Учебная литература как средство обучения психологии
Содержать задания и вопросы, предполагающие осмысление материала, стимулирующие продуктивную и творческую деятельность, способствующие развитию практических психологических умений и навыков, а также познавательной сферы обучающегося; Учебник психологии как форма фиксации содержания образования на уровне учебного материала и как средство обучения, средство управления самостоятельной работой… Читать ещё >
Учебная литература как средство обучения психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В психологическом образовании используются следующие виды учебной литературы:
- — базовый учебник — вид учебной литературы, в которой зафиксировано все основное содержание образования по предмету. При его отсутствии используется учебное пособие, дополняемое другой учебной литературой;
- — учебная (рабочая) тетрадь — средство фиксации содержания образования, преимущественно в форме заданий и дидактических материалов для их выполнения;
- — дополнительная литература (учебная, справочная, научно-популярная, научная, художественная).
Приведите примеры дополнительной литературы, используемой Вами в курсе «Методика преподавания психологии».
Дополнительная учебная и художественная литература выполняют важные функции удовлетворения познавательных интересов учащихся и студентов, расширения их кругозора, способствуют постановке рефлексивных задач (подробнее об использовании художественных произведений в обучении психологии см. параграф 5.2). Роль научно-популярной и справочной литературы как средства обучения возрастает в старшей школе. Научная литература используется, как правило, в рамках специального и профессионального психологического образования.
Использование учебной тетради наиболее целесообразно на начальных ступенях обучения. Пока дети не овладели устойчивыми навыками чтения и письма, она может заменить собой и учебник, и рабочую тетрадь. В среднем и старшем звеньях школы она может быть заменена раздаточными материалами и обычной тетрадью, выполняющей функции и конспекта, и рабочей тетради. Базовый учебник (учебное пособие) необходим на всех ступенях общего, специального, профессионального психологического образования.
В дидактике учебник рассматривается, с одной стороны, как средство обучения, с другой — как главная форма фиксации содержания образования, его конкретизация на уровне учебного материала (см. параграф 2.3).
В настоящее время в учебном процессе усиливается роль самостоятельной работы учащихся, укрепляются тенденции индивидуализации обучения, развиваются формы дистанционного образования. В связи с этим актуализируются такие средства обучения, которые позволяют опосредованно управлять познавательной деятельностью обучающихся. С этой точки зрения, идеальным учебником может быть признан такой, который максимально возможно берет на себя роль педагога в организации и управлении познавательной деятельностью учеников, в реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения в их единстве. И если переход к гуманистической образовательной парадигме требует изменения функции педагога как транслятора общественного опыта на функцию организатора процесса развития учащегося, то это должно найти отражение и в изменении функций учебника.
В чем заключаются сходства и различия учебников для школьников и студентов? Можно ли выдвинуть общие требования и к тем, и к другим учебникам?
Учебник психологии как форма фиксации содержания образования на уровне учебного материала и как средство обучения, средство управления самостоятельной работой учащихся и студентов должен соответствовать следующим требованиям [65, 92]:
- — включать все компоненты содержания — основные и вспомогательные знания, способы известной и творческой деятельности, эмоционально-ценностный компонент;
- — отражать в единстве логику психологии как науки, логику учебной программы и реализации целей предмета;
- — быть научным, высокоинформативным, наглядным, отражать различные теории, подходы, идеи;
- — иметь доступный для учащихся данного возраста текст, служащий целям не только информирования, но и разъяснения;
- — обращаться к индивидуальному опыту учащегося, стимулировать рефлексивную деятельность, способствовать самопознанию;
- — содержать фактический и иллюстративный материал, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету, способствовать развитию мотивации познавательной деятельности, формированию эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу, собственной позиции учащегося, студента;
- — содержать задания и вопросы, предполагающие осмысление материала, стимулирующие продуктивную и творческую деятельность, способствующие развитию практических психологических умений и навыков, а также познавательной сферы обучающегося;
- — предусматривать возможность индивидуализации обучения, проявления интересов и интеллектуальной инициативы учащихся и студентов (необязательные факты, задания на выбор учащегося, ссылки на дополнительную литературу и пр.);
- — иметь внутреннюю логику построения материала, аппарат ориентировки и управления познавательной деятельностью;
- — иметь содержательную и структурную согласованность с учебниками по другим предметам для того же класса (профессионального направления обучения), а также преемственность с другими учебными пособиями по психологии;
- — отвечать требованиям эстетики и гигиены.
Очевидно, что реальный учебник или учебное пособие будет удовлетворять этим требованиям в той или иной степени. Разнообразие изданных учебников и перечисленные критерии помогут педагогу выбрать и использовать наиболее совершенное средство обучения.