Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономические отношения в агропромышленном комплексе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общеизвестно, что земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве и выступает, с одной стороны, в качестве средства труда, с другой, — предмета труда. Кроме того, земля обладает целым рядом специфических особенностей. Особенность земли как основного фактора производства обусловлена ее неподвижностью и территориальной ограниченностью, различиями в почвенном плодородии… Читать ещё >

Экономические отношения в агропромышленном комплексе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕФЕРАТ по курсу «Экономическая теория»

по теме: «Экономические отношения в агропромышленном комплексе»

1. Аграрные отношения и их специфика Экономические отношения в аграрно-промышленном комплексе (АПК) формируются под воздействием принципиальных особенностей сельскохозяйственного производства, среди которых:

выполнение землей функции основного фактора производства;

сочетание экономического и биологического процессов производства сельскохозяйственной продукции;

несовпадение периода производства и периода реализации продукции;

низкая конкурентоспособность сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики страны вследствие дополнительных рисков и нестабильности функционирования, связанных с природными факторами;

сезонность производства и связанная с ней неравномерность в течение года в использовании трудовых и материально-технических ресурсов и ряд других.

Отмеченные особенности сельского хозяйства обусловливают необходимость их учета при осуществлении аграрных преобразований.

Аграрные отношения — это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

В России неоднозначная оценка осуществленной реформы аграрных отношений обусловлена политической позицией ученых-аграрников. Одни авторы считают, что реформирование сельского хозяйства осуществляется по разработкам экспертов Международного валютного фонда, предусматривающим разрушение планового крупномасштабного, сельского хозяйства. Другие утверждают, что реформа неэффективна вследствие неразработанности ее научно-обоснованной программы. Ряд авторов полагают, что реформа должна была носить эволюционный характер. Сторонники радикального реформирования заявляют, что России мешают не реформы, а слишком медленное их осуществление.

Основными направлениями преобразования аграрных отношений являются: земельная реформа на основе приватизации земли в частную и коллективно-долевую (совместную) собственность; реорганизация колхозов и совхозов на основе разгосударствления и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий; приватизация предприятий переработки, хранения, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства; создание институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в АПК.

Российская Федерация располагает значительными земельными ресурсами. Общая земельная площадь, поданным государственного учета, на начало 2004 г. составляет 1709,8 млн га, из которых 193,8 млн га (11%) занимают сельскохозяйственные угодья, в том числе 17,5 млн га (6,9%) — пашня. Такие низкие сельскохозяйственная освоенность и распаханность территории России обусловлены сложными природными и климатическими условиями. Согласно ландшафтно-экологическому районированию территории, в стране выявлено 8 типов ландшафтов — от арктических до субтропических и 23 их подтипа — от ледниковых до пустынных. Сложные природные и климатические условия обусловливают низкое качество земель, характеризующееся невысоким естественным плодородием почв, повышенным режимом увлажнения, неудовлетворительным культур техническим состоянием, неоптимальными технологическими свойствами.

Общеизвестно, что земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве и выступает, с одной стороны, в качестве средства труда, с другой, — предмета труда. Кроме того, земля обладает целым рядом специфических особенностей. Особенность земли как основного фактора производства обусловлена ее неподвижностью и территориальной ограниченностью, различиями в почвенном плодородии, невоспроизводимостью в отличие от труда и капитала и др. Землевладение — это собственность на землю, то есть признание права данного лица на определенный участок земли. Землепользование представляет собой пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Землепользователь и собственник, как правило, — разные физические (юридические) лица.

Правовая основа развития земельных отношений в России была заложена в целом ряде законодательных актов, среди которых: Федеральные законы «О земельной реформе» (1990 г.); «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.); «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков, для ведения личного и подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 г.); «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.); Земельный кодекс Российской Федерации (2001 г.) и др. многочисленные законодательные акты, которые кодифицированы (объединены) в Земельном кодексе и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Участниками земельных отношений являются:

собственники земельных участков — лица, являющиеся полными собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы—лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Таблица 1.

Законы, регулирующие аренду сельхозугодий

Страна

Длительность и регулирование контрактов по аренде

США (42,8% земли арендовано)

Срок зависит от контракта; как правило, преобладают долговременные контракты, ставки арендой платы определяются рынком.

Великобритания (38,4% земли арендуется)

Срок зависит от контракта. Имеются и долгосрочные, и краткосрочные арендные договоры. Уровень оплаты определяется арбитражем.

Исландия

Срок зависит от контракта. Размер арендной платы определяется законом.

Ирландия (12,4% земли арендуется)

Срок аренды — минимум 3 года. Размер арендной платы определяется рынком.

Греция (22,2% земли арендуется)

Срок аренды — минимум 4 года. Размер арендной платы определяется рынком.

Люксембург

Срок аренды — минимум 6 лет для участка и 8 лет — для всего хозяйства. Размер арендной платы определяется рынком.

Швейцария

Срок аренды — минимум 6 лет для земли без построек, 9 лет для всего хозяйства с постройками. Размер арендной платы определяется установками, зафиксированными в законе.

Нидерланды (31,5% земли в аренде)

Срок аренды — минимум 6 лет для земли без построек, 12 лет — для всей фермы. Максимальный уровень арендной платы устанавливается законодательством.

Испания (19,9% земли в аренде)

Минимальный срок аренды — 6 лет, максимальный — 15 лет. Размер арендной платы ориентирован на стандарты, установленные властями.

Бельгия (66,2%° земли в аренде)

Срок аренды — минимум 9 лет. Максимальный размер арендной платы устанавливается законодательством.

Франция (56,2% земли находится, а аренде)

Срок аренды — минимум 9 лет. Размер арендной платы определяется установками законов.

Португалия (24,6% земли в аренде)

Срок аренды минимум 10 лет для тех, кто применяет наемный труд, без наемного труда — 7 лет. Уровень арендной платы устанавливается на основе государственных стандартов.

Норвегия (21% земли арендуется)

При заключении арендных договоров сроком более, чем на 10 лет требуется разрешение властей. Арендная плата определяется рынком.

Германия (42% земли в аренде)

Срок аренды зависит от контракта. Суд по сельскохозяйственным спорам может продлить срок договора максимум на 12 лет, далее это касается отдельных участников земли, и 18 лет, если это хозяйство в целом.

Италия (18,4% арендованной земли)

Минимальный срок аренды в 15 лет является правилом для низинных земель и 6 лет для горных. Арендная плата рассчитывается, исходя из стандартов, установленных властями.

Япония (13,1% арендованной земли)

Максимальный срок аренды — 20 лет. Арендная плата устанавливается, исходя из стандартов, установленных властями.

Дания (13,1% арендованной земли)

Максимальный срок аренды — 30 лет, если речь идет о хозяйстве в целом. Арендная плата определяется рынком.

Таким образом, земельные отношения в зарубежных странах регулируются соответствующими нормативными актами, и свободной купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения практически не существует.

2. Основные направления современной аграрной реформы в России Современная аграрная реформа, начатая с 1991 г., как столыпинская и другие реформы, традиционно для России планировалась и осуществлялась сверху. Основными ее направлениями являются:

земельная реформа, т. е. превращение земли в объект частной и общей долевой собственности;

реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий;

приватизация предприятий трех сфер АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства).

Земельная реформа включала несколько этапов.

Первый этап (1991 г.) характеризуется выделением земель сельских населенных пунктов (приусадебные участки и коллективные сенокосы и пастбища) из земель колхозов и совхозов.

Второй этап (1992 г.) — создание районных фондов перераспределения земель за счет выделения 10% сельхозугодий колхозов и совхозов.

Третий этап (1992—1993 гг.) — раздел земли коллективами колхозов и совхозов и наделение работников, пенсионеров, работников сельской социальной сферы земельной долей по среднерайонной норме.

Четвертый этап (1993—2001 гг.) — принятие законодательных актов, разрешающих оборот земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях (аренда, продажа, дарение, передача по наследству и пр.).

Пятый этап (с 2001 г.) — дальнейшее развитие земельных отношений на основе Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.).

В дореформенный период основными товаропроизводителями в сельском хозяйстве выступали колхозы и совхозы, за которыми было закреплено 95,3% сельскохозяйственных угодий. Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям за годы реформ представлено в таблице 13.2. За годы реформ площадь земель хозяйств населения, включая коллективные сады и огороды, возросла почти в 5 раз, а удельный вес сельскохозяйственных угодий у крестьянских (фермерских) хозяйств достиг 9,7%.

В период 1991—2005 гг. распределение сельхозугодий по категориям землепользователей выглядит следующим образом.

Развитие земельных отношений в России характеризуется главным образом ростом количества сделок по аренде, продаже государственных и муниципальных земель, купле-продаже земельных участков их собственниками.

Отсутствие практически до середины 2002 г. институциональных основ рыночного реформирования сельского хозяйства России являлось существенным препятствием развития предпринимательских отношений в агросфере. Это проявлялось в следующем:

Негативное отношение властей и населения к частной земельной собственности, что тормозило становление открытого земельного рынка.

Законодательные (отсутствие Земельного кодекса) и ресурсные сложности, ограничивающие свободу выхода крестьян-фермеров из общественных форм хозяйствования.

Отсутствие системы материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация производственной инфраструктуры в рамках лишь крупномасштабных хозяйств.

Монокультурная (зерновая) направленность фермерских хозяйств, приводящая к нарушению севооборотов и низкой эффективности пашни, — 55% земель фермерских хозяйств занято зерновыми культурами и подсолнечником вследствие нарушения паритета цен на зерно и мясо.

Снижение темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства: количество фермерских хозяйств снизилось с 280 тыс. в 995 г. до 258 тыс. в 2002 г.

Отсутствие лицензирования фермерской деятельности и мониторинга эффективности использования ими земель.

Малоземелье — средние размеры крестьянских хозяйств России составляют около 80 га при оптимальных, например, для хозяйств зерновой специализации в Ростовской области — 150 га пашни. Предельные размеры земельных участков крестьянских хозяйств на одного работающего в Ростовской области установлены в зависимости от направления специализации: производство зерна — 60 га, молока — 30 га, крупного рогатого скота — 35 га, свиней — 30 га, овец — 205 га, а средняя численность работников — 2−4 человека (семья).

На таких участках обеспечить соответствующий современной цивилизации уровень благосостояния невозможно. В Ростовской области средняя площадь крестьянских хозяйств составляет 81,4 га, увеличиваясь за счет аренды земельных долей фермерами.

В аграрных преобразованиях важную роль призвано играть государство. В СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным. На эти цели расходовалась треть бюджета. Государственная поддержка сельского хозяйства в России сейчас составляет 1,2% федерального бюджета. Механизм взаимоотношений между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями еще далек от цивилизованного.

В России с 1994 г. от прямых выплат производителям государство перешло к компенсации удорожания средств производства путем лизинга, представляющего собой восстановление государственной распределительной системы.

До сих пор государственная поддержка сельского хозяйства была направлена на субсидирование затрат. Это, как правило, не дает должного экономического эффекта. Используя опыт стран Европейского Союза, целесообразно переходить к адресной поддержке сельского хозяйства — к субсидированию доходов сельхозтоваропроизводителей. Следует более активно применять косвенные способы поддержки сельского хозяйства — налоговое льготирование приобретения крестьянами средств производства и т. д.

Выход из аграрного кризиса обеспечивается:

Развитием и государственным поощрением (налоговыми льготами и субсидиями) сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Активизацией инвестиционной деятельности путем привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций и других источников.

Развитием лизинга, повышением эффективности использования государственных кредитных ресурсов.

Созданием общероссийской программы обучения сельских предпринимателей — новых хозяев, которые получат землю в наследство или купят ее у наследников.

Повышением эффективности государственного субсидирования сельского хозяйства через переориентацию субсидий с уровня производителя на уровень потребителя продовольствия, предоставление производителям льготных кредитов и развитие реального финансового лизинга.

Реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в соответствии с которым в течение 2006;2007 гг. планируется дополнительно направить 30,9 млрд руб. на развитие сельского хозяйства.

4. Особенности формирования экономического механизма регулирования земельных отношений Регулирование земельных отношений осуществляется организационными и экономическими методами. Первые предписывают собственнику участка земли или землепользователю определенные способы действий или ограничивают его права в соответствии с законами. К этой группе относятся установление предельных размеров земельного участка, передаваемого бесплатно; порядок регистрации прав на земельную собственность и сделок с землей; перечень нарушений, за которые несет ответственность землевладелец; ограничения в применении экологически опасных технологий; процедуры изъятия земли для государственных и общественных нужд; порядок компенсационных выплат.

В рамках экономических методов применяются стоимостные измерители, ориентирующие землепользователя при выборе способов хозяйственного использования земли и распоряжения ею.

Экономические методы подразделяются на методы государственного воздействия, вырабатываемые на федеральном, субъекта федерации и на муниципальном (местном) уровнях. Сюда входят нормативные цены на земельные участки, ставки земельного налога, компенсационные выплаты при изъятии земельного участка, ориентирующие (нормативные) уровни арендной платы, налоговые ставки при сделках с землей, сборы при оформлении документов; рыночные регуляторы, т. е. факторы земельного рынка, определяемые спросом и предложением (цена при купле-продаже земельного участка, договорная арендная плата, залоговая цена в сочетании со ставками ипотечного кредита и пр.).

Все перечисленные методы воздействия на земельные отношения определяются действующим законодательством, прежде всего Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами и другими правовыми актами, регулирующими земельные отношения.

Дальнейшая судьба аграрных преобразований зависит от формирования модели земельного рынка, отвечающей интересам российского общества и, Прежде всего, сельских товаропроизводителей и всех селян. Радикальное реформирование земельных отношений оказалось наиболее сложной и трудно решаемой проблемой.

Многообразие форм собственности и хозяйствования на земле является исходным условием качественного обновления земельных отношений на принципах рыночной экономики. Ее контуры в России уже твердо обозначены, начали проявляться некоторые особые черты земельного рынка.

Однако необходимо продолжать формирование земельных отношений принципиально иного качества с учетом новых форм собственности и хозяйствования, которые основывались бы на требованиях современной экономики. При этом следует учитывать системную взаимозависимость сельского хозяйства и отраслей АПК от экономики страны в целом.

Соблюдение принципов поэтапного и дифференцированного подхода обеспечит плавное вхождение крестьянства в земельный рынок, который может эффективно функционировать только при его сопряжении с формами собственности. Любая купля-продажа есть отношение присвоения-отчуждения, т. е. акт, выражающий экономическую реализацию собственности. Без ее легализации развитие частной (включая долевую) собственности на средства производства, хозяйственное имущество и землю, в том числе выделение имущественных и земельных паев крестьянам при реорганизации колхозов и совхозов, не может получить адекватного рыночного выражения.

Право купли-продажи, аренды, залога земли существует почти во всех странах с развитой рыночной экономикой. Плюсы и минусы покупки и аренды земли во многом зависят от приоритетов хозяйствования, вариантов формирования земельного рынка и, прежде всего, фермерских хозяйств, от финансового положения фермерской семьи, сопоставимого уровня цены земли и арендной платы, дефицита земли в данной местности.

Формирование цивилизованного земельного рынка будет постепенным и займет длительное время. Конечные цели всех земельных преобразований можно обозначить следующими моментами:

создание регулируемого государством рынка всех категорий земель;

сочетание интересов собственников земель (потенциальных продавцов), товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и других предпринимателей (потенциальных покупателей);

соблюдение интересов владельцев земельных долей, получивших землю бесплатно.

К условиям полноценного функционирования рынка земли относятся:

наличие земли как объекта купли-продажи, продавцов земельных участков и социально-экономическая мотивация их выхода на земельный рынок;

платежеспособность покупателя;

необходимая рыночная инфраструктура земельного рынка;

равновесное ценообразование на различные категории земель;

организационно-правовой механизм оформления сделок;

государственное регулирование земельного рынка на федеральном, региональном и местном уровнях.

Сегодня идет процесс становления основных структурных элементов рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Включение земельных долей в рыночный оборот потребует соответствующей переориентации землеустройства. В Земельном кодексе РФ должны быть законодательно зафиксированы акционерная, кооперативная и коллективно-долевая формы собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Это будет способствовать развитию земельного рынка. Владельцы земельных долей без экономического риска для личного благосостояния смогут продавать свои дол и крупным сельским товаропроизводящим хозяйствам. Вновь создаваемые кооперативы получат возможность не только объединить земельные доли своих пайщиков, но и увеличить коллективный земельный массив за счет скупки земельных долей и части приусадебных участков. В принципе такую возможность рыночного формирования земельного фонда должны иметь все субъекты новых форм хозяйствования на земле, наравне с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Исторический опыт и практика последних лет демонстрирует преимущества средних и крупных товаропроизводящих хозяйств любой формы собственности перед мелкими низкотоварными хозяйствами.

Таким образом, уже заложены важные предпосылки формирования рыночной системы экономических отношений, способствующих повышению рентабельности земли, поскольку она, как объект собственности, выступает в нескольких ипостасях:

главным средством сельскохозяйственного производства при благоприятных экономических условиях для устойчивости воспроизводственного процесса в крупных, средних и мелких хозяйствах;

надежной сферой материализации денежного капитала и сбережений населения, не поддающейся влиянию инфляции и нестабильности общества;

реальной перспективой включения в рентные отношения 11 млн граждан, получивших земельные доли в результате реорганизации колхозов и совхозов. Земельная доля — самый надежный крестьянский капитал, и важно найти ему прибыльное применение. Собственник участка земли может сдать его в аренду, внести в качестве доли в уставной капитал (паевой фонд), подарить, завещать, заложить в банк;

пространственной базой развития общественного производства.

Следовательно, в рыночной экономике земля приносит устойчивый доход не только как фактор производства, как натурально-вещественная форма капитала, функционирующего в производстве и других видах предпринимательской деятельности, но и, прежде всего, как объект собственности.

Решающее значение для развития рыночных отношений имеет ликвидность земли, т. е. возможность ее сдачи в аренду, в залог под ссуду, купли-продажи, наследования, дарения. В системе рыночных отношений любой гражданин получает возможность использования земли в предпринимательстве либо арендуя, либо принимая в виде залога на определенный срок, либо купив. Только собственник вправе определить возможность использования участка как источника присвоения дохода. Доход и есть форма экономической реализации собственности на землю. Определяющим звеном в цепи «собственность — ее использование — доход собственника и землепользователя» служит экономический интерес и воля собственника.

Свойство земли приносить ее владельцу постоянный доход можно определить как рентоспособность земли. По своей экономической сущности рентоспособность выражает потенциальную и фактическую доходность земли как объекта собственности и хозяйствования. Естественная основа рентоспособности сельскохозяйственных земель дана природой, но может быть существенно улучшена или ухудшена практикой хозяйствования на земле.

В настоящее время проблема состоит в том, чтобы завершить аграрную и земельную реформы в России, обеспечить рациональное взаимодействие живого труда и средств производства с землей, нацеленное на восстановление и улучшение природных свойств почвы, и формирование системы земельных отношений, адекватных рыночной экономике.

Мировой опыт показывает, что экономическое регулирование земельных отношений осуществляется государством. Государство должно сохранить контроль над формированием земельных отношений в соответствии с утвержденным законодательством, разрабатывать и применять механизмы экономического и административного воздействия на становление этого процесса. Основные цели регулирования формирующихся земельных отношений сводятся, во-первых, к обеспечению достаточной эффективности использования сельскохозяйственных угодий; во-вторых, к удовлетворению экологических требований, выдвигаемых обществом; в-третьих, к осуществлению социально справедливого, сточки зрения большинства населения, рыночного перераспределения земли. Для реализации этих целей при передаче прав собственности или распоряжения землей становится необходимым:

предусмотреть вхождение продаваемого или арендуемого участка в общую национальную, региональную или районную систему ведения сельского хозяйства;

учесть экологические требования;

запретить распоряжение сельскохозяйственными угодьями и продажу прав распоряжения и владения в любой форме без наличия у владельца и покупателя утвержденного соответствующими государственными (федеральными, региональными или районными) организациями проекта системы ведения сельского хозяйства на участке;

оценить земельный участок по совокупности природно-экономических факторов, чтобы избежать занижения цены.

В процессе перехода к новой структуре земельной собственности и проведения земельной реформы роль государства и его регулирующая функция заключаются в определении и законодательном закреплении приоритетов сохранения земли в собственности государства, учитывающих общенациональные интересы, рациональное использование наиболее ценных сельскохозяйственных угодий и городских площадей, а также территориальной собственности отдельных регионов страны.

Задачи государственных органов власти и управления на этапе современной земельной реформы не сводятся только к перераспределению земли между различными собственниками, а состоят в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, в создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения сельских, лесных и других земель; в развитии сельских и городских поселений. Политика земельных отношений и регулирующая роль государства должны быть направлены не столько на смену титула собственности, сколько на создание условий, обеспечивающих повышение плодородия почв, рост сельскохозяйственного производства и его эффективности, и на надежное поступление средств от эксплуатации такого дефицитного природного ресурса, как земля в местные и федеральные бюджеты.

Концепция аграрной реформы в России базируется на принципе преимущественно рыночного саморегулирования. Вместе с тем она должна основываться на использовании регулирующих функций государства в вопросах корректировки рыночного механизма, включая меры прямой бюджетной поддержки воспроизводительного процесса в сельском хозяйстве.

Одним из определяющих общеэкономических условий стабилизации и будущего подъема сельскохозяйственного производства является развитие частного сектора, основывающегося на сочетании индивидуальных хозяйств с коллективными формами, функционирующими на принципах кооперации.

В тесной взаимосвязи с реальными изменениями собственности на землю должен формироваться земельный рынок. Свободный рынок сельскохозяйственных земель лишь зарождается. В связи с этим необходимы регулируемые государством ограничения этого процесса:

ограничения на размеры участков и распоряжения землей, полученной в собственность;

определение кадастровых и других методических основ оценки земли как товара и установление нормативной цены на нее;

отработка системы и механизма аренды земли.

Несмотря на объективные и субъективные причины, сдерживающие преобразования земельных отношений в России, они все радикальнее трансформируются. Отношения, складывающиеся в новых формах коллективного хозяйства, последовательно приобретают частный характер. При общей ограниченности масштабов рыночный оборот земли расширяется.

В настоящее время в ходе аграрного реформирования возникает необходимость более широкого участия государства в поддержке села и стабилизации социально-экономической ситуации во всей системе АПК. Исходной посылкой государственного вмешательства с целью корректировки рыночного механизма должно стать соблюдение баланса интересов государства, агропроизводителя и потребителя с использованием экономических инструментов и рычагов. Предстоит реформировать, а иногда и с учетом новой ситуации создавать такие системы регулирования, как финансово-кредитный механизм, налогообложение, ценообразование. Направляющие функции государства следует использовать в агроэкологической области и регулировании социальных процессов.

В целом система государственного регулирования должна учитывать региональные особенности и условия, стимулировать более приоритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непроизводственные затраты, поддерживать неэффективно работающие, но необходимые для региона хозяйства и уберегать их от заведомых банкротств.

Список использованной литературы Акопова Е. С., Воронкова О. Н., Гаврилко Н. Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В. И. Самофалова. — Ростов-на-Дону, 2008.

Ломакин В. К. Экономическая теория. Учебник для вузов. — М.: Юнити, 2007.

Мировая экономика / Под редакцией проф. А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 2007.

Нухович Э.С., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Экономическая теория на рубеже 20−21 веков. — М.: Финансовая академия, 2005.

Пузакова Е. П. Экономика. — Ростов — наДону: Феникс, 2006.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой