Сущность этой функции состоит в том, что человек благодаря науке не просто получает знания о мире, но и составляет целостную картину воззрений о нем, стремится найти в универсуме собственное место.
Научная картина мира принципиально отличается от мифологической, религиозной и обыденной, житейской. Наука дает человеку систему реальных знаний, показывает, какие силы действуют в мире, как действуют и почему действуют. При этом человек рассматривается не просто как пассивный объект воздействия внешних сил, но и как актор (субъект), способный противостоять естественной и социальной стихии, создавать качественно новую, культурную среду обитания. Благодаря науке люди приобретают уверенность в своих силах, формируют новую систему ценностей и идеалов, действуют в соответствии с ними, вырабатывают принципы активной жизнедеятельности. Научное мировоззрение качественно меняет систему культуры, привносит в нее сильнейшей элемент рациональности, прагматизма, технизации.
Мировоззренческую функцию науки нельзя отождествлять с идеологической, в силу того, что идеология есть выражение групповых интересов, а подлинная наука — явление всеобщее, объективное. Единственной идеологией науки может быть «идеология» объективности, служащая всеобщим интересам, интересам истинности.
По большому счету, мировоззренческая функция науки заключается в том, что она служит освобождению человека от догм, иллюзий и заблуждений, побуждает его реально и трезво взглянуть на мир, в котором он живет.