Зависть и конкуренция в системе трудовой мотивации
Можно выделить следующие условия возникновения завистливых отношений: 1) когда есть возможность сравнения (Б. Рассел как-то откровенно заявил, что «зависть — основа демократии»); 2) когда в обществе культивируются определенные ценности (обычно в этом заинтересованы те, кто их продает); 3) невысокая культура большинства населения, основанная на ценностях «массового общества» (высокая культура… Читать ещё >
Зависть и конкуренция в системе трудовой мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нередко осложняет понимание справедливости (как важнейшего принципа мотивации труда) такое явление, как зависть. Более того, нередко понятия «зависть» и «справедливость» просто отождествляются, например, заявляется, что зависть — эго качество неудачников, прикрывающих свою несостоятельность разговорами о «справедливости», или что «зависть — это вообще основа всех революций и прочих бед». Дж. Ролз призывает разводить эти понятия, отмечая, что «каждый имеет право на любовь и признание» и что «главным психологическим источником подверженности зависти является отсутствие уверенности в нашей собственной значимости, соединенное с чувством бессилия»[1]. При этом в основе развитого чувства собственного достоинства должны быть: 1) собственная концепция блага (представления о карьерном успехе и счастье); 2) право на реализацию своей концепции[2]. Рассматривая феномен агрессии «нарцистических» личностей, К. Драт-Рущак и Р. Базинская также связывают это с компенсацией неуверенности в своей значимости, основанной на неуверенности в своей компетентности[3].
Для различения зависти и справедливости полезно обратиться к высказываниям известных исторических личностей. В частности, Аристотель писал: «Негодование — это скорбь о том, что блага принадлежат недостойному… Завистливый же ведет себя противоположным образом. Его будет огорчать благоденствие любого человека, будь оно заслуженное или незаслуженное»[4]. Р. Декарт также рассуждал об этом и отмечал следующее: «Если судьба наделяет кого-нибудь благами, которых он в действительности недостоин, и когда зависть побуждается в нас только потому, что, любя справедливость, мы сердимся, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить… Зависть находит себе оправдание, если только злоба относится к распределению благ… а не к тем, которые ими обладают или их распределяют»[5]. Таким образом, зависть — это стремление поменяться местами с тем, кому завидуют, а справедливость — стремление изменить сам порядок распределения благ.
Можно выделить следующие условия возникновения завистливых отношений[6]: 1) когда есть возможность сравнения (Б. Рассел как-то откровенно заявил, что «зависть — основа демократии»); 2) когда в обществе культивируются определенные ценности (обычно в этом заинтересованы те, кто их продает); 3) невысокая культура большинства населения, основанная на ценностях «массового общества» (высокая культура — это самобытность и смелость иметь свою систему ценностей); 4) система санкций против тех, кто ориентирован на иные ценности: все должны быть счастливы одинаково; 5) более агрессивная зависть по отношению к близким: еще Аристотель отмечал, что «…люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится, что „родня умеет и завидовать“»[7].
Условно различают деструктивные и конструктивные функции зависти в трудовой деятельности[8]: 1) деструктивные функции: деградация личности; ухудшение отношений с окружающими; трата сил и времени на мелкую суету; 2) конструктивные функции: мобилизация сил для улучшения деятельности (зависть как стимул); диагностическая функция (лучшее понимание отношения к себе окружающих и понимание самого себя); реальное регулирование взаимоотношений (на этом основана вся европейская культура).
В итоге зависть иногда побуждает человека к совершенствованию своей деятельности и часто проявляется в сравнении с другими людьми и желании превзойти их в чем-то через конкуренцию и соревновательность. Различая конкуренцию и состязательность, Б. А. Райзберг отмечает, что конкуренция предполагает более острую форму соперничества, когда успех одной из противоборствующих сторон достигается за счет поражения другой стороны. Состязательность — это более мягкая форма противоборства, когда каждая из сторон стремится достичь определенного успеха, без причинения значительного вреда другой стороне[9].
Наконец, главные условия психологического иммунитета против зависти: 1) иметь свою самобытную систему ценностей (как основу чувства собственного достоинства — по Дж. Ролзу); 2) не позволять включать себя в «психологические поединки» по выяснению отношений[10].
- [1] Ролз Дж. Теория справедливости. С. 464—467.
- [2] См.: Там же. С. 385.
- [3] См.: Мотивация замысла. С. 210—236.
- [4] Цит. по: Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост.: B. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. М.: Политиздат, 1990. С. 308.
- [5] Там же. С. 308.
- [6] См.: Муздыбаев К. Психология зависти // Практическая психология. 1998. № 1. C. 86—95; Пряжпиков //. С. Мотивация трудовой деятельности. С. 206—208.
- [7] Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. С. 308.
- [8] См.: Муздыбаев К. Психология зависти.
- [9] См.: Райзберг Б. А. Психологическая экономика. С. 242.
- [10] См.: Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. С. 159—176.