Философское учение Фихте явилось прямым развитием основных идей кантианской философии, доведением их до логического конца.
Развитие философии Канта, в понимании Фихте, должно было состоять в устранении противоречий кантианской философии при сохранении главной идеи Канта об активной и творческой природе человеческого сознания.
Фихте превратил гносеологию Канта в систему субъективного идеализма, отказавшись от понятия «вещи в себе». Сознание заключает в себе не только формы познания — как у Канта, но и его содержание.
Свою философскую систему, задачу которой Фихте видел в создании философии как учения о науке, которая должна выяснить, в чем состоит сущность науки как общезначимого достоверного знания, он назвал «наукоучением».
Задача философии как науки, по Фихте, — вывести все содержание знания из состояний сознания и на основе этого ответить на вопрос о цели человеческой жизни и высшем предназначении человека.
Учению о человеке в учении Фихте принадлежит особая роль, поскольку, как он отмечает в речи «О достоинстве человека», — философия учит нас все отыскивать в «Я».
Основной тезис Фихте в отношении человека может быть сформулирован следующим образом: бытие человека определяется его предназначением.
Предназначение человека Фихте выводит из связи индивидуального «Я» с «абсолютным Я», понимаемым как бесконечная воля, стремящаяся к совершенному сознанию себя свободной. Отсюда следует, что каждый человек с его индивидуальным «Я» должен стремиться к тождеству с «абсолютным Я», постоянно самосовершенствоваться.
«В понятии человека, — отмечает Фихте, — заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней бесконечным»[1]. Следовательно, назначение человека состоит не в том, чтобы достигнуть этой цели, а в том, что он может и должен приближаться к ней до бесконечности. Именно в этом состоит его истинное назначение как человека, т. е. существа разумного и свободного.
- [1] Фихте И. Сочинения: в 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. С. 18.