Методические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Так как достоверность получаемых результатов в значительной степени зависят от исходных данных, рассмотрим организационно-методические аспекты констатирующего этапа эксперимента, целью которого явилось определение самооценки детей. На этом этапе в экспериментальной работе приняли участие 10 старших дошкольников. Получение и обработка данных в ходе экспертных мероприятий осуществлялась с помощью… Читать ещё >
Методические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация исследования
В первой главе нами были рассмотрены общие теоретические подходы к формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста, определено понятие самооценки в общей психологии и выявлены особенности самооценки у старших дошкольников, выявлен комплекс педагогических условий её формирования у детей данной категории.
Проверка справедливости сделанных в первой главе выводов обусловила следующий этап нашей работы — экспериментальное исследование формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста, который был связан с диагностикой самооценки детей и последующей коррекционной работой, осуществляемой с испытуемыми старшей группы ДОУ Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
- 1) констатирующий этап позволил определить среди испытуемых детей с адекватной и неадекватной самооценкой;
- 2) формирующий этап был направлен на реализацию педагогических условий коррекции у старших дошкольников выявленных проблем;
- 3) контрольный этап представлял собой повторную диагностику, основанную на прежних методиках;
- 4) заключительный этап дал возможность обобщить, обработать и оформить результаты экспериментальной работы, он заключался в сравнительном анализе результатов диагностики детей до апробации коррекционной программы и после нее.
Получение и обработка данных в ходе экспертных мероприятий осуществлялась с помощью диагностических методик и методов математической статистики. Таким образом, вторая глава посвящена описанию данных этапов и методологического обеспечения исследования.
Так как достоверность получаемых результатов в значительной степени зависят от исходных данных, рассмотрим организационно-методические аспекты констатирующего этапа эксперимента, целью которого явилось определение самооценки детей. На этом этапе в экспериментальной работе приняли участие 10 старших дошкольников.
Экспериментальная работа проводилась в течение четырех месяцев, из которых три месяца было отведено на формирующий этап.
На основании изложенного были сформулированы следующие задачи экспериментальной работы:
- 1. определить изначальный уровень самооценки старших дошкольников;
- 2. оценить динамику изменений показателей самооценки старших дошкольников в результате реализации разработанных педагогических условий, объединенных предложенной и реализованной коррекционной моделью, по сравнению с их начальными значениями.
- 3. сделать вывод, способствует ли комплекс выявленных и научно обоснованных педагогических условий более эффективному положительному воздействию на состояние сомооценки детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, данное исследование включило в себя 5 этапов:
- 1 этап — подготовительный, организационный;
- 2 этап — констатирующий;
- 3 этап — формирующий, коррекционный;
- 4 этап — контрольный;
- 5 этап — сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов.
Базой исследования стало ДОУ Выборку составили 10 дошкольников старшей группы, в возрасте 5−6 лет.
Список испытуемых представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Список старших дошкольников.
№ п/п. | Ф.И. ребенка. | Пол. | Возраст. | |
1. | А.А. | Ж. | 5 лет. | |
2. | А.З. | М. | 5 лет. | |
3. | А.Н. | Ж. | 5 лет. | |
4. | Б.Р. | М. | 6 лет. | |
5. | В.К. | Ж. | 5 лет. | |
6. | З.А. | Ж. | 6 лет. | |
7. | К.Н. | М. | 6 лет. | |
8. | М.А. | М. | 5 лет. | |
9. | Р.О. | Ж. | 6 лет. | |
10. | С.О. | М. | 5 лет. | |