Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Словообразование как один из способов пополнения лексического состава языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны постоянно растущий интерес современной лингвистики к различным аспектам словообразования объясняется тем, что слово является центральной единицей языка. Собственные свойства слова как лексической единицы перекрещиваются в нем со свойствами других элементов языка. Это взаимодействие лежит в основе функционирования языковой системы в целом. Лексика как самый подвижный пласт языка… Читать ещё >

Словообразование как один из способов пополнения лексического состава языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение и общая характеристика словообразования

Лексика как самый подвижный пласт языка, наиболее чутко реагирует на все изменения в социальной, культурной и других сферах жизни говорящего коллектива, ведь именно слово является «зеркалом жизни» .

С другой стороны постоянно растущий интерес современной лингвистики к различным аспектам словообразования объясняется тем, что слово является центральной единицей языка. Собственные свойства слова как лексической единицы перекрещиваются в нем со свойствами других элементов языка. Это взаимодействие лежит в основе функционирования языковой системы в целом.

Термин «словообразование» имеет два основных значения, которые следует четко различать. В первом своем значении он употребляется для выражения постоянного процесса образования новых слов в языке. Язык находится в состоянии непрерывного развития, включающего определенные языковые процессы, в том числе и создание новых лексических единиц. Этот процесс получил название «словообразование». Структура каждого не корневого, а так же многих в настоящее время корневых слов представляет собой итог процесса образования этих слов. Суть словообразовательных процессов заключается в создании новых наименований, новых вторичных единиц обозначения, и коль скоро такие наименования являются словами, термин «словообразование» раскрывается в буквальном смысле, то есть, прежде всего, как наименование процесса образования слов" .

Во втором значении термин «словообразование» обозначает раздел науки, занимающейся изучением процессов образования лексических единиц.

Основная задача словообразования заключается в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц, возникающих в процессе развития языка, который является своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирующим на малейшие изменения в научной, политической и другой жизни общества. Производство новых лексических единиц происходит по определенным словообразовательным моделям, исторически сложившимся в данном языке. При этом одной из ключевых проблем словообразования является проблема продуктивности модели или способа словообразования [Плоткин 1989: 34].

Сложность системы словообразования обусловливается следующими факторами:

  • 1) тесная связь с другими уровнями языка, а именно: фонологией, морфонологией, морфологией, синтаксисом и грамматикой в целом;
  • 2) исключительная подвижность системы и невозможность проведения жёстких границ между её потенциями и фактической реализацией, между словообразованием и словоизменением;
  • 3) трудность дифференциации синхронии и диахронии;
  • 4) большое количество и разнообразие представленных здесь единиц (начиная от мельчайшей словообразовательной морфемы — аффикса и кончая словообразовательными категориями и другими объединениями производных) и соответственно значительным числом теоретических понятий, необходимых для адекватного описания системы (словообразовательное гнездо, словообразовательный ряд, словообразовательная парадигма, словообразовательный тип и т. п.);
  • 5) разнообразие и коммуникативная значимость самих функций словообразования.

В зависимости от использованных в акте словообразования формальных средств оно делится иногда на:

  • — словопроизводство (при использовании средств аффиксации — суффиксации и префиксации),
  • — словосложение (при участии в акте словообразования, по крайней мере, двух полнозначных единиц),
  • — конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую),
  • — аббревиацию (при наличии сокращения исходных слов) и т. п.

Образование новых слов (с помощью формальных средств) нередко именуется также деривациейhttp://tapemark.narod.ru/les/129a.html, производные же и сложные слова как результаты процесса деривации обозначаются в этом случае общим термином «дериваты». В зарубежной лингвистике существует тенденция приравнивать словообразование к деривационной морфологии как учению о формальных свойствах дериватов и реализующих их морфологических структурах [Кубрякова 1965: 3].

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой