Становление и развитие коррекционно-развивающего обучения в отечественной педагогике второй половины XIX — первой трети XX веков
Диссертация
Подводя итоги теоретических и практических исследований отечественных ученых второй половины XIX-первой трети XX веков в области изучения «малоспособных» детей и первых попыток организации для них соответствующего их способностям и возможностям процесса обучения, можно констатировать, что круг рассмотренных ими психолого-педагогических проблем огромен, а глубина их мышления и предвидения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. Т ГЕНЕЗИС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКОВ. ы
- Основные этапы и факторы становления и развития 1−1 коррекционно-развивающего обучения в России второй половины XIX — первой трети XX веков. ^
- Характеристика понятий категории детей, подлежащих 2 2 коррекционно-развивающему обучению, в рассматриваемый период
- Научное оформление коррекционно-развивающего обучения в отечественной педагогике второй половины XIX — первой трети XX веков
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКОВ
- 2. Л Значение общественно-педагогического движения в становлении и развитии коррекционно-развивающего обучения в отечественной педагогике второй половины XIX — первой трети XX веков
- 2. 2. Опыт реализации коррекционно-развивающего обучения в России второй половины XIX — первой трети XX веков
- 2. з Актуальность теоретических исследований и практических начинаний в области коррекционно-развивающего обучения второй половины XIX — первой трети XX веков в контексте современного образования
- 2. Л Значение общественно-педагогического движения в становлении и развитии коррекционно-развивающего обучения в отечественной педагогике второй половины XIX — первой трети XX веков
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Азбукин Д.И. Значение психопатологии для педагогики / К вопросу о преподавании педагогической психологии и лечебной педагогики на медицинских факультетах/ Из психиатрической клиники Высшей мед. школы. -М., 1934. С.281−285.
- Азбукин Д.И. Клиника олигофрений: Учеб. пособие для педагогических институтов и педагогов-дефектологов М.: Учпедгиз, 1936. — 128 с.
- Азбукин Д.И. Проблемы специальной педагогики и психологии. Труды Института дефектологии. M.-JL, 1948. 211с.
- Азбукин Д.И. Умственная отсталость детей и как с ней бороться. М.: Главсоцвос, 1926. — 16 с.
- Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1997.-№ 1.-С. 5- 12.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 494с.
- Андриевская А. А. Опыт приспособления системы Бинэ для коллективного обследования // Тесты (Теория и практика). Сб.2/ Под ред. М. М. Бернштейна, П. П. Блонского и др. М., 1928. — С.145−156.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в./ Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608с.
- Арямов И.А. Дитя рабочего. М., 1926. — 95 с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
- Баранов В.Ф. Педологическая служба в советской школе в 20−30-х годах // Советская педагогика. — 1990. № 3.- С.93−100.
- Бгажнокова И.М. Стандарт образования и система измерителей знаний в школе для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 1996. № 3.1. С.12−19.
- Безрукова Е.З., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников: Учеб. метод. пособие для студентов дефектол.фак.по специальности олигофренопедагогика. Свердловск, Свердл.гос.пед.ин-т, 1974. — 78 с.
- Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Речь, произнесенная 4-го сент. 1905 г. на Втором съезде отечественных психиатров в г. Киеве.- 2-е изд.- СПб.: К. Л. Риккер, 1905. — 43 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. 2-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1998. 116 с.
- Бине А. Введение в экспериментальную психологию. Пер. с франц. Е. И. Максимовой под ред. проф.А. И. Введенского по тексту испр. и доп. В. Анри для рус.изд. Спб.: б.и., 1895. — 212 с.
- Бине А. Современные идеи о детях. Пер. с франц./ Под ред. Г. Г. Шпета. М.: Космос, 1910. — 216 с.
- Бине А., Симон Т. Ненормальные дети. Руководство при приеме ненормальных детей в специальные классы/ Пер. с фр. д-ра М.Владимирского. М.: Изд-е М. и С. Собашниковых, 1911. — 196 с.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Организация школы. Педагогич. б-ка для деятелей по народному образованию/ Под ред. П. П. Блонского и И. М. Соловьева. 2-е изд. М., Задруга, 1918. — 72 с.
- Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью//На путях к новой школе. — 1928. № 2. — С.28−34.
- Блонский П.П. Как изучать школьника. Из педагогической практики/Под ред. А. И. Радченко. М.: Новая Москва, 1926. — 30 с.
- Блонский П.П. Неуспевающий школьник первой ступени // На путях к новой школе. 1928.-№ 1.-С. 12−18.
- Блонский П.П. Новые программы ГУС’а и учитель. Педагогические курсы на дому. При участии Н. К. Крупской, П. П. Блонского и др./ Под ред. Г. О. Гордона. 1-й год изд. М.: Работник просвещения, 1924. — 32 с.
- Блонский П.П. Педология в массовой школе I первой ступени. — 5-е изд. — М.: Работай Просвещения, 1928. — 154 с.
- Блонский П.П. Трудные школьники. С предисл. Леона Буржуа. Пер. с франц. М. Владимирского. М.: Работник просвещения, 1929. — 106 с.
- Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. Историко-статистический очерк. М.: Статистика, 1964. — 194 с.
- Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. 1996. — № 3 — с.72−87.
- Бойд В. Система Монтессори, 1925. 134 с.
- Бриан К. Проблемы умственной отсталости. (Ее социальные и экономические причины) // Неврология и психиатрия. 1954. — Вып.2- С. 1521.
- Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1965.- 19 с.
- Бутузов И.Д. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников: Автореф.. канд.пед.наук. -М., 1968.-18 с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., 1913.-Т.1.-217 с.
- Вендровская Р.Б. Школа 20-х гг.: поиски и результаты. М.: Междунар.пед.акад., 1993.-81 с.
- Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. СПб., 1903. -68 с.
- Вопросы воспитания нормального и дефективного ребенка. Сборник статей сотрудников Педагог, ин-та соц. воспитания нормального и дефективного ребенка/ Под ред. А. С. Грибоедова, А. К. Борсука и В. В. Белоусова. М.-Пг.: Гос. изд., 1924. — 323 с.
- Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей. Сборник статей и материалов/ Под ред. JI.C. Выготского. М.: Отд. Соц.-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР, 1924.-157 с.
- Вопросы обучения и изучения аномальных детей (Психол. пед. и метод, обследования). Сборник статей/ Под ред. А. И. Дьячкова. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 112 с.
- Вопросы организации учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. Сборник подготовлен комиссией в сост.: М. А. Фадеева, JI.T. Наумова, А. И. Усыпиной. Л.: Облполитпросветцентр, 1934. — 77 с.
- Вопросы педагогической патологии в семье и школе. — СПб, 1912. — Вып. I-II.- 117 с.
- Воскобойников И. Из жизни санатория-школы д-ра В.П. Кащенко. Статьи И. Воскобойникова, С. Крюкова, И. Израильсона. М., 1914. 76 с.
- Воспитание и обучение дефективных детей/ Под ред.А. С. Грибоедова и Н.П. Казаченко-Триродова. Т. I-III. — Пг., 1918.
- Всероссийский съезд по педологии, экспериментальной педагогике и психо-неврологии. Расписание занятий. Пг., 1924. — 24 с.
- Вспомогательные школы для отсталых детей. Сборник/ Под ред. Е. В. Герье и Н. В. Чехова.- М.: Задруга, 1923. 171 с.
- Выготский JI.C. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М.: Эксперимент, дефект. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936. — 246 с.
- Выготский JI.C. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. — 304 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Сост.авт.вступ.ст. и библиогр. Т.М. Лифанова- Авт. коммент. М. А. Степанова. М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. М.-Л.: Гос.учеб. педагог.изд., тип. «Печатный двор» в Лгр., 1935.- 133 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв.ред. и сост. П. А. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
- Гиляровский В.А. К вопросу о положении ненормальных детей в России и в частности в Москве в переживаемое время. М.: тип. Штаба Моск. Воен.окр., 1915.-15 с.
- Гонеев А.Д., Лифанцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 208 с.
- Граборов А. Н Типы трудных детей. М.-Л.: Гос. изд-во, 1930. — 78 с.
- Граборов А.Н. Вопросы олигофренопедагогики. Сборник статей. Под ред. проф. А. Н. Граборова. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. науки РСФСР, тип. им. Ворошилова в Лгр., 1949. — 225 с.
- Граборов А.Н. Вспомогательная школа. Школа для умственно отсталых детей. М.-Л.: Гос.изд., 1923. — 328 с.
- Граборов А.Н. Дитя. Основы воспитания духа и тела. Канев, тип. Голинского, 1916. — 34 с.
- Грос К. Душевная жизнь ребенка. Избранные лекции. Пер. со 2-го расширенного и доп. изд. В. В. Деловой со вступ. дир. Киевск.Фребельск. инта В. В. Зеньковского. Киев: Киевск.Фребельск. о-во, 1916. — 242 с.
- Гурова Н.Н. О Коррекционно-развивающем образовании детей с трудностями в обучении // Дефектология, 1996. № 5. — С.30−33.
- Данюшевский И.И. К спорным вопросам вспомогательной школы // Вопросы дефектологии. 1931. — № 3(15). — С.25−28.
- Демор Ж. Ненормальные дети и воспитание их в школе и дома. Пер. д-ра Р.Б. Певзнер/ Под ред. и с примеч.прив.-доц. Моск. ун-та д-ра мед. Г. И. Россолимо. М.: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1909. — 371 с.
- Дети с временными задержками развития. Сборник статей/ Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. — 207 с.
- Дефективные дети и школа. Сборник статей И. И. Воскобойникова, С. Н. Крюкова и A.M. Шуберт/ Под ред. В. П. Кащенко. -М.: к.и. Тихомиров, 1912.-278 с.
- Дефектология. Словарь справочник/ Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Педагогика, 1996. -314 с.
- Днепров Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций/Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1985. — С. 48−58.
- Добролюбов Н.А. Педагогические сочинения. С библиогр. указаниями А. Г. Фомина. Пг.: Изд-во школа и жизнь, 1917. — 472с.
- Дурылин С. В школьной тюрьме. Исповедь ученика. М.: б. и., 1907. -32 с.
- Дьячков А.И. Развитие советской дефектологии//Советская педагогика. 1967. — № 9. — с. 12−25.
- Завьялова Е. Опыт проработки программ ГУС’а с умственно-отсталыми. Тезисы к докладу/ Материалы ко второму Всероссийскому съезду социально-правовой охраны детей и подростков и детских домов. -М., 1924. — С.128−129.
- Замский Х.С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей: Учеб. пособие для студентов-заочников дефектол.фак.пед.ин-тов. -М.: Просвещение, 1966. 159 с.
- Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения с древних времен до середины XX века. Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. М.: НПО «Образование», 1995.-398 с.
- Занков JI.B. Об исследовании умственно отсталого ребенка. М.: Эксперимент.дефектологич.ин-т им. М. С. Эпштейна, 1934. — 44 с.
- Занков JI.B. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М.: Гос. учеб.-педагог.изд., 1935. — 176 с.
- Занков JI.B., Певзнер М. С. Почему дети бывают трудными. М.: Гос. учеб. педагог, изд., 1933. — 30 с.
- Занков JI.B., Певзнер М. С., Шмидт В. В. Трудные дети в школьной работе. Метод, пособие для педологов и учителей. M.-JL: Гос. учеб.-педагог. изд., 1933. — 96 с.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 100 с.
- Игнатьева И.В. История организации первой вспомогательной школы в Нижнем Новгороде, основанной 2 янв.1913г. Н. Новгород: тип. К. М. Филипповой, 1914. — 63 с.
- Иорданский Н. Основные вопросы детской среды. М., 1923. — 94 с.
- Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. М.: Наука, 1965.-443 с.
- Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников // Проблемы диагностики умственного развития. — Сб.научн.тр. М.: Просвещение, 1975. — С.15−18.
- Каптерев П. Ф. Главнейшие типы умов // Женское образование. -1883.-№ 2.-С. 165−184.
- Каптерев П.Ф., Музыченко, А.Ф. Современные педагогические течения. М.: Изд-во «Польза», 1913. — 220 с.
- Карвялиз В.Ю. Некоторые социальные аспекты нарушения и развития детей: Материалы симпозиума. Вильнюс, 1974. — 49−54 с.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века/ Рос. акад. образования, Юж. отд-е Рост. гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.пед.ун-та, 1994. — 278 с.
- Карпова Г. Ф. Теория и методика диагностики причин неуспеваемости школьников: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1978. — 19 с.
- Кащенко В.П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей. Пособие для родителей и педагогов. М.: Центр.отд.нар.образ.ж.д.(Цепутькульт).Изд. секция., 1919. -122 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -304 с.
- Кащенко В.П., Мурашев Г. В. Педология в педагогической практике. Проф. В. П. Кащенко, Г. В. Мурашев. Педагогическая клиника. М.: Медико-педагогическая станция, 1926.— 31 с.
- Кащенко П.Ф., Муращев Г. В. Исключительные дети, их изучение и воспитание. С предисл. Н. А. Семашко. Изд. 2-е. М.: Работник просвещения, 1929. — 125 с.
- Клапаред Э. Как определить умственную способность школьников. -Л.: О. Богданова, 1927. 11 с.
- Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. Пер. со 2-ого франц. изд./ Под ред. Д. К. Казарова. С предисл. и доп. автора к рус. изд. СПб.: О. Богданова, 1911. — 168 с.
- Классы выравнивания. Педагогические особенности, вопросы организации и комплектования. Методические рекомендации для руководителей органов народного образования, директоров школ, учителей классов выравнивания. Киев, 1980. — 86 с.
- Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад: скл.изд.у авт., 1892. — 20 с.
- Ковалевский П.И. Нервные болезни детского возраста. СПб.: Т. А. Альмединген, 1909. — 44 с.
- Ковалевский П.И. Отсталые дети (идиоты, тупоумные, отсталые, неуравновешенные и пр.), их лечение и воспитание. СПб. М.: т-во М. О. Вольф, 1906.- 241 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. с биогр. очерком проф. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1956. — 217 с.
- Корнилов К. Методика исследования ребенка раннего возраста: Руководство для педагогов и врачей. — 2-е изд. — М.: ГИЗ. — 1922. — 97 с.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики: 1917−1920 гг. М.: АПН, 1958. — 551 с.
- Коррекционная работа во вспомогательной школе. Сборник статей. Под ред. И. И. Финкелынтейна и С. В. Ильича. М.: Изд-во Акад.пед. наук РСФСР, 1961.-75 с.
- Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.-110 с.
- Коррекционно развивающее обучение в условиях стандартизации образования: Из опыта работы/ Упр. нар. образования Новосиб. Обл., Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподг. Работников образования. — Новосибирск: НИПКиПРО, 1997. — 228 с.
- Корсаков С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика, из курса общей диагностики душевных болезней, читанного в 1888−89г. М.: Изд. Анского, 1890. — 85 с.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. Изд. 2-ое, исправленное.- М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
- Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Ред. коллегия: И. А. Каиров и др. М., Изд. АПН РСФСР, 1955. — 868 с.
- Кумарина Г. Ф. Обучение в коррекционных классах // Пособие для учителя. М.: Знание, 1989. — 79 с.
- Лазурский А.Ф. Душевная жизнь детей. Очерки по педагогической психологии/ Под ред. проф. А. П. Нечаева. — М.: Польза, 1910. — 283 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личности. — Пб.: Гос. издательство, 1921.-401 с.
- Лазурский А.Ф. Об естественном эксперименте// Вестник знания. -1911.-№ 28−29.-С.3−29.
- Левинфельд Л. О глупости. Одесса: б.и., 1912. 230 с.
- Ломброзо П. Жизнь ребенка. Пер. с итал. К. Шихаревой. СПб.: В. Яковенко, 1905. — 176 с.
- Луначарский А.В. Воспитание нового человека. Обработанная стенограмма лекции, прочитанной 23 мая 1928 года в г. Ленинграде. Л.: Прибой, 1928.-48 с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании/Под ред. A.M. Арсеньева, Н. К. Гончарова, И. А. Каирова и др. М., Педагогика, 1976. — 634 с.
- Лурье Н.Б. Коррекционно воспитательная работа с умственно отсталыми детьми/ Под ред. М. С. Певзнер. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -160 с.
- Ляпидевский С.С. Клиника олигофрений: Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1973. — 135 с.
- Ляпидевский С.С. О трудном детстве. В помощь дефектологу. М.: Ред.-изд. сектор Мособлисполкома, 1934. — 68с.
- Ляпидевский С.С. Учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение в клинической медицине и специальной педагогике // Учебно-воспитательная работа в специальной школе. 1952. -Вып.З -с. 21−25.
- Ляпидевский С.С., Азбукин В. Д. Лекции по психопатологии детского возраста. Для студентов-заочников дефектол. фак. пед. ин-ов М.:1. Просвещение, 1969. 255с.
- Максимов Е.Д. Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России. М.: б.и., 1900. — 68с.
- Маляревская Е.Х. Отсталые дети. Доклад, чит. в «Родительском кружке» СПб.: СПб. врачебно-воспитат.заведение, 1902. — 27с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 12т. Т.2. М.: Прогресс, б.г. — 271 с.
- Меннель Б. Школы для умственно отсталых детей. Пер. М. Владимирского. СПб.: Посев, 1911. — 212 с.
- Михайлычев Е.А., Карпова Г. Ф., Леонова Е. Е. Диагностика и педагогическая коррекция в школе 20-х годов // Педагогическая диагностика. -М., 2005. № 5. с.3−6.
- Михайлычев Е.А., Карпова Г. Ф., Леонова Е. Е. Поиск новых диагностических средств контроля результатов образования (в экспериментальной педагогике и психологии на рубеже XIX XX веков) // Педагогическая диагностика. — М., 2005. № 1, с.3−30.
- Моргачева Е.Н. Понятие «Умственная отсталость» в отечественной медицинской и психолого-педагогической науке: Ист.очерк. — М.: МГТГУ, 2003.-261 с.
- Морозов В. Опыт реабилитационной педагогики 20−30-х годов // Начальная школа. — 1996. № 9. — С. 15−19.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917—1973 гг. М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Наука о развивающемся ребенке. Хрестоматия по педологии. Тексты. В 2 т. Т.2. М.: Издательство «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. -161 с.
- Ненормальные дети в семье и школе. Очерки о детской психопатологии и патологической педагогике/ Под ред. А. С. Грибоедова. -М., 1914.-184 с.
- Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб.: тип. И. Н. Скороходова, 1901.-236 с.
- Никольская А. А Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1995. — 336с.
- Новик Г. М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. М., Учпедгиз, 1939.- 164 с.
- Обучение в коррекционных классах // Пособие для учителя. М.: Знание, 1991.-216 с.
- Основы обучения и воспитания аномальных детей/ Под общей ред. проф. А. И. Дьячкова. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
- Острогорский В.П. Из истории моего учительства. СПб., 1985. — 126с.
- Отчет о состоянии городских начальных училищ и других учебных и просветительных учреждений, содержимых за 1911−1912 учебный год. М.: Типогр.Моск.Гор.Арнольдо-Третьяковского учил. глухонемых, 1913. — 198с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX- начало XX в./ Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. П. Паначина, Б. К. Тебиева. М.: Педагогика, 1991 — 448с.
- Педагогические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей/ Под ред.В. Н. Мясищева. Л.: Институт мозга, 1936. — 318с.
- Педологический анализ педагогического процесса в школе/ Сб. под ред. С. С. Моложавого. М.: Раб. просвещения, 1930. — 160с.
- Петрова, В.Г. К проблеме потенциальных возможностей развития отсталых школьников: Проблемы психического развития аномального ребенка. Материалы к XVIII Международному психологическому конгрессу. М.: Просвещение, 1966. — С.26−32.
- Пинкевич А.П. Советская педагогика за 10 лет. М., 1927. — 38 с.
- Пирогов Н.И. Издр.пед.соч.-М., 1985. 154 с.
- Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы // Дефектология. 1996. -№ 2. — С.3−7.
- Постовская М.П., Петухова Е. С., Постовский Н. П. Новая школьная организация с системой вспомогательного обучения. М.: тип. Моск. гор. Арнольдо-Третьяковск. училища глухонемых, 1913. — 123 с.
- Постовский Н.П., Бергман Е. К. и Постовская М.П. Вспомогательные школы за границей. Развитие, современное положение и организация их. -М.: т-во скоропечатни А. А. Левинсон, 1912. 174 с.
- Проблемы психического развития аномального ребенка. Материалы к XYIII Международному психологическому конгрессу. М.: Просвещение, 1966.-57 с.
- Программа и тезисы шестого Всероссийского съезда по охране здоровья детей и подростков. М.: Жизнь и знание, 1925. — 141 с.
- Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии// Дефектология. 2000.-№ 6.- с.3−8.
- Психическое утомление/ Под ред. А. П. Нечаева. Л.: Госиздат, 1929. -278 с.
- Психология. Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев: Радяньска школа, 1991.-64с.
- Резолюции Первой Всероссийской конференции вспомогательных школ. -М.-Л., 1929. с. 17.
- Реформы образования в современном мире глобальные и региональные тенденции/ Н. М. Воскресенская, Б. Л. Вульфсон и др., Рос. акад. образования. -М.: изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. 405 с.
- Рибо, Т. Болезни личности/ Пер. и ред. П. П. Викторова.- СПб.: Образование, 1899. 168 с.
- Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного Просвещения (1802−1902 гг.). СПб.: б.и., 1902. — 734 с.
- Россолимо Г. И. План исследования детской души. Пособие для родителей и педагогов. М.: отпо-лит. т-ва И. Н. Кушнеров и Ко, 1906. — 90 с.
- Россолимо Г. И. Психологические профили. Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическомсостояниях. В 2 ч. 4.1. Методика. С.-Пб.: Типография М. А. Александрова, 1910.-52 с.
- Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. 2-е изд. — Иркутск, 1922. — 304 с.
- Румянцев Н.Е. Как изучалась и изучается душевная жизнь детей? // Душевная жизнь детей. Очерки по педагогической психологии/ Под ред.
- A.Ф. Лазурского, А. П. Нечаева. М.: Книгоиздательство «Польза», 1910. -с. 1−66.
- Румянцев Н.Е. Педология, ее возникновение, развитие и отношение к педагогике. — СПб.: О. Богданова, 1910. — 82 с.
- Румянцев Н.Е. Экспериментальное исследование личности. СПб.: тип. П. П. Соткина, 1907. — 36 с.
- Русских В.В. Олигофрении и смежные формы: Учеб. иллюстрир. пособие по курсу психиатрии. Изд.2-е доп. М.: Медицина, 1969. — 96 с.
- Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл.
- B.Я. Пилиновского. М: Прогресс, 1989. — 197 с.
- Сеген С. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. В.5-ти ч./ Пер. с фр. М. П. Лебедевой, под ред. В. А. Енько. ч.1 в сокр. изложении М. Ю. Гольдштейна. СПб.: М. Л. Лихтенштадт, 1903. — 319 с.
- Селенкин В Средняя школа в борьбе с проступками учеников. -Казань.: б.и., 1905. 37 с.
- Сикорский И.А. Душа ребенка. С кратким описанием души животных и души взрослого человека. Киев.: тип. С. В. Кульженко, 1909. — 159 с.
- Сикорский И.А. Книга жизни: Психологич. христоматия: Для школы и жизни. Southbury: Alatas, 1931. — 685 с.
- Сикорский И.А. О лечении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей. Изд. 2-е, доп. Киев.: Лито-типография т-ва Кушнерев и К0, 1904.-44 с.
- Сикорский И.А. Об умственном и нравственном развитии учащихся в средней школе в связи с здравоохранением / И. А. Сикорский. Киев: Лито-типография т-ва И. Н. Кушнерев и К0, 1901. — 36 с.
- Симонов И.С. Педагогический сборник за пятьдесят лет (1864−1914 гг.). Пг.: б.и., 1914. — 200 с.
- Система коррекционно-развивающего обучения в г. Москве// Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». Выпуск 5/ Отв. редактор Курнешова Л. Е. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000.-112 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения/ Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Справочник о вспомогательной школе и по школам физически дефективных детей. Сборник основных постановлений правительства, положений и инструкций Наркомпроса. М.-Л.: б.и., 1929. 46 с.
- Стребелева Е.А. К вопросу о создании в России единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей// Российск. педиатр, журнал 1998. — № 5. — с. 56−58.
- Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М.: АНН РСФСР, 1961.-535с.
- Толстой Л.Н. Пед.сочиения. М., 1989.- 259 с.
- Торбек В.М. Педологичесикий анализ системы Монтессори // Педология и воспитание/ Сб. под ред. А. Б. Залкинда. М., 1928. — С. 207−222.
- Трошин Г. Я Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. -Пг.: б.и., 1915.-т. 1.-276 с.
- Трошин Г. Я. Дети трудные в воспитательном отношении // Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. С.-Пб.: Изд-во П. П. Сайкина, 1913. — Т.2. — С. 234−246.
- Трошин Г. Я. Здоровье учащихся // Народное образование. С.-Пб.: Изд-во П. П. Сайкина, 1903. — № 9. — С. 55−72.
- Трошин Г. Я. Классификация детской ненормальности с выделением практически важных форм. — М.: тип. Штаба Моск. Воен. окр., 1914. — 38 с.
- Трошин Г. Я. Психопатология и педагогика // Русская школа за рубежом. Прага. — 1927−1928. — Кн.27. — С. 313−331.
- Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С-Петербурге в 1909 г. (1−5 июня). Отчет, сост. секретарем съезда М. И. Коноровым, при содействии секретарей Съезда А. И. Неклюдовой и Н. Е. Румянцева. Спб.:б.и., 1910. 401 с.
- Труды Второго Всероссийского съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, проходивший в Петербурге с 28 дек. 1895 по 5 янв. 1896 гг. Секция XII, отдел IV. -М., 1898. 459 с.
- Труды Первого Всероссийского съезда деятелей по охране детства, проходившего 2−8 фев. 1919 года в Москве. — М., 1920. — 74 с.
- Труды Первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования. Петербург. 1913−1914. Вып. 1−2 Петроград: О-во грамотности, 1915.-2т.
- Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С-Петербурге в 1906 г.(31 мая 4 июня). Отчет, сост. секретарем съезда М. И. Коноровым. — СПб.: б.и., 1906.-280 с.
- Труды Первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике в С-Петербурге с 26 по 31 декабря 1910 г. Отчет, сост. секретарем съезда Н. Е. Румянцевым. СПб.: Бюро Съезда, 1911. — 567 с.
- Труды Третьего съезда отечественный психиатров (27 дек. 1909 5 янв. 1910 гг.)-СПб., 1911.-765 с.
- Ульенкова У.В. JI.C. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 26−32.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Ученые записки МГПИ. Т. CXXXI. — М.,. 1959. — Вып.7. — 149 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1948−1952.
- Фельцман О.Б. Вспомогательные школы для психически отсталых детей. М.: Наука, 1912. — 164 с.
- Фельцман О.Б. К вопросу об организации нормальной и вспомогательной школы. Доклад, чит. в Моск. о-ве психиатрии и неврологии 12 фев.1913 г.-М.: тип. Штаба Моск. воен. окр., 1913. -С.3−16.
- Филип Ж. и Поль-Бонкур Ж. Психические аномалии учащихся/ Под ред. Рубакина. -М.: б.и., 1911. 118 с.
- Филипп Ж. и Поль-Бонкур Ж. Воспитание ненормальных детей. Основы воспитания физического, умственного и нравственного. Пер. с франц. д-ра Н.А. Багашева/ Под ред. и с предисл. В. Е. Игнатьева. — М.: Космос, 1911.-160 с.
- Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М.: Знание, 1991.-79 с.
- Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрений. М.: б.и., 1968. — 114 с.
- Фролкова Н.Г. Педагогические условия эффективности коррекционно-развивающего обучения младших школьников: Автореф.. канд. пед. наук. -Пенза, 2000.-166 с.
- Хейсерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка/ Перевод В. Я. Васильевой. М.: Просвещение, 1964. — 104 с.
- Чехов Н.В. Трудные дети. М., 1923. — 117 с.
- Шацкий С.Т. Избранные пед. сочинения: В 2-х т. Т.2/ Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — 416 с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 136 с.
- Школы для умственно отсталых за рубежом/ Ред. Т. А. Власовой, Ж. И. Шиф. М., Просвещение, 1966. — 235 с.
- Штерн В О психологических индивидуальных различиях // Книжки педагогической психологии. Вып. I-IV. 1905−1906. С.-Пб.: Типография П. П. Сойкина, 1906. — С.217−242.
- Экспериментальная педагогика в России в конце XIX начале XX веков (до Великой Октябрьской Социалистической революции). — М., 1968. — 281 с.
- Экспериментальная психология и изучение ребенка. Сборник статей. Пер. с англ./ Под ред. и с доп.С. В. Кравкова. М.: Новая Москва, 1927. — 110с.
- Эфрусси П.О. Профилактика хулиганства и школа.- М.: Государственное издательство РСФСР, 1928.-71 с.
- Эфрусси П.О. Школьная неуспеваемость и второгодничество. M.-JL: Госиздат, 1928. — 157 с.
- Юдин Т.И. Земская психиатрия в 1911г./ Цифровые итоги по данным отчетов земских псих, больниц за 1911 г. М.: тип. Штаба Моск. воен. окр., 1913.-11 с.
- Центральный государственный архив Российской Федерации (ЦГА РФ)
- Фонд 2306 Министерство просвещения РСФСР 1917−1988 гг. Опись 63. Дело 2232.
- Фонд 1575 Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей НАРКОМАТА Просвещения РСФСР, 1921−1930 гг. Опись 10. Дело 239.
- Фонд 482 Отдел охраны здоровья детей и подростков. Опись 11. Дело 6.
- Центральный архив общественных движений г. Москвы
- Фонд 2306, опись 1: Материалы Народного Комиссариата просвещения1922−1936.
- Фонд 2308, опись 1: Материалы Государственного Ученого Совета 1924−1930.
- Пересмотр учащихся московских школ: для умственно отсталых, трудновоспитуемых и психоневротиков (1936 год)1.кол-во учеников, оставленных в данных школах1. кол-во учеников, подлежащих обучению в обычной школе95%
- Пересмотр учащихся ленинградских школ: для умственно отсталых, трудновоспитуемых и психоневротиков (1936 год)44%56%1.кол-во учеников, оставленных в данных школах1кол-во учеников, направленных в обычные школы
- Пересмотр учащихся вспомогательных учреждений Омского края1936 год)38%кол-во учеников, оставленных в данных школах1. кол-во учеников, направленных в обычные школы
- Количество малоуспешных учеников в городских училищахг. Москва, 1908 год)9% 0,5%в 3 года прошли обучениев 4 года прошли обучениев 5 лет прошли обучениев 6 лет прошли обучение
- Количество малоуспешных учеников в городский училищах (г.Нижний Новгород, 1909 год)7% 0,5%32,5%в 3 года прошли обучениев 4 года прошли обучениев 5 лет прошли обучениев 6 лет прошли обучение
- Распределение отстающих детей по годам обучения в нормальной школена 1913/1914 учебный год)1. Девочки Мальчики
- Обучались в нормальной школе Обучались в нормальной школе
- Меньше года 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. Меньше года 1 г. 2 г. 3 г. 4 г.22 12 13 3 2 3 19 7 6 в процентах в процентах 40 22 24 5 4 8 50 18 16
- Распределение учащихся по возрасту
- Число учащихся в возрастедевочки мальчики 8л. 9л. 10 л. 11 л 12 л. 13л. 14л. 15 л. 9 л. 10 л. 11 л 12 л 13 л 14л. 15 л1 4 7 24 9 5 4 1 4 5 8 16 8 5 1
- В процентах В П1 эоцентах1,8 7,2 12,7 43,6 16,3 9 7,2 1,8 8,5 10,4 17 34 17 10,6 2,1