Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Основы инновационного менеджмента

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные рыночные условия развития в который раз «указали», что дальнейшее движение отечественной экономики и государства в целом может идти только по инновационному пути. Осознавая в полной мере необходимость ускорения инновационных процессов не только в экономической, но и в других сферах нашего общества, политическое руководство страны стремиться поддерживать соответствующую атмосферу… Читать ещё >

Основы инновационного менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инновация — (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности".

Нововведение — это итоговый результат создания и освоения внедрения принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющего обществом и дающего ряд эффектов.

«Инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно — технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».

Инновационный процесс — разработка инновации, ее создание и диффузия (распространение). Этот процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Цель работы — описать управление ускорением инновационного процесса на макро и микроуровнях.

Задачи работы:

— описать этапы инновационного процесса на макрои микроуровне,

— обосновать необходимость ускорения инновационного процесса в современных экономических условиях.

1. Этапы инновационного процесса на макрои микроуровне

нововведение инновационный экономический Инновационный процесс в экономическом и организационном понимании разделяют, как уже отмечалось, на отдельные этапы, стадии, фазы, которые различаются между собой целевым назначением, спецификой управления, финансированием, конечным результатом деятельности.

В исследованиях структуры инновационного процесса большинство отечественных ученых придерживается схемы: «исследование — разработки — производство — маркетинг — продажа». Американские исследователи рассматривают инновационный процесс подробнее: «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — исследование рынка — конструирование — исследовательское производство — рыночное испытание — коммерческое производство». Все указанные этапы взаимообусловленные и обеспечивают успех нововведения лишь при условии интеграции их в единое целое.

Специфика инновационного процесса такая, что с разработкой инновации центр внимания постепенно перемещается от сферы исследований к сфере сбыта. Вместе с тем элементы инновационного процесса находятся в тесном взаимодействии, постоянно обмениваясь информацией.

На рис. 1 показанная последовательность и взаимозависимость стадий инновационного процесса на предприятии.

Инновационные этапы и стадии порождают организационно отделенные функциональные подразделения, но если их взаимодействие не воссоздает результатов, то инновационный процесс не достигает целей. Каждая из стадий инновационного процесса имеет свою организационную форму, свою специфику управления и целевое назначение. Тем не менее усовершенствование инновационного механизма на отдельной стадии не повышает результативности процесса в целом. Если ценные фундаментальные идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары общественного спроса или применяются в локальных сферах, то потенциал данного нововведения практически не реализуется.

Рис. 1 Стадии инновационного процесса на предприятии Для обеспечения эффективности инновационного процесса в целом первоочередное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии является основой для дальнейшего движения к следующей. Особенно важная стыковка стадий, которая обеспечивает непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса.

Механизм стыковки различных стадий инновационного процесса показан на рис. 2.

Рис. 2 Механизм стыковки различных стадий инновационного процесса

Развитые страны накопили значительный опыт организации инновационных процессов. Следует отметить многогранность путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий инновационного процесса.

Инновационный процесс имеет циклический характер развития, осуществляется в пространстве и времени, основными его этапами являются: научный, технический, технологический, эксплуатационный.

Инновационный процесс начинается с фундаментальных исследований, предпосылкой которых является более общий этап научного творчества, который получил название «дологическое исследование». Это — художественно-образная основа интеллектуальной деятельности мышления: интуиция, воображение, ассоциативные способности, методы и приемы научного познания, которое охватывает специальную методологию конкретных наук. «Дологические» предпосылки являются истоком цепи «наука — производство», хотя и содержит минимум научной точности.

Фундаментальные исследования — это разработка гипотез, концепций, теорий в конкретных сферах научной деятельности, которые являются основой для созданных нововведений.

Прикладные исследования направлены на поиск путей практического использования уже открытых явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит цель решения технических и технологических проблем относительно конкретной области производства. На этом этапе проверяются инновационные идеи на их жизнеспособность, техническую, экономическую и потребительскую эффективность. Ее оценку могут дать специалисты, которые имеют подготовку в сфере технико-экономического анализа — аналитики.

Показателем значимости, целесообразности инновационной идеи является показатель уровня научно-технической целесообразности. Он определяется с учетом уникальности, оригинальности и масштабности преобразований. Чем большая значимость, тем высший уровень:

Период, который начинается из выполнения фундаментальных и прикладных разработок и охватывает все следующие этапы к моменту, когда нововведение подлежит замене качественно новым, более прогрессивным, называется жизненным циклом инновации. Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельное, имеет свои закономерности развития и выполняет специфическую роль. Жизненный цикл имеет время, трудовые и сметные оценки, которые используются для организации планирования и финансирование работы.

На рис. 3 приведена характеристика структуры жизненного цикла инновационного процесса.

Рис. 3 Структура жизненного цикла инновационного процесса Все виды работ, которые рассматриваются, принадлежат к циклу создания инноваций и включаются в состав научно-инновационного цикла и производственно-коммерческого цикла.

Принято выделять четыре фазы (этапа): от І - создание инновации и мощностей для ее использования, через ІІ-ІІІ - рост производства и продажи, к IV — насыщение рынка и упадка и снятие продукта с производства.

С целью понимания сущности жизненного цикла рассмотрим его состав детальнее.

Сущность первой фазы — создание новинки — состоит из комплекса работ, направленных на преобразование результатов научно-исследовательских разработок в образцы новых изделий, их адаптацию к рынку и оцениванию условий включения в экономическое обращение.

Комплексность этих работ заключается в том, что они объединяют одновременно создание или приспособление существующего производственного аппарата для организации производства нового товара.

На этой фазе также начинаются маркетинговые исследования во время продажи первых исследовательских партий (образцов), что имеет большое значение для введения инновации на рынок. Эта фаза является исключительно убыточной.

Вторая фаза связана с освоением производства и ростом объемов продажи, достижением запланированного уровня рентабельности. Приходясь на сферу производства, этот этап является важнейшим во всем жизненном цикле продукции, так как именно здесь реализуется материально-вещевая основа инновационного цикла. На данной фазе потребители открывают для себя новизну и оценивают ее как потребительскую стоимость.

Третья фаза — фаза зрелости. Она характеризуется уменьшением темпов роста производства, стабилизацией. Следует отметить, что длительная продолжительность массового выпуска нового продукта служит причиной двойного влияния на эффективность. С одного стороны продолжительное производство новой продукции обеспечивает высокие экономические результаты, удовлетворяя спрос и обеспечивая накопление для воспроизведения; с другого — возникает необходимость обновления продукции, так как это является обязательным условием удержания места на товарном рынке и повышение конкурентоспособности. Все это нуждается в оптимизации времени производства с учетом изменений темпов роста его экономической эффективности.

На этой фазе увеличивается конкуренция вследствие диффузии и тиражирование нововведения.

Четвертая фаза — фаза упадка: моральное старение продукта. Спрос падает, нововведение становится неконкурентоспособным и вытесняется другими новациями. Поэтому еще к наступлению этой фазы фирмы стремятся модернизировать продукт или создать новый. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно. Можно продолжить жизненный цикл инновации, если активно работать в маркетинговой сфере, поддерживая спрос на данную продукцию путем снижения цен, через рекламу или другие каналы сбыта. Однако маркетинговые мероприятия без проведения научно-исследовательских работ для улучшения продукции данного параметрического ряда, без разработки и освоение новых видов продукции носят временный характер, поэтому лидирующие компании, которые самостоятельно разрабатывают и реализуют новый продукт, постоянно работают над усовершенствованием или созданием нового продукта.

Современный бизнес действует в непостоянной внешней среде: усиливается конкуренция, которая имеет глобальный характер; возникают новые технологии; углубляет тенденция сокращения жизненного цикла продукции, усиливается давление потребителей (покупателей), которые нуждаются во все более большем внимании к сервису и качеству; изменяются демографические тенденции. Все это предопределяет быстрое техническое обновление производства, которое характеризуется ускорением замены старой продукции новой, ростом количества производства новых видов и типов изделий, уменьшением серийности производства. Количество видов, типоразмеров изделий удваивается приблизительно каждые 5−8 лет.

Одновременно сокращается временной цикл от появления изобретения к его воплощению в готовые изделия. Для оценки динамики этого процесса на практике используют показатель обновления продукции, который характеризует удельный вес новой продукции в общем объеме продажи на протяжении определенного времени одного, двух, трех и т. д. до пяти лет.

2. Обоснование необходимости ускорения инновационного процесса в современных экономических условиях

Современные рыночные условия развития в который раз «указали», что дальнейшее движение отечественной экономики и государства в целом может идти только по инновационному пути. Осознавая в полной мере необходимость ускорения инновационных процессов не только в экономической, но и в других сферах нашего общества, политическое руководство страны стремиться поддерживать соответствующую атмосферу. Безусловно, усилий одного государства недостаточно. В первую очередь необходима заинтересованность со стороны производителей продукции, как непосредственных составляющих экономики, а также «частного капитала во внедрении в производство конкретных инноваций на конкретных предприятиях». При этом заинтересованность у производителей возникает в случае их уверенности в получении прибыли от сделанных инвестиций, а самого понимания того, что инновации позволят совершенствовать продукцию и повысить ее конкурентоспособность уже недостаточно. Но надо заметить, что такой подход в большей степени характерен для благоприятных докризисных условий, когда предприятия показывали рост и без инноваций. Современный экономический кризис не оставляет хозяйствующим субъектам никаких иных выходов, кроме как развиваться именно по инновационному пути.

Во многом конкурентоспособность предприятия? это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка».

Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования.

Для обеспечения устойчивого развития предприятия должны подходить к проблеме конкурентоспособности с точки зрения тождественности ее своей экономической эффективности. Обеспечить такой «баланс» в современных условиях развития, на мой взгляд, должны процессы расширения использования знания как ресурса и продукта производства. В свою очередь необходимо добиваться оптимального сочетания использования знаний, ориентированных на эффективность и знаний, ориентированных на инновации.

Общеизвестно, что управление знаниями для отечественных предприятий является достаточно новым процессом. Практически каждое предприятие каждый день тем или иным способом изучает взаимодействие внешней и внутренней среды и по результатам таких действий может проводить фиксацию определенных показателей. Иными словами получается определенный набор данных, которые могут быть преобразованы в информацию и затем на основании осмысления этой информации могут создаваться знания. Таким образом, наряду с материальными объектами предприятия производят специальные объекты информационного типа (знания, сведения, сообщения), материализованные на определенных носителях, или носящие знаковый характер. Эти объекты являются искусственными, полученными в результате преобразования определенных ресурсных потоков.

Применение данного подхода в российских компаниях может привести к «размыванию и расфокусировке» самой деятельности по управлению знаниями. В свою очередь, комплексность подхода, как это парадоксально не звучит, должна заключаться в применении на определенном этапе определенных методов адекватно «вызовам», стоящим перед предприятием, то есть ограничениям. Комплексность будет достигаться в процессе непрерывного совершенствования, в процессе стратегического управления, в процессе достижения цели предприятия.

Существуют следующие методы выбора инновационного проекта для реализации:

— Метод чистого дисконтированного дохода? он выражает разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капиталовложений.

— Метод индекса прибыльности? является отношением суммы приведенных эффектов к величине приведенных капиталовложений.

— Метод внутренней нормы прибыльности? является той нормой дисконт (приемлемой для инвестиционной нормы дохода на капитал), при которой величина приведенных эффектов ровная величине приведенных капиталовложений.

— Метод срока окупаемости. Срок окупаемости? это минимальный часовой интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого первичные вложения и другие расходы, связанные с инвестиционным проектом покрываем суммарными результатами его осуществления.

— Метод перечня критериев. Суть заключается в следующем — данное соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекта.

— Балльный метод. Определяются важнейшие факторы, которые оказывают влияние на результаты проекта. Общая оценка выйдет путем перемножения баллов на достоверность достижения этих результатов и полученные данные по этому критерию подытоживаются.

«Государственная регуляция инновационной деятельности, реализовываемое с помощью целеустремленного действия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, допускает как условие своей эффективности предвидения реакций этих институтов на действии государственных организаций». Таким образом, орган государственного управления осуществляет регулирующее действие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.

Государственная регуляция базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственной регуляции является проведение комплекса мероприятий по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.

Заключение

Процесс уточнения терминологического поля методологических основ инноваций в управлении персоналом в первую очередь требует внимательного рассмотрения динамики становления контекста термина «инновация», его уточнения.

Термин «инновация» вошел в исследовательский язык в 30-е гг. XX в. В рамках операционального определения инновации противопоставлялись традиционным формам действия, мышления и организационного поведения. Таким образом, инновацией являлось то, что выходило за рамки традиции в культуре и экономике.

Оживление интереса к определению инновации произошло в 1950;1960;х гг. XX в. в связи с развитием новых и модернизацией старых отраслей, глубокой технологической реконструкцией производства, распространением электронно-вычислительной техники. Инновации продолжали противопоставляться традиционно существующему — под ними понимались новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится систему традиционных технологий экономики и управления.

В качестве другой методологической оппозиции 1950;1960;х гг. XX в. явились инновация и институциализация. Инновация классифицировалась как форма индивидуального или группового поведения, в рамках которой отдельный человек или группа достигают социально-экономически признанной цели средствами, которые еще не были институциализированы прежде.

Дальнейшее развитие методологических оснований управления инновациями привело к различению инновации по длительности их институциализации, к типологии инноваций по их направленности, характеру преодоления сопротивления со стороны различных инстанций внутри организаций. Сами инновации стали пониматься как сложный и многоуровневый процесс, внутри которого имеют место различные по своему содержанию этапы. Поведение же отдельного работника, персонала организации в целом стало дифференцироваться в соответствии с тем, на что направлена их инновационная деятельность.

1. Акмаева, Р. И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р. И. Акмаева. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 541 c.

2. Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю. М. Беляев. — М.: Дашков и К, 2013. — 220 c.

3. Вишняков, Я. Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я. Д. Вишняков, К. А. Кирсанов, С. П. Киселева. — М.: КноРус, 2013. — 326 c.

4. Голубков, Е. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е. П. Голубков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 184 c.

5. Горфинкель, В. Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В. Я. Горфинкель, А. И. Базилевич, Л. В. Бобков. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. — 461 c.

6. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 311 c.

7. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. — М.: Дашков и К, 2013. — 168 c.

8. Кожухар, В. М. Инновационный менеджмент: Практикум / В. М. Кожухар. — М.: Дашков и К, 2013. — 200 c.

9. Кузнецов, Б. Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б. Т. Кузнецов, А. Б. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 367 c.

10. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В. Г. Медынский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 295 c.

11. Соколова, О. Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О. Н. Соколова. — М.: КноРус, 2013. — 208 c.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой