Актуальность этой проблемы такова, что формирование пространственных представлений связано с интеграцией работы различных анализаторов (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой) и с обобщением чувственного опыта дошкольников. У детей с ЗПР были обнаружены следующие особенности формирования пространственных представлений: ощущение собственного тела в пространстве; ощущение по отношению к предметам в пространстве; восприятие предметов в пространстве по отношению друг к другу; формирование пространственной лексики. Однако практика показывает, что у многих дошкольников с ЗПР трудности в ориентировке в пространстве сохраняются до школьного возраста, чем и обусловливается важность изучения данного вопроса и поиска путей повышения эффективности работы в данном направлении.
Первая глава исследования посвящена психолого-педагогической характеристике дошкольников с ЗПР и теоретическим основам развития элементарных математических представлений у них, раскрыты особенности формирования пространственных представлений у детей с ЗПР. Они заключаются в ощущении собственного тела в пространстве; ощущении по отношению к предметам в пространстве; восприятии предметов в пространстве по отношению друг к другу; формировании пространственной лексики.
На этапе констатирующего эксперимента мы ставили своей задачей определить сформированность пространственных представлений у детей 4-х лет с зпр и в норме; выявить уровни развития пространственных представлений В итоге было обнаружено, что у большенства детей 4-х летнего возраста с ЗПР, обнаружен низкий уровень сформированности пространственных представлений. Учитывая это, а также принимая во внимание какое большое значение имеет развитие пространственных представлений для усвоения образовательной программы, мы сочли целесообразным проведение коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование пространственных представлений у детей 4- х летнего возраста.
В дальнейшем, в ходе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс дидактических игр по развитию пространственных представлений у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста. Они были разработаны на основе методических рекомендаций Б. А. Архипова, А. В. Семенова, И. Н. Садовникова и Л. А. Пепик, А. В. Семенович.
Сюда вошли такие игры, как:
- — Игры на развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.
- — Игры на формирование представлений о «схеме собственного тела».
- — Игры на развитие ориентировки в окружающем пространстве.
- — Игры на развитие ориентировки в двумерном пространстве.
- — Игры на развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Апробация игр доказала что эффективность коррекционной работы по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР повышается, если при ее организации учитывать развитие пространственных представлений в онтогенезе:
- — ощущение собственного тела в пространстве;
- — ощущение по отношению к предметам в пространстве;
- — восприятие предметов в пространстве по отношению друг к другу;
- — формирование пространственной лексики.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась.