Становление образа себя в качестве будущего родителя
Василенко Т. Д. в своей статье «Особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш)» определяет термин «беременность» как один из этапов материнской сферы. По мнению ученого, одним из важных этапов беременности является состояние переживания беременности. Василенко Т. Д. опираясь на работы Василюка Ф. Е., говорит о том, что «переживание… Читать ещё >
Становление образа себя в качестве будущего родителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
http://
Становление образа себя в качестве будущего родителя
Введение
В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека имеет очень большое значение для развития для формирования теорий как в общей психологии, так и теоретических позиций в психологических отраслях «Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И. М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как „сколки с действительности“ — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде».
На сегодняшний день, если брать во внимание то, что в России идет активное повышение рождаемости, то проблема становления себя в образе родителя является как ни когда актуальной, а к тому же проблема становления себя как будущей матери. Эта проблема, интересует ученых занимающихся в разных отраслях психологической науки и не только в психологии. Но эта проблема так и остается до конца неизученной, хотя к ней обращались в своих исследованиях множество ученых как западных, так и отечественных.
В своей работе мы решили акцентировать своё внимание на проблеме становление образа себя в качестве будущего родителя и формирования образа матери в подростковом и юношеском возрасте в сознании девушки, так как, по нашему мнению, именно в этих онтогенетических периодах девочки начинают задумываться о свадьбе, мужьях и конечно же о детях.
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте.
Цель. раскрыть основные закономерности феномена родительства и материнства в научной литературе.
Задачи:
1) раскрыть суть феномен родительства и его компоненты
2) изучить факторы, влияющие на формирование родительства
3) раскрыть суть феномена материнства
4) изучить онтогенетические аспекты формирования материнства
5) рассмотреть особенности формирования представлений о себе как о будущей материи.
Методы. теоретический, изучение и анализ литературы, цитирование.
Глава 1. Становление образа будущего родителя материнство девушка юношество
1.1 Феномен родительства и его компоненты Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования.
Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которую Р. В. Овчарова [18,19] рассматривает с точки зрения системного и феноменологических подходов.
Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:
1) Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2) Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях: a) как сложную комплексную структуру индивида, b) как надындивидуальное целое
3) Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации: a) план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство, b) план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе, c) план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями, d) план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ
4) Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень — уровень общества; мезоуровень — уровень родительской семьи; микроуровень — уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.
Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:
1) Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.
2) Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться
3) Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя
4) Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.
Г. Г. Филипповой подчеркивается, что родительство — это не только"часть личностной сферы женщины и мужчины", но и системное образование, «включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации», а также систему детско-родительский взаимодействий и семейной педагогики.
Родительство — социальнопсихологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни.
В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры.
Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала это согласование происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребёнка начинает реализоваться на практике.
Развитая форма родительства характеризуется устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве.
На стадии развитой формы родительство включает в себя [19]:
1. Родительские ценности
2. Установки и ожидания
3. Родительское отношение
4. Родительские чувства
5. Родительские позиции
6. Родительскую ответственность
7. Стиль семейного воспитания Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.
Особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.
Родительские установки ожидания включают в себя три уровня презентации:
1. репродуктивные установки
2. установки и ожидания в детско-родительских отношениях
3. установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка.
По мнению Мэш Э., Вольфа Д. [14], родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.
Родительское отношение — относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоциональноценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. По утверждению Варга А. Я. [6], тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.
Родительские чувства — значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека. Родительские чувства противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях.
Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях.
Родительская ответственность — ответственность перед социумом и своей совестью. Родительская ответственность возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании.
Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты родительства.
У Варга А. Я. были условно выделены семь вариантов родительского стиля:
1. Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.
2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения
3. Автономный — родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.
4. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.
6. Потакающий — полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
7. Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.
1.2 Факторы, влияющие на формирование родительства Проведённый теоретический анализ литературы показал [18,19], что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, ещё не решён. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя.
В числе этих факторов наиболее изучены в отечественной психологии факторы воспроизводства. Наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности.
Что касается репродуктивного поведения человека, то В. В. Бойко выделяет здесь три группы факторов:
1. социально — психологическую адаптацию посредством рождаемости к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);
2. социально — психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);
3. социально — психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально — личностные свойства, ценности личности детей).
Если обратиться к кросскультурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи [13], то к факторам, определяющим таковые, можно отнести следующие группы условий:
1. совокупность общественно — экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и тому подобное);
2. совокупность факторов культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности);
3. совокупность естественногеографических условий.
Опираясь на положение Л. Ф. Обуховой о том, что поуровневый анализ позволяет раскрыть многомерность исследуемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:
1. макросистема, или уровень общественных влияний;
2. мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;
3. микросистема, или уровень собственной семьи;
4. индивидуальный, или уровень конкретной личности.
Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые можно подразделить на несколко уровней. Внутренние факторы — это особенности личности, это индивидуальность человека.
Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы — это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы — это факторы индивидуального уровня.
Общественное влияние необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования и с точки зрения опосредованного воздействия на формирование родительства.
Разные исследователи делают это по-разному. Например, А. И. Антонов рассматривает в качестве социального регулирования систему целенаправленных воздействий государственных органов, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики. Опосредованное же воздействие осуществляется через весь комплекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентаций и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и культуры.
Подводя итог, необходимо отметить, что в плане формирования родительства общественный уровень влияний задаёт для личности определённый образец родительства, даёт отправную точку, которые, будучи переломлены через особенности личности обоих супругов, их ценностно — мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало этому формированию в каждом конкретном случае.
Рассматривая влияние общества с точки зрения его осознания личности, необходимо отметить следующие: социальное регулирование системы общества по большей части осознаётся личностью, значит, формирование родительства в определённой мере возможного путём социального регулирования. Опосредованное воздействие осознаётся слабо, однако его влияние на складывание родительства более сильно.
Родительская семьяэто первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.
Как правило, родители для индивида — люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье. Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей. Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях.
С точки зрения И. В. Дубровиной, только семья — родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формирует у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.
Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца о антиидеала, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определённую модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства — это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.
На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары — мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребёнку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и её реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье[30].
Итак, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод: обобщая воздействия уровня собственной семьи на складывание родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:
1. направленность и индивидуальные особенности личности;
2. согласование модели родительства обоих супругов;
3. конкретные условия жизни супружеской семьи.
Внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, по уровню локализации его движущих сил:
o факторы макросистемы;
o факторы мезосистемы;
o факторы микросистемы.
Факторы макросистемы реализуют своё воздействие непосредственно, путём социального регулирования, и опосредованно, через весь комплекс социальных влияний.
Родительская семья служит первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения.
На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.
1.3 Феномен материнства Проблема материнства изучалась в русле многих наук, таких как медицина, история, биология, анатомия, физиология и множество других. Но в последнее время появился достаточно большой интерес к изучению этой проблемы. Рассмотрим некоторые взгляды относительно феномена материнства.
В толковом словаре Д. Н Ушакова, термин «материнство» определяется как «родственная связь матери с детьми» [21]
Ходырева Е.А. и Микова Т. С., в своей работе «Социально-психологический феномен девиантного материнства», как и Шнейдер в книге «Семейная психология» поясняют термин «материнство» как сложный феномен, имеющий свои физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности [28;29].
В. И. Бутман рассматривает термин «материнство» как процесс выстраивания между матерью и ребенком смысловых границ. По мнению ученого, основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, которая определяется переживанием материнства как динамического процесса, регулирующегося в системе материнско-детских взаимоотношений. 5]
Филиппова Г. Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен, как часть личностной сферы женщины, где обеспечиваются все условия для развития ребенка.
Таким образом, можно отметить, что не существует единого мнения в определение термина «материнство». Каждый ученый, занимающийся данной проблемой, имеет свой индивидуальны подход к трактовке данного термина. Однако, то, что ученые не пришли к единому мнению, не означает, что данная проблема не имеет свои направления в изучении.
Практически во всей литературе, большое значение отводится биологическим основам материнства. По словам Филипповой Г. Г., все исследования в изучении феномена материнства можно объединить в две большие группы, в которых мать и те условия которые она обеспечивает рассматриваются как организация тех сред, в которые способствовали более успешному развитию ребенка.
В биологических исследованиях материнства ученые выделяют три основных направления. Это:
— Этнологические исследования
— Психологические и физиологические исследования
— Сравнительно психологические исследования В этнологических исследованиях, как отмечает Филиппова Г. Г., материнство изучается с позиции оценки количества тех ресурсных затрат, которая использует родительская особь, для выявления эволюционных для формирования паттернов родительского поведения. В этом направлении особое внимание уделяется изучение материнского поведения у высших приматов на воле и вне воли.
Что касается психологического и физиологического аспекта материнства, то тут нельзя не отметить то, что традиционном в этом направлении является сравнительное изучение поведения животного и человека. По словам Филипповой Г. Г. здесь изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний и их роль в обеспечении эмоциональных особенностей материнско-детских отношений, а так же в развитии материнства. Ученый приходит к выводу о том, что гормональный фон создает условия для восприятия ситуации взаимодействия с ребенком, хотя интерпретация своих собственных состояний во время беременности и в раннем материнстве напрямую зависит от личностных особенностей, смысла беременности и семейной и социальной ситуации. По словам Филипповой Г. Г. большое значение уделяется сравнительным исследованиям гормонального фона, а так же материнскому поведению, динамике эмоциональных состояний во время беременности (например таких как тревожность, стрессоустойчивость, раздражительность, депрессивность, а особенно их обострения в первом и третьем триместрам беременности) и сепарации у разных видов животных и человека.
В сравнительно-психологическом исследовании главную роль играет сравнительное изучение материнства у животного и человека и возникновение такого феномена как «материнский инстинкт».
К психологическим основам материнства Филиппова Г. Г относит следующие направления в исследованиях:
— Феноменологическое
— Психолого-педагогическое направление
— Психотерапевтическое направление
— Материнство как часть личностной сферы женщины
— Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации
— Девиантное материнство Феноменологическое направление. Ученые, ведущие исследования в этом направлении выделяют и подробно описывают функции матери, особенности её поведения, установки и т. д. Как отмечает Филиппова Г. Г. именно в данных исследованиях ярко проявляется ориентация на возрастные особенности ребенка.
Психолого-педагогическое направление. В данном разделе, как самостоятельное направление можно выделить перинатальную психологию, которая занимается изучением проблем беременности, родов, послеродового периода. Как отмечается Филиппова Г. Г. в «этих исследованиях используется семейно-ориентированная психотерапия, включающая отца и других членов семьи в период ожидания ребенка, психологическая подготовка семейных пар к рождению и воспитанию ребенка, разрабатываются методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной и семейных пар с точки зрения оптимизации условий для развития ребенка (ориентация на «сознательное родительство»), психологические тренинги, практика «мягких родов», домашних, родов с мужем, родов в воде и т. п. Выделяются качества матери, особенности ее переживаний, эмоциональных и физиологических состояний, которые считаются оптимальными и на которые исследователи и практики ориентируются в построении своих программ"[24].
Психотерапевтическое направление. В этом направлении более фундаментально изучаются особенности матери и её влияние на нарушения психического развития ребенка.
Материнство как часть личностной сферы женщины. В этом направление работы ведутся в изучении удовлетворения женщиной своей материнской ролью, как стадии личностной и половой идентификации.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. В исследованиях этого направление материнство рассматривается с точки зрения личностного развития женщины. По словам ученых, одной из наиболее важных фаз, которая рассматривается в данном направлении, является беременность. Ей уделяется особенно важное значение. В исследованиях беременности, особо важное значение отводиться изучению поведения матери во время беременности, наличие стрессовых ситуаций, депрессивных состояний, психопатологические особенности, возникновение этих особенностей и их обострения в различные периоды. По словам Филипповой Г. Г. «В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанные с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности личностной адаптации как свойство личности, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье"[24]
Филиппова Г. Г. считает, что все исследования, проводящиеся учеными, свидетельствуют о том, что беременность можно назвать критическим периодом в жизни женщины. В ходе этого периода, происходит перестройка сознания женщины и меняется её взаимоотношение с окружающим миром. По словам ученого, особенно стрессовой для женщины является первая беременность, так как именно она является испытанием полоролевой идентичности. Именно в этот период начинают устанавливаться материнско-дочерние отношения и способность устанавливать адекватный контакт с партнером — отцом ребенка. Как отмечает Филиппова Г. Г., если женщина успешно проходит этот переход, то она достигает внутренней и внешней интегрированности, а так же приобретает новый социальный статус. Поэтому можно сделать вывод, который подтверждается словами Филипповой Г. Г., о том, что «Беременность — это важнейший этап в становлении материнской привязанности к ребенку.» [24]
В.И. Бутман, в своей работе, рассматривает беременность как «острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и её взаимоотношения с миром».
Скрицкая Т.В. утверждает, что «материнский инстинкт — это миф». Она не обнаружила никакого присущего всем матерям общего поведения, а напротив — чрезмерную изменчивость чувств в зависимости от культуры. Материнская любовь — это понятие, которое эволюционирует и наполняется в различные эпохи разным содержанием. Она указывает, что: «женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится ли в обществе материнство"[20].
Если обратиться к работам Васильевой О. С. и Могилевской Е. В., то можно отметить, что данные ученые рассматривают беременность «как экзистенциональную ситуацию, затрагивающую все жизненные основания женщины, обусловливающую глубокие изменения самосознания, отношения к другим и миру, считают ее „жизненным событием“, соблюдающим условия для личностных изменений и перестройки субъекта этого события».
Василенко Т.Д. в своей статье «Особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш)» определяет термин «беременность» как один из этапов материнской сферы. По мнению ученого, одним из важных этапов беременности является состояние переживания беременности. Василенко Т. Д. опираясь на работы Василюка Ф. Е., говорит о том, что «переживание — особая деятельность, направленная на перестройку психологического мира, на установление смыслового соответствия между сознанием и реальностью. Деятельность по переживанию возникает в ситуации, в которой невозможно реализовать внутренние необходимости жизни субъекта. Таким образом, можно утверждать, что переживание — «борьба против невозможности за создание возможности в ситуации жизненных мотивов». Так же, Василенько Т. Д, рассматривая теорию Василюка Ф. Е., говорит о том, что беременность можно рассматривать как критическую ситуацию, которая может быть как стрессовой, так и конфликтной и кризисной. Поэтому, по мнению ученого, беременность есть состояние переживания критической ситуации в жизни женщины.
Девиантное материнство. Это область исследования является наиболее острой. Как отмечают исследователи Ходырева Е. А. и Микова Т. С. «девиантное материнство — это поведение матери, не способствующее сохранению здоровья ребенка, а, наоборот, нарушающее и затрудняющее нормальный процесс его развития». Таким образом можно сказать, что исследователи в направлении изучения девиантного материнства изучают не только проблемы связанные с матерями отказывающимися от своих детей, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений. В результате исследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей, проведенного Брутманом В. И., Панкратовой М. Г., Ениполовым С. Н., оказалось, что в формировании психологических установок на материнство у молодых женщин важное значение имеет образ собственной матери. «Отказницы» с детства приобретали негативный опыт: отмечали плохие отношения с матерью и подвергались психологической депривации. Как отмечает Филиппова Г. Г. «Одним из направлений изучения девиантного материнства является анализ особенностей матерей, которые были лишены возможности адекватного взаимодействия с детьми на первых этапах становления материнско-детской взаимосвязи (сепарация в связи с нарушением процесса родов, неонатальной патологией, преждевременными родами)».
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение феномена материнства ведется в разных направлениях, где каждый ученый интерпретирует его со своей точки зрения и с той области изучения в которой он занимается.
1.4 Онтогенетические аспекты формирования материнства Филиппова Г. Г. по результатам своей работы по изучению проблем материнства указывает на шесть этапов в развитие материнской сферы в онтогенезе. Это:
1) Этап взаимодействия с собственной матерью в онтогенезе.
2) Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.
3) Этап няньчания.
4) Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае — материнской) сферы поведения.
5) Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
6) Завершающий этап развития материнской сферы.
Этап взаимодействия с собственной матерью. Филиппова Г. Г. говорит о том, что этот этап включает в себя пренатальный период, на котором идет активное взаимодействие матери с ребенком. Автор указывает на то, что именно на данном этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия. Ученые отмечает так же то, что на этом этапе становления онтогенетической сферы материнства происходит активное возникновение эмоциональной реакции матери на важные стимулы, которые относятся к первому компоненту гештальта младенчества, а так же возникают некоторые элементы операционального состава материнской сферы, так называемые baby tаlk, то есть мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества.
Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. Как указывает автор, на этом этапе идет активное формирование и развитие неспецифических для материнской сферы мотивационной основы. Как говорит Филиппова Г. Г., специфическим отличаем данного этапа является то, что у человека формируется и развивается процесс сюжетно-ролевой игры с куклами, игры в дочки-матери, которые в последствии становятся основными компонентами, которые способствуют развитию материнской сферы женщины.
Этап няньчания. На этом этапе идет формирование и развитие значения ребенка как объекта деятельности, потребности в его защите и охране, заботы о нем, а так же закладывается третья потребность- «потребность в материнстве». Как говорит ученый, «Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5−6 лет до начала полового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние на формирование всех компонентов материнской сферы и делает данный этап одним из ведущих (наравне с первым) в ее развитии как на предчеловеческой, так и на человеческой стадиях развития» Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае — материнской) сферы поведения. Филиппова Г. Г. говорит об этом этапе онтогенетического развития то, что он имеет существенные видовые различия на предчеловеческой стадии развития и самостоятельную специфику на человеческой стадии развития. Он так же связан с осознанием половой и материнской сферы и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения.
Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Как отмечает Филиппова Г. Г, этот этап включает в себя несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы, который основан на динамике третьего компонента гештальта младенчества. Автор в описании этого этапа в развитии ссылается на работы такого ученого как Брутман В. И., который говорит о том, что «При сравнительном изучении переживания беременности у „благополучных“ беременных и женщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижение выраженности симптоматики беременности характерно для отказниц. Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения к беременности и материнству. При анализе отношения к беременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка». Так, ученый говорит о том, что наиболее важным периодом в беременности является этап шевеления ребенка. По поэтому он выделяет шесть этапов стилей переживания шевеления ребенка:
1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных по сроку размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, появление раздражительности, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16−20 недель, сопровождается положительными эмоциями, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями, дифференцированно интерпретируются особенности двигательной активности ребенка.
2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или маленьких по сроку размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. Характер шевеления интерпретируется с точки зрения возможных нарушений в развитии ребенка.
3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.
4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.
5. Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.
6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т. п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.
На основе этих стилей переживания шевеления ребенка, ученый выделяет четыре реакции матери на эти шевеления:
1. Адекватная реакция матери: на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу «делового сосредоточения и уверенности»; положительные эмоции матери по интенсивности адекватны контексту взаимодействия; в процессе устранения отрицательных состояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и высказывания, демонстрирует стимулы, «продвигающие» к моменту удовлетворения потребности ребенка.
2. Усиление эмоций ребенка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорического переживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворении потребностей ребенка мать синтонирует его состояние.
3. Игнорирование эмоций ребенка. Выражается в поведении по типу «формального общения», может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребенка и процесс взаимодействия.
4. Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребенка и процесс взаимодействия.
Также Филиппова Г. Г. отмечает, что можно выделить три основных этапа эмоционального сопровождения матери в период шевеления ребенка, это: 1) развивающий; 2) «следование за гештальтом младенца»; 3) неадекватный По словам Филипповой Г. Г. описанные стили эмоциональной реакции на процесс взаимодействия с ребенком во время беременности позволяют широко оценить особенности эмоционального отношения матери к своему будущему ребенку.
Завершающий этап развития материнской сферы. Этот этап особенно характеризуется тем, что у матери организуется эмоциональная привязанность к ребенку, интересом к развитию и изменению происходящем в субъективном мире ребенка. «Это происходит на основе динамики эмоционального реагирования матери на онтогенетическое изменение третьего компонента гештальта младенчества. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста с характеристиками гештальта младенчества и происходит пролонгация потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери».
1.5 Становление образа матери
Представление о родительстве — это наглядный образ явления родительства, возникающий на основе опыта, который имеется у человека (прежде всего это в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении.
Ученые отмечали, что представление о родительстве, в своём роде, является фантазией, так как явление родительства в реальности не существует, а существует лишь образ, который зарождается у человека при помощи эмоций, которые могут быть связанны с процессом воспитания детей в семье или же отдельные и общие когнитивные схемы.
В мечтах у юношей и подростков формируется образ идеального родителя, который может быть основан на «тяжело» прожитом детстве или же наоборот на положительном примере своих родителей. У некоторых же он формируется на основе социокультурных образцов.
Как отмечает. Овчарова Р. В, представление об идеальном родителе можно рассмотреть на трех уровнях:
1) Уровень общества, то есть влияние общественных факторов на представление об идеальном родителе
2) Уровень собственной семьи, то есть влияние семейных условий на представление об идеальном родителе
3) Индивидуальный уровень (уровень личности), то есть влияние личностного фактора на представление об идеальном родительстве.
Как говорит в своей работе Овчарова Р. В «мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной».
Но Овчарова Р. В. указывает на то, что в зависимости от полноты и неполноты семьи и влияние в этой семье матери на ребенка идеал матери у ребенка формируется по разному.
Как показывают исследования Литвиновой А. В., «дети из полной семьи с согласованием образов родителей воспринимают обстановку в семье как благоприятную, с низкой конфликтностью и враждебностью. Они очень зависимы от родителей, испытывают чувство неполноценности в семье, и имеют недостаточно развитые навыки общения. Поэтому они стараются принять на себя субъектную позицию оценщика направленную на удовлетворение собственных желаний и оценку действий других людей» [12]
Как отмечает ученый, такие дети воспринимают родителей как тех людей, которые ориентированы на семью, на других детей в семье. Мать, в такой семье, занимает позицию лидера, является реализатором семейных ролей. «Показатель лидерства как индикатор включенности в орбиту матери подавляет субъектную активность детей; в результате дети становятся слишком зависимыми от родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаются со сверстниками и имеют недостаточно развитые навыки общения».
«В группе детей из полной семьи с рассогласованным образом родителей преобладает роль субъекта — исполнителя по типу аккомодации, обеспечивающая защиту в случае нестабильных отношений. Ребенок ищет пути к созданию ситуации, которая устраивала бы родителей и также была выгодна или не противоречила его потребностям, принимает на себя функцию исполнителя в общении с родителями. Сохранить их любовь и свою значимость в семейной ситуации — вот что является смыслом данного типа поведения. Роль субъекта-координатора по типу аккомодации дает нам представление об активной позиции ребенка, которая формируется совместно со взрослым, под его руководством, учит усваивать логику действий». По мнению ученого, обычно, в таких семьях, уровень конфликтной ситуациисредний, а уровень чувства неполноценности в семейной ситуации — низкий. Этот показатель очень важен и является определяющим в развитии личности ребенка.
В неполных семьях, по мнению Литвиновой А. В. образ матери значительно связан с общительностью и любознательностью, с братом или с сестрой.
По мнению ученого, образ материя образ матери является особенно важным для детей в неполных семьях, так как дети очень часто ориентируются на образ матери в качестве модели для подражания. Поэтому важными личностными качествами, для детей из таких семей, являются такие качества как лидерство, агрессивность, отгороженность.
Если же говорить, о становлении образа уже себя как матери у девушек, тот тут нельзя не отметить, что важную роль, здесь, играет готовность девушки стать матерью. Как отмечает в своей статье, И.Ю., Хамитова, ведение себя как матери, не приходит к девушке не до беременности, не во время беременности, ни даже после родов. Как говорит ученый, женщина для становления образа матери «проходит целый путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы». Как отмечает ученый, развитие формирования образа себя как матери зависит от опыта взаимодействия и общения с собственной матерью, а так же важным фактором является телесное взаимодействия ребенка и матери после родов, в ходе которых возникает привязанность между матерью и ребенком. Хамитова И. Ю. отмечает, что важным периодом в становлении образа себя как матери является период беременности. По словам ученого, именно в это время у женщины происходит «вживание» в роль матери.
Вывод по главе Рассмотрев психологические исследования в области становления образа себя как будущей матери, можно сделать вывод о том, что формирования себя, в качестве будущей матери по словам большинства ученых происходит во время беременности. Как отмечают ученые, именно в данный период у женщины происходит наиболее явное сближение с ребенком, что и способствует формированию себя как будущей матери.
Заключение
Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что родительство — это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.
Подводя итог работе, можно отметить, что «материнство», по мнению большинства ученых, занимавшихся данной проблемой, это некая связь возникающая между матерью и ребенком. Но многие ученые разошлись в мнении о том, когда же эта связь все-таки возникает. Некоторые ученые отмечали то, что эта связь формируется во время беременности, а другие же говорили, что она формируется уже после родов, уже при непосредственном взаимодействии матери и ребенка. Восприятия себя, как будущей матери, у девочек в основном формируется за счет идеализирования своих матерей. В большинстве случаев, девочки ставят в пример своего будущего материнства, то, какая была их мама. Ученые отмечают, что девочки берут в пример положительные качества своих мам и стараются перенести этот образ на свое будущее материнство. Так же, не малую роль в становлении себя как будущей матери играет социокультурный фактор.
1. Акутина С. П. Формирование у старшеклассниковсемейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф… д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2010.
2. Бойко В. В. Семейная психология. — СПб., 1989 — 264с.
3. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психол. журн. 2000. Т.21. № 2 с. 79 — 87
4. Брутман В. И., Ениколопов С. Н., Панкратова М. С. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей// Вопросы психологии. 1994. N 5.с. 31−36
5. Брутман В. И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996 с. 69 — 70
6. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук/ МГУ, М., 1986. с.206
7. Васильева Т. Н. Самочувствие на разных сроках беременности// Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. № 1 с. 20−22
8. Василенко Т. Д, Денисова О. В. Особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1
9. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. … канд. психол. наук. Казань, 2004. с. 22
10. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности // Под общей ред. доктора психологических наук, профессора Ю. М. Забродина. — М.: НАУКА, 1986. с. 136
11. Захарова Е. И., Торчинова Ю. А. Условия становления материнской идентичности// «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы», 2011 № 4(4) с.38−49
12. Литвинова А. В. «Родители и дети. Роль образов родителей в становлении личности ребенка». — М.: 2004 — 328с.
13. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988 — 429с.
14. Мэш Э., Вольф Д., Нарушения психики ребенка. С-Пб., 2003 —— 384 с
15. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству// Вопросы психологии, 2000, N 5. с. 18−28
16. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребёнок. — М., 1999 — 168 с.
17. Овчарова Р. В. «Родительство как психологический феномен: учебное пособие"-М: московский психолого-социальный институт, 2006 г. -496 с.
18. Овчарова Р. В. Психология родительства.- М.: Академия, 2005; 368с.
19. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Гардарики, 2002 — 319с.
20. Скрицкая Т. В. «Вестник Кемеровского Государственного Университета» № 2 (22). Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005.
21. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935;1940.
22. Филиппова Г. Г. «Материнство: сравнительно-психологический подход» // Психологический журнал. — 1999. — № 5. с. 81 — 88
23. Филиппова Г. Г. «Материнство и основные аспекты его исследования в психологии» // Вопр. психол. — 2001. — № 2.с.22−37
24. Филиппова Г. Г. «Психология материнства: учебное пособие». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
25. Филиппова Г. Г. Перинатальная психология: история, современное состояние и перспективы развития. М., 2006. — С. 346−352.
26. Хамитова И. Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности. // «Журнал практической психологии и психоанализа» 2005 г № № 4
27. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. — М., 1993; 168с.
28. Ходырева Е. А. и Микова Т. С «Социально-психологический феномен девиантного материнства» из книги «Психологические проблемы современной российской семьи»: 3 часть-М:, 2005;560с
29. Шнейдер Л. Б. «Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.» — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006—768с.
30. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 2009 — 192с