Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Теория организации службы маркетинга на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Она не заменяет функциональную схему организации службы маркетинга, а устраняет ее недостатки, поскольку точнее реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, является хорошей школой для подготовки кадров. Вместе с тем, она может привести к противоречию в полномочиях руководителей разного уровня, увеличиваются расходы на управление, узкая товарная специализация не способствует приобретению… Читать ещё >

Теория организации службы маркетинга на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные виды маркетинговых служб предприятия

В зависимости от вида продукции, объемов производства, ассортимента, емкости рынка, менталитета сотрудников, а также от целей и задач которые ставит перед собой предприятие, возможны различные варианты организации службы маркетинга, которую возглавляет обычно заместитель директора или вице-президент по маркетингу [5, стр. 70]. Каждое предприятие создает отдел (службу) маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса, географическое расширение рынка, выявление новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т. д.). Маркетинговые службы могут строиться в соответствии с одним из следующих принципов:

  • · функциональная организация (отдел состоит из нескольких функциональных подразделений — рекламы, сбыта, исследования рынка и т. п.);
  • · товарная организация (наряду с функциональным разделением сотрудников отдела их дифференцируют по видам товаров);
  • · рыночная организация (при наличии сегментов рынка);
  • · товарно-рыночной (матричной) организации (для фирм с широким ассортиментом товаров) [5, стр. 73].

Организация службы по функциональному принципу (рис. 1) формируется в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико, и они рассматриваются как некоторые однородности. На предприятии создаются специальные отделы, выполняющие все функции маркетинга: исследование рынка, планирование производства и маркетинга, управление сбытом, его стимулированием и т. д.

Вице-президент.

Теория организации службы маркетинга на предприятии.

Отдел маркетинга.

Отдел маркетинговых исследований.

Отдел рекламы и стимулирования сбыта.

Отдел сбыта.

Отдел планирования ассортимента.

Рис. 1. Схема организации службы маркетинга по функциональному принципу

Организация службы маркетинга по товарному принципу используется, когда фирма производит различающиеся товары или товарные группы, требующие особых производства, сбыта, обслуживания, что требует выделения специальных групп специалистов по маркетингу каждого из товаров (рис. 2).

Схема организации службы маркетинга по товарному принципу.

Рис. 2. Схема организации службы маркетинга по товарному принципу

Она не заменяет функциональную схему организации службы маркетинга, а устраняет ее недостатки, поскольку точнее реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, является хорошей школой для подготовки кадров. Вместе с тем, она может привести к противоречию в полномочиях руководителей разного уровня, увеличиваются расходы на управление, узкая товарная специализация не способствует приобретению сотрудниками навыков работы в других функциональных областях.

При этом по каждому товару (товарной группе) имеется свой управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Маркетинг конкретного товара большее значение потому, что дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. Основными функциями управляющего по товару являются:

  • · составление плана и бюджета маркетинга своего товара;
  • · прогнозирование возможных изменений на рынке товара;
  • · сбор информации и изучение деятельности конкурентов;
  • · координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара;
  • · контроль над соотношением цен и соблюдением статей бюджета;
  • · введение новых товаров и снятие с производства старых.

Для предприятий, реализующих свои товары на рынках с различными покупательскими предпочтениями, а сами товары требуют специального обслуживания, целесообразна организация службы маркетинга по рыночному принципу (рис. 3).

Схема организации службы маркетинга по рыночному принципу.

Рис. 3. Схема организации службы маркетинга по рыночному принципу

При такой схеме оптимально учитываются потребности покупателей на конкретных сегментах рынка. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности.

Ограниченность товарной и рыночной организации служб маркетинга преодолевается внедрением товарно-рыночной или матричной схемы (рис. 4).

Схема товарно-рыночной организации службы маркетинга.

Рис. 4. Схема товарно-рыночной организации службы маркетинга

В рамках этой схемы — управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров, а управляющие по рынкам — за развитие рынков для существующих и потенциальных товаров. Такая организационная структура оправданна на предприятиях с широкой номенклатурой товаров и большим числом рынков, на которых оно работает.

Однако всегда надо иметь в виду, что не существует идеальной организационной структуры службы маркетинга, одинаково хорошо работающей в любых условиях. Каждая из них имеет свои достоинства, так и недостатки. Некоторые из них приведены в табл. 1.

Разрабатываемая или внедряемая структура маркетинговой службы должна отвечать следующим требованиям:

  • · быть максимально простой;
  • · обеспечивать эффективную систему связей между подразделениями;
  • · быть малоуровневой (малозвенной);
  • · иметь хорошую гибкость и приспособляемость.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой