Обучение доказательству математически одаренных учащихся на факультативных курсах
Диссертация
Предложена программа и разработано содержание факультатива «Элементы геометрии Лобачевского на плоскости», предназначенного для завершающего этапа обучения доказательству и направленного на приобщение учащихся к исследовательской деятельности. При разработке содержания курса использованы собственные результаты автора по планиметрии Лобачевского (выделены 14 ранее неизвестных типов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Основные направления в обучении доказательству одаренных учащихся
- 1. Психолого-педагогические концепции одаренности и особенности работы с одаренными детьми
- 2. Роль математики в познании, обучении и воспитании
- 3. Теоретическое обоснование целесообразности выделения предлагаемой совокупности направлений в обучении доказательству
- 4. Наглядная геометрия как начальный этап обучения доказательству
- 5. Аксиоматическое построение математических теорий в школе и процесс аксиоматизации
- 6. Использование различных методов обучения для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность
- Глава II. Методика практической реализации совокупности направлений в обучения доказательству одаренных учащихся
- 7. Первоначальное обучение доказательству при решении задач на клетчатой бумаге
- 8. Методика изучения аксиоматической математической теории на примере решения функциональных уравнений
- 9. Методика вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность на материале планиметрии Лобачевского
- 10. Организация работы в выделенных направлениях с математически одаренными учащимися Рязанской области
Список литературы
- АдамарЖ. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. — М.: Сов. Радио, 1970. — 152 с.
- Александров АД., Вернер АЛ., Рыжик В. И. Геометрия для 8−9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 1991. — 415 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.
- Атанасян Л.С. Геометрия Лобачевского: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 2001. — 336 с.
- Атанасян Л.С., Базылев В. Т. Геометрия: В 2-х частях: Учебное пособие. Ч.И. М.: Просвещение, 1987. — 352 с.
- Атанасян А.С., Бутузов В. Ф. и др. Геометрия: Учебник для 10−11 классов средней школы. М.: Просвещение, 2000. — 206 с.
- Атанасян А.С., Бутузов В. Ф. и др. Геометрия: Учебник для 7−9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. — 336 с.
- Ацелъ Я. Некоторые общие методы в теории функциональных уравнений одной переменной // Успехи математических наук, 1956, Т. XI. Вып. 3 (69). С. 3−68.
- Бахман Ф. Построение геометрии на основе понятая симметрии. М.: Наука, 1969.-380 с.
- Белошистая А.В. Почему ученикам так трудно дается геометрия? // Математика в школе, 1999, № 6. С. 14−19.
- Березин В.Н. Методическая функция наглядности в обучении математике: Дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 154 с.
- Бескин Н.М. Аксиоматический метод // Математика в школе, 1993, № 3. С. 25−30- № 4. — С. 48−54.
- Визам Д., ГерцегЯ. Многоцветная логика. М.: Мир, 1978. — 435 с.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 328−348.
- Богоявленская Д.Б. Проблемы творчества и одаренности: логика и история // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. С. 5−23.
- Болл У., Коксетер Г. Математические эссе и развлечения. М.: Мир, 1986. — 474 с.
- Болтянский В.Г. Примечания к книге: 74. С. 370−416.
- Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. -М.: ГУПИ Мин. Проев. РСФСР, 1954. 504 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 386 с.
- Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М.: ИЛ, 1963. — 292 с.
- Бурбаки Н. Теория множеств. М.: Мир, 1965. — 456 с.
- Васильев Н.Б., Егоров А. А. Задачи Всесоюзных математических олимпиад. М.: Наука, 1988. — 288 с.
- Вейль Г. Давид Гильберт и его математические труды // В книге: Рид К. Гильберт. М.: Наука, 1977. — С. 308−360.
- Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. — 400 с.
- Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. — 192 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 176 с.
- Виленкин НЯ. Функции в природе и технике. М.: Просвещение, 1985. — 192 с. — (Серия: «Мир знаний»).
- Вожтинова Г. Х. Задачи на построение как средство формирования приемов мыслительной деятельности учащихся основной школы: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 17 с.
- Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Методическое пособие для педагогов начальной и средней школы. -Калуга: Ад ель, 1997. 216 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. соч. в б томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 5−361.
- ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гайдук Ю. М. К вопросу об аналитическом и геометрическом определениях тригонометрических функций // Математика в школе, 1953, № 4. С. 1−7.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.-480 с.
- Гарднер М. Математические досуги. М.: Мир, 1972. — 496 с.
- Гарднер М. Математические новеллы. М.: Мир, 1974. — 456 с.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. М.: Наука, 1967. — 128 с.
- Генкин СЛ., Итенберг И. В., Фомин Д. В. Ленинградские математические кружки. Киров: Аса, 1994. — 272 с.
- Гик Е. А. Шахматы и математика. М.: Наука, 1983. — 176 с. — (Библиотечка «Квант». Вып. 24).
- Гладкий А.В. Как работать с одаренными детьми? // Математика в школе, 1993, № 2. С. 9−11.
- Голомб С.В. Полимино. М.: Мир, 1975. — 208 с.
- Гомонов СЛ. Функциональные уравнения в школьном курсе математики // Математика в школе, 2000, № 10. С. 58−62.
- Гоноболин Ф.Н. К вопросу о понимании геометрических доказательств учащимися. М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 54, 1954. — 168 с.
- Грегори Р.А. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. — 209 с.
- Гроссман И., Магнус В. Группы и их графы. М.: Мир, 1871. — 248 с. (Современная математика. Популярная серия).
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
- Гусев В.А. Геометрия 6−11. Экспериментальный учебник. М.: Авангард, 1994- 1999.
- Гусев В А. Каким должен быть курс школьной математики? // Математика в школе, 2002, № 3. С. 4−8.
- Гусев В А., Орлов А. И., Розенталь АЛ. Внеклассная работа по математике в 6−8 классах. М.: Просвещение, 1977. — 288 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Дедовец Ж.Г. Задачи на разрезание как одно из средств обучения планиметрии в основной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Петрозаводск, 2001. — 23 с.
- Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. М.: Физматгиз, 1961.-268 с.
- ЪЪ.Дразнилин И. Е. Опыт системы преподавания математики // Математика в школе, 1996, Nq 6. С. 37−39.
- Дъедонне Ж. Линейная алгебра и элементарная геометрия. М.: Наука, 1972. — 336 с.
- Дъедонне Ж.А. Надо ли учить «современной» математике? // На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. М.: Просвещение, 1978. — С. 274−283.
- Дорофеев С.Н. Основы подготовки будущих учителей математики к творческой деятельности: Монография. Пенза: Информационно-издательский центр Пенз. гос. ун-та, 2002. -218 с.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе, 1989, № 1. С. 14−31.
- Ефимов Н.В. Высшая геометрия. М.: Наука, 1971. — 576 с.
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред.ЛФ. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. — 624 с.
- Жигайлов А.В. Организационно-педагогические основы работы с одаренными детьми в условиях региональной системы дополнительного общего образования: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. — 185 с.
- Журнал «Математика в школе».
- Задачи Турнира Городов. М.: МЦНМО, 1993 — 2000.
- Зарубежные математические олимпиады / Под ред. И. Н. Сергеева -М.: Наука, 1987.-416 с.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 198 с.
- Каган В.Ф. Основания геометрии, T.I. М.-Л.: ГИТТЛ, 1949. — 492 с.
- Канелъ-Белов А.Я., Ковальджи А/С. Как решают нестандартные задачи. -М.: МЦНМО, 1997. 96 с.
- Киотина Г. В. Пространства с обобщенной проективной метрикой / Пособие по спецкурсу. Рязань: Изд-во РГПИ, 1981. — 104 с.
- Киотина Г. В., Моисеева М. С. Гиперболический параллелограмм плоскости Лобачевского и его частные случаи. Ряз. гос. пед. ун-т — Рязань, 2001. — Библиогр. 5 назв. — Деп. в ВИНИТИ 31.01.01. -№ 254-В01.- 17 с.
- Киотина Г. В., Моисеева М. С. Квазипараллелограммы и их классификация в плоскости Лобачевского. Ряз. гос. пед. ун-т — Рязань, 1998. -Библиогр. 6 назв. — Деп. в ВИНИТИ 04.08.98 г. — № 2505 — В98. — 28с.
- Киотина Г. В., Моисеева М. С. О трапециях, вписанных в окружность // Подготовка школьников к математическим олимпиадам. Часть 3. -Рязань: Изд-во РГПУ, 2000. С. 21−29.
- Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир, 1984. — 434 с.
- Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. М.: Наука, 1987.-Т. 2.-416 с.
- Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия. — М.: Наука, 1988. -288 с. (Библиотечка «Квант». Вып. 64).
- Колмогоров А.Н. О развитии математических способностей // Вопросы психологии. 2001, № 3. — С. 101−106.
- Колмогоров А.Н., Вавилов В. В., Тропин И. Т. Физико-математическая школа при МГУ. М.: Знание, 1981. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия: «Математика, кибернетика», № 5).
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1977.-4.1.- 110 е.- 4.2.-143 с.
- Колягин Ю.М. О функциональных уравнениях // Математика в школе, 1959, № 5. С. 4−8.
- Колягин Ю.М., Аукашин ГА. Основные понятия современного школьного курса математики: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1974. — 382 с. — (Методическая библиотека школы).
- Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе, 1990, № 1, С. 2−14. (Авторский коллектив- А. М. Абрамов, Д. В. Алексеевский, А. А. Гольдман, Ю. П. Дудницын, А. К. Звонкин, Ю. С. Ильяшенко, Д.Б. Фукс).
- Котельников П.М. О функциональных уравнениях, определяющих тригонометрические функции // Математика в школе, 1951, № 2. С. 1−12.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
- Аакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1967. — 162 с.
- Аейтес Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 57−66.
- Аейтес Н.С. Об умственной одаренности. Психологические характеристики некоторых типов школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-215 с.
- Лейтес Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии, 1985, № 1. С. 9−18.
- Лелон-Ферран Ж. Основания геометрии. М.: Мир, 1989. — 312 с. (Серия: Современная математика. Вводные курсы).
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983, Т.1. — 391 е.- Т.2. — 318 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Легиер В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2000.-21 с.
- Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезания. М.: Мир, 1977. — 256 с.
- Лихтарников A.M. Элементарное введение в функциональные уравнения. СПб.: Лань, 1997. — 160 с.
- Лобачевский Н.И. Полное собрание сочинений в 3 томах. Т. I. М.-Л.: ГИТТЛ, 1946.-416 с.
- Лойд С. Математическая мозаика. М.: Мир, 1980. — 344 с.
- ЛопшицА.М. Функциональные уравнения // Квант, 1975, № 1. С. 31−35.
- Любецкий В. А. Основные понятия школьной математики. М.: Просвещение, 1987. — 400 с. 101 .Мадер В. В. Введение в методологию математики. М.: Интерпракс, 1995. — 464 с.
- Мардахаева ЕЛ. Математический кружок в системе дополнительного математического образования учащихся 5−7-х классов основной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 24 с.
- Маркугиевич А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе // На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. М.: Просвещение, 1978. — С. 29−48.
- Маскана М.С. Задачи на клетчатой бумаге / Пособие по спецкурсу. -Рязань: Изд-во РИРО, 2002. 116 с.
- Маскина М.С. Параллелограммы плоскости Лобачевского / Пособие по спецкурсу. Рязань: Изд-во РГПУ, 2002. — 80 с.
- Маскина М.С., Моисеев С. А. Введение в теорию функциональных уравнений / Пособие по спецкурсу. Рязань: Изд-во РГПУ, 2002. — 96 с.
- Математика: 6 класс: Учебник для общеобр. учеб. завед. / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Дрофа, 1995. — 416 с.
- Математика: Учебник для 5 кл. общеобр. учр. / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 1994. — 272 с.
- Мендель А.В. Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе: Дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 171 с.
- Мерлина Н.И. Теоретические основы дополнительного математического образования школьников: Дис.. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2000. — 289 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, ГЛ. Луканкин, В Л. Саннинский. -М.: Просвещение, 1980. 367 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Частые методики / Ю. М. Колягин, ГЛ. Луканкин идр.-Ы.: Просвещение, 1977. 480 с.
- Моисеев С.А. Доказательство неравенств. Рязань: Стиль, 1996. — 139 с.
- Моисеев СЛ., Моисеева М. С. Рязанские городские математические олимпиады. Рязань: Изд-во РГПУ, 2001. — 100 с.
- Моисеев С.А., Моисеева М. С. Варианты вступительных работ по математике на физико-математический факультет. Рязань: Изд-во Ratel, 1999.-44 с.
- Моисеев С.А., Моисеева М. С., Жмурова Н. В., Маскин А. В., Котанс А. Я. Содержание деятельности Рязанского областного физико-математического лагеря старшеклассников. Рязань: Изд-во РГПУ, 2001. — 179 с.
- Моисеева М.С. Квазипараллелограммы плоскости Лобачевского и их частные случаи. Ряз. гос. пед. ун-т — Рязань, 2001. — Библиогр. 6 назв. — Деп. в ВИНИТИ 31.01.01.-№ 255-В01.-40 с.
- Моисеева М.С. Об изучении функциональных уравнений в школе и педвузе // «Математика. Компьютер. Образование» Выпуск 8. Часть I. Сборник научных трудов. / Под ред. Г. Н. Ризниченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 44−48.
- Моисеева М.С. Об использовании геометрии Лобачевского при работе с математически одаренными учащимися // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. Калуга: Изд-во КГПУ, 2001. — С. 93−103.
- Мордкович А.Г. Новая концепция школьного курса алгебры // Математика в школе, 1996, № 6. С. 28−33.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.. д-ра пед. наук М., 1987. — 355 с.
- Назиев АХ. Вводный курс математики. 1: Действительные числа. Координаты: Учебное пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 104 с.
- Назиев АХ. Гуманитаризация основ специальной подготовки учителей математики в педагогических вузах: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 386 с.
- Назиев А.Х. Гуманитарно ориентированное обучение математике в общеобразовательной школе: Монография. Рязань: Изд-во РИРО, 1999. — 112 с.
- Новоселов С.И. Специальный курс элементарной алгебры. М.: Высшая школа, 1965. — 552 с.
- Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого М.: Российское пед. агентство, 2001. — 640 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
- Пиаже Ж. Структуры математики и операторные структуры мышления // Преподавание математики. М.: Учпедгиз, 1960. — 215 с.
- ПидоуД. Геометрия и искусство. М.: Мир, 1979. — 332 с.
- Погорелое А.В. Геометрия: Учебник для 7−11 классов средней школы. -М.: Просвещение, 1991. 384 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.-464 с.
- Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1970. — 452 с.
- Пойа Д. Обучение через задачи // На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. М.: Просвещение, 1978. — С. 220−226.
- Пономарев Я А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. 4.2. М.: Наука, 1991. — 240 с. (Серия: «Библиотека математического кружка»).
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. -440 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. П. Ярогиевского. М.: Политиздат, 1990. — 484 с.
- Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. — 560 с.
- Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 214−242.
- Розов Н. Х. Академик А.Н. Колмогоров и проблема изучения индивидуальных особенностей психологии творчества // Математика в школе, 1991, № 2. С. 9−10.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1983, Т.1.-485 е.- Т.2. — 322с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 288 с.
- Саранцев Г. И. Методология предметных методик обучения // Педагогика, 2000, № 8, С. 16−23.
- Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе: Книга для учителя. М: Просвещение, 2000. — 173 с.
- Саранцев Г. И. Общая методика преподавания математики: Учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов и университетов. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1999. — 208 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Слепкань З.И. Методическая система реализации развивающей функции обучения математике в средней школе: Дисс.. доктора пед. наук в форме научного доклада. М.: 1987. — 47 с.
- Смаллиан Р. Алиса в Стране Смекалки. М.: Мир, 1987. — 182 с.
- Смаллиан Р. Как же называется эта книга? М.: Мир, 1981. — 238 с.
- Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М.: Мир, 1985. — 221 с.
- СойерУ.У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 1972. — 192 с.
- Стернберг Р., Григоренко АЛ. Учись думать творчески! // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 186−213.
- Столл P.P. Множества. Логика. Аксиоматические теории. М.: Просвещение, 1967.-232 с.
- Столяр А.А. Логика и интуиция в преподавании математики. -Минск, Изд-во Мин. высш. и сред спец. проф. образования БССР, 1963. 126 с.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: Вышэйшая школа, 1986.-414 с.
- Стругацкий А., Стругацкий Б. Отель «У погибшего Альпиниста»: Повести. Собр. Соч. Т. 5. М.: Текст, 1995. — 430 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. 344 с.
- Теплое Б.М. Избранные труды: в 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. -Т. 1.-329 е.- Т. 2.-359 с.
- Тихомиров В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании // Математика в школе, 1993, № 4. С. 3−9.
- Тихомиров В.М. О некоторых проблемах математического образования // Вестник высшей школы, 2000, № 1. С. 21−26.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 270 с.
- Том Р. Современная математика существует ли она? // На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. — М.: Просвещение, 1978. — С. 264−274.
- Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: Монография. М.: Прометей, 1997. — 230 с.
- Фомин Д.В. Санкт-Петербургские математические олимпиады. -СПб.: Политехника, 1994. 309 с.
- Фоминых Ю.Ф. Задачи на раскраску // Математика в школе, 1995, № 6. С. 45−48.
- Фоминых Ю.Ф. Инварианты // Математика в школе, 1998, № 5. С. 78−83.
- Фридман A.M. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 371−400.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. 4.1. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. Ч.П.- М.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 243−264.
- Хинчин А.Я. Педагогические статьи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-204 с.
- Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 295−314.
- Хусаинова З.И. Проектирование творческой деятельности учащихся как технология гуманитарно-ориентированного обучения математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 18 с.
- Цукарь АЯ. Методическая основа обучения математике в средней школе с использованием образного мышления: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Новосибирск, 1999. — 33 с.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V-VI классов. М.: МИРОС, 1995. — 240 с.
- Широков П.А. Краткий очерк основ геометрии Лобачевского. М.: Наука, 1983. — 80 с.
- Щебланова Е.И., Аверина И. С. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 265−274.
- Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Непомнящая Н. И., Алексеев Н. Г. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 416 с.
- Эрдниев О.П. От задачи к задаче по аналогии. / Развитие математического мышления / Под ред. П. М. Эрдниева. — М.: Столетие, 1998. — 288 с.
- Юркевич B.C. А.Н. Колмогоров и проблема развития математической одаренности // Вопросы психологии, 2001, № 3. С. 107−116.
- Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 243−264.
- Яглом И.М. Заключительная статья редактора перевода книги 54. -С. 308−320.
- Яглом И.М. Математические структуры и математическое моделирование. М.: Сов. радио, 1980. — 144 с.
- Яглом И.М. Необыкновенная алгебра. М.: Наука, 1968. — 72 с. (Популярные лекции по математике. Вып. 45).
- Яглом И.М. От редактора// 9. С. 7−14.
- Яглом И.М. Принцип относительности Галилея и неевклидова геометрия. М.: Наука, 1969. — 304 с. (Серия: «Библиотека математического кружка»).