Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Гендерная идентификация как условие социализации детей-сирот младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенная нами статистическая экспертиза с использованием углового преобразования Фишера и качественный анализ результатов контрольного эксперимента позволили прийти к выводу об эффективности разработанной нами методики тендерного воспитания детей-сирот младшего школьного возраста: дети стали лучше осознавать свои генедрные роли и понимать различия между мальчиками и девочками, снизились… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
    • 1. 1. Тендер как предмет научной рефлексии
    • 1. 2. Развитие тендерной идентификации в процессе социализации личности
    • 1. 3. Психолого-педагогические особенности развития и воспитания детей-сирот
    • 1. 4. Социализация детей-сирот в условиях детского дома в контексте проблемы тендерной идентификации
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Методика и организация опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Особенности тендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста (по данным эксперимента)
    • 2. 3. Методика воспитания тендерных ролей в процессе социализации детей-сирот
  • Выводы по второй главе

Гендерная идентификация как условие социализации детей-сирот младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы социального расслоения общества способствовали распаду многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей. В настоящее время их численность составляет около 2,5% от общего числа несовершеннолетних. Этот показатель не включает беспризорных детей, поI скольку сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство, занимающееся ими (МВД, министерства образования и науки, здравоохранения и социального развития), не имеет точных данных об их количестве.

Международной Конвенцией ООН о правах ребенка (1989) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством.

Указом Президента Российской Федерации от 18.08.94 г. № 1696 утверждена программа «Дети России», включающая ряд целевых программ, в том числе, программу «Дети-сироты». Её целью является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, находящихся в особо трудных условиях, обеспечение их социальной защиты.

В целях улучшения положения детей-сирот, оставшихся без попечения, родителей, принято постановление Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Субъектам Российской Федерации рекомендовано принимать меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Сироты составляют основной контингент детских домов, число их постоянно растет. В Республике Дагестан, по данным Министерства образования РД, на 01.01. 2007 г. в детских домах проживало 329 детей, и в школах-интернатах 215человек. Государство вынуждено брать на себя заботу о них, тратить средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей — сирот.

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с социальной средой, миром взрослых и сверстников. Отсутствие позитивного образца отношений в системах «родитель — родитель», «ребенок-родитель» приводит детей-сирот к смещению ценностных ориентаций, осложняет строительство собственной семьи или вынуждает копировать негативный родительский опыт.

Необходимость исследования процесса тендерной идентификации как условия социализации детей — сирот младшего школьного возраста в детском доме обусловлена, с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы тендерной идентификации и социализации, с другой — специфическими условиями, в которых она осуществляется (преобладание женщин в педагогическом коллективе, отсутствие родителей как эталонов половой принадлежности и т. д.).

Проблема тендера исследуется И. Г. Бересневой, М. Ю. Бужигеевой, А. Войтюк, О. А. Ворониной, Е. И. Горошко, Т. Гурко, JI.A. Дубровской, И. Же-ребкиной, А. В. Кирилиной, И. С. Клециной, И. Г. Овчинниковой, Е.Б. Пеняги-ной, Н. Л. Пушкаревой, Г. Силасте, И. А. Стерниным, С. А. Ушакиным, A.M. Холодом, Е.Р. Ярской-Смирновой, но названные работы в большей мере отражают философские, социологические и социально-психологические подходы к ее решению.

Исследования В. В. Абраменковой, B.C. Агеева, Б. Г. Ананьева, Л.Я. Ба-лонова, Г. М. Бреслава, А. А. Вейлерта, Н. В. Вольфа, Е. И. Горошко, B.JI. Дег-лина, Е. А. Земской, О. Т. Йокоямы, В. Е. Кагана, А. В. Кирилиной, М. А. Китайгородской, И. С. Клециной, И. С. Кона, С. И. Кудиновой, Т. А. Репиной, Н. Н. Розановой, Ю. А. Тюменевой, С. О. Филипповой, Б. И. Хасана, A.M. Холода, Т. П. Хризмана, С. М. Цейтлиной, А. А. Чекалиной, Т. В. Черниговской, А. Ш. Шахмановой, Т. И. Юферовой и др. посвящены7 формированию личности человека в деятельности, вписанной в систему общественных отношений, основанных на особенностях социальных ролей и вербальных отличий представителей различного пола, а также на особенностях мышления и стилей поведения мальчиков и девочек.

Внимание вопросам полоролевой социализации и полового воспитания школьников уделено в работах B.C. Агеева, Т. А. Араканцевой, Г. А. Вельской, О. С. Богдановой, П. П. Блонского, Е. М. Дубовской, В. В. Давыдова, В. В. Дудукалова, В. Д. Еремеевой, Д. Н. Исаева, И. С. Кона, Я. Л. Коломинского, Д. В. Колесова, О. И. Крушельницкой, Н. Н .Куинджи, А. С. Макаренко, Е. Н. Медынского, А. В. Мудрика, JI.B. Писаревой, М. А. Радзиловой, И. В. Романова, Е. Е. Сапоговой, Л. И. Столярчук, В. А. Сухомлинского, А. Н. Третьяковой,.

A.Г. Хрипковой, Т. И. Юферовой и др.) [17,72, 100, 146,156 и др.].

В работах педагогов и психологов Н. И. Алексеева, Е. В. Бондаревской,.

B.В. Давыдова, Г. И. Железовской, Б. Б. Косова, В. В. Серикова, В. А. Петровского, Б. Д. Эльконина, И. С. Якиманской рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы личностно ориентированного обучения, развивающего личностные показатели учащихся. Однако исследователи практически не затрагивают вопросы социокультурных и тендерных поведенческих характеристик.

Проблема тендерного подхода к социализации детей рассматривается в трудах зарубежных ученых JL Колбера, Дж. Стоккарда, 3. Фрейда, Дж. Мани, А. Эрхарда, Г. Маккоби, К. Джеклина, С. Бема, М. Мида, Д. Эмбера, Р. Унге-раи др. [214, 215 и др.].

Дагестанские ученые М. М. Гамидов, С. М. Гасанов, М. Д. Гасанова, A.M. Магомедов, P.M. Магомедов, З. М. Магомедова, Д. М. Маллаев, Ш. А. Мирзоев, М. Н. Алиев, В. Н. Цатуров и др. исследуют различные аспекты тендерной идентификации и социализации в детском возрасте.

Но, несмотря на ценность существующих исследований, практически нет фундаментальных работ, посвященных научно-теоретическому обоснованию тендерного подхода к социализации детей-сирот с учетом специфики этой социальной группы, и особенностям его реализации в условиях детского дома. Вместе с тем, ученые признают невысокий уровень научно — методического обеспечения педагогического процесса в детском доме, многие из которых работают по программам, разработанным для обычных школ и детских садов. Следовательно, нуждаются в разработке методы дифференцированного подхода к формированию у детей разного пола качеств, необходимых для полноценного функционирования в будущей семье.

Согласно изменившимся приоритетам в современном образовании, педагогическая наука все активнее начинает обращаться к проблемам научного обоснования тендерной идентификации как условия социализации детей-сирот младшего школьного возраста.

Проблема тендерной идентификации в процессе социализации, включающего в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из актуальных задач психолого-педагогической науки.

Осознание половой принадлежности личности происходит на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т. е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Этот процесс не заканчивается и с наступлением взрослости.

Для процесса тендерной идентификации младшего школьника большое значение имеет его взаимодействие с взрослыми. Они являются для ребенка главным источником информации о себе, помогают ему осознать и собственную половую принадлежность. Учеными признается ведущее значение семьи в процессе тендерной идентификации ребенка. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола.

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена не только значимостью младшего школьного периода детства для становления личности в целом и тендерной идентификации, в частности, но и с преодолением отставания процесса воспитания детей — сирот от современных требований психолого — педагогической науки. я.

Отсюда вытекает противоречие между необходимостью организации работы по тендерной идентификации детей-сирот в детских домах и неразработанностью психолого-педагогических условий ее реализации, определившее проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании влияния тендерной идентификации на социализацию младших школьников и выявлении ее эффективности в воспитательном процессе детского дома.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования — «Гендерная идентификация как условие социализации детей-сирот младшего школьного возраста».

Целью исследования является изучение специфики тендерной идентификации как условия социализации детей — сирот младшего школьного возраста в условиях детского дома и разработка методики ее оптимизации.

Объект исследования — социализация детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования — специфика тендерной идентификации детейсирот младшего школьного возраста в процессе социализации.

Гипотеза исследования вытекает из предположения о том, что тендерная идентификация ребенка-сироты оказывает существенное влияние на его социальную интеграцию и социализацию, преломляясь через призму индивидуально-типологических особенностей усвоения социального опыта. Тендерная идентификация в процессе социализации детей — сирот младшего школьного возраста будет более успешной, если будут созданы специальные педагогические условия, заключающиеся в том, что:

— используется опыт тендерного воспитания, заложенный в этнокультурных традициях народной педагогики;

— учтены особенности тендерной социализации детей младшего школьного возраста в условиях детского дома;

— реализуется методика тендерного воспитания в полоролевой социализации детей-сирот.

В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:

— проанализировать состояние проблемы тендерной идентификации в процессе социализации детей в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях.

— выявить и теоретически обосновать влияние тендерной идентификации на социализацию детей-сирот.

— определить особенности социализации детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.

— экспериментально проверить эффективность реализации методики тендерной идентификации как условия социализации детей-сирот.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения о социальной природе человека (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и др.- о формировании личности как системы отражения сущности объективно существующих социальных отношений (В.Н. Мясищева) — теории социального конструирования тендера, (П. Бергер, Г. Гарфинкель, И. Гоффман, Д. Зиммерман, Т. Лукман, В. Уэст) — подходы к анализу тендерных отношений (Р. Коннел, М. Месснер) — принципы анализа тендерной идентичности и особенностей половой социализации, (Н.Л. Белопольская, О. Воронина, 3. Гасанов, Е. Здравомыслова, Д. Исаев, И. Клецина, В. Каган, И. Кон, З. М. Магомедова, Д. М. Маллаев, Ш. А. Мирзоев, Е. Мещеркина, Н. Пушкаре-ва, Е. Омельченко, И. Тартаковская, А. Темкина, А. Ш. Шахманова и др.).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования: теоретический анализ и синтез философской, социологической, психологической и педагогической литературыизучение опыта практической работы воспитателей детских домов Республик Дагестанпедагогический экспериментанкетированиепрямые и косвенные наблюденияанализ школьной документацииметоды математической обработки статистических данных.

База исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2008 г. в три этапа. Опытно — экспериментальная работа, проводилось в течение шести лет в детском доме № 8 г. Избербаша, школах № 1 и № 8 г. Каспийска.

Исследованием было охвачено 83 ребенка из детского дома и 94 ребенка, воспитывающихся в условиях семьи. Выборка составила 177 детей 7−8 лет.

Организация и основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2002 по 2008 год в три этапа.

На первом этапе — (2002;2004 гг.) — изучалось состояние проблемы в теории и практике. На основе критического анализа научных источников по проблеме тендерной дифференциации и социализации был определен теоретический замысел исследования и эмпирическая база, организована опытно-экспериментальная работа.

На втором этапе (2004;2005 гг.) экспериментально проверялись выдвинутые положения гипотезы исследования и анализировались полученные результаты.

На третьем этапе (2005 -2008 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование полученных эмпирических данных, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы проводилось их сопоставление с выводами других исследователей по рассматриваемым вопросам, внедрялись результаты опытно — экспериментальной работы в практику детского дома.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретико-методологическому анализу подвергнута проблема тендерной идентификации детей-сирот в процессе социализации, выявлены особенности тендерной идентификации детей-сирот младшего школьного возраста, разработана методика тендерного воспитания в полоролевой социализации детей-сирот в условиях детского дома.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что уточнены и конкретизированы положения, теоретические представления о специфике тендерной идентификации в процессе социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского дома, определено влияние тендерной идентификации на социализацию воспитанников детских домов, раскрыты особенности полоролевой социализации младших школьников-сирот, выявлены педагогические условия успешной тендерной идентификации детей изучаемой категории. Полученные результаты могут служить теоретической основой для дальнейшего исследования проблемы тендерной идентификации в процессе социализации детей — сирот и совершенствования воспитательного процесса в условиях детского дома.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования содержания и методов работы учителя, воспитателя, педагога-психолога и социального педагога детского дома. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по общей и социальной педагогике для студентов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников учреждений образования и социальной защиты населения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика тендерной идентификации воспитанников детских домов, вызванная особенностями социализации детей, оставшихся без попечения родителей и выражающаяся в большей активности девочек-сирот по сравнению с мальчиками во всех формах игровой, помогающей и учебной деятельности.

2. Методика тендерного воспитания в полоролевой социализации детей-сирот, предусматривающая: определение тендерных установок детей-сирот и их роли в социумеорганизацию воспитания детей — сирот с учетом тендераиспользование опыта народной педагогики Дагестана, способствующего эффективной социализации детей младшего школьного возраста.

3. Основные направления воспитательной работы по развитию тендерной идентификации в учреждениях интернатного типа, основанные на иерахической зависимости воспитываемых у детей-сирот младшего школьного возраста навыков и предполагающие формирование представлений о тендерных различиях, формированию адекватного восприятия своей тендерной роли, воспитание уважения к своему и противоположному полу, воспитание навыков совместной деятельности с детьми противоположного пола в гендерноориентированном взаимодействии.

Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе научных выводов обеспечивается: методологической обоснованностью исходных теоретических положенийсоответствием проблемы объекту, предмету, цели и задачам исследованиякомплексной методикой исследования, включающей опытно-экспериментальную проверку гипотезы с последующим количественным и качественным анализом полученных данныхрепрезентативностью объема выбороквнедрением методики тендерного воспитания в полоролевой социализации в условиях детского дома в практическую деятельность образовательных учреждений, обеспечивающего позитивные изменения в организации воспитательного процессаиспользованием методов математической обработки данных.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии (2002 — 2008) — на Международной научно — методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (г. Пенза, 2006), на IV Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии личности» (Пенза, 2006), на региональных научно-практических конференциях факультета педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета (2001; 2009).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений. Объем содержательной части диссертации составляет 155 страниц машинописного текста. Общий объем — 161 стр.

Выводы по второй главе:

В ходе исследования нами были выявлены специфические особенности социализации детей сирот, которые проявляются в том, что они менее двига-тельно активны по сравнению с детьми, воспитывающимися в условиях семьи, меньше заинтересованы в созидательной и конструктивной деятельности, более пассивны в игровой деятельности.

Практически во всех видах деятельности отмечается значимое отставание детей-сирот от младших школьников из нормальных семей.

Дети из детского дома реже выдвигают новые идеи в игре по сравнению со сверстниками из обычной школы. При этом отмечаются совершенно ясно выделяемые тендерные различия: девочки-сироты в несколько раз более активны по сравнению с мальчиками-сиротами во всех формах игровой, помогающей и учебной деятельности.

Дети-сироты менее склонны подчиняться требованиям педагога, причем девочки чаще готовы идти на конфликт по сравнению с мальчиками.

Можно предположить, что это связано и с особенностями наказаний, применяемыми к детям в детском доме: девочек наказывают реже и менее жестко, чем мальчиков. Будучи в целом более агрессивными по сравнению с детьми, воспитывающимися в условиях семьи, сироты младшего школьного возраста проявляют генедерную специфику в проявлениях агрессии: девочки агрессивнее мальчиков.

В помогающей деятельности дети-сироты вне зависимости от пола менее склонны выполнять поручения учителя по сравнению с детьми из семьи оказывать помощь сверстникам.

В учебной деятельности мальчики-сироты менее внимательны на занятиях по сравнению с обычными детьми, в то время как у девочек такой разница не наблюдается. При этом и девочки, и мальчики из детского дома менее старательны на уроках и выполняют задание без особой тщательности.

Отвлекаемость девочек-сирот, мальчиков и девочек из нормальных семей находится примерно на одном уровне, в то время, как мальчики-сироты отвлекаются меньше остальных детей.

Изучение половозрастной идентификации позволило прийти к выводу, что дети-сироты вне зависимости от тендерной принадлежности в качестве привлекательного образа выступает образ младенца, что не характерно для детей, воспитывающихся в условиях семьи, что демонстрирует их потребность в большей любви и заботе от окружающих взрослых.

Образы дошкольника одинаково непривлекательны как для сирот, так и для обычных детей, в то время как образ школьника значим для обеих выборок.

Образ мужчины довольно равнодушно воспринимается детьми из детского дома, в то время, как дети, воспитывающиеся в условиях семьи, могут проявлять по отношению к этому образу как симпатию, так и антипатию, что является результатом того, что дети в детском доме почти не сталкиваются с мужчинами и имеют весьма смутное представление о мужской тендерной роли.

Неадекватная тендерная идентификация у мальчиков-сирот является весьма частым явлением, в то время как у мальчиков, воспитывающихся в условиях семьи, она почти не встречается. Несмотря на то, что у девочек-сирот она встречается крайне редко, в то же время следует отметить, что у девочек, воспитывающихся в условиях семьи, мы не встретили нарушений в тендерной идентификации.

При этом у мальчиков-сирот неадекватная тендерная идентификация отмечается в три раза чаще, чем у девочек-сирот, что связано с условиями организации жизнедеятельности ребенка в условиях детского дома: почти весь персонал — женщины, за исключением сторожа и водителя (с которыми дети не пересекаются).

При выборе партнеров по игре мальчики-сироты чаще выбирают детей своего пола, в то время как девочки-сироты стремятся к смешанным по полу игровым объединениям (что отличает их от девочек, воспитывающихся в условиях семьи).

Мальчики-сироты чаще проявляют негативные стереотипы по отношению к противоположному полу, чем девочки-сироты.

Отмечается заметно высокий уровень негативного отношения к себе у девочек-сирот, что способствует резкому снижению самооценки и дальнейшим деструктивным изменениям личности.

Мальчики-сироты резко отстают от своих сверстников, как девочек (включая и сирот), так и мальчиков в осознании своей тендерной роли и значительно хуже осознают тендерные различия.

Тендерные стереотипы выражены и в деятельности педагогов детских домов: они чаще наказывают мальчиков, чем девочек. При этом методы наказания в отношении девочек ограничиваются словесным выговором, а к мальчикам применяется более широкий спектр наказания (слово, отрицательный пример и др.). Что касается поощрений учителя, то дети-сироты получают их в целом меньше, чем дети, воспитывающиеся в условиях семьи.

В ходе опытно — экспериментального исследования выявлено, что тендерной идентификации как условию социализации детей-сирот младшего школьного возраста может способствовать тендерный подход к воспитанию, имеющий свою концептуальную основу и операциональные средства.

Экспериментально доказано, что разработанная с учетом опыта народной педагогики и построенная на основе принципа доминирующих целей методика оптимизации тендерной идентификации младших школьников способствует:

— корректировке отставания в тендерной идентификации детей в условиях детского дома;

— расширению и углублению представлений у младших школьников о своей половой принадлежности;

— формированию у детей-сирот адекватного чувства принадлежности к тому или иному полу;

— проявлению тендерных стереотипов поведения в игровой, учебной и помогающей деятельности.

Доминирующие цели определяют стратегические направления предлагаемой нами методики по основным блокам работы, построенные на иерархической взаимосвязи воспитываемых у детей-сирот младшего школьного возраста навыков и представлений.

Эта взаимосвязь прослеживается следующим образом: от формирования представлений о тендерных различиях переходим к формированию адекватного восприятия своей тендерной роли, на основе которого воспитывается уважение к своему и противоположному полу, выступающее базой для воспитания навыков совместной деятельности с детьми противоположного пола.

Проведенная нами статистическая экспертиза с использованием углового преобразования Фишера и качественный анализ результатов контрольного эксперимента позволили прийти к выводу об эффективности разработанной нами методики тендерного воспитания детей-сирот младшего школьного возраста: дети стали лучше осознавать свои генедрные роли и понимать различия между мальчиками и девочками, снизились показатели неадекватной половой и возрастной идентификации, отмечается эмоционально-положительное отношение к лицам своего и противоположного пола. В определенной степени преодолено деструктивное воздействие отсутствия мужчин в числе сотрудников детских домов на тендерную социализацию мальчиков-сирот.

Формирование тендерной идентификации как условия социализации детей-сирот требует целенаправленной деятельности психолого-педагогического коллектива детских домов. Особая роль отводится установлению дифференцированного взаимодействия педагогов с воспитанниками на основе учета их половой принадлежности.

В результате опытно-экспериментальной работы можно предложить воспитателям и педагогам детских домов следующие рекомендации:

1. Осуществлять целенаправленную и систематическую работу, частично восполняющую негативные последствия отсутствия семьи с использованием модели оптимизации тендерной идентификации детей в условиях детского дома.

2. В процессе учебно-воспитательной работы формировать адекватное отношение и чувство гордости за принадлежность к тому или иному полу с использованием опыта народной педагогики.

3. Преодоление феминизации педагогического персонала в условиях детского дома.

4. В процессе учебно-воспитательной работы фиксировать внимание на положительных эталонах маскулинности-феминности с использованием кинофильмов, литературы, спектакля.

5. Целенаправленно готовить учителей и воспитателей для работы по тендерному воспитанию детей-сирот в условиях детского дома.

6. Организовать учебно-воспитательную деятельность детей-сирот с учетом тендерного подхода (организовать встречи с мужчинами различных профессий и т. д.).

7. Создать разновозрастные группы для детей-сирот в целях формирование заботы старших детей к младшим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальный кризис в России отразился не только на материальном положении семьи, но и на ее нравственном здоровье. Ухудшение условий жизни явилось причиной увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей и направляемых в интернатные учреждения. В результате в Российской Федерации наблюдается тенденция к росту числа детских домов.

В течение продолжительного времени считалось, что детские домаявление временное, обусловленное последствиями революций и войн, поэтому воспитанию сирот не уделялось должного внимания.

Анализ состояния исследуемой проблемы показал, что в настоящее время недостатки социализации воспитанников детских домов обусловлены преобладанием традиционных форм и методов воспитания без учета тендерных особенностей. Указанные учреждения и сегодня работают по программам, ориентированным на обычные общеобразовательные школы, однако, процессы, стихийно протекающие у детей, воспитывающихся в условиях семьи, требуют специальной педагогической организации применительно к детям-сиротам.

Отсутствует методическое обеспечение процесса социализации детей — сирот в условиях детского дома, что обусловлено недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого — педагогических исследованиях. В системе высшего профессионального образования и подготовки психолого-педагогических кадров наблюдается недооценка специфики воспитания и обучения детей в условиях интернатных учреждений.

Среди спектра проблем воспитания сирот в условиях детского дома одно из важнейших мест занимает тендерная идентификация как условие социализации детейсирот младшего школьного возраста.

Проблема тендерной идентификации в течение продолжительного времени почти не рассматривалась в отечественной психолого — педагогической науке. В исследованиях И. С. Кона, В. Е. Кагана, Т. А. Репиной, H.JI. Белопольской и др. затрагивались лишь философские и психологические аспекты данной проблемы.

В работах З. Фрейда, А. Фрейда, Дж. Джеклин, Дж. Мани и др., наблюдаются различные подходы к ее решению: теории когнитивного развития, социального научения, ролевая.

В отечественных и зарубежных психолого — педагогических исследованиях установлено, что тендерная идентификация происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, то есть в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте и тесно связана с развитием самосознания личности.

Она формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети учатся не только правильно относить себя к определенному полу, но и определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. Этот процесс не заканчивается с наступлением взрослости.

Значимость периода детства для процесса полового становления ребенка обусловлена, с одной стороны, отсутствием семьи, а с другой — нет родителей, как носителей стереотипов поведения, свойственного полам.

По данным статистики, воспитанники детских домов плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются к нему. Они практически не способны жить самостоятельно, так как привыкли к тому, что все социальные проблемы в стенах детского дома решались без их участия.

Отсутствие позитивного образца отношений в системах «родитель-родитель», «ребенок — родитель» приводит детей-сирот к смещению ценностных ориентаций, усложняет создание собственной семьи, способствует воспроизводству негативного родительского опыта. Девочки — воспитанницы детских домов, в последующем часто отказываются от своих детей, создавая прецедент «вторичного сиротства». Большой процент выпускников, покинув интернат, оказывается в преступном мире.

Практика функционирования детских домов свидетельствует о низкой эффективности существующих программ работы с детьми младшего школьного возраста. В них не учитываются обстоятельства жизни сирот, ограниченность конкретно — чувственного опыта, специфика контактов с взрослыми и сверстниками, неполноценность таких видов деятельности, как обучение, общение, игра.

В исследовании проанализирована проблема тендерной идентификации как условия социализации детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в Республике Дагестан и были сделаны следующие выводы.

1. Выявленные в нашей работе особенности тендерного развития детей-сирот проявляются в том, что девочки более активны по сравнению с мальчиками-сиротами во всех формах игровой, помогающей и учебной деятельности. Мальчики — сироты заметно отстают в тендерном развитии и недостаточно понимают тендерных различий между мальчиками и девочками. У детей-сирот младшего школьного возраста чаще отмечается неадекватность полоролевой идентификации и негативное отношении к лицам противоположного пола, чем у детей, воспитывающихся в условиях семьи.

2. Разработанная нами методика тендерного воспитания в полоролевой социализации детей-сирот основана на определении тендерных установок детей-сирот и их роли в социуме и предполагает организацию воспитания детей-сирот с учетом тендерной специфики и использование опыта народной педагогики Дагестана, способствующего эффективной полоролевой социализации детей младшего школьного возраста. При этом основными направлениями воспитательной работы по развитию тендерной идентификацииу детей-сирот выступают следующие: формирование представлений о тендерных различиях, формированию адекватного восприятия своей тендерной роли, воспитание уважения к своему и противоположному полу, воспитание навыков совместной деятельности с детьми противоположного пола в гендерноориентированном взаимодействии,.

3. Тендерное воспитание детей сирот, младшего школьного возраста на основе предлагаемой нами методики, предполагает иерахическую зависимости воспитываемых у детей-сирот младшего школьного возраста навыков и позволяет детям сиротам самореализоваться с присущими им индивидуально-типологическими особенностями и усвоить социальный опыт, обеспечивающий их интеграцию в социум и идентификацию по признаку пола.

4. Анализ экспериментальных данных показал, что тендерная идентификация как условие социализации не только способствует формированию у детей-сирот поведенческих стереотипов, влияя на их подготовку к интеграции в человеческое сообщество, но и помогла определить конкретные действия по их дальнейшему развитию. Требует продолжения поиск и обоснование рационального сочетания различных видов деятельности детей-сирот среднего и старшего школьного возраста, оптимального выбора методов и приемов воспитания, соответствующих их тендерным особенностям.

5. Использование тендерной идентификации в практике детских домов позволяет не только достигать более высоких результатов в воспитании детей-сирот, но и выявлять причины депривации, планировать конкретные действия по их социализации. Проведенное исследование затронуло лишь отдельные аспекты и определило некоторые пути решения проблемы тендерной идентификации как условия социализации детей-сирот младшего школьного возраста. Существуют и другие перспективные направления в ее решении. Тем не менее, мы полагаем, что результаты исследования имеют определенное теоретическое и практическое значение для ее дальнейшей разработки.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование способствует решению, как теоретической проблемы, так и практической задачи реализации тендерной идентификации как условия социализации.

В связи с этим открываются новые проблемы, требующие своего решения, в число которых входят:

• дальнейшая разработка теоретических основ тендерной идентификации как условия социализации детей-сирот в учебном процессе;

• выявление и теоретическое обоснование педагогических условий, повышающих эффективность социализации с учетом тендерных особенностей воспитанников детских домов;

• разработка и внедрение в воспитательный процесс специальных диагностических методик, выявляющих тендерные особенности учащихся общеобразовательных школ и их изменения.

Анализ результатов исследования позволяет прийти к выводу о том, что в диссертации доказана выдвинутая гипотеза и реализованы положения, выдвинутые на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. 3. Дагестанская игровая поэзия / Ф. 3. Абакарова // Жанры фольклора народов Дагестана: сб. статей. Махачкала, 1979. — 290 с.
  2. Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер- пер. с англ.- под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.-323 с.
  3. В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии 1987. -№ 5. -С. 31−35.
  4. В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения сверстников / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 18−24.
  5. X. Похождение хитроумного Шими Дербенди. Юмористические и сатирические новеллы /X. Авшалумов. М., 1998. — 328 с.
  6. А. Беспризорные дети / А. Адлер // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. — 237 с.
  7. М.Н. Гуманизация личности в профессинальном педагогическом образовании. // Вестник Дагестанского научного центра РАО Выпуск 3. — Махачкала: Изд-во ИПЦ ДГУ, 2004.
  8. Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 5762.
  9. А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека / А. К. Алиев. Махачкала: Даггиз, 1968. — 290 с.
  10. А.Г. В единой семье / А. Г. Алиев. Махачкала, Б.и. 1964. — 186 с.
  11. Али-Заде А. А. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личных взаимоотношений / А.А. Али-Заде. Баку: Б.и., 1974.- 198 с.
  12. . Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев и др. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001.-386 с.
  13. Г. М. Современная социальная психология на западе / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, JI. А. Петровская М.: Б.и., 1978. — 270 с.
  14. Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие / Дж. Аргер // Детство идеальное и настоящее. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1994. — 276 с.
  15. Т. А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т. А. Арканцева, Е. М. Дубов-ская // Мир психологии: научно-методический журнал. 1999. — № 3 — С. 76−81.
  16. А. А. Родителям о воспитании / А. А. Аркин. М.: Б.и., 1957. — 97 с.
  17. Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие / Дж. Арчер- под ред. Е. Р. Слободской // Детство идеальное и настоящее- пер. с англ. -Новосибирск, 1994. 287 с.
  18. М. А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях / М. А Асельдеров. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. — 204 с.
  19. Ш. Дагестанские национальные игры / Ш. Ахмедов. Махачкала: Даггиз, 1970. — 80 с.
  20. А.С. Психофизиологические основы доминанты мастерства // Психофизиология матери и ребенка: Сб.ст. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999.
  21. Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности / Т. С. Баранова // Социальная идентификация личности. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993. С. 35−46.
  22. Н. Л. Половозрастная идентификация / Н. JL Белопольская // Методика исследования детского самосознания. М.: Б.и., 1995. -62 с.
  23. В. А. Социальная стратификация российского общества / В. А. Беляев. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2002. — 256 с.
  24. Бергер 77. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лук-ман // Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 246 с.
  25. Н. А. Метафизика пола и любви / Н. А. Бердяев: сост. В.П. Шес-таков // Русский эрос, или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.-265 с.
  26. Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне: под. общ. ред. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1986. — 326 с.
  27. Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования / Е. Б. Бреева // Социологические исследования. 2004. — № 4. -374 с.
  28. Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслов Б. И. Хасан // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 6267.
  29. У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976. — 156 с.
  30. Н.М., Евмененко Е. В., Козловская Г. Ю., Палиева Н. А. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ставрополь, 2003. — 98 с.
  31. Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М., 1968.
  32. С. Н. Свет невечерний // Русский эрос, или философия любви в России / С. Н. Булгаков- сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. -315 с.
  33. Л.Л. Педсовет // Газета для педагогов начальных классов — 1998. -№ 12.-С.7−9.
  34. А. Разговор на острую тему / А. Ваксберг. М.: Б.и., 1963. -74 с.
  35. А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. М., 1967. — 76 с.
  36. Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. М., 2001. — 245 с.
  37. B. Вдовюк С. Рыков // Высшее образование в России. М., 2001. — № 4. -С. 110−117.
  38. А. В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А. В. Визгина, С. Р. Пантилеев // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 43−47.
  39. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах. М., 1992.
  40. В. Половое воспитание детей / В. Владин, Д. Капустин- сост. И.
  41. C. Андреева, А. В. Гулыга // Семья: Книга для чтения. М.: Политиздат, 1990.-Кн. 2.-442 с.
  42. Возрастные особенности психического развития детей / под ред. Н. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. — 236 с.
  43. Т. 77. Проблемы развития детей в детских домах и школах -интернатах / Т. П. Войтенко, М. Н. Миронова // Вопросы психологии. -1999.-№ 2.-С. 23−28.
  44. Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Н. Волкова // Законность. 2000. — № 7. — С. 64−67.
  45. О. А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе / О. А. Воронина // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 9−20.
  46. О. А. Формирование тендерного подхода в социальных науках / Воронина // Тендерный калейдоскоп: Курс лекций / РАН, Моск. центр генд. исслед. М.: Academia, 2001. — С. 8−33.
  47. С. А. Нет чужих детей / С. А. Воскобойникова. — М., 1989.- 173 с.
  48. Воспитание детей в неполной семье / под общ. ред. Н. М. Ершовой — пер. с чешек. М.: Прогресс, 1980. — 236 с.
  49. Воспитание и обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1981. — 345 с.
  50. Л. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский- под ред.
  51. B.В. Давыдова. М.: Педагогика. — Пресс, 1996. — 235 с.
  52. Л. Н. Проблемы социальной изоляции детей / Jl. Н. Галигу-зова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.43—47.
  53. Р. Мой Дагестан / Р. Гамзатов. Махачкала: Даггиз, 1974. — 319 с.
  54. З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан.// Педагогика, 2005, № 6. С. 59−63.
  55. М. М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки / М. М Гасанов. Махачкала: Даггиз, 1947. — 205 с.
  56. К. Психогигиена / К. Гехт- пер. с нем. Г. С. Черновой- общ. ред. Л. А. Богданович. М.: Прогресс, 1979. — 341 с.
  57. Э. Социология / Э Гидденс М.: Эдиториал УРСС, 1999.1. C.157.
  58. И. Тендерный дисплей // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия / И. Гофман- под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. -Ч. 2. — С. 306−335.
  59. Д. Идея «женской этики» / Д. Гримшоу // Феминизм. Восток-Запад, Россия. М., 1993. — С. 43−47.
  60. Т. Социология пола и тендерных отношений // Социология в России / Т. Гурко- под ред. В. А. Ядова. М.: Изд-во «Института социологии РАН», 1998.-С. 173−195.
  61. Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства / Т. А. Гурко // Социологические исследования / Т. А. Гурко. 2000. — № 11.— С. 93.
  62. А. Г. О наших пословицах / А. Г. Гюльмагомедов. — Махачкала: Даггиз, 1974. 15 с.
  63. В. В. Личности надо выделяться / В. В. Давыдов // С чего начинается личность? М.: 1979. — С. 76.
  64. В. Толковый словарь великорусского языка / В. Даль. М.: Русский язык, 1990.-249 с.
  65. Демографический энциклопедический словарь / под гл. ред. Д. И. Ва-лентей — М.: Советская энциклопедия, 1985.- С. 123.
  66. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: 1998. — 334 с.
  67. А. Б. Беседы о половом воспитании / А. Б. Добрович. М., 1982.-65 с.
  68. Л. В. Индивидуальные особенности школьников / Л. В. Дубровина. М., 1975. — 23 с.
  69. Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. Киев: Харьков, 1899. -113 с.
  70. В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. -СПб., 2001.
  71. Женщины в науке: реф. сб. / под ред. Л. П. Кулькина. М.: Б.и., 1989. -86 с.
  72. Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо // Вопросы психологии. 1967. — № 2. — С. 111−135.
  73. Д. В. Гендерная социализация детей с умственной отсталостью Д. В. Зайцев // Социокультурный анализ тендерных отношений: сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. — С. 110−112.
  74. А. Б. Половой вопрос и трудные дети // Детская беспризорность и детский дом. — М.: Б.и., 1926. 105 с.
  75. И. А. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи / И. А. Залысина, Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 31−37.
  76. А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А. И. Захаров // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 5659.
  77. М. Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР / М. Р. Зезина / М. Р. Зезина // Педагогика. 2000. — № 3. — С.59−63.
  78. . В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зей-гарник. М.: МГУ, 1982. — С.58.
  79. Т. М, Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрас-те//Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
  80. Д. Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. — С. 193−219.
  81. Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л.: Б.и., 1979. — 208 с.
  82. Исследование тендерных различий // Научно исследовательская работа студентов-магистрантов ФПП / под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаро-вой. — Махачкала: ДГПУ, 2005. — 149 с.
  83. История и онтология тендерных различий / под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой: научно-исслед. работа студентов-магистрантов ФПП. -Махачкала: ДГПУ, 2005. 121 с.
  84. В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. — М.: Педагогика, 1991.-254 с.
  85. В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 65 — 69.
  86. В. Е. Половое воспитание девочки в семье / В. Е. Каган. М., 1991.-48 с.
  87. И. Социальный пол и проблемы населения / И. Калабихина. -М.: Б.и., 1995.-77 с.
  88. Г. Тендерные особенности феномена подарка. Социологическое эссе / Г. Карпова, http: // socnet. narod. га/ project/gift/essay / karpova-gender-aspects. htm.
  89. И. К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс тендерной социализации / И. К. Каширская // Вопросы психологии. 2003. — № 6. — С. 56 — 62.
  90. А. В. Тендер: лингвистические аспекты / А. В. Кирилина. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. 180 с.
  91. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М., 1970.
  92. И. С. Тендерная социализация / И. С. Клецина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 267 с.
  93. И. С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии / И. С. Клецина. — 2003. — № 1. — С. 6178.
  94. Я. JI. Полоролевые развития ребенка в дошкольном возрасте / Я. Л. Коломинский, М. X. Мелтсас // Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985. — С. 122−128.
  95. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 47−52.
  96. Кон К С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Б.и., 1988. — 279 с.
  97. Я. Избранные педагогические произведения. М.: Б.и., 1996. -376 с.
  98. В.М. Веселые старты. Педсовет // Газета для педагогов начальных классов. 2001. — № 1. — С. 2−3.
  99. Л. 77. Учет половой принадлежности в воспитании младших школьников // Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. Кемерово, 1995. — С. 58 — 59.
  100. Г. С. Усыновление: вопросы и ответы специалистам органов опеки и попечительства. М.: [Б.и.], 1997. — С. 49.
  101. Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила, оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов- магистрантов / Ф. А. Кузина. М.: «Ось — 89», 1997. — 304 с.
  102. Т. Горе мое кричит./ Т. Кузнецова, В. Сварцевич, М. Широкова // Аргументы и факты. 2004. — № 40. — С. 6−7.
  103. И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмей-ер, 3. Матейчек. Прага, 1984. — 356 с.
  104. Й. Типы депривационной личности ребенка в учреждении / Й. Лангмейер, 3. Матейчик // Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С. 259.
  105. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. 304 с.
  106. А. Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Б.и., 1983. — Т. 2. — 436 с.
  107. М. И. Влияние отношений с близкими и взрослыми на развитие ребенка раннего возраста / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1961.- № 3. С. 117−124.
  108. А. А. Дети без родителей / А. А. Лиханов. М., 1987. — 186 с.
  109. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун. и ин-тов / ред. и сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  110. JIop6ep Д. Принципы тендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Д. Лорбер, С Фаррелл: пер. с нем.- под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Була-нин», 2000.-С. 188.
  111. Магомедова 3. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. — 56 с.
  112. М. Половое воспитание старших дошкольников / М. Мазни-ченко, Т. Чхетиани // Дошкольное воспитание. 2004. — № 5. — С. 45−53.
  113. A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана.- Махачкала: Народы Дагестана, 2005. 340с
  114. А. С. Книга для родителей. М., 1954. — 211 с.
  115. Д.М. Социальная адаптация умственно отсталых школьников в этническом М. 2007.- 140 с.
  116. Н. Ю. Кто расскажет нашим детям о мальчиках и девочках? // Психологическая газета. 2001. — № 3. — С. 28−32.
  117. К., Ф. Энгельс. Соч. Т. 1. М., 1955. — С. 440−698.
  118. Р.К. Социальная структура и аномия / Р. Мертон / Социологические исследования. 1992. — № 3. — С. 105.
  119. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающих в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развитие детей. М., 1982.
  120. Мид Дж. Аз. Американская социологическая мысль. Тексты / Дж. Аз. Мид, Дж. Я. Мид. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.-229 с.
  121. Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: тексты / Дж. Г. Мид- под ред. В. И. Добренькова. М: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996. -С.222−224.
  122. Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э. А. Минкова // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симе», 1995. — 59 с.
  123. Ш. А. Народная педагогика Дагестана: Содержание, формы и методы воспитания / Ш. А. Мирзоев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. -198 с.
  124. Ш. А. Народная педагогика: словесные средства воспитания / Ш. А. Мирзоев. Махачкала: Б.и., 1984. — 117 с.
  125. А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: Б.и., 1997.-256 с.
  126. А. В. Социализация и «смутное время / А. В. Мудрик. М.: Б.и., 1991.-126 с.
  127. Население России. 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад / под ред. Вишневского А. Г. М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 135 с.
  128. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. — 189с.
  129. Р. Что я скажу моему ребенку? / Р. Нойберт. М.: Б.и., 1971. — 148 с.
  130. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год / Министерство труда и социального развития РФ. М., 2002. -15 с.
  131. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный Закон РФ от 21.05.99 № 120-ФЗ // Сборник законов Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.
  132. К. Психологическая теория строения и развития личности / К. Обуховский // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.-23 с.
  133. Общая психодиагностика / под. ред.А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Б.и., 1987.-303 с.
  134. Общая психология: учебник для студентов пед. институтов / под ред. проф. А. В. Петровского. -М.: Б.и., 1976. 479 с.
  135. Общение детей в детском саду и семье / Т. А. Репина и др.- под ред. Г. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. — С. 67−74.
  136. В.Н., Холмогорова А. Замещающая семья как одна из моделей решения сиротства в России. // Вопросы психологии. № 3. — 2001. — С.79−91.
  137. Отношение между сверстниками в группе детского сада / под. ред. Т. А. Репиной. М.: Б.и., 1978. — 215 с.
  138. Л. А. В каждом рисунке тендер / Л. А. Паутова // Социология, политология, юриспруденция, экономика: матер. Между нар. научной конф. (Иваново, 15−16 сент. 2000 г.). — Иваново: Издат центр «Юнона», 2000.-С. 123−127.
  139. В. Влияние тендерного фактора на интерпретацию рекламного сообщения детьми младшего школьного возраста / В. Пашкевич //
  140. Женщины. Образование. Демократия.: матер. 2-й международной междисциплин. научно-практич. конф. Минск, 1999. — С. 227.
  141. В.М. «Как трудно быть девчонкой!» Педсовет // Газета для педагогов начальных классов. 2000. — № 11. — С.8−11.
  142. А. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 19−26.
  143. К. Дети раннего возраста в домах ребенка // Дошкольное воспитание. 2003. — № 10. — С. 49−50.
  144. . Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 347 с.
  145. Л. В. Тендерные аспекты самореализации личности: учеб. пособие по спецкурсу / Л. В. Попова. М.: Б.и., 1996. — 109 с.
  146. А. М. Дети без семьи: детский дом: заботы и тревоги общества / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. -М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  147. В. Я. Фольклор и действительность: избран, статьи. М.: Наука, 1976.-324 с.
  148. Психическое развитие воспитанников детского дома / под. ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  149. Психологическое изучение детей в школе-интернате / под ред. JI. И. Божович. М., 1960. — 219 с.
  150. Н. Л. Читаем сказки «сквозь тендерные очки» одна из методик тендерной педагогики. // Тендерные проблемы в общественных науках / Н. JI. Пушкарева: под ред. И. М. Семашко. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2001. — С. 88 — 109.
  151. Н. Л. Тендерные исследования в исторических науках / Н. JI. Пушкарева // Тендерные исследования. 1999. — № 3. — С. 166−186.
  152. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая российская энциклопедия. — 1999. Т. 2. — 672 с.
  153. И. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 62−71.
  154. С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.- 287 с.
  155. Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально—правовые проблемы. — М.: Академия, 2004. 204 с.
  156. К. А. Генезис и дифференциация понятие тендерной идентификации в психолого-педагогических и социально-философских науках. // Педагогический вестник вуза.-2008. № 2.-С. 11−15.
  157. X. К. Герой войны / X. К Самедова // Народы Дагестана. — 2000.-№ 3.-С. 26−30.
  158. Э. Я. Как тебя зовут? / Э. Я. Сафаралиева/ Махачкала: Дагестан, книж. изд-во, 1994. — 344 с.
  159. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  160. Л. Э. Тендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста / JI. Э. Семенова // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С.23−31.
  161. Семья как объект философского и социологического исследования. — JL, 1974.-289 с.
  162. Г. Г. Социальная адаптация семей с онкологическими больными детьми / Г. Г. Силласте // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 34−39.
  163. Ю. Что мешает борьбе с детской беспризорностью / Ю. Синелыциков // Законность. 2000. — № 8. — С. 87−89.
  164. В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. / В. JI. Ситников. СПБ.: Химиздат, 2001.-288 с.
  165. В. И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов В.И. Слуцкая // Вопросы психологии. -2000. № 5. — С. 132−136.
  166. Н. Социология / Н. Смелзер- пер. с англ. М.: Феникс, 1994. -126 с.
  167. С. Азбука сексологии / С. Соковня // Дошкольное воспитание. — 1993.-№ 6.-С. 72−74.
  168. Социально-психологические требования к воспитанникам детских домов / Программа «Дети сироты». Курган, 1997. — 123 с.
  169. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. Р.В. Таньковой-Ямпольской.-М., 1980 -235с
  170. С. А. Уличные дети и теневые городские сообщества / С. А. Стивенсон // Социологический журнал. 2000. — № 4. — С 74−79.
  171. В. А. Пол / В. А. Струнников М.: Наука, 1975. — Т. 20. -С.171.
  172. Е. В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка / Е. В. Субботский // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С. 267.
  173. В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — М., 1973. — 298с.
  174. Г. Личность и толпа: Очерки по социальной психологии. — СПб.: Изд-во РАН, 1992. 116 с.
  175. Ю. Начинать надо с младенчества (о половом воспитании дошкольников) / Ю. Тарновский // Дошкольное воспитание. 1989. -№ 7. — С. 74 — 78.
  176. И. Н. Социология пола и семьи / И. Н. Тартаковская- Самара: Институт «Открытое общество», 1997. С. 70 — 72.
  177. Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.- М.- Харьков- Минск: Изд-во Питер, 2001. — 341 с.
  178. А. А. Сокровища духовного опыта из неопубликованного наследия. /А. А. Ухтомский // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 3. — С. 64−68.
  179. С. Видимость мужественности / С. Ушакин // Знамя. 1999. — № 2.-С. 153.
  180. С. А. Поле пола: в центре и по краям / С. А. Ушакин // Вопросы философии. 1999. — № 5. — С. 39 — 83.
  181. К. Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. / К. Уэст, Д. Зиммерман- под ред. Е. Здравомысловой, А. Темки-ной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. — С. 211.
  182. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96 № 159-ФЗ // Сборник законов Российской Федерации. — М.: Юристь, 2002. 189 с.
  183. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произвед. / 3. Фрейд: науч. ред. М. Г. Ярошевский. -М.: Просвещение, 1990. 396 с.
  184. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 95 с.
  185. И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова. — Минск: «Тесей», 1999. 16. с.
  186. Т. Детский сад: проблема полового воспитания / Т. Фуряева // Дошкольное воспитание. 1993. — № 11. — С. 79−82.
  187. X. Сказки народов Дагестана.- М., 1965. — 22 с.
  188. А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. М.: Б.и., 1974. -139 с.
  189. . И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола / Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. 1997. -№ 3. — С. 32−39.
  190. А. Г. Разговор на трудную тему Заметки о половом воспитании. Ростов н / Д.: [Б.и.], 1968. — 134 е.
  191. Л. М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 84 -89.
  192. А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.
  193. Л. М. Психология детей-сирот: учеб. пособие. — СПб.: Изд— во Санк—Петерб.ун-та, 2005. 628 с.
  194. Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской де-привации / JI. М. Шипицина, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова и др. — СПб.: ЛОГУ, 1997. С. 87−91.
  195. В.И. Половое воспитание детей / В. И. Штильбанс. М.: Б.и., 1988. — 54—57 с.
  196. Т. И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко. М: УРАО, 1997. — 254 с.
  197. Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. 2-е изд. — СПб., 1999. — 656 с.
  198. Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. -М., 1981. С. 84.
  199. Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон- пер с англ- науч. ред.
  200. А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб., доп. — СПб.: Летний сад, 2000. -154 с.
  201. Т. И. Оценка себя и другого как представителя определенного пола // Формирование личности старшеклассников / Т. И. Юферева. -М., 1989.-С 375.
  202. Т. И. Формирование психологического пола / Т. И. Юферева // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. — 287 с
  203. Т. Н. Образы мужчин и женщин в сознании подростков Т. Н. Юферева // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 84−91.
  204. В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Бахрах — М., 2000. — С. 589−601.
  205. Ярская— Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ тендерных отношений / Е. Р. Ярская-Смирнова- под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. Саратов: Изд-во СГУ, 1998. — 231 с.
  206. Bern S. L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender aschematic children in a gender schematic societies / S. L. Bern // Signa: Journal of Women in Culture and Society. 1983. Vol. 8. № 4.
  207. Frank L. K. Projective methods for the study of personality / L. K. Frank // J. psychol. 1939-Vol. 8.
  208. Maccoby E. E. The Psychology of Sex Differences / E. E. Maccoby, C. N. Jacklin-Stanford, 1974.
  209. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies / M. Mead New York.: William Morrow, 1935.
  210. Parsons T. and Bales R. Family, Socialization and Interaction Process / T. Parsons. New York: Free Press, 1955. — P. 23.
  211. Rheingold H., Bayley H.// Ghild Development. 1959. V. 30.
  212. Rubin. Z. The eye of the beholder: Parents' views onsex of newborns / Z. Rubin, F. Provenzano, Z. Luria // Am. J. of Ortopsychiatry. 1974. Vol. 44. P. 512−519.
Заполнить форму текущей работой