Общая характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
Деятельность — активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанной с удовлетворением потребностей. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Деятельность должна обеспечивать побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения… Читать ещё >
Общая характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деятельность — активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанной с удовлетворением потребностей.
Действие — отдельный относительно законченный акт деятельности, направленный на достижение промежуточной цели и подчинённый общему мотиву деятельности.
Операция — способ выполнения действия.
Поведение — деятельность, направленная на других.
Закономерности руководства деятельностью и формирования опыта:
- * каждый вид деятельности, имеющий общественные цели, обладает определёнными возможностями. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать комплекс деятельностей;
- * даже объективно ценная обществу деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него «личностного смысла» (А.Н.Леонтьев);
- * в итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Цель человека определяет способ и характер его действий;
- * деятельность должна обеспечивать побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.
- * Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле.
На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения.
Принципы выработки привычки:
- o Предвосхищение быстроты воспроизводимого действия его точностью.
- o Контроль выполнения действия.
- o Благожелательное отношение учителя к воспитанникам, анализ возникающих трудностей, обсуждение способов работы, организация самоконтроля учащихся.
Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Чем строже и определённее режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.
* Метод приучения тесно связан с методом упражнения. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры.
Воспитывающие ситуации — специально организованные упражнения в условиях свободного выбора, вызывающие у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки, подвергающие испытанию воспитательные отношения.
* Педагогическое требование. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Организуя воспитательный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение.
Существенное значение имеет соблюдение учителем меры в предъявлении требований к учащимся. К. Д. Ушинский по этому поводу писал: «Приучите дитя сначала повиноваться легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если прививаемые вами привычки не будут укореняться, и вы лишитесь помощи этой великой воспитательной силы».