Концепция «независимого обучающегося»
Мы должны поддерживать развитие у обучающегося этой уверенности в себе. По мере обретения уверенности и «независимости» обучающийся все с большей готовностью будет работать с сокурсниками, а также с тьютором, воспринимая его, скорее, как равного себе, а не как родителя или начальника. Таким образом, у нас будет независимо мыслящий обучающийся, готовый оспаривать и задавать множество вопросов… Читать ещё >
Концепция «независимого обучающегося» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вспомните, пожалуйста, принцип образования в ДО: «обучающийся — субъект в образовании». Принцип этот представляется нам очень важным.
Приняв то, что обучающийся будет изучать материал самостоятельно (значит придавать ему собственный, уникальный смысл), мы должны согласиться также с его автономностью и независимостью в этой системе обучения. Нередко тьютору приходится слышать от обучающегося: «Я делаю это своим способом», поэтому ему необходимо признать независимость суждений своей аудитории.
В предыдущих разделах мы не раз подтверждали эту концепцию. Благодаря данной концепции, например, на тьюториалах в ДО обучающиеся могут высказывать свое мнение об учебных и методических материалах и решать предложенные тьютором задачи. Это позволяет им переосмыслить собственное миропонимание, оценив значимость данных идей для своей работы и практики. Когда обучающиеся привыкнут к тому, что учебные материалы можно открыто обсуждать и свободно дискутировать на тьюториалах, они обнаружат, что предметом обсуждения является их собственное понимание идей и их собственная оценка значимости этих идей. Для профессионального образования это намного важнее, чем обсуждение точки зрения тьютора или учебника.
Обнаружив признаки такой независимости в обучающихся, старайтесь ее развивать. Во время обучения на курсе, переходя от одного письменного задания к другому, от одного тьюториала к другому, вы будете замечать, как слабеет интерес обучающегося к «правильному ответу» по мере осознания им того, что не существует единственно правильных суждений. Но самое главное — обучающийся сможет продемонстрировать (например, в письменном задании), что он изучил идеи курса, оценил их и способен сделать собственный вывод (сколь ни отличался бы он от заключений других обучающихся), вытекающий из предыдущих исчерпывающих рассуждений.
Мы должны поддерживать развитие у обучающегося этой уверенности в себе. По мере обретения уверенности и «независимости» обучающийся все с большей готовностью будет работать с сокурсниками, а также с тьютором, воспринимая его, скорее, как равного себе, а не как родителя или начальника. Таким образом, у нас будет независимо мыслящий обучающийся, готовый оспаривать и задавать множество вопросов курсу, коллегам и тьютору. Такой обучающийся будет больше других готов к критике своих суждений и представлений. Мы уверены, что именно в этом проявляется подлинность образования.
Тьютор, со своей стороны, должен подчеркивать «независимость» обучающегося признанием его опыта и знаний.
Задание_
Сформулируйте такие характерные признаки «независимого» обучающегося, которые вам следует поддерживать и развивать (четыре-пять суждений).
Быть «независимым» обучающимся означает:
Нам представляется, что такими признаками могут быть следующие:
- -чувство уверенности в ситуации неопределенности, в отсутствии единственно правильного ответа;
- — признание значимости опыта и знаний другого;
- -активность в дискуссиях;
- — осознание большой значимости собственного понимания идей и признания их важности;
- — готовность оспорить идеи курса и суждения других людей;
- — воспитание ответственности за собственное развитие и успехи.
Постарайтесь на своих занятиях создавать условия, способствующие наиболее полному проявлению этих качеств «независимого» обучающегося.