Этапы проведения социометрического исследования
Вопросы должны быть сформулированы на конкретных ситуациях деятельности. Это значит, что вопросы нужно соотносить с конкретными ситуациями работы, развлечений, общения, актуальных для членов исследуемой группы. Вопросы могут предполагать:• выбор: «С кем бы вы хотели участвовать в той или иной деятельности, оказаться в той или иной ситуации?»; Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы… Читать ещё >
Этапы проведения социометрического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процедура проведения социометрического исследования включает следующие этапы:
- • сбор предварительной информации о группе, формулирование адекватных критериев выбора;
- • подготовка социометрической карточки;
- • проведение социометрического опроса;
- • построение социометрической матрицы;
- • построение социограммы;
- • расчет социометрических индексов;
- • анализ и интерпретация полученных данных.
Социометрическая карточка
После сбора предварительной информации о группе процедура проведения самого социометрического исследования начинается с подготовки социометрической карточки. Социометрическая карточка — это специальный лист-протокол, который получает каждый участник и куда он заносит свои ответы.
Социометрическая карточка включает в себя:
- • мотивационную часть, разъясняющую участникам смысл проводимого исследования. Можно, например, указать, что психологической службе важно знать о том, насколько группа сплоченная и представляет собой команду, что на основе этих результатов будет строиться тренинговая работа с ней и т. д. Желательно указать, что результаты будут представлены в обобщенном виде, как описание группы в целом, без упоминания имен;
- • инструкцию испытуемым, описывающую технику ответов на вопросы;
- • вопросы, составленные по выбранному в соответствии с целью исследования социометрическому критерию. Социометрический критерий должен требовать от субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности. Социометрические критерии могут различаться по силе-слабости. Сила критерия определяется значимостью предлагаемой ситуации. Чем выше субъективная значимость предполагаемой совместной деятельности, тем сильнее критерий. Самый сильный критерий касается общего эмоционального состояния членов группы в случае распада группы в будущем, например: «С кем из членов вашего класса вы хотели бы остаться в том случае, если он будет расформирован?»;
- • аутосоциометрический критерий направлен на выявление адекватности представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы. Пример вопроса, составленного по аутосоциометрическому критерию: «Как ты думаешь, кто из одноклассников захотел бы учиться с тобой в новом классе, если бы ваш класс был расформирован?»
Рекомендации по составлению вопросов
- 1. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны и значимы если не для всех, то для большинства членов группы.
- 2. Вопросы должны быть сформулированы на конкретных ситуациях деятельности. Это значит, что вопросы нужно соотносить с конкретными ситуациями работы, развлечений, общения, актуальных для членов исследуемой группы.
- 3. Вопросы могут предполагать:
- • выбор: «С кем бы вы хотели участвовать в той или иной деятельности, оказаться в той или иной ситуации?»;
- • отклонение: «С кем бы вы не хотели участвовать?..»;
- • аутосоциометрический выбор — отклонение: «Как вы считаете, кто бы вас выбрал (не выбрал)?..».
Вопросы могут быть сформулированы на основе делового или эмоционального критерия.