Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями
Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью искусства Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, театр и др., пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост… Читать ещё >
Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
инвалид образование ограниченный инклюзивный Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.
Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Проблема — принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Цель — изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в системе дополнительного образования, и поэтапное подготовка общества принятию и правильному восприятию детей с ограниченными возможностями.
Задача — показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня — это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
ГЛАВА 1. Инклюзивное образование с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Образовательные возможности инвалидов за рубежом и в России За рубежом, начиная с 1970;х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 — 1990;х гг. продемонстрировали преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные и муниципальные школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 — 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко. Концепция этого направления в отечественной педагогике основывается на исследованиях С. Я. Рубинштейна, теория и практика проблемного обучения изложены в работах А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина. Практика проблемного обучения в начальной школе очень интересно изложена в работах С. И. Брызгаловой и других авторов. Конечно, этот подход не является единственным в обучении детей, в том числе, учащихся с особенностями развития. Формирование базовых школьных навыков и умений, таких как читать и понимать прочитанное, грамотно и красиво писать, считать, слушать, пересказывать, держать внимание на рутинной работе, не перебивать, и т. д. чрезвычайно важно и актуально, поскольку это тот фундамент, на котором можно построить и развить прекрасное творческое начало в каждом ученике, в том числе и ученике с особенностями развития. А вот способы и подходы к формированию таких базовых умений и навыков в инклюзивном классе будут несколько иными. Это, прежде всего, подход, центрированный на ребёнке, а не на взрослом, где самыми важными будут потребности и нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них, а не профессиональные установки и стереотипы учителя. Это использование индивидуальных программ обучения, сотрудничество и работа в команде, как для учителей, так и для учеников. Вот об этом и стоит поразмышлять педагогам, которые хотели бы развить практику включения в образовательный процесс разных и нетипичных детей.
1.2 Интеграция и инклюзия В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. Inclusif — включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе.
«Интеграция» и «инклюзия» — это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.
1.3 Цели и основные составляющие инклюзивного образования Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
К основным элементам инклюзии можно отнести:
включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;
отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;
ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;
эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
1.4 Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.
Причины, по которым школьная инклюзия не работает | Ресурсы для успешной школьной инклюзии | ||
Логическое обоснование | Преимущества инклюзии не обсуждаются с теми, кто включён в осуществление этого процесса | Весь школьный коллектив вовлекается в рациональное осмысление инклюзии и тех преимуществ, которые она даёт для всех учеников школы. Обсуждение этих тем ясное и открытое. | |
Сфера действия | Изменения, которые производятся в школе, чрезмерны, или, наоборот, ограниченны или недостаточны | Работа по включению начинается с одним-двумя учениками, внимательно отслеживаются их успехи и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает. | |
Скорость введения | Необходимые изменения вводятся слишком быстро или слишком медленно, что приводит к уменьшению энтузиазма | Скорость реализации инклюзивных подходов сильно варьируется в зависимости от школы. Постоянное сотрудничество всех участников процесса и регулярное отслеживание скорости изменений поможет добиться успеха. | |
Ресурсы | Адекватность ресурсов не всегда является гарантией, что инклюзия будет работать; ресурсы могут использоваться нерационально | При появлении дополнительных ресурсов, их следует обязательно использовать. Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии. Адекватное финансирование инклюзии поможет обеспечить заинтересованность в ней тех, кто её внедряет. | |
Приверженность идее | Отсутствует постоянные стимулы для формирования приверженности идее инклюзии, которая зачастую воспринимается только как «прихоть» некоторой социальной группы | Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее всех участников. Возможность проявления собственной инициативы также формирует у участников постоянную приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации | |
Ключевые фигуры | Ключевые сотрудники, определяющие успех инклюзии, недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это способствует отчуждению других сотрудников от реализации инклюзивных подходов в школе | Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии в школе, должны поддерживать равное сотрудничество между всеми участниками школьного сообщества. На них лежит большая ответственность в обеспечении успеха инклюзии, чем на других сотрудниках школы. | |
Родители | Родители, как партнёры, не включены в школьную жизнь | Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы. | |
Руководство | Руководители школы либо осуществляют чрезмерный контроль, либо их стиль руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей. | Руководители облегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии, а также обеспечивают координацию действий. | |
Отношение к другим школьным инициативам | Инклюзия является чем-то изолированным по отношению к другим школьным инициативам. | Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены. | |
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7−10 июня 1994 г.):
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
1.5 Медицинская и социальная модель инвалидности В контексте проблемы инклюзивного образования, принято рассматривать медицинскую и социальную модели инвалидности.
В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью — это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.
От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую забывается о том, что у детей-инвалидов также есть их права человека, в частности права быть принятыми такими, какие они есть и право на получение дошкольного и школьного образования. Зачастую их пытаются интегрировать в существующую среду (не путать интеграцию и инклюзию). При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.
Социальная модель инвалидности. Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.
Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.
Как объяснить дошкольнику, который проводил свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, где будут учиться все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.
Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению — это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.
МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ | СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ | |
Ребенок несовершенен | Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть | |
Диагноз | Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением | |
Вешание ярлыков | Определение барьеров и решение проблем | |
Нарушение становится центром внимания | Проведение мероприятий, нацеленных на результат | |
Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений | Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов | |
Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг | Подготовка и обучение родителей и специалистов | |
Ординарные потребности откладываются | «выращивание» отношений между людьми | |
Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация | Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка. | |
Общество остается неизменным | Сообщество развивается | |
Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все.
Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение квалификации учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы. Тем не менее, существуют давние «поверья» в отношении обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Например, что дети — инвалиды нарушают процесс обучения всего класса, что учителя не способны справляться с новыми задачами, возникающими в классе с появлением такого ребёнка, и что дети с ограниченными возможностями при инклюзии получают недостаточно качественное образование, причём, при такой форме обучения, серьёзно страдает их самооценка. Однако, во многих исследованиях доказывается, что большинство этих «верований» являются предвзятыми, и не основываются на каких-либо основательных и очевидных фактах.
В любом случае, преимущества инклюзии значительно перевешивают недостатки этого процесса, и наилучшей проверкой правильности инклюзивных подходов в образовании будут его результаты. Каким же тогда должен быть конечный результат включения детей с разными возможностями в общую школу?
1.6 Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей К сожалению, система нашего образования еще не готова ответить на такие вопросы, особенно когда речь идет с детьми с нарушениями разных степеней, затрагивающими психические нарушения. Наше общество в процессе развития и не готово полностью принять этих детей в школе за одной партой со своим ребенком. А эти дети, как никто нуждаются в общении со своими сверстниками, должны иметь возможность наблюдать за развитием своей и чужой жизни в обществе. Иметь возможность полноценно интегрироваться в этом обществе для того, чтобы получить все необходимые навыки для жизни, возможности коммуникации и личностном росте, как на бытовом, так и на общественном уровне. И здесь в помощь системе образования и этим детям приходит инклюзивный потенциал современного дополнительного образования.
В.П. Голованов Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени — в физкультурно-спортивной и художественной. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Термин «препятствие» (по Буйловой Л.Н.) в данном случае используется для обозначения смыслов таких употребляемых в практике понятий, как помеха, трудность, задержка, затруднение, преграда, остановка, проблема, деструктивные факторы, негативные воздействия и т. д. Под препятствием понимается то, что отдаляет или отделяет личность от достижения желаемого результата.
Заочная школа методиста Н. И. Бокунь
Схема анализа работы учреждения ДОД Качество образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования зависит от грамотного составления и реализации плана работы на год. План работы учреждения дополнительного образования является важнейшим локальным документом. Его предназначение — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить планомерность, управляемость и систематичность педагогического процесса, а также преемственность результатов. Цель планирования — выработка единства действий не только администрации и педагогического коллектива, но и коллектива учащихся для достижения определенных результатов. Осуществление четкого планирования невозможно без качественно проведенного педагогического анализа итогов работы за предыдущий период.
Педагогический опыт О. Я. Суркова
Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью искусства Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, театр и др., пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, развитие и являются источником физического и нравственного здоровья человека. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социальнокультурного творчества. Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники — это наши корни. Без любви и интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. В детском доме№ 4 г. Степногрска Республики Казахстан созданы условия для духовнонравственного воспитания подрастающего поколения. Детский дом призван в какой-то степени заменить ребенку семью. Важно, чтобы для детей было создано такое пространство, в которое вошли бы все стороны их жизни: и учеба, и круг интересов с учетом возможностей, склонностей и способностей детей.
О.В. Дедюхина Индивидуальная образовательная деятельность педагога-музыканта Персонификация в современной педагогике определятся как особая форма организации образовательного процесса, рассматривающего индивидуальные особенности обучающихся как один из векторов обновления и модернизации непрерывного профессионального образования, как процесс, формирования творческого развития и интересов обучающихся; как фактор развития познавательной активности индивида; как средство построения индивидуального или персонифицированного маршрута. Для проектирования образовательного маршрута педагога-музыканта в процессе дополнительного профессионального образования необходимы специально организованные условия руководством учреждения, его методической службой. В процессе реализации творческой идеи — персонифицированного образовательного маршрута — проявляются представления педагога-музыканта о его профессиональной деятельности, которая осуществляется в двух направлениях: методической работе и музыкально-исполнительском самосовершенствовании.
Л.В. Афанасьева, Ю. О. Жабина Начальное техническое моделирование: от выставки до семинара Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.
Таким образом, начальное техническое моделирование является первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением дополнительного образования детей: В. В. Путин подписал перечень поручений (по итогам встречи с участниками форума «Интернет-предпринимательство в России», состоявшегося 10 июня 2014 г.), одно из поручений адресовано Правительству Российской Федерации — «Разработать комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества…
На занятиях начальным техническим моделированием обучающиеся выполняют различные виды работ: аппликации; лепка, конструирование, выжигание, вышивание, плетение и многое другое. Используя различные техники изготовления экспонатов, ребята воспроизводят объекты окружающей действительности в измененном масштабе (уменьшенном или увеличенном) по схемам, чертежам и эскизам.
Е.Ю. Пономарева Организация развивающей образовательной среды В учреждениях дополнительного образованиях процесс обучения носит более неформальный характер, чем в традиционной школе, акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему. По мнению А. Г. Асмолова, роль дополнительного образования совершенно уникальна. Во-первых, отмечает он, дополнительное образование — это образование, занятое расширением экологии детства. Во-вторых, дополнительное образование это «образование возможности быть», возможности быть личностью. В Центре внешкольной работы поселка Магдагачи Амурской области происходит развитие интегрированного образовательного пространства, обеспечивающего формирование инициативной, творческой личности выпускника, способной к самоопределению и самореализации, обладающей российской идентичностью на основе новых для образовательного учреждения механизмов управления качеством образования в условиях введения ФГОС нового поколения.
Т.В. Корюкина Развитие способностей детей через включение в различные виды деятельности Распознать потенциал ребенка и развить его, действительно сложно, но вполне реально. Для этого требуются, прежде всего, желание и терпение, ну и, конечно же, знания. Необходима система работы по выявлению и развитию способностей, которые развиваются средствами дополнительного образования, и способствуют формированию адекватной самооценки ребенка. Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. А своевременное выявление и развитие способностей детей является залогом их личностного развития. Детям необходимы внимание, уважение, понимание и участие.
Педагогическая практика С. В. Островская, Л. С. Петросян
Творческий проект как эффективное средство успешной самореализации учащихся В объединении «Элегант» МОУ ДОД Детской школы искусств г. Георгиевска Ставропольского края в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Моделирование и конструирование одежды» дети приобщаются к миру моды, сохранению и развитию национальных и культурных традиций, учатся видеть в красоте одежды духовное благородство, доброту и нравственную чистоту, обучаются искусству одеваться, ибо им прививается тонкий, изысканный художественный вкус. В ходе образовательной деятельности метод проектов нашел эффективное применение при создании коллекций моделей сценических костюмов.
Педагогическая гостиная К. З. Арасланова
Финансово-экономические аспекты деятельности МОАУ ДОД ДДТ «Вдохновение»
На современном этапе финансово-хозяйственная деятельность учреждения дополнительного образования приобретает важное значение. В ДДТ «Вдохновение» г. Кирова данная работа ведется в части участия составления и выполнения муниципального задания. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации муниципальное задание — документ, устанавливающий требования к качеству и (или) объему (содержанию), оказываемых услуг (выполненных работ). В него могут быть включены как образовательные, так и иные услуги.
М.Е. Костякова Дорогу осилит идущий
«Дорогою добра» — так называется воспитательная программа, по которой много лет работает педагогический коллектив ДЮЦ «На Молодежной» г. Калининграда. Как известно, «добро дающие счастливее добро принимающих». Эту аксиому наши дети усвоили прочно. Доброта — вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Воспитательная работа проходит через все направления работы ДЮЦ, но особая роль в ней отводится внеурочным массовым мероприятиям.
Всероссийские мероприятия Н. Н. Крупнова XVI Всероссийский форум «Образовательная среда — 2014»
С 21 по 24 октября 2014 года в Москве, в павильоне 57 Выставки достижений народного хозяйства успешно прошел XVI Всероссийский форум «Образовательная среда — 2014», организованный ОАО «ВДНХ» при поддержке Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Правительства Москвы, Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, Ассоциации негосударственных вузов России.
В.В. Юнак I Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей Древний город Ярославль становится настоящей столицей российского образования. В последние годы там уже было проведено несколько всероссийских и международных форумов по образованию. Вот и 18−19 декабря 2014 года в Ярославле, в роскошном концертно-зрелищном центре «Миллениум» прошло очередное мероприятие под эгидой Министерства образования и науки РФ. Точнее, не очередное — а Первое в своем роде: в эти дни в городе состоялся Первый съезд педагогов дополнительного образования. Таких съездов может быть еще много, но первый — всегда один, и уже этим он вошел в историю.
Резолюция I Всероссийского съезда педагогов дополнительного образования детей (проект) В рамках работы съезда прошли три конференции: «Эффективные модели управления в сфере дополнительного образования детей», «Модернизация содержания и форм образовательной деятельности: новые общественные вызовы сфере дополнительного образования детей», «Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей». Было организовано 18 круглых столов по актуальным вопросам дополнительного образования детей в Российской Федерации. Заслушав и обсудив доклады участников, основываясь на положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, Концепции развития дополнительного образования детей, Съезд считает целесообразным:
1. Содействовать созданию единого образовательного пространства по вопросам дополнительного образования на всей территории Российской Федерации.
2. Одобрить проект плана реализации концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
3. Поддержать учреждение всероссийской Ассоциации педагогов дополнительного образования образовательных организаций разных ведомств и форм собственности.
4. Совершенствовать механизмы финансирования системы дополнительного образования детей. Также были разработаны и приняты различные рекомендации.
Внеклассное занятие Г. П. Никонова Час старинного романса (музыкальная гостиная) Целью занятия педагог ставит расширение музыкального и общего культурного кругозора у обучающихся 10−17 лет через ознакомление с классическим и современным наследием старинного русского романса.
О.Л. Богданова, Е. Н. Антоненко, О. Д. Болтенкова
Введение
в общеобразовательную программу «Новый стиль»
На первом занятии по программе «Новый стиль» начинается увлекательное путешествие в удивительный, завораживающий мир парикмахерского искусства, где дети узнают много интересного и познавательного, научатся своими руками творить прекрасное. И во время пути их будут ожидать различные испытания.
Сценарии, игры С. В. Гончаренко Мы на Севере живем Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить край, в котором живет, его культуру, с уважением относиться к традициям и обычаям коренного народа, бережно относиться к растительному и животному миру края, знать и помнить великих людей, подаривших прекрасные песни, стихи о красоте природы, щедрости и людской доброте. Дошкольный возраст — это лучший период для формирования любви к малой Родине.
Е.В. Ксенофонтова Своя игра: культура России В рамках реализации досуговой программы «Вместе» был разработан сценарий интеллектуальной игры «Своя игра: культура России», рассчитанный на учащихся 15−18 лет. Мероприятие проходит в рамках блока «Хочу всё знать!» и проводится в целях обобщения знаний подростков о понятии «культура», расширения кругозора подростков о составляющих элементах культуры, а также сохранения российской культурной самобытности и популяризации российской культуры.
1.7 Преимущества инклюзивного образования Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:
Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.
В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков.
Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных курсов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.
В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают занятия неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одногруппниками вне группы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Глава 2. Экспериментальные методы, используемые при инклюзивном образовании в системе дополнительного образования
2.1 Цель задачи, организация Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов.
А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.
Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнительное образование — образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.
Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.
Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.
Для педагогов предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.
Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.
2.2 Методы и результаты исследования
Деятельность отделения реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями .
Созданное для реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями до 18 лет с отклонениями в умственном и физическом развитии.
Организация работы:
— к каждому ребенку приставлен взрослый человек: специалист, воспитатель, иногда остаются родители. В индивидуальном стиле деятельности проявляется индивидуальность человека.
— работа строиться с использование карточек с изображением какой-либо деятельности
— все данные заносятся в индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком.
— специалисты самостоятельно разрабатывают и создают развивающие игры для детей
— ведется работа по развитию навыков бытового обслуживания. Одна из комнат оборудована под настоящую кухню. Там детей учат готовить чай, накрывать на стол и т. д. Для таких детей это достаточно сложно, и когда они становятся способны сделать это самостоятельно — это большое достижение.
Проблемы деятельности:
отсутствие общепринятых методик и методических пособий отсутствие общепринятых методик и методических пособий доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно Следствия проблемы:
специалисты приобретают методические материалы на курсах повышения квалификации, либо через торговую сеть (часто подобные материалы не отвечают необходимым требованиям или носят рекламный характер) по собственной инициативе и за свои деньги специалисты могут пройти программы подготовки по различным курсам (но не каждый обладает нужными средствами) специалисты самостоятельно разрабатывают методики и работают по ним со своими клиентами (иногда этот опыт оказывается очень удачным, но «закрывается» только в одном учреждении, не имея возможности распространиться в широком масштабе).
Предложения по решению проблемы:
организовывать мероприятия по обмену опытом (конференция, направленная на практикующих специалистов, круглые столы, семинары, мастер-классы: приглашение специалистов непосредственно на свое место работы и демонстрирование своих методик «в действии». Специалисты могли бы почерпнуть для себя новшества и внедрить их в своих учреждениях).
2.3 Анализ деятельности ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»
Уже 8 лет в центре работает коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония», целью которой является инициация резервных возможностей детей с ОВЗ: активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы детей.
Данная программа основана на комплексном методе — методе арт-терапии, сочетающем различные виды искусства и направленном на создание целостной социокультурной среды. Задачи всех блоков ориентированы на театрализованную деятельность, благодаря чему коррекционно-адаптационная работа не распадается на отдельные художественные технологии, что особенно важно в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в силу комплексного характера проблем развития. Программа «Арт-гармония» включает блоки, каждый из которых имеет свои специфические коррекционно-развивающие возможности:
музыкотерапия воздействует через слуховые анализаторы непосредственно на эмоциональную сферу, а через нее на формирование музыкального слуха, памяти, внимания, образного мышления, музыкально-слуховых представлений и ассоциаций;
танцетерапия, воздействуя через движения под музыку, укрепляет двигательный аппарат ребенка, развивает чувство ритма, общую моторику, ориентацию в собственном теле и в окружающем пространстве;
изотерапия, воздействуя средствами изобразительного искусства, развивает зрительное восприятие, наблюдательность, чувство цвета, пространственные представления;
библиотерапия — через воздействие чтением развивает у ребенка речь, образное мышление, воображение, внимание, память;
театротерапия, являясь ядром программы, гармонично объединяет и музыку, и танец, и художественное слово, и визуальное искусство в едином пространстве и времени — здесь и сейчас.
В программе гибко сочетаются индивидуальные и групповые формы работы в зависимости от практической необходимости — решения конкретной коррекционной задачи, работы над определенным репертуаром или подготовки к выступлению.
Итоговым событием программы является заключительное театрализованное представление в последний день заезда, на которое собираются дети, их родители, педагоги школы-центра. В зале оформляется выставка детских работ, подбирается специальный песенный, танцевальный материал, костюмы и атрибутика, соответствующие тематике заезда.
Как показывает мой многолетний опыт, применение метода арт-терапии в инклюзивных условиях положительно влияет на всех участников арт-процесса: общий творческий интерес объединяет детей и с «нормой» и с особенностями в развитии. Ощущая постоянную поддержку педагогов, дети приобретают уверенность в себе и проявляют самостоятельность, творческую инициативу; начинают видеть и адекватно оценивать не только чужие, но и свои достоинства и недостатки, получают удовольствие от общения и взаимодействия в совместной художественной деятельности. Одним словом, выражаясь арт-терапевтическим языком, встают на путь любви к себе.
Также нельзя не сказать о таких методах дополнительного образования как канистерапия, иппотерапия и гарденотерапия.
Канистерапимя (от лат. сanis — собака + греч. иесбреЯб — лечение) — разновидность энималтерапии — метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации.
Канистерапия может использоваться как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.
Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека.
Иппомтерапия (от др.-греч. ?ррпт «лошадь») — метод реабилитации посредством лечебной верховой езды. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его. Например, она передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливают кровоток в конечностях. На шагу лошади — основном аллюре, применяющемся в иппотерапии, — лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у пациента с ДЦП в работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов, в том числе с нарушением психики различной тяжести. Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.
Гарденотерапия — английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия — лечение, т. е. лечение садом, растениями.
Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.
Практика показывает, что дети и подростки с ограниченными возможностями часто имеют комплекс неполноценности, что влечет за собой проблемы в самореализации и межличностном общении.
Элементы гарденотерапии, включаемые в различные виды коррекционного воздействия, позволяют создать своеобразную атмосферу, способствующую плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающими. В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе, благотворное влияние красоты природы и возможность практического использования результатов труда, кроме того, этот вид деятельности благотворно влияет на психику ребенка. Наглядность плодов деятельности находится в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вкладывает в свой труд.
На занятиях дети знакомятся с различными видами семян и растений. Учатся различать обычные и декоративные сорта. Сами сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения, сравнивают результаты. Учатся быть терпеливыми, внимательными, заботливыми и трудолюбивыми. Дети узнают о многообразии форм и цвета плодов растений, правилах и условиях сбора плодов, расширяют знания о растительном мире. Учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характер своих героев. Ухаживая за цветами и животными, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни! И именно этот момент важен в реабилитации.
Коррекционные возможности Гарденотерапии:
— Развитие познавательной активности;
— Коррекция эмоциональной сферы;
— Расширение функциональных возможностей кистей рук;
— Развитие элементов трудовых навыков.
Элементы гарденотерапии в различных видах деятельности:
— Работа с растениями в кабинете гарденотерапии и на участке;
— Специально организованные занятия с детьми в отделениях (5−16 лет);
— ИЗО деятельность с использованием растительных материалов.
Многие из этих методов дают максимальный положительный эффект в проведении реабилитационных и общеобразовательных мероприятий, но не возможны для реализации в стенах школы.
2.4 Обсуждение результатов исследования и выводы Целью исследования являлась Анализ деятельности в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования. Для достижения цели были поставлены задачи:
Рассмотреть понятие «инклюзивное образование»
Рассмотреть нормативные документы в области инклюзивного образования.
Изучить инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования детей Проанализировать деятельность в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования.
В учреждениях дополнительного образования по реализации инклюзивного образования были выявлены следующие проблемы:
отсутствие общепринятых методик и методических пособий отсутствие общепринятых методик и методических пособий доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно
2.5 Рекомендации по проведению педагогической работы по преодолению трудностей
Практическое развитие инклюзивного образования невозможно обеспечить без постоянного внедрения в инклюзивную практику методических разработок, программного обеспечения, методических руководств по организации и содержанию деятельности, и самих образовательных учреждений, включенных в инклюзивный процесс, и служб психолого-педагогического сопровождения этих ОУ, и системы их управления.
В начале работы над исследованием была проведена работа над поиском информации по данной теме. Появилась проблема — нехватка нужной информации. Но есть методические рекомендации, что облегчило процесс создания работы. Небольшие трудности возникли именно в поиске информации об инклюзивном образовании в учреждениях дополнительного образования.
Заключение
Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.
Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.
Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей:
Для обычных или одарённых детей нахождение в классе или группе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.
Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения — несостоятельны. Время, которое на занятиях уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на обычных учеников.
Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.
Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, приглашения гостей для выступления, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.
В инклюзивной группе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
Необходимо также сказать, что существование инклюзивных образований позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное — способствует искренней заботе и дружбе.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно — принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Список литературы
Владимир Свободин. Инклюзивное образование — актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/ (25.04.2013)
Егоров П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями Инклюзивное образование http://www.deti.rian.ru/grani/20 090 928/55304176.html (23.04.2013)
Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями http://www.myshared.ru/slide/212 955/# (27.04.2013)
Ертанова О.Н., Гордон М. М. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 — 17, 36, 37
Г. А. Бордовский. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008 г. стр.: 15, 31.
Педагогическое обозрение, март, 2013 № 3 (133), стр.: 2 — 21.
Инклюзивное образование в России. Юнисеф, Москва 2011 г.
Инклюзивное образование http://deti38.ru/index.php? topic=173.0 (28.04.2013)
Развитие инклюзивного образования http://www.znaem-mozhem.ru/node/2805 (23.04.2013)
Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей. Петерс Сьюзен Дж. Стр.: 16, 25
Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе. Москва 2008 г.
Гарденотерапия http://gardenoterapiya.ucoz.ru/index/gardenoterapija/0−31
Канистерапия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F