Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Балкарская проза 1960-1980-х годов: жанровая специфика и национальное своеобразие

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены, обсуждены и опубликованы в материалах научно-практических конференций: «Формирование специалиста культуры и искусств в условиях региона: Новые подходы». II Всероссийская научная конференция вузов культуры и искусств (Тамбовский филиал Московского государственного университета культуры и искусств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ В БАЛКАРСКОЙ ПРОЗЕ (19 201 950-е гг.)
  • ГЛАВА II. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ОЧЕРКА И РАССКАЗА В БАЛКАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960−1980-х гг
    • 2. 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЧЕРКА
    • 2. 2. СТРУКТУРНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА
  • ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В ЖАНРЕ ПОВЕСТИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, ПОЭТИКА ЖАНРА
    • 3. 1. ИСТОРИКО-НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ 1960-Х ГОДОВ
    • 3. 2. ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПОВЕСТИ 1970−1980-Х ГОДОВ
  • ГЛАВА IV. СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И
  • ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫМЫСЛА В ЖАНРЕ РОМАНА

Балкарская проза 1960-1980-х годов: жанровая специфика и национальное своеобразие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Определяющей чертой балкарского литературоведения на современном этапе является пристальный интерес к вопросам идентификации истоков национальной художественной культуры, определения ее движущих сил, закономерностей, исторической перспективы. Курс данного научного направления предполагает углубленное исследование каждого этапа развития профессиональной авторской литературы, начиная с первых ее шагов. При выборе темы исследования нами учтен тот факт, что 1960;1980;е гг. занимают особое место в литературной истории балкарцев, поскольку именно на указанный период, следующий сразу после редепортации народа, приходится пик культурообразующего процесса, связанного с возрождением, вторичным ускоренным развитием, окончательным формированием и утверждением базисной жанровой системы в национальной прозе. При всем том, что за последнее десятилетие появился ряд научных трудов, обращенных к различным аспектам карачаево-балкарской прозы, в региональном литературоведении до сих пор нет специального исследования, непосредственно и целиком посвященного парадигме прозаических жанров, процессу ее становления, проблемам и сложностям, связанным с этим процессом, творчеству наиболее выдающихся литераторов, представляющих обозначенный культурный промежуток.

Исследование жанровой классификации прозы мы посчитали целесообразным проводить параллельно с выявлением национального своеобразия, обнаруживающего себя на различных уровнях: тематическом, композиционном, лексическом, образно-символическом, метафизическом, на уровне литературно-фольклорных перекличек, этнотипических особенностей персонажа и т. д. На наш взгляд, подобное бинарное совмещение исследовательских задач позволяет глубже постичь как природу жанровых модификаций, так и этнопоэтических особенностей балкарской прозы.

Заявленная тема актуализирована и причинами интертекстуального характера: изучение балкарской прозы в синтезе с русской и северокавказскими литературами, а также с ведущими тенденциями мировой литературы будет способствовать многоаспектному пониманию общих закономерностей эволюционных этапов национального литературного процесса.

Цель диссертационного исследования — изучить жанровую специфику и национальное своеобразие балкарской прозы 1960;1980;х гг. в рамках единой литературоведческой традиции.

Для осуществления поставленной цели в диссертации предлагается решение следующих исследовательских задач:

— обосновать в едином исследовательском контексте историко-генетические закономерности зарождения, формирования и эволюции балкарской прозы 1920;1950;х гг. в общем историко-литературном процессе;

— исследовать идейно-художественные, сравнительно-типологические аспекты эволюционных этапов прозы различной жанровой принадлежности, чтобы понять важнейшие моменты генезиса и развития балкарской литературы;

— исследовать жанрово-стилистическое и структурно-типологическое своеобразие балкарского романа 1960;1980;х гг., раскрыть его этические и эстетические категории в соответствии с народным мировоззрением;

— определить художественно преломленные формы национального своеобразия в авторских текстах указанного периода;

— выявить особенности балкарской литературы в сравнительно-типологическом аспекте изучения литератур Северного Кавказа в контексте исторического развития.

Указанные задачи предполагают комплексный анализ произведений, сопоставление их как в рамках творчества одного автора, так и в сравнении.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что нами впервые предпринята попытка системно-целостного анализа балкарской национальной прозы 1960;1980;х гг., включающего в себя определение жанровых границ и национальных особенностей балкарского очерка, рассказа, повести и романа с их дробными модификациями в контексте общероссийского литературного процесса. Нами впервые в научный оборот вводится жанр детективной прозы в балкарской литературе, представленный произведениями Ж. Токумаева.

Объектом исследования является литературный процесс 1960;1980;х гг., представленный творчеством ведущих балкарских прозаиков данного периода: И. Ахматова, М. Геттуева, Б. Гуляева, Б. Гуртуева, Э. Гуртуева, Ж. Залиханова, X. Кациева, К. Кулиева, X. Кулиева, А. Теппеева, Ж. Токумаева, 3. Толгурова, А. Ульбашева, С. Хочуева, М. Шаваевой, О. Этезова и др. Сведение множества писательских индивидуальностей в единую художественную систему позволяет выявить, конкретизировать и рассмотреть крупным планом характерные для исследуемого периода жанровые формы — очерк, рассказ, повесть, роман со всеми их дробными модификациями.

Степень научной разработанности темы. Жанровый состав балкарской литературы второй половины двадцатого века не подвергался специальному исследованию, хотя в главах монографий, а также в отдельных статьях, посвященных проблемам национальной прозы, ему уделялось определенное внимание. Среди этих работ необходимо отметить монографии 3. Толгурова «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа» (Нальчик, 1991) — К. Султанова «Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа» (М., 1989) — А. Теппеева «Балкарская проза» (Нальчик, 1974) — Ф. Урусбиевой «Путь к жанру» (Нальчик, 1972) и др.

Что касается вопросов национального своеобразия литературы, за последнее десятилетие изданы три специальные монографии по указанной теме: 3. Кучуковой «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии» (Нальчик, 2005), Ф.

Урусбиевой «Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза» (М., 2003) и И. Маремшаовой «Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа» (Минск, 2000), но исследование национального своеобразия литературы осуществляется в них преимущественно на поэтическом материале.

С методологической опорой на указанные работы, а также на труды Х. И. Бакова, А. Х. Мусукаевой, Х. Х. Хапсирокова, посвященные проблемам художественного этнографизма, мы предприняли первую серьезную попытку выявить жанровое и национальное своеобразие историко-литературного отрезка 1960;1980;х гг., особенности художественного мышления балкарских прозаиков, интертекстуальные переклички с русской литературой и фольклорными традициями.

Методологической основой диссертации являются теоретические положения научных трудов известных литературоведов: А. Веселовского, М. Бахтина, В. Жирмунского, Д. Лихачева, В. Кожинова, а также достижения современного сравнительного литературоведения: работы М. Алексеева, А. Бушмина, И. Неупокоевой и др. Основную роль в формировании концепции диссертации сыграли монографические труды признанных исследователей многонационального литературного процесса: Л. Арутюнова, Ч. Гусейнова, Н. Надъярных, К. Султанова, Р. Юсуфова, а также Л. Бекизовой, Г. Гамзатова, А. Караевой, А. Мусукаевой, А. Теппеева, 3. Толгурова, Ф. Урусбиевой, Р. Фидаровой и т. д.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты диссертационного исследования обогащают современные теоретические представления о жанрово-стилистической специфике балкарской прозы. Результаты и выводы существенны при исследовании динамики национального историко-литературного процесса в аспекте проблем художественного стиля и жанрообразования, в определении этапов развития балкарской литературы, ее проблематики и поэтики.

Полученные результаты могут способствовать дальнейшему детальному изучению историко-культурных основ и сравнительно-типологических проблем балкарской прозы и выявлению закономерных этапов эволюции северокавказского литературоведения.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что собранный и систематизированный материал может быть использован при создании общих и специальных курсов по истории и теории балкарской литературы, при разработке научных трудов по теории и поэтике национальных литератур, а также может обогатить исследования творчества отдельных балкарских писателей.

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены, обсуждены и опубликованы в материалах научно-практических конференций: «Формирование специалиста культуры и искусств в условиях региона: Новые подходы». II Всероссийская научная конференция вузов культуры и искусств (Тамбовский филиал Московского государственного университета культуры и искусств. Тамбов, 2002) — «Синтез в русской и мировой художественной культуре». IV Научно-практическая конференция, посвященная памяти А. Ф. Лосева (Московский государственный педагогический университет. Москва, 2004) — «Перспектива — 2004». Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Кабардино-Балкарский государственный университет. Нальчик, 2004) — «Перспектива — 2005». Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2005) — «Перспектива — 2006». Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Кабардино-Балкарский государственный университет. Нальчик, 2006) — Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. (Краснодар, 2006), а также на страницах Альманаха «Минги Тау» (на балкарском языке): Литературно-художественного, общественно-публицистического журнала (Нальчик, 2005).

Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета (октябрь 2006 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» в Кабардино-Балкарском государственном университете (ноябрь 2006 г.).

Структура диссертации обусловлена характером избранной темы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. К работе прилагается библиографический блок, где приведен список научно-критической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование эволюционных этапов развития балкарской прозы 19 601 980;х годов, ее жанровой специфики и национального своеобразия дает возможность сделать ряд научных выводов и заключений об определенных закономерностях ее формирования в общем контексте развития литератур Северного Кавказа. Изучение специфики жанровых форм в каждом индивидуальном случае позволяет полнее раскрыть общие закономерности литературного процесса в рамках национальной культуры. Балкарская литература изучаемого периода отображает жизнь народа во всей сложности, что в свою очередь обогащает содержание произведений, их жанровое разнообразие. Самобытное развитие балкарской прозы ни в коей мере не исключает структурно-типологической общности с аналогичными процессами общероссийского литературного развития.

Наш анализ показывает, что в балкарской литературе 1960;1980;х годов наблюдаются активные процессы формирования развитой жанровой системы. «.Каждая национальная литература при наличии общих доминантных черт художественно проявляется посредством различных стилевых типов, форм, приемов и средств отображения жизни. Современное состояние литератур народов Северного Кавказа отмечается высокой художественностью и пониманием сущности противоречий эпохи. .Это означает, что качественная определенность компонентов реализма достигла относительно высокого уровня: связи личность — социум, человек — труд, природа, личность — всемирно-исторический процесс, осмыслены писателями в соответствии с современной наукой об общественном развитии» [80: 275]. Обогащение и усложнение идейно-поэтической интерпретации форм бытия и сфер деятельности человека проявились в отборе изобразительных средств, которые в общем контексте приобретают значимость цельной поэтической системы.

Исследуемый период 1960;1980;х годов — это время, когда в общественной и литературной жизни преобладает принцип социалистического реализма, когда не допускается иная форма восприятия реальности, отвергается плюрализм мнений. В то же время, следует заметить, в балкарской литературе нет ни одного произведения, пропагандирующего культ личности. Одним из направляющих идейно-тематических мотивов балкарской прозы является художественно-эстетическое освоение современной исторической действительности. «У литературы, — отмечает З. Х. Толгуров, — нет иной мысли, чем служение целям и задачам, которые выдвигаются ходом времени. Но произведения, ориентированные лишь на верную идейную направленность, ныне воспринимаются не просто как слабые в художественном отношении, но и как безыдейные.» [80: 277].

В 1960;1980;х годах в балкарской литературе сложилась художественно-ценностная, реалистически-аналитическая, многообразная в жанровом и стилевом отношении проза, в которой раскрывается онтологическая самобытность горца, ментальность человека двадцатого столетия и особенности этнического мышления.

Новаторский характер балкарской литературы указанного периода определяется необходимостью найти художественные средства, соответствующие масштабам противоречивой и многоликой эпохи. В основе концепции балкарской прозы 1960;1980;х годов — эпопея народно-освободительной борьбы горцев, взятая главным образом в двух аспектах: события, начавшиеся с 1917 года и Великая Отечественная война. Эти темы занимают доминирующее положение в творчестве таких балкарских прозаиков, как М. Геттуев, Б. Гуляев, Э. Гуртуев, Ж. Залиханов, X. Кациев, X. Кулиев, 3. Толгуров, М. Шаваева и др. На фоне этих исторических событий балкарским писателям удалось впервые реалистически и психологически достоверно раскрыть лучшие стороны характера горцев, колоритно изобразить их нравы в момент активных преобразований окружающей действительности.

Вместе с тем динамично разрабатывается тема формирования цельной человеческой личности в условиях мирного созидания. Психологическое исследование характера, философское осмысление событий, отдельных явлений жизни способствует качественному росту эпических жанров балкарской прозы. Так или иначе все они освещают историю народа с момента установления новой власти и имеют свои художественные особенности, которые приводят к обогащению литературы. В центре внимания прозаиков — человеческая индивидуальность, ее исторический путь, круг отношений, внутренний мир, духовное и нравственное самоопределение, общественное назначение и т. д.

Художественные аспекты в изображении личности неотъемлемо связаны с многообразием изображаемой действительности и проблемой раскрытия внутреннего мира героя. Для этого писатели обращаются к различным жанрам, к образам исторических и творческих личностей, интеллигенции и других известных представителей нации. Например, художественно-портретные очерки М. Жаникаева «Голос таланта», «Певица», «Актер и фотограф», «Учитель», повествующие о жизни и творческой деятельности наших современников, людей культуры и искусства.

Богатство и разнообразие композиционных приемов и их сочетаний в очерках и рассказах поистине неисчерпаемо. Жанры малой прозы, впрочем, как и любые другие жанры, не терпят застоя. Каждая эпоха рождает новые явления, идеи, образы, которые в свою очередь требуют новых форм художественного воплощения. Поэтому поиск новых композиционных приемов и их сочетаний — одна из никогда не стареющих задач творческого процесса для качественного роста всей литературы. Так, например, в рассказах И. Гадиева «Жизнь и Бекболат», Э. Гуртуева «Красная гора», «Поделись своей радостью», Ж. Токумаева «Агроном», 3. Толгурова «На развилке дорог» запечатлены народные образы, мировоззрение и культура народа в различные моменты исторических преобразований.

Одной из важных особенностей синтеза литературы с реальностью является осознание перемен в обществе. Связывающим звеном между прошлым и будущим является настоящее, а также диалектическое взаимодействие традиционного и нового. В силу своих жанровых особенностей повесть является наиболее оперативным жанром художественной прозы, что позволяет ей мобильно реагировать на актуальные проблемы истории и современности. Постепенное качественное изменение в освещении общественно-политических проблем позволило балкарским писателям работать в более демократическом русле. К примеру, в повести 3. Толгурова «Эрирей» раскрывается не только личная слабость и трусость руководства села в силу сложившихся политических обстоятельств, но и показана тенденция зарождающейся тоталитарной системы, которая в обстановке всеобщего потока доносительства набирает размах репрессий.

Балкарская повесть 1960;1980;х представлена разнообразными модификациями жанра: лирическая повесть X. Кациева «О чем грустит сердце», художественно-документальные повести М. Геттуева под общим названием «Человек на марше», социально-психологическая повесть «Не умеющий кидать камень» Б. Гуляева, историческая повесть «Солнце не заходит» А. Теппеева, первые детективные повести в балкарской литературе «Темная дорога» и «Дело Локмана» Ж. Токумаева и др.

Многоплановая разработка малых жанров прозы способствовала накоплению опыта в создании масштабных образов для переосмысления традиций, выражения новых тенденций в художественном исследовании мира и человека. Эстетическая и этическая ценность балкарской прозы 19 601 980;х годов заключается в том, что авторы скрупулезнее исследуют сложные характеры, все чаще обращаясь к внутреннему миру героя, утверждая непрерывность нравственного сознания народа, его этических норм и принципов мышления. Художественная концепция личности обретает большую эмоциональную объемность и психологическую достоверность, обусловленную вниманием авторов к воспроизведению этнографических деталей.

Появление романов явилось необходимостью панорамного изображения реальной действительности на фоне исторических событий в контексте видоизменяющегося времени и пространства. Тематика балкарского романа базируется на неизменных общечеловеческих ценностях, таких, как «дом», «земля», «Родина». Эти непреходящие вечные ценности наполняют высоким гражданским и общечеловеческим смыслом романную прозу. Каждый из исследованных нами романов в большей или меньшей степени выявляет широкий интерес к проблемам исторического развития народа на фоне трагических событий в эпоху военного времени. В рассмотренных романах Б. Гуртуева «Новый талисман», Ж. Залиханова «Горные орлы», А. Теппеева «Воля», «Тяжелые жернова», 3. Толгурова «Большая медведица», М. Шаваевой «Мурат», О. Этезова «В теснине» прослеживается общая тематика и идейный смысл (революция 1917 года, ее последствия, Гражданская война, коллективизация и тема Великой Отечественной войны), содержание и форма, глубокое и проникновенное изображение природы, психологизм в изображении мышления и характера горцев в самые переломные, судьбоносные моменты истории первой половины двадцатого века.

М. Шаваева в романе «Мурат» на фоне разгорающихся революционных событий реалистически показывает бесправное положение женщины-горянки, убедительно раскрывает внутренний конфликт героини с нормами устаревшей общественной морали.

Роман А. Теппеева «Тяжелые жернова» в сюжетном построении выпадает из общей схемы повествования о событиях Великой Отечественной войны. Автор акцентирует внимание читателя на решении нравственно-этических проблем на фоне оккупированного фашистами высокогорного балкарского аула.

Все представленные образы в анализируемых романах выражают различные тенденции общественных явлений изображаемой эпохи. В общем контексте эти неповторимые судьбы и характеры героев способствуют реалистическому изображению жизни народа в его историческом развитии.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать ряд выводов:

— период 1960;1980;х годов можно считать новым рубежом в истории балкарской прозы, который характеризуется развитием и обогащением в тематическом, жанровом и художественном отношениях;

— балкарские писатели в своем творчестве осмысливают те глубинные процессы, которые происходили и происходят в общественно-политической, социально-экономической жизни страныпроза 1960;1980;х годов разнообразна по особенностям представленного жизненного материала, характеров;

— по-новому решается проблема художественного изображения героя и процесса формирования личности в изменяющемся мире, герой являет определенный социальный тип, подается крупным планом, обрисовывается по возможности всесторонне. Особенно внимательны авторы к психологической мотивации его поступков, что способствует качественному росту балкарской прозы.

— национальное своеобразие эпических произведений, выражаясь через этнопоэтику, продолжает оставаться продуктивным средством художественного изображения. Через категории художественного этнографизма балкарские прозаики воспроизводят в текстах народные обычаи, традиции, нравы, особенности национального характера и коммуникативного поведения.

В прозе 1960;1980;х годов балкарскими писателями вырабатываются новые художественные средства, новый стиль, ставятся и решаются острые социально-психологические и морально-этические проблемы. Она достигла достаточно высокого уровня в эстетическом освоении действительности, отражая ее динамику.

Всматриваясь в обновляющиеся процессы художественных исканий, можно прийти к выводу о закономерности, необходимости их развития, о продуктивности и перспективности творческих открытий, обогащающих прозу, дающих ей новый импульс и силы. И как следствие этого сложного творческого процесса — выявление новых возможностей литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.М. Карачаевский роман. Становление и развитие жанра. — Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1980.- 216 с.
  2. В.А. Современная советская проза (60−70 годы). — М.: Высшая школа, 1984. — 272 с.
  3. Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. — 253 с.
  4. М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  5. .Х. Основания гуманистической этнологии. М.: Изд-воРУДН, 2003.-272 с.
  6. Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1974.-287 с.
  7. Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М.: Наука, 1977. — 253 с.
  8. Г. А. Художественный мир современной прозы М.: Наука, 1983.- 191с.
  9. А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Советский писатель, 1982. -423 с.
  10. ., Пипинис В. Балкарские советские писатели. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1958. 115 с.
  11. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.
  12. В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. -М.: Наука, 1980.-360 с.
  13. П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Советский писатель, 1973. — 336 с.
  14. Г. Д. Ментальности народов мира. Сходства и отличия. М.: Эксмо-Пресс, 2003. — 544 с.
  15. Л.Я. О старом и новом: статьи и очерки. Л.: Советский писатель, 1982.-423 с.
  16. У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20−90-х гг. XX века (Экскурсы). М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 212 с.
  17. М.Ч. Ёзден адет. Этический кодекс карачаево-балкарского народа.- Нальчик: Эльбрус, 2005. 576 с.
  18. М.Ч. Карачаево-балкарский героический эпос. Т.1. -М.: Поматур, 2003.-286 с.
  19. М.Ч. Душа Балкарии: Сборник статей. Нальчик: Эльбрус, 1997.-232 с.
  20. В.М. Тюркский героический эпос. -М.:Наука, 1 974 728 с.
  21. З.Б. Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1985. — 118 с.
  22. Карачаево-балкарский фольклор. Тбилиси: Кавказский дом, 1995. -84 с.
  23. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX вв. В 2-х томах. — Нальчик: Эльбрус, 1996. Т. 1. — 262с. Т. 2. — 248 с.
  24. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик: Эльбрус, 1983. — 432 с.
  25. В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. -М.: Советский писатель, 1963. 439 с.
  26. Ф.Ф. Пафос историзма. М. Современник, 1981. Т.1. — 558 с.
  27. З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: (Карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии). Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. — 312 с.
  28. Г. И. Единство и многообразие М.: Советский писатель, 1970.-335с.
  29. Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI—XIX вв.еков. Часть I. Нальчик: Эльбрус, 2000. — 320 с.
  30. И.И. Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа. Минск, 2000. — 164 с.
  31. И.И. Балкарцы и карачаевцы в этнокультурном пространстве Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 2003. — 124 с.
  32. А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. — 192 с.
  33. А.Х. Поиски и свершения. Нальчик: Эльбрус, 1978.- 139 с.
  34. Н.С. Ритм единения. М., 1986.
  35. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994.-654 с.
  36. А.В. Русский советский рассказ 50−70 х гг. — М.: Просвещение, 1978. — 208 с.
  37. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. XX в.). Биобиблиографический словарь. — Нальчик, 2003. — 441 с.
  38. Русская светская повесть первой половины XIX века. М: Советская Россия, 1990.-432 с.
  39. A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик, 2001. — 147 с.
  40. И.В. Нравственные уроки истории: современный историко-революционный роман и проблема воспитания нового человека. -М: Советский писатель, 1984.-256 с.
  41. К.К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1989.- 152 с.
  42. А.М. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. — 174 с.
  43. A.M. Кязим Мечиев. Жизнь и творчество. Нальчик: Эльбрус, 2001.-232 с.
  44. Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 2000. — 330 с.
  45. Ф.А. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза. М., 2003. — 207 с.
  46. Ф.А. Избранные труды. Нальчик: Эльбрус, 2001.- 174 с.
  47. Ф.А. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1972.- 175 с.
  48. В.Б. О теории прозы. -М.: Советский писатель, 1983.-383 с.
  49. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999.-320 с.
  50. В.Л. Художественные искания современной прозы. М: Высшая школа, 1984. — 297 с.
  51. А.А. Мир глазами горцев (О роли нартского эпоса в формировании менталитета северокавказских народов) // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. Краснодар, № 4,2005. С. 6−8.
  52. ЮЗ.Бекизова JI.A. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986. — С. 19−31.
  53. КиреевМ. Отвечая старой песне //Дон, 1958, № 2.-С. 180−181.
  54. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. 182с.
  55. С.О. Антропологический и онтологический типы романа // Caucasus philologia. ПГЛУ Пятигорск, № 1, 2006. С. 30−33.
  56. Синтез в русской и мировой художественной культуре. Сб.ст. третьей научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2003. -224 с.
  57. Синтез в русской и мировой художественной культуре. Сб. ст. научно-практической конференции. -М.:МГПУ, 2000. 186 с.
  58. К.К. От схемы к характеру: Заметки о прозе Северного
  59. Кавказа // Дружба народов. 1980. — С. 31−48.
  60. С. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области // СМОМПК, вып.1. Тифлис, 1881.
  61. Р.Я. Некоторые эстетические особенности нартовского эпоса // Проблемы осетинского нартовского эпоса. Владикавказ, 2000.1.I
  62. И. Боранда (В буране). Рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1961. (На бал к. языке).
  63. И. Бекболат бла жашау (Бекболат и жизнь). Рассказ // Шуёхлукъ. Нальчик, 1972. № 2. (На балк. языке).
  64. М. Человек на марше. Повести. Нальчик: Эльбрус, 1982.
  65. М. Сердца и руки золотые. Очерки и рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1965. (На балк. языке).
  66. . Атама сезюм (Разговор с отцом). Повести и рассказы. -Нальчик: Эльбрус, 1983. (На балк. языке).
  67. . Жыяу жолчукъ (Тропинка). Повести и рассказы. -Нальчик: Эльбрус, 1968. (На балк. языке).
  68. . Жангы талисман (Новый талисман). Роман. Нальчик: Эльбрус, 1970. (На балк. языке).
  69. . Адилгерий. Повесть. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1961. (На балк. языке).
  70. . Бекир. Повесть. Нальчик, 1933.
  71. Э. Карагач дерево памяти. Повести и рассказы. — Нальчик: Эльбрус, 1993.
  72. Э. Къуанчынгдан юлюш эт (Поделись своей радостью). Рассказ // Шуёхлукъ. Нальчик, 1972. № 2. (На балк. языке).
  73. Э. Къызыл ёзен (Красная гора). Рассказ // Шуёхлукъ. -Нальчик, 1971. № 4. (На балк. языке).
  74. М. Терек бойнунда (На берегу Терека) — Актер эм суратчы (Актер и фотограф) — Устаз (Учитель). Очерки // Шуёхлукъ. -Нальчик, 1975. № 4. (На балк. языке).
  75. М. Жырчы (Певица). Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1972. № 2. (На балк. языке).
  76. М. Фахмуну аууазы (Голос таланта). Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1971. № 3. (На балк. языке).141.3алиханов Ж. Тау къушла (Горные орлы). Роман. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1962. (На балк. языке).
  77. X. Сайламала (Избранное: рассказы, повести, роман). -Нальчик: Эльбрус, 1976. (На балк. языке).
  78. X. Мухаммат. Повести и рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1964. (На балк. языке).
  79. X. Жер жулдузлары (Земные звезды). Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1958. (На балк. языке).
  80. X. Брест къаланы жигитлери (Герои Брестской крепости). Очерки // Шуёхлукъ. Нальчик, 1980. № 2. (На балк. языке).
  81. X. Дорбунда шкок атылды (Выстрел в пещере). Нальчик: Эльбрус, 1970. (На балк. языке).
  82. . X. Эгизле (Близнецы). Повести и рассказы. Нальчик, Эльбрус, 1968. (На балк. языке).
  83. М. Кезибан. Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1971. № 3. (На балк. языке).
  84. К. Андреев атлы колхоз (Колхоз им. Андреева). Очерк. -Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1940. (На балк. языке).
  85. А. Азатлыкъ (Воля). Роман. Нальчик: Эльбрус, 1981. (На балк. языке).
  86. А. Ташыуул (Тяжелые жернова). Роман. Нальчик: Эльбрус, 1976. (На балк. языке).
  87. А. Кюн батмайды (Солнце не заходит). Повесть. Нальчик: Эльбрус, 1971. (На балк. языке).
  88. . Ауанала (Тени). Повести и рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1985. (На балк. языке).
  89. Толгуров 3. Айыу таш (Медвежий камень). Рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1966. (На балк. языке).
  90. Толгуров 3. Алые травы. Повести. -М.: Современник, 1975.
  91. Толгуров 3. Жетегейле (Большая медведица). Роман. Нальчик: Эльбрус, 1976. (На балк. языке).
  92. . Нартланы туудукълары (Потомки Нартов). Повести и рассказы. Нальчик, 1968. (На балк. языке).
  93. А. Школчула (Школьники). Рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1934. (На балк. языке).
  94. С. Рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1940. (На балк. языке).
  95. М. Бедикчи къыз (Девушка из Бедика). Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1980. № 2. (На балк. языке).
  96. М. Мурат. Роман. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1964. (На балк. языке).
  97. М. Кечерлеми? (Простят ли?). Повести и рассказы. -Нальчик: Эльбрус, 1969. (На балк. языке).
  98. X. Тауланы чынты жигити (Горный жигит). Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1971. № 3. (На балк. языке).
  99. О. Къаяла унутмагьандыла (Горы не забыли). Повесть. -Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1958. (На балк. языке).
  100. О. Тарда (В теснине). Роман. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1961. (На балк. языке).
Заполнить форму текущей работой