и накрутку студии за абонемент | |
Уникальные в Красноярске технологии ароматерапии по системе Ирис | Дает возможность потенциальным клиентам, в основном представительницам слабого пола, пройти ароматестиование и восстановить свою красоту и здоровье. | Стоимость услуги очень высока в связи с испольщованием натуральных масел фирмы Ирис. Такая стоимость невольно отпугивает всех желающих, эту процедуру могут позволить себе лишь немногие из группы потенциальных потребителей. | |
Расположение по адресу ул. Взлетная 24 а | Единственная студия йоги и Аюрведы в данном районе города Красноярска. | Ограничивает приток клиентов с других районов города из-за неудобного расположения. | |
Отличия в клиентуре
Отдельные отличия | Преимущества отличия | Невыгодное положение | |
Будущие мамы | Несмотря на то, что данное направление в йоге распространено в городе, в студии «Индия» оно набирает все большую популярность в связи с политикой руководителя студии, открываются курсу по подготовке, семинары и лекции, инструктора проходят обучения в Москве и других городах. Философия данного направления — здоровые натуральные роды, а не просто поддержание тонуса организма. | ||
Преимущественно женщины | Клиентами с студии являются в основном девушки и женщины, процент мужчин очень низок. | ||
Родители | Студия йоги предлагает клиентам привести своих детей на детскую йогу, где опытных педагог-инструктор интересно и весело поработает с детьми. | ||
Таким образом, студия йоги и Аюрведы «Индия» обладает, как и положительными, так и отрицательными чертами. Студия имеет большое количество конкурентоспособных преимуществ, и даже не смотря на высокие цены, может существовать на широком рынке занятий и философии йоги. Каждый профессиональный центр йоги имеет свои направления йоги, семинары по медитации, скидки и стоимость. Существуют центры, которые живут на рынке 5 и 7 лет, именно они являются главными конкурентами.
2.6 Определение рыночных сегментов Студия йоги и Аюрведы «Индия» ориентирована в основном на жителей Советского района в возрасте от 30 лет с достатком выше среднего, чаще всего работающие. К психографическим характеристикам целевого сегмента потребителей можно отнести заботу о своей здоровье, стремление к правильному образу жизни и гармоничному развитию личности, любовь к приятной атмосфере и обществу умных людей, целеполагание на собственное духовное обогащение.
Сегмент | Пол | Возраст | Профессия | Социальное положение | Годовой доход | |
Работающее население | женский | 30−60 | Офисный работник | Стабильное | От 300 тыс. руб. | |
Беременные женщины | женский | 25−40 | Не имеет значение | От 300 тыс. руб. | ||
Работающее население | мужчины | 30−60 | Офисный сотрудник | Высокий социальный статус | От 300 тыс. руб. | |
Сегмент | Часто | Умеренно | Редко | Никогда | |
Работающие женщины | |||||
Мужчины от 25 лет | |||||
Беременные женщины | |||||
Студенты | |||||
Пенсионеры | |||||
Основными потребителями студии являются женщины в возрасте от 25 лет в том числе и будущие мамы, студенты и пенсионеры не являются частыми покупателями услуг, в первую очередь это связано с ценовой политикой студии йоги. Не смотря на то, что в студии работают профессиональные инструктора мужчины, потребители из данной категории клиентов не являются частыми гостями в студии, это может быть связано с высокой занятостью, отсутствием силовых классов в студии или высокий процент услуг для женщин.
2.7 Определение позиций предприятия на каждом рыночном сегменте
Позиция | Сегменты | ||
Работающие женщины от 30 лет | Будущие мамы от 25 лет | ||
Удовлетворение потребностей | Студия йоги удовлетворяет потребности клиентов данного сегмента по нескольким критериям. Во-первых, дает возможность работать над своим телом, во-вторых, удовлетворяет потребности в общении, так как клиенты находят новых друзей, в-третьих, студия оказывает услуги по сохранению молодости и красоты. | Основная потребность будущих мам — подготовиться к родам, курсы и занятия простроены так, что в итоге помогают всем женщинам справится со страхом и правильно подготовиться к родам и послеродовому восстановлению | |
Позиция в будущем | Студия йоги и Аюрведы «Индия» культовое место по развитию гармонии души, тела и внутренней красоты. Центр индийской медицины и ароматерапии. Основным конкурентом является студия йоги и аюрведы «Shanti». | Развитие авторских курсов по подготовке к ожиданию малыша и родам, центр здоровых и естественных родов. | |
Ресурсы | Для развития этой позиции студии необходимо продвигать ценности восточной медицины и красоты, что возможно при помощи рекламы и ИМК. Необходимость в материальных и временных ресурсах. | Первое — необходимость в дополнительном помещении/зале для занятий с будущими мамами, что позволить расширить расписание, второе — материальные ресурсы для продвижения услуги, третье — обученные специалисты для ведения новых групп и курсов. На данный момент студия «Индия» не располагает всем необходимым для достижения этой позиции. | |
Рекламное положение | Рекламная информация направлена в основном на продвижение услуг по занятиям йогой с профессиональными инструкторами, аюрведические и другие услуги рассматриваются как дополнительные и им не уделяется особое внимание в рекламных материалах. Однако, есть подробное описание услуг и их стоимости на сайте компании. Интернет реклама не ведется. | ||
2.8 Ценообразование Ценовая политика студии не подразумевает оказание качественных услуг по низким ценам, но при этом, не завышая их.
Цена на абонементы зависит от времени посещения: вечерние время для занятий йогой пользуется спросом у клиентов по одной причине — это единственное свободное время, которое в течение дня можно посвятить себе, на утренние тренировки цена достаточно низкая, так происходит стимулирование клиентов приобретать абонементы на утреннюю йогу. В цену абонементов включается заработная плата инструктора, обслуживание зала и инвентаря.
Стоимость услуг специалистов (врач Аюрведы, ароматерапевт, остеопат) складывается из аренды помещения, заработной платы специалиста и расходных материалов (масла, эфирные масла, травы).
Действуют скидки на абонементы постоянным клиентам (те, кто посещал студию в течение шести месяцев без перерывов), а также членам семьи. Потенциальные потребителя также могут приобрести абонемент со скидкой на праздниках студии — день йоги, день рождения, новый год.
Периодически проводятся распродажи товаров магазина по закупочной стоимости в случаях долгого нахождения товара в стенах магазина, а также при желании обновления и увеличения ассортимента: витрины занимают определенное пространство в студии, которое не может быть увеличено, при максимальной наполненности витрин для освобождения места проводятся акции по снижения цены на все товары).
К дополнительным/сервисным услугам студии относится аренда полотенца для сауны при символической стоимости в 30 рублей.
Изменение цен на услуги студии происходит редко, не смотря на увеличение или снижение спроса. Наблюдается тенденция только к росту цены, что связано не с увеличением спроса, а с увеличением затрат на ресурсы и сопутствующие материалы, например масла для аюрведического массажа.
Потребители воспринимают цены студии как средние, как и за уроки йоги, так и за процедуры, которые можно отнести к медицинской сфере или сфере красоты, поэтому цены студии йоги считаются конкурентоспособными, но стоит отметить, что есть риск снижения спроса на эти услуги в случае обострения экономической ситуации или изменения сезонов.
При большем увеличении цены есть риск снижения спроса, так как постоянные «знающие» клиенты могут заниматься при желании у себя дома, если не хотят иди к другому инструктору в другой йога-центр, а эта тенденция наблюдается довольно часто. Потенциальные же клиенты, могут выбрать конкурентов, цены которых являются низкими. При сниженрии цены и большем количестве акций или скидок стоит ожидать увеление спроса на все услуги студии.
2.9 Реклама и пропаганда услуг предприятия Студия йоги и Аюрведы Индия использует механизмы по привлечению новых клиентов, а также имеет систему лояльности по отношению к постоянным клиентам.
Основная рекламная активность студии приходится на рекламные объявления и наружную рекламу в районе Взлетка, так как потенциальными потребителями являются жителями этого района, для которых удобно ходить на тренировки по утрам или вечером и не тратить время на дорогу.
Одна из особенностей потенциальных потребителей состоит в том, что они уже готовы и хотят заниматься йогой, необходимо лишь найти достойного инструктора по выгодной цене. Поэтому руководство студии йоги использует журнал «Выбирай» как постоянную рекламную площадку. В специальной рубрике размещается объявление, и вторым шагом по привлечению покупателей является обученный администратор студии, которые подробно рассказывает об услугах студии, ценах, особенностях тренировок.
Студия йоги не использует СМИ для продвижения услуг студии по причине неэффективности. Это связано с психологическими особенностями потенциальных клиентов. Студия йоги продвигает гармоничное развитие человека, то есть работу над телом и душой, с этим меняется философия и восприятие жизни, услуги студии йоги не являются массовыми, человек должен быть подготовленным.
Своих потенциальных клиентов студия йоги ищет у своих партнеров, размещая рекламные материалы и визитки в течении всего года.
Студия йога и Аюрведы «Индия» является активным и постоянным участником фестивалей здоровья и тематических выставок, где подробно рассказывает о всех своих услугах, общается к потенциальными клиентами и раздает рекламные материалы и расписание занятий студии.
В честь праздников и дня рождения фирмы проводятся дни открытых дверей, на которых любой желающий может посетить занятия, лекции и семинары, познакомится с руководителями и инструкторами, получить призы и приобрести абонементы, товары и скидки на услуги студии.
Немаловажную роль играет администратор в привлечении новых клиентов, а также в продаже сопутствующих товаров. Администраторы студии ознакомлены со всей информацией о каждой услуге и каждом товаре магазина, они рекомендуют и подготавливают клиента к будущей покупке.
Таким образом, студия «Индия» непрерывно проводит различные рекламные действия, от раздачи буклетов о новых товарах и услугах постоянным клиентам студии, до участия в выставках и собственных традиционных праздников.
2.10 Разработка маркетинговой стратегии предприятия
Вид стратегии | Содержание стратегии | |
Стратегия оказания услуг | Расширение видов тренировок для привлечения мужчин, создание более удобного расписания, развитие и популяризация новых направлений | |
Ценовая стратегия | Снижение цены за счет притока клиентов | |
Стратегия обслуживания | Улучшение системы лояльности, увеличение поощрительных скидок, появление новых бонусов. Специальные акции для привлечения новых сегментов рынка, таких как студенты или молодые специалисты. | |
Рекламная стратегия | Активное использование интернет ресурсов, в частности сайт и группу в социальных сетях, которые обладают большим рекламным потенциалом. | |
Перспективные стратегии | Продвижение услуг студии PR-методами, создание своего блога, авторитетных статей в интернет пространстве, развитие авторитетности специалистов студии. | |
Заключение
Целью научной работы на тему «Конъюнктура рынка» состояла в определении понятия конъюнктуры рынка и маркетинговом анализе выбранного предприятия.
В ходе работы были выявлены и проанализированы основные характеристик понятия рынка, его виды и функции. Так, Рынок это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск.
К функциям рынка относятся воспитательная, информационная, дифференцирующая, ценообразующая, посредническая стимулирующая, санирующая и регулирующая, которая считает одной из самых основных и обеспечивает работу механизма рыночной экономики.
Рынки могут делиться по экономическому назначению, по территориальному признаку, по механизму функционирования, по степени насыщенности, по организации рыночного обмена, по формам собственности и по степени соблюдения закона.
Были рассмотрены и понятия спроса и предложения. Так, спрос — это подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары. Предложение — это способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене.
Во второй главе на примере красноярской студии йоги и Аюрведы «Индия» был проведен маркетинговый анализ, в которой были выявлены и описаны потенциальные потребители, стратегии развития, конкуренты и их особенности, рекламная политика организации и др.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что изучение конъюнктуры рынка является основной успешного бизнеса. Рынок определяет отношения с покупателями, помогает узнать возможности товарного рынка, минимизирует риск в вашей коммерческой деятельности, выявлять будущие проблемы.
Практическая часть работы имеет практическую значимость для города Красноярска, так как в ней проанализирована ситуация на рынке услуг йоги. Стоит отметить, что рынок достаточно широк и спрос на вид таких услуг не имеет тенденцию к снижению.
Список использованных источников
1. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики: электронный учебник. — М.: Кнорус, 2009
2. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир,
3. 2003. — 895 с.
4. Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: учебное пособие, таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999
5. Григорьев, М. Н. Маркетинг: электронный учебник — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 448 с.
6. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов / Ю. Ф. Елизаров. М.: Издательство Экзамен, 2005 496 с
7. Жиделева В. В., Каптейн Ю. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие. 2-у изд., перераб. и дополн. М.: ИНФРА М, 2005;133 с.
8. Иохин В. Я. Экономическая теория http://www.be5.biz/ekonomika/e014/toc.htm
9. Казиначикова, А. В. Гавриков; под. Ред. С. Н. Лебедевой. 4-е изд., испр. Мн.: Новое знание, 2005. 240 с.
10. Котлер Ф. Менеджмент и маркетинг. СПб.: Питер, 2001. 887 с.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: Литера плюс, 1994. 473 с.
12. Куликов Л. М. Основы экономической теории М.: Финансы и статистика, 2005. 400 с.
13. Мокий М. С. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие/М.С. Мокий. 2-е изд., испр. М.: Издательство Экзамен, 2007. 256
14. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник. 4-е изд. перераб и дополн. М.: Издательство торговая корпорация Дашков и, 2003. 1012 с.
15. Уэллс У., Бернет Дж, Мориати С. Реклама: принципы и практика. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 736с.
16. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона / Т. IV. СПб. 1891. С. 55
17. Экономическая теория в вопросах и ответах Учебное пособие под редакцией доктора эк. наук, профессора И. П. Николаевой Москва 2005г
18. http://www.aup.ru/books/m49/
19. http://www.bgak.unibel.by/ych_mat/marketing/11_3.html
20. http://www.infousa.ru/economy/page13.htm
21. http://www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/2008/06/27/19 181/Andriyashin_N._obzor.pdf
22. http://works.doklad.ru/view/_zA0lRooW2o.html
23. http://studybook.su/lection/suschnost-rynka-ego-rol-i-funktsii
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Логотип студии йоги и Аюрведы «Индия»