Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности методики физического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте (3−4 года) физический воспитание дошкольный ребенок Дошкольный возраст (3 — 4 года) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте… Читать ещё >

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Движение — это жизнь!

1.2 Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

1.3 Программы нового поколения

2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Особенности методики физического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте (3−4 года)

2.2 Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте (4−5 лет)

2.3 Особенности методики физического воспитания детей в старшем дошкольном возрасте (5−6лет) ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ4

1. Организация деятельности в образовательной области" Физическая культура".

2. «Конспект НОД в старшей группе «Магазин Спорттоваров»

3. Проект «Я хочу быть здоровым»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Теория физического воспитания детей исходит из общих теоретических и методологических основ теории физического воспитания и является одним из ее разделов. Имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до 7 лет и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Изучая особенности каждого возрастного периода, обобщая научные данные и практический опыт, определяет задачи физического воспитания, комплексно раскрывает их сущность, наиболее действенные средства и методы, целесообразные формы организации всего процесса физического воспитания.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста связана с целым комплексом специализированных научных дисциплин. Одни из них гуманитарного характера (общая теория физического воспитания, общая педагогика, дошкольная педагогика, психология физического воспитания и спорта, детская психология) — изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнении на психику человека (ребенка), а также законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия. Другие науки — биологические и смежные естественнонаучные дисциплины (физиология и биомеханика физических упражнений, динамическая анатомия, биохимия, медицина, педиатрия, гигиена физических упражнений, врачебно-физкультурный контроль, лечебная физическая культура) — изучают процессы биологического развития человека (ребенка).

Цель работы: Важной целью, определяющей особую значимость физического воспитания, как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности Задачи

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Объект исследования: Занятия физической культуры в ДОУ Предмет исследования: Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Гипотеза: Забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития воспитанника как индивидуальности (Н.М.Крылова) База исследования: МБДОУ № 27

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Движенияэто жизнь!

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. Суточная потребность у детей 3-х лет составляет 6,5 тыс. локомоций, а у семилетних 16−18 тыс. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм.

1.2 Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Оздоровительные задачи.

а) Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

б) Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц. Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

в) Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т. д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

г) Развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс развития физических способностей не рекомендуется специализировать по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное развитие всех физических способностей.

Образовательные задачи.

а) Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы дети довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений рекомендуется осуществлять параллельно с физическим развитием б) Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи.

а) Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

б) Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому их следует решать в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (так, за 1-й год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к 7 годам — почти в трое), а с другой — незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды.

1.3 Программы нового поколения физический воспитание дошкольный ребенок Дошкольные учреждения до 1989 г. Работали по старой программе физического развития детей дошкольного возраста. На современном этапе разрабатываются и получают широкое распространение программы нового поколения. Некоторые из них созданы научными коллективами, другие — педагогами с большим стажем работы. Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освещающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В специализированных (парциальных) и дополнительных программах, которые усиливают, обогащают ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ, достаточно широко и подробно представлены задачи, содержание и методы работы по данному направлению.

Приведем критерии оценки содержания и методов физического развития и здоровья детей в ДОУ:

— Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (проводят упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание их тонуса; включают в игры и занятия ходьбу, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с различным спортивным инвентарем и т. д.)

— В организации физкультурных занятий и подвижных играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.

— Формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития, их функционального состояния в соответствии с медицинскими показателями.

— Внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения.

— Стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивной игре, используя знания о его индивидуальных склонностях и особенностях.

— Мягко, используя поощрение, корректируют движения и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается.

— Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

— Развивают навыки личной гигиены.

— Поддерживают возникновение в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости» и т. д.

В ДОУ используется программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» Автор программы — М. Ю. Картушина, считает, что цель данной программы — создание у детей устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей и базируется на идеях педагогической валеологии.

Отличительные особенности программы:

— Комплексный подход к организации жизнедеятельности дошкольника в ДОУ;

— Учет климато-географических и экологических особенностей региона;

— Использование музыки в качестве фактора, интегрирующего содержания пед. работы с детьми;

— Включение в режим жизни детей в ДОУ еженедельных оздоровительных занятий;

— Использование пед. ресурсов малых форм народного фальклора для оздоровительных пауз;

— Сотрудничество в оздоровительной работе с родителями воспитанников ДОУ.

Программа полностью методически обеспечена: разработаны циклы из интегрированных оздоровительных занятий и познавательные циклы для всех возрастных групп, представлены оздоровительные досуги, подготовлены методические рекомендации по работе с детьми, созданы картотеки «Минуток здоровья», подвижных игр на воздухе.

Так же «Программа обучения плаванию в ДОУ»

Цель программы: обучение детей дошкольного возраста плаванию;

Закаливание и укрепление детского организма;

Обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;

Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).

Мероприятия по физическому развитию во всех группах проводят воспитатели, работающие в группе.

С 1998 г. на основании инструктивного письма № 89/34/16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» руководители детских садов получили право выбирать одну комплексную программу, а педагоги-практики — использовать несколько специализированных воспитательно-образовательных, работая по своему направлению. Здесь возникает вопрос, какую программу выбрать, ведь не каждая парциальная программа прошла экспертизу и имеет гриф Министерства образования и науки РТ. Но в 1999 г. вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России"(под ред. Р.Б.Стеркиной), в котором был представлен перечень рекомендуемых программ и новых технологий для дошкольных учреждений, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования.

Основные комплексные образовательные программы, реализующие направление «Физическое развитие и здоровье»

Название программы, автор (ы)

Раздел программы, раскрывающий задачи физического развития и здоровья ребенка, автор (ы)

«Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста"(под ред.Л.А.Парамоновой)

Здоровье и физическое развитие (Т, Л. Богина, Е. А. Сагайдачная, Е.А.Тимофеева)

«Программа воспитания и обучения в детском саду"(под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С.Комаровой)

Физическое воспитание (Э.Я.Степаненкова)

«Детство» (В.И.Логинова, Т. И. Бабаева и др.

Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными. (Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина)

«Радуга» (Т.Н.Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В.В.Гербова)

Формируем привычку к здоровому образу жизни. Физическая культура (Л.Д.Гусарова)

«Истоки» (Л.А.Парамонова, Т. И. Алиева и др.

Физическое развитие (М.А.Рунова)

«Детский сад-дом радости"(Н.М.Крылова, В.Т.Иванова)

Забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития воспитанника как индивидуальности (Н.М.Крылова)

«Из детствав отрочество» (Т.Н.Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др.)

Здоровье. Здоровье и готовность ребенка к обучению в школе (Л.Г.Голубева). Физическая культура (Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова)

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа2100» («Детский сад2100») (под ред. А.А. Леонтьева)

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика (Н.А.Фомина)

«Развитие» (Л.А.Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.)

;

«Росинка»

Расту здоровым (В.Н.Зимонина)

«Преемственность» (Н.А.Федосова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова и др.)

Здоровье и физическая культура (В.Г.Большенков, В.К.Бальсевич). Тонизирующая гимнастика (Е.М.Емельянова)

«Дошкольная группа» (программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст) (под ред.Т. Н. Дороновой, Н.А.Коротковой)

Физическая культура (Г.В, Глушкова)

«Кроха» (программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений)(Г.Г.Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др.)

Физическое развитие и здоровье детей (Н.П.Кочетова)

«Первые шаги» (программа воспитания и развития детей раннего возраста) (Е.О.Смирнова, Л. Г. Галигузова, С.Ю.Мещерякова)

Физическое развитие (Л.Г. Галигузова, С.Ю.Мещерякова)

2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Особенности методики физического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте (3−4 года) физический воспитание дошкольный ребенок Дошкольный возраст (3 — 4 года) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изменяются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественного игрового, содержания. Недопустимы перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями. В младшем дошкольном возрасте (3 — 4 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.

Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни — освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание моторной активности ребенка обогащается за счет совершенствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук, туловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении. Координация развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, координация движений кисти и пальцев — в специальных упражнениях, а также при игре с кубиками, пластилином и т. п.

Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр. Продолжительность занятий в начале периода — 15 — 20 мин, к концу его — 20 — 25 мин.

Важное место в режиме физической активности ребенка 3-го года жизни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно проводить ежедневно. Значение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функцией, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений.

Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и хорошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрослый будет выполнять упражнения вместе с ребенком. Это создаст благоприятную эмоциональную обстановку и облегчит ребенку выполнение движений, особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в зарядке не рекомендуется более 4 — 5, не считая ходьбы в начале и в заключительной части.

Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни — освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период — постановка целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать быстро, метнуть далеко, попасть мячом в мишень, далеко прыгнуть, точно воспроизвести движение, быстро отреагировать на команду.

У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное развитие двигательных способностей — ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости. Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет новых движений и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов и форм двигательной активности. Значительное место в занятиях следует отвести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов движений в спортивных упражнениях — элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, коротких связок гимнастических упражнений, элементов акробатики, катания на лыжах и коньках, плавания.

Превалирующей формой занятий останется игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.

При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке быстроты реакции и частоты движений в простых упражнениях.

В упражнениях на гибкость преобладают активные и активно-пассивные растягивания мышц и связок. Специальных тренировок на выносливость и силу проводить не следует. Эти качества будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двигательной активности, которая осуществляется при развитии ловкости, гибкости и быстроты.

2.2 Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте (4−5лет) Продолжительность занятий составляет 30 — 35 мин. Занятия проводятся 3 — 4 раза в неделю. Основная направленность физической подготовки детей 5-го года жизни — всемерное расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении упражнений. Значительное место в целевых установках на этот период физического воспитания детей занимает развитие тех двигательных способностей и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребенка относятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, проще говоря, быстро «схватывать» суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать идеальный образ движения в собственных действиях. Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием, перемещать звенья тела в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия воспитателя следует направить на силовую подготовку мышц ребенка, в особенности более мелких мышц; управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья. Важную роль будут играть упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот период можно усложнить упражнения на ловкость и быстроту реакции. Большое внимание по-прежнему следует уделять развитию гибкости. Усложнение заданий и увеличение напряженности психики ребенка и его физиологических функций не позволяют в этом возрасте увеличить продолжительность занятий, но требуют от воспитателей и родителей большого внимания к активному отдыху детей, их своевременному психологическому восстановлению.

В этот период нужно тщательно анализировать степень трудности для ребенка тех или иных упражнений, подмечать, что ему нравится делать больше, а что — меньше, и в то же время побуждать ребенка преодолевать трудности, обращать его внимание даже на маленькие победы над собой. Следует исподволь прививать детям понимание того, что только трудом, упорством и настойчивостью можно добиться поставленных целей. В процессе освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере освоения ими отдельных элементов движений, по мере последовательного приближения к правильному выполнению задания.

Как было отмечено ранее, возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок.

Есть только одно эффективное средство предотвращения этих аномалий физического развития, это правильно организованная физическая активность детей, их регулярные и тщательно продуманные физические тренировки.

В этом возрасте содержание физической активности заметно расширяется, особенно за счет освоения новых видов движении, но ее интенсивность не рекомендуется повышать.

Регламент занятий остается таким же, как и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и делать утреннюю зарядку ежедневно, если ребенок не ходит в детский сад, и по субботам и воскресеньям, если он посещает детское дошкольное учреждение. Продолжительность утренней зарядки остается прежней — 10 — 12 мин, а продолжительность занятий может быть увеличена до 40 мин.

На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го года жизни постепенно все большее место будет занимать специализированное развитие отдельных двигательных способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.

Главная задача в этот период — подготовка обширного фундамента, основы для интенсификации процесса физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитии двигательных способностей — преимущественно быстроты и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако скоростная и силовая подготовка, равно как и развитие выносливости, не должны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе.

Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании. Специфично и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не предполагает воспитания способности к большим и очень большим физическим напряжениям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по величине сопротивлений, например поднятие больших тяжестей, метание тяжелых снарядов и т. п. В большей степени развитие силы обусловливается необходимостью формирования у ребенка способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозировать мышечные усилия.

2.3 Особенности методики физического воспитания детей в старшем дошкольном возрасте (5−6лет) В старшем дошкольном возрасте (5 — 6 лет) необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закаливание желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подготовиться к началу учебы в школе.

Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движений. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интенсивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью.

В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость нервных процессов. Хотя условно-рефлекторные связи возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушаются. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры.

Вместе с тем в условиях все большего совершенствования анализаторной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает способность к логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает способность сосредоточить на некоторое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Сочетание стремления к подражанию с желанием проявить собственную инициативу, творчество повышают активность ребенка, побуждают его к деятельности.

У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические особенности высшей нервной деятельности, формируется характер, проявляются личностные мотивы и интересы, которые, правда, весьма нестойки. Дети этого возраста очень восприимчивы к реакциям взрослых на их поведение. Поощрение и похвала вызывают сильные положительные эмоции. Формируются основы дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива.

6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психологически больше готовы к специализированной тренировке. Однако не следует злоупотреблять этой готовностью детей к систематической узконаправленной тренировке. Нужно создать условия для обогащения их моторики разносторонним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортивной специализации или при осуществлении физической активности с оздоровительными и общеукрепляющими целями.

Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более напряженным главным образом путем расширения средств физической подготовки и увеличения продолжительности занятий, которая может достигать 35 мин. Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте — 15 — 20 мин. 5−6-летние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного развития координационных способностей, который произойдет у них на следующий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии моторики человека составляет основу целевой программы физического воспитания детей 6 лет.

В этот период продолжается активное развитие двигательных способностей: силы, быстроты, ловкости, гибкости — и совершенствование ранее освоенных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать движения, выполнение которых связано с включением в активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допускать перенапряжений. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 — 150 г.

В упражнениях на быстроту большее внимание нужно уделить частоте движений, в упражнениях на гибкость — амплитуде движений, в упражнениях на ловкость — быстроте реакции. В программу занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые упражнения на выносливость: относительно длительные прогулки, пробежки трусцой по 5 — 7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличение общей продолжительности занятий до 35 мин. Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей 7-го года жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего возрастного периода.

В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с большим напряжением. Из группы методов строго регламентированного упражнения при освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. Расчлененный метод дает худшие результаты, т.к. при расчленении движения ребенок теряет его общий смысл, а следовательно, и интерес к нему, т.к. он хочет сразу видеть результат своего действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей: формирования у детей интереса и ценностного отношения к проектам физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

· развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

· накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

· формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Итак, важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания, как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

1.Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группеM.: Просвещение 2007. 230с.

2. Банникова Л. П. «Программа оздоровления детей в ДОУ» 2007 г.

3. Воронова Е. К. «Программа обучения плаванию в детском саду» 2003 г.

4. Громова О. Е. «Спортивные игры для детей» 2008 г.

5. ."Дошкольная педагогика" для пединститутов 1 часть. — M.: Просвещение 2007. — 220с.

6. Кенеман А. В., Осокиной Т. И. Педагогическая практика студентов по методике физ. воспитания/ под ред. — М.: Просвещение. 2007. — 310с.

7. ."Программа воспитания и обучения в д/с". 2007. — 150с.

8. Под. ред. Филипповой С. О. Спутник руководителя по физическому воспитанию дошкольного учреждения СПб., 2005

9. Хухлаева В. Д. Занятие по физкультуре с детьми 2−4 лет М.: Просвещение. 2007. — 120с.

10. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. «Физическое воспитание дошкольников». Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2006. — 220с.

11.. Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова 3. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. 2-е изд. -М.: Просвещение 2007. — 240с ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Организация деятельности в образовательной области" Физическая культура".

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Проекты Беседа Рассказ Чтение Рассматривание Интегративная детская деятельность Физкультминутки Утренняя гимнастика Совместная деятельность взрослого и детей Контрольно-диагностическая деятельность Соревнования Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, спортивные игры

Утренняя, корригирующая, пальчиковая гимнастика, Общеразвивающие упражнения Музыкально-ритмические движения Подвижные игры Пешие прогулки Индивидуальная работа Игры разных народов Физкультурные развлечения

Во всех видах самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные, театрализованная деятельность и др.)

Двигательная активность:

— утренний прием;

— период подготовки к образовательной деятельности;

— на прогулке;

— в ходе закаливающих процедур;

— во второй половине дня;

— подвижные игры.

Двигательная активность в сюжетно-ролевых играх, играх — драматизациях, музыкально двигательных импровизациях Самостоятельные подвижные игры т упражнения Создание предметно-развивающей среды на участке и в группе.

Организация деятельности в образовательной области «Физическая культура».

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Проекты Беседа Рассказ Чтение Рассматривание Интегративная детская деятельность Физические упражнения в различны вариантах и сочетаниях, различных исходных положениях — сидя, стоя, лежа Физкультминутки Утренняя гимнастика Совместная деятельность взрослого и детей Контрольно-диагностическая деятельность Соревнования Проектная деятельность Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, спортивные игры Спортивные и физкультурные досуги, праздники Дни здоровья Проекты на площадке Проекты в «Тропе здоровья»

Утренняя, корригирующая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз Общеразвивающие упражнения Музыкально-ритмические движения Подвижные игры в помещении и на воздухе Игры с элементами футбола, баскетбола, хоккея Игры разных народов Катание на санках, лыжах, ледянках Скольжение по ледяным дорожкам Физкультурные развлечения Аттракционы Индивидуальная работа Пешие и лыжные прогулки Самомассаж Езда на 2 и 3 колесном велосипеде Солнечные и воздушные ванны Босохождение

Во всех видах самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные, театрализованная деятельность и др.)

Двигательная активность:

— утренний прием;

— период подготовки к образовательной деятельности;

— на прогулке;

— в ходе закаливающих процедур;

— воздушные и солнечные ванны;

— во второй половине дня;

— подвижные игры.

Двигательная активность в сюжетно-ролевых играх, играх — драматизациях, музыкально двигательных импровизациях Самостоятельные спортивные игры и упражнения Создание предметно-развивающей среды на участке и в группе.

Календарное планирование.

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь Сентябрь

Безопасность

Приучать детей ходить и бегать небольшими группами, за воспитателем, учить ходить между двумя линиями, сохраняя равновесие

Игрушки: куклы, мишка, два шнура.

Детский сад. Игрушки.

Учить ходить и бегать всей группой в прямом направлении за воспитателем подпрыгивая на двух ногах на месте.

Игрушки: кукла, мишка большой мяч.

Овощи

Ознакомить детей с ходьбой и бегом в колоне небольшими группами учить энергично отталкивать мяч двумя руками при катании друг другу, выдерживая направление движения.

Мячи по количеству детей в одной подгруппе, два шнура.

Октябрь

Фрукты

Учить детей ходить и бегать колонной по одному всей группой подлезать под шнур

Две стойки шнур по две погремушки на каждого ребенка

Осень

Приучать ходить в прямом и обратном направлении, между двумя линиями. П. И «У медведя во бору»

Два шнура, маска медведя.

Птицы

Упражнять в ходьбе по скамейке.

Метание шишек в корзину.

П.И «Лохматый пес»

Скамейка, шишки по количеству детей, корзина.

Цвет. Форма.

Величина.

Игровые упражнения на равновесие «пойдем по мостику»

П.и «Лохматый пес», «Догони мяч»

Мячи, маска пса,

Ноябрь

Наше тело

Упражнять детей в прокатывание мячей друг другу. П. и «Пузырь»,

" Найди свой домик"

Мячи по количеству детей в подгруппе, дуга.

Одежда.

Учить бросать мяч вперёд в направлении друг к другу. П. и «Мой веселый звонкий мяч»

Мячи по количеству детей в подгруппе, дуга

Мебель

Учить детей ходить и бегать по кругу сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади упражнять в подпрыгивание на двух ногах на месте

По два кубика на каждого ребенка, два шнура две стойки

Декабрь

Посуда

Ходьба и бег между двумя линиями.

Прыжки на месте.

П.и «Наседка и цыплята»

Два шнура, курица

Дом и его части

Бросание мяча в обруч.

Ходьба между предметами. (Равновесие) П. и «У медведя во бору»

Обруч, кегли, маска медведя.

3−4

Зимние забавы. Новогодний праздник

Учить детей вовремя ходьбы и бега останавливаться на сигнал воспитателя при перепрыгивании приземляться на полусогнутые ноги упражнять в прокатывании мячей, перепрыгивание через шнур, положенный на пол, катание мячей в прямом направление.

П.и «Поезд».

Мячи по количеству детей, шнур, две рейки

Январь Январь

Зима.

Катание обручей Спрыгивание в обруч.

П.И «Карусель»

Обручи по количеству детей, шнур.

Зима

Закрепить умение ходить и бегать по кругу учить энергично отталкиванию мяча при прокатывании друг другу упражнять в ползании на четвереньках

Мячи, плоские обручи по количеству детей

Домашние животные и их детеныши

Ходьба между пенечками.

Достань до погремушки.

П.и. «Мыши и кот»

Пенечки, погремушки, маски кошки и собачки.

Дикие животные

Учить детей останавливаться во время бега и ходьбы по сигналу воспитателя подлезать под шнур упражнять в равновесии при ходьбе по уменьшенной площади Подрезание под шнур (50−40 см) на четвереньках, ходьба между линиями.(25 см). П. и «Бегите к флажку»

Стулья по количеству детей два шнура две стойки.

Профессии

Перепрыгивание через канавку, чей мяч дальше.

П.и. Поймай комара", упражнять детей в ходьбе и беге учить сохранять устойчивое равновесие в ходьбе по уменьшенной площади мягко приземляться в прыжках, ходьба и бег между двумя линиями.

Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед.

П.и «Мыши в кладовой»

Мячи по количеству детей, шнур.

По две ленточки на каждого ребенка, два шнура, две стойки.

Февраль Февраль

Наш город

Познакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча.

Спокойно и четко выполнять упражнения с мячом, учить играть с мячом.

Резиновые мячи средних размеров по количеству детей в группе.

Наша Армия

Совершенствовать ходьбу и бег с остановкой на сигнал, учить соразмерять шаг с высотой препятствия. О. д. с флажками.

П.и «Лиса и цыплята» «Кроха»

Флажки по количеству детей.

Семья

Прыжки в обруч и из обруча.

Прокатывание мячей в прямом направлении.

П.и «Трамвай»

Обруч, мячи по количеству детей, два шнура.

Март Март

Женский день 8 марта.

Упражнять в ходьбе колонной по одному выполняя задание по указанию воспитателя в прыжках из обруча в обруч учить приземляться на полусогнутые ноги упражнять в прокатывании мяча друг другу.

Мячи и плоские обручи по количеству детей.

Весна

Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному ловить мяч, брошенный воспитателем и бросать его обратно, ползать на четвереньках в прямом направлении. О.д. ловить мяч от воспитателя и бросать обратно. П. и «По ровненькой дорожке».

Две погремушки на каждого ребенка, большой мяч.

Весна

Упражнять в ходьбе по одному выполняя задания воспитателя, закреплять умение подлезать под дугу на четвереньках, сохранять равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры

По два кубика на каждого 4−5 дуг два шнура и рейка

Апрель

Транспорт.

Ходьбе по глубокому снегу.

Метание шишек в горизонтальную цель. П. и «Раз, два, три-беги»

Шишки по количеству детей.

2, 3

Весна.

Ходить и бегать в рассыпную. используя всю площадь зала, сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по доске, в прыжках, упражнять в приземлении на полусогнутых ногах.

Доска (ширина 15 см).6 плоских обручей (диаметр 30 см). 2 стойки и шнур

Деревья, кустарники

Ходьба из обруча в обруч. Перешагнем через ручеек.

П.и «Поезд». «Поймай погремушку».

Обруч, рейки.

Май

Времена года

Ходить и бегать по кругу, учить мягкому спрыгиванию на полусогнутые ноги, упражнять в прокатывании мяча

Кольца по количеству детей, 2−3 скамейки, мячи по числу детей в подгруппе, резиновые дорожки

Вода (рыба)

Ходить и бегать врассыпную.

подлезать под дугу. П. и «С кочки на кочку»

Кошечка — дуга, бубен.

Насекомые

Ходить и бегать врассыпную, катать мячи друг другу, выдерживая направление, подлезать под дугу.

Мячи по количеству детей, рейки или шнуры для ориентира

Цветы

Познакомить детей с упражнениями, способствующими развитию силы мышц рук. Упражнять развитие силы мышц ног. Вырабатывать у детей умение сохранять равновесие после вращения.

Круглые вертикальные опоры.

2. «Конспект НОД в старшей группе «Магазин Спорттоваров»

Программные задачи: Образовательные. — закреплять навыки детей в ходьбе, беге, прыжках, ползании, бросании мячей;- упражнять в захвате предметов стопами ног;- закреплять умение детей выполнять движения с предметами в соответствии с текстом.

2. Развивающие — развивать зрительно — двигательную ориентировку;- упражнять в сохранении динамического равновесия;- осуществлять дифференцированный подход в зависимости от пола ребёнка;- развивать у мальчиков выносливость, силу, ловкость; у девочек — выразительность движений, пластичность.

3. Воспитательные — воспитывать чувство доброты; - настойчивость в достижении положительных результатов; - интерес к занятиям, организованность.

Оборудование: обруч, цветные резинки, фитболы по количеству детей, «облака» (ткань) по числу детей, гантели, «тарелочки — шумелочки», мягкие палочки, мягкие мячи, большие и малые мячи.

Ход занятия.

Дети входят в зал, здороваются.

Инструктор (И): Ребята, внимание, внимание!

Сегодня работает выездной магазин Спортивных товаров!

Спешите! Спешите!

Магазин посетите!

Но магазин этот необычный, в нём можно поиграть! Вход в магазин разрешён только сильным, здоровым и дружным ребятам. Принимаем приглашение посетить магазин «Спорттовары»? Произнесём слова дружбы и отправимся в путь машинах.

Психогимнастика «Дружба»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся!

И: Таких дружных ребят обязательно пропустят в магазин «Спорттовары». Вперёд, к машинам!

Дети выполняют:

— обычная ходьба;

— ходьба «как мамы на каблучках» (девочки, «как папы широкими шагами» (мальчики) ;

— обычная ходьба;

— ходьба «паучки» (мальчики); «гусеница» (девочки) ;

— бег с прыжком («Привет! «); дыхательное упр-ие «Молодцы»;

— бег с заданиями: 1, 2, 3- девчонки в сторонку присели, Хлопают в ладошки, А мальчишки по кругу побежали Высоко поднимая коленки.

1, 2, 3- мальчишки в сторонке присели, Хлопают в ладошки, А девчонки по кругу побежали на носочках, словно балеринки.

И: Вот и наши машины (фитболы). Мальчики будут водителями, они отвезут девчонок в спортивный магазин. Водители садитесь по машинам, девчонки — вставайте за водителем и прыжками на правой, левой ноге — в путь!

Дети выполняют:

— мальчики садятся на фитболы и прыгают друг за другом, девочки — семенящий бег, руки за спиной.

И: Вот и доехали мы до конечного пункта. Ребята, посмотрите, сколько всего интересного в спортивном магазине, и со всем этим можно играть! Но, кажется, ктото уже поиграл с мячами и за собой не прибрался. Наведём порядок? Надо убрать мячи на место.

Дети выполняют:

— мальчики уносят большие мячи, отбивая одной рукой, девочкизажав маленький мяч между ног.

И: Продолжаем наше путешествие по чуду — магазину.

Дети выполняют подскоки с хлопками над головой (20с.)

И: Посмотрите, какие цветные резиночки есть в этом магазине! Давайте придумаем с ними интересную игру.

Дети выполняют:

— мальчики встают парами и натягивают резинку на ноги, девочки прыгают как гимнастки по резинкам вперёд;

— девочки встают парами — мальчики попластунски проползают под резинками как солдаты.

: Молодцы! Дальше отправляемся «змейкой».

Дети выполняют:

— мальчики положили руки на талию подружкам, а девочки — на плечи своим защитникам.

И: Вижу чтото интересное, кажется, мы скоро будем играть на волшебных облаках.

И: Девчонки и мальчишки, с чем играть выбирайте сами: на скамеечках лежат гантели и тарелочки — шумелочки.

Дети исполняют с предметами «Танец сидя». После танца убирают гантели и тарелочкишумелочки «конвейерным» способом.

И: С чем играли, мы убрали! А облачки превратим в 2 больших облака! А кто быстрее их соберёт: мальчики или девочки?

Дети выполняют:

— мальчики и девочки уносят «облака», взяв стопами ног.

И: Чтобы нам придумать, чтобы ветер облака не унёс и дождь не начался?

Сядем дружно все мы в круг.

И посмотрим внимательно вокруг, может, увидим чтото интересное увидим!

Оздоровительная гимнастика для глаз.

И: Вижу волшебные палочки цвета солнца! Значит, всё в порядке, быть солнцу и теплу! Доберёмся до палочек необычным способом.

Девчонки цепочку из рук сплетут, А мальчишки змейкой пробегут, И мостик строить они начнут, А девчонки через мостик проползут!

Друг за другом дружно встали, И весело побежали!

Волшебные домики из палочек взяли!

Дети выполняют:

— бегут друг за другом «змейкой»;

— берут «волшебные палочки».

И.: Ребята, свой домик возьмите и в круг скорей бегите!

Дети выполняют:

— соединяют между собой палочки, образуя круг;

— прыгают в круг и из круга: девочки — боком, мальчики — па правой (левой) ноге. Затем меняются.

— в центр кладётся обруч, дети присоединяют из палочек лучики солнца. Поднимают лучики с помощью стоп ног: мальчики (считают до 8, девочки (считают до 5).

И: Есть в зале девчонки — хлопайте!

Есть в зале мальчишки — топайте!

Поскорей поторопись, на 2 команды разделись.

В 1 команду — весёлые девчонки, А во 2 — смелые мальчишки!

Какой спортивный магазин без мячей? Посмотрим, кто у нас ловкие и быстрые, кто больше мячей забросит: девчонки или мальчишки?

Дети выполняют:

— бросание мячей через соединенные палочки.

— дыхательное упражнение «Солнышко».

И: 1, 2, 1, 2, — в садик нам уже пора!

Водители, машины заводите И девчонок увозите!

Но по пути домой заедем в спортивное кафе, там угостят нас коктейлем «Здоровье».

3. Проект «Я хочу быть здоровым»

Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте» Быть здоровыместественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Цели:

1. пропагандировать здоровый образ жизни.

2. Подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.

3. Учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.

Задачи:

— прививать любовь к физическим упражнениям ;

— познакомить детей с правилами правильного питания;

— продолжать знакомиться правилами гигиены;

— воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и своё состояние.

Паспорт проектной работы.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-ой год жизни.

Направленность развития детей, в рамках которого проводиться работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно — речевая, изобразительная, ручной труд, театрализованная, игровая, физическая.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, инструктор ЛФК, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Форма проведения: занятия, экскурсии, походы, самостоятельная деятельность детей, игры, занятия с инструктором ЛФК, работа с родителями.

Продолжительность: долгосрочный.

Цельрезультат: фотовыставка, макет спортивной площадки, физкультурно-театрализованное развлечение.

Этапы работы с детьми над проектом «Я хочу здоровым быть»

этапы Форма работ с детьми и родителями Задачи Время месяц проведения сентябрь Режим дня

1 2 3 4 5

I 1. Анкетирование родителелей Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье

2. создание сюжетной ситуации Развитие образного мышления, способность принимать решения

3. Поход в осенний лес Радость, эмоциональный подъём, созерцание красоты природы сентябрь 1-я поло вина дня

3. Родительское собрание. Фоторепортаж Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни Октябрь 2-я половина дня

5. Спортивные игры Формирование глубокого,. развитие координации движения, укрепление мышц позвоночника ритмичного вдоха-выдоха Октябрь 2-я половина дня

6. Консультации «Здоровье — дело престижное» Познакомить родителей с зональным массажем ног Октябрь

7. Рекомендация родителям «Какую обувь покупать детям» Правильный подбор обуви Конец октября

II 1. Изготовление нестандартного оборудования Создание необходимой развивающей среды Начало ноября

2. Заучивание пословиц Знакомство с пословицами о спорте и физкультуре Ноябрь 2-я половина дня

3. Занятие с детьми «Сохрани своё здоровье сам» Учить самостоятельно следить за своим здоровьем Середина ноября 1-я половина дня

4. Игры, которые нас лечат Способствовать всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию Ноябрь 1-я половина дня

5. Консультация для родителей «Какими видами спорта можно заниматься» Знакомство с видами спорта, которыми можно заниматься Ноябрь

6. Занятие с детьми «Подружись с зубной щёткой» Продолжать знакомить с правилами личной гигиены и с методами ухода за зубами Конец ноября 1-я половина дня

7. Консультация для родителей «Уход за волосами, зубами и телом» Необходимость гигиеничес ких процедур в семье Ноябрь

8. Занятия лечебной физкультурой Развитие координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата Ноябрь 1−2-я половина дня

9. «Круглый стол» с родителями «Физическое развитие ребёнка в семье и ДОУ» Ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребёнка в семье Начало декабря

III 1. Занятие с детьми «Спорт-это здоровье» Закрепление знаний о различных видах спорта, об олимпиаде Середина января 1-я половина дня

2. Викторина с родителями «Спорт — это жизнь» Активное участие родителей В физкультурно-оздоровительных мероприятиях Конец января 2-я половина дня

3. Экскурсия на стадион Воспитывать стремление заниматься спортом и приобщение к мету проведения спортивных соревнований Конец января 1-я половина дня

4. Занятия с детьми «Осанказеркало здоровья» Учить следить за своим здоровьем, Побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутым результатам Начало февраля 1-я половина дня

5. Занятие с инструктором ЛФК Развитие координации движения, равновесия, Укрепление стопы ног Начало февраля (8−12) 1−2-я половина дня

6. Консультация для родителей «Больше внимания осанке» Знакомство родителей с причинами нарушения осанки Середина февраля

7. Поход в зимний лес (на лыжах) Обучение детей катанию на лыжах Конец февраля 1-я половина дня

8. Семейный час «Спортивное развлечение с родителями и детьми» Побуждать родителей к совместному участию в спортивных соревнования Начало марта 2-я половина дня

IV 1. Занятие с детьми (лепка человека) Закрепление знаний о частях тела человека Середина марта 1-я половина дня

2. Разработка пакета рекомендаций о здоровом образе жизни Привлекать детей к созданию советов, рекомендаций для героя (Баба Яга) Март

3. Занятие с детьми «Скелет и мышцы человека» Познакомить детей с мышцами и их ролью. Продолжать воспитывать у детей потребность знать о себе и о своём теле Конец марта 1-я половина дня

4. Изготовление макета спортивной площадки Развитие творческого воображения Начало апреля

5. Занятие с детьми «Зачем человек ест» Познакомить с правилами здорового питания Середина апреля 1-я половина дня Материалы к родительским собраниям. Рекомендации. Мероприятия.

1. Сообщение на тему «Пропаганда здорового образа жизни в семье»

2. Консультации для родителей

— Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми;

3. Рекомендации для родителей:

— Какую обувь покупать детям;

— Комплекс физических упражнений для исправления осанки;

— Какие пищевые продукты помогают стать детям закалёнными;

— Дыхательная гимнастика;

4. Мероприятия для родителей:

— Модель «Круглова стола» с родителями (физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ) .

— Викторина для родителей «Спорт или жизнь»

5. Банк игр: — Игры на формирование правильной осанки;- Игры направленные на исправление плоскостопия.

Комплекс игр, направленные на исправления плоскостопия.

Плоскостопия чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на её функцию, но и изменяет положение тела, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке ребёнка и общем состоянии ребёнка.

Поэтому игры и задания подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков) .

«Спящий кот»

Цель игры: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимания.

Необходимый материал: стулья. ход игры:

Один играющий ложиться (садится) на скамью (стулья, Стоящую в середине площадки (комнаты, изображая спящего кота. Остальные детимыши, обходят его со всех сторон, По сигналу Ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный становится в свою очередь котом.

«Парашютисты»

Цель игры: Развитие координации движения, чувства равновесия; укрепление связно-мышечного аппарата ног; Улучшение рессорной функции стопы.

Необходимый материал: скамейка или стул, мел.

ход игры:

Около стула чертят три кружка: одинблизко, другойподальше, третий — ещё дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (стула) в кружок. выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадёт. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.

«Ловкие ноги» Цель игры: развитие координации движения, чувства равновесия, укрепление мышц туловища, связно-мышечного аппарата стоп.

Необходимые материалы: ковёр, палки и платки по числу игроков.

ход игры:

Дети сидят на полу, руки за туловищем, кистями опираются о ковёр. Между широко расставленными ногами — палка. У её конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести его влево от палки. Повторять 2−4 раза. Выиграл тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.

Я платок возьму ногой, Поднесу его к другой, И несу, несу, не сплю, Палку я не зацеплю.

«Бегущая скакалка»

Цель игры: развитие координации движения, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связно-мышечного аппарата стоп.

Необходимые материалы: длинная скакалка или верёвка.

ход игры:

Двое берут длинную скакалку за концы и и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего её.

«Мяч бросай не теряй»

Цель игры: умение координировано выполнять различные упражнения, формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей.

ход игры:

Детям раздаются средние и маленькие мячи. Дети свободно играют с мячом. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3−4 раза. Потом предлагается пройти с мячом по кругу. Расположив детей по кругу, предлогается ряд упражнений с мячом.

«Заяц, ёлочки и мороз»

Цели игры: тренировка различных навыков передвижения, формирование правильной осанки, развитие внимания, Быстроты реакции, координации движений, укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.

ход игры:

Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». В начерченные круги встают «ёлочки. «По команде «заяц» бежит к ближайшей «ёлочки"и прячется от «мороза». «

Мороз" стремится заморозить зайчика. Но если зайчик успевает прыгнуть в кружок к ёлочке, то он становится елочкой, а елочка зайчиком и т. д. Замороженный зайчик становится морозом.

«Донеси, не урони»

Цели игры: укрепление мышечно — связанного аппарата стоп, развитие ловкости.

Необходимые материалы: стулья, простынки.

ход игры:

В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив её, дотащить любыми способами до противоположного конца зала. Тоже повторить другой ногой. Игру можно проводить парами. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив прстынки.

«У медведя во бору»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; формирование осанки, развитие координации движений.

Ход игры:

Один ребенокмедведь (спит). Дети ходят вокруг него и поют:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит Все на нас глядит.

Медведь просыпается и ловит детей. Кого поймал, тот и медведь.

«Гуси лебеди»

Цель игры: тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей; формирование осанки, сводов стоп; развитие координации движений.

Ход игры:

На одной стороне зала чертиться круг — «дом», В котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от домалогово, в котором находится «волк». Остальное место «луг». Выбирается из детей: волк и пастух, остальные детигуси. Пастух громко говорит: «Гуси, гуси», Гуси отвечают: «га, га, га». Пастух: «Есть хотите». Гуси: «да, да, да, «П: «Так летите». Г: «Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой"П: «Так летите, как хотите, только крылья берегите»

Гуси расправляют крылья (руки), летят через луг домой, а волк, Выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются «пастух», и «волк». Игра продолжается.

«Самый стойкий»

Цель игры: тренировка равновесия, координации движений; воспитание выносливости, решительности.

Ход игры:

Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие — сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».

«Поймай комара»

Цель игры: развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно — мышечного аппарата голени и стоп.

Необходимые материалы: прут с привязанном на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.

Ход игры:

Игроки становяться в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1−1, 5м) с привязанным на шнуре комаром. Ведущий кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.

«Прыжки со скакалкой»

Цель игры: Развитие ловкости, координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

Необходимые материалы: скакалка. ход игры:

Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивается. Выигрывает тот. кто сделает больше скачков.

«Кто первым соберёт простынку»

Цель игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимые материалы: простыни (50−80 см) одинаковой длины, стулья.

Ход игры:

Игроки сидят на стульчиках, под правой ступнёйпростынка. По сигналу ведущего игроку начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.

Приложение

1. Сообщение на тему «Пропаганда здорового образа жизни в семье»

2. Консультации для родителей: «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми»

3. Рекомендации для родителей: — «Какую обувь покупать детям»;

— «Какие пищевые продукты помогают стать закалёнными»;

— «Комплекс физических упражнений для исправления осанки»;

— «Дыхательная гимнастика игрового характера.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой