Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Семья ребенка с признаками одаренности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семья — одно из важнейших и одновременно наименее изученных условий развития личности одаренного ребенка. Ребенок с признаками одаренности в той или иной степени имеет особые потребности и особые возможности, что ставит перед его семьей специфические задачи развития. Небольшое количество исследований, а также специфическое отношение к детям с признаками одаренности поддерживает в обществе… Читать ещё >

Семья ребенка с признаками одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семья — одно из важнейших и одновременно наименее изученных условий развития личности одаренного ребенка. Ребенок с признаками одаренности в той или иной степени имеет особые потребности и особые возможности, что ставит перед его семьей специфические задачи развития. Небольшое количество исследований, а также специфическое отношение к детям с признаками одаренности поддерживает в обществе существование множества мифов о специфике семей, в которых они растут: «одаренных детей воспитывают родители с гипертрофированными амбициями»; «в семьях одаренных детей много эмоциональных и даже психических проблем»; «семьи одаренных детей представляют собой идеальный образец семьи» и др.

Семейная ситуация, являясь важнейшим компонентом социальной ситуации развития в целом, оказывает большое влияние на способности и их реализацию в деятельности, особенности взросления и социализации одаренного ребенка. Исследования роли семьи в развитии одаренности начались с автобиографических отчетов уже взрослых, талантливых и успешных в своей области людей, которые свидетельствовали о том, что родители оказывали им большую поддержку, поощряли их занятия, помогали преодолевать проблемы в общении. Общими чертами воспитавших их семей были творческая атмосфера, приоритет духовных ценностей, культ образования, увлеченность самих родителей своей профессией)[1]. Однако из подобных автобиографических отчетов неизбежно выпадают одаренные дети, которые не смогли реализовать себя во взрослом возрасте.

В немногочисленных исследованиях семейных факторов развития личности и способностей одаренного ребенка наиболее распространена точка зрения, согласно которой между детьми и их родителями устанавливаются тесные эмоциональные связи и излишняя зависимость друг от друга. Например, с точки зрения А. Л. Венгера[2], для многих интеллектуально одаренных детей характерен синдром семейной изоляции, который определяется замкнутостью подростка в семье, гиперопекой и повышенным контролем его деятельности со стороны родителей. В этих условиях у детей закрепляются черты инфантильности и зависимости.

При этом родители уже с раннего возраста уделяют много внимания умственному развитию своих детей, поощряют их участие во «взрослых» разговорах, обращают особое внимание на их познавательную и учебную успешность. В школьном возрасте эмоциональные связи усиливаются контролем и давлением родителей на ребенка по поводу его успеваемости, а интересы детей, не связанные с образовательной и интеллектуальной успешностью, часто оказываются на втором плане. Анализируя неуспешность и эмоциональные трудности, характерные для части одаренных детей, исследователи приходят к выводу, что они могут быть обусловлены и закреплены семейными условиями: гиперопекой, воспитательной неуверенностью родителей в сочетании с чрезмерными правами (властью) ребенка в семье.

Однако эта картина неоднородна, если рассматривать семьи, в которых живут дети с признаками одаренности, как целостные образования: по структурно-динамическим и функциональным характеристикам они достаточно разнообразны. Ниже будут рассмотрены компоненты этой вариативности — индивидуально-типологические особенности развития ребенка и показатели семейной структуры и динамики. Варианты развития личности одаренных детей и специфика их семей раскрыты на примере исследования семей подростков, проявляющих признаки интеллектуальной и академической одаренности (Якимова, 2007)[3].

  • [1] Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренногоребенка. М.: Академия, 2002.
  • [2] Венгер А. Л. О понятии «психологический синдром» // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1—2. URL: http://www.psychological.ru/default.aspx70a 1=987&0ol=0&0sl=0&p=60&s=0 (дата обращения: 21.06.2016).
  • [3] Якимова Т. В. Особенности дстско-родитсльского взаимодействия и структуры семьиинтеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.С. 87−96.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой