Художественное образование как явление художественной культуры
Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же — как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которые вписаны в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые… Читать ещё >
Художественное образование как явление художественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Тюменский государственный институт культуры Факультет музыки, театра и хореографии Кафедра спортивного и эстрадного танцев Курсовая работа предмет:
Введение
в педагогику художественного образования на тему Художественное образование как явление художественной культуры Автор: А. В. Волкова студентка 4 курса СЭТ, Научный руководитель: к.п.н.
доцент В. С. Лебедев г. Тюмень, 2016
Содержание Введение Глава 1 Методологические основы развития художественного образования
1.1 Понятие художественного образования
1.2 Цели и задачи художественного образования
1.3 Содержание и основные методологические принципы художественного образования
1.4 Эффективные пути реализации художественного образования Глава 2 Роль формирования художественной культуры
2.1 Понятие художественной культуры
2.2 Строение художественной культуры Заключение Список литературы Введение Актуальность. В работе рассматривается одна из важных проблем истории образования: становление и развитие художественного образования в России, которая обусловлена противоречивыми тенденциями.
Наступающая эпоха — это эпоха человека развитого, духовно направленного, творческого, индивидуального. Процессы общественного развития обращены на индивида, на индивидуальность, находящуюся в целостном образовательном процессе. При этом целостность в образовании определяется высоким качеством формирования социального человека, раскрытия его природной сущности, формирования его во всей полноте возможностей, данных ему природой. Аксиома новой педагогики утверждает, что в процессе образования, в том числе и самообразования, формируется цельный, гармоничный человек, в том понимании цельности и гармонии, которое составляет единство человека и мира и рождает «душевное отношение ко всем явлениям мира». [1]
Система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование, как часть общего образования и профессиональное художественное образование. Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в многочисленных трудах философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников, художников разных исторических эпох (Платон, Т. Г. Грушевицкая, Л. С. Выготский, Г. М. Агибалова, Л. Н. Мун, Н. К. Шабанова, А. И. Кравченко и др.).
Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего народа. Одним из условий успешной человеческой деятельности является художественное развитие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, с другой — на реализацию его творческих задатков. Художественное развитие личности является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие. Художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, развитие способностей личности к преобразованию себя и действительности.
Образование и культура находятся в прямой зависимости друг от друга. Если образование — это культура индивида, то художественное образование — это художественная культура индивида. Художественное образование процесс длительный и незавершенный. Он имеет всегда промежуточный результат, но с уверенностью можно сказать, что рост художественной культуры личности определяет рост культурного потенциала общества. [15]
Объект исследования — процесс художественного образования и художественной культуры.
Главными целями художественного образования на современном этапе можно считать повышение общего уровня значимости культуры и искусства в образовании, а также сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства.
Художественное образование призвано обеспечить осуществление таких задач как:
— формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,
— подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
— реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;
— широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
— вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Художественная культура играет специфическую роль в духовной жизни человека и общества. Именно благодаря художественному образованию и художественной культуре возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества. [10]
Работа состоит из: введения, главы 1, главы 2, заключения, списка литературы.
Глава 1. Методологические основы развития художественного образования
1.1 Понятие Художественного образования Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Необходимой составляющей эстетического, педагогического и психологического аспектов является история художественного образования, которая изучает динамику развития данного феномена в различных временных границах.
Для изучения и понимания историко-культурного контекста развития художественного образования важными являются работы Н. Н. Фомина, Б. Л. Яворский, С. В. Анчукова, Р. В. Варданян, К. Н. Мачалов, Н. К. Шабанова, А. В. Бакушинский, А. П. Садохин и др.
Существенное значение для изучения процессов художественного образования имеют работы, посвященные общим вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, социальных функций, отдельных уровней и видов.
Данной проблеме посвящены труды Л. С. Выготский, А. В. Бакушинский, Азаров, Л. Н. Дороговой.
Современного состояния системы художественного образования в России касаются исследования Н. Х. Веселя, Г. А. Гиппиуса и других авторов.
Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее — Концепция) опирается на основополагающий государственный документ — «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. [12]
Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:
— право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
— свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
— обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.
Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.
Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.
Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.
1.2 Цели и задачи художественного образования Целями художественного образования на современном этапе являются:
— обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
— повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
— сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:
— создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
— сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
— приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
— выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития. [12]
Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования.
1.3 Содержание и основные методологические принципы художественного образования Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. [6]
Содержание художественного образования включает:
— формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
— формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
— формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
— формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
— формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
— формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же — как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которые вписаны в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные собственные сведения художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.
В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенном культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе, которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве.
Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:
— начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
— опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
— комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
— распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
— внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.
художественный эстетический культура образование
1.4 Эффективные пути реализации художественного образования Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:
— формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;
— взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;
— сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;
— определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;
— непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
— активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;
— издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;
— совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;
— повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе. [8]
Настоящая Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.
Определяя приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является документом для выработки стратегии культурной политики российского государства в данной сфере. Реализация ее будет служить всемерному росту творческого потенциала всех граждан страны, процветанию отечественной культуры. [8]
Глава 2. Роль в формировании художественной культуры
2.1 Понятие Художественная культура Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура — это то, что связано с эстетической деятельностью вообще. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры. [7]
Художественная культура — это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.
Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу.
В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:
— Практическая деятельность
— Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники и т. д.)
— творческая деятельность.
Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:
Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др.
Изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации.
Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры. Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.
Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью и ее результатами. Это искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания. Именно благодаря художественной культуре возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества. [7]
2.2 Строение художественной культуры До сих пор существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.
Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования — человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая, таким образом, природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.
Культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:
а) качество самого человека как субъекта деятельности — качество сверхприродного, т. е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону «онтогенез» повторяет «филогенез» ;
б) способы деятельности человека, не врождённые ему — ни виду, ни индивиду, — но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется «опредмечиванием сущностных сил человека» ;
в) многообразие предметов — материальных, духовных, художественных, — в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, «вторую природу», творимую из материала «первой», подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования — формы орудий труда, научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;
г) вновь человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;
д) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства.
Культура имеет три модальности:
— человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;
— процессуально-деятельностную, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности — в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;
— предметную, в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих «вторую природу» — создаваемые человеком «миру» искусственных объектов: «мир вещей», «мир идей» и «мир образов».
В этой трехмерности культура реально живет, функционирует и развивается как целостная система.
Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев — материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.
Заключение
Данная работа позволила сделать следующие выводы:
Важнейшей задачей художественного образования является развитие личности путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира.
Расширенное художественное образование, соединяя в синкретическом единстве богатство синтеза и взаимодействия искусств и возможности педагогики, создает оптимальный целостный учебно-развивающий комплекс, способный интегрировать духовный потенциал и культурные традиции искусства, создать художественно-эстетическую среду для становления активной творческой личности.
Художественная культура и художественное образование является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству и творчеству в России довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания.
Художественное образование и духовное развитие — это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играет художественная культура.
Художественная культура не только развивает уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это — основная задача личностно-ориентированного обучения.
Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство и творчество.
Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фундаментальную или прикладную, — всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Искусство, образование и творчество — часть художественной культуры. Они — вершина айсберга.
Исходя из вышесказанного, следует отметить:
«Культура — это важнейший компонент всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности. Поэтому право на художественное образование является всеобщим правом человека, правом всех учащихся, включая тех, кто часто не имеет возможности получить образование — иммигрантов, представителей культурных меньшинств и людей с ограниченными возможностями».
1. Азаров А. Ю. Проблематика и эстетика современного художественного образования. Москва, Издательство «Московский друг» 2008
2. Агибалова Г. М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века / Ред. С. И. Гудилина, К. М. Тихомирова, Д. Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С. 223−225.
3. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.
4. Варданян Рудольф Варданович. Мировая художественная культура: Архитектура / Р. В. Варданян.-М.: Владос, 2004.-400с.: ил.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 96.
6. Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 4, 1998 г.
7. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.— 496 с.
8. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М., 1990 г.
9. Мун Л. Н. Импровизационная природа синтеза искусств // Педагогика искусства (электронный научный журнал: art-education.ru/AF-magazine), 2008, № 3. — 0,5 п.л.
10. Мун Л. Н. Синтез искусств в истории художественной культуры // Эстетическое воспитание, 2001, № 3. — С. 8−12 — 0,5 п.л.
11. Мачалов К. Н «Русь как главный хранитель воспитания художественных навыков», издательство «Наука», Москва, 2005 год
12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Одобренная постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751, СЗ РФ, 2000, № 41, ст. 4089
13. Садохин Александр Петрович, Грушевицкая Татьяна Георгиевна. Мировая художественная культура: Учеб. пос. для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 559 с.
14. Яворский Б. Л. Избранные труды. Т.2, Ч. 1. / Под ред. Д. Д. Шостаковича. — М., 1987.
15. Художественное образование как объект культурологического исследования и художественной культуры: материалы науч.-практ. Конф. 20−21 дек. 2001, г. Воронеж / науч. Ред. Э. В. Паничева, Н. К. Шабанов. — Воронеж: ВГПУ, 2003. — Вып. 1. — 145 с.