Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Подход к мышлению в основных психологических школах и направлениях – вюрцбюргская школа, бихевиоризм, гештальт-психология, теория Пиаже, теория Выготского, когнитивная психология

Доклад Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В 20-е — 40-е годы 20 в. важный вклад в теорию онтогенеза мышления сделали исследования отечественного ученного Л. С. Выготского и его последователей (П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец и др.)Согласно теории Л. С. Выготского, высшие психические функции, возникают в процессе общения, совместной деятельности как функции, «разделенные между людьми», и лишь позднее становятся индивидуальными функциями… Читать ещё >

Подход к мышлению в основных психологических школах и направлениях – вюрцбюргская школа, бихевиоризм, гештальт-психология, теория Пиаже, теория Выготского, когнитивная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На данном этапе умственные операции становятся обратимыми.

4.Стадия формальных операций (от 11−12 до 14−15 лет) характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Привлекательными сторонами концепции Пиаже являются выделение конкретных стадий развития интеллекта, тщательная разработка «клинического» метода исследований. Теория развития мышления Л. С. Выготского.

В 20-е — 40-е годы 20 в. важный вклад в теорию онтогенеза мышления сделали исследования отечественного ученного Л. С. Выготского и его последователей (П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец и др.)Согласно теории Л. С. Выготского, высшие психические функции, возникают в процессе общения, совместной деятельности как функции, «разделенные между людьми», и лишь позднее становятся индивидуальными функциями. Развитие мышления рассматривалось как процесс усвоения ребёнком общественно — исторически выработанных умственных действий и операций. В развитии мышления особое место принадлежит изучению процесса формирования понятий, который представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления. Ведь известно, что понятия не даны ребенку с рождения, но как же тогда формируются и развиваются понятия? Л. С. Выготский был одним из первых, кто детально исследовал этот процесс. Им было экспериментально установлены этапы, через которые проходит образование понятий у детей:

Первый этап — образование неупорядоченного множества отдельных предметов, их сцепления, обозначаемого одним словом, который распадается на три ступени: выбор и объединение предметов наугад, выбор на основе пространственного расположения предметов, их приведение к одному значению ранее объединенных предметов. Второй этапобразование понятий-комплексов на основе объективных признаков: ассоциативный комплекс, коллекционный, цепной и псевдопонятие (когда внешне — понятие, внутренне — комплекс).Два первых этапа характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Третий этапэтап формирования настоящих понятий: умения выделить, абстрагировать элементы, а затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. К этому мышлению ребенок приходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения наукам. Когнитивная психология.

Когнитивная психология — направление в зарубежной психологии в 20 веке, в которой теория мышления рассматривалась как система обработки информации, что связано с появлением электронно-вычислительных машин. Представители теории: У. Найсер, А. Ньюелл, М. Минский, Дж. Миллер, Ю. Галантер и др.

первоочередной задачей считали проследить движение потока информации в &# 171;системе" (т.е. в мозге).Основными понятиями этого подхода являются те, что касаются когнитивной деятельности: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма. Исследователи данного направления заметили, что операции, которые выполняют ЭВМ, аналогичны когнитивным процессам: ЭВМ получает информацию, манипулирует символами, сохраняет в «памяти» элементы информации и снова их извлекает, классифицирует, распознает и т. д. Таким образом, появление ЭВМ послужило подтверждением того, что когнитивные процессы можно исследовать и понять. Как видим, многообразие школ и направлений в психологии породило и многообразие теорий мышления, в которых мышление рассматривалось, как: как целенаправленная деятельность (Вюрцбурзкая школа); как акт переструктурирования ситуаций (в гештальтпсихологии); мышление — как поведение (бихевиоризм); как мотивационный процесс (психоанализ); мышление (интеллект) — как биологический процесс (теория Ж. Пиаже); как система обработки информации (в когнитивной психологии); как процесс усвоения детьми исторически выработанных умственных действий и операций (теория Л.С. Выготского) и др.

Список литературы

Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с. Гиппенрейтер Ю. Б.

Введение

в общую психологию.

Курс лекций. 2-е изд. — М.: 2008. — 352 с. Дункер К., Психология продуктивного (творческого) мышления, в кн.: Психология мышления, пер. с нем.,.

М. 1965. — С.86−234Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идея в философии.

№ 16, СПб., 1914. — С.75−124Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 232 с. Обухова Л. Ф. Концепция Ж.

Пиаже: За и против. М., 198. — 192 с. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966. ;

300 с. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М., 1969. — 659 с. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л.

Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2010. ;

720 с. Волков Ю. Социология. Учебник — Издательство: Кно.

Рус, 2011. — 320 с. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962.

— 504 с. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272с. Уотсон Д. Б. Психология как наука о поведении.

Режим доступа [электронный ресурс]:

http://www.docme.ru/doc/327 630/uotson-d.-psihologiya-kak-nauka-o-povedenii. Дата обращения: 01.

12.2014.

Шеварев П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. М., 1959. — 303 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
  2. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. 2-е изд. — М.: 2008. — 352 с.
  3. К., Психология продуктивного (творческого) мышления, в кн.: Психология мышления, пер. с нем., М. 1965. — С.86−234
  4. О. Современная психология мышления // Новые идея в философии. № 16, СПб., 1914. — С.75−124
  5. У. Познание и реальность. М., 1981.- 232 с.
  6. Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. М., 198. -192 с.
  7. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966. — 300 с.
  8. . Избранные психологические произведения. М., 1969. — 659 с.
  9. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2010. — 720 с. Волков Ю. Социология. Учебник — Издательство: КноРус, 2011. — 320 с.
  10. Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. — 504 с.
  11. О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272с.
  12. Д.Б. Психология как наука о поведении. Режим доступа [электронный ресурс]: http://www.docme.ru/doc/327 630/uotson-d.-psihologiya-kak-nauka-o-povedenii. Дата обращения: 01.12.2014
  13. П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. М., 1959. — 303 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ