Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Беседа. 
Изучение личности школьника как инструмент повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Беседа, более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче обрабатывать. Свободная беседа помогает варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы… Читать ещё >

Беседа. Изучение личности школьника как инструмент повышения эффективности учебно-воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Беседа, более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче обрабатывать. Свободная беседа помогает варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы.

Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя нужно непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует в краткой форме записать.

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки).

В последнее время нашим учителям стали известны тесты, не только как метод проверки знаний, но и как метод изучения личности школьника.

Тест-" прибор", измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих опросники. Третья группапроективные методики. В работе с таким материалом открываются особенности восприятия и поведения учащегося. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе. К таким тестам можно отнести методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-нибудь события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Цель таких тестов: получение данных об отношении школьников к учебе, о воспитательной ситуации в семье, о потребностях, приоритетах и нравственных установках подростков.

Проведение диагностических процедур должно осуществляться периодически. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса совсем недавно была исключительно формальной, малоинформативной. В личном деле ученика нет иных сведений, кроме успеваемости.

В педагогической практике имеется опыт использования журнала классного руководителя, наряду с обычным классным журналом.

В Московском педагогическом университете сотрудниками кафедры педагогики в свое время была разработана диагностическая карта класса. Она построена в виде таблицы, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном виде. Это делает ее содержательной, информативной и удобной для обозрения и анализа. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании и развитии учащихся, для постановки задач и разработки плана воспитательной работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой