Психологические исследования и практика свидетельствуют о том, что профилактика имеет больше шансов на успех, чем работа с людьми, уже имеющими проблемы. К профилактическим мерам обычно относят то, что находится в сфере воспитания и непосредственно связано с характером взаимодействия педагогов и родителей с детьми, с самой домашней обстановкой и психологическим климатом в образовательном учреждении.
У многих детей с легкими формами расстройств при профессиональном педагогическом вмешательстве либо в результате психотерапевтических действий быстро наступает улучшение. Однако вероятность того, что серьезные эмоциональные и поведенческие нарушения детского возраста окажутся более стойкими и проявятся позже, в более старшем возрасте, весьма велика.
В специальных исследованиях замечено, что нарушения, возникающие в дошкольные годы менее стойки, чем те, что проявились в начальной школе. Риск того, что поведенческие и эмоциональные нарушения ребенка школьного возраста окажутся стойкими — очень велик. Однако и отклонения в поведении дошкольников не стоит игнорировать, в надежде, что они сами собой пройдут. Раннее педагогическое вмешательство имеет больше шансов на успех. Чем раньше началась работа по преодолению эмоциональных нарушений, тем больше шансов достичь положительных воспитательных результатов.
Исследования и опыт показывают, что особенно стойкими являются экстернальные нарушения, такие как, например, агрессивность, гинерактивность и т. п. В исследованиях, проведенных в рамках психологии развития, отмечается, что среди взрослых, страдавших в детстве экстернальными нарушениями, уровень антисоциального, криминального поведения, проблем с браком, с алкоголизмом выше, чем среди тех, для кого в детстве не были характерны подобные отклонения. Интернальные нарушения не менее стабильны, однако по утверждению специалистов, существует значительно меньше оснований считать, что они сохраняются у взрослых.