Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Примеры организации внеклассных занятий на основе выполнения учебных экологических проектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самодеятельности. Связь внеклассной работы с учебными программами не есть дублирование или повтор. Содержание внеклассной работы развивает, углубляет тот материал, который изучается в школе на уроках. Внеклассная работа… Читать ещё >

Примеры организации внеклассных занятий на основе выполнения учебных экологических проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самодеятельности. Связь внеклассной работы с учебными программами не есть дублирование или повтор. Содержание внеклассной работы развивает, углубляет тот материал, который изучается в школе на уроках. Внеклассная работа дополняет урок, т.к. ее содержание может быть развернуто на основе изучение жизни человека в единстве с экологическими системами. Рассмотрение экологических проблем в иной, по сравнению со школьной программой, логике определяет их взаимные связи. Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более продуктивна для процесса становления личности.

Проекты по экологии, организуемые во внеурочное время, проводятся для тех учащихся, которые проявляют интерес к данному предмету. Содержание внеклассных проектов по экологии выходит за рамки учебной программы и определяется в основном интересами учащихся, которые часто складываются под влиянием учителя. Но в качестве ориентира могут быть предложены и такие темы проектов, которые имеют прямую или косвенную связь с программным материалом. Выбор таких тем во-первых, реализует принцип взаимосвязи урочной и внеклассной форм обучения, а, во-вторых, позволит расширить и углубить знания школьников по изучаемому курсу школьной дисциплины.

В таблице 3 приведены примеры возможных тем проектов по экологии для внеклассной работы старшеклассников.

Таблица 3.

Возможные темы проектов по экологии для внеклассной работы старшеклассников.

Темы курса «Экология».

Возможные темы проектов.

Организм и среда.

«Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах».

«Экологические факторы и их влияние на окружающую среду».

«Среды жизни».

Современные проблемы охраны природы.

«Охраняемые природные территории».

Человек и окружающая среда.

«Окружающая среда и здоровье человека».

«Антропогенные факторы и их воздействие на окружающую среду».

Биосфера.

«Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы».

«Влияние деятельности человека на биосферу».

Урбоэкология.

«Городская среда как экосистема».

Мы разработали примеры учебных экологических проектов для внеклассной работы старшеклассников общеобразовательных школ. В предлагаемом проекте используется литература разных авторов 1,3,4,5,6,7,8,9,12,13,14,21,27, 28, 29].

Учебный экологический проект.

«Городская среда как экосистема».

Данный проект рассчитан на учащихся 10−11 классов общеобразовательных школ.

Цель: Изучить экологические проблемы городской среды Задачи:

  • 1. Сформировать представления об особенностях городской среды, основных экологических проблемах города и путях их решения.
  • 2. Способствовать развитию у учащихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей
  • 3. Развить у учащихся исследовательские и коммуникативные умения.
  • 4. Умение наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты, овладевать приёмами работы со справочной литературой и другими источниками знаний.

Тип проекта: закрытый, информационный, групповой, внеклассный, средней продолжительности.

1. Подготовительный этап (обзорная лекция) План лекции:

  • 1. Актуальность проблемы
  • 2. Формулировка понятия «Городская среда»
  • 3. Человек-часть природы
  • 4. Влияние некоторых факторов на здоровье человека
  • 5. Проблемы и загрязнения городской среды

Проблемы, предлагаемые для исследования:

  • 1. Загрязнение атмосферы.
  • 2. Загрязнение выхлопными газами автомобилей.
  • 3. Шумовое загрязнение.
  • 4. Проблема бытового мусора.
  • 2. Реализация проекта

Для осуществления выполнения проекта, необходимо разделить учащихся на группы — по 3−5 человек. Учащиеся распределяются с учётом выбранной по собственному желанию проблемы для исследования.

Для выполнения проекта каждая группа получает инструктивную карточку, в которой представлен: описание работы по выбранной теме, список необходимой литературы.

Одним из заданий для каждой группы является разработка собственного исследования по выбранной проблеме. Исследование проводится перед защитой проектов.

3. Подведение итогов По окончании исследования учащиеся переходят к обобщению и оформлению полученных результатов. Защита проекта предполагает конференцию, на которой учащиеся должны представить полученную информацию. Материал может быть представлен в виде презентации, оформления газеты и др. По окончании конференции необходимо оценить деятельность группы и каждого участника в отдельности самими участниками группы.

Далее мы представляем пример дидактических инструктивных карточек для организации исследовательской работы в малых группах.

Инструктивная карточка № 1.

Аэрозольное загрязнение атмосферы влияние на здоровье человека Используя следующую литературу, дайте характеристику влияния аэрозольного загрязнения атмосферы на здоровье человека:

Болбас М. М. Основы промышленной экологии. Москва: Высшая школа, 2003.

Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат 1991.

Данилов-Данильян В.И. «Экология, охрана природы и экологическая безопасность» М.: МНЭПУ, 1997 г.

Примерный план характеристики:

  • 1. Аэрозоли
  • 2. Основные источники загрязнения
  • 3. Классификация частиц
  • 4. Воздействие на организм

Инструктивная карточка № 2.

Выхлопные газы, попавшие в атмосферу, и здоровье человека Используя следующую литературу, дайте характеристику влияния выхлопного газа автомобилей на здоровье человека:

Владимиров A.M. и др. «Охрана окружающей среды» Санкт-Петербург: Гидроме-теоиздат 1991.

Величковский Б.Т. «Здоровье и окружающая среда», М.;1993г, стр. 43.

Вакулин А. А., Макевнин С. Г. Охрана природы. — М.: изд. Агропромиздат, 1991.

Данилов-Данильян В.И. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?» М: МНЭПУ, 1997 г.

Примерный план характеристики:

  • 1. Выхлопные газы
  • 2. Состав автомобильных выхлопных газов
  • 3. Влияние выхлопных газов на здоровье человека
  • 4. Пути снижения выбросов и токсичности

Инструктивная карточка № 3.

Влияние шумового загрязнения на здоровье человека.

Используя следующую литературу, дайте характеристику влияния шумового загрязнения на здоровье человека:

Агаджанян Н.А., Ушаков И. Б., Торшин В. И. Экология человека: — М.: ММП «Экоцентр», издательская фирма «Крук», 1997.

Бондорчук М.М., Ковылина Н. В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека»; издательство «Учитель»; Волгоград; 2005 г.

Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России» — М.: Издательство Финансы и статистика, 2003.

Фадеева Г. А., Попова В. А. Физика и экология.- Волгоград: Учитель, 2003.

Примерный план характеристики:

  • 1. Шумовое загрязнение
  • 2. Влияние на окружающую среду
  • 3. Влияние на здоровье людей
  • 4. Контроль за шумом

Инструктивная карточка № 4.

Проблема бытового мусора, воздействие на живую природу.

Используя следующую литературу, дайте характеристику влияния шумового загрязнения на здоровье человека:

Белов, С. В., Барбинов, А. Ф., Козьяков, А. Ф. Охрана окружающей среды: Учеб. /. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1991. — 319с.

Боровский Е. Э. Отходы, мусор, отбросы// Химия. — № 10. — 2001.

Петров К. М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы. — СПб, Химия, 1997.

Хомич В. А. Экология городской среды: Учебное пособие / М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. — 240с Примерный план характеристики:

  • 1. Бытовые отходы
  • 2. Состав
  • 3. Воздействие на живую природу
  • 4. Технологии захоронения, переработки и утилизации отходов

По итогам проведенных проектных исследований необходимо провести конференцию «Городская среда как экосистема», в ходе которой участники малых групп представят презентации по итогам выполнения своего задания. Конференция может носить массовый или групповой характер организации, может быть приурочена к неделе экологии и биологии. На конференцию имеет смысл пригласить учащихся других классов и одноклассников, учителей — экспертов.

Проекты по экологии, организуемые во внеурочное время, проводятся для тех учащихся, которые проявляют интерес к данному предмету. Содержание внеклассных проектов по экологии выходит за рамки учебной программы и определяется в основном интересами учащихся, которые часто складываются под влиянием учителя. Нами разработан проект по экологии для внеклассной деятельности старшеклассников на тему «Городская среда как экосистема», целью которого является сформировать представления об особенностях городской среды, основных экологических проблемах города и путях их решения.

Выводы по главе 2

Рассматривая методические аспекты организации внеклассной работы по экологии на основе применения проектной деятельности, мы пришли к следующим выводам:

  • 1. Внеклассная работа по экологии является добровольной формой организации учебно-воспитательного процесса, обладая при этом рядом характерных особенностей. Для нашего исследования наиболее значимыми являются следующие: отсутствие жестких регламентов по отбору содержания и времени, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, ориентирована на интересы школьников, а, следовательно, допускает возможность активного включения проектной исследовательской деятельности. Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний. Значимость проектной деятельности учащихся в сфере экологии заключается еще и в том, что ее результаты могут быть использованы для решения локальных экологических проблем, имеющих социальное значение.
  • 2. Методика организации внеклассной работы может быть представлена широким разнообразием форм и методов. А разные формы внеклассной деятельности — индивидуальная, групповая и массовая — могут быть организованы на основе проектной деятельности школьников и приходиться на разные этапы выполнения учебных проектов.
  • 3. На основе выполнения учебных проектов по экологии может быть выстроена целостная последовательная и преемственная система внеклассной деятельности с привлечением всех ее форм и видов.
  • 4. На основе анализа исследуемой проблемы мы разработали рекомендации по методике организации внеклассных занятий на основе выполнения школьниками учебного экологического проекта «Городская среда как экосистема».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой