Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Трудоустройство работников из Средней Азии на территории РФ в сфере строительства

ДокладПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Миграция на территорию Российской Федерации осуществляется по приглашениям или разрешениям на работу. Количество таких мест ограничено специальными квотами, но есть исключения: на некоторые из профессий такая квота не требуется. Согласно перечню профессий, утвержденному приказом № 568 Министерства труда Российской Федерации, «на них не действуют ограничения по иностранным работникам». Перечень… Читать ещё >

Трудоустройство работников из Средней Азии на территории РФ в сфере строительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения императора Александра I

Кафедра «Экономическая теория»

Секция «Правоведение»

Научный доклад на «Неделю науки» на тему

«Трудоустройство работников из Средней Азии в сфере строительство»

Выполнили:

группа ВВБ-211

студент Иваненко Дмитрий Юрьевич группа ВВБ-211

студент Петров Владимир Михайлович Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент Наумов Игорь Анатольевич Санкт-Петербург

Актуальность темы

доклада

Степень разработанности темы

Цели и задачи доклада

Структура доклада

§ 1. Законодательство Российской Федерации по применению иностранной рабочей силы: историко-правовой анализ.

§ 2. Проблемы и перспективы привлечения работников из Средней Азии в сфере строительства.

Заключение

Список используемой литературы

Актуальность темы

доклада

Все события, которые произошли с нашим государством в конце XX столетия, стремление политиков сделать из нашей страны правовое государство, демократизация, сокращение темпов роста экономики, развитие различных молодёжных организаций, произвол органов местного самоуправления, уменьшение числа рабочих мест и многие другие причины сделали эту тему очень актуальной в последние годы. В связи с развитием Таможенного союза этот вопрос будет всё более важным с каждым годом. Сейчас очень ожесточённые споры вызывает необходимость работников из Средней Азии.

Степень разработанности темы

Вопросы трудоустройства работников из Средней Азии в Российской Федерации начали интересовать современных людей относительно недавно, но с каждым годом этот вопрос привлекает всё большее внимание лиц разных возрастных, этнических и политических групп.

Цели и задачи доклада

Целью доклада является рассмотрение темы трудоустройства работников из Средней Азии в сфере строительства. Задачами данной работы являются рассмотрение законодательства Российской Федерации по применению иностранной рабочей силы (историко-правовой анализ) и рассмотрение проблем и перспектив привлечения работников из Средней Азии в сфере строительства.

Структура доклада

Данный научный доклад включает в себя введение, параграфы, заключение, список литературы, презентацию.

§ 1. Законодательство Российской Федерации по применению иностранной рабочей силы: историко-правовой анализ

Ухудшение политической и идеологической ситуации в СССР с 1970;1980;х годов привело к отъезду русскоязычного населения и массовой миграции из стран Средней Азии. Это волна миграции была необычна тем, что мигранты имели заведомо низкий статус, чем местные жители, поэтому они расселялись в сельской местности и небольших городах. Основными регионами для переселения в то время стали Ставропольский край и другие южные районы России. С 1992 года в Россию стали переезжать и представители коренного среднеазиатского населения, которые не имели причин опасаться за свою жизнь. Следующая волна мигрантов начала покидать страны Средней Азии в 1995;1998 годах в связи с безработицей, разрухой, политической нестабильностью. Третья волна миграции связана с 1998;2003 гг. Причиной этой миграции стал крайне низкий уровень жизни в странах Средней Азии. Мужчины, которые были способны работать, отправлялись в Россию, чтобы получить какой-то доход и отправить его к себе в семью. Первыми были мигранты из Таджикистана, позднее к ним присоединились и мигранты из стран Киргизии и Узбекистана.

Михаил Леонидович Тюркин в своей книге «Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ» привёл основные этапы развития паспортно-визовой системы России":

Естественно, что из всего сказанного вытекает простой вопрос — сколько мигрантов сейчас находится в нашей стране? Ответ прост — «точного ответа на этот вопрос нет». Несмотря на все утверждения Федеральной Миграционной Службы о чётком контроле над миграцией из ближнего зарубежья, истинного числа нелегальных мигрантов в Российской Федерации не знает никто.

Государственная дума сообщила, что по собственным данным Федеральной Миграционной Службы, в России находится около 1,3 млн. «легальных» мигрантов, и около 4,4 млн. — неизвестных, из которой около 3,5 млн. — подозреваемые «нелегальные мигранты». Многие эксперты говорят другие числа — 1−2 млн. человек. Но еще в 2005 году в докладе Регионального бюро Программы Развития ООН «Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии» число мигрирующих из Киргизии в Российскую Федерацию оценивалось от 200 до 500 тыс. человек, из Узбекистана в Российскую Федерацию — от 300 тыс. до 1,5 млн. Количество мигрантов из Таджикистана в Российскую Федерацию — от 600 тыс. до 1,5 млн. человек. Причём из общего количества мигрантов большинство составляли нелегалы.

Министерство Внутренних дел РФ сообщило, что число мигрантов из Средней Азии близко к числу жителей среднестатистической европейской страны.

Работники Всемирного банка, отслуживающие денежные переводы из нашей страны в страны ближнего Востока, обнаружили, что численность населения нашей страны увеличилась по сравнению с переписью населения 2010 года на 1,2%, а сумма общих переводов составила около 2% от всего ВВП РФ.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в нашу страну въезжает нелегально большое количество мигрантов. К тому же, согласно Конституции РФ ст. 62 ч.3., «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Конечно, наше Правительство пытается с этим как-то бороться. Так, например, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями) «2.Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового».

Миграция на территорию Российской Федерации осуществляется по приглашениям или разрешениям на работу. Количество таких мест ограничено специальными квотами, но есть исключения: на некоторые из профессий такая квота не требуется. Согласно перечню профессий, утвержденному приказом № 568 Министерства труда Российской Федерации, «на них не действуют ограничения по иностранным работникам». Перечень этих профессий пересматривается каждый год и, как правило, закрыт для доступа. Вот некоторые из этих профессий: цирковые артисты, артисты балета, оркестры; руководители фирм; режиссеры; дирижеры; звукооператоры; художники-постановщики. Иностранные граждане при въезде на территорию Российской Федерации обязаны подавать документы в Федеральную Миграционную Службу. Подавать документы можно в электронном и печатном виде. Подачу документов может осуществлять сам как сам мигрант, так и руководитель организации, которая принимает его на работу. Организация также должна иметь разрешение на прием иностранных граждан на работу. Работодатель перед приёмом на работу иностранца должен иметь следующие документы:

1.Разрешение территориальной службы занятости о необходимости и целесообразности принять на работу иностранного работника. Для получения данного разрешения, необходимо предоставить сведения о предприятии, о количестве работающих иностранных специалистов и их должностях или профессиях, а также необходимо обосновать необходимость в привлечении специалистов из других государств.

2. Разрешение использовать труд привлеченного иностранного работника. Этот документ можно получить на 1 год или больше (по договорённости).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями) регламентирует наказание за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации. «1.Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации»

Следует отметить, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданство в форме самостоятельного выезда не применяется за «Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации»

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями) статье 18.9 «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», административный штраф на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей может быть возложен за приглашающую или принимающую стороны либо юридического лица должностным, обеспечивающего обслуживание лица без гражданства при пребывании его на территории РФ или транзите через территорию РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Нелегальное проникновение мигрантов через границу на территорию Российской Федерации осуществляется различными способами. Самым популярным считается проникновение на транспортных средствах. Согласно Кодексу об Административных правонарушениях статье 18.14. влечёт наложение штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на физическое лицо в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Как нам кажется, большинство мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и других стран Средней Азии устраивают на работу в сферу строительства. Это связано не только с нехваткой дешёвой российской рабочей силы, во многом это связано с дешевизной рабочей силы из Средней Азии. Именно поэтому работодателю выгоднее принимать на работу гражданина ближнего зарубежья. К несчастью, не все работники из этих стран работают официально, и не всегда имеет в наличие положенная документация. Это предусмотрено в Кодексе об Административных правонарушениях Российской Федерации. Так, согласно Статье 18.10. о незаконном осуществлении иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть наложен на иностранных граждан или лиц без гражданства за осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации без должного патента, либо разрешения, если такое разрешение или патент требуется согласно с федеральным законом. Также административный штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть наложен на иностранных граждан или лиц без гражданства за повторное, в течение года, нарушение, предусмотренное частью 1 данной статьи.

Согласно Кодексу об Административных правонарушениях статье 18.15. о незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, за данное правонарушение также полагается наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

§ 2. Проблемы и перспективы привлечения работников из Средней Азии в сфере строительства

азия мигрант работник строительство

Последнее время миграция работников из средней Азии стала важным явлением для России. Причин этому множество. Они складываются из экономических и социальных проблем в родной стране мигранта, от политической и экономической обстановки на территории РФ, от религиозных соображений определенных регионов нашей страны и многого другого.

Если смотреть на трудовую миграцию глобально, становится очевидным — данному процессу явно не 10−20 лет. Поэтому полагать, что он прекратится поколением современных трудовых мигрантов — глупо. Данный процесс будет продолжаться, лишь видоизменяясь под новые реалии.

Современная же трудовая миграция на территорию РФ — процесс непрямолинейный, сложно контролируемый. На него оказывают свое влияние такие факторы, как: региональные особенности, государственная политика близлежащих стран, а также менталитет жителей России и тех, кто сюда приезжает.

На сегодняшний день государство не справляется с контролем миграционных потоков на территорию РФ. Система квот для трудовых мигрантов слишком трудна, поэтому процесс выдачи разрешения на работу себя не оправдывает, т.к. ее прозрачность должным образом не обеспечена теме мерами и законами, которые применяются в этой области российским правительством, что ведет к различным злоупотреблениям и коррупции. Поэтому все действия по контролю точного количества трудовых мигрантов на территории нашей страны в той или иной области, а также регулирования этой цифры при определенной необходимости, приводят к искажению истинного положения вещей в стране. Что порождает массу проблем, как в самом строительстве, так и в других сферах жизни, в том числе на бытовом уровне: большая текучесть рабочих кадров, отсутствие высококлассных специалистов, что ведет к низкому качеству выполняемых работ; высокий уровень преступности; разжигание межнациональной розни. По определенным оценкам около пяти миллионов мигрантов трудятся незаконно.

На данный момент следует трудиться над повышением квалификации граждан РФ, а также следует подумать над вопросом — какие трудовые ресурсы привлекать из-за рубежа, какие последствия социально-экономического характера мы понесем. Совсем скоро тема приезжих затронет профсоюзы. А ведь общественное мнение сильно зависит от государственной политики.

Ситуация стала улучшаться в 2011 г., когда в РФ была введена абсолютно новая система приобретения разрешения на трудовую деятельность для приезжих из средней Азии — патенты. Она включает в себя налог (выплаты на прибыль) на тот срок, на который таджик или узбек собирается трудоустроиться у работодателя. Выдача патентов производится территориальными органами ФМС. Данная система значительно облегчила процесс выдачи разрешения на работу и стала более понятной для самих мигрантов, что помогло значительно снизить процент нелегальных рабочих.

В 2015 г. были приняты определенные изменения в системе получения патентов, теперь необходимо получать нужные для трудовой деятельности документы у юридических и физических лиц отдельно. Также в новых поправках обозначено, что в случае приобретения нового патента надобность в выезде из РФ, через год после въезда, отпала. Теперь трудовой мигрант может продлить срок пребывания еще на один год, но уже по окончании второго года — придется уехать.

Какие бы споры и разногласия не шли на данную тему, все же стоит признать, что трудовая миграция необходима. И дело даже не в толерантности и уважении. Демографическая обстановка в России переживает не лучший период, что конечно отрицательно сказывается на количестве трудоспособного населения (62% в 2011 г.). Низкая рождаемость, алкоголизм, большая смертность среди трудоспособного населения — все это привело к привлечению большого количества рабочей силы из-за пределов нашей страны. Прогнозы на будущее также не радуют. Многие специалисты сходятся во мнении, что данная тенденция продолжится (55% трудоспособного населения в 2030 г.), а следовательно трудовая миграция никуда не денется, а наоборот возрастет. Исходя из перечисленных сложностей, нашему правительству необходимо позаботиться о разработке таких законов, которые с одной стороны облегчат доступ квалифицированной рабочей силы на территорию России, а с другой стороны будут серьезным барьером, защищающим нашу страну от проходимцев и зарубежного криминала.

Но РФ не является чем-то уникальным в плане масштабной трудовой миграции. Так на фоне снижения рождаемости и высокой смертности трудоспособного населения, подобные проблемы стали проявляться в некоторых развитых странах еще в 80 годы 20 века. В такой стране как США миграционные процессы являются постоянным объектов изучения и сильным фактором, влияющим на политические решения. Опыт США показывает сложность сравнения рассматриваемой проблемы в других странах. Когда на политические решения оказывают влияние разные социальные факторы, выигрывает более влиятельная часть населения, а за этим следует усиление неравенства в обществе. Таким образом, за границей накоплен определенный опыт по организации работы в этой области, лучшие образцы которого необходимо использовать и в нашей стране при формировании законодательной базы.

На данный момент верная статистическая информация стала доступной в интернете. Это является огромным плюсом, т.к. раньше, чтобы получить официальные данные о выданных регистрация, о количестве разрешений на работу, нужно было писать письмо, и ждать ответа, в котором было всего несколько статистических данных. Как получали информацию об этих данных и обрабатывали, оставалось неизвестным. Доступ к точной информации очень важен для граждан страны. Граждане имеют полное право получать точную информацию, делать выводы и создавать свое собственное мнение, часто различное от мнения и слов публичных людей, чиновников и политических деятелей. Информацией будут манипулировать, если она отсутствует и труднодоступна, особенно в нашей стране.

Приняв ранее, что на данный момент Россия не способна обходится без работников из средней Азии, вытекает вопрос о совместной деятельности приезжих с местными рабочими, а также с другими слоями населением РФ.

Рабочие отношения между трудовыми мигрантами и российскими строителями зависят от таких факторов, как объективная оценка деловых качеств друг друга, преобладания тех или иных стереотипов с обеих сторон.

Многие люди видят в работниках из средней Азии лишь желание заработать деньги, что негативно сказывается на качестве производимой ими продукции. Таджики и узбеки готовы на выполнение любой работы, лишь бы она была оплачиваемой. Другие же считают гостей из средней Азии заложниками экономической ситуации, сложившейся в родной стране мигранта. Что собственно и вынуждает их работать в плохих условиях и за малые деньги.

Именно граждане РФ, работающие с мигрантами, могут стать причиной передачи негативных настроений в другие слои социума, которые на сегодняшний день более благосклонны.

Что касается собственного опыта совместной работы с трудовыми мигрантами из Таджикистана и Узбекистана, то тут появляются определенные разногласия с общественным мнением и сложившимися стереотипами. На наш взгляд рабочие из средней Азии трудолюбивее и продуктивнее русских строителей. Это вытекает из условий жизни и менталитета их родных стран, где тяжелый физический труд является вынужденной повседневной мерой. Также не менее важна мотивационная составляющая, а именно в России они в первую очередь на заработках, а больший объем работы дает больший доход, значит семья, на родине, получит большее количество денег. Квалификация таджиков и узбеков в строительных работах, связанных с тяжелым физическим трудом, очень высока, т.к. многие приезжие, с кем мы работали, находятся на территории РФ не один год и даже не одно десятилетие, что позволило отлично изучить строительное дело. Работники из средней Азии, в большинстве своем, дружелюбны, общительны и услужливы.

Заключение

После проведения в РФ определенной миграционной политики и внесение поправок в существующие законы, становится ясно, что одна часть трудовых мигрантов вернется на свою родину, а другая все равно продолжит свое пребывание на территории РФ. Миграция не временная проблема. Поиски лучшей жизни будут актуальны всегда.

Еще до событий 2008 г. (начало экономического кризиса), были проведены исследования, которые показали, что определяющим лимитирующим фактором развития многих российских предприятий является отсутствие необходимой квалифицированной рабочей силы. Но при этом сами предприятия практически не выделяли средства на расширение производства, перевода его на новые современные технологии, привлечение необходимого количества рабочей силы, как квалифицированных, так и не квалифицированных сотрудников. Повышение квалификации необходимо было организовать приблизительно по той же схеме, которая была разработана в СССР (фабрично-заводские училища, производственно-технические училища, успешно готовили смену рабочему классу страны). Самое интересное, что в РФ сочетание образованности с низкой квалификацией встречается повсеместно. Многие граждане РФ, имеющие специальное техническое и инженерное образование и работающие по специальности, не обладают должной квалификацией, что также оставляет свой след на рабочем процессе. Причину этого следует искать прежде всего в неправильно организованном процессе обучения. В школе трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания. Тоже самое в технических колледжах и ВУЗах, где полученные теоретические знания совсем не увязаны со знанием производства и условий в которых придется работать. Но, даже изменив систему обучения на всех уровнях мы не решим проблему без повышения рождаемости и уменьшения смертности. Поэтому необходимо поднять уровень жизни населения России, для чего нужен будет целый комплекс мер: разработка различных социальных программ поддержки населения, доступность медицинских услуг, пропаганда и обеспечение здорового образа жизни. Также немаловажной задачей считаем воспитание патриотических чувств. Без любви к родине невозможно вырастить человека, который будет продуктивно трудиться на благо своей страны. Но для этого недостаточно только говорить — нужны конкретные дела, которые поднимут престиж России на необходимую высоту. Перечислив основные проблемы, можно заключить, что решить их в ближайшее время не удастся, нужны годы. Отсюда вывод — миграция «необходимое зло». Следовательно, задача властных структур в стране, чтобы это «зло» было наименьшим.

Учитывая положительные сдвиги регулирования миграционной политики в России, такие как: доступная статистическая информация о трудовых мигрантах и независимость ФМС, можно ждать положительные изменения в области миграционных процессов.

Список используемой литературы

1.Конституция РФ

2.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

3. Сайт миграционной службы: http://www.fms.gov.ru/

4. М. Л. Тюркин «Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ»

5. Анна Моргунова «Трудовые мигранты в России: оценки и перспективы взаимодействия» (опубликовано в журнале «Вестник общественного мнения», 2012, № 3−4, стр. 110−122)

6. Ивахнюк И. В. «Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути"-М: МАКС Пресс, 2011. Стр. 67

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой