Язык и искусство в формировании методической компетенции будущих учителей-словесников
Диссертация
Для нашего исследования значимыми стали труды по следующим направлениям: работы общетеоретического характера по философии, эстетике, педагогике, психологии, лингвистике, методике преподавания русского языкаискусствоведческая и научно-популярная литература по искусству. В ходе своего теоретического исследования и опытно-экспе-риментальной работы мы опирались на фундаментальные исследования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ИСКУССТВУ НА ШКОЛЬНОМ УРОКЕ
- 1. 1. Формирование методической компетенции будущих учителей-словесников как педагогическая проблема
- 1. 2. Лингвокультурологический подход как системообразующая основа профессионального становления будущих педагогов-словесников
- 1. 3. Предпосылки обращения к искусству в учебном процессе
- 1. 4. Подготовка студентов филологического факультета к педагогической деятельности в аспекте развития эстетически образованной личности
- 1. 5. Лингвистическая наука и языковое образование в подготовке будущих учителей-словесников к работе с произведениями искусства
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЯЗЫКА И ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ
- 2. 1. Профессиональная компетенция современного учителя-словесника в работе с искусством как моделируемая цель обучения
- 2. 2. Сущность лингвокультурологического подхода в подготовке специалистов
- 2. 3. Стратегия формирования методической компетенции учителей-словесников при использовании произведений искусства на уроках
- 2. 3. 1. Способы формирования концептосферы искусства в сознании учи гелей-словесников
- 2. 3. 2. Постижение мира искусства в единстве эмоционального и рациональною
- 2. 3. 3. Организация внутреннего лексиона как начала речевой деятельности
- 2. 3. 4. Диалогизация обучения при обращении к искусству
- 2. 4. Программы обеспечения взаимодействия языка и искусства в процессе формирования методической компетенции будущих учителей-словесников
- 2. 4. 1. Межпредметная интеграция в Программе подготовки будущих учителей к работе с художественными ценностями
- 2. 4. 2. Включение лингвокогнитивных и искусствоведческих компонентов в Программу курса «Теория и методика обучения русскому я шку»
- 2. 4. 3. Внутрипредметная интеграция в Программе углублённого изучения методики формирования искусствоведческих компонентов в сознании школьников на уроках русского языка
- 2. 4. 4. Реализация принципа развития творческого потенциала студентов филологического факультета в Программе педагогической практики
- 2. 5. Средства формирования когнитивных структур искусствоведческого знания
- 2. 5. 1. Наглядные пособия как средство представления ментальных структур в зримых образах и языке
- 2. 5. 2. Толково-сочетаемостные словари искусства как средство лексикографического обеспечения методической подготовки будущих учителей-словесников к работе с произведениями искусства
- 2. 6. Прогнозируемые результаты лингвокультурологического подхода к формированию методической компетенции будущих учителей-словесников при работе с произведениями искусства
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССОВ ПОЗНАНИЯ ЯЗЫКА И ПОЗНАНИЯ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
- 3. 1. Организация экспериментальной работы по формированию методической компетенции студентов
- 3. 2. Технологическая программа формирования методической компетенции будущих учителей-словесников
- 3. 3. Методы расширения когнитивного пространства в сфере искусства
- 3. 4. Методика обучения языку и речи на основе Толково-сочетаемостных словарей
- 3. 5. Своеобразие липгвокультуроориентированных форм занятий
- 3. 5. 1. Моделирование процесса художественного восприятия на занятиях
- 3. 5. 2. Организация общения по поводу искусства как способа развития диалогического общения
- 3. 5. 3. Творческие мастерские
- 3. 5. 4. Игра как форма деятельности будущего учителя-словесника
- 3. 5. 5. Организация самостоятельной работы студентов с подлинниками произведений искусства
- 3. 6. Проявление лингвокультурологической подготовленности студентов в процессе педагогической практики
- Выводы по третьей главе
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
- Абдуллаев, Ф.М. Опорный словарь сочетаемости слов при образовании русских словосочетаний Текст.: пособие для уч-лей нач. шк./ Ф. М. Абдуллаев. -Баку, 1980.-65 с.
- Азимов, Э.Л. Словарь методических терминов (теория практика преподавания русского языка) Текст. / Э. Л. Азимов. СПб.: Златоуст, 1999.
- Большой толковый словарь Текст. / Сост. и гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. — 1536 с.
- Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний Текст. / А. Н. Булыко. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: «Мартин», 2005. — 848 с.
- Комплексный словарь русского языка Текст. / под ред. д-ра филол. наук
- A.Н. Тихонова. М.: Русский язык. — 2001. — 1300 с.
- Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 196 с.
- Лексическая основа русского языка Текст.: комплексн. учеб. словарь / под ред. В. В. Морковкина. М., 1984.
- Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред.
- B.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка Текст. / М. Р. Львов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1998. — 239 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка, Около 57 ООО слов Текст. / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1991. — 750 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 448 е., ил.
- Руднев, В.П. Словарь культуры XX в.: ключевые понятия и тексты Текст. / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1999. — 384 с.
- Русский ассоциативный словарь Текст. / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. В 6 кн. — М.: «Помовский и партнёры" — Институт русского языка РАН, 1994−1998.
- Русский язык Текст.: энциклопедия / под ред. Ф. П. Филина. М., 1979. -432 с.: ил.
- Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
- Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники Текст. / под ред. А. П. Ершова, Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
- Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х томах Текст. / А. Н. Тихонов. — М.: Русский язык, 1985.
- Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. Около 2500 словарных статей Текст. / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. М.: Русский язык, 1978. — 688 с.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.- 445 с.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов.-М., 1984.-351 с.
- Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст.: учеб. пособие / О. А. Абдуллина. М., 1984. — 208 с.
- Аврорин, В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. -Л., 1975.
- Агеев, В.Н. Семиотика Текст. / В. Н. Агеев. М.: Издательство «Весь мир», 2002.-256 с.
- Агибалов, А.К. Актуальный лексикон как модель адекватного образа мира Текст. / А. К. Агибалов // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997.-С. 6−7.
- Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики Текст.: сб. науч. тр. / под ред. И. Ф. Протченко, Н. М. Шанского. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.- 102 с.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся: сб. статей / под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — 150 с.
- Алексеев, Н.И. Личностно ориентированное обучение : вопросы теории и практики Текст.: / Н. И. Алексеев. Тюмень, 1997.- 84 с.
- Алексеева, В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание Текст. / В. В. Алексеева. М.: Советский художник, 1989. — 288 с.
- Алефиренко, Н.Ф. Язык и культура: аспекты взаимосвязи и взаимодействия Текст. / Н. Ф. Алефиренко // Человек. Язык. Искусство (памяти Н.В. Черемисиной): материалы Международной практ. конф. М.: МПГУ, 2002.-363 с.
- Алпатов, М.В. Немеркнущее наследие Текст.: кн. для учителя / М. В. Алпатов / Сост. С.П. Истратова- авт. предисловия И. Е. Данилова. М.: Просвещение, 1990.-303 с.: ил.
- Алпатов, М.В. Этюды по истории русского искусства Текст. / М. В. Алпатов. М., 1967. — С. 111.
- Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2001. — 279 с.
- Анисимов, В.П. Влияние характера эстетической ориентированности в произведениях искусства на формирование нравственных взглядов учащихся Текст. / В. П. Анисимов: автореферат дис. .пед. наук. -М., 1994. 19 с.
- Антонова, Е.С. Тайна текста Текст. / Е. С. Антонова // Русский язык в школе.-2000.- № 5. -С. 5−8.
- Апресян, Ю.Д. Опыт человека по данным языка : попытка системного описания Текст. / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. -С. 37−66.
- Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика : синонимические средства языка Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. — 367 с.
- Арнольдов, A.M. Введение в культурологию Текст.: учеб. пособие /A.M. Арнольдов. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1994.-352 с.
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / М. Арнхейм. -М., 1974.
- Арутюнов, С.А. Язык культура — этнос Текст. / С. А. Арутюнов и др. -М., 1994.-214 с.
- Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М., 1982.-198 с.
- Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1989. — 134 с.
- Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников Текст.: автореферат дис. .д-ра пед. наук / Е. В. Архипова. М., 1998. — 39 с.
- Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса Текст. / Т. В. Ахутина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 215 с.
- Ахутина, Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания Текст. Т. В. Ахутина // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — С. 99−116.
- Бабайлова, А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку : социологические аспекты Текст.: монография / А. Э. Бабайлова — под ред. А. А. Леонтьева. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987.- 153 с.
- Базылев, В.Н. Синергетика языка : овнешнение в гадательных практиках Текст. / В. Н. Базылев. -М., 1998.
- Баклагова, Ю.В. Семантическое поле как основная системообразующая единица русского языка Текст. / Ю. В. Баклагова // Человек. Язык. Искусство (памяти Н.В. Черемисиной): материалы международной научно-практ. конф. -М.: 2002.-С. 147−148.
- Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка Текст. / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
- Баранов, М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе Текст. / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. 1979. — № 3. -С. 9−14.
- Барсук, JI.B. Категоризация как психолингвистическая модель установления референции Текст. / JI.B. Барсук // Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999.-С. 21−55.
- Бахтин, М.М. Проблема текста Текст. / М. М. Бахтин // К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. — 351 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979.-423с.
- Бебчук, Е.М. Образный компонент в лексическом значении русского существительного Текст. / Е. М. Бебчук: автореферат дис. .канд. филол. наук. -Воронеж, 1991.-19 с.
- Беляевская, Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова Текст. / Е. Г. Беляевская Е.Г. // Структура представления знаний в языке: сб. науч. обзоров.-М. ИНИОНРАН, 1994.-С. 87−111.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры Текст. / B.C. Библер.-М., 1991.- 412 с.
- Бирюкова, Т.Г. Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников Текст.: автореферат дис. .д-ра пед. наук / Т. Г. Бирюкова. М., 2001. — 37 с.
- Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов Текст. / Г. И. Богин. М., 1984. — 95 с.
- Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию / Текст. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. М., 1963.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблема формирования личности Текст. / Л. И. Божович — под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1995.-209 с.
- Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика Текст.: курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамбов, ун-та, 2002. -123 с.
- Болдырев, Н. Н Значение и смысл с когнитивной точки зрения и проблема многозначности Текст. / Н. Н. Болдырев // Когнитивная семантика: материалы второй международной школы-семинара. 4.1. — Тамбов: ТГУ, 2000.-С. 11−17.
- Бондарко, А.В. Теория инвариантности P.O. Якобсона и вопрос об общих значениях грамматических форм Текст. / А. В. Бондарко // Вопросы языкознания. 1996. -№ 4. — С. 7−17.
- Бондарко, А.В. Функциональная грамматика Текст. /А.В. Бондарко. -Л.: Наука, 1984.
- Борев, Ю.Б. Эстетика Текст.: учебник для вузов / Ю. Б. Борев. М.: Высш шк., 2002. — 511 с.
- Бродецкий, А .Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: азбука молчания Текст. / А. Я. Бродецкий. М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
- Буйновская, Л.Г. Проблема адекватности эстетического восприятия произведений искусства Текст.: автореферат дис.. канд. филос. наук / Л. Г. Буйновская.-М., 1981.- 19 с.
- Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка: учебное пособие для ст-тов пед. ин-тов Текст. / Ф. И. Буслаев — сост. И. Ф. Протченко, Л. А. Ходякова. М.: Просвещение, 1992. — 511 с.
- Бучило, Н.Ф. Восприятие искусства Текст.: автореферат дис.. д-ра филос. наук / Н. Ф. Бучило. М., 1994. — 39 с.
- Быкова, Г. В. Лакунарность как категория лексической системологии Текст. / Г. В. Быкова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. — 364 с.
- Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика преподавания русского языка. Текст. / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С. 5−8.
- Бьюзен, Т. Максимально используйте свой разум / Пер. с англ.- 2-е изд. -Минск: ООО «Попурри», 1998. 192 с.: илл.
- Вендина, Т.Н. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания Текст. / Т. Н. Вендина // Вопросы языкознания. 2002. -№ 4.-С. 42−63.
- Верещагин Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров М.: Русский язык, 1990. — 215 с.
- Вершинина, Г. Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями Текст.: дис. .д-рапед. наук / Г. Б. Вершинина. -М., 1996. 520 с.
- Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове Текст. / Виноградов В. В. Изд. 2-е. — М.: Высш. шк., 1972. — 614 с.
- Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология лексикография. -М.: Наука, 1977.-312 с.
- Воеводина, Л.П. Формирование целостного музыкального восприятия у студентов педагогических институтов Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / Л. П. Воеводина. Киев, 1987. — 19 с.
- Волков Н.Н. Восприятие картины Текст.: пособие для учителя / Н. Н. Волков. Изд. 2-е, доп. — М.: Просвещение, 1976. — 32 с.
- Волкова, Т.Н. Русский язык и культура в школьном изучении Текст.: пособие по спецкурсу / Т. Н. Волкова. Шуя: Изд-во «Весть» ШГПУ, 2002. -112 с.
- Волкова, Т.Н. Педагогическая лингвокультурология Текст.: учеб. пособие / Т. Н. Волкова. Иваново: Изд-во «Ивановский государственный унивеситет», 2000. — 82 с.
- Волкова, Т.Н. Методика формирования у учащихся коммуникативных умений на основе использования экранно-звуковых средств на уроках русского языка Текст.: дис. .д-ра. пед. наук / Т. Н. Волкова. М.: МПГУ, 1995. -439 с.
- Воробьёв, В.В. Лингвокультурология (теория и методы) Текст.: монография / В. В. Воробьёв. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. -331с.
- Воробьёва, Т.В. Художественное восприятие как форма общения Текст.: автореферат дис. .канд. филос. наук / Т. В. Воробьёва. М., 1983. -19 с.
- Выготский, J1.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выготский, J1.C. Мышление и речь Текст. / JI.C. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т.4.-М.: Педагогика, 1982.- .Т. 2.-М., 1982.-С. 5−361.
- Выготский, J1.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский. -М.: Искусство, 1968. 576 с.
- Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете Текст.: монография / Е. О. Галицких. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-264 с.
- Гарднер, М. Этот правый, левый мир / пер. с англ. Конобеева и др.- под ред. Я. А. Смородинского. М. Мир, 1967. — 266 с.
- Гаспаров, Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования Текст. / Б. М. Гаспаров. М.: Новое лит. обозрение, 1996. -352 с.
- Гафарова, Г. В. Когнитивные аспекты лексической системы языка Текст. / Г. В. Гафарова, Т. А. Кильдибекова. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1998.- 180 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Текст. В 2-х т. — СПб.: Наука, 1999.- Т. 1.-603 с.
- Герасимов, В.И. На пути к когнитивной модели языка Текст. / В. И. Герасимов, В. В. Петров // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. -М.: Прогресс, 1988.-С. 5−11.
- Герд, А.С. Введение в этнолингвистику. Текст. / А. С. Герд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 488 с.
- Гируцкий, А.А. Общее языкознание Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Гируцкий. Изд. 2-е, стереотипное. — Минск: НТООО, «ТетраСистемс», 2001. — 304 с.
- Глебова, Е.Ф. Русский язык Текст.: учебник для 8−9 классов / Е. Ф. Глебова. Нижний Новгород: Изд-во «ДЕКОМ», 1993. — 328 с.
- Глотов, М.Б. Развитие художественного мира российского студенчества Текст.: автореферат дис. .д-ра. филос. наук / М. Б. Глотов. -СПб., 1998.-38 с.
- Гордиенко, О.В. Место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений учащихся 5−7 классов Текст. / О. В. Гордиенко: дис. .канд. пед. наук.-М., 2001. 199 с.
- Горелов, И.Н. Основы психолингвистики Текст. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. -М.: Изд-во «Лабиринт», 1998.-224 с.
- Горохова, С.И. Психолингвистические особенности механизма порождения речи по данным речевых ошибок Текст.: автореферат дис. .канд. филол. наук/С.И. Горохова. М., 1986.- 16 с.
- Гостев, А.А. Образная сфера человека Текст. / А. А. Гостев. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1992. — 194 с.
- Гудков, Д.Б. Межкультурная коммуникация : проблемы обучения Текст. / Д. Б. Гудков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 120 с.
- Гулыга, А.В. Кант Текст. / А. В. Гулыга. — Изд. 2-е. М.: Молодая гвардия, 1981.-303 с.
- Гуманиртарная культура учителя Текст. / Сост. Н. И. Элиасберг — под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 104 с.
- Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 2000. — 397 с.
- Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода Текст. / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. -184 с.
- Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования Текст.: учебник для XXI века / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2001 — 223 с.
- Данилюк, А.Я. Перспективы интеграции в образовании Текст. / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1998. -№ 2. — С. 8−12.
- Даниэль, С.М. Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя Текст. / С. М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990.
- Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Т. А. Дейк ван. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
- Дейк, Т.А. ван. Стратегии понимания связного текста Текст. / Т. А. Дейк ван, В. Кинч — пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике. -Вып. 23.-М.: Прогресс, 1988.-С. 153−211.
- Дейкина, А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка Текст. / А. Д. Дейкина. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
- Дейкина, А.Д. Цель образования самореализация личности Текст. / А. Д. Дейкина // Педагогический университет — 2001. — № 13.
- Дейкина, А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку Текст. / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. 1993. — № 5. -С. 5−9.
- Дейкина, А.Д. Культурологическая работа со школьниками в контексте уроков русского языка // Научные труды МПГУ. Серия «Гуманитарные науки». -М., 1997. -С.57−59.
- Дейкина, А.Д. Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык Текст. / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. 1994. — № 3. -С. 3−11.
- Дейкина, А.Д. Художественное своеобразие малого жанра Текст. / А. Д. Дейкина // Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. М., 1991. — С.21−25.
- Демьянков, В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория Текст. / В. З. Демьянков // Язык и структура представления знаний: сб. науч.-аналитических обзоров. М., 1992 — С. 39−77.
- Демьянков, В.З. Фрейм Текст. / В. З. Демьянков // Краткий словарь когнитивных терминов под ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.-С. 187−189.
- Демьянков, В. З. Концепция М. Минского Текст. / В. З. Демьянков // Структуры представления знаний в языке: сб. науч. трудов. М.: ИНИОН РАН, 1994.-С. 65−74.
- Десяева, Н.Д. Профессиональная речь учителя в ситуации национально-русского двуязычия Текст. / Н. Д. Десяева, О. В. Филиппова, С. А. Шумилкина. Саранск: Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарёва, 2004. — 76 с.
- Дмитрюкова, JI.B. Формирование профессионально-педаогического воображения будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / J1.B. Дмитрюкова. М.: Ml 11 У, 1997.-23 с.
- Добрович, А.Б. Общение : наука и искусство Текст. / М.: Знание, 1980.- 159 с.
- Донская, Т.К. Краткие очерки по истории методики русского языка Текст. / Т. К. Донская. Изд. 2-е, доп. — СПб., 2003. — 143 с.
- A.Д. Дейкина, проф. Л. А. Ходякова. М.: МПГУ, 2001- С. 22−26.
- Донская, Т.К. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку Текст. / Т. К. Донская // Русский язык в школе.-1991.-№ 1.-С. 16−18.
- Дорофеева, Т.М. Синтаксические свойства слова в свете коммуникативных задач обучения Текст. / Т. М. Дорофеева // Сочетаемость слов и вопросы обучения русскому языку иностранцев. Под ред.
- B.В. Морковкина. М.: Русский язык, 1984. — 186 с.
- Дубичинский, В.Б. Искусство составления словарей Текст.: конспекты по лекстикографии / В. Б. Дубичинский. Харьков, 1994. — 102 с.
- Дымарский, М.Я. Текстовая компетенция и языковая личность школьника Текст. / М. Я. Дымарский // Языковое образование и воспитание языковой личности (в школе и вузе): материалы межвузовского семинара 20−21 апреля 1995 г.-СПб.: Образование.
- Евсюкова, Т.В. Лингвокультурологическая концепция словаря культуры Текст.: автореферат дис. .д-ра филол. наук / Т. В. Евсюкова. -Нальчик, 2002.-42 с.
- Евсюкова, Т.В. Словарь культуры как проблема лингвокультурологии Текст. / Т. В. Евсюкова. Ростов н/Д .: Издательство Рост. гос. эконом, ун-та, 2001.- 256 с.
- Ейгер, Г. В. Механизм контроля языковой правильности высказывания Текст.: автореферат дис. .д-ра филол. наук/Г.В. Ейгер.-М., 1988.-45 с.
- Еремеева, А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского /родного/ языка: автореф. дис. д-ра пед. наук / А. П. Еремеева. М., 1991. — 44 с.
- Ш. Жинкин, Н. И. Язык Речь — Творчество (Избранные труды) Текст. / Н. И. Жинкин — сост., прим. С. И. Гиндина. — М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. -366 с.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин.- М.: Наука, 1982. 157 с.
- Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи Текст. / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 26−38.
- Залевская, А.А. Введение в психолингвистику Текст.: учеб. пособие /А.А. Залевская. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 382 с.
- Залевская, А.А. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста Текст. / А. А. Залевская, Э. Е. Каминская, И. Л. Медведева, Н. В. Рафикова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1990. — 206 с.
- Залевская, А.А. Психолингвистика: пути, итоги, перспективы Текст. /
- A.А. Залевская // Вопросы языкознания. 1996. — № 6. — С. 81 -94.
- Залевская, А.А. Индивидуальное знание : специфика и принципы функционирования / А. А. Залевская. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1992. -136 с.
- Залевская, А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова Текст.: учеб. пособие / А. А. Залевская. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1982. -88 с.
- Залевская, А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека Текст.: учеб. пособие / А. А. Залевская. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1982.-80 с.
- Звегинцев, В.А. Предложение и его отношение к языку и речи Текст. /
- B.А. Звегинцев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 307 с.
- Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. учеб. пособие для вузов / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный ин-т. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 432 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
- Зюзько, М.В. Пять шагов к себе Текст.: кн. для учащихся / М. В. Зюзько. М.: Просвещение, 1992. — 176 с.
- Иванов, Вяч. Вс. Чёт и нечёт: асимметрия мозга и знаковых систем Текст. / Вяч. Вс. Иванов. М.: Советское радио, 1978. — 184 с.
- Ильенко, С.Г. Три аспекта коммуникативно-стилистического анализа художественного текста как целостного образования Текст. / С. Г. Ильенко // Текст: аспекты сверхфразовой организации. СПб., 1997. — С. 57−62.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе Текст.: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н. А. Ипполитова. М.: Флинта-наука, 1998. — 176 с.
- Ипполитова, Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе Текст.: материалы к спецкурсу / Н. А. Ипполитова. М.: Наука, 1992. — 126 с.
- Каган М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1989. — 315 с.
- Каган М.С. Морфология искусства Текст. / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972, — 440 с.
- Камалова А.А. Семантические типы предикатов состояния в системном и функциональном аспектах Текст. Архангельск: Издательство Поморского ун-та им. М. В. Ломоносова, 1998. — 160 с.
- Каминский, А.И. Философско-эстетический анализ процесса восприятия произведений искусства Текст.: автореферат. канд. философ. Наук / А. И. Каминский. Киев, 1977. — 19 с.
- Капинос, В.И., Сергеева, Н.Н., Соловейчик, М. С. Развитие речи: теория и практика обучения Текст. / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1994. 153 с.
- Капустина, Н.М. Базовая культура личности Текст.: методические рекомендации / Н. М. Капустина, А. А. Харунжев. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2002.- 23 с.
- Карасик, В.И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс Текст. /
- B.И. Карасик. М.: «Гнозис», 2004. — 390 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. Отв. ред. Шмелев Д. Н. — М.: Наука, 1987. — 261 с.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М., 1989. -С. 3−8.
- Каршинова, JI.B. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 2000. — 16 с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление Текст. /
- C.Д. Кацнельсон. Л., 1972.
- Кирсанова, Н.Н. Знаковые системы искусства и художественное восприятие Текст.: автореферат дис. .канд. филос. наук / Н. Н. Кирсанова. -М., 1983.- 19 с.
- Кленовая, Н.В. Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / Н. В. Кленовая. Магнитогорск, 2001. -20 с.
- Когнитивная семантика Текст.: материалы второй международной школы-семинара. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — 243 с.
- Козырев, В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура Текст.: монография / В. А. Козырев. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-107 с.
- Колесникова, JI.H. Языковая личность в аспекте диалога культур Текст. / Л. Н. Колесникова. Орёл: Изд-во Орловского гос. ун-та, 2001. -287 с.
- Колшанский, Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 107 с.
- Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка Текст. / Г. В. Колшанский- отв. ред. Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1980. — 175 с.
- Комлев, Н.Г. Слово в речи. Денотативные аспекты Текст. / Н. Г. Комлев. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 216 с.
- Концепция образовательной области «филология» в 12-летней школе Текст.: офиц текст. Русский язык. — 2000. — № 4. — С. 4−9.
- Копейкин, К. Сила слова Текст. / К. Копейкин // Всерусский собор. -СПб., 2002.-№ 1.-С. 112−129.
- Кочеткова, А.В. Интеграция словесной, игровой и изобразительной деятельности в процессе формирования связной речи младших школьников Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / А. В. Кочеткова. Нижний Новгород, 1999.-22 с.
- Красных, В.В. «Свой» среди «чужих» : миф или реальность? Текст. / В. В. Красных. М.: «Гнозис», 2003. — 375 с.
- Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации Текст.: курс лекций / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. — 270 с.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. -М.: Народное образование. 2000. — 272 с.
- Кубрякова, Е.С. Проблемы представления знаний в языке Текст. / Е. С. Кубрякова // Структуры представления знаний в языке. М.: ИНИОН, 1994.-С. 5−31.
- Кубрякова, Е.С. Введение Текст. / Е. С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке и речи. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. — С. 4−15.
- Кубрякова, Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности Текст. / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1986. — 158 с.
- Кудрявцева, Т.С. Современные подходы к обучению речи Текст. Т. С. Кудрявцева // Русский язык в школе. 1996. -№ 3. — С. 3−7.
- Кулаева, Г. М. Работа над эстетической функцией слова в 5−7 классах средней школы Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / Г. М. Кулаева. -М. :МПГУ, 1999.-16 с.
- Купалова, А.Ю. К вопросу о концепции методов обучения Текст. / А. Ю. Купалова // Методы и приёмы обучения русскому языку — под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Просвещение, 1977.
- Кустова, Г. И. Когнитивные модели в семантической деривации и система производных знаний Текст. / Г. И. Кустова // Вопросы языкознания. -2000.-№ 4.-С. 85−96.
- Ладыженская, Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера Текст. / Т. А. Ладыженская // Сов. педагогика. 1978. — № 9. — С. 75−80.
- Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся Текст. / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1975. — 255 с.
- Лакофф, Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении Текст. / Дж. Лакофф — пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 792 с.
- Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живём // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. — С. 18−27.
- Лановенко, О.П. Художественное восприятие: категориально-методологические основы анализа Текст.: автореферат. канд. филос. наук /О.П. Лановенко. Киев, 1990. — 25 с.
- Лармин, О.В. Эстетическое воспитание в период развитого социализма Текст. / О. В. Лармин. М.: Знание, 1987. — 64 с.
- Ласера, Ж. Реалии французской культуры на уроках французского языка // Верещагин, Е.М., Костомаров, В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1983.
- Лейфа, И.И. Социокультурный аспект в формировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка (немецкий язык, младшие курсы) Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / И. И. Лейфа.-М., 1995.-16 с.
- Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики Текст.: учеб. пособие / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Леонтьев, А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков Текст.: лекция-доклад / А. А. Леонтьев. -М., 1998.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1983. Т. I. -391 с.
- Леонтьев, А.Н. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания Текст. А. Н. Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — С. 6−16.
- Лернер, П.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / П. Я. Лернер. Ереван: Луйс, 1982. — 93 с.
- Лилеева, А.Г. Научно-методические основы комплексного лингвокультуроведческого спецкурса для зарубежных филологов-русистов Текст.: дис. .канд. пед. наук / А. Г. Лилеева. М., 1998. — 209 с.
- Лисовец, И.М. Искусство как общение Текст.: автореферат дис.. канд.филос. наук / И. М. Лисовец. Л., 1981.-21 с.
- Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лихачёв, Б.Т. Проблемы эстетического воспитания школьников Текст. / Б. Т. Лихачёв // Сов. педагогика. 1976. — № 6. — С. 27−35.
- Ломов, Б.Ф. Сознание, мозг и внешний мир Текст. / Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. 1979. — № 3. — С. 109−118.
- Ломтев, Т.П. Предложение и его грамматические категории Текст. / Т. П. Ломтев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 198 с.
- Лосев, А.Ф. Философия, мифология, культура Текст. / А. Ф. Лосев. -М., 1982.
- Лотман, Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума Текст. / Ю. С. Лотман. М., 1997.
- Лузина, Л.М. Теория воспитания : философско-антропологический подход Текст. / Л. М. Лузина. Псков, 2000.
- Лук, А. Н. Эмоции и личность Текст. / А. Н. Лук. М.: Знание, 1982. -175 с.
- Лурия, А.Р. Письмо и речь : нейролингвистические исследования
- Текст.: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. завед. / А. Р. Лурия. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 352 с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание Текст.: учеб. пособие для студ. психол. / А. Р. Лурия — под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. -413 с.
- Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности Текст. / М. Р. Львов // Русский язык в школе, 2001. № 4. — С. 3−8.
- Львов, М.Р. Школа творческого мышления Текст.: учеб. пособие для обучения в нач. классах / М. Р. Львов. М.: Вентана Граф, 1997. — 240 с.
- Львов, М.Р. Основы теории речи Текст. / М. Р. Львов. М.: Академия, 2000. — 248 с.
- Львов, М.Р. Методы развития речи учащихся Текст. / М. Р. Львов // Русский язык в школе. 1985. -№ 4.
- Любичева, Е.В. Лингвокультурологический и личностный подход к обучению русскому языку и роль персонального компьютера Текст.: дис.. д-ра пед. наук. / Е. В. Любичева. СПб., 1995. — 341 с.
- Ляпидовская, С.М. Деловая игра в учебном процессе Текст.: методическое письмо / С. М. Ляпидовская. М., 1988. — 41 с.
- Ляэнеметс, У. Обучение языкам в общеобразовательной школе и контекст культуры Текст. / У. Ляэнеметс. Проблемы лингводидактики. -Таллин: НИИ ЭССР.-175 с.
- A.В. Текучёва. / сост. проф. А. Д. Дейкина и проф. Л. А. Ходякова. М.: МПГУ, 2003. -С.25−33.
- Максимова, В.Н. Акмеология школьного образования Текст. /
- B.Н. Максимова. СПб., 2000.
- Максимова, Н.А. Художественное произведение как семиотический факт (проблема противоречия как приёма) Текст. / Н. А. Максимова. Человек. Язы. Искусство (памяти профессора Н. В. Черемисиной: материалы международ, практ. конф.). — М., 2002.
- Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2003. — 314 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения. М.: Просвещение, 1974. — 239 с.
- Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику Текст.: учеб. пособие / В. А. Маслова. Изд-во «Флинта: наука», 2004. — 296 с.
- Маслова, В.А. Лингвокультурология Текст.: учеб. пособие / В. А. Маслова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Махмина, С.Я. Язык искусства Текст. / С. Я. Махмина. М., 1990.
- Мейлах Б.С. Новое в изучении художественного творчества Текст. / Б. С. Мейлах, Е. И. Высочина. М.: Знание, 1993. — 62 с.
- Методика преподавания русского языка Текст.: учебник для ст-тов филол. фак-тов пед. вузов / М. И. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.- под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 365 с.
- Методика преподавания русского языка: новый взгляд Текст.: тезисы докладов участников межвузовской научно-практической конференции (16−17 марта 2000 г.) / составители: проф. А. Д. Дейкина, проф. Е. Г. Шатова, доц. И. В. Текучёва. М.: МГПУ, 2000. — 133 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка Текст.: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. — под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Мещеряков, В.Н. Жанры школьных сочинений Текст. / В. Н. Мещеряков. М.: Изд-во «Флинта: наука», 1999. — 256 с.
- Миллер, Дж. А. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры / Вст. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990.
- Минский, М. Фреймы для представления знаний Текст. / М. Минский — пер с англ. -М.: Энергия, 1979. 151 с.
- Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка с использованием изобразительной наглядности Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук И. М. Михайлова. -М., 1999.- 19 с.
- Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие Текст. /
- A. Моль — пер. с фр. В. А. Власюка и др. М.: Мир, 1966. — 113 с.
- Морковкин, В.В. Основы теории учебной лексикографии Текст.: дис. в форме науч. докл. на соискание учёной степени д-ра филол. наук /
- B.В. Морковкин. М., 1990. — 72 с.
- Морковкин, В.В. О базовом лексикографическом знании Текст. / В. В. Морковкин // Учебники и словари в системе обучения русскому языку как иностранному: сб. статей. М.: Русский язык, 1986. — С. 102−117.
- Морозова, И.М. Дидактические условия формирования готовности подростков к творческой самореализации в процессе обучения (на примере изучения русского языка) Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / И. М. Морозова. Тула, 2002. — 22 с.
- Морфология культуры: Структура и динамика Текст.: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Наука, 1994. — 415 с.
- Москальская, О.Н. Грамматика текста Текст. / О. Н. Москальская. -М.: Высшая школа, 1981. 183 с.
- Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс Текст. / Г. Г. Москальчук. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.
- Мухамедзинова, Г. В. Формирование коммунистического мировоззрения школьников Текст.: монография / Г. В. Мухамедзинова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 175 с.
- Наумова, Т.Н. Психологически ориентированные синтаксические теории в русской и советской лингвистике Текст. / Т. Н. Наумова. Саратов, 1990.-179 с.
- Неменская, JI.A. Эстетический характер самосознания / JI.A. Неменская // Сов. педагогика. 1990. — № 12.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты Текст.: кн. для учителя / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Никитина, Е.С. Историко-критический обзор концепций внутренней речи Текст.: деп. / Е. С. Никитина. М.: Институт русского языка, 1986. -113 с.
- Новиков, JI.A. Семантическое поле как текстовая структура Текст. / JI.A. Новиков // Теория поля в современном языкознании. Уфа, 1997.
- Новикова, Л.И. Описание с элементами повествования памятника русской архитектуры Текст. / Л. И. Новикова // Русский язык в школе. 2004. -№ 4.-С. 7−15.
- Новикова, Л.П. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / Л. П. Новикова. Ярославль, 1997. — 19 с.
- Новикова, Л.С. Ассоциативный эксперимент как метод изучения семантических отношений в лексике Текст. / Л. С. Новикова // Вопросы семантики: сб. науч. трудов. Калининград: Калининградский гос. ун-т, 1983. -144 с.
- Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка Текст.: сб. статей. -М.: Прогресс, 1988.
- Опарина, Е.О. Роль метафоры в познании и вербализации знаний о мире Текст. / Е. О. Опарина // Структуры представления знаний в языке. М.: ИНИОНРАН, 1994.-С. 142−160.
- Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия: автореферат дис.. канд. фил ос. наук / О. Н. Органова. 1975. — 19 с.
- Основы теории художественной культуры Текст.: / под ред. J1.M. Мосоловой. СПб.: Изд-во «Лань», 2001. — 288 с.
- Основы школьного речеведения. Базовые понятия. Методические проекции. Виды школьного речеведения Текст.: под ред. проф. Т. А. Ладыженской. Ч. 1. — М.: Ин-т общего среднего образования РАО -Тольятти: Тольяттинск. гос. ун-т, 2004. — 191 с.
- Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Текст.: автореферат дис. .канд. пед. наук / В. Д. Остроменский. Киев, 1975. -19 с.
- Павилёнис, Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка Текст. / Р. И. Павилёнис. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
- Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1997. — 265 с.
- Пахнова Т.М. Анализ текста и работа со словарями на уроке-зачёте в 8−9 кл. // Русский язык в школе. 1990. — № 4. — С. 16−23.
- Пахнова, Т.М. Работа над словом и текстом во время подготовки к сочинению в сельской школе Текст. / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. -1984.-№ 6.-С. 5−11.
- Пахнова, Т.М. От текста к слову Текст. / Т. М. Пахнова // Русский язык.-2001.-№ 1.-С. 1−7.
- Пахнова, Т.М. Речевая среда в формировании школьников Текст. / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. 2000. — № 2. — С. 19−23.
- Пешковский, A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык Текст. / A.M. Пешковский // Звегинцев, В. А. История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1962. — Ч. 2. — С. 288−300.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже — пер. с франц. М.: Просвещение, 1967. — 367 с.
- Попова, 3. Д. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. монография / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Изд. 3-е, стереотипное. — Воронеж, 2003. -С. 191.
- Постовалова, В.И. Существует ли языковая картина мира? Текст.
- B.И. Постовалова // Язык как коммуникативная деятельность человека: сб. науч. трудов МГПИИЯ. Вып. 284. — М., 1997.
- Потебня, А.А. Собрание трудов. Мысль и язык Текст. / А. А. Потебня. М.: Лабиринт, 1999. — 300 с.
- Почепцов, Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года Текст.: учеб.-справ. / Г. Г. Почепцов. М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
- Пригожин, И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Едиториал УРРС. — 240 с.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001- 2010 годы Текст.: офиц. текст.
- Программы средней общеобразовательной школы: русский язык Текст.: офиц. текст. М., 1994. — 106 с.
- Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения их роль в обучении русскому языку иностранцев Текст. Ю. Е. Прохоров. М., 1997. — 224 с.
- Психолингвистика Текст.: сб. ст. / сост. A.M. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984.-367 с.
- Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека Текст.: коллективная монография — под общ. ред. А. А. Залевской. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999.- 191 с.
- Пузанкова, Е.И. Развитие языковой способности учащихся Текст. / Е. И. Пузанкова // Русская словесность. 1997. — № 4. — С. 34−38.
- Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл. Текст.: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991.-342 е.: ил.
- Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка в 5−9 и 10−11 классах и подготовка студентов педвузов к работе в школе Текст. / Сост. А. Д. Дейкина. М., 1999. — 167 с.
- Репринцев, А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя Текст.: автореферат дис. .д-ра пед. наук / А. В. Репринцев. -Курск, 2001.-44 с.
- Розеншток-Хюсси, О. Язык рода человеческого. Речь и действительность Текст. / Розеншток-Хюсси / вст. статья А. И. Пигалева. М. — СПб.: Университетская книга, 2002. — 608 с.
- Рождествеский, Ю.В. Введение в культуроведение Текст. / Ю. В. Рождествеский. М.: ТОО ЧеРо, 1996. — 286 с.
- Розова, J1.H. Культурологический поход к изучению искусства Текст.: автореферат дис. канд. филос. наук / J1.H. Розова. — Л., 1984. 16 с.
- Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии Текст. / C. J1. Рубинштейн. В 2 т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1999. — 332 с.
- Рудакова, А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика Текст. / А.В. Рудакова- науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж, 2002. — 78 с.
- Рузин, И.Т. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов Текст. / И. Т. Рузин // Вопросы языкознания. 1996. — № 5. -С. 39−50.
- Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология Текст. / И. М. Румянцева. М.: ПЕР СЭ, Логос, 2004. — 319 с.- ил.
- Русова, Н.Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала (на примере образовательной области «Филология») Текст.: автореферат дис. .д-ра пед. наук / Н. Ю. Русова. СПб., 2000. — 41 с.
- Рябова, Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии Текст. / Т. В. Рябова // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1970. -С. 76−94.
- Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении Текст. / Н. Г. Салмина. М.: Изд. Моск. ун-та, 1988. — 286 с.
- Сахарный, J1.B. Введение в психолингвистику Текст.: курс лекций. -JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 184 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
- Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.1
- Сивцова, Н.В. Обучение средствам описания языкового анализа в процессе методической подготовки студентов-филологов Текст.: автореферат дис. .канд. пед наук / Н. В. Сивцова. -М.: МПГУ, 2004. 19 с.
- Скопина, М.А. Проблема отбора лексического материала в учебной лексикографии Текст.: автореферат дис. .канд. филол. наук / М. А. Скопина. -М., 1975.-19 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 308 с.
- Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление Текст. / А. Н. Соколов. -М.: Просвещение, 1968. 248 с.
- Сокольникова, Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания Текст.: автореферат дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Сокольникова. М., 1997. — 37 с.
- Солганик, Г. Я. От слова к тексту Текст. / Г. Я. Солганик. М.: Просвещение, 1993.- 186 с.
- Соломоник, А. Семиотика и лингвистика. Текст. / А. Соломоник. -М.: «Молодая гвардия», 1995. 352 е.- ил.
- Солсо, P.JI. Когнитивная психология Текст. / P. J1. Солсо. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. — 598 с.
- Сорокин, Ю.А. Текст, цельность, связность, эмоциональность Текст. / Ю. А. Сорокин // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. -М.: Наука, 1982.-С. 61−74.
- Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. -М.: Прогресс, 1967. С. 1−269.
- Сочетаемость слов и обучение русскому языку иностранцев Текст. / Под ред. В. В. Морковкина. М.: Русский язык, 1984. — 186 с.
- Сочинение-этюд Текст.: пособие для учителя русского языка / Сост. О. П. Мистратова. Калининград, 1990. — 147 с.
- Степанов, Ю.С. В трёхмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства Текст. / Ю. С. Степанов. М., 1985.
- Степанов, Ю.С. Семиотика Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1971. -145 с.
- Стернин, И.А., Быкова, Г.В. Концепты и лакуны Текст. / И. А. Стернин, Г. В. Быкова // Языковое сознание. М.: Ин.-т русского языка, 2000.-С. 55−77.
- Стернин, И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры Текст. / И. А. Стернин // Этнокультурная специфика языкового сознания. -М.: Институт языкознания РАН, 1996. С. 97−112.
- Столович, JT.H. Искусство и игра Текст. / Л. Н. Столович. М., 1987.
- Структура представления знаний в языке Текст.: сб. науч. обзоров. -М. :ИНИОН РАН.-160 с.
- Сусов, И.П. Семиотика и лингвистическая прагматика Текст. / И. П. Сусов // Язык, дискурс. Личность. Тверь, 1990. — С. 125−133.
- Тагирова, P.M. Искусство в системе культуры Текст.: лекция / P.M. Тагирова. М.: Моск. академия МВД России, 2000. — 32 с.
- Тарасов, Е.Ф. Язык и культура Текст. / Е. Ф. Тарасов // Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. — С. 19−32.
- Тарасов, Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания Текст. / Е. Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира. М.: Институт языкознания РАН, 2000. — С. 24−32.
- Текучёв, А.В. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания Текст. / А. В. Текучёв. М.: Просвещение, 1982. -287 с.
- Телия, В.Н. Основные постулаты лингвокультурологии Текст. / В. Н. Телия // Филология и культура: материалы П международ, конф. В 3 ч. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — Ч.З. — С. 14−15.
- Теория и практика обучения русскому языку Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.- под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Издат. центр «Академия», 2005.-320 с.
- Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М. — Воронеж, 1998. — 123 с.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст.: учеб. пособие / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
- Тогоева, С.И. Психолингвистические проблемы неологии Текст.: автореферат дис. .д-ра филол. наук / С. И. Тогоева. Воронеж, 2000. — 43 с.
- Трипольская, Т.А. Речевой акт самооценки с позиций когнитивной лингвистики Текст. / Т. А. Трипольская // Языковая компетенция: грамматика и словарь — межвузовск. сб. науч. тр. Новосибирск: НГПУ, 1998. — С. 32−39.
- Уланова, С.Б. Фрейм как структура репрезентации знаний Текст. / С. Б. Уланова // Когнитивные аспекты языковой категоризации: сб. науч. ст. -Рязань, 2000. С. 54−62.
- Урысон, Е.В. Языковая картина мира vs. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) Текст. / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. 1998. — № 2. — С. 3−21.
- Урысон, Е.В. Синтаксическая деривация и «наивная» картина мира Текст. / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. 1996. — № 4. — С. 25−38.
- Успенский, Б.А. Семиотика искусства Текст. / Б. А. Успенский. М., 1995.-360 с.
- Успенский, М.Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе Текст. / М. Б. Успенский. М. — Воронеж, 2004.
- Уфимцева, Н.В. Человек и его сознание: проблема формирования Текст. Н. В. Уфимцева // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. -М., 1993.-С. 59−75.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания // Педагогические сочинения. Т.6. — М.: Педагогика, 1988.
- Федеральная программа развития образования РФ на 1999−2005 гг. Текст.: офиц. текст.
- Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко. -М.: Просвещение, 1973. 160 с.
- Фёдорова, М.В. О типах номинации в русском языке Текст. / М. В. Фёдорова // Вопросы языкознания, 1979. № 3. — С. 61−72.
- Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания Текст. / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. — Вып. 23. — С. 52−93.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности Текст. / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1987. — 235 с.
- Фрумкина, P.M. Психолингвистика Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / P.M. Фрумкина. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 320 с.
- Фрумкина, P.M. Цвет, смысл, сходство : аспекты психолингвистического анализа Текст. / P.M. Фрумкина. М.: Наука, 1980. — 175 с.
- Харисов, Е.С. Эмоциональное мышление как основа концептуальной системы в онтогенезе Текст. / Е. С. Харисов // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. трудов. -Волгоград: Перемена, 1999.- С. 182−186.
- Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка : теория и методические разработки уроков Текст.: учеб. пособие / Л. А. Ходякова. М.: Флинта: наука, 2000. — 352 с.
- Ходякова Л.А. Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины Текст. Л. А. Ходякова // Русский язык в школе. 1991. -№ 6.-С. 15−22.
- Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Л. А. Ходякова. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Хроленко, А.Т. Лингвокультуроведение Текст.: пособие к спецкурсу по проблеме ««Язык и культура» / А. Т. Хроленко. Курск: Изд-во «ГУИПП «Курск», 2000. — 168 с.
- Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности Текст. / Л. С. Цветкова. М.: Просвещение, 1995.-304 с.
- Черемисина, Н.В. Языковые картины мира и их семантическое взаимодействие в художественном тексте Текст. / Н. В. Черемисина // Человек. Язык. Искусство (памяти профессора Н. В. Черемисиной: материалы международ, практ. конф.).- М.: МГПУ, 2002. 363 с.
- Чижова, Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе Текст. / Т. И. Чижова. -М.: Просвещение, 1987. 176 с.
- Шабес, В.Я. Соотношение когнитивного и коммуникативного компонентов в речемыслительной деятельности. Событие и текст Текст.: автореферат дис. .д-ра филол. наук / В. Я. Шабес. Л., 1990. — 32 с.
- Шаклеин, В.М. Лингвокультурная ситуация: структура и вопросы исторической реконструкции Текст.: автореферат дис. .д-ра филол. наук / В. М. Шаклеин. -М., 1997.-39 с.
- Шанский, Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом Текст.: книга для внеклассного чтения учащихся 8−10 классов средней школы Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 1986. — 157 с.
- Шахнарович, A.M. Онтогенез языкового сознания, развитие познания и коммуникации Текст. / A.M. Шахнарович // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. — С. 76−85.
- Шахнарович, A.M. Языковая личность и языковая способность Текст. / A.M. Шахнарович // Язык система, язык — текст, язык — способность: Сб. статей. — М.: Институт русского языка РАН, 1995. — С. 213−223.
- Шахнарович, A.M. Психолингвистические проблемы предикативности и обучение пониманию текстов Текст. A.M. Шахнарович, В. Б. Апухтин // Аспекты изучения текста. М., 1981.
- Шведова, Н.Ю. О синтаксических потенциях формы слова Текст. / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. 1971. — № 4.- С. 24−35.
- Шмелёв, Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка Текст. / Д. Н. Шмелёв. М.: Просвещение, 1964. — 244 с.
- Щедровицкий, Г. П. Синтез знаний : проблемы и методы Текст. / Г. П. Щедровицкий // На пути к истории научного знания. М., 1984.
- Щерба, J1.B. Избранные работы по русскому языку Текст. / Л. В. Щерба. М.: Учпедгиз, 1957. — 188 с.
- Щуркова, Н.Н. Образ жизни, достойный Человека, и его формирование у школьников Текст. / Н. Н. Щуркова. Смоленск, 1995.
- Элиасберг, Н.И. Гуманиазация школьного образования и гуманитарная культура учителя Текст. / Н. И. Элиасберг // Гуманитарная культура учителя: сб. статей — сост. Н. И. Элиасберг — под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: СП. ГУПМ, 2002.-104 с.
- Юлдашева, J1.B. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды Текст. J1.B. Юлдашева // Русский язык в школе. 1991. — № 6. — С. 23−27.
- Языковое сознание: стереотипы и творчество Текст. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1988. — 163 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Текст. / И. С. Якиманская. М., 2000. — 95 с.
- Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. М.: Пррсвещение, 1964. — 86 с.
- Якобсон, P.O. Избранные работы Текст. / P.O. Якобсон — пер. с англ., нем., фр. яз.- предисл. В. В. Иванова / Сост. и общ. редакция В. А. Звегинцева. -М.: Прогресс, 1985.-455 с.
- Яковлев, Е.Г. Эстетика Текст.: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. М.: Гардарики, 1999.-464 с.
- Яковлева, Е.С. Фрагмент русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Изд-во «Гнозис», 1994.-344 с.
- Paivio, A. Mental representations dual coding approach. Oxford, N. Y., 1986.- 322 p.
- Palmer, S. E. Fundamental aspects of cognitive representations. Gognition and categorization. N. Y., 1978. — 117 p.