Результаты оценки эффективности гранта «Наш новый учитель» администрацией школ республики приведены в таблице 7 (1 — минимальная оценка, 5 — максимальная оценка).
Таблица 7.
Оценка эффективности гранта «Наш новый учитель» (по мнению администрации школ Республики Татарстан, апрель 2013).
|
Направления оценки. | Среднее значение оценки, полученное после обработки анкет. |
Грант позволяет привлечь молодых учителей. | 4,42. |
Грант позволит удержать в школе молодых учителей. | 3,97. |
Победители гранта — действительно лучшие молодые учителя, обеспечивающие высокое качество работы. | 3,46. |
Победители гранта — действительно мотивированы на долгую работу в школе. | 3,31. |
Грант способствует повышению статуса учителя. | 4,09. |
Грант служит серьезным мотивирующим фактором для молодого учителя. | 4,25. |
Есть заметное различие в положительную сторону в работе молодых учителей, получающих и не получающих выплаты по гранту. | 3,4. |
Приведу комментарий к таблице. 83% опрошенных согласны, что грант позволяет привлечь молодых учителей (неуверенных в этом всего 10%), но доля тех, кто считает, что грант позволяет удержать учителей в школе — на 16% меньше и составляет 67% (неуверенных в этом — 22%).
- 49% респондентов считают, что победители гранта — действительно лучшие учителя, обеспечивающие высокое качество работы, но одна треть — 33% - не уверены в этом, а еще 18% - уверены в обратном.
- 42% респондентов считают, что победители гранта — действительно мотивированы на долгую работу в школе, но ненамного меньше — 37% не уверены в этом, а 20% - уверены в обратном. В то же время подавляющая часть опрошенных считают, что грант способствует повышению статуса учителя (76%), и что грант служит серьезным мотивирующим фактором для молодого учителя (78%).
Лишь половина опрошенных (50%) считают, что есть заметное различие в положительную сторону в работе молодых учителей, получающих и не получающих выплаты по гранту, 27% - не уверены в этом, а 23% так не считают.
В качестве сильных сторон гранта отмечалось, что грант позволяет решать следующие проблемы: обновления педагогического состава, закрытия вакансий, обеспечения школы современной техникой и технологиями, повышения престижа педагогической профессии. Однако, как видим, вызывает сомнение эффективность гранта в вопросах удержания учителей в школе и сама процедура отбора грантополучателей.
Промежуточные выводы по п. 2.1:
По мнению руководителей школ, наиболее эффективными механизмами привлечения в школу молодых учителей с «продленным» действием (т.е. позволяющими удержать их впоследствии) являются: начальная разовая выплата («на обустройство жизни»), высокая начальная заработная плата, предоставление гранта в виде денежных выплат в отсроченном периоде (по истечении 3−5 лет работы в школе); введение практики «вводного года» с предоставлением наставника, в сочетании с продуманной системой оценки работы педагогов.