Система приёмов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1-5 классов
Научная новизна и теоретическая значимость меследошанмш состоит в том, что: обоснована значимость приемов учебной деятельности учащихся 1−5 классов в обучении математикео сконструирована система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов- © определено содержание приемов учебной деятельностио определено содержание деятельности учителя по использованию… Читать ещё >
Система приёмов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1-5 классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объема научной информации. В этих условиях необходим человек новой формации, способный не только приспосабливаться к социальным переменам, но и активно их осваивать, быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, прогнозируя развитие событий.
Демократические преобразования в России последнего времени изменили образовательную ситуацию, выявив приоритетность субъекта образования. В контексте глобальных образовательных тенденций, получивших название «мегатенденций», изменяется и характер обучения. Он ориентирован «на активное освоение человеком способов познавательной деятельности» [71,с.З]. Новое понимание образования нашло отражение в идеях развивающего обучения, направленного на осознанное, целенаправленное развитие интеллектуальной и коммуникативной сфер личности школьников [41,47,72,73].
Так, по Л. В. Выготскому, отношение обучения и развития представляет основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены [36].
Поскольку задача развития учащихся решается в процессе обучения, то в качестве условий развивающего обучения могут выступать все компоненты процесса обучения: целевой, мотивационный, содержательный, опе-рационно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный [123].
В данном исследовании поставлена задача создания системы приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов. Мы рассматриваем приемы учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов в условиях содержательного и опера-ционно-деятельносшош компонентов процесса обучения.
Актуальность темы
обусловлена современными достижениями психолого-педагогической науки по проблеме формирования приемов учебной деятельности и ее недостаточной разработанностью в школьной практике.
Различные аспекты проблемы формирования приемов умственной деятельности в процессе обучения раскрыты в исследованиях психологов Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, E.H. Кабановой-Меллер, В. А. Крутецкого, H.A. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманской и др., дидактов Ю. К. Бабанскош, Л. В. Занкова, И .Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина и др., методистов В. Н. Осинской, A.A. Столяра, З. И. Слепкань и др. В этих исследованиях обосновано положение о необходимости переориентации учителей с дидактико-методического подхода к обучению на более широкий психолого-педашгический подход.
В исследованиях С. Ф. Бондарь, М. А. Гончаровой, Б. И. Коротяева, О. С. Критинина, Я. А. Пасечник, В. И. Решетникова и др. раскрыта методика формирования отдельных приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, контроль, оценка и т. д.).
Исследования М. Б. Воловича., Л. О. Денищевой, И. Ф. Протасова посвящены приемам работы с теоретическим материаломисследования Н. Б. Истоминой, В. И. Таточенко, ILM. Эрдниева показывают, что для качественного овладения школьными знаниями и умениями недостаточно обучать их отдельным приемам учебной деятельности, необходимо обучение системе приемов. '.
Проблема формирования приемов учебной деятельности учащихся по решению задач с учетом всех компонентов учебной деятельности рассмотрена в диссертационньж исследованиях И. В. Гайдамакиной, О. Б. Епишевой, К. А. Загородных, K.Q. Одинамадова, С. Е. Царевой, A.A. Папышева.
В школьной практике проблема формирования приемов учебной деятельности обостряется при переходе учащихся из начальной в основную школу и связана с реорганизацией всех видов деятельности школьников, в том числе и умственной.
Анализ качества знаний учащихся 5-х классов показал, что при переходе учащихся из начального звена обучения в среднее более 50% школьников не выдерживают стандарт. Значимость проблеме формирования учебной деятельности учащихся 1−5 классов придают следующие обстоятельства: распространение развивающих моделей обучения (Ш.А.Амонашвили, Х. Ж. Танеев, В. В. Давыдов, Л. В. Заюсов, Н. Б. Истомина, М. Л. Холодная и др.), внедрение в школьную практику вариативных и альтернативных программ обучения математике в начальной и основной школе, новых технологий обучения, наличие большого числа учебников математики в одной и той же параллели, отражающих многообразные авторские дидактические подходы к обучению математике в рамках традиционного обучения и систем развивающего обучения (Э.И. Александрова, И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина, С. Ф. Горбов, Л. И. Петерсон и др.). Вместе с тем учителя начальных классов не владеют методической системой обучения математике в среднем звене, а учителя средней школы не всегда адекватно представляют содержание и формы обучения математике в начальной школе. И от того, насколько в обучении математике будет акцентироваться внимание учителя на формировании у учащихся умения учиться, зависит эффективность обучения, а значит, и развитие учащихся. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Проблема исоедмаивм состоит в разрешении противоречия между целями обучения математике, предусматривающими формирование приемов учебной деятельности, современными достижениями психолого-педагогической науки, позволяющими реализовать эти цели, и реально существующей системой обучения математике, школьной практикой, недостаточно учитывающей значимость системы приемов учебной деятельности в процессе обучения.
Объект исследования — учебная деятельность в процессе обучения математике учащихся 1−5 классов.
Предмет исследования — приемы учебной деятельности в обучении математике учащихся 1−5 классов.
Цель исследования! — разработка системы приемов учебной деятельно" сти в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов.
В основу исследования положена гипотеза: если сконструировать систему приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов и сформировать ее у учащихся, то это позволит осуществить преемственные связи.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы деятельностного подхода в обучении математике.
2. Выявить психолош-дидактические основы формирования приемов учебной деятельности.
3. Сконструировать систему приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов.
4. Определить содержание деятельности учителя, направленной на формирование системы приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов.
5. Провести экспериментальную проверку гипотезы.
Для решения задач исследования использовались шедующие методы" ® теоретический анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, школьных программ, учебников и учебных пособийо изучение и анализ состояния исследуемой проблемы в школьной практике (наблюдение за процессом обучения математике, анкетирование учителей и учащихся) — о педагогический эксперимент.
V Методологическую ошоюу иеследоюаишш составляют:
— учение о развитии личности (Л.С. Выготский, А. Ы. Леонтьев, С .Л. Рубинштейн);
— основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
— теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В Занков, В. В. Репкин, М. у!.Холодная, Д. Б. Эльконин, И.С.Якиманская).
— теория и методика обучения математике (В.А.Байдак, Х. Ж. Ганеев, В. А. Далингер, ИЖ. Жиыеренко, М. И. Зайкин, Г. И. Саранцев и др.).
Достоверность га обоснованность полученных в диссертации результатов и выводов обеспечиваются: о опорой на результаты фундаментальных психолого-педагошческих и методических исследований- © многообразием и полнотой изученного фактического материала- © выбором взаимодополняющих методов педагогического исследования, соответствующих поставленным задачам;
Логика нсследошаммяз включала: изучение психолого-педашгической и методической литературы по проблеме формирования приемов учебной деятельностиобоснование цели, формулирование гипотезы, задач исследованияорганизация и проведение педагогического эксперимента.
Научная новизна и теоретическая значимость меследошанмш состоит в том, что: обоснована значимость приемов учебной деятельности учащихся 1−5 классов в обучении математикео сконструирована система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов- © определено содержание приемов учебной деятельностио определено содержание деятельности учителя по использованию системы приемов учебной деятельности учащихся 1−5 классов в обучении математике. определена поэтапность формирования системы приемов учебной деятельности учащихся 1−5 классов- © разработаны для учителя методические рекомендации по формированию приемов учебной деятельности при обучении математике в начальной школе.
Органмзадмш иеследшан&ш, Исследование проводилось с 1987 по 2000 год и включало несколько этапов.
На первом этапе (1987 — 1993 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагошческой и методической литературы по проблеме, проводился по-исково-констатирующий эксперимент, разрабатывались дидактические условия формирования приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов, конструировалась система приемов учебной деятельности с учетом преемственных связей.
На втором этапе (1993 — 1996 гг.) проводился педагогический эксперимент по использованию системы приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов, в процессе которого проверялась эффективность использования предложенной системы приемов.
На третьем этапе (1996 — 2000 гг.) были обобщены результаты исследования, сделаны выводы, выполнено оформление диссертации.
Аиробщга результате®мсокедоиаиш. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались и обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания математики ОмГПУ, (Омск, 19 952 000), на различных конференциях: Девятой Республиканской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении» (Омск, 1992) — Региональной научноаша значимость исследования заключается в следующем: практической конференции «Гуманизация образования: проблемы, опыт, перспективы55 (Омск, 1993) — Третьей областной научно-практической конференции «Информатика и вычислительная техника в учебном процессе и управлении53 (Омск, 1986) — Четвертой областной научно-практической конференции «Информатика и вычислительная техника в учебном процессе и управлении55 (Омск, 1987) — Научно-практической конференции «Развитие личности в педагогическом процессе» (Омск, 1996) — Областной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовательных учреждениях: Дошкольные учреждения. Начальная школа55 (Омск, 1994) — Областной научно-практической конференции «Развивающее обучение: Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов. Опыт и проблемы55 (Омск, 1998) — Региональной научно-практической конференции «Развитие мастерства и творческого потенциала педагогов в деятельности ИПКРО: поиск, опыт, проблемы55 (Омск, 1999). Результаты исследования отражены в учебном пособии «Геометрия для младших школьников55 и методических рекомендациях для учителей «Формирование приемов в учебной деятельности у учащихся начальных классов при обучении математике55- при чтении лекций и проведении семинаров со студентами математического факультета ОмГПУ по проблемам развивающего обучения математике и со слушателями института повышения квалификации работников образования.
Эксперимент проводился с 1987 по 2000 год в школах №№ 21,25, 83, 96, 108,118, 140, 143, ГЦО «Альфа и Омега55 г. Омска и Дружинской средней школы Омского района.
На защиту выносятеш © система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1−5 классов- © содержание приемов учебной деятельностиосуществление преемственных связей в развивающем обучении математике учащихся 1−5х классов посредством приемов учебной деятельностисодержание деятельности учителя по использованию системы приемов учебной деятельности учащихся 1 -5 классов в обучении математике. Структура диссертации, Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Выводы, но второй главе.
Во второй главе представлены методические аспекты осуществления преемственных связей обучения математике посредством формирования приемов учебной деятельности.
Исходным моментом при разработке методики формирования приемов учебной деятельности нами определено положение, по которому один и тот же прием деятельности может выступать и как специфический по отношению к более общему приему и как обобщенный по отношению к более частному.
Реализация другого пути — специализация и конкретизация общих приемов учебной деятельности — рассмотрены нами через систему Д.Б. Эль-конина — В. В. Давыдова.
Установлено, что владение общими принципами решения учебной задачи осуществляется на основе научно-теоретического содержания понятий через систему учебных действий.
Разработаны критерии усвоения учебного материала (в рамках отдельных тем).
Проведена диагностика сформированное&tradeучебной деятельности учащихся начальных классов системы развивающего обучения Д.Б. Элько-нина — В. В. Давыдова.
Выполнено сопоставление компонентов учебной деятельности и сконструированной системы приемов учебной деятельности, результаты которого нашли отражение в таблицах, диаграммах. Выявлено, что формирование приемов учебной деятельности осуществляется наиболее последовательно и в полном объеме в системе развивающего обучения.
Выявлена роль учителя, организация его деятельности, направленная на формирование приемов учебной деятельности как системы.
Представленные результаты эксперимента подтвердили эффективность сконструированной системы приемов учебной деятельности в школьной практике (созданы методические рекомендации).