Гендерная идентификация как условие социализации детей-сирот младшего школьного возраста
Диссертация
Проведенная нами статистическая экспертиза с использованием углового преобразования Фишера и качественный анализ результатов контрольного эксперимента позволили прийти к выводу об эффективности разработанной нами методики тендерного воспитания детей-сирот младшего школьного возраста: дети стали лучше осознавать свои генедрные роли и понимать различия между мальчиками и девочками, снизились… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
- 1. 1. Тендер как предмет научной рефлексии
- 1. 2. Развитие тендерной идентификации в процессе социализации личности
- 1. 3. Психолого-педагогические особенности развития и воспитания детей-сирот
- 1. 4. Социализация детей-сирот в условиях детского дома в контексте проблемы тендерной идентификации
- Выводы по первой главе
- Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- 2. 1. Методика и организация опытно-экспериментального исследования
- 2. 2. Особенности тендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста (по данным эксперимента)
- 2. 3. Методика воспитания тендерных ролей в процессе социализации детей-сирот
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абакароеа Ф. 3. Дагестанская игровая поэзия / Ф. 3. Абакарова // Жанры фольклора народов Дагестана: сб. статей. Махачкала, 1979. — 290 с.
- Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер- пер. с англ.- под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.-323 с.
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии 1987. -№ 5. -С. 31−35.
- Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения сверстников / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 18−24.
- Авшалумов X. Похождение хитроумного Шими Дербенди. Юмористические и сатирические новеллы /X. Авшалумов. М., 1998. — 328 с.
- Адлер А. Беспризорные дети / А. Адлер // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. — 237 с.
- Алиев М.Н. Гуманизация личности в профессинальном педагогическом образовании. // Вестник Дагестанского научного центра РАО Выпуск 3. — Махачкала: Изд-во ИПЦ ДГУ, 2004.
- Алешина Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 5762.
- Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека / А. К. Алиев. Махачкала: Даггиз, 1968. — 290 с.
- Алиев А.Г. В единой семье / А. Г. Алиев. Махачкала, Б.и. 1964. — 186 с.
- Али-Заде А. А. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личных взаимоотношений / А.А. Али-Заде. Баку: Б.и., 1974.- 198 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев и др. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001.-386 с.
- Андреева Г. М. Современная социальная психология на западе / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, JI. А. Петровская М.: Б.и., 1978. — 270 с.
- Аргер Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие / Дж. Аргер // Детство идеальное и настоящее. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1994. — 276 с.
- Арканцева Т. А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т. А. Арканцева, Е. М. Дубов-ская // Мир психологии: научно-методический журнал. 1999. — № 3 — С. 76−81.
- Аркин А. А. Родителям о воспитании / А. А. Аркин. М.: Б.и., 1957. — 97 с.
- Арчер Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие / Дж. Арчер- под ред. Е. Р. Слободской // Детство идеальное и настоящее- пер. с англ. -Новосибирск, 1994. 287 с.
- Аселъдеров М. А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях / М. А Асельдеров. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. — 204 с.
- Ахмедов Ш. Дагестанские национальные игры / Ш. Ахмедов. Махачкала: Даггиз, 1970. — 80 с.
- Батуев А.С. Психофизиологические основы доминанты мастерства // Психофизиология матери и ребенка: Сб.ст. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999.
- Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности / Т. С. Баранова // Социальная идентификация личности. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993. С. 35−46.
- Белополъская Н. Л. Половозрастная идентификация / Н. JL Белопольская // Методика исследования детского самосознания. М.: Б.и., 1995. -62 с.
- Беляев В. А. Социальная стратификация российского общества / В. А. Беляев. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2002. — 256 с.
- Бергер 77. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лук-ман // Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 246 с.
- Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви / Н. А. Бердяев: сост. В.П. Шес-таков // Русский эрос, или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.-265 с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне: под. общ. ред. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1986. — 326 с.
- Бреева Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования / Е. Б. Бреева // Социологические исследования. 2004. — № 4. -374 с.
- Бреслов Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслов Б. И. Хасан // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 6267.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976. — 156 с.
- Борозинец Н.М., Евмененко Е. В., Козловская Г. Ю., Палиева Н. А. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ставрополь, 2003. — 98 с.
- Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Булгаков С. Н. Свет невечерний // Русский эрос, или философия любви в России / С. Н. Булгаков- сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. -315 с.
- Бурлакова Л.Л. Педсовет // Газета для педагогов начальных классов — 1998. -№ 12.-С.7−9.
- Ваксберг А. Разговор на острую тему / А. Ваксберг. М.: Б.и., 1963. -74 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. М., 1967. — 76 с.
- Васипъкова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. М., 2001. — 245 с.
- B. Вдовюк С. Рыков // Высшее образование в России. М., 2001. — № 4. -С. 110−117.
- Визгина А. В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А. В. Визгина, С. Р. Пантилеев // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 43−47.
- Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах. М., 1992.
- Владин В. Половое воспитание детей / В. Владин, Д. Капустин- сост. И.
- C. Андреева, А. В. Гулыга // Семья: Книга для чтения. М.: Политиздат, 1990.-Кн. 2.-442 с.
- Возрастные особенности психического развития детей / под ред. Н. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. — 236 с.
- Войтенко Т. 77. Проблемы развития детей в детских домах и школах -интернатах / Т. П. Войтенко, М. Н. Миронова // Вопросы психологии. -1999.-№ 2.-С. 23−28.
- Волкова Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Н. Волкова // Законность. 2000. — № 7. — С. 64−67.
- Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе / О. А. Воронина // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 9−20.
- Воронина О. А. Формирование тендерного подхода в социальных науках / Воронина // Тендерный калейдоскоп: Курс лекций / РАН, Моск. центр генд. исслед. М.: Academia, 2001. — С. 8−33.
- Воскобойникова С. А. Нет чужих детей / С. А. Воскобойникова. — М., 1989.- 173 с.
- Воспитание детей в неполной семье / под общ. ред. Н. М. Ершовой — пер. с чешек. М.: Прогресс, 1980. — 236 с.
- Воспитание и обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1981. — 345 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский- под ред.
- B.В. Давыдова. М.: Педагогика. — Пресс, 1996. — 235 с.
- Галигузова Л. Н. Проблемы социальной изоляции детей / Jl. Н. Галигу-зова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.43—47.
- Гамзатов Р. Мой Дагестан / Р. Гамзатов. Махачкала: Даггиз, 1974. — 319 с.
- Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан.// Педагогика, 2005, № 6. С. 59−63.
- Гасанов М. М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки / М. М Гасанов. Махачкала: Даггиз, 1947. — 205 с.
- Гехт К. Психогигиена / К. Гехт- пер. с нем. Г. С. Черновой- общ. ред. Л. А. Богданович. М.: Прогресс, 1979. — 341 с.
- Гидденс Э. Социология / Э Гидденс М.: Эдиториал УРСС, 1999.1. C.157.
- Гоффман И. Тендерный дисплей // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия / И. Гофман- под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. -Ч. 2. — С. 306−335.
- Гримшоу Д. Идея «женской этики» / Д. Гримшоу // Феминизм. Восток-Запад, Россия. М., 1993. — С. 43−47.
- Гурко Т. Социология пола и тендерных отношений // Социология в России / Т. Гурко- под ред. В. А. Ядова. М.: Изд-во «Института социологии РАН», 1998.-С. 173−195.
- Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства / Т. А. Гурко // Социологические исследования / Т. А. Гурко. 2000. — № 11.— С. 93.
- Гюльмагомедов А. Г. О наших пословицах / А. Г. Гюльмагомедов. — Махачкала: Даггиз, 1974. 15 с.
- Давыдов В. В. Личности надо выделяться / В. В. Давыдов // С чего начинается личность? М.: 1979. — С. 76.
- Даль В. Толковый словарь великорусского языка / В. Даль. М.: Русский язык, 1990.-249 с.
- Демографический энциклопедический словарь / под гл. ред. Д. И. Ва-лентей — М.: Советская энциклопедия, 1985.- С. 123.
- Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: 1998. — 334 с.
- Добрович А. Б. Беседы о половом воспитании / А. Б. Добрович. М., 1982.-65 с.
- Дубровина Л. В. Индивидуальные особенности школьников / Л. В. Дубровина. М., 1975. — 23 с.
- Дюркгейм Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. Киев: Харьков, 1899. -113 с.
- Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. -СПб., 2001.
- Женщины в науке: реф. сб. / под ред. Л. П. Кулькина. М.: Б.и., 1989. -86 с.
- Заззо Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо // Вопросы психологии. 1967. — № 2. — С. 111−135.
- Зайцев Д. В. Гендерная социализация детей с умственной отсталостью Д. В. Зайцев // Социокультурный анализ тендерных отношений: сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. — С. 110−112.
- Залкинд А. Б. Половой вопрос и трудные дети // Детская беспризорность и детский дом. — М.: Б.и., 1926. 105 с.
- Залысина И. А. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи / И. А. Залысина, Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 31−37.
- Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А. И. Захаров // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 5659.
- Зезина М. Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР / М. Р. Зезина / М. Р. Зезина // Педагогика. 2000. — № 3. — С.59−63.
- Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зей-гарник. М.: МГУ, 1982. — С.58.
- Земляухина Т. М, Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрас-те//Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
- Зиммерман Д. Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. — С. 193−219.
- Исаев Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л.: Б.и., 1979. — 208 с.
- Исследование тендерных различий // Научно исследовательская работа студентов-магистрантов ФПП / под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаро-вой. — Махачкала: ДГПУ, 2005. — 149 с.
- История и онтология тендерных различий / под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой: научно-исслед. работа студентов-магистрантов ФПП. -Махачкала: ДГПУ, 2005. 121 с.
- Каган В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. — М.: Педагогика, 1991.-254 с.
- Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 65 — 69.
- Каган В. Е. Половое воспитание девочки в семье / В. Е. Каган. М., 1991.-48 с.
- Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения / И. Калабихина. -М.: Б.и., 1995.-77 с.
- Карпова Г. Тендерные особенности феномена подарка. Социологическое эссе / Г. Карпова, http: // socnet. narod. га/ project/gift/essay / karpova-gender-aspects. htm.
- Каширская И. К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс тендерной социализации / И. К. Каширская // Вопросы психологии. 2003. — № 6. — С. 56 — 62.
- Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты / А. В. Кирилина. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. 180 с.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М., 1970.
- Клецина И. С. Тендерная социализация / И. С. Клецина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 267 с.
- Клецина И. С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии / И. С. Клецина. — 2003. — № 1. — С. 6178.
- Коломинский Я. JI. Полоролевые развития ребенка в дошкольном возрасте / Я. Л. Коломинский, М. X. Мелтсас // Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985. — С. 122−128.
- Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 47−52.
- Кон К С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Б.и., 1988. — 279 с.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М.: Б.и., 1996. -376 с.
- Ковалева В.М. Веселые старты. Педсовет // Газета для педагогов начальных классов. 2001. — № 1. — С. 2−3.
- Коченкова Л. 77. Учет половой принадлежности в воспитании младших школьников // Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. Кемерово, 1995. — С. 58 — 59.
- Красницкая Г. С. Усыновление: вопросы и ответы специалистам органов опеки и попечительства. М.: [Б.и.], 1997. — С. 49.
- Кузина Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила, оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов- магистрантов / Ф. А. Кузина. М.: «Ось — 89», 1997. — 304 с.
- Кузнецова Т. Горе мое кричит./ Т. Кузнецова, В. Сварцевич, М. Широкова // Аргументы и факты. 2004. — № 40. — С. 6−7.
- Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмей-ер, 3. Матейчек. Прага, 1984. — 356 с.
- Лангмейер Й. Типы депривационной личности ребенка в учреждении / Й. Лангмейер, 3. Матейчик // Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С. 259.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. 304 с.
- Леонтьев А. Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Б.и., 1983. — Т. 2. — 436 с.
- Лисина М. И. Влияние отношений с близкими и взрослыми на развитие ребенка раннего возраста / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1961.- № 3. С. 117−124.
- Люсанов А. А. Дети без родителей / А. А. Лиханов. М., 1987. — 186 с.
- Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун. и ин-тов / ред. и сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- JIop6ep Д. Принципы тендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Д. Лорбер, С Фаррелл: пер. с нем.- под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Була-нин», 2000.-С. 188.
- Магомедова 3. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. — 56 с.
- Мазниченко М. Половое воспитание старших дошкольников / М. Мазни-ченко, Т. Чхетиани // Дошкольное воспитание. 2004. — № 5. — С. 45−53.
- Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана.- Махачкала: Народы Дагестана, 2005. 340с
- Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1954. — 211 с.
- Маллаев Д.М. Социальная адаптация умственно отсталых школьников в этническом М. 2007.- 140 с.
- Масаликова Н. Ю. Кто расскажет нашим детям о мальчиках и девочках? // Психологическая газета. 2001. — № 3. — С. 28−32.
- Маркс К., Ф. Энгельс. Соч. Т. 1. М., 1955. — С. 440−698.
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р. Мертон / Социологические исследования. 1992. — № 3. — С. 105.
- Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающих в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развитие детей. М., 1982.
- Мид Дж. Аз. Американская социологическая мысль. Тексты / Дж. Аз. Мид, Дж. Я. Мид. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.-229 с.
- Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: тексты / Дж. Г. Мид- под ред. В. И. Добренькова. М: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996. -С.222−224.
- Минкоеа Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э. А. Минкова // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симе», 1995. — 59 с.
- Мирзоее Ш. А. Народная педагогика Дагестана: Содержание, формы и методы воспитания / Ш. А. Мирзоев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. -198 с.
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика: словесные средства воспитания / Ш. А. Мирзоев. Махачкала: Б.и., 1984. — 117 с.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: Б.и., 1997.-256 с.
- Мудрик А. В. Социализация и «смутное время / А. В. Мудрик. М.: Б.и., 1991.-126 с.
- Население России. 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад / под ред. Вишневского А. Г. М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 135 с.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. — 189с.
- Нойберт Р. Что я скажу моему ребенку? / Р. Нойберт. М.: Б.и., 1971. — 148 с.
- О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год / Министерство труда и социального развития РФ. М., 2002. -15 с.
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный Закон РФ от 21.05.99 № 120-ФЗ // Сборник законов Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.
- Обухоеский К. Психологическая теория строения и развития личности / К. Обуховский // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.-23 с.
- Общая психодиагностика / под. ред.А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Б.и., 1987.-303 с.
- Общая психология: учебник для студентов пед. институтов / под ред. проф. А. В. Петровского. -М.: Б.и., 1976. 479 с.
- Общение детей в детском саду и семье / Т. А. Репина и др.- под ред. Г. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. — С. 67−74.
- Ослон В.Н., Холмогорова А. Замещающая семья как одна из моделей решения сиротства в России. // Вопросы психологии. № 3. — 2001. — С.79−91.
- Отношение между сверстниками в группе детского сада / под. ред. Т. А. Репиной. М.: Б.и., 1978. — 215 с.
- Паутова Л. А. В каждом рисунке тендер / Л. А. Паутова // Социология, политология, юриспруденция, экономика: матер. Между нар. научной конф. (Иваново, 15−16 сент. 2000 г.). — Иваново: Издат центр «Юнона», 2000.-С. 123−127.
- Пашкевич В. Влияние тендерного фактора на интерпретацию рекламного сообщения детьми младшего школьного возраста / В. Пашкевич //
- Женщины. Образование. Демократия.: матер. 2-й международной междисциплин. научно-практич. конф. Минск, 1999. — С. 227.
- Пашнина В.М. «Как трудно быть девчонкой!» Педсовет // Газета для педагогов начальных классов. 2000. — № 11. — С.8−11.
- Петровский А. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 19−26.
- Печора К. Дети раннего возраста в домах ребенка // Дошкольное воспитание. 2003. — № 10. — С. 49−50.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 347 с.
- Попова Л. В. Тендерные аспекты самореализации личности: учеб. пособие по спецкурсу / Л. В. Попова. М.: Б.и., 1996. — 109 с.
- Прихожан А. М. Дети без семьи: детский дом: заботы и тревоги общества / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. -М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Пропп В. Я. Фольклор и действительность: избран, статьи. М.: Наука, 1976.-324 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / под. ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
- Психологическое изучение детей в школе-интернате / под ред. JI. И. Божович. М., 1960. — 219 с.
- Пушкарева Н. Л. Читаем сказки «сквозь тендерные очки» одна из методик тендерной педагогики. // Тендерные проблемы в общественных науках / Н. JI. Пушкарева: под ред. И. М. Семашко. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2001. — С. 88 — 109.
- Пушкарева Н. Л. Тендерные исследования в исторических науках / Н. JI. Пушкарева // Тендерные исследования. 1999. — № 3. — С. 166−186.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая российская энциклопедия. — 1999. Т. 2. — 672 с.
- Репина И. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 62−71.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.- 287 с.
- Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально—правовые проблемы. — М.: Академия, 2004. 204 с.
- Салихова К. А. Генезис и дифференциация понятие тендерной идентификации в психолого-педагогических и социально-философских науках. // Педагогический вестник вуза.-2008. № 2.-С. 11−15.
- Самедова X. К. Герой войны / X. К Самедова // Народы Дагестана. — 2000.-№ 3.-С. 26−30.
- Сафаралиева Э. Я. Как тебя зовут? / Э. Я. Сафаралиева/ Махачкала: Дагестан, книж. изд-во, 1994. — 344 с.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
- Семенова Л. Э. Тендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста / JI. Э. Семенова // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С.23−31.
- Семья как объект философского и социологического исследования. — JL, 1974.-289 с.
- Сшласте Г. Г. Социальная адаптация семей с онкологическими больными детьми / Г. Г. Силласте // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 34−39.
- Синельщиков Ю. Что мешает борьбе с детской беспризорностью / Ю. Синелыциков // Законность. 2000. — № 8. — С. 87−89.
- Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. / В. JI. Ситников. СПБ.: Химиздат, 2001.-288 с.
- Слуцкая В. И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов В.И. Слуцкая // Вопросы психологии. -2000. № 5. — С. 132−136.
- Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер- пер. с англ. М.: Феникс, 1994. -126 с.
- Соковня С. Азбука сексологии / С. Соковня // Дошкольное воспитание. — 1993.-№ 6.-С. 72−74.
- Социально-психологические требования к воспитанникам детских домов / Программа «Дети сироты». Курган, 1997. — 123 с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. Р.В. Таньковой-Ямпольской.-М., 1980 -235с
- Стивенсон С. А. Уличные дети и теневые городские сообщества / С. А. Стивенсон // Социологический журнал. 2000. — № 4. — С 74−79.
- Струнников В. А. Пол / В. А. Струнников М.: Наука, 1975. — Т. 20. -С.171.
- Субботский Е. В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка / Е. В. Субботский // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С. 267.
- Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — М., 1973. — 298с.
- Тард Г. Личность и толпа: Очерки по социальной психологии. — СПб.: Изд-во РАН, 1992. 116 с.
- Тарновский Ю. Начинать надо с младенчества (о половом воспитании дошкольников) / Ю. Тарновский // Дошкольное воспитание. 1989. -№ 7. — С. 74 — 78.
- Тартаковская И. Н. Социология пола и семьи / И. Н. Тартаковская- Самара: Институт «Открытое общество», 1997. С. 70 — 72.
- Узнадзе Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.- М.- Харьков- Минск: Изд-во Питер, 2001. — 341 с.
- Ухтомский А. А. Сокровища духовного опыта из неопубликованного наследия. /А. А. Ухтомский // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 3. — С. 64−68.
- Ушакин С. Видимость мужественности / С. Ушакин // Знамя. 1999. — № 2.-С. 153.
- Ушакин С. А. Поле пола: в центре и по краям / С. А. Ушакин // Вопросы философии. 1999. — № 5. — С. 39 — 83.
- Уэст К. Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. / К. Уэст, Д. Зиммерман- под ред. Е. Здравомысловой, А. Темки-ной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. — С. 211.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96 № 159-ФЗ // Сборник законов Российской Федерации. — М.: Юристь, 2002. 189 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произвед. / 3. Фрейд: науч. ред. М. Г. Ярошевский. -М.: Просвещение, 1990. 396 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 95 с.
- Фурманов И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова. — Минск: «Тесей», 1999. 16. с.
- Фуряева Т. Детский сад: проблема полового воспитания / Т. Фуряева // Дошкольное воспитание. 1993. — № 11. — С. 79−82.
- Халшов X. Сказки народов Дагестана.- М., 1965. — 22 с.
- Харчев А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. М.: Б.и., 1974. -139 с.
- Хасан Б. И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола / Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. 1997. -№ 3. — С. 32−39.
- Хрипкова А. Г. Разговор на трудную тему Заметки о половом воспитании. Ростов н / Д.: [Б.и.], 1968. — 134 е.
- Царегородцева Л. М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 84 -89.
- Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.
- Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: учеб. пособие. — СПб.: Изд— во Санк—Петерб.ун-та, 2005. 628 с.
- Шипицына Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской де-привации / JI. М. Шипицина, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова и др. — СПб.: ЛОГУ, 1997. С. 87−91.
- Штилъбанс В.И. Половое воспитание детей / В. И. Штильбанс. М.: Б.и., 1988. — 54—57 с.
- Шулъга Т. И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко. М: УРАО, 1997. — 254 с.
- Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. 2-е изд. — СПб., 1999. — 656 с.
- Элъконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. -М., 1981. С. 84.
- Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон- пер с англ- науч. ред.
- А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб., доп. — СПб.: Летний сад, 2000. -154 с.
- Юферееа Т. И. Оценка себя и другого как представителя определенного пола // Формирование личности старшеклассников / Т. И. Юферева. -М., 1989.-С 375.
- Юферева Т. И. Формирование психологического пола / Т. И. Юферева // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. — 287 с
- Юферева Т. Н. Образы мужчин и женщин в сознании подростков Т. Н. Юферева // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 84−91.
- Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Бахрах — М., 2000. — С. 589−601.
- Ярская— Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ тендерных отношений / Е. Р. Ярская-Смирнова- под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. Саратов: Изд-во СГУ, 1998. — 231 с.
- Bern S. L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender aschematic children in a gender schematic societies / S. L. Bern // Signa: Journal of Women in Culture and Society. 1983. Vol. 8. № 4.
- Frank L. K. Projective methods for the study of personality / L. K. Frank // J. psychol. 1939-Vol. 8.
- Maccoby E. E. The Psychology of Sex Differences / E. E. Maccoby, C. N. Jacklin-Stanford, 1974.
- Mead M. Sex and temperament in three primitive societies / M. Mead New York.: William Morrow, 1935.
- Parsons T. and Bales R. Family, Socialization and Interaction Process / T. Parsons. New York: Free Press, 1955. — P. 23.
- Rheingold H., Bayley H.// Ghild Development. 1959. V. 30.
- Rubin. Z. The eye of the beholder: Parents' views onsex of newborns / Z. Rubin, F. Provenzano, Z. Luria // Am. J. of Ortopsychiatry. 1974. Vol. 44. P. 512−519.