Методика С. Д. Шевченко
Преподавательская перепроверка ведется довольно быстро, так как опрос выборочный. Если кто-то из обучаемых недоволен полученной на зачете оценкой, он может пересдать его, но уже педагогу, и притом вне занятия — в часы консультации. Повторителъпо-обобщающий этап. Обычно это всего несколько занятий. Преподаватель заранее должен подготовить все необходимые логические опорные схемы, относящиеся… Читать ещё >
Методика С. Д. Шевченко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Зачет по крупной теме проводится в 2 этапа — повторительно-обобщающий и собственно зачет.
Повторителъпо-обобщающий этап. Обычно это всего несколько занятий. Преподаватель заранее должен подготовить все необходимые логические опорные схемы, относящиеся к законченной теме, и другой иллюстрационный материал.
Обучаемым предоставляется возможность ознакомиться со всеми этими схемами или своими конспектами: не возбраняются консультации с товарищами или просмотр учебника. На это отводится всего 5−10 минут (но как они важны!). Их значимость определяется тем, что обучаемые впервые увидели темы в целом, а не фрагментарно. Так им легче выяснить, какие упущения при изучении темы ими допущены, каковы уязвимые места в их знаниях.
Затем начинается предварительный (пробный) опрос. Оценки при этом не ставятся, ведь это только репетиция; иногда, наоборот, обучаемые задают вопросы преподавателю и выясняют, уточняют упущенное из внимания раньше.
На следующем занятии повторительно-обобщающий этап продолжается, но уже в форме научной конференции, дискуссии, деловой игры. Все это отличается от обычных бесед, опроса тем, что проходит в форме серьезной учебной игры, где учащиеся не только выполняют логические задания, но и активно участвуют в организации занятия, эффективность которого благодаря этому значительно возрастает.
Собственно зачет может иметь разные проявления. Уже на предварительно-обобщающем этапе преподаватель может поставить некоторым обучаемым «зачет-автомат», но предпочтительно, чтобы все опрашивались и не создавалось впечатление о ком-то «избранном». Нередко даже сами учащиеся отказываются от «автоматического» зачета, мотивируя так:
- * Я сам хочу убедиться в своих знаниях;
- * Лучше я сдам зачет, как и все в группе;
- * От пятерки «автоматом» — никакого удовольствия.
Те обучаемые, которые сдали зачет на «5» по теме, приобретают звание «Преподаватель по теме №…». Такие «учителя» выбирают себе по 1−2 ассистента и начинают работать микрогруппой.
Постепенно штат «учителей» растет, зачет принимает все большие масштабы. Вся группа занята работой, и даже присутствие случайных посторонних (например, других преподавателей) никого не смущает.
Объективность проверки знаний «учителями» довольно высокая, потому что высокая требовательность оговорена правилами игры. Настоящий преподаватель выборочно контролирует оценки, выставленные «коллегами»; несовпадение мнений — необычная редкость.
С педагогической точки зрения такая форма контроля знаний весьма ценна, потому что интеллектуально работает не только каждый обучаемый, но и «преподаватель». В результате все (и «преподаватель», и опрашиваемый) знают после сдачи зачета любую темы намного лучше, чем до зачета. Так реализуется принцип непрерывности обучения.
Каждый «преподаватель» ведет учебную карту, заготовленную заранее:
Учебная карта.
Преподаватель темы № ___
Оценка за первое логическое задание ___
Оценка за второе логическое задание ___
Общая оценка за учебную тему ___
Подпись «темы № ___» ___________________________
Оценка преподавателя при перепроверке _________
Преподавательская перепроверка ведется довольно быстро, так как опрос выборочный. Если кто-то из обучаемых недоволен полученной на зачете оценкой, он может пересдать его, но уже педагогу, и притом вне занятия — в часы консультации.